Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНИКОВ Г. БИШКЕК В ДИНАМИКЕ ЗА 50 ЛЕТ '

ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНИКОВ Г. БИШКЕК В ДИНАМИКЕ ЗА 50 ЛЕТ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
58
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНИКОВ Г. БИШКЕК В ДИНАМИКЕ ЗА 50 ЛЕТ »

МЕДИЦИНА

ежемесячный научно-практическии медицинским журнал

ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНИКОВ Г. БИШКЕК В ДИНАМИКЕ ЗА 50 ЛЕТ

бишкек шаарынын окуучуларынын физикалык eсyшyнyн негизги

кeрсeткyчтeрyнyн 50 жылдагы динамикасы

Борисов Е.Ю., Грехова Ю., Мануйленко Ю.И.

Кафедра гигиены КРСУ

Основной отличительной особенностью детей и подростков является их рост и развитие. Длина тела, вес (накопление массы) и развитие (дифференцирование различных органов и систем) — эти основные процессы, которые постоянно совершаются в организме ребенка, но не всегда протекают параллельно. В одни возрастные периоды преобладают процессы роста, а в другие — процессы развития различных органов и систем. Возрастные различия в значительной мере определяют преобладание роста или развития у детей.

Очень важно знать, какие величины того или иного признака физического развития соответствуют данному возрасту ребенка, каковы ежегодные приросты длины и массы тела в норме, для того чтобы своевременно уловить отклонения в ходе индивидуального развития ребенка. Для правильной оценки физического развития все измерения необходимо производить на обнаженныхдетях в первую половину дня, так как длина и масса тела в течение суток колеблется. Длина тела к вечеру обычно уменьшается на 0,5—1 см, а масса увеличивается. Необходимым условием правильного медицинского обслуживания детей и подростков является систематическое наблюдение за их физическим развитием и состоянием здоровья ^.Непрерывно протекающие процессы обмена веществ и энергии в организме человека, определяют особенности его роста и развития. Темпы изменений длины, массы тела и окружности грудной клетки в различные периоды жизни не одинаковы. Об этом мы можем судить, если вспомнить свое развитие в дошкольном и школьном возрасте. Отличительные особенности имеются у юношей и девушек, людей в зрелом и пожилом возрасте. Последовательность в увеличении длины, массы тела и различных его частей запрограммированы наследственными механизмами и при оптимальных условиях жизнедеятельности идут в определенной последовательности. Однако, некоторые факторы могут не только нарушить последовательность развития, но и вызвать необратимые изменения. К внешним факторам относятся социальные условия, нерациональное питание, малоподвижный образ жизни, различные заболевания, вредные привычки; нарушение режима труда и отдыха, экологические факторы. Ко внутренним относятся наследственные, эндокринные нарушения и неблагоприятное внутриутробное развитие[5].

Несмотря на достаточно обширный фактический материал по изучению физического развития и функционального состояния детей и подростков в работах Афанасенко П.П. [1], Мануйленко Ю.И. [6],Годиной Е.З. [4]и других авторов, крайне недостаточно работ по комплексномуизучению показателей здоровья и физического развития с детальной компьютерной обработкой результатов исследования, с применением методов вариационной статистики.

Физическое развитие внастоящее время является одним из основных критериев оценки здоровья и индикатором состояний, используемых для расчета патологического груза болезней населения мира. Многие ученые отмечают, что здоровье детей определяется показателями физического развития [2].

Нами было обследовано 1157 учащихся двух общеобразовательных школ г. Бишкек. Исследования физического развития проводились по 40 параметрам у учащихся в возрасте от 8 до 18 лет по методике А. Б. Ставицкой и Д. И. Арон [7]. Фактический материал подвергнут стандартной статистической и компьютерной обработке. Для каждого признака определялись среднее арифметические величины (М), среднеквадратическое отклонение (а), коэффициент вариации, регрессии и их ошибки. В данной работе мы оценивали основные антропометрические показатели: длину тела (см), массу тела (кг) и окружность грудной клетки в паузе (см).

