Научная статья на тему 'ПО ПОВОДУ СТАТЬИ Г.В. КОЛЧИНОП "ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРЕБЫВАНИЯ УЧАЩИХСЯ В ШКОЛЕ ПРОДЛЕННОГО ДНЯ"'

ПО ПОВОДУ СТАТЬИ Г.В. КОЛЧИНОП "ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРЕБЫВАНИЯ УЧАЩИХСЯ В ШКОЛЕ ПРОДЛЕННОГО ДНЯ" Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
7
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПО ПОВОДУ СТАТЬИ Г.В. КОЛЧИНОП "ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРЕБЫВАНИЯ УЧАЩИХСЯ В ШКОЛЕ ПРОДЛЕННОГО ДНЯ"»

СТАТИСТИЧЕСКИЕ ПОГРЕШНОСТИ

Кандидат медицинских наук М, С. Каценеленбаум (Москва)

В статье кандидата медицинских наук Г. В. Колчиной «Об эффективности пребывания учащихся в школах продленного дня» в общем интересной и актуальной, имеются досадные статистические погрешности, в которых повинны как редакция журнала, так и автор статьи. Так, во втором абзаце на стр. 95 указано, что под наблюдением находилось 852 ребенка, а в скобках приводятся слагаемые, которые в сумме дают 952 (306 + 646) человек. В действительности же под наблюдением было не 852 или 952 (что может быть простой опечаткой), а 643 ребенка. Последнее подтверждает и табл. 1 (сумма 10 возрастных групп мальчиков и девочек в наблюдаемых объектах) и первой строкой на стр. 97. В табл. 1 автор приводит материал о физическом развитии детей двух групп, аргументируя различиями в средних прибавках роста и веса и т. д. Делает он это, к сожалению, неправильно, так как различия в средних вариационного ряда и их достоверность определяются методом ошибок, а не арифметической разницей. Тем самым автор пошел по неубедительному пути и не привел типичных статистических величин — сигму и ошибку, что придало бы приведенной таблице необходимую научную опору. Рассуждения и выводы автора остаются вследствие этого неубедительными. Что касается табл. 2, то на основании представленных абсолютных данных легко подсчитать, что различия недостоверны (формула достоверности относительных чисел). Приходится сожалеть, что интересный материал статистически не обработан.

Поступила 18/V 1962 г.

Ъ Ъ <Г

ПО ПОВОДУ СТАТЬИ Г. В. КОЛЧИНОЙ «ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРЕБЫВАНИЯ УЧАЩИХСЯ В ШКОЛЕ ПРОДЛЕННОГО ДНЯ»1

^ Доктор Ханнелёре Вольф (ГДР)

Исследуемая тема является в настоящее время очень интересной не только для СССР, но и для ГДР, так как в ГДР создается все больше школ продленного дня. Поэтому я с особым интересом прочла статью Г. В. Колчиной. Автор пишет в заключении: «Из изложенного следует, что строгий режим, включающий рациональное и своевременное питание, улучшает физическое развитие детей, снижает заболеваемость и число пропущенных уроков». Вот именно с этим ясным заключением я не могу согласиться, так как основа этого заключения, по-моему, недостаточно убедительна.

Основная ошибка заключается в неправильном применении статистического метода работы. Действительно, на первый взгляд, кажется, что табл. 1 дала основу для такого заключения в отношении физического развития детей. Но, во-первых, не приведены исходные данные ни о весе, ни о росте. Чистый средний прирост этих показателей в таком виде не может служить доказательством. На основании многолетних исследований Целлера (2е11ег) мы знаем, что в возрасте 6—9 лет происходит так называемое первое изменение детского облика. Скорость и начало этого изменения у отдельных детей могут быть разны-

1 Гигиена и санитария, 1962, К? 1.

ми: доказано, что бывают так называемые поздно развивающиеся дети. Эти дети могут за очень короткий срок догнать остальных нормально развивающихся детей (Целлер. 1957).

Может быть, среди учащихся в школах продленного дня было большее количество именно таких детей, которые за исследуемый, в общем очень короткий, срок догнали в своем физическом развитии остальных, что выражалось, конечно, в большем прибавлении их в весе и росте. Во-вторых, надо было бы приводить исходные абсолютные данные о весе и росте, чтобы можно было их сравнить со стандартными данными о весе и росте детей отдельных возрастов. Мне таблицы стандартных данных СССР неизвестны, но, очевидно, они есть, как и в Румынии, Чехословакии и в ГДР [Маркуссом (МагсиББош Н., 1961) и др.].

Новейшие стандартные данные для ГДР по 1957 г. приведены в таблице (Маркуссом, 1961).

Возраст (в годах) Число исследований Рост (в см) Стандартные отклонения (в см) Вес (в кг) Стандартные отклонения (в кг) Объем грудной клетки (в см) Стандартные отклонения (в см)

( 7 8 Мальчики J 1 10 ' 4 400 4 425 4 107 4 223 119,86 125,41 130,76 135,67 5,55 5,67 5,97 6,31 22,42 24,73 27,28 29,97 2,99 3,35 3,85 4,33 58,90 60,70 62,74 64,90 3,37 3,53 3,70 4,01

f 7 Девочки J ® 1» 4 321 4 252 3 971 4 152 119,27 124,55 130,03 135,26 5,46 5,81 6,08 6,45 21,95 24,31 27,06 29,97 3,04 3,54 4,17 4,97 57,59 59,55 61,88 64,90 3,48 3,69 4,08 4,54

В связи со статьей Г. В. Колчиной эта таблица интересна тем, что • в ней приведены довольно широкие средние, т. е. стандартные отклонения в показателях веса, роста и объема грудной клетки, причем эти данные достоверны, ибо число исследованных детей каждого возраста велико и по математико-статистическим требованиям исключает известную «ошибку малых чисел». Кроме того, установлено, что соотношения • между весом, ростом и объемом грудной клетки гораздо ближе, чем ■ соотношения между весом, объемом грудной клетки и возрастом.

В табл. 1 Г. В. Колчиной все данные относятся только к возрастным группам, т. е. эти факты совершенно не учтены. Число исследованных отдельных возрастных групп в табл. 1 невелико, поэтому не исключена возможность «ошибки малых чисел». Надо было бы доказать, что данные и по статистическим методам действительно являются верным -доказательством заключения, сделанного автором.

Из-за всего сказанного выше мне кажется, что эффективность пребывания детей в школах продленного дня в отношении физического их развития данными автора, к сожалению, не доказана.

ЛИТЕРАТУРА

Большакова М. А. Гиг. и сан., 1958. № 1, стр. 32.— Zelle г W., Konstitution und En4Wicklung. Göttingen, 1952. — M а г с u s s о m H., Das Wachstum von Kindern und Jugendlichen in der Deutschen Demokratischen Republik. Berlin, 1961.

Поступила 27/VIII 1962 r

* * *

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.