Научная статья на тему 'А. З. Асфандияров и развитие этнографии башкир'

А. З. Асфандияров и развитие этнографии башкир Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
191
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
А. З . Асфандияров / история деревень / хозяйство / миграция / башкиры / брак / полигамия / левират / сорорат / развод / A.Z. Asfandiyarov / history of villages / economy / rnigration / peoples / Bashkirs / maпiage / polygamy / levirate / sororate / divorce

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Тухватуллин Рустем Расфарович, Шагапова Гулькай Рахимьяновна

В статье анализируются основные труды профессора А.З. Асфандиярова, в работах которого рассматривается история населенных пунктов, башкирской семьи, отдельных башкирских фамилий, оставивших след в истории края. Выявлены широкие возможности работы с текстом многотомного справочника «История сел и деревень Башкортостана и сопредельных территорий» для комплексного изучения башкирских общин, хозяйствования и взаимодействия с другими этносами в зоне активных межэтнических контактов на территории края и степень ассимиляции народов в них . Отдельной проблемой в исследованиях А .З . Асфандиярова была тема семьи, брака и разводов у башкир . Показано , как статистические данные позволили ученому не только доказать наличие таких форм брака, как левират, сорорат, но и выявить степень их распространенности . Архивные материалы , изученные им, опровергли тезис о ранних браках у башкир, о широком распространении многоженства . Башкирское общество имело понятие о расторжении брака, но не в форме талак, который ранее считался распространенным явлением. В 80% случаев практиковался развод хлюг, инициаторами которого выступали женщины . В статье приведены примеры широкого использования автором фольклорных источников и башкирского языка, выступающие дополнительной доказательной базой основных положений исследователя. Изучение башкирской семьи позволило сформулировать вывод о независимом положении башкирской женщины, что, в свою очередь , объясняется независимым имущественным положением женщины, а также ее значительной ролью в ведении хозяйства. Авторами статьи сделан вывод об огромном вкладе профессора А. З . Асфандиярова в изучение этнографии башкирского народа .

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A.Z. ASFANDIYAROV AND DEVELOPMENT OF CULTURALANTHROPOLOGY

The article analyzes the main works of the historian, professor Anvar Z. Asfandiyarov. In his works, the history of settlements, the Bashkir family, individual Bashkir families, which left their mark in the history of the region, is examined. Wide opportunities have been revealed for working with the text ofthe nine-volume reference book History of Villages and hamlets of Bashkortostan and Neighboring Territories for а comprehensive study of the history of the development ofBashkir communities, management, resettlement ofnon-Bashkir peoples such as Mari, Udmurts, Russians, etc. on the teпitory of the region. А separate problem in the research of Prof. Asfandiyarov was the topic of family, maпiage and divorce among Bashkirs. lt is shown tюw the statistical data allowed A.Z. Asfandiyarov not only to prove the presence of such forms of maпiage as leviratt:, litter, but also to identify the degree of their prevalence. Archival materials studied Ьу him refuted the thesis аЬонt early maпiages at the Bashkirs, about the widespread occuпence of polygamy. Bashkir society had the concept ot· divorce, but not in the form of talak, which was previously considered common. Eighty percent ofthe cases involved а broomstick divorce, initiated Ьу women. Тhе article gives examples ofthe widespread use Ьу the author offolklore soшces and the Bashkir language, which serve as an additional evidence base for the main provisions of the researcher. Тhе study of the Bashkir family made it possiЫe to draw а conclusion about the independent position of the Bashkir woman, which, in turn, is explained Ьу the independent property status of the woman, as well as the significant rok of the woman in housekeeping. Тhе authors of the article concluded that Prof. Asfandiyarov made а huge contribution to the study of the ethnography of the Bashkir people.

Текст научной работы на тему «А. З. Асфандияров и развитие этнографии башкир»

17. Antonov, I.V. Rail' Gumerovich Kuzeev v etnograficheskoi ekspeditsii 1957 goda (po materialam polevogo dnevnika) [Rail Gumerovich Kuzeyev in the Ethnographic Expedition of 1957 (Based on the Materials of the Field Notes)]. In: Nauchnyi al'manakh - Scientific Almanac. 2015. No. 10-4 (12). P. 232-242 (in Russ).

18. Antonov, I.V Etnograficheskie ekspeditsii Railya Gumerovicha Kuzeeva 1955 i 1956 godov (po materialam polevykh dnevnikov) [Ethnographic Expeditions of Rail

Gumerovich Kuzeyev in 1955 and 1956 (Based on Field Diaries)]. In: Nauchnyi al'manakh - Scientific Almanac. 2015. No. 12-3 (14). P. 119-127 (in Russ).

