конец проекта и его этапы); осознанность; измеряемость; целевая направленность; включенность. Эти характеристики свойственны для проектной деятельности по конструированию временной перспективы личности.
Основу технологии СЦ по В.А. Филимонову составляют 3 блока:
1) системный анализ, рефлексивный анализ, эвристика;
2) проектирование, экспертиза, презентация;
3) три вида функциональных мест сервисной команды (планшетист отвечает за организацию информационного потока на полиэкранах, за создание прототипов моделей в реальном времени коллективного исследования; методолог анализирует информацию, фиксирует противоречия в определениях и высказываниях, организует понимание используемых терминов; игротехник обеспечивает мобилизацию личностного ресурса коллектива).
Важным ресурсом реализации проекта является личная заинтересованность участников осуществлять проектную деятельность. Для формирования личной заинтересованности студентов целесообразно использовать следующие формы работы:
- тренинг «Повелитель времени» (по программе Н.Н. Толстых);
- просмотр и обсуждение видеофильмов: «Трудно быть Богом»; «Стрела времени»;
- работа с притчами;
- работа с использованием рисуночного метода: «Жизненный путь» И.Л. Соломина.
Организация и осуществление проектной деятельности предусматривает:
- подготовку пространства и оборудования (компьютеры, мультимедиа-проекторы, доступ в интернет, принтер, сканер, диктофон, видеокамера, фотоаппарат, маркерные доски, фломастеры);
Библиографический список
- формирование проектных групп (по 3-4 студента);
- определение регламента проектной деятельности;
- подготовку сервисной команды (планшетиста, игротехника, методолога);
- формирование психологических портретов проектной группы (когнитивные ромашки, соционика);
- работа с помощью «mind-map» (карт размышлений);
- создание видеофильмов: «Мои миры»; «Метафора жизненного пути»;
- разработка рекомендаций по организации времени жизни;
- анализ, подведение итогов.
Проектная группа наблюдает за изменениями на экране в режиме реального времени коллективной работы. Предполагается перекрестное участие двух команд: одна команда выступает как проектная группа, другая как сервисная. В дальнейшем команды меняются ролями. Разработка прототипа возможна с использованием промежуточных технологий. Также группа организует экспертизу прототипа и подготовку презентации. В процессе проектирования и моделирования возможных вариантов презентации исключается критика. Разрабатывается сценарий демонстрации, используется разнообразный реквизит.
Проект можно реализовать в рамках следующих дисциплин: «Психологическое здоровье: теория и практика», «Психология жизненного пути», «Методы активного социально-психологического обучения», «Психология личности» и др.
Конструирование временной перспективы - непростая ситуация. Не исключено, что для субъекта проектирования создание описанного прототипа это возможность формулирования нового вопроса. Базовым средством при работе над сложными проектами в системе высшего образования могут стать кросс-технологии ситуационного центра.
1. Головаха, Е.И. Психологическое время личности / Е.И. Головаха, А.А. Кроник. - М., 2008.
2. Кроник, А. LifeLine® Professional (компьютерная программа). Версия 4.5. / А. Кроник, А. Пажитов, Б. Левин. Bethesda, MD: LifeLook.Net, 2011.
3. Филимонов, В.А. Кросс-технологии в профессиональном образовании // В.А. Филимонов, В.С. Чернявская // Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. - 2011. - № 3.
4. Филимонов, В.А. Информационные технологии и ситуационные центры. - Омск, 2010.
Bibliography
1. Golovakha, E.I. Psikhologicheskoe vremya lichnosti / E.I. Golovakha, A.A. Kronik. - M., 2008.
2. Kronik, A. LifeLine® Professional (kompjyuternaya programma). Versiya 4.5. / A. Kronik, A. Pazhitov, B. Levin. Bethesda, MD: LifeLook.Net, 2011.
3. Filimonov, V.A. Kross-tekhnologii v professionaljnom obrazovanii // V.A. Filimonov, V.S. Chernyavskaya // Vestnik Vladivostokskogo gosudarstvennogo universiteta ehkonomiki i servisa. - 2011. - № 3.
