В настоящее время еще нельзя сказать, что в строительстве сельских жилых домов наступил полный поворот в сторону улучшения внутренней планировки домов и их благоустройства. Однако появление элементов нового, передового в строительстве и благоустройстве жилых домов на селе, стремление людей приблизить их к типу городских домов указывают на необходимость усиления внимания к вопросам жилищного строительства на селе.
Поступила 22/У1 1961 г.
-йг -Аг
ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРЕБЫВАНИЯ УЧАЩИХСЯ В ШКОЛАХ
ПРОДЛЕННОГО ДНЯ
Кандидат медицинских наук Г. В. Колчина
Из кафедры общей гигиены Донецкого медицинского института
•
В связи со специальным постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР в стране широко организуются школы и группы с продленным днем. В настоящее время на Украине работает 104 школы и 3542 группы продленного дня, включающие 135 000 детей преимущественно начальных классов. Задачей настоящей работы явилось изучение эффективности пребывания детей начальных классов в школах с продленным днем.
Наблюдения проводили в двух школах продленного дня в Донецк (Донбасс). Параллельно вели исследования в двух общеобразовательных школах. Под наблюдением находилось 852 ребенка 7—И-летнего возраста (306 детей из школ продленного дня и 646 из общеобразовательных школ). Изучали суточный режим, успеваемость, посещаемость, состояние здоровья и физическое развитие детей.
Эффективность учебной работы школьников в значительной степени зависит от того, насколько целесообразно построен их распорядок дня. Учебная работа в школах продленного дня проводится по учебному плану общеобразовательных школ. Наблюдение за организацией режима и физического воспитания повседневно осуществляет врач и медицинская сестра.
Учащиеся в школах продленного дня (№ 18 и 29) занимаются в одну смену. Занятия в одной из них начинаются с 8 часов, в другой — с 9 часов. Дети расходятся по домам в 18 часов. В школе № 29 режим дня одинаков для учащихся всех возрастных групп, в школе № 18 он составлен дифференцированно, по классам. Продолжительность уроков во всех классах 45 минут. Первая большая перемена (20 минут), во время которой ученики завтракают, устраивается после второго урока. Вторую большую перемену (тоже 20 минут) после третьего урока учащиеся используют для пребывания на открытом воздухе. Всего на воздухе по расписанию дети должны быть 1У2—2 часа. Дневной сон в школах организован для детей 1-х классов и ослаблен-
X
сз
е* о
н
и я
гГ о
Таблица 1 1
Показатели физического развития и их изменения (средние данные)
Пол
В школах продленного дня В общеобразовательных школах
число детей • вес и прибавка (в кг) рост и прибавка (в см) окружность грудной клетки и прибавка (в см) число детей • СО 03 \о — с «\» * г а 0 01 я м а: рост и прибавка (в см) ]> окружность грудной клетки прибавка в см
7
7
8 8 9 9
10 10' 11 11
Девочки
Мальчики
Девочки
Мальчики
Девочки
Мальчики
Девочки
Мальчики
Девочки
Мальчики
30 43 38 40 24 38 30 38 13 12
2,0 1,8 1,8 1,9 2,0 1,2 1,9 2,0
2.3
2.4
2,1 2,2
2.3
2.4 2,1 2,2 2,3 2,2 2,1 2,1
2,1
2,2 2,0 2,1 2,2 2,1 2,2 2,4 2,0 1,9
31
28
43
45
44 42 36 30 18 20
0,9 0,8 0,9
1.3 1,0 0,9 1,2 1,8
1.4
1.5
1,6 1,4
1,8 1,6
1.4
1.5 1,8
1.6 1,9 1,6
1,2 1,0 1,0 1,1 1,1 1,2
1.3 1,0
1.4 1,2
пых. Под спальные комнаты выделены типовые классные комнаты, оборудованные кроватями. В теплую погоду сон проводится при открытых окнах или форточках. Температура в спальных комнатах 16—18°. Продолжительность сна 17г часа. Обед в школе № 18 для 1—2-х классов в 13 часов, для 3—4-х классов в 14 часов. В школе № 29 обед для всех учащихся в 14 часов, а в субботу на час раньше. В школе № 18 с 15 часов и в школе № 29 с 16 часов отводится время на приготовление уроков, продолжительность которого зависит от класса обучения. Отмечено, что дети, выполнившие домашние задания, продолжают оставаться в классе, в то время как их можно выводить на прогулку, если бы был свободный воспитатель.