19. Dokumenty i materialy po istorii i etnografii narodov Yuzhnogo Urala. Vyp. 3: Polevye dnevniki R.G. Kuzeeva 1952-1958 gg. [Documents and Materials on the History and Ethnography of the Southern Ural's Peoples. Issue 3: Field Notes of R.G. Kuzeev in 19521958]. Ufa: Pervaya tipografiya, 2019. 275 p. (in Russ).

DOI 10.24411/2223-0564-2020-10206 Р.Р. Тухватуллин, Г.Р. Шагапова УДК 94 (63.3)

А.З. АСФАНДИЯРОВ И РАЗВИТИЕ ЭТНОГРАФИИ БАШКИР

Аннотация

В статье анализируются основные труды профессора А.З. Асфандиярова, в работах которого рассматривается история населенных пунктов, башкирской семьи, отдельных башкирских фамилий, оставивших след в истории края. Выявлены широкие возможности работы с текстом многотомного справочника «История сел и деревень Башкортостана и сопредельных территорий» для комплексного изучения башкирских общин, хозяйствования и взаимодействия с другими этносами в зоне активных межэтнических контактов на территории края и степень ассимиляции народов в них. Отдельной проблемой в исследованиях А.З. Асфандиярова была тема семьи, брака и разводов у башкир. Показано, как статистические данные позволили ученому не только доказать наличие таких форм брака, как левират, сорорат, но и выявить степень их распространенности. Архивные материалы, изученные им, опровергли тезис о ранних браках у башкир, о широком распространении многоженства. Башкирское общество имело понятие о расторжении брака, но не в форме талак, который ранее считался распространенным явлением. В 80% случаев практиковался развод хлюг, инициаторами которого выступали женщины. В статье приведены примеры широкого использования автором фольклорных источников и башкирского языка, выступающие дополнительной доказательной базой основных положений исследователя. Изучение башкирской семьи позволило сформулировать вывод о независимом положении башкирской женщины, что, в свою очередь, объясняется независимым имущественным положением женщины, а также ее значительной ролью в ведении хозяйства. Авторами статьи сделан вывод об огромном вкладе профессора А.З. Асфандиярова в изучение этнографии башкирского народа.

Ключевые слова: А.З. Асфандияров, история деревень, хозяйство, миграция, башкиры, брак, полигамия, левират, сорорат, развод

Тухватуллин Рустем Расфарович, кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры зарубежной истории Института истории и государственного управления Башкирского государственного университета (Уфа), e-mail: rtuhvatullin@rambler.ru

Шагапова Гулькай Рахимьяновна, кандидат исторических наук, доцент, специалист научно-образовательного центра истории башкирского народа, доцент кафедры истории России, историографии и источниковедения Института истории и государственного управления Башкирского государственного университета (Уфа), e-mail: shagapovanfbgu@mail.ru

Rustem R. Tukhvatullin, Cand.Sc. (History), Associate Professor, Department of Foreign History, Institute of History and Public Administration, Bashkir State University (Ufa), e-mail: rtuhvatullin@rambler.ru

Gulkay R. Shagapova, Cand.Sc. (History), Associate Professor, Expert of the Academic Centre of the History of the Bashkir People, Department of Russian History, Historiography and Source Studies, Institute of History and Public Administration, Bashkir State University (Ufa), e-mail: shagapovanfbgu@mail.ru

Rustem R. Tukhvatullin, Gulkay R. Shagapova

A.Z. ASFANDIYAROV AND DEVELOPMENT OF CULTURAL ANTHROPOLOGY

Abstract

The article analyzes the main works of the historian, professor Anvar Z. Asfandiyarov. In his works, the history of settlements, the Bashkir family, individual Bashkir families, which left their mark in the history of the region, is examined. Wide opportunities have been revealed for working with the text of the nine-volume reference book History of Villages and hamlets of Bashkortostan and Neighboring Territories for a comprehensive study of the history of the development of Bashkir communities, management, resettlement of non-Bashkir peoples such as Mari, Udmurts, Russians, etc. on the territory of the region. A separate problem in the research of Prof. Asfandiyarov was the topic of family, marriage and divorce among Bashkirs. It is shown how the statistical data allowed A.Z. Asfandiyarov not only to prove the presence of such forms of marriage as levirate, litter, but also to identify the degree of their prevalence. Archival materials studied by him refuted the thesis about early marriages at the Bashkirs, about the widespread occurrence of polygamy. Bashkir society had the concept of divorce, but not in the form of talak, which was previously considered common. Eighty percent of the cases involved a broomstick divorce, initiated by women. The article gives examples of the widespread use by the author of folklore sources and the Bashkir language, which serve as an additional evidence base for the main provisions of the researcher. The study of the Bashkir family made it possible to draw a conclusion about the independent position of the Bashkir woman, which, in turn, is explained by the independent property status of the woman, as well as the significant role of the woman in housekeeping. The authors of the article concluded that Prof. Asfandiyarov made a huge contribution to the study of the ethnography of the Bashkir people.