4. Filimonov, V.A. Informacionnihe tekhnologii i situacionnihe centrih. - Omsk, 2010.
Статья поступила в редакцию 11.12.12
УДК 159
Chukhrova M.G., Bragina A.O. RUSSIAN NATIONAL FEATURES. The article describes some of the features of the national character, spiritual qualities, strengths and weaknesses of the psychology of the Russian people, through the eyes of philosophers, thinkers, researchers, and their own observations. Keywords: ethnic characteristics, the character of the Russian people.
М.Г. Чухрова, д-р мед. наук, проф. ФГБОУ ВПО «НГПУ»; А.О. Брагина, студент ФГБОУ ВПО «НГПУ, г. Новосибирск, E-mail: [email protected]
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ХАРАКТЕРА РУССКОГО ЧЕЛОВЕКА
В статье раскрываются некоторые черты народного характера, духовные качества, достоинства и недостатки психологии русского человека, глазами философов, мыслителей, исследователей, а также собственные наблюдения.
Ключевые слова: этнические особенности славян, характер русского человека.
Первоначально описательное понятие «национальный характер» использовалось в литературе о путешествиях с целью выразить образ жизни народов. В дальнейшем, говоря о национальном характере, одни авторы подразумевали прежде всего темперамент, другие обращали внимание на личностные черты, третьи на ценностные ориентации, отношение к власти и т.п. [1].
По мнению Г.Д. Гачева, национальный характер народа, мысли, литературы - очень «хитрая» и трудно уловимая «материя». «Ощущаешь, что он есть, но как только пытаешься его определить в слова, - он часто улетучивается, и ловишь себя на том, что говоришь банальности, вещи необязательные, или усматриваешь в нем то, что присуще не только ему, а любому,
всем народам. Избежать этой опасности нельзя, можно лишь постоянно помнить о ней и пытаться с ней бороться - но не победить» [2]. Черты характера можно понять лишь в соотнесении с общей системой ценностей, зависящей от социально-экономических и географических условий, от образа жизни народа. То же трудолюбие является общечеловеческим качеством, однако комплекс исторических условий влияет на ценностный смысл труда в той или иной культуре.
Первая попытка осмыслить национальный характер русских людей не умозрительно, но опираясь на конкретные сведения о нем, принадлежат философу Н.И. Надеждину. Работая в русском географическом обществе, в 1847 г. Надеждин предложил программу широкомасштабного описания силами самих русских людей «наблюденных и замеченных» особенностей народа всюду, «где только чуется Русь». При этом имелось в виду «разбор и оценка удельного достоинства ума и народной нравственности, как оно проявляется в составляющих народ личностях». Программа была разослана по различным губерниям, и добровольные собиратели сведений из числа учителей, чиновников, направляли в Общество сотни рукописей, где описывались умственные и нравственные особенности жителей великой империи. В числе материалов были характеристики языка, быта, особенностей материальной культуры, в которых осели сведения о психическом складе и менталитете русского человека, его «идолах и идеалах» [3]. Спустя полвека, 14 мая 1895 г. И.А. Сикорс-кий в своей речи, произнесенной в торжественном заседании Славянского благотворительного общества раскрывает черты народного характера, духовные качества, достоинства и недостатки психологии славян, акцентируя внимание на том, что славяне вообще и русские в частности отличаются наклонностью к внутреннему анализу, в особенности к анализу нравственному, проявляют великую силу в деле нравственного самосохранения. Особо отмечены автором религиозная и расовая терпимость славян. Самыми типическими чертами русского характера И.А. Си-корский назвал: скорбь, терпение и величие духа среди несчастий, - «славянская скорбь имеет свойства охранительного чувства, и в этом кроется ее высокое психологическое значение для нравственного здоровья; она оберегает душевный строй и обеспечивает незыблемость нравственного равновесия» [4].
