УДК 159.9
Ulitenko T.V. RESEARCH TEMPORAL PERSPECTIVE IN THE PROCESS APPLICATION OF CROSS-TECHNOLOGIES FOR MODERN STUDENTS. In this work describe the context of innovative activity in education. The article represents the results of the research temporal perspective of the personal students. The declared prototype of the research with application of cross-technologies in higher education.
Key words: temporal perspective, kauzometriya, reflection, cross-technologies.
Т.В. Улитенко, ст. преп. каф. психологии Приамурского гос. университета им. Шолом-Алейхема, г. Биробиджан, E-mail: [email protected]
ИССЛЕДОВАНИЕ ВРЕМЕННОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ В ПРОЦЕССЕ ПРИМЕНЕНИЯ КРОСС-ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ СОВРЕМЕННЫХ СТУДЕНТОВ
В работе описан современный контекст инновационной деятельности в образовании. В статье представлены результаты исследования временной перспективы личности студентов. Заявлен прототип исследования с использованием кросс-технологий в высшей школе.
Ключевые слова: временная перспектива, каузометрия, рефлексия, кросс-технологии.
Современная ситуация развития российского общества характеризуется изменением норм, идеалов, ценностей. Национальные интересы страны тесно связаны с проектом формирования субъекта, способного создать образ будущего и реализовать его. В связи с изменениями, в высшей школе возникла необходимость обращения к инновационным образовательным стратегиям. Студенческий возраст имеет особое значение в становлении личности. В этот период наиболее активно развиваются нравственные и эстетические чувства, происходит становление характера, овладение мыслительной культурой. Актуальным является поиск внешних и внутренних ресурсов для развития субъектности, самоорганизации, формирования ценностно-целевых структур личности современных студентов. Ориентация в высшей школе на технологии ситуационного центра (СЦ) имеет высокий образовательный потенциал для развития личности и её профессиональных компетенций.
Согласно позиции В.А. Филимонова, ситуационный центр -это пространство, предназначенное для динамического коллективного формирования образа действий. Технологии ситуационного центра являются не только предметом изучения, но и инструментом познания.
Синонимом технологий ситуационного центра являются кросс-технологии (система, состоящая из взаимодействующих компонентов, которые могут интегрироваться различным образом в процессе обучения). Взаимодействующими компонентами являются: а) различные органы чувств (слух, зрение, кинес-тетика); б) левое и правое полушария мозга (рациональный и иррациональный аспекты); в) члены группы: студенты, эксперты, тренеры; г) различные дисциплины. Кросс-технологии представляют собой универсальные технологии организации коллективной или индивидуальной деятельности. На основе кросс-технологий возможно последовательное развитие рефлексивных способностей (О.С. Анисимов, В.А. Филимоненко, В.С. Чернявская). Результатом применения кросс-технологий является информация, характеризующаяся новизной.
Биографическая рефлексия как механизм саморазвития, самоорганизации может способствовать повышению уровня стратегичности субъекта, увеличению протяженности временной перспективы в масштабах жизненного пути личности. Под временной перспективой (вслед за Р.М. Гинзбургом, И.В. Ряби-киной, Е.Ю. Мандриковой и др.) мы понимаем представление о будущем, имеющее план. На протяженность временной перспективы указывает хронологическая дальность последнего события в будущем.
В данной статье представлены результаты эмпирического исследования студентов на основе психобиографического подхода. Основная цель: выявить и описать особенности временной перспективы у современных студентов. Для сбора и анализа эмпирических данных использовался компьютерный вариант каузометрии в Профессиональной версии v2.01 (Professional). Каузометрия предназначена для глубинной диагностики субъективной картины жизненного пути и психобиографических характеристик личности (Р.А. Ахмеров, Е.И. Головаха, А.А. Кроник).
В исследовании принимали участие 165 студентов Дальневосточного региона разных специальностей (113 девушек и 52 юноши) в возрасте от 18 до 23 лет, проживающие в Амурской
области, Еврейской автономной области, Приморском крае, Хабаровском крае.