Key words: A.Z. Asfandiyarov, history of villages, economy, migration, peoples, Bashkirs, marriage, polygamy, levirate, sororate, divorce

Профессор, кандидат исторических наук Анвар Закирович Асфандияров оставил богатое творческое наследие. В сфере его интересов были различные аспекты истории башкирского народа: им подготовлены основательные работы по истории башкирской семьи и отдельных фамилий [13-18], кантонной системы управления в крае [12]; он - составитель и один из авторов сборника об участии башкир в Отечественной войне 1812 года [22].

Еще при жизни А.З. Асфандияров изданием труда «История сел и деревень Башкортостана и сопредельных территорий: справочная книга» воздвиг себе памятник [2-11]. В 2009 году отдельным изданием вышла книга по мензелин-ским башкирам [1], которая по факту является 11 томом «Истории сел и деревень...». Кроме того, в 2001 году А.З. Асфандияров выступил составителем и ответственным редактором издания «Западные башкиры по переписям 1795-1917 гг.», или сборника документов по западным и северо-западным башкирам, где им была написана большая вступительная статья [21]. В 2009 году многотомник был сведен в отдельную книгу «История сел и деревень Башкортостана и сопредельных территорий», включившую в себя историю 41 района Башкортостана и башкирских населенных пунктов Пермского края,

Свердловского, Самарского и Саратовского областей. В статье мы будем пользоваться изданиями 1990-2001 годов и большеформатным изданием 2009 года [22]. Труды Асфандиярова традиционно считаются историческими, но имеют самое непосредственное отношение к исследованиям по этнографии башкирского народа.

Работа над справочником велась более двадцати лет - первая книга вышла в 1990 году, последняя - в 2001 году. Источниковую базу исследования составили материалы ревизий - переписей ХУШ-Х1Х вв.; метрические книги, в которых велся учет населения; документы канцелярии гражданского правления; архив военного губернатора. Очерки по истории сел и деревень охватывают период 300 лет, небольшие по объему, они информативны и чрезвычайно насыщенны.

Во-первых, данные справочника позволяют выявить численность дворов в поселении, территорию расселения, типы поселений (аул, деревня, село), основные занятия и подсобные промыслы населения, размеры подворья. Наряду с этим, удается установить уровень социального расслоения внутри населенного пункта; социальное положение населения - удельные, дворцовые крестьяне; чересполосное расселение удмуртов, марийцев, чувашей, мордвы. «История сел ...» даёт материал для изучения семьи: численность

домочадцев, возраст, характер семьи - неразделенная, малая, полигамная, моногамная.

Во-вторых, материал, взятый в динамике, при картографировании позволяет выявить историю расселения башкирских родов за определенный период. Это тем более актуально, если учесть, что границы башкирских волостей в ХУИ-Х1Х веках были чрезвычайно подвижны и не всегда поддаются учету и пониманию. Анализ материалов справочника, взятый в рамках отдельно взятых районов, например Калтасинского, Краснокам-ского, Татышлинского, показывает процесс и этапы переселения в Приуралье и на Урал удмуртов, марийцев, чувашей, мордвы, русских. Становятся ясными условия, на которых мигранты селились на землях башкир, они всегда были разными. Заметим, что в XVIII веке такие сделки нередко были выгодными для переселенцев, договоры могли заключаться на долгий срок и на неплохих условиях. К примеру, в 1796 году марийцы Яр-кай Сеидов и Богдан Микитов стали припущен-никами башкир Каинлыкской тюбы Гарейской волости Бирской округи «сроком на 160 лет для пользования хлебопашеством, сенокошением, порубкою бревен, щипанием хмеля и собиранием ягод с платою 20 руб. и ежегодно по 20 коп. с двора», чем положили начало дер. Редькино Красно-камского района [4, с. 175-176; 19, с. 216].

Интересно наблюдать изменения в хозяйственных занятиях населения в пространственном разрезе, а при привлечении дополнительных материалов - и в хронологическом. История села Касево, деревень Ташкиново, Марьино, Ротково (ныне Краснокамский район РБ) во второй половине XIX века - яркое тому свидетельство. При наложении на карту становится очевидным, что Касево и Ташкиново находились на хлебном торговом тракте Николо-Березовка - Чураево -Бирск, расширяя занятия торговлей и предпринимательством. В с. Касево в 1870 г. насчитывалось «1361 человек и 252 двора. Через 26 лет в ней 280 домов и 1289 жителей. Во владении отдельных жителей находились маслобойные заведения (3), мельницы (5), лавки (35). Еженедельно по четвергам проводился базар, 4 раза в год - ярмарка (25 марта, 29 июня, 20 июля, 26 октября). Действовали 2-классное мужское училище и земская женская школа» [4, с. 186; 19, с. 220]. В дер. Ташкиново, находящейся в двух-трех километрах от села Касево, «в 1870 г. в 132 дворах проживали 915 человек. 1220 жителей и 220 домов показали в 1896 г. Деревня имела 3 лавки,

