Научная статья на тему 'СТАТИСТИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ О СЕМЕЙНО-БРАЧНЫХ ОТНОШЕНИЯХ У БАШКИР (ВТОРАЯ ПОЛОВИНА XIX – НАЧАЛО XX В.)'

СТАТИСТИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ О СЕМЕЙНО-БРАЧНЫХ ОТНОШЕНИЯХ У БАШКИР (ВТОРАЯ ПОЛОВИНА XIX – НАЧАЛО XX В.) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
51
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
статистика / источники / бракосочетание / левират / полигамия / ранние браки / statistics / sources / marriage / levirate / polygamy / early marriages

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Исянгулов Шамиль Наилевич

В статье рассматриваются статистические источники о брачности мусульман, в частности, башкир Оренбургской и Уфимской губерний, опубликованные губернскими статистическими комитетами и Центральным статистическим комитетом (ЦСК) МВД Российской империи во второй половине XIX – начале XX в. Сравнение местных и центральных изданий позволяет сделать вывод, что требуется взаимопроверка опубликованных сведений. В местных работах статистика была дробной и конкретной, менее обобщенной и, в результате более точной. В публикациях ЦСК МВД происходило обобщение статистических данных, в частности, в таблицах о браках по семейному положению брачующихся. Так, в категорию браков между холостыми и вдовами включались и браки между холостыми и разведенными женщинами, в категорию браков между вдовцами и вдовами – браки между разведенными мужчинами и женщинами. По мнению автора, под браками между холостыми и вдовами у мусульман зачастую скрывались левиратные браки. Таковых браков у мусульман в 3 и более раза было больше, чем у православных. После голодных лет и эпидемий у мусульман возрастал удельный вес браков между холостыми и вдовами (левиратных), между вдовцами и вдовами (повторных). Публикации сведений о возрасте брачующихся позволяет сделать вывод о распространенности ранних браков. Показывается, что девушки в основном выходили замуж в возрасте до 20 лет, а парни женились в возрасте 21–25 лет. Процент брачующихся до 20 лет у мусульман был всегда ниже, чем у православных. Делается вывод, что, несмотря на недостатки, статистические источники позволяют ответить на ряд спорных вопросов: о существовании левирата, сорората, полигамии у башкир, о повторных и ранних браках, о возрасте брачующихся во второй половине XIX – начале XX в.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATISTICAL SOURCES ON FAMILY AND MARRIAGE RELATIONS THE BASHKIRS (SECOND HALF OF THE XIX – BEGINNING OF THE XX CENTURY)

The article deals with statistical sources on the marriage of Muslims in the Orenburg and Ufa provinces published by the provincial statistical committees and the Central Statistical Committee (CSC) of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Empire in the second half of the 19th and the early 20th centuries. A comparison of local and central publications allows us to conclude that mutual verification of published information is required. In local works, statistics were more fractional and specific, less generalized and, as a result, more accurate. In the publications of the Central Committee of the Ministry of Internal Affairs statistical data were summarized, in particular, in tables on marriages by marital status. Thus, the category of marriages between single and widowed persons included marriages between single men and divorced women, and the category of marriages between widowers and widows included marriages between divorced men and women. In the author’s opinion, marriages between single and widowed Muslims often implied levirate marriages. Muslims had such marriages three or more times more than Orthodox Christians. After years of famine and epidemics, the proportion of marriages between unmarried men and widows (levirate), between widowers and widows (repeated) increased among Muslims. The publication of information about the age of married couples allows us to conclude about the prevalence of early marriages. It is shown that girls were mostly married before the age of 20, and young men were married at the age of 21–25. The percentage of Muslims who marry before the age of 20 has always been lower than that of Orthodox Christians. It is concluded that, despite the shortcomings, statistical sources allow us to answer a number of controversial issues: the existence of levirate, sororate and polygamy among the Bashkirs, repeated and early marriages, the age of those who were married in the second half of the 19th and the early 20th centuries.

Текст научной работы на тему «СТАТИСТИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ О СЕМЕЙНО-БРАЧНЫХ ОТНОШЕНИЯХ У БАШКИР (ВТОРАЯ ПОЛОВИНА XIX – НАЧАЛО XX В.)»

DOI 10.24412/2223-0564-2021-2-16-23 Ш.Н. Исянгулов УДК 94(470.57): 316

СТАТИСТИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ О СЕМЕЙНО-БРАЧНЫХ ОТНОШЕНИЯХ У БАШКИР (ВТОРАЯ ПОЛОВИНА XIX - НАЧАЛО XX В.)

