Научная статья на тему 'СТАТИСТИКА РАЗВОДОВ У МУСУЛЬМАНСКОГО НАСЕЛЕНИЯ УФИМСКОЙ ГУБЕРНИИ В ПОРЕФОРМЕННЫЙ ПЕРИОД'

СТАТИСТИКА РАЗВОДОВ У МУСУЛЬМАНСКОГО НАСЕЛЕНИЯ УФИМСКОЙ ГУБЕРНИИ В ПОРЕФОРМЕННЫЙ ПЕРИОД Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1140
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
развод / мусульмане / башкиры / статистика / пореформенный период / талак / хлюг / divorce / Muslims / Bashkirs / statistics / post-reform period / talak / khlug

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ш Н. Исянгулов

В статье рассматривается распространенность разводов у мусульманского населения Уфимской губернии (башкир, татар, мещеряков и тептярей) во второй половине ХIХ в. в пореформенный период. Краткий анализ научной литературы показывает, что проблема разводов изучалась лишь у башкир, у других же народов края – нет. Исследователи считали, что разводы у башкир были нередким явлением. Источниками для данной работы послужили опубликованные и неопубликованные статистические материалы, которые были составлены в 1860–1880-е гг. по вероисповеданиям. Статистика разводов после 1890 г. не обнаружена. Автор впервые вводит в научный оборот статистические материалы по разводам за некоторые годы. В статье сопоставляется коэффициент разводимости по губернии за указанный период с аналогичными сведениями за 1930–60-е гг. по Башкирской АССР, а также за 1880-е гг. у народов Средней Азии. В то же время введение в научный оборот сохранившихся поуездных статистических материалов по разводам в 1870-е гг. позволяет выявить особенности распространения разводов по конкретным уездам и народам края. Так, в тех уездах, где башкиры составляли большинство мусульманского населения, коэффициент разводимости был существенно ниже, чем в западных уездах, в которых доминировали тептяри, мещеряки и татары. Все это позволяет сделать вывод, что у башкир разводы практиковались все же меньше, чем у других мусульманских народов края. Несмотря на широкую распространенность, разводы в тот период практически не влияли на уровень рождаемости, который оставался очень высоким.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIVORCE STATISTICS AMONG THE MUSLIM POPULATION OF THE UFA PROVINCE DURING THE POST-REFORM PERIOD

The article discusses the divorce prevalence rate among the Muslim population of the Ufa Province (Bashkirs, Tatars, Meshcheryaks and Teptyars) in the 1860-s to the 1880-s. Brief analysis of scientific literature shows that the issue of divorce was studied only among the Bashkirs without regard for other ethnic groups. Researchers believed that divorces among the Bashkirs were a frequent phenomenon. The sources for this paper were published and unpublished statistical materials compiled in the 1860-s to 1880-s according to religions. No divorce statistics after 1890 were found. It is for the first time that the author introduces for scientific use statistical materials on divorces for some years. Calculations of the total divorce rates in the Ufa Province show that they are comparable with similar data in the Soviet period, as well as those among the peoples of Central Asia in the 1880-s. At the same time, the preserved divorce statistics by uezds in the 1870-s allows us to identify ethnic features of the divorce rate. Thus, in those uezds where the Bashkirs formed the majority of the Muslim population, the divorce rate was much lower than in the western uezds populated mainly by the Teptyars, Mescheryaks and Tatars. All this suggests that the Bashkirs practiced divorces far less frequently than other Muslim peoples of the region. Although widespread, divorces at that time exerted almost no effect on the birth rate, which remained very high.

Текст научной работы на тему «СТАТИСТИКА РАЗВОДОВ У МУСУЛЬМАНСКОГО НАСЕЛЕНИЯ УФИМСКОЙ ГУБЕРНИИ В ПОРЕФОРМЕННЫЙ ПЕРИОД»

Bashkir language]. Moscow, 2010. 452 p. (In Russian).

5. Akademicheskiy slovar bashkirskogo yazyka [Academic dictionary of the Bashkir language]. In 10 vols. Vol. 3. Ufa, 2012. 864 p. (In Russian).

