Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ РУССКОГО ЧЕЛОВЕКА '

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ РУССКОГО ЧЕЛОВЕКА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
483
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ РУССКОГО ЧЕЛОВЕКА »

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ РУССКОГО ЧЕЛОВЕКА

Выводы

1. Данные проведенных исследований свидетельствуют о том, что основные показатели физического развития у школьников г. Бишкек (2009-2011 гг.) в возрасте 8-18 лет оказались значительно выше, чем у их сверстников 8-14 лет в г. Фрунзе (1961-1962 гг.).

2. При этом показатели окружности грудной клетки у школьников г. Фрунзе (Афанасенко П.П.) во всех данных возрастно-половых группах оказались значительно выше, чем у школьников г. Бишкек (Борисов Е.Ю., Мануйленко Ю.И.)

3. Это в значительной мере объясняется менее выраженной физической нагрузкой учащихся г. Бишкек, связанной с отсутствием уроков труда в школе, недостаточным количеством спортивных секций и значительным современным сокращением бытовой нагрузки.

Литература

1. Афанасенко П.П. Физическое развитие школьников города Фрунзе: Дисс...канд.мед. - 126 с Фрунзе,1964.

2. Борисов Е.Ю. Основные показатели физического развития городских школьников. Методика, техника, эксперимент, клиника. - Бишкек, 2011 - 67 с.

3. Властовский В. Г. Акселерация роста и развития детей. -М., 1976. - 138 с.

4. Година Е.З. Морфологические особенности и некоторые закономерности ростовых процессов у детей и подростков в условиях высокогорья Киргизии: Автореф. дис. ... канд. биол. наук. - М., 1980. - 35 с.

5. Криворуко Т. С. Гигиеническое значение изменений в биологическом развитии человека (Причины и значение акселерации развития). - Кишенев: Штиница, 1979.

6. Мануйленко Ю.И. Санитарно-гигиеническая характеристика школ и показатели здоровья школьников г. Джалал-Абад: дисс... канд. наук.- Фрунзе, 1966-145 с.

7. Ставицкая А.Б., Арон Д.И. Методика исследования физического развития детей и подростков. - М., 1959 - 26 с.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ РУССКОГО ЧЕЛОВЕКА

бишкек шаарынын окуучуларынын физикалык eсyшyhyh негизги

кeрсeткyчтeрyнyн 50 жылдагы динамикасы

А.О.Брагина - студентка Новосибирского Государственного педагогического университета Научный руководитель: д.м.н. профессор М. Г. Чухрова

Первая попытка осмыслить национальный характер русских людей не умозрительно, но опираясь на конкретные сведения о нем, принадлежат философу Н.И. Надеждину. Работая в русском географическом обществе, в 1847 г., он предложил программу широкомасштабного описания силами самих русских людей «наблюденных и замеченных» особенностей народа всюду, «где только чуется Русь». При этом имелось в виду «разбор и оценка удельного достоинства ума и народной нравственности, как оно проявляется в составляющих народ личностях» [1]. Программа была разослана по различным губерниям, и добровольные собиратели сведений из числа учителей, чиновников, направляли в Общество сотни рукописей, где описывались умственные и нравственные особенности жителей великой империи. В числе материалов были характеристики языка, быта, особенностей материальной культуры, в которых фиксировались сведения о психическом складе и менталитете русского человека, его «идолах и идеалах». Спустя полвека, 14 мая 1895 г. И.А.Сикорский в своей речи, произнесенной в торжественном заседании Славянского благотворительного общества, раскрывает черты народного характера, духовные качества, достоинства и недостатки психологии славян, акцентируя внимание на

том, что славяне вообще и русские, в частности, отличаются наклонностью к внутреннему анализу, в особенности к анализу нравственному, проявляют великую силу в деле нравственного самосохранения. Особо отмечены автором религиозная и расовая терпимость славян. Развитое, человечное чувство славян делает их беспристрастными и дает им возможность установить правильные отношения к чужим национальностям. Это чувство выражалось с незапамятных времен выдающейся и общепризнанной славянской добродетелью - гостеприимством, а впоследствии оно стало выражаться уважением ко всему иностранному, отсутствием духа партикуляризма и усвоением лучших сторон чужой культуры. Оно же, наконец, служит основанием веротерпимости и примирительного отношения к инородческим элементам, с которыми славяне соприкасаются и живут [2].

Самыми типическими чертами русского характера И.А.Сикорский называл скорбь, терпение и величие духа среди несчастий. «Славянская скорбь имеет свойства охранительного чувства, и в этом кроется ее высокое психологическое значение для нравственного здоровья; она оберегает душевный строй и обеспечивает незыблемость нравственного равновесия» [2].

Нами проведено исследование русского наци-

МЕДИЦИНА

ежемесячный научно-практическии медицинским журнал

онального характера среди студентов новосибирских ВУЗов, всего 100 человек 19-22 лет, методом интервьюирования и путем анкетирования с помощью собственного опросника, содержащего вопросы, раскрывающие характер человека, его привычки, его ценностные ориентации, его отношение к православной религии, отношение к «инородцам», к другим конфессиям, к власти и государству, к Родине, к наследию предков.