Аннотация

В статье рассматриваются статистические источники о брачности мусульман, в частности, башкир Оренбургской и Уфимской губерний, опубликованные губернскими статистическими комитетами и Центральным статистическим комитетом (ЦСК) МВД Российской империи во второй половине XIX - начале XX в. Сравнение местных и центральных изданий позволяет сделать вывод, что требуется взаимопроверка опубликованных сведений. В местных работах статистика была дробной и конкретной, менее обобщенной и, в результате более точной. В публикациях ЦСК МВД происходило обобщение статистических данных, в частности, в таблицах о браках по семейному положению брачующихся. Так, в категорию браков между холостыми и вдовами включались и браки между холостыми и разведенными женщинами, в категорию браков между вдовцами и вдовами - браки между разведенными мужчинами и женщинами. По мнению автора, под браками между холостыми и вдовами у мусульман зачастую скрывались левиратные браки. Таковых браков у мусульман в 3 и более раза было больше, чем у православных. После голодных лет и эпидемий у мусульман возрастал удельный вес браков между холостыми и вдовами (левиратных), между вдовцами и вдовами (повторных). Публикации сведений о возрасте брачующихся позволяет сделать вывод о распространенности ранних браков. Показывается, что девушки в основном выходили замуж в возрасте до 20 лет, а парни женились в возрасте 21-25 лет. Процент брачующихся до 20 лет у мусульман был всегда ниже, чем у православных. Делается вывод, что, несмотря на недостатки, статистические источники позволяют ответить на ряд спорных вопросов: о существовании левирата, сорората, полигамии у башкир, о повторных и ранних браках, о возрасте брачующихся во второй половине XIX - начале XX в.

Ключевые слова: статистика, источники, бракосочетание, левират, полигамия, ранние браки

Shamil N. Isyangulov

STATISTICAL SOURCES ON FAMILY AND MARRIAGE RELATIONS THE BASHKIRS (SECOND HALF OF THE XIX - BEGINNING OF THE XX CENTURY)

Abstract

The article deals with statistical sources on the marriage of Muslims in the Orenburg and Ufa provinces published by the provincial statistical committees and the Central Statistical Committee (CSC) of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Empire in the second half of the 19th and the early 20th centuries. A comparison of local and central publications allows us to conclude that mutual verification of published information is required. In local works, statistics were more fractional and specific, less generalized and, as a result, more accurate. In the publications of the Central Committee of the Ministry of Internal Affairs statistical data were summarized, in particular, in tables on marriages by marital status. Thus, the category of marriages between single and widowed persons included marriages between single

Исянгулов Шамиль Наилевич, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Отдела новейшей истории Башкортостана Ордена «Знак Почета» Институт истории, языка и литературы Уфимского федерального исследовательского центра РАН (Уфа), e-mail: Isangul-schamil@mail.ru

Shamil N. Isyangulov, Cand. Sci. (History), Senior Researcher, Department of the Contemporary History of Bashkortostan, the Order of Honour Institute of History, Language and Literature, Ufa Federal Research Centre, Russian Academy of Sciences (Ufa), e-mail: Isangul-schamil@mail.ru

© Исянгулов Ш.Н., 2021

ПРОБЛЕМЫ ВОСТОКОВЕДЕНИЯ. 2021/2 (92)

men and divorced women, and the category of marriages between widowers and widows included marriages between divorced men and women. In the author's opinion, marriages between single and widowed Muslims often implied levirate marriages. Muslims had such marriages three or more times more than Orthodox Christians. After years of famine and epidemics, the proportion of marriages between unmarried men and widows (levirate), between widowers and widows (repeated) increased among Muslims. The publication of information about the age of married couples allows us to conclude about the prevalence of early marriages. It is shown that girls were mostly married before the age of 20, and young men were married at the age of 21-25. The percentage of Muslims who marry before the age of 20 has always been lower than that of Orthodox Christians. It is concluded that, despite the shortcomings, statistical sources allow us to answer a number of controversial issues: the existence of levirate, sororate and polygamy among the Bashkirs, repeated and early marriages, the age of those who were married in the second half of the 19th and the early 20th centuries.

Key words: statistics, sources, marriage, levirate, polygamy, early marriages

В пореформенный период и вплоть до 1917 г. переписей населения (за исключением Первой всеобщей переписи 1897 г.) не проводилось. В таких условиях особую ценность для изучения семьи и брака у башкир представляют статистические источники. Это, прежде всего, материалы текущего учета о естественном движении населения, публикуемые с 1865 г. губернскими статистическими комитетами и Центральным статистическим комитетом (далее - ЦСК) МВД Российской империи. Особенно активно работал Уфимский губернский статистический комитет в 1865-1880-е гг., когда его возглавлял известный краевед Н.А. Гурвич. С его уходом в 1891 г. публикационная деятельность статистического комитета намного сузилась.

В научной литературе получил освещение вопрос о формах брака у башкир за первую половину XIX в. В работах исследователей на основе изучения ревизских сказок делается попытка выяснения процентного соотношения многобрачных семей, левиратных браков и других форм за этот период [1, с. 51-68; 2, с. 59-75]. Между тем, брак у башкир в пореформенный период остается практически неизученным.