6. Bashqort telenen dialecttary huthlege [Dialecto-logical dictionary of the Bashkir language]. Ufa, 2002. 432 p. (In Bashkir).

7. Akademicheskiy slovar bashkirskogo yazyka [Academic dictionary of the Bashkir language]. In 10 vols. Vol. 9. Ufa, 2017. 980 p. (In Russian).

8. Drevnetyurkskiy slovar [Ancient Turkic dictionary]. Leningrad, 1969. 677 p. (In Russian).

9. Skhmatyanov R.G. Tatar telelen etymologik su-zlege [Etymological dictionary of the Tatar language]. In 2 vols. Vol. 2. Kazan, 2015. 848 p. (In Tatar).

10. Makhmudov Kh., Musabaev G. Kazakhsko-russ-kiy slovar [Kazakh-Russian dictionary]. Alma-Ata, 1988. 512 p. (In Russian).

11. Yudakhin N.K. Kirgizsko-russkiy slovar [Kyrgyz-Russian dictionary]. Moscow, 1965. 974 p. (In Russian).

12. Butanaev V.Ya. Khakassko-russkiy istoriko-etimo-logicheskiy slovar [Khakass-Russian historical and etymological dictionary]. Abakan, 1999. 240 p. (In Russian).

13. Karaimsko-russko-polskiy slovar [Karaite-Russian-Polish dictionary]. Moscow, 1974. 687 p. (In Russian).

14. Fedotov M.R. Etimologicheskiy slovar chuvashsk-ogo yazyka [Etymological dictionary of the Chuvash language]. In 2 vols. Vol. 2. Cheboksary, 1996. 509 p. (In Russian).

15. Skhtamov M.X. Bashqort halyk maxaldare ham aitemdare huthlege [Bashkir folk proverbs and sayings]. Ufa, 200 8. 776 p. (In Bashkir).

16. Khisamitdinova F.G. Bashqort mythologihy huthlege [Dictionary of Bashkir mythology]. Ufa, 2015. 412 p. (In Bashkir).

17. Khisamitdinova F.G. Slovar bashkirskoy mifologii [Dictionary of Bashkir mythology]. Ufa, 2011. 152 p. (In Russian).

18. Bashkort halyk izhadi. Yola folklore [Bashkir folk art. Ritual folklore]. Vol. 1. Ufa, 1995. 351 p. (In Bashkir).

УДК: 947(470.57) DOI: 10.24411/1728-5283-2020-10409

СТАТИСТИКА РАЗВОДОВ У МУСУЛЬМАНСКОГО НАСЕЛЕНИЯ УФИМСКОЙ ГУБЕРНИИ В ПОРЕФОРМЕННЫЙ ПЕРИОД

В статье рассматривается распространенность разводов у мусульманского населения Уфимской губернии (башкир, татар, мещеряков и тептярей) во второй половине XIX в. в пореформенный период. Краткий анализ научной литературы показывает, что проблема разводов изучалась лишь у башкир, у других же народов края - нет. Исследователи считали, что разводы у башкир были нередким явлением. Источниками для данной работы послужили опубликованные и неопубликованные статистические материалы, которые были составлены в 1860-1880-е гг. по вероисповеданиям. Статистика разводов после 1890 г. не обнаружена. Автор впервые вводит в научный оборот статистические материалы по разводам за некоторые годы. В статье сопоставляется коэффициент разводимости по губернии за указанный период с аналогичными сведениями за 1930-60-е гг. по Башкирской АССР, а также за 1880-е гг. у народов Средней

© Ш.Н. Исянгулов,

кандидат исторических наук, старший научный сотрудник, Институт истории, языка и литературы,

Уфимский федеральный исследовательский центр РАН, пр. Октября, 71, 450054, г. Уфа, Российская Федерация

эл. почта: [email protected]

ВЕСТНИК АКАДЕМИИ НАУК РБ / __

' 2020, том 37, № 4(100) IIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIИИИИЕЭ

Азии. В то же время введение в научный оборот сохранившихся поуездных статистических материалов по разводам в 1870-е гг. позволяет выявить особенности распространения разводов по конкретным уездам и народам края. Так, в тех уездах, где башкиры составляли большинство мусульманского населения, коэффициент разводимости был существенно ниже, чем в западных уездах, в которых доминировали теп-тяри, мещеряки и татары. Все это позволяет сделать вывод, что у башкир разводы практиковались все же меньше, чем у других мусульманских народов края. Несмотря на широкую распространенность, разводы в тот период практически не влияли на уровень рождаемости, который оставался очень высоким.