мельницу, хлебозапасный магазин» [4, с. 184; 19, с. 219]. Но вот деревня Ротково, расположенная в стороне от торгового пути, но от вышеназванных населенных пунктов в трех-пяти километрах, постепенно стала приходить в упадок: в 1850 году в ней было 45 дворов и 244 человека, а в 1870 году осталось 34 двора, где проживало 226 человек [4, с. 185; 19, с. 219]. А.З. Асфандияров однозначно утверждает: уже в первой половине XIX века значительная часть башкир занималась хлебопашеством. Приведем один показательный пример: в дер. Новокалмашево (Чекмагушевский район) «.в 1843 г. 91 башкир засеял 312 пудов озимого и 680 пудов ярового хлеба. Посадили 24 пуда картофеля. Имели мельницу. Вся деревня имела 150 ульев. Была мечеть» [7, с. 73; 19, с. 391]. Фундаментальная работа А.З. Асфандия-рова имела широкий общественный резонанс. Кульминацией этого явления следует считать интернациональный праздник шежерэ-байрам, вызывающий искренний интерес как у участников, так и у зрителей.

Совершенно не случайно у А.З. Асфандияро-ва появилось исследование «Башкирские тарханы» [18], написанное на широкой источниковой базе: письменные документы, материалы фольклора, топонимики, этнонимики, языкознание. Очевидно, замысел монографии родился при изучении ревизских сказок и знакомстве с историей знаменитых родов. Проблема тарханства давно стояла в исторической науке, т.к. отсутствовало глубинное понимание сущности данного института. Бездоказательно тарханов сравнивали с русским дворянством. А.З. Асфандияров выдвигает гипотезу о древнем происхождении термина тархан и его связи со скифским (аланским) языком, отмечает наличие тарханов в Тюркском каганате, Дешт-и-Кипчаке, Булгарском ханстве и Золотой Орде. Третья глава «Права и обязанности тарханов» поставила точку в многолетних дискуссиях, выявив источники тарханства, их численность, обязанность. Рассмотрена проблема тарханов-аманатов, которых Русское государство постоянно держало в Москве (Казани, Уфе) с конкретными целями подчинения и покорения башкирского народа. Вывод автора категоричен: «Тарханы - феодалы служили государству без поместья с крепостными крестьянами и без жалованья, то есть от своего хозяйства» [18, с. 36].

Совершенно новаторской звучит мысль о вкладе тарханов - образованнейших людей своего времени в историю края. Таковым являлся

минский башкир Алибай Мурзагулов, участник разработки наказов башкир и тарханов в Уложенную комиссию Екатерины II. История рода Мурзагуловых прослежена А.З. Асфандияровым с середины XVII века до начала XIX века. Подробно излагается родословная тархана Алдара Исекеева. Автор еще раз говорит о правильном написании фамилии прославленного предка, так и озаглавив шестую главу «Я - Алдар Исекеев» [18, с. 90-91]. Фамилия Алдара батыра именно Исекеев, а не Исянгильдин. Досадуя на ошибку историка, подхваченную впоследствии публицистами, а затем вошедшую во все учебники, глава заканчивается своеобразным завещанием-наказом: «На нас, историков, возложена большая ответственность - объективное изложение истории народа на основе критического анализа исторического источника» [18, с. 88]. С гордостью автор пишет о тархане-рудопромышленнике Та-симове, об одном из самых просвещенных людей России XVIII века, много сделавшем для развития металлургического производства на Южном Урале и в России [13; 18, с. 90-91].

Другое направление его исследований осталось несколько в тени успеха «Истории сел и деревень...». Речь идет о книге «Башкирская семья в прошлом (XVIII - первая половина XIX в.)», которая явилась логичным завершением работы автора, систематически собиравшего материалы по этой теме [15-17]. Впоследствии работа органично войдет четвертой главой в монографию автора [14]. Брак и семья представляют институты этносоциального характера, относясь тем самым и к историческим и к этнографическим исследованиям.