Суточный режим учащихся 1—4-х классов общеобразовательных школ изучали по специально разработанным опросным недельным хронометражным листам, которые заполнялись родителями. Установлено, что 38,9% учащихся не выполняют режима. У 10,3% школьников продолжительность сна сокращена более чем на час против
положенного по режиму. Ложат-
Таблица 2
Заболеваемость школьников за первое полугодие
Г960/61 учебного года
Заболевание
В школах продленного дня
о о та со
о! с; а
О 00 X о у ч
X
о! со X н
о 3
ГГ
^ О
о ад
и: с г£
В общеобразовательных школах
о о
СО
X
С X
с; та
о с
X о
у ч
X
л з
2 = « х н о и Д-о — э- >»
5 (=95
с; о Ф О О. =
ЬС С
Катар верхних дыхательных путей . . .
Пневмония .....
Ангина.......
Скарлатина.....
Корь........
Ветряная оспа . . . .
Бронхит......
Гепатит .......
Паротит .......
35 4 20 7 3 1 2
226 60 154 102 34 И 24
48 2
24 И
7
5
9
Лш*
6 4
250 43 172 188 78 58 22 170 41
Итого
72
611
109
1022
ся спать позднее установленного режима 22,9% учащихся. На подготовку домашних заданий 28,9% учащихся затрачивают больше времени, чем следует, 21,5% детей гуляют около часа.
Для оценки эффективности пребывания детей в школах продленного дня изучено изменение веса, роста, окружности грудной клетки. Исходные данные, полученные в сентябре 1960 г., были сопоставлены со сведениями за май 1961 г. Число детей ниже среднего и среднего физического развития в школах продленного дня в начале учебного года было больше, чем в общеобразовательных школах. В табл. 1 представлены прибавки веса, роста и окружности груди учащихся за 8 месяцев.
Из табл. 1 видно, что средние прибавки веса, роста, окружности грудной клетки детей, занимающихся в школах с продленным днем, превышают соответствующие показатели учащихся общеобразовательных школ.
Мы изучали заболеваемость школьников за первое полугодие
Показатели успеваемости учащихся
Таблица 3
1-й класс 2-й класс 3-й класс 4-й класс • Итого
Оценка % число детей % ♦ число детей % число детей % число детей • о/ /о число детей %
В школах продленного дня
Отлично.....
Хорошо.....
Удовлетворительно Неудовлетворительно .....
Отлично.....
Хорошо.....
Удовлетворительно Неудовлетворительно .....
657 45,3 383 40,8 214 21,3 584' 38,1 1 838 37,2
535 37 407 43,2 431 42,6 612 39,9 1 985 40,2
258 17,7 151 16,2 358 35,4 328 21,4 1 095 21,1
- - 8 0,8 0,7 10 0,6 25 . 0,5
В общеобразовательных школзх
793 981 372 136,7 45,4 17,8 452 993 671 21,1 46,5 31,7 558 747 1 142 22,5 30,1 46,1 572 851 856 24.7 36.8 37,1 2 375 . 3 482 3 140
• 3 0,1 15 0,7 33 1,3 31 1,4 82
1960/61 учебного года на 643 детях (306 из школ продленного дня и 337 из массовых общеобразовательных школ) (табл. 2).
Из табл. 2 видно, что в общеобразовательных школах заболеваемость выше, а количество пропущенных дней больше. Посещаемость в школах продленного дня выше; отсутствовавшие на уроках составили 23,6%, а в общеобразовательных школах—30,5%.
Успеваемость за первое полугодие 1960/61 учебного года в школах продленного дня также выше (табл. 3).