Ключевые слова: развод, мусульмане, башкиры, статистика, пореформенный период, талак, хлюг

© Sh.N. Isyangulov

DIVORCE STATISTICS AMONG THE MUSLIM POPULATION OF THE UFA PROVINCE DURING THE POST-REFORM PERIOD

Institute of History, The article discusses the divorce prevalence rate among the Mus-

lim population of the Ufa Province (Bashkirs, Tatars, Meshcheryaks and Teptyars) in the 1860-s to the 1880-s. Brief analysis of scientific literature shows that the issue of divorce was studied only among the Bashkirs without regard for other ethnic groups. Researchers believed that divorces among the Bashkirs were a frequent phenomenon. The sources for this paper were published and unpublished statistical materials compiled in the 1860-s to 1880-s according to religions. No divorce statistics after 1890 were found. It is for the first time that the author introduces for scientific use statistical materials on divorces for some years. Calculations of the total divorce rates in the Ufa Province show that they are comparable with similar data in the Soviet period, as well as those among the peoples of Central Asia in the 1880-s. At the same time, the preserved divorce statistics by uezds in the 1870-s allows us to identify ethnic features of the divorce rate. Thus, in those uezds where the Bashkirs formed the majority of the Muslim population, the divorce rate was much lower than in the western uezds populated mainly by the Teptyars, Me-scheryaks and Tatars. All this suggests that the Bashkirs practiced divorces far less frequently than other Muslim peoples of the region. Although widespread, divorces at that time exerted almost no effect on the birth rate, which remained very high.

Key words: divorce, Muslims, Bashkirs, statistics, post-reform period, talak, khlug

Language and Literature, Federal Ufa Research Centre, Russian Academy of Sciences, 71, prospekt Oktyabrya, 450054, Ufa, Russian Federation e-mail: [email protected]

ВЕСТНИК АКАДЕМИИ НАУК РБ /

' 2020, том 37, № 4(100) lllllllllllllllllllllllllllllllll

Проблема распространенности разводов у башкир во второй половине XIX в. рассматривалась в работах П.С. Назарова [1], Д.П. Никольского [2], С.И. Руденко [3, с. 226], А.З. Асфандиярова [4], Д.Д. Аза-матова [5, с. 135-139], Ю.А. Ибрагимовой-Иликеевой [6], Ф.Г. Галиевой [7, с. 30-36] и др. У других мусульманских народов края она изучена неудовлетворительно.

П.С. Назаров утверждал, что у башкир разводы часты. Он же назвал ряд причин этого: «неспособность жены к хозяйству, неповиновение мужу, нарушение верности более трех раз и т. д.» [1, с. 192]. Д.П. Никольский в своем исследовании использовал сведения о разводах, опубликованные в «Памятной книжке Уфимской губернии за 1878 год». Повторяя данные этого источника, он пишет, что разводы у башкир, по словам некоторых наблюдателей, практикуются часто и бывают двух типов: талак1 и хлюг2. Число хлюгов в Уфимской губернии превышало число талаков в 1876 г. в четыре раза. Однако он полемизирует с П. Назаровым, констатируя, что по его собственным наблюдениям, у степных башкир разводы были распространены не в таких широких размерах, как о том писал вышеуказанный автор [2, с. 116]. Д.П. Никольский, описывая лесных башкир, прежде всего катайцев, отмечал, что «разводы между башкирами названной местности редки» [8, с. 15].

