Научная статья на тему 'У истоков психологии'

У истоков психологии Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
237
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «У истоков психологии»

Научный архив

УДК 159.9(091)

У ИСТОКОВ ПСИХОЛОГИИ 1

А.А. Кроник. Институт каузометрии LifeLook.Net (Бефесда, США), e-mail: Doctors@lifelook.net

Психологи ныне всматриваются в будущее, стремясь увидеть и, наметить контуры «психологии третьего тысячелетия». Те, кто надеется ее создавать, обращение к прошлому своей науки нередко считают «условностью хорошего тона», без которой можно, пожалуй, обойтись -«короткая история», услышанная на студенческой скамье, явно пасует перед грандиозностью замыслов, а «огромная предыстория» известна, увы, больше философам, историкам культуры, литературоведам, чем «психологам по диплому». Даже при желании узнать эту предысторию трудно: книг - много, учебника - нет, а из 20-30 страниц по истории древней и средневековой психологии в имеющихся учебных пособиях запоминается лишь то, что она «донаучна» - не место ей, следовательно, в современной и тем более в будущей науке.

Но вдруг - специально для студентов, аспирантов и исследователей-психологов - появляется «История психологии древнего мира и средних веков» [1]. Выход ее неожиданен (уже тем, что она -первая), хотя автор - преподаватель Киевского университета В.В. Роменец - знаком читателю. Его предыдущее учебное пособие [2] раскрывало в основном психологию XIX-XX вв., новая работа - многовековой период формирования психологической мысли вплоть до XIV в. С первых страниц

11 © Кроник, А.А. У истоков психологии / А.А. Кроник // Психологический журнал. -1986. - Том 7. - № 4. - С. 150-152 / пер. на англ.: Kronik, А.А. Tracing the Roots of Psychology / А.А. Kronik // The Soviet Journal of Psychology: A cover-to-cover translation of Psikhologicheskii Zhurnal. - 1987. - Vol. 7. - № 4. - P. 693-695.

чувствуется высокое уважение автора к достижениям этой мысли, мудрое звучание которой сегодня даже редко слышат. «История психологии, -формулирует автор свое кредо, - дисциплина, которую можно полноценно раскрыть, связав ее с историей культуры в целом на основе проблемы человека» [1, с. 6].

Единство психологии и культуры - первый основополагающий принцип историко- психологической концепции В.А. Роменца. Эта идея позволяет автору находить добротный материал в самых разных пластах культуры - в философии и истории, в мифологии и религии, в художественной литературе и живописи, в науке и искусстве в целом. Блестящий образец такой работы — психологический анализ автором старинной легенды о Тарквинии и Лукреции, в котором использованы десятки философских, литературных, живописных и музыкальных произведений от античности до XX в. [1, с. 18-40].

Второй фундаментальный принцип авторской концепции - единство истории психологии и логики человеческого поступка. Поступок, с точки зрения Роменца, ключевая психологическая категория, которая позволяет понять историю и пути развития психологии. Три обязательных компонента поступка - ситуационный, мотивационный, действенный - задают соответствующие позиции его психологического анализа. В начальный период истории культуры акцент ставился на анализе роли ситуации в определении поступка, затем (в эпоху Возрождения и Новое время) - на его мотивационных детерминантах, а в Х1Х-ХХ вв. - на рассмотрении самих действий. «Смещение этих акцентов составляет в самых существенных чертах содержание истории психологии: оно является переходом к новой позиции видения, с которой поле данной дисциплины открывает свое возрастающее богатство» [1, с. 18].

Исследователям психологии творчества интересно было бы знать, как родилась у их коллеги [3] столь ясная и вместе с тем оригинальная историко-психологическая концепция. Что было первым: анализ легенды, в котором обнаружились ступени движения психологических интерпретаций, или сами эти ступени (ситуация, мотивация, действие), возвращенные из современной психологии в ее историю? При любом ответе встреча идей

оказалась плодотворной - в психологии обрели свое почти утраченное место Цицерон и Овидий, Августин и Лоренцо

Валла, Шекспир и Рубенс, Пушкин и Франко, а вместе с ними вся человеческая культура с ее выдающимися именами и безымянными памятниками.

Кроме Легенды и Поступка в этой встрече участвует еще одно действующее лицо - Диалектика. Благодаря мастерскому владению ее законами в книге удается показать живое биение психологической мысли в противоречиях ситуационного, мотивационного и действенного подходов к пониманию природы поступка. Автор как бы раскручивает спираль исторического развития психологии, каждый виток которой соответствует определенной форме поступка.