В отечественной философской и культурологической традиции во всех известных типологиях Россия всегда рассматривалась с позиции исключительности, непохожести на другие культуры, невозможности сведения ее культуры ни к западному, ни к восточному типу, а отсюда делался вывод о ее особом пути развития и особой миссии в истории и культуре человечества. В основном об этом писали русские философы: П.Я. Чаадаев, И.А. Сикорский и другие славянофилы, Ф.М. Достоевский. Тема «русской идеи» была важна для B.C. Соловьева и Н.А. Бердяева.
Многие историки, философы, публицисты, начиная с 19 в., посвящали свои работы исследованию русского характера. З.В. Сикевич (1999) пишет о существовании "мифологии русской души", создающейся через исторические аналогии, труды философов, классические романы, искусство, и отмечает, что сегодня "мифологический" подход сочетается с аналитическим, реализующимся через научные исследования [5]. С точки зрения системного подхода П.А. Сорокина, черты нации могут быть поняты как целостная система, причем в ее историческом развитии. Обращаясь к истории русского народа, П.А. Сорокин делает вывод о том, что сознание и культура русской нации изначально основывались на религиозных ценностях, и огромное значение для формирования российского менталитета и культуры сыграло принятие христианства в его восточном (византийском) варианте. Крещение Руси способствовало росту международного авторитета, укреплению дипломатических, торговых, политических и культурных связей с другими христианскими странами [6].
Однако была и обратная сторона: принятие византийского христианства способствовало отчуждению России от Западной Европы. Падение Константинополя в 1453 г. закрепило в русском сознании идею своей особенности, представление о русском народе как о единственном носителе истинно православной веры. Во многом это связано с идеалом православия, сочетающим единство и свободу, воплощаясь в соборном единении людей. При этом каждый человек является личностью, но не самодостаточной, а проявляющейся лишь в соборном единении, интересы которого выше интересов отдельного человека [7].
Немецкий философ В. Шубарт, когда противопоставляет русскую культуру конца западной культуре середины, также видит основу русской души в особенностях православия: «Русской душе чужда срединность. У русского нет амортизирующей средней ча-
сти, соединяющего звена. Между двумя крайностями. В русском человеке контрасты - один к другому впритык, и их жесткое трение растирает душу до ран. Тут грубость рядом с нежностью сердца, жестокость рядом с сентиментальностью, чувственность рядом с аскезой, греховность рядом со святостью» [8].
В.О. Ключевский в «Курсе русской истории» доказывал, что характер русского народа формировало расположение Руси на границе леса и степи — стихий, противоположных по всем параметрам. Это раздвоение между лесом и степью преодолевалось любовью русского человека к реке, которая была и кормилицей, и дорогой, и воспитательницей чувства порядка и общественного духа в народе. На реке воспитывались дух предпринимательства, привычка к совместному действию, сближались разбросанные части населения, люди приучались чувствовать себя частью общества [7].
Противоположное действие оказывала бескрайняя русская равнина, отличающаяся скудностью красок и однообразием. Человека на равнине охватывало чувство невозмутимого покоя, одиночества и унылого раздумья. По мнению многих исследователей, именно здесь причина таких свойств русской духовности, как душевная мягкость и скромность, смысловая неопределенность и робость, невозмутимое спокойствие и тягостное уныние — так называемая скорбь, отсутствие ясной мысли и предрасположенность к духовному сну, аскетизм и беспредметность творчества.
Развивая идеи Ключевского, Бердяев писал, что пейзаж русской души соответствует пейзажу русской земли. Поэтому при всех сложностях взаимоотношений русского человека с русской природой культ ее был настолько важен, что нашел весьма своеобразное отражение в этнониме (самоназвании) русского этноса. Представители различных стран и народов по-русски называются именами существительными — француз, немец, грузин, монгол и т.п., и только себя русские называют именем прилагательным. Это можно истолковать как воплощение своей принадлежности к чему-то более высокому и ценному, чем люди (народ). Это высшее для русского человека — Русь, Русская земля, а каждый человек — часть этого целого. Русь (Земля) — первична, люди — вторичны [9].