Сравнивая исторические описания характера русского племени и других племен славянской расы (Надеждин Н.И., Сикорский И.А.), мы обнаружили те же основные черты, которые отмечались много веков назад: то же славянское миролюбие и гостеприимство, ту же любовь к труду, те же семейные добродетели, тот же идеализм, патриотизм, ту же славянскую рознь и ту же нерешительность характера, которые отличали большую часть славян в течение тысяч лет их исторической жизни. Механизм формирования религиозной идентичности тесно связан с конструированием социальных общностей, самосознания и самооценки, с социально-психологическими характеристиками личности. Потребность в высшей силе и поддержке испытывают более 50% опрошенных молодых людей. Это указывает на неуверенность в завтрашнем дне, на сниженную ответственность.

В 1948 г. великий русский мыслитель И.А. Ильин в своем знаменитом эссе «О русской идее» утверждает, что «главное в жизни есть любовь, и именно любовью строится совместная жизнь на земле, ибо из любви родится вера и вся культура духа ... Любовь есть основная духовно-творческая сила русской души. Без любви русский человек есть неудавшееся существо. Цивилизующие суррогаты любви (долг, дисциплина, формальная лояльность, гипноз внешней законопослушности)

- сами по себе ему мало свойственны. Без любви

- он или лениво прозябает, или склоняется ко вседозволенности. ни во что не веруя, русский человек становится пустым существом, без идеала и без цели» [3]. Эти мысли очень актуальны сегодня, когда наблюдается повсеместное падение духовно-нравственных идеалов среди молодежи, подмена их прагматизмом, потребительством, иждивенчеством. необходимо оздоровление самого духа нации, которая, по словам Н.М.Карамзина [4], смелостью и мужеством снискала господство над шестою частью мира и достойна великого будущего. Тонкое чувство славянской натуры, дающее возможность проникать глубоко и видеть вещи в их настоящем свете, делает славянина равно свободным как от сентиментальности, так и от пессимизма, поддерживает в его душе непоколебимую веру в лучшее будущее [3].

Так же, невозможно представить состоявшегося человека без памяти о прожитых годах, поскольку память - это инструмент, посредством чего человек может ориентироваться в существующей

действительности только благодаря опыту, накопленному в течение прожитых лет, и также опыту, который человек воспринимает от своих предков: родителей, дедов, прадедов. Человек без знания исторических фактов, зачастую лишается возможности чувствовать себя единой общностью, народом, который живет в унисон с людьми из одного народа. Эта общая память поднимала народ на защиту своих земель от иноземных захватчиков, консолидировала людей в единый организм для защиты общих интересов. Большинство опрошенных считают главной ценностью в жизни семью, детей и родственников, что так же характеризует национальные привычки русского народа.

Однако обнаружились тревожные тенденции, а именно: чувство неполноценности, неуверенности, преклонение перед «западом», искаженное понимание русской истории, слепое следование навязанным СМИ «цивилизованным» стереотипам, которые противоречат культуре русского народа: обособленность, индивидуализм,соперничество, стремление к наживе. При этом отсутствовало чувство гордости за свою принадлежность к русской нации.

Проведенное исследование показывает, что современному русскому человеку необходима потерянная в силу исторических, политических и иных обстоятельств национальная гордость, он должен покончить с навязанным ему чувством неполноценности. Тысячелетней героической историей русский народ доказал свое величие. «Будущее покажет мерку для оценки того, что даст человечеству этот удивительный славянский гений с его пылкой верой, с его глубоким чутьем, с его особенными воззрениями на жизнь и смерть, с его потребностью мученичества, с его жаждой идеалов», полагал Эрнест Ренан, французский историк и философ [5]. Эта тонкая глубокомысленная характеристика обозначает существенные черты психологии славян и вводит нас в мир новых и старых фактов из жизни великой расы, к которой все мы имеем честь и счастье принадлежать.

Литература

1. Надеждин Н.И. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.perunica.ru/ etnos/1919-nadezhdin-ni-ob-yetnograficheskom-izuchenii.html

2. Сикорский И.А. Черты из психологии славян [Электронный ресурс] Режим доступа: http://old-ru.ru/articles/ art_50.htm

3. Ильин И.А. О русской идее. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://old-ru.ru/articles/art_9.htm

4. Карамзин Н.М. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://ru.wikisource. org/w/index.php?title =Записка_о_древ-ней_и_новой_России_в_ее_политическом_и_гражданс-комотношениях(Карамзин)&oldid=666867

5. Ренан Э. Что такое нация? Доклад, прочитанный в Сорбонне 11-го марта 1882 г. [Электронный ресурс]Режим доступа: http://www.hrono.ru/statii/2006/renan_naci.php

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.