Анализ результатов каузометрического опроса показал, что в группе студентов-дальневосточников протяженность временной перспективы распределена следующим образом: от одного года до пяти лет выявлена у 62,6% испытуемых; от шести до девяти лет - у 9,3%; от десяти и более лет - у 28%. В целом способность обозревать далекую перспективу самореализации у большинства опрошенных не выражена. Чем дальше человек способен заглянуть в свое будущее, тем больше у него выражены жизнетворческие способности. Скорее всего, студенты испытывают трудности при определении своих жизненных целей и временной перспективы.
В результате каузометрического опроса в группе студентов-дальневосточников по показателю стратегичности выявлено: 97 чел. (59%) «ситуативистов», 58 чел. (35%) - «тактиков» и только 10 чел. (6%) - «стратегов». Сравнительный анализ страте-гичности между рандомизированной выборкой студентов-дальневосточников (86 чел.) и группой студентов Татарстана (по ^критерию Стьюдента) позволил выявить общие особенности. Показатель стратегичности у студентов-дальневосточников - 6,5 ед., у студентов Татарстана - 8,4 ед. (различия не значимы). Эти показатели свидетельствуют о невысоком уровне страте-гичности у современных студентов.
Выраженность стратегичности свидетельствует о построении широкого горизонта, масштабности замыслов, дальности временной перспективы. Высокий уровень стратегичности указывает на непрерывность времени в масштабе жизненного пути, способность подняться над ситуацией для реализации целей [1]. Важно отметить, что при наличии мотивации уровень стра-тегичности личности может быть изменен.
В свое время (1995г.) проект развития Хабаровского края через образование и культуру был предложен группой ученых во главе с Е.Д. Бляхером. Данные авторы отметили неподготовленность населения к деятельности в условиях современного общества, его дезорганизованность и отсутствие ясных целей. К сожалению, данная «Программа развития Хабаровского края через образование и культуру» не получила широкого распространения и развития. Однако, на наш взгляд, в современных условиях она не только не утратила своего значения, но ее актуальность только возросла в контексте современного образовательного пространства.
Создание прототипа исследования временной перспективы личности с использованием потенциала технологии ситуационных центров может способствовать формированию активно-рефлексивного отношения к биографии. Цель проекта: поиск в образовательном пространстве внешних и внутренних ресурсов личности для конструирования её временной перспективы.
Идея создания прототипа с использованием кросс-технологий заключается во взаимодействии и интеграции рационального метода (каузометрии) и иррационального метода (арттерапии). Технологии творчества являются неотъемлемой частью работы ситуационного центра.
Характеристики проектного подхода были выделены В.А. Филимоновым: ограниченность во времени (есть начало,
конец проекта и его этапы); осознанность; измеряемость; целевая направленность; включенность. Эти характеристики свойственны для проектной деятельности по конструированию временной перспективы личности.
Основу технологии СЦ по В.А. Филимонову составляют 3 блока:
1) системный анализ, рефлексивный анализ, эвристика;
2) проектирование, экспертиза, презентация;
3) три вида функциональных мест сервисной команды (планшетист отвечает за организацию информационного потока на полиэкранах, за создание прототипов моделей в реальном времени коллективного исследования; методолог анализирует информацию, фиксирует противоречия в определениях и высказываниях, организует понимание используемых терминов; игротехник обеспечивает мобилизацию личностного ресурса коллектива).
Важным ресурсом реализации проекта является личная заинтересованность участников осуществлять проектную деятельность. Для формирования личной заинтересованности студентов целесообразно использовать следующие формы работы:
- тренинг «Повелитель времени» (по программе Н.Н. Толстых);
- просмотр и обсуждение видеофильмов: «Трудно быть Богом»; «Стрела времени»;
- работа с притчами;
- работа с использованием рисуночного метода: «Жизненный путь» И.Л. Соломина.
Организация и осуществление проектной деятельности предусматривает:
- подготовку пространства и оборудования (компьютеры, мультимедиа-проекторы, доступ в интернет, принтер, сканер, диктофон, видеокамера, фотоаппарат, маркерные доски, фломастеры);
Библиографический список
- формирование проектных групп (по 3-4 студента);
- определение регламента проектной деятельности;
- подготовку сервисной команды (планшетиста, игротехника, методолога);
- формирование психологических портретов проектной группы (когнитивные ромашки, соционика);
- работа с помощью «mind-map» (карт размышлений);
- создание видеофильмов: «Мои миры»; «Метафора жизненного пути»;
- разработка рекомендаций по организации времени жизни;
- анализ, подведение итогов.