В данной статье автор обращается к статистическим материалам, как историческому источнику, позволяющим ответить на вопросы о функционировании во второй половине XIX - начале XX в. у башкир таких специфических явлений, как многоженство, левират, сорорат, ранние и повторные браки и другие.

Статистика второй половины XIX - начала XX в. разрабатывала ежегодно браки по вероисповеданиям, по месяцам, по семейному состоянию жениха и невесты, по возрасту брачующихся. Брачная отчетность по отдельным национальностям отсутствовала. Источниками губернского статистического комитета становились соответ-

ствующие годовые отчеты с мест (волостных правлений, мулл и т.д.). Время от времени губернский комитет публиковал статистические материалы за отдельные годы в различных «Памятных», «Справочных книжках» губернии и в других, иногда в специальных изданиях. Сравнение изданных губернским статистическим комитетом материалов с изданиями ЦСК МВД показывает, что в местных работах сведения являются более конкретизированными, менее обобщенными и, в результате, более точными. Для примера, сравним сведения о числе браков у мусульман Уфимской губернии за 1867 г. по семейному состоянию жениха и невесты. В местном издании брачующиеся разделены на 7 категорий, тогда как в центральном -лишь на 4.

Как видно из таблицы 1, окончательные цифры о браках у мусульман губернии за 1867 г. не совпадают. В «Памятной книжке Уфимской губернии» не учтены полигамные браки. Из таблицы становится понятным, что в центральном издании в категорию браков между холостыми и вдовами включены также браки между холостыми и разведенными женщинами (732 + 112 = 844), а в категорию браков между вдовцами и вдовами - браки между разведенными мужчинами и женщинами (2030 + 114 = 2144). Сведения о браках между вдовцами и девицами - не совпадают. Деление на категории брачующихся в местном издании оказалось более дробным и, очевидно, более верным. В то же время в «Памятной книжке Уфимской губернии» сведения о браках у мусульман оказались неполными, точнее - разделенными на разные таблицы, что может ввести исследователей в заблуждение. В другом издании ЦСК МВД, в котором использовалась упомянутая «Памятная книжка», даны, однако, несколько иные сведения о браках за 1867 г. [5, с. 90].

Таблица 1

Число браков у мусульман Уфимской губернии по семейному состоянию за 1867 г.

[3, с. 74; 4, с. 399]

По местному изданию По центральному изданию

Между холостыми и девицами 5285 5285

Между вдовцами и девицами 1638 2049

Между холостыми и вдовами 732 844

Между вдовцами и вдовами 2030 2144

Между холостыми и 112 -

разведенными женщинами

Между разведенными мужчинами 78 -

и девицами

Между разведенными мужчинами 114 -

и женщинами

Всего 9987 10322

К сожалению, в следующем издании Н.А. Гурвич приводит лишь относительные цифры за 1868-1878 гг., опуская абсолютные [6, с. 36-37]. Отсутствие последних, несомненно, вызывает неудобства. Тогда как ЦСК МВД всегда публиковала лишь абсолютные цифры. Несоответствия, конечно, не означают, что опубликованные материалы ЦСК МВД не должны быть использованы в исследованиях. Однозначно, они представляют значительный научный интерес, так как с 1867 по 1910 г. опубликованы за каждый год в сериях «Статистический временник Российской империи» и «Статистика Российской империи». Тогда как на местах губернские комитеты не всегда могли напечатать материалы о естественном движении населения по различным рубрикам, в том числе по вероисповеданиям.

Из всех категорий брачующихся обращают внимание браки между холостыми и вдовами. Еще дореволюционный исследователь М.М. Кенигсберг, изучая естественное движение населения Оренбургской губернии, писал, что браков между холостыми и вдовами у мусульман больше, чем у православных. Он объяснял данное явление материальной стороной дела [7, с. 25-26]. В частности, в 1866 г. у мусульман Уфимской губернии такие браки составляли 7,9 %, в 1867 г. -7,3 %, в 1868 г. - 8,8 %, в 1869 г. - 6,9 % [3, с. 74]. Скорее всего, значительная часть данных браков, если не большинство, были левиратными. В 1870 г. браки между холостыми и вдовами по Уфимской губернии (с учетом полигамных браков) со-

ставили 7 %, в 1871 г. - 5,6 %, в 1872 г. - 5,8 %, в 1873 г. - 6,5 %, в 1874 г. - 5,6 %, в 1875 г. - 4,8 %, в 1876 г. - 5,8 %, в 1877 г. - 5,4 %. В среднем, удельный вес браков между холостыми и вдовами у мусульман Уфимской губернии с 1868 по 1877 г., за 10 лет, составил 6,2 % [6, с. 36-37]. Все эти расчеты сделаны нами по местным изданиям Уфимского губернского статистического комитета, сведения которого, как убедились, являются более точными, нежели ЦСК МВД.