Подробно вопрос о разводах у башкир рассмотрен в работах А.З. Асфандиярова. Он обосновал, что разводы по инициативе жены преобладали над разводами по желанию мужа, преимущественно из-за экономических мотивов: мужья принуждали жен к разводу по причине невыгодности талака для себя. В то же время ученый считал преобладание разводов по инициативе жены проявлением протеста женщин про-

1 Талак - форма развода по инициативе мужа. Становился фактом после трехкратного произнесения мужем слова «талак». Единичное или двукратное произнесение данного слова влекло за собой временный, неокончательный развод, который мог быть отменен.

2 Хлюг (хулла) - форма развода по инициативе жены.

тив обычаев, норм шариата и мусульманской морали. Приводя опубликованные статистические сведения о разводах у мусульманского населения Уфимской губернии, свидетельствующие о широком распространении разводов в 1860-е гг., А.З. Асфанди-яров в то же время делал парадоксальный вывод, что к разводу «не могли прибегать трудовые массы, только состоятельные такую возможность превращали в действительность». Оставаясь сторонником марксистской концепции объяснения истории, автор преувеличивал роль экономического фактора в семейно-брачных отношениях [4, с. 69-73]. Близкую к А.З. Асфандиярову точку зрения занимает Ю.А. Иликеева [6]. Как утверждает Д.Д. Азаматов, по материалам Оренбургского магометанского духовного собрания, среди мусульман, находившихся в его ведении, больше всего практиковались такие формы развода, как хлюг и мубарат3. Однако никаких статистических данных, подтверждающих эту мысль, он не приводит [5, с. 136]. Таким образом, в научной литературе утвердилась точка зрения о широкой распространенности разводов у башкир во второй половине XIX в. Источниками для таких выводов послужили опубликованные статистические материалы по Уфимской губернии за 1866-1869 гг. В то же время мнения о формах разводов разнятся.

В данной статье автор рассматривает статистику разводов у мусульманского населения Уфимской губернии в пореформенный период.

Основными источниками являются опубликованные и неопубликованные статистические сведения о разводах. Данные о разводах в основном публиковались в «Памятных книжках Уфимской губернии» за 1870-1890-е гг. Неопубликованные материалы выявлены в фонде Уфимского губернского статистического комитета (ф. И-148) в Национальном архиве Республики Башкортостан. Документы показывают, что ста-

3 Мубарат - развод путем отречения.

ВЕСТНИК АКАДЕМИИ НАУК РБ / __

I 2020, том 37, № 4(100) ^^^^ИППППППП 79

тистический комитет сведения о разводах составлял в период, когда его возглавлял известный краевед Н.А. Гурвич. После его ухода с поста секретаря комитета сведения о разводах не публиковались, не имеется их и в архиве. Данный факт ограничивает хронологические рамки исследования 18601880-ми годами. Также следует отметить, что статистические материалы по разводам сохранились в разрезе отдельных вероисповеданий: мусульман, язычников и евреев. По другим конфессиям они отсутствуют. Не составлялись статистические сведения по сословиям, народностям и другим категориям. Несомненно, подобный характер источников ограничивает возможность исследования вопроса о распространенности разводов у представителей конкретных национальностей. Однако, несмотря на это, введение поуездных статистических данных в научный оборот позволяет, как будет показано ниже, выявить этнические особенности в вопросе о разводах у мусульманских народов края.

Разводы у мусульман, в том числе и у башкир, в дореволюционный период были достаточно распространенным явлением. Несомненно, этому способствовала легкость процедуры развода. Стоило мужу в шутку или всерьез три раза сказать слово «талак» и брак считался расторгнутым. В случае, если это слово было произнесено один или два раза, брак мог быть сохранен: муж мог взять свое слово обратно, то есть отказаться от развода. Если же слово «талак» произносилось три раза, развод считался состоявшимся. Заново на той же женщине он мог жениться лишь после ее выхода замуж (формального) за другого и развода с ним. Право развода принадлежало мужу. Лишь иногда он мог передавать это право своей жене. Шариат гласил, что «при совершении брачного акта или после этого ... если со стороны мужа было дано право развода жене, то при случае осуществления сих условий, жена, если она пожелает воспользоваться своим правом, может дать себе развод согласно его условиям». Обыч-

но эти условия назывались «тагаллик». При нарушении условий тагаллика мужем жена могла потребовать развода. Развод при этом должен был оформить казий (имам) [9, с. 12-16].