ДЛИНА ТЕЛА (рост стоя) - наиболее стабильный и информативный показатель физического развития. Он в большей степени отражает сложные морфофизиологические процессы, происходящие в организме, чем масса тела и находиться под контролем генотипа.

Анализ полученных данных свидетельствует о том, что наблюдается непрерывное увеличение показателей роста, и эти изменения у мальчиков происходят в пределах от 126,8 см до 177.8 сма у девочек от 125,6 см до 163,4 см.

Масса тела является одним из наиболее существенных показателей физического развития детей и подростков, определяющим влияние на него различных эндогенных и экзогенных факторов. Динамика массы тела носит динамичный характер и свидетельствует о непрерывном увеличении веса с возрастом. Величина массы тела

ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНИКОВ Г. БИШКЕК...

Таблица 1.

средние величины основных антропометрических показателей.

Длина тела(см) Масса тела (кг) Окр.гр.кл (см)

Возраст Мальчики Девочки Мальчики Девочки Мальчики Девочки

8 126,81 125,67 26,28 24,73 59,3 56,02

9 128,06 132,15 26,15 27,88 59,71 58,53

10 138,77 136,6 32,33 31,35 63,04 62,12

11 143,17 144,55 34,34 34,32 64,83 65,46

12 149,78 151,53 40,74 39,67 70,86 69,22

13 156,98 157,35 42,87 45,38 73,71 74,84

14 164,28 159,51 49,41 48,11 77,52 75,51

15 170,34 160,93 54,86 52,72 77,02 78,89

16 169,08 163,45 59,3 52,77 82,02 78,62

17 176,36 163,68 61,64 53,18 83,96 79,45

18 177,86 163,43 64,5 51,56 85,6 79,37

Таблица 2

Девочки Рост стоя в см Масса тела в кг Окр.гр.кл. в паузе, в см

Возраст Борисов Афанасенко Борисов Афанасенко Борисов Афанасенко

7 121,33 23,07 59,72

8 125,67 123,94 24,73 24,64 56,02 61,19

9 132,15 127,93 27,88 26,61 58,53 63,36

10 136,6 134,58 31,35 30,18 62,12 65,35

11 144,55 139,65 34,32 33,25 65,46 68,19

12 151,53 145,28 39,67 36,86 69,22 71,84

13 157,35 151,75 45,38 43,44 74,84 75,8

14 159,51 154,89 48,11 47,12 75,51 78,54

15 160,93 52,72 78,89

16 163,45 52,77 78,62

17 163,68 53,18 79,45

18 163,43 51,56 79,37

у мальчиков от 8 до 18 лет увеличивается с 26,2 кг до 64,5 кг, а у девочек с 24,7 до 51,5 кг.

Окружность грудной клетки в паузе между вдохом и выдохом зависит от объема полости грудной клетки, а также от угла стояния реберных дуг, развития грудных мышц и подкожно-жирового слоя. Величина окружности грудной клетки у детей подростков от 8 до 18 лет увеличивается в пределах от 59 см до 85,6 см. у мальчиков, а у девочек с 56,5 см до 81,3 см у девочек (таблица 1).

целью нашей работы было выяснение процессов акселерации в настоящий период.

Акселерация - это ускоренное биологическое развитие всех органов и систем, показателей физического развития [3].