Что касается Оренбургской губернии, то в местных изданиях, к сожалению, статистика брачности по вероисповеданиям практически не публиковалась. Немногочисленные публикации показывают их идентичность со сведениями ЦСК МВД [8; 9, с. 74-75]. Здесь мы вынуждены обратиться к дореволюционной научной литературе и сведениям ЦСК МВД. Как пишет М.М. Кенигсберг, в Оренбургской губернии браки между холостыми и вдовами у мусульманского населения в 1897 г. составляли 6,2 %, в 1898 г. -5,8 %, в 1899 г. - 6,1 %, тогда как у православных, соответственно, 1,7; 1,9; 1,9 %, то есть в 3-3,6 раза меньше [7, с. 25]. Сравнение с данными по православному населению и некоторые другие моменты показывают, что, несомненно, под категорией брачующихся холостых и вдов во многом следует иметь в виду левиратные браки. Необходимо обратить внимание на то, что после голодных лет, эпидемий, когда отмечалась повышенная смертность населения, удельный вес браков между холостыми и вдовами резко увели-

чивался. Например, в 1867 г. в Оренбургской губернии процент таких бракосочетаний у мусульман возрос, по данным ЦСК МВД, до 12,3 %, в 1893 г. - до 8,9 % [4, с. 399; 10, с. 74-75]. Тогда как в обычные годы в среднем он составлял около 6 %. Отметим, что в Оренбургской губернии в 1865 г. свирепствовала эпидемия возвратного тифа, а в 1891-1892 гг. - неурожай, голод и эпидемия холеры. В Уфимской губернии удельный вес брачующихся холостых и вдов, по данным ЦСК МВД, в 1893 г. составил 7,6 % от числа всех браков, в 1900 г. - 9 %, в 1905 г. - 7,4 % и т.д. [10, с. 84-85; 11, с. 84-85; 12, с. 84-85]. Предыдущие перед ними годы также были отмечены повышенной смертностью населения из-за эпидемий и голода.

Однако, как было показано выше, ЦСК МВД в это число включало еще браки между холостыми и разведенными женщинами. Такие браки в Уфимской губернии в 1868-1878 гг. составляли около 1 % всех браков мусульман [6, с. 36-37]. Примерно такое же положение, скорее всего, сохранялось и в последующие годы. Данное обстоятельство, несомненно, следует учитывать при использовании данных ЦСК МВД.

В дальнейшем, к сожалению, в местных изданиях по Уфимской губернии не выделяются браки у мусульман, а даются общие по губернии цифры. Лишь изредка встречаются более подробные сведения. В 1912 г. в Уфимском уезде браки между холостыми и вдовами составили 3,5 % всех бракосочетаний, в Стерлитамакском уезде -2,4 %, в Белебеевском - 3,5 %, в Мензелинском -4,4 %, в Бирском - 5,6 %, в Златоустовском -2,9 %. У нас есть возможность рассмотреть подобные браки в поволостном разрезе. Берутся те волости, в которых башкиры составляли большинство населения (в ряде случаев - большинство населения - тептяри). В Бакаевской волости Уфимского уезда браки между холостыми и вдовами в 1912 г. составляли 4,6 % бракосочетаний, в Биш-Аул-Унгаровской - 7 %, в Биштякинской -7,2 %, в Булекей-Кудейской - 5,2 %, в Караяку-повской - 5,2 %, в Урман-Кудейской - 7,2 % В Азнаевской волости Стерлитамакского уезда подобные браки в том же году составляли 5,2 %, в

Араслановской - 1,5 %, в Бушман-Кипчакской -2,6 %, в Гирей-Кипчакской - 7,3 %, в Дуван-Табынской - 3,7 %, в Ильчик-Темировской - 3,5 %, в Калкашевской - 5,1 %, в Кальчир-Табынской -4,4 %, в Карагушевской - 2,1 %, в Кси-Табынской -

2.8 %, в Макаровской - 2,9 %. В Альшеевской волости Белебеевского уезда удельный вес браков между холостыми и вдовами у мусульман в 1912 г. составил 1,9 %, в Гайныямакской - 6 %, в Ермекеевской - 5 %, в Илькульминской - 4,9 %, в Казангуловской - 4 %, Каръявдинской - 5,2 % и т.д. В Байгузинской волости Бирского уезда он составлял 7,2 %, в Балакчинской - 12,2 %, в Бураевской - 8,1 %, в Ваныш-Алпаутовской -