Начало этой спирали - мифологическая и народная психология, которые ставят акцент на анализе роли ситуации в поступке, объявляют ее абсолютно значимой для человека. Ситуация всеобщих значимостей последовательно отражается в фаталистических, магических, табуистических представлениях и, наконец, превращается в ситуацию конфликтных противопоставлений человека миру. Именно ситуация конфликтов рождает представление о душе и приводит к возникновению философской психологии. Древнекитайские учения о традиции и поступке-ритуале, древнеиндийские воззрения на страдание и нирвану, античные идеи о соотношении микро- и макрокосмоса обозначают основные вехи психологического анализа ситуации конфликта в древнем мире.

В средние века внешние противопоставления бытия - небытию, жизни - смерти, бога - человеку осмысливаются как внутренние противоречия самой человеческой души. С этого момента ситуация человеческою поступка из конфликтной превращается в коллизийную, которая не только оставляет человека беспомощным в решении жизненных противоречий, но обрекает его на глубокие переживания в непримиримой борьбе добра и зла, греха и святости в собственной душе. Средневековые взгляды на коллизийность поступка даже для многих специалистов - «белое пятно» в истории психологии. Поэтому воздадим должное автору книги, сумевшему сделать историко-психологическое

открытие патристической психологии и детально описать схоластическую.

Движение психологической мысли от анализа ситуации значимостей (раздел 1) к ситуации конфликтов (раздел 2) и коллизий (раздел 3) составляет основное содержание «Истории психологии древнего мира и средних веков». Останавливаться на нем подробнее равносильно пересказу книги. Лучше ее перечитать, не дожидаясь обещанного автором следующего тома - «Психология Возрождения и Просвещения». В своей историко-психологической концепции, изложенной в обширном (на 70-ти страницах) введении к работе, В.А. Роменец достаточно зримо выделяет наиболее существенные черты психологии XI—XVI11 вв. Здесь в центре внимания уже не ситуация поступка, а его мотивация, борьба мотивов и принятие решения. Мотивационные детерминанты поступка раскрываются в образах Фауста, Дон-Кихота, в психологии титанизма, в гамлетовском «быть или не быть», в эмотивистской, монадологической, интеллекту-алистической и волюнтаристической психологиях.

Очередной виток спирали — становление в XIX—XX вв. научной психологии, которая через принципы адаптации и творчества восходит к личности. Акцент на исследовании творческой личности знаменует, согласно Роменцу, последний этап психологического познании механизмов и структуры поступка в его собственных границах. Перед психологией открываются теперь новые рубежи с центральной идеей «жизненного пути личности» — «перманентного развития поступков, когда завершение одного ставит человека в определенные противоречия с миром, которые и преодолеваются в поступке следующем» [1, с. 87].

Хотя идея жизненного пути «стара как мир», ведущей тенденцией, считает автор, она становится лишь в XX в., а доминантой психологического мышления ей еще предстоит стать. В современной и будущей «психологии жизненного пути» сняты (в диалектическом смысле) достижения всей ее истории: «сам жизненный путь определяется уровнями развертывания ситуативных отношений — включения человека в водоворот жизни, уровнями развертывания мотивационных отношений, где одной из наиглавнейших проблем выступает именно в ы б о р жизненного пути из бесконечного числа ситуативных привязанностей, и,

наконец, уровнями действенной реализации этого выбора» [1, с. 87].

Таковы в общих чертах этапы исторического развития психологии согласно разрабатываемой в книге концепции. Пора дать ей имя: «принцип поступка» - кратким термином ограничивается сам автор, «психология поступка в истории культуры» - более полное, на наш взгляд, ее наименование.

Взгляд автора на истоки психологии далеко не бесспорен. Ее историки чаще подчеркивают влияние естественных наук на эволюцию собственно психологических идей. На наш взгляд, нужно спорить о формах соотношения культурно-исторических и естественнонаучных детерминант, наладить плодотворный «диалог» между приверженцами обоих точек зрения. Это позволило бы активизировать историко-психологические исследования, глубже понять закономерности и механизмы развития психологических идей. В частности, предметом дискуссии могла бы стать история психолого-биографических исследований творческой личности, которые определяют «зону ближайшего развития» мировой психологической науки.

«История психологии древнего мира и средних веков» издана на украинском языке. Нет сомнения, что русское переиздание этой ценной книги, сделав ее доступной более широкому кругу читателей, будет способствовать более глубокому пониманию истоков и перспектив развития психологии.

Литература:

1. Роменець, В.А. психологи стародавнього св^у i середых вшв / В.А. Роменець. - Кшв: Вища школа, 1983. - 415 с.

2. Роменець, В.А. психологи / В.А. Роменець. - Кшв: Вища школа, 1978. - 440 с.

3. Перу В.А. Роменца принадлежат несколько книг по психологии творчества. - См., напр.: Роменец, В.А. Психолопя творчост / В.А. Роменець. - Кшв: Вища школа, 1971. - 247 с.

© А.А. Кроник, 1986, 2014. © Психологический журнал, 1986.

© «PEM: Psychology. Educology. Medicine», 2014. — • —

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.