Такое сочетание противоположностей определяло неустойчивость, могло в любой момент взорваться конфликтом.
По Г. Флоровскому: «История русской культуры вся в перебоях, в приступах. Всего меньше в ней непосредственной цельности. Несоизмеримые и разновременные душевные формации как-то совмещаются и срастаются сами собой. Но сросток не есть синтез. Именно синтез не удавался» [10].
По мнению Бердяева, все эти особенности привели русскую культуру к двусмысленности, бинарности, двойственности, постоянному стремлению сочетать несочетаемое — европейское и азиатское, языческое и христианское, кочевое и оседлое, свободу и деспотию. Будущее приходило тогда, когда для него еще не было условий, а прошлое не торопилось уходить, цепляясь за традиции и обычаи. При этом новое нередко появлялось в результате скачка, взрыва. Этой особенностью исторического развития объясняется катастрофический тип развития России, заключающийся в постоянной насильственной ломке старого, чтобы дать дорогу новому, а потом выяснить, что это новое совсем не так хорошо, как казалось [9].
С другой стороны, двойственность русской культуры стала причиной ее исключительной гибкости, способности приспособляться к трудным условиям выживания в периоды национальных катастроф и общественно-исторических потрясений.
Нами проведено исследование особенностей русского национального характера среди студентов новосибирских ВУЗов, всего 100 человек 19-22 лет, методом интервьюирования и путем анкетирования с помощью собственного опросника, содержащего вопросы, раскрывающие характер человека, его привычки, его ценностные ориентации, его отношение к православной религии, отношение к «инородцам», к другим конфессиям, к власти и государству, к Родине, к наследию предков.
Сравнивая исторические описания характера русского племени и других племен славянской расы (Надеждин Н.И., Сикорский И.А.), мы обнаружили те же основные черты, которые отмечались много веков назад: то же славянское миролюбие и гостеприимство, ту же любовь к труду, те же семейные добродетели, тот же идеализм, патриотизм, ту же славянскую рознь и ту же нерешительность характера, которые отличали большую часть славян в течение тысяч лет их исторической жизни. Потребность в высшей силе и поддержке испытывают более 50% опрошенных молодых людей. Это указывает на неуверенность в завтрашнем дне, на сниженную ответственность. Механизм формирования религиозной идентичности тесно свя-
зан с конструированием социальных общностей, самосознания и самооценки, с социально-психологическими характеристиками личности.
В 1948 г. великий русский мыслитель И.А. Ильин в своем знаменитом эссе «О русской идее» утверждает, что «главное в жизни есть любовь, и именно любовью строится совместная жизнь на земле, ибо из любви родится вера и вся культура духа ... Любовь есть основная духовно-творческая сила русской души. Без любви русский человек есть неудавшееся существо. Цивилизующие суррогаты любви (долг, дисциплина, формальная лояльность, гипноз внешней законопослушности) - сами по себе ему мало свойственны. Без любви - он или лениво прозябает, или склоняется ко вседозволенности. Ни во что не веруя, русский человек становится пустым существом, без идеала и без цели» [11]. Эти мысли очень актуальны сегодня, когда наблюдается повсеместное падение духовно-нравственных идеалов среди молодежи, подмена их прагматизмом, потребительством, иждивенчеством. Необходимо оздоровление самого духа нации, которая, по словам Н.М.Карамзина [12], смелостью и мужеством снискала господство над шестою частью мира и достойна великого будущего. Тонкое чувство славянской натуры, дающее возможность проникать глубоко и видеть вещи в их настоящем свете, делает славянина равно свободным как от сентиментальности, так и от пессимизма, поддерживает в его душе непоколебимую веру в лучшее будущее [4].