6.9 %, в Верхне-Татышлинской - 3,3 %, в Или-шевской - 5,9 %, в Исмаиловской - 9,5 %, в Калмыковской - 5,7 %, в Кубиязовской - 7,8 % и т.д. В Большекущинской волости Златоустовс-кого уезда удельный вес браков между холостыми и вдовами в 1912 г. составлял 5 %, в Дуван-Мечетлинской - 7,5 %, в Ибраевской - 1,9 %, в Калмакуловской - 9,1 %, в Мурзаларской -1,3 %. А в Белокатайской волости таких браков в том году не было зарегистрировано [13, с. 646-663]. Таким образом, произошло уменьшение браков между холостыми и вдовами к началу XX в., по сравнению с 1860-1870 гг. Интересным является и то, что значительный удельный вес подобных браков отмечается, в целом, у оседлых башкир, в частности, в Бирском уезде, а также в ряде волостей других уездов. Тогда как у башкир по р. Деме и в правобережье Белой в Стерлита-макском уезде, сохранявших пережитки полукочевого быта, отмечается небольшой процент таких браков. Имеющиеся значительные расхождения в поволостном разрезе, возможно, свидетельствуют о прежних родоплеменных различиях в бытовании обычая левирата у башкир.

Также следует обратить внимание и на браки между вдовцами и девицами. Часть таких браков (думается, она была очень небольшой) была сороратной. Однако вдовцы в большинстве, скорее всего, женились не на родственницах покойной жены, а на других девушках.

Таким образом, опубликованные материалы о браках по семейному положению позволяют

1 Во всех указанных волостях преобладало башкирское население, кроме Биш-Аул-Унгаровской волости, где преобладали тептяри. За 100 процентов здесь и далее взяты браки между башкирами, татарами, тептярями и мещеряками, то есть у мусульманского населения. Имеющиеся место немногие межконфессиональные (межнациональные) браки (в основном в Бирском уезде) в расчет не брались.

вычленить примерный удельный вес левиратных браков в общем количестве всех бракосочетаний у мусульман, в том числе, и у башкир.

В наиболее ранних работах Уфимского статистического комитета обращалось внимание также на полигамные браки. В изданиях ЦСК МВД такие вопросы не получили освещения. Из опубликованных источников мы можем узнать, что удельный вес мужчин-мусульман, взявших вторую, третью, четвертую жену, по Уфимской губернии снизился с 3,2 % в 1867 г. до 2,6 % в 1877 г. В среднем, с 1868 по 1877 г. доля полигамных браков в общем количестве всех браков мусульман губернии составило 2,4 % [3, с. 74, 76; 6, с. 35]. В последующие годы подобные сведения в местных изданиях не публиковались. Они сохранились лишь в архивном фонде Уфимского губернского статистического комитета в НА РБ. По ним можно узнать, что в процентном отношении такие браки составляли в 1885 г. 1,4 % всех бракосочетаний мусульман губернии, в 1888 г. -2,3 %, в 1902 г. - 2 %, в 1908 г. - 1,3 %. В год по губернии вторую, третью, четвертую жену брало от 171 (в 1885 г.) до 329 (в 1867 г.) мужчин [14; 15; 16; 17]. Таким образом, с 1860-х гг. по начало XX в. произошло сокращение полигамных браков в 2,5 раза. Снижение удельного веса полигамных браков, несомненно, свидетельствовало об обеднении населения.

Также вышеприведенные сведения по семейному положению брачующихся позволяют вычленить повторные браки. Здесь также более подробную информацию дают местные издания, особенно по Уфимской губернии. Статистика показывает, что число и удельный вес браков между вдовцами и вдовами увеличивались после повышенной смертности населения, после голода и эпидемий. Если в обычные годы удельный вес таких бракосочетаний у мусульман Оренбургской губернии составлял 15-17 %, то в 1867 г. составил 18,2 %, в 1893 г. - 24,3 % [4, с. 399; 10, с. 74-75].

Значительный интерес также представляют сведения о возрастном составе брачующихся мусульман. Статистика показывает, что мусульманские девушки в Уфимской губернии вступали в брак в возрасте до 20 лет. Однако обращает внимание то обстоятельство, что удельный вес вступивших в брак до 20 лет у православного женского и мужского населения был выше, чем у мусульманского. Большинство православных

парней также женилось в возрасте до 20 лет, тогда как мусульманские - в возрасте от 21 до 25 лет. Таким образом, статистические сведения свидетельствуют, что мусульмане Уфимской губернии вступали в первый брак позже православных. Несомненно, это вовсе не означает, что у башкир не практиковались ранние, так называемые «малолетние» браки. Они имели место, однако их удельный вес, судя по всему, не мог быть большим.