Причины развода, согласно шариату, были следующими: 1) если браки несовершеннолетних были совершены не их родителями (отцами, дедами); при бракосочетании неправоспособных, сумасшедших мужчины и женщины, 2) при отступлении одного из супругов от религии, например, при принятии православия; 3) при неспособности мужа к половой жизни; 4) при оскорблении, притеснении жены, непризнании мужем ее ребенка [9, с. 16-17].

В условиях Российской империи развод у мусульман допускался в следующих случаях: 1) по требованию жены в случаях лишения мужа всех прав состояния, его безвестном отсутствии в течение 5 лет, вследствие супружеской неверности, безумия, оскорбления и полового бессилия мужа; 2) по усмотрению мужа, если он совершеннолетний, в здравом уме, а жена состоит в законном браке и не беременна (талак); 3) по обоюдному согласию с вознаграждением мужа за развод (хлюг); 4) вследствие взаимного отвращения супругов; 5) по обряду проклятия при обвинении жены в прелюбодеянии или непризнании мужем ребенка своим [10, ст. 97, 98, с. 18-20].

По мнению Оренбургского магометанского духовного собрания, брак мог быть расторгнут по ходатайству жены в следующих случаях: 1) при доказательстве, что муж не способен исполнять свои супружеские обязанности; 2) при сумасшествии мужа; 3) при болезни мужа неизлечимыми венерическими заболеваниями (сифилис), а также проказой; 4) когда муж не мог обеспечить жену самым необходимым, ежедневным пропитанием [11].

Таким образом, как по шариату, так и по российскому законодательству и муж, и жена у мусульман имели право требовать развод при определенных условиях. Муж вообще мог развестись с женой без всяких

ВЕСТНИК АКАДЕМИИ НАУК РБ /

' 2020, том 37, № 4(100) IIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIII

причин, то есть не объясняя их.

Уфимский губернский статистический комитет, как уже отмечалось, регистрировал разводы за соответствующий год у мусульман, язычников и евреев. У язычников, по сравнению с мусульманским населением, разводы были очень редкими. Так, у них в 1870 г. по Уфимской губернии зарегистрировано всего 19 разводов, в 1872 г. - 12, в 1876 г. - 21, в 1887 г. - 26, в 1889 г. - 19. Общий коэффициент разводимости у язычников в 1889 г. составил всего 0,2%о. У евреев он был еще меньше, приближаясь к нулевому показателю [12; 13, л. 9; 14; 15; 16, с. 18, 24; 17, с. 51]. Официальная статистика регистрировала лишь две формы развода у мусульман и язычников: талак и хлюг.

Как показывает табл. 1, хлюгов почти в 3-4 раза больше, чем талаков. Это явление в «Памятной книжке Уфимской губернии» за 1878 г. объясняется упомянутыми выше экономическими мотивами: «оказывается, что это следствие весьма простой житейской причины, именно, что при талаке муж должен уплатить калым, а при хлюге жена ничего не получает» [18, с. 59]. Об этом же,

опираясь на этот источник, писали в свое время Д.П. Никольский, А.З. Асфандияров [2, с. 116; 4, с. 72].

Наиболее высокий коэффициент разво-димости у мусульман Уфимской губернии отмечался в 1865 г., когда он составил 2,5% [подсчитано по: 21]. Общие коэффициенты разводимости у мусульманского населения Уфимской губернии в пореформенный период оказались выше, чем уровень разводов в 1930-1960-е гг. в Башкирской АССР, а также в целом по СССР за тот же период [22, с. 208]. В частности, в Башкирской АССР общий коэффициент разводимости в 1925 г. составлял 1,9%, в 1928 г. - 2,7, в 1930 г. - 2,0, в 1933 г. - 1,3, в 1940 г. - 0,9, в 1950 г. - 0,2, в 1960 г. - 0,7, в 1965 г. - 0,9, в 1970 г. - 1,6, в 1975 г. - 2,2, в 1980 г. -2,6 %% [23, с. 134].