Так же, невозможно представить состоявшегося человека без памяти о прожитых годах, поскольку память - это инструмент, посредством чего человек может ориентироваться в существующей действительности только благодаря опыту, накопленному в течение прожитых лет, и также опыту, который человек воспринимает от своих предков: родителей, дедов, прадедов. Человек без знания исторических фактов, зачастую лишается возможности чувствовать себя единой общностью, народом, который живет в унисон с людьми из одного народа. Эта общая память поднимала народ на защиту своих земель от иноземных захватчиков, консолидировала людей в единый организм для защиты общих интересов. Большинство опрошенных считают главной ценностью в жизни семью, детей и родственников, что так же характеризует национальные привычки русского народа.
Однако обнаружились тревожные тенденции, а именно: чувство неполноценности, неуверенности, преклонение перед «западом», искаженное понимание русской истории, слепое сле-
Библиографический список
дование навязанным СМИ «цивилизованным» стереотипам, которые противоречат культуре русского народа: обособленность, индивидуализм, соперничество, стремление к наживе. При этом часто отсутствовало чувство гордости за свою принадлежность к русской нации.
Исследование ценностей на уровне культуры, проведенное под руководством профессора Н.М. Лебедевой (Институт этнопсихологии и антропологии РАН) показало, что базовыми ценностями русской культуры, транслирующимися из поколения в поколение, остаются те же: семья, здоровье, настоящая дружба, верность, интеллект, смысл жизни, внутренняя гармония. При этом у старшего поколения актуализированы и интериоризова-ны (переведены на индивидуальный уровень) ценности, служащие интересам индивида, а у молодого поколения - служащие интересам выживания группы. Старшие стремятся к акцентированию в себе индивидуально-личностного начала, а молодые -коллективного. Это объясняется тем, что время формирования старшего поколения - СССР - когда от личности, индивида мало что зависело и мало что требовалось, и с другой стороны - "постперестроечные" времена - формирование поколения студентов - когда индивидуальные усилия могли изменить жизненную ситуацию. Когда культура переживает значительные социальные изменения, в действие могут вступать механизмы социально-психологической защиты культуры от разрушения - сохранения уникальности и неизменности ее базовых ценностей. Этим объясняется акцентирование базовых ценностей русской культуры на личностно-индивидуальный уровень у молодого поколения - т.е. эти ценности переживаются молодыми людьми как личностно значимые.
Анализ показывает, что современному русскому человеку необходима потерянная в силу исторических, политических и иных обстоятельств национальная гордость, он должен покончить с навязанным ему чувством неполноценности. Тысячелетней героической историей русский народ доказал свое величие. «Будущее покажет мерку для оценки того, что даст человечеству этот удивительный славянский гений с его пылкой верой, с его глубоким чутьем, с его особенными воззрениями на жизнь и смерть, с его потребностью мученичества, с его жаждой идеалов», полагал Эрнест Ренан, французский историк и философ [13]. Эта тонкая глубокомысленная характеристика обозначает существенные черты психологии славян и вводит нас в мир новых и старых фактов из жизни великой расы, к которой все мы имеем честь и счастье принадлежать.
1. Кон, И.С. [Эф]. - Р^: http:IIru.wikipedia.orgIwikiI%CD%E0%F6%E8%EE%ED%E0%EB%FC%ED%FB%E9_%F5%E0%F0% E0%EA%F2%E5%F0
2. Гачев, Г.Д. [Эф]. - Р!д: http:IIonlinelibrary.at.uaIpublIknigiIfilosofijaIgachev_g_d_nacionalnye_obrazy_mira_kosmo_psikho_logosI18-1-0-8
3. Надеждин Н.И. [Эф]. - Р!д: http:IIwww.perunica.ruIetnosI1919-nadezhdin-ni-ob-yetnograficheskom-izuchenii.html
4. Сикорский, И.А. Черты из психологии славян [Эф]. - Р^д: http:IIold-ru.ruIarticlesIart_50.htm
5. Сикевич, З.В. О соотношении этнического и социального II Журнал социологии и социальной антропологии. - 1999. - Т. II. - Вып. 2.