Аналогичная ситуация отмечалась и в Оренбургской губернии. После введения обязательной воинской повинности в 1874 г. парни-мусульмане стали жениться еще позже, уже после прохождения военной службы. Так, в 1885 г. удельный вес вступивших в брак до 20 лет парней-мусульман по Уфимской губернии составил всего 7,3 % (в 1867 г. - 19,6 %), в 1910 г. - 5 %; у православных, соответственно, 45 (в 1867 г. - 50,1 %) и 36,6 %. То же отмечается и в Оренбургской губернии. И, наоборот, после 1874 г. увеличивается доля мужчин, вступавших в брак в возрасте 21-25 и 26-30 лет. Процент таких лиц у мусульман Уфимской губернии к 1885 г., по сравнению с 1867 г., увеличился на 11 и 7,4 пунктов, соответственно, у мусульман Оренбургской губернии - на 7,6 и 2,8. К началу XX в. вступление в первый брак у мусульман отодвинулось еще дальше. Намечается снижение доли мужчин, вступивших в брак в возрасте 21-25 лет, по сравнению с 1885 г., в Уфимской губернии - на 7,1, в Оренбургской - на 3,1 пунктов, и наоборот, увеличение - в возрасте 26-30 лет, на 5,5 и 1,1, соответственно.

У мусульманок, наоборот, к 1885 г., по сравнению с 1867 г., процент вступивших в брак к 20 годам повысился, в Уфимской губернии на 8,9, в Оренбургской - на 12,8 пунктов. К началу XX в. доля девушек в возрасте до 20 лет в Уфимской губернии остается практически на том же уровне (58,7 %), в Оренбургской губернии, по сравнению с 1885 г., снижается до 65,7 %. Данное обстоятельство означает, что увеличивался возрастной разрыв между супругами. Вернувшиеся из армии парни предпочитали брать замуж не своих ровесниц, а девушек намного моложе - в возрасте 16-20 лет [3, с. 77; 4, с. 378-379, 400-401; 14; 18, с. 74-75, 84-85; 19, с. 74-75, 84-85]. Русские (шире, православные), наоборот, по традиции, женили сыновей в возрасте 18-20 лет, дочерей выдавали замуж в возрасте 16-20 лет [20, с. 52].

Таблица 2

Распределение вступивших в брак в Уфимской губернии по возрасту в 1867 г. [3, с. 77 22]

Число вступивших в брак мусульман Число вступивших в брак православных В % к итогу всех браков мусульман В % к итогу всех браков православных

мужчин женщин ЕГ женщин мужчин женщин мужчин женщин

Всего вступивших в брак 10322 10322 5724 5724 100 100 100 100

Из них моложе 20 лет 2020 5099 2868 3225 19,6 49,4 50,1 56,3

21-25 лет 4116 2877 1598 1677 39,9 27,9 27,9 29,3

26-30 лет 1442 993 340 348 14,0 9,6 5,9 6,1

31-35 лет 987 591 353 229 9,5 5,7 6,2 4,0

36-АО лет 676 346 243 130 6,5 3,4 4,3 2,3

41-45 лет 423 193 144 74 4,1 1,9 2,5 1,3

46-50 лет 288 126 88 26 2,8 1,2 1,5 0,4

51 год и старше 370 97 90 15 3,6 0,9 1,6 0,3

Несомненно, отмеченная возрастная статистика вступавших в брак лиц имеет свои недостатки. Дело в том, что в них остается неизвестной доля тех, кто впервые вступал в брак, кто вступал в брак во второй, третий и последующий раз. Если для православных вступление в повторный брак встречало серьезные препятствия, то у мусульман каких-либо запретов по этому поводу практически не было. Мусульмане вступали в брак намного интенсивнее, нежели православные и все остальные жители империи.

Также публиковались сведения о браках по месяцам. Не вдаваясь в подробности, отметим, что они позволяют ответить на вопрос о сезонности браков.

Таким образом, статистические источники о браках, опубликованные во второй половине XIX - начале XX в. губернскими статистическими комитетами, Центральным статистическим комитетом МВД России, представляют значительный научный интерес. Публикации ЦСК МВД носили периодический (ежегодный) характер. Исследователь имеет возможность извлечь из них единообразный материал практически

на протяжении второй половины XIX - начала XX в. Тогда как в местных изданиях содержатся более разнообразные сведения, однако они публиковались нерегулярно. В начале XX в. в опубликованных источниках по Уфимской губернии встречаются поволостные сведения о брачности мусульманского населения, что позволяет выявить региональные и этнические различия. Статистические источники имеют свои недостатки и требуют взаимопроверки, а также проверки другими, в том числе, архивными источниками. Однако в архивном фонде Уфимского губернского статистического комитета сохранились неопубликованные таблицы по брачности лишь за 13 лет с 1870 по 1911 г. Как было показано, даже в одном и том же источнике могли быть различные итоговые сведения о брачности. Несмотря на все недостатки, статистические источники все же позволяют ответить на ряд спорных вопросов: о существовании левирата, сорората, полигамии у башкир, о повторных и ранних браках, о возрасте брачующихся за каждый год с 1866 по 1910 г. Конечно, речь идет обо всех мусульманах региона. Однако учитывая, что в Оренбургской

2 В центральном издании по православному населению Уфимской губернии даны несколько иные, чуть завышенные цифры (например, общее число браков - 5756), по мусульманскому населению - сведения совпадают. См.: 4, с. 378-379, 400-401. Так как разночтения небольшие, и общей картины не меняют, таблица 2 составлена на основе сведений местного издания.