Подобные изменения начали регистрироваться еще 100-150 лет назад. С тех пор, как в практику медицинских обследований были введены антропометрические измерения, стали замечать, что от десятилетия к десятилетию рост детей увеличивается и половое созревание наступает в более раннем возрасте. Это явление получило название акселерации (от латинского словаассе!ега^о - ускорение) [5]. Процесс акселерации коснулся всех стран мира, в том числе Кыргызстана и России. Археологические исследования, которые были проведены на месте знаменитой Полтавской бит-

вы, показали, что рост солдата времен Петра I был ниже современного взрослого человека, в среднем, на 20 см. Длина тела детей в возрасте 15 лет в 1970 г. по сравнению с 1882 г. увеличилась на 19-20 см. В западной Европе, в целом, увеличение роста взрослого человека на 1 см каждое десятилетие отмечалось на протяжении 100 лет. Подрастающее поколение как бы соревнуется между собой, кто быстрее совершит свой путь от рождения до статуса взрослого человека. Наиболее изученным историческим периодом является всплеск акселерации в 60-е - 70 - е годы XX века. Прежде всего это связано с тем, что прошло уже достаточное время после Великой Отечественной войны, была устранена разруха, наблюдался промышленный рост и значительный научно - технический прогресс. В связи с этим, можно выделить несколько причин акселерации. Ученые прогнозируют и в дальнейшем нарастание процессов акселерации в африканских странах, но в большинстве стран мира за последние десятилетия темпы роста и развития резко снизились [3].

Причины акселерации:миграция населения, смешанные браки, сменившиеся биологические ритмы жизни, изменение особенностей и качества питания.

Для подтверждения этого тезиса мы сравнили

медицина ежемесячный научно-практический медицинский журнал

Таблица 3

Мальчики Рост стоя в см Масса тела в кг Окр.гр.кл. в паузе, в см

Возраст Борисов Афанасенко Борисов Афанасенко Борисов Афанасенко

7 121,52 23,7 60,93

8 126,81 124,96 26,28 25,36 59,3 62,67

9 128,06 129,84 26,15 27,33 59,71 64,88

10 138,77 135,09 32,33 31,2 63,04 67,56

11 143,17 138,7 34,34 32,59 64,83 68,98

12 149,78 143,47 40,74 35,92 70,86 71,33

13 156,98 148,82 42,87 39,63 73,71 73,9

14 164,28 156,91 49,41 46,44 77,52 77,95

15 170,34 54,86 77,02

16 169,08 59,3 82,02

17 176,36 61,64 83,96

18 177,86 64,5 85,6

полученные нами данные с данными Афанасенко П.П. [1], полученные при обследовании школьников города Фрунзе в 60-х годах.

При этом очевидно, что по всем трем показателям темпы годовых приростов у школьников

Девочки

iso 170

и 160 ^—~~

i1" -

С 140 У--

| НО ^ 110 110

7 S 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 Возраст

-------Афанзсенно —■— Борисов

Рис. 1

Мальчики

70

7 S 9 10 11 12 13 14 15 16 17 1S Возраст

Афанасенко -Бо рисов

Рис. 3

Мальчики

.......Афанасенко -Борисов

г. Бишкек (2009-2011 гг.) оказались значительно выше, чем у их сверстников г. Фрунзе (1961-1962 гг.) (табл. 2, 3), за исключением показателей окружности грудной клетки. Все это наглядно демонстрируют рисунки 1-2, 3-4, 5-6.

Мальчики

о. 12о 110

7 S 9 10 11 12 Ii 14 15 16 17 18 Возраст

.......Афанасенко -Борисов

Рис. 2

Девочки

20

7 3 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 Возраст

Афанасенко -Бо рисов

Рис. 4

Девочки

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7 S 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 Название

.......Афанасенко -Борисов

Рис. 5

Рис. 6

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ РУССКОГО ЧЕЛОВЕКА

Выводы

1. Данные проведенных исследований свидетельствуют о том, что основные показатели физического развития у школьников г. Бишкек (2009-2011 гг.) в возрасте 8-18 лет оказались значительно выше, чем у их сверстников 8-14 лет в г. Фрунзе (1961-1962 гг.).

2. При этом показатели окружности грудной клетки у школьников г. Фрунзе (Афанасенко П.П.) во всех данных возрастно-половых группах оказались значительно выше, чем у школьников г. Бишкек (Борисов Е.Ю., Мануйленко Ю.И.)