6. Сорокин, П.А. Общедоступный учебник социологии. - М., 1994.
7. Ключевский, В.О. [Эф]. - Р^д: http:IIwww.kulichki.comIinkwellItextIspecialIhistoryIkluchIkluchlec.htm
8. Шубарт, В. [Эф]. - Р!д: http:IIwww.kgau.ruIkulturaIkulturologiyaITeksti.K/Tekst.sem.6Ishubart%206.htm
9. Бердяев, Н.А. [Эф]. - Р^д: http:IIwww.gumer.infoIbogoslov_BuksIPhilosIBerdI_SydRuss.php
10. Флоровский, Г. [Эф]. - Р^д: http:IIwww.vehi.netIflorovskyIputiI09.html
11. Ильин, И.А. О русской идее [Эф]. - Р^д: http:IIold-ru.ruIarticlesIart_9.htm
12. Карамзин, Н.М. [Эф]. - Р^д: http:IIru.wikisource.orgIwIindex.php?title=Записка_о_древней_и_новой_России_в_ее_политическом_и_ гражданском_отношениях_(Карамзин)&oldid=666867
13. Ренан, Э. Что такое нация? Доклад, прочитанный в Сорбонне 11-го марта 1882 г. [Эф]. - Р^д: http:IIwww.hrono.ruIstatiiI2006Irenan_naci.php
Bibliography
1. Kon, I.S. [EhIr]. - RId: http:IIru.wikipedia.orgIwikiI%CD%E0%F6%E8%EE%ED%E0%EB%FC%ED%FB%E9_%F5%E0%F0%E0% EA%F2%E5%F0
2. Gachev, G.D. [EhIr]. - RId: http:IIonlinelibrary.at.uaIpublIknigiIfilosofijaIgachev_g_d_nacionalnye_obrazy_mira_kosmo_psikho_logosI18-1-0-8
3. Nadezhdin N.I. [EhIr]. - RId: http:IIwww.perunica.ruIetnosI1919-nadezhdin-ni-ob-yetnograficheskom-izuchenii.html
4. Sikorskiyj, I.A. Chertih iz psikhologii slavyan [EhIr]. - RId: http:IIold-ru.ruIarticlesIart_50.htm
5. Sikevich, Z.V. O sootnoshenii ehtnicheskogo i socialjnogo II Zhurnal sociologii i socialjnoyj antropologii. - 1999. - T. II. - Vihp. 2.
6. Sorokin, P.A. Obthedostupnihyj uchebnik sociologii. - M., 1994.
7. Klyuchevskiyj, V.O. [EhIr]. - RId: http:IIwww.kulichki.comIinkwellItextIspecialIhistoryIkluchIkluchlec.htm
8. Shubart, V. [EhIr]. - RId: http:IIwww.kgau.ruIkulturaIkulturologiyaITeksti.K/Tekst.sem.6Ishubart%206.htm
9. Berdyaev, N.A. [EhIr]. - RId: http:IIwww.gumer.infoIbogoslov_BuksIPhilosIBerdI_SydRuss.php
10. Florovskiyj, G. [EhIr]. - RId: http:IIwww.vehi.netIflorovskyIputiI09.html
11. Iljin, I.A. O russkoyj idee [EhIr]. - RId: http:IIold-ru.ruIarticlesIart_9.htm
12. Karamzin, N.M. [EhIr]. - RId: http:IIru.wikisource.orgIw index.php?title=Zapiska_o_drevneyj_i_novoyj_Rossii_v_ee_politicheskom_i_ grazhdanskom_otnosheniyakh_(Karamzin)&oldid=666867
13. Renan, Eh. Chto takoe naciya? Doklad, prochitannihyj v Sorbonne 11-go marta 1882 g. [EhIr]. - RId: http:IIwww.hrono.ruIstatiiI2006I renan_naci.php
Статья поступила в редакцию 11.12.12