В советской историко-этнографической литературе того времени шла теоретическая полемика о сложных семьях в истории, подробный анализ историографии которой и дан автором [17, с. 9-28]. Но автор на основе собственных изысканий формулирует собственные выводы: на основе малой семьи может происходить восстановление изжитой формы семьи как неразделенной, но эти семьи - малая и неразделенная - генетически не связаны с большой семьей. Поэтому если у башкир в 1816 году господствовали малые семьи, то к середине века они составляли всего 25-30% от общего числа семей. Причина регенерации неразделенных семей лежит в кантонной системе управления, когда единицей обложения выступал двор [14, с. 291-297]. После отмены кантонов идет «массовый распад неразделенных семей»

[14, с. 297], и вновь господствует малая двухпо-коленная семья. Другим выводом опровергается концепция Т.А. Жданко и С.Ш. Гаджиевой о том, что неразделенные семьи характерны для оседлых народов: «Неразделенная семья у полукочевых общинников была более устойчивой организацией, чем у башкир-земледельцев в Западной Башкирии» [14, с. 304]. Но самый главный вывод, поставивший точку в спорах о формах семьи в феодальном обществе, но, к сожалению, не замеченный в большой науке: «Для феодализма не характерна большая патриархальная семья, тесно связанная с коллективной собственностью на средства производства... Поэтому сложная семья ни генетически, ни стадиально, ни терминологически не связана с большой патриархальной семьей эпохи распада родового общества» [14, с. 305-306].

На огромном статистическом материале XVIII-XIX веков, в динамике, А.З. Асфандияро-вым рассматриваются формы семьи, брака и развода, вопросы экзогамии и эндогамии, имущественные права башкир, положение башкирской женщины в обществе. Реализовать грандиозный замысел по изучению семьи позволило ученому великолепное знание ревизских сказок, башкирского языка и культуры. Архивные материалы подтвердили, а в ряде случаев опровергли устоявшиеся представления о семейных отношениях башкир.

А.З. Асфандияров подтвердил тезис: влияние ислама на институт многоженства у башкир минимально, полигамия является следствием хозяйственной необходимости, известная задолго до принятия древними башкирами ислама в XIV веке.

Полигамных мужчин среди башкир было не так уж и много. На основе данных А.З. Асфандиярова нами составлена таблица [16, с. 58.] (табл. 1).

Т а б л и ц а 1

231 деревень, или 8999 семей Семьи, в которых:

1 жена 2 жены 3 жены 4 жены

87,62% или 7873 семьи 11,4% или 1032 семьи 0,9% или 86 семей 0,08% или 8 семей

Профессор А.З. Асфандияров подчеркивает важное обстоятельство: у башкир, занятых земледелием, число многобрачных семей составляет 10,8%, у занятых скотоводством - 21,1%. Чтобы предотвратить возможные вопросы, тут же даны сведения о полигамных браках у татар - 10,5%. Как известно, татары осели на землю почти тыся-

чу лет назад. «У земледельцев полигамия известна в меньшей степени, чем у полукочевников» [16, с. 59]. Очевидно, для второго брака социальный статус и материальное положение мужчины играли важную роль: с 1841 года указной мулла должен был выдавать справки о состоянии для содержания двух жен, и только в этом случае разрешали вторые браки.

В работе Н.В. Бикбулатова и Ф.Ф. Фатыхова утверждается, что у башкир рано выдавали замуж дочерей и нередко женились в раннем возрасте [20, с. 11]. Автор опровергает данный вывод: в 1834 году ранний брак был зафиксирован в 8,8% случаев, причем возраст невест был следующим (табл. 2):

Т а б л и ц а 2

Возраст невест Количественное выражение, %

12 лет 0,6

13 лет 0,6

14 лет 1,2

15 лет 1,2

Как и в случае с многоженством, практически во всех случаях речь идет о полукочевых башкирах, и только в двух случаях зафиксирован ранний брак у оседлых башкир - в Осинском уезде Пермской губернии, и, таким образом, доля подобных браков составила у оседлых башкир всего 0,5%. В том же 1834 году ранних браков юношей было всего два, и те по необходимости -смерть родителей вынудила жениться подростка 13 лет и 15-летнего юношу. Еще два 13-летних подростка были женаты, но они оставались жить в отцовских семьях и самостоятельного хозяйства не вели. Надо полагать, их женитьба была вызвана соображениями иного порядка. Заметим также, что ранние браки юношей известны только у полукочевых башкир.

Автор отмечает, что основная масса девушек вступала в брак до 20 лет, часть - до 25 лет, часть - до 30 лет; мужчины женились в 2025 лет, отчасти - до 20 лет. Вывод профессора категоричен: массовый статистический материал не согласуется с выводами авторов, выдававших единичные факты за правило.