Проектная группа наблюдает за изменениями на экране в режиме реального времени коллективной работы. Предполагается перекрестное участие двух команд: одна команда выступает как проектная группа, другая как сервисная. В дальнейшем команды меняются ролями. Разработка прототипа возможна с использованием промежуточных технологий. Также группа организует экспертизу прототипа и подготовку презентации. В процессе проектирования и моделирования возможных вариантов презентации исключается критика. Разрабатывается сценарий демонстрации, используется разнообразный реквизит.
Проект можно реализовать в рамках следующих дисциплин: «Психологическое здоровье: теория и практика», «Психология жизненного пути», «Методы активного социально-психологического обучения», «Психология личности» и др.
Конструирование временной перспективы - непростая ситуация. Не исключено, что для субъекта проектирования создание описанного прототипа это возможность формулирования нового вопроса. Базовым средством при работе над сложными проектами в системе высшего образования могут стать кросс-технологии ситуационного центра.
1. Головаха, Е.И. Психологическое время личности / Е.И. Головаха, А.А. Кроник. - М., 2008.
2. Кроник, А. LifeLine® Professional (компьютерная программа). Версия 4.5. / А. Кроник, А. Пажитов, Б. Левин. Bethesda, MD: LifeLook.Net, 2011.
3. Филимонов, В.А. Кросс-технологии в профессиональном образовании // В.А. Филимонов, В.С. Чернявская // Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. - 2011. - № 3.
4. Филимонов, В.А. Информационные технологии и ситуационные центры. - Омск, 2010.
Bibliography
1. Golovakha, E.I. Psikhologicheskoe vremya lichnosti / E.I. Golovakha, A.A. Kronik. - M., 2008.
2. Kronik, A. LifeLine® Professional (kompjyuternaya programma). Versiya 4.5. / A. Kronik, A. Pazhitov, B. Levin. Bethesda, MD: LifeLook.Net, 2011.
3. Filimonov, V.A. Kross-tekhnologii v professionaljnom obrazovanii // V.A. Filimonov, V.S. Chernyavskaya // Vestnik Vladivostokskogo gosudarstvennogo universiteta ehkonomiki i servisa. - 2011. - № 3.
4. Filimonov, V.A. Informacionnihe tekhnologii i situacionnihe centrih. - Omsk, 2010.
Статья поступила в редакцию 11.12.12
УДК 159
Chukhrova M.G., Bragina A.O. RUSSIAN NATIONAL FEATURES. The article describes some of the features of the national character, spiritual qualities, strengths and weaknesses of the psychology of the Russian people, through the eyes of philosophers, thinkers, researchers, and their own observations. Keywords: ethnic characteristics, the character of the Russian people.
М.Г. Чухрова, д-р мед. наук, проф. ФГБОУ ВПО «НГПУ»; А.О. Брагина, студент ФГБОУ ВПО «НГПУ, г. Новосибирск, E-mail: [email protected]
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ХАРАКТЕРА РУССКОГО ЧЕЛОВЕКА
В статье раскрываются некоторые черты народного характера, духовные качества, достоинства и недостатки психологии русского человека, глазами философов, мыслителей, исследователей, а также собственные наблюдения.
Ключевые слова: этнические особенности славян, характер русского человека.
Первоначально описательное понятие «национальный характер» использовалось в литературе о путешествиях с целью выразить образ жизни народов. В дальнейшем, говоря о национальном характере, одни авторы подразумевали прежде всего темперамент, другие обращали внимание на личностные черты, третьи на ценностные ориентации, отношение к власти и т.п. [1].
По мнению Г.Д. Гачева, национальный характер народа, мысли, литературы - очень «хитрая» и трудно уловимая «материя». «Ощущаешь, что он есть, но как только пытаешься его определить в слова, - он часто улетучивается, и ловишь себя на том, что говоришь банальности, вещи необязательные, или усматриваешь в нем то, что присуще не только ему, а любому,