3. Это в значительной мере объясняется менее выраженной физической нагрузкой учащихся г. Бишкек, связанной с отсутствием уроков труда в школе, недостаточным количеством спортивных секций и значительным современным сокращением бытовой нагрузки.

Литература

1. Афанасенко П.П. Физическое развитие школьников города Фрунзе: Дисс...канд.мед. - 126 с Фрунзе,1964.

2. Борисов Е.Ю. Основные показатели физического развития городских школьников. Методика, техника, эксперимент, клиника. - Бишкек, 2011 - 67 с.

3. Властовский В. Г. Акселерация роста и развития детей. -М., 1976. - 138 с.

4. Година Е.З. Морфологические особенности и некоторые закономерности ростовых процессов у детей и подростков в условиях высокогорья Киргизии: Автореф. дис. ... канд. биол. наук. - М., 1980. - 35 с.

5. Криворуко Т. С. Гигиеническое значение изменений в биологическом развитии человека (Причины и значение акселерации развития). - Кишенев: Штиница, 1979.

6. Мануйленко Ю.И. Санитарно-гигиеническая характеристика школ и показатели здоровья школьников г. Джалал-Абад: дисс... канд. наук.- Фрунзе, 1966-145 с.

7. Ставицкая А.Б., Арон Д.И. Методика исследования физического развития детей и подростков. - М., 1959 - 26 с.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ РУССКОГО ЧЕЛОВЕКА

бишкек шаарынын окуучуларынын физикалык eсyшyhyh негизги

кeрсeткyчтeрyнyн 50 жылдагы динамикасы

А.О.Брагина - студентка Новосибирского Государственного педагогического университета Научный руководитель: д.м.н. профессор М. Г. Чухрова

Первая попытка осмыслить национальный характер русских людей не умозрительно, но опираясь на конкретные сведения о нем, принадлежат философу Н.И. Надеждину. Работая в русском географическом обществе, в 1847 г., он предложил программу широкомасштабного описания силами самих русских людей «наблюденных и замеченных» особенностей народа всюду, «где только чуется Русь». При этом имелось в виду «разбор и оценка удельного достоинства ума и народной нравственности, как оно проявляется в составляющих народ личностях» [1]. Программа была разослана по различным губерниям, и добровольные собиратели сведений из числа учителей, чиновников, направляли в Общество сотни рукописей, где описывались умственные и нравственные особенности жителей великой империи. В числе материалов были характеристики языка, быта, особенностей материальной культуры, в которых фиксировались сведения о психическом складе и менталитете русского человека, его «идолах и идеалах». Спустя полвека, 14 мая 1895 г. И.А.Сикорский в своей речи, произнесенной в торжественном заседании Славянского благотворительного общества, раскрывает черты народного характера, духовные качества, достоинства и недостатки психологии славян, акцентируя внимание на

том, что славяне вообще и русские, в частности, отличаются наклонностью к внутреннему анализу, в особенности к анализу нравственному, проявляют великую силу в деле нравственного самосохранения. Особо отмечены автором религиозная и расовая терпимость славян. Развитое, человечное чувство славян делает их беспристрастными и дает им возможность установить правильные отношения к чужим национальностям. Это чувство выражалось с незапамятных времен выдающейся и общепризнанной славянской добродетелью - гостеприимством, а впоследствии оно стало выражаться уважением ко всему иностранному, отсутствием духа партикуляризма и усвоением лучших сторон чужой культуры. Оно же, наконец, служит основанием веротерпимости и примирительного отношения к инородческим элементам, с которыми славяне соприкасаются и живут [2].

Самыми типическими чертами русского характера И.А.Сикорский называл скорбь, терпение и величие духа среди несчастий. «Славянская скорбь имеет свойства охранительного чувства, и в этом кроется ее высокое психологическое значение для нравственного здоровья; она оберегает душевный строй и обеспечивает незыблемость нравственного равновесия» [2].

Нами проведено исследование русского наци-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.