До публикации работ Асфандиярова открытыми оставались вопросы о пережиточных формах брака у башкир левират и сорорат. Как часто заключались левират и сорорат? Что могло послужить причиной такого брака? Архивный материал позволил ученому найти ответ на эти вопросы. Прямые указания на левиратные бра-

ки отсутствуют, но выявляются при несовпадении возраста мужа и жены: жена в таких случаях намного старше мужа; либо у мужа есть вторая жена, более молодая и подходящая по возрасту. Материалы 7 и 8 ревизий дали всего 16 свидетельств такого рода, что позволяет утверждать о левиратных браках в XIX веке как о редком явлении [14, с. 330; 17, с. 63-64]. Выясняется, что брак между старшей снохой и младшим братом мужа преобладал в неразделенной семье с целью исключения дробления имущества и потери рабочих рук. В таких случаях вдову могли принудить к замужеству: приводятся документы из Магометанского духовного собрания с ярким протестом насильственным левиратным бракам, где причиной принудительных браков были соображения материального характера [14, с. 330; 17, с. 63-64].

Многолетние изыскания историка доказали исключительную редкость сороратных браков. Зафиксирован всего один случай: в 1833 году имам Ишмухаметов из дер. Кубеково Белебеев-ского уезда женился на Мухитзямал Аюповой, а после скоропостижной кончины молодой жены женился на ее младшей сестре Бадернисе, правда, с приплатой калыма [14, с. 333].

Говоря о колыбельном сватовстве, А.З. Ас-фандияров утверждает: «Есть основание колыбельное сватовство считать широко распространенным обычаем. В 1822 году бывший кантонный начальник 3-го кантона (Екатеринбургский уезд) Акжигит Кинжабаев помолвил двухлетнего сына Аллаяра с дочерью башкира дер. Кармаскалино Шарыпа Бигильдинова с калымом в 1500 руб. Через 18 лет заключен был их брачный союз» [16, с. 65-66; 14, с. 336]. Оплата калыма в таких случаях была поэтапная, постепенная. Но молодые люди не всегда желали следовать воле родителей. А потому присутствуют материалы судебных исков, где, к примеру, невеста отказывается от брака, а сторона жениха требует вернуть выплаченный калым им обратно [16, с. 66; 14, с. 336].

Анваром Закировичем отдельно рассмотрена практика разводов у башкир и опровергнут тезис о форме развода талак (талак) как единственной и исключительной. Талак предполагает развод по инициативе мужа, он обставляется рядом важных деталей, в т.ч. и возможностью повторного заключения брака между бывшим супругами. Но в архивных делах ученый нашел немало свидетельств расторжения брака у башкир по ини-

циативе женщины, так называемый развод хулла (хлюг). Жена предлагала своему мужу свой махр (калым) или часть приданого за право на развод. Формулу развода произносит муж, но инициатором выступает жена. В отличие от талак развод хлюг являлся окончательным и возврата в брак не предусматривал. Причины, по которой женщины могли потребовать развода, были различными: жестокое обращение мужа, невыплата калыма, несостоятельность мужа в содержании семьи. А.З. Асфандияров приводит таблицу о разводах в Уфимской губернии на 60-е годы XIX века: статистические данные неумолимы - почти 80% разводов хлюг были по инициативе женщины. На 1876 год картина принципиально не изменилась: на 236 (21,2%) разводов талак приходилось 876 разводов хлюг (78,8%) [14, с. 343]. Преобладание хлюг над талак объяснимо: при разводе талак мужчина не всегда мог вернуть калым, нередко процесс растягивался во времени и был сопряжен с судебными исками. Было выгоднее заставить жену подать на развод хлюг и за документ получить вознаграждение. Фактически стороны просто договаривались о форме развода и о возмещении убытков. Надо полагать, что башкирские женщины не боялись разводов и одиночества, женщин было меньше мужчин. Ее роль в хозяйстве была столь велика, что мужчина был не в состоянии вести полноценную жизнь в одиночку. Именно поэтому в документах XVIII-XIX веков одиноких женщин, ведущих самостоятельно свое хозяйство, практически не встречается [14, с. 343-344].

Особо хотелось отметить яркую особенность в изложении института семьи и брака в работах А.З. Асфандиярова: использование народного фольклора для иллюстрации отдельных тезисов и положений. Семейная жизнь является неиссякаемым источником для народного юмора и метких наблюдений, и башкиры не были исключением. В большом количестве автором приводятся меткие выражения, строфы из народных песен, сенляу, легенды, сказки и предания. К примеру, негативное отношение башкирского общества к многоженству показано в семи пословицах, а также в кратком изложение легенды «Зелхизэ» («Зульхиза») [14, с. 329]. О левирате немало шуточных пословиц: «Кзйнеш - ярты ир» («Деверь - полмужа»). А всего о левиратных браках дано пять паремий и весьма уместно приводится историческая песня «ШэYрэ» («Шаура») [14, с. 330-331]. Даже на сорорат - редкую форму

брака - А.З. Асфандияровым приведена не менее редко встречающаяся пословица «Ай батhа, йондо§ бар, катын Yлhэ, балды§ бар» («Луна на закат - звезда остается, жена умрет - ее сестра остается») [14, с. 333]. Привлечение фольклорного материала в качестве доказательной базы в исторических исследованиях - классический прием отечественной этнографической школы. Включение фольклорных материалов позволило избежать однообразного изложения архивных данных. Отдельной темой А.З. Асфандияров касается «униженного и оскорбленного» положения башкирской женщины в семье и обществе. Сделан поистине революционный вывод: положение женщины-башкирки не было бесправным, она обладала большой самостоятельностью в семье и в обществе. Огромная роль женщины в ведении хозяйства, хорошее приданое делали ее относительно независимой. К тому же нельзя забывать о неглубоком проникновении ислама в культуру башкир.