губернии башкиры составляли большинство мусульманского населения, этническую близость к ним татар, мещеряков и тептярей, следует отметить, что мы получаем достаточно объективную информацию.

ЛИТЕРАТУРА

1. Асфандияров А.З. Башкирская семья в прошлом (XVIII - первая половина XIX в.). Уфа: Китап, 1997. 104 с.

2. Киньябаева Г.А. Семья и брак у башкир в XIX веке: основные тенденции демографического развития. Уфа: АН РБ, Гилем, 2012. 128 с.

3. Памятная книжка Уфимской губернии. Ч. 1. Отдел статистический. Уфа, 1873. 355 с.

4. Статистический временник Российской империи. Серия II. Вып. 8. Движение населения в Российской империи за 1867 год. СПб., 1872. 461 с.

5. Населенные пункты Башкортостана. Ч. I. Уфимская губерния, 1877. Уфа: Китап, 2002. 432 с.

6. Гурвич Н.А. Статистические очерки Уфимской губернии. Вып. 1. Уфа, 1880. 39 с.

7. Кенигсберг М.М. Санитарное состояние Оренбургской губернии по данным естественного движения за трехлетие 1897-1899 гг. Т. 1. Ч. 1. Оренбург, 1901. 114 с.

8. Материалы по статистике Оренбургской губернии. Оренбург, 1889. 83 с.

9. Статистика Российской империи. Т. 18. Движение населения в Европейской России за 1887 год. СПб., 1891. 211 с.

10. Статистика Российской империи. Т. 41. Движение населения в Европейской России за 1893 год. СПб., 1897. 211 с.

11. Статистика Российской империи. Т. 62. Движение населения в Европейской России за 1900 год. СПб., 1906. 211 с.

12. Статистика Российской империи. Т. 84. Движение населения в Европейской России за 1905 год. Пг., 1914. 249 с.

13. Хозяйственно-статистический обзор Уфимской губернии за 1912 год. Уфа, 1914. 693 с.

14. Национальный архив Республики Башкортостан (НА РБ). Ф. И-148. Оп. 1. Д. 44.

15. НА РБ. Ф. И-148. Оп. 1. Д. 45.

16. НА РБ. Ф. И-148. Оп. 1. Д. 48.

17. НА РБ. Ф. И-148. Оп. 1. Д. 50.

18. Статистика Российской империи. Т. 11. Движение населения в Европейской России за 1885 год. СПб., 1890. 211 с.

19. Статистика Российской империи. Т. 93. Движение населения в Европейской России за 1910 год. Пг., 1916. 249 с.

20. Вербицкая О.М. Российская сельская семья в 1897-1959 гг. (историко-демографический аспект). М.-Тула: Гриф и К, 2009. 296 с.

REFERENCES

1. Asfandiyarov, A.Z. Bashkirskaya semya v prosh-lom (XVIII - pervaya polovina XIX v.) [Bashkir family in the past (18th and first half of the 19th centuries)]. Ufa: Kitap, 1997. 104 p. (in Russ.).

2. Kinyabaeva, G.A. Semya i brak u bashkir v XIX veke: osnovnye tendentsii demograficheskogo razvitiya [Family and marriage among the Bashkirs in the 19th century: Major trends of demographic development]. Ufa: AN RB, Gilem, 2012. 128 p. (in Russ.).

3. Pamyatnaya knizhka Ufimskoy gubernii [The memorable book of the Ufa Province]. Part 1. Statistical section. Ufa, 1873. 355 p. (in Russ.).

4. Statisticheskiy vremennik Rossiyskoy imperii [Statistical chronicle of the Russian Empire]. Series 2. Issue 8. Dvizhenie naseleniya v Rossiyskoy imperii za 1867 god [Population movement in the Russian Empire for 1867]. St. Petersburg, 1872. 461 p. (in Russ.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Naselennye punkty Bashkortostana [Localities of Bashkortostan]. Part I. Ufimskaya guberniya, 1877 [Ufa Province, 1877]. Ufa: Kitap, 2002. 432 p. (in Russ.).

6. Gurvich, N.A. Statisticheskie ocherki Ufimskoy gubernii [Statistical essays of the Ufa Province]. Issue 1. Ufa, 1880. 39 p. (in Russ.).

7. Kenigsberg, M.M. Sanitarnoe sostoyanie Oren-burgskoy gubernii po dannym estestvennogo dvizheniya za trekhletie 1897-1899 gg. [Sanitary condition of the Orenburg Province according to the data of natural movement for the three years of 1897-1899]. Vol. 1. Part 1. Orenburg, 1901. 114 p. (in Russ.).