Следует отметить, что в Самаркандском и Катта-Курганском отделах Зеравшанско-го округа (это духовные центры ислама в Средней Азии, основное население которых составляли оседлые узбеки) в 1882 г. разводы по инициативе жены составляли 2,23 и 1,85% соответственно. Тогда как у коче-

ТАБЛИЦА 1. Число и коэффициенты разводов у мусульманского населения Уфимской губернии в пореформенный период

Год Талак Хлюг Разводов Общий коэффициент разводимости, %о

число % число %

1866 268 17,0 1313 83,0 1581 2,22

1867 201 19,5 829 80,5 1030 1,45

1868 260 21,4 955 78,6 1215 1,7

1869 236 22,4 817 77,6 1053 1,46

1870 219 20,9 827 79,1 1046 1,4

1872 247 50,4 243 49,6 1190 1,6

1876 213 20,7 817 79,3 1030 1,3

1887 465 29,0 1137 71,0 1602 1,6

1889 301 20,2 1193 79,8 1494 1,44

[Составлена по: 19, с. 53, 74, 76, XI; 20, л. 12 об.; 12; 13, л. 9; 14; 15; 16, с. 18, 23, 24; 17, с. 46, 50, 51]. Примечание. Общие коэффициенты разводимости за 1866-1870, 1876, 1889 гг. рассчитаны по среднегодовой численности мусульманского населения губернии, за 1887 гг. - по численности мусульман в конце года, за 1872 г. - по численности мусульман в начале года

ВЕСТНИК АКАДЕМИИ НАУК РБ

' 2020, том 37, № 4(100) 111111111111111111111111111111111Ш

вых народов (казахов, киргизов, каракалпаков) разводы, по данным исследований, были распространены намного меньше. В частности, у киргизов до принятия ислама разводов не было [24, с. 158; 25, с. 18]. Таким образом, число разводов у мусульман Уфимской губернии вполне сопоставимо с разводами у оседлого среднеазиатского населения, у которого ислам занимал очень прочные позиции.

Для выяснения этнических особенностей в вопросе о разводах необходимо ввес-

го населения за 1870 и 1876 гг. по уездам и городам Уфимской губернии.

Наименьший коэффициент разводи-мости зафиксирован в Златоустовском уезде, где башкиры составляли более 93% мусульманского населения, наибольшие -в городах, а также в Мензелинском уезде. В целом коэффициенты разводов были выше в западных уездах со смешанным мусульманским населением, где башкиры нередко уступали в численности другим народам. И наоборот, намного ниже - на востоке и

ТА Б Л И ЦА 2. Формы разводов у мусульманского населения Уфимской губернии по уездам и городам в 1870, 1872 и 1876 гг.

Уезды, города 1870 г. 1872 г. 1876 г.

талак хлюг талак хлюг талак хлюг

Белебеевский 56/22,2 196/77,8 58/17,6 272/82,4 39/15,1 220/84,9

Бирский 38/15,0 216/85,0 42/16,3 215/83,7 38/14,3 228/85,7

Златоустовский 8/30,8 18/69,2 8/33,3 16/66,7 8/44,4 10/55,6

Мензелинский 27/10,2 239/89,8 27/8,7 284/91,3 16/7,9 187/92,1

Стерлитамакский 51/43,2 67/56,8 51/47,2 57/52,8 41/35,0 76/65,0

Уфимский 39/30,0 91/70,0 59/37,8 97/62,2 66/42,6 89/57,4

г. Белебей - - - - 1/33,3 2/66,7

г. Стерлитамак - - 2/50,0 2/50,0 4/66,7 2/33,3

г. Уфа - - - - - 3/100

[Составлена по: 13, л. 9; 14; 15].

Примечание. Вначале абсолютные цифры, через черточку - их процентное соотношение. В таблицу не включены города, в которых разводы мусульман не были зарегистрированы

ти в научный оборот поуездные сведения за 1870, 1872 и 1876 гг. (за другие годы сведений не сохранилось).