Подводя итог анализу работ профессора А.З. Асфандиярова, следует заключить, что они не только оставили заметный след в изучении этнографии башкирского народа, но и позволили пролить свет на многие ее проблемы.

ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА

1. Асфандияров А.З. Аулы Мензелинских башкир. Уфа: Китап, 2009. 600 с.

2. Асфандияров А.З. История сел и деревень Башкортостана. Кн. 1. Уфа: Китап, 1990. 205 с.

3. Асфандияров А.З. История сел и деревень Башкортостана. Кн. 2. Уфа: Китап, 1991. 191 с.

4. Асфандияров А.З. История сел и деревень Башкортостана. Кн. 3. Уфа: Китап, 1993. 208 с.

5. Асфандияров А.З. История сел и деревень Башкортостана. Кн. 4. Уфа: Китап, 1993. 205 с.

6. Асфандияров А.З. История сел и деревень Башкортостана. Кн. 5. Уфа: Китап, 1994. 173 с.

7. Асфандияров А.З. История сел и деревень Башкортостана. Кн. 6. Уфа: Китап, 1995. 147 с.

8. Асфандияров А.З. История сел и деревень Башкортостана. Кн. 7. Уфа: Китап, 1997. 189 с.

9. Асфандияров А.З. История сел и деревень Башкортостана. Кн. 8. Уфа: Китап, 1999. 253 с.

10. Асфандияров А.З. История сел и деревень Башкортостана. Кн. 9. Уфа: Китап, 2001. 296с.

11. Асфандияров А.З. История сел и деревень Башкортостана. Кн. 10. Уфа: Китап, 2002. 188 с.

12. Асфандияров А.З. Кантонное управление в Башкирии (1798-1865). Уфа: Китап, 2005. 256 с.

13. Асфандияров А.З. Кулбахтин Н.М., Кулбахтин С.Н., МуталовМ.Р., Салимьянов Р.Ф. Башкирские ру-допромышленники Тасимовы. Уфа: Китап, 2011. 280 с.

14. Асфандияров А.З. Башкирия после вхождения в состав России (вторая половина XVI - первая половина XIX в.). Уфа: Китап, 2006. 504 с.

15. Асфандияров А.З. Башкирская семья в конце XVI - начале XIX вв. // История СССР. 1984. № 4. С. 150-161.

16. Асфандияров А.З. Башкирская семья в прошлом: XVIII - первая половина XIX в. Уфа: Китап, 1997. 101 с.

17. Асфандияров А.З. Семья и брак у башкир в XVIII - первой половине XIX века: учебное пособие. Уфа: БГУ, 1989. 88 с.

18. Асфандияров А.З. Башкирские тарханы. Уфа: Китап, 2006. 160 с.

19. Асфандияров А.З. История сел и деревень Башкортостана и сопредельных территорий. Уфа: Китап, 2009. 744 с.

20. Бикбулатова Н.В., Фатыхова Ф.Ф. Семейный быт башкир в XIX-XX вв. М.: Наука, 1991. 189 с.

21. Западные башкиры по переписям 1795-1917 гг. / сост.: Асфандияров А.З., Абсалямов Ю.М., Роднов М.И. Уфа: Китап, 2001. 712 с.

22. «Любезные вы, мои...». Уфа: Китап: Баш-книгоиздат, 1992. 236 с.

REFERENCES

1. Asfandiyarov, A.Z. Auly Menzelinskikh bashkir [Auls of Menzelinsky Bashkirs]. Ufa: Kitap, 2009. 600 p. (in Russ.).

2. Asfandiyarov, A.Z. Istoriya sel i dereven' Bash-kortostana. Kn. 1 [History of Villages and Settlements of Bashkortostan. Book 1]. Ufa: Kitap, 1990. 205 p. (in Russ.).

3. Asfandiyarov, A.Z. Istoriya sel i dereven' Bash-kortostana. Kn. 2 [History of Villages and Settlements of Bashkortostan. Book 2]. Ufa: Kitap, 1991. 191 p. (in Russ.).