Из изложенного следует, что строгий режим, включающий рациональное и своевременное питание, улучшает физическое развитие детей, снижает заболеваемость и число пропущенных уроков.
Поступила 31 /V 1961 г.
ъ & &
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ САНИТАРНЫЕ ПРАВИЛА РАССАЖИВАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ И РАССТАНОВКА ПАРТ В КЛАССАХ
Аспирант И. И. Рагозин •
Из кафедры общей гигиены Томского медицинского института
Еще в прошлом столетии было установлено, что размеры школьных парт играют большую роль в происхождении и развитии таких заболеваний, как близорукость и искривление позвоночника.
Впервые в 1838 г. Бернард предъявил некоторые требования к размерам школьной мебели. Фарнер в 1861 г. дал научное обоснование размеров детской мебели, вычисленных по средним размерам отдельных частей тела. Наибольшее распространение в нашей стране получила парта конструкции Ф. Ф. Эрисмана, впоследствии усовершенствованная. При изготовлении парт необходимо руководствоваться ГОСТ. Однако практически его не всегда придерживаются, о чем свидетельствуют работы 3. П. Ко-вальковой, А. Н. Николаева и др.
Мы обследовали 63 сельские школы: 3 десятилетние, 2 восьмилетние, 11 семилетних и 47 начальных школ с общим числом учащихся 4283. Обследование проводили в Туганском районе Томской области. Изучая санитарно-гигиенические условия в школах, мы одновременно занимались маркировкой парт. Из 1502 промаркированных парт 1393 нестандартные, что составляет 92,8%. Отрицательная и нулевая дистанция обнаружена у 792 парт (52,7%), положительная — у 710 (47,3%). Из 710 парт положительная дистанция до 5 см наблюдается у 50,6%, от 6 до 10 см— у 29,4%, выше 10 см — у 20% парт. Существуют парты с положительной дистанцией до 20 см. Угол наклона до 15° имеет 7,8% парт, 15°— 10,9%, 15—20°—37,1 %, 21 —25°—41,3 %, выше 25°—1,1 % парт.
В некоторых школах вместо парт пользуются столами. У 52,7% парт нет откидных крышек. Из числа парт с откидными крышками только у 59 они укреплены на внутренних шарнирах. Наличие же наружных шарниров вынуждает учащихся принимать неправильные позы, даже если парта по размерам и соответствует их росту, так как они не могут правильно расположить тетрадь на парте. Крышки стола парт длиной 100 см составляют 6,9%, ПО см — 28,2%, 120 см — 60,2%, 150 см — 4,7%. Крышки парт шириной 31—41 см составляют . 10,7%, 42—45 см — 87,5%, более 45 см—1,8%; 842 парты не имеют углубления сидений. Сидения шириной до 20 см встречаются у 1,4% парт, 21—25 см — у 17,97%, 26—30 см — у 78,9%, более 30 смут 1,73% парт. Высота спинки парт до 20 см составляет 3,3% от общего числа парт, 20—25 см — 20%, 26—30 см — 63%, 31—35 см— 5,9%. Вообще не имеют спинок 7,8% парт. Черная глянцевая окраска парт отмечена в 90—95% случаев.
Таким образом, по всем основным размерам промаркированные парты в большинстве случаев не отвечают предъявляемым к ним требованиям. Аналогичная картина наблюдается и в других районах области и даже в городе. Такое положение объясняется тем, что многие парты изготовлены очень давно кустарным способом, а иногда их готовят непосредственно при школах. При приеме парт от изготовляющих организаций никто их не маркирует.
Если маркировать парты согласно существующей инструкции, то нестандартных парт, промаркированных нами, будет не 92,8%, а только 57,6%. При такой маркировке создается видимость благополучия в отношении соответствия размеров парт их номерам, тогда как учащиеся все равно не будут иметь возможности правильно сидеть за партой.
В связи с этим «Обязательные санитарные правила рассаживания школьников и расстановки парт в классах», утвержденные Главным государственным инспектором РСФСР 25/VIII 1945 г. (Приложение 2 к приказу Министерства здравоохранения
7 Гигиена и санитария, JNfs 1
97