8. Materialy po statistike Orenburgskoy gubernii [Materials on statistics of the Orenburg Province]. Orenburg, 1889. 83 p. (in Russ.).

9. Statistika Rossijskoy imperii [Statistics of the Russian Empire]. Vol. 18. Dvizhenie naseleniya v Ev-ropeyskoy Rossii za 1887god [The movement of the population in European Russia in 1887]. St. Petersburg, 1891. 211 p. (in Russ.).

10. Statistika Rossiyskoy imperii [Statistics of the Russian Empire]. Vol. 41. Dvizhenie naseleniya v Ev-ropeyskoy Rossii za 1893 god [The movement of the population in European Russia in 1893]. St. Petersburg, 1897. 211 p. (in Russ.).

11. Statistika Rossiyskoy imperii [Statistics of the

Russian Empire]. Vol. 62. Dvizhenie naseleniya v Ev-ropeyskoy Rossii za 1900 god [The movement of the population in European Russia in 1900]. St. Petersburg, 1906. 211 p. (in Russ.).

12. Statistika Rossyyskoy imperii [Statistics of the Russian Empire]. Vol. 84. Dvizhenie naseleniya v Ev-ropeyskoy Rossii za 1905 god [The movement of the population in European Russia in 1905]. Petrograd, 1914. 249 p. (in Russ.).

13. Hozyaystvenno-statisticheskiy obzor Ufimskoy gubernii za 1912 god [Economic and statistical review of the Ufa Province for 1912]. Ufa, 1914. 693 p. (in Russ.).

14. Natsionalnyy arkhiv Respubliki Bashkortostan [National Archives of the Republic of Bashkortostan]. Fond I-148, opis 1, delo 44 (in Russ.).

15. Natsionalnyy arkhiv Respubliki Bashkortostan [National Archives of the Republic of Bashkortostan]. Fond I-148, opis 1, delo 45 (in Russ.).

16. Natsionalnyy arkhiv Respubliki Bashkortostan [National Archives of the Republic of Bashkortostan].

Fond I-148, opis 1, delo 48 (in Russ.).

17. Natsionalnyy arkhiv Respubliki Bashkortostan [National Archives of the Republic of Bashkortostan]. Fond I-148, opis 1, delo 50 (in Russ.).

18. Statistika Rossiyskoy imperii [Statistics of the Russian Empire]. Vol. 11. Dvizhenie naseleniya v Ev-ropeyskoy Rossii za 1885 god [The movement of the population in European Russia in 1885]. St. Petersburg, 1890. 211 p. (in Russ.).

19. Statistika Rossiyskoy imperii [Statistics of the Russian Empire]. Vol. 93. Dvizhenie naseleniya v Ev-ropeyskoy Rossii za 1910 god [The movement of the population in European Russia in 1910]. Petrograd, 1916. 249 p. (in Russ.).

20. Verbitskaya, O.M. Rossiyskaya selskaya semya v 1897-1959 gg. (istoriko-demograficheskiy aspekt) [Russian rural family in 1897-1959 (historical and demographic aspects)]. Moscow, Tula: Grif i K, 2009. 296 p. (in Russ.).

DOI 10.24412/2223-0564-2021-2-23-28 Ю.М. Гусейнов, Ю.М. Идрисов УДК 902.7

НОРМЫ АДАТА В СОСЛОВНЫХ ОТНОШЕНИЯХ У КУМЫКОВ В XIX -НАЧАЛЕ XX В.

Аннотация

В статье на основе исторической литературы, архивных материалов, полевого этнографического материала рассматривается проблема социальной структуры кумыков в XIX - начале XX века. Авторы справедливо отмечают, что у кумыков в этот период социальная структура общества имела развитый характер. Общество делилось на шесть основных сословий. На верхней ступени иерархической лестницы находилось привилегированное сословие, представленное шамхалом тарковским, князьями (биями) у засулакских кумыков, сала-

Гусейнов Юсуп Магомедович, кандидат исторических наук, доцент кафедры гуманитарных дисциплин Дагестанского государственного университета народного хозяйства (Махачкала), e-mail: g.usup@mail.ru

Идрисов Юсуп Магомедович, кандидат исторических наук, сотрудник Исторического парка «Россия -моя история» (Махачкала), e-mail: markes06@mail.ru

Yusup M. Guseynov, Cand.Sci. (History), Associate Professor at the Chair ofthe Humanities Subjects, Daghestanian State University of National Economy (Makhachkala), e-mail: g.usup@ mail.ru

Yusup M. Idrisov, Cand.Sci. (History), employee Of the historical Park «Russia is my history» (Makhachkala), e-mail:markes06@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.