4. Asfandiyarov, A.Z. Istoriya sel i dereven' Bash-kortostana. Kn. 3 [History of Villages and Settlements of Bashkortostan. Book 3]. Ufa: Kitap. 1993. 208 p. (in Russ.).

5. Asfandiyarov, A.Z. Istoriya sel i dereven' Bash-kortostana. Kn. 4 [History of Villages and Settlements of Bashkortostan. Book 4]. Ufa: Kitap, 1993. 205 p. (in Russ.).

6. Asfandiyarov, A.Z. Istoriya sel i dereven' Bash-kortostana. Kn. 5 [History of Villages and Settlements of Bashkortostan. Book 5]. Ufa: Kitap, 1994. 173 p. (in Russ.).

7. Asfandiyarov, A.Z. Istoriya sel i dereven' Bash-kortostana. Kn. 6 [History of Villages and Settlements of Bashkortostan. Book 6]. Ufa: Kitap, 1995. 147 p. (in Russ.).

8. Anvar Z. Asfandiyarov. Istoriya sel i dereven' Bash-kortostana. Kn. 7 [History Villages and Settlements of Bashkortostan. Book 7]. Ufa: Kitap, 1997. 189 p. (in Russ.).

9. Asfandiyarov, A.Z. Istoriya sel i dereven' Bash-kortostana. Kn. 8 [History of Villages and Settlements of Bashkortostan. Book 8]. Ufa: Kitap, 1999. 253 p. (in Russ.).

10. Asfandiyarov, A.Z. Istoriya sel i dereven'Bash-kortostana. Kn. 9 [History of Villages and Settlements of Bashkortostan. Book 9]. Ufa: Kitap, 2001. 296 p. (in Russ.).

11. Asfandiyarov, A.Z. Istoriya sel i dereven'Bash-kortostana. Kn. 10 [History Villages and Settlements of Bashkortostan. Book 10]. Ufa: Kitap, 2002. 188 p. (in Russ.).

12. Asfandiyarov, A.Z. Kantonnoe upravlenie v Bashkirii (1798-1865) [Canton Administration in Bashkiria (1798-1865)]. Ufa: Kitap, 2005. 256 p. (in Russ.).

13. Asfandiyarov, A.Z., Kulbakhtin, N.M., Kulbakhtin, S.N., Mutalov, M.R., Salimyanov, R.F. Bashkirskie rudopromyshlenniki Tasimovy [The Baskir Ore Manufacturers Tasimovs]. Ufa: Kitap, 2011. 280 p. (in Russ.).

14. Asfandiyarov, A.Z. Bashkiriya posle vkhozhdeniya v sostav Rossii (vtoraya polovina XVI - pervaya polovina

XIX v.) [Bashkiria after Joining Russia (the 2nd Half of the XVI - 1st Half of the XIX Century)]. Ufa: Kitap, 2006. 504 p. (in Russ.).

15. Asfandiyarov, A.Z. Bashkirskaya sem'ya v kontse XVI - nachale XIX vv. [The Bashkir Family in the Late XVI - Early XIX Centuries]. Istoriya SSSR - The USSR History. 1984. No. 4. P. 150-161 (in Russ.).

16. Asfandiyarov, A.Z. Bashkirskaya sem'ya v proshlom: XVIII - pervaya polovina XIX v. [The Bashkir Family in the Past: XVIII - First Half of the XIX Century]. Ufa: Kitap, 1997. 101 p. (in Russ.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17. Asfandiyarov, A.Z. Sem'ya i brak u bashkir v XVIII - pervoi polovine XIX veka [The Bashkir Family in the Past: XVIII - First Half of the XIX Century]. Teaching Guide. Ufa: Bashkir State University, 1989. 88 p. (in Russ.).

18. Asfandiyarov, A.Z. Bashkirskie tarkhany [Bashkir Tarkhans]. Ufa: Kitap, 2006. 160 p. (in Russ.).

19. Asfandiyarov, A.Z. Istoriya sel i dereven' Bashkortostana i sopredel'nykh territorij [History of Villages and Settlements of Bashkortostan and Adjacent Territories]. Ufa: Kitap, 2009. 744 p. (in Russ.).

20. Bikbulatov, N.V, Fatykhova, F.F. Semeinyj byt bashkir v XIX-XX vv. [The Family Life of Bashkirs in the XIX-

XX centuries]. Moscow: Nauka, 1991. 189 p. (in Russ.).

21. Zapadnye bashkiry po perepisyam 1795-1917 gg. [Western Bashkirs according to the Censuses of 17951917]. Compiled by: Asfandiyarov, A.Z., Absalyamov, Yu.M., Rodnov, M.I. Ufa: Kitap, 2001. 712 p. (in Russ.).

22. "Lyubeznye vy, moi..." ["Dear you, my..."]. Ufa: Kitap: Bashknigoizdat, 1992. 236 p. (in Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.