Как показывает табл. 2, в Белебеевском, Бирском и Мензелинском уездах разводы по инициативе жены (хлюги) значительно преобладают над талаками, тогда как в Златоустовс-ком, Стерлитамакском и Уфимском уездах их соотношение более пропорционально. Сравнение данных табл. 2 со сведениями табл. 4, по нашему мнению, позволяет сделать вывод, что значительное преобладание хлюгов над талаками было характерно для татар, мещеряков и тептярей, нежели для башкир.

Табл. 3 показывает число разводов и коэффициенты разводимости у мусульманско-

юге губернии (Златоустовском и Стерлита-макском уездах), где башкиры составляли абсолютное большинство мусульманского населения (см. табл. 4). Тем самым статистические материалы подтверждают мнение Д.П. Никольского, считавшего, что у степных башкир разводы были относительно редки [2, с. 116].

Уфимский статистический комитет практически не разрабатывал статистические сведения, по терминологии того времени, по численности отдельных народностей. Приблизительные данные по уездам известны лишь за некоторые годы, в частности, за 1879 г. Их хронологическая близость позволяет, по нашему мнению, сделать предвари-

ВЕСТНИК АКАДЕМИИ НАУК РБ /

' 2020, том 37, № 4(100) |||||||||||||||||||||||||||||||||

ТА Б Л И ЦА 3. Число разводов и коэффициенты разводимости у мусульманского населения Уфимской губернии по уездам и городам в 1870 и 1876 гг.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Уезды, города 1870 г. 1876 г.

число общий число общий

разводов коэффициент разводов коэффициент

разводимости, %о разводимости, %о

Белебеевский 252 1,4 259 1,3

Бирский 254 1,5 266 1,4

Златоустовский 26 0,7 18 0,4

Мензелинский 266 1,8 203 1,5

Стерлитамакский 118 1,2 117 1,0

Уфимский 130 1,5 155 1,6

г. Белебей - - 3 5,0

г. Стерлитамак - - 6 2,7

г. Уфа - - 3 4,1

[Составлена по: 19, с. 40-50; 20, л. 11-12; 13, л. 9; 15].

Примечание. Общие коэффициенты разводимости за 1876 г. рассчитаны по среднегодовой численности мусульманского населения в уездах и городах губернии, за 1870 г. - по численности мусульман в начале года. В таблицу не включены города, в которых разводы мусульман не были зарегистрированы

ТА Б Л И ЦА 4. Мусульманское население Уфимской губернии по национальностям в 1879 г. (в %)*

Уезды Башкиры Тептяри Мещеряки Татары

Белебеевский 63,2 13,5 13,9 9,4

Бирский 22,6 31,6 42,7 3,1

Златоустовский 93,8 4,4 - 1,8

Мензелинский 39,0 25,0 - 36,0

Стерлитамакский 76,2 14,2 1,0 8,6

Уфимский 56,0 25,7 17,4 0,9

По губернии 51,1 21,3 15,6 12,0

* [Составлена по: 26, с. 15-16].

тельные выводы о разводах по национальностям.

Башкиры доминировали в Златоустовс-ком и Стерлитамакском уездах, составляли более половины мусульманского населения в Белебеевском и Уфимском уездах, около 40% - в Мензелинском, и менее четверти - в Бирском уездах. Сравнение численности и процентного соотношения башкирского на-

селения с поуездными сведениями о разводах позволяет предположить, как уже было сказано, что у башкир разводов, возможно, было меньше, чем у татар, тептярей и мещеряков. В то же время у оседлых башкир в западной и северо-западной Башкирии разводов было больше, чем у полукочевых башкир на юге и востоке. Вполне возможно, что меньшая распространенность разводов

ВЕСТНИК АКАДЕМИИ НАУК РБ / __

' 2020, том 37, № 4(100) ||||||||||||||||||||||||| ИИМИШ

у полукочевых башкир объясняется относительно слабым проникновением в их быт мусульманских предписаний. Учитывая ситуацию с киргизами, можно предположить, что по традиции брак ранее (до усиления ислама среди башкир) считался нерушимым. Однако данный вопрос, несомненно, требует дальнейшего изучения, в частности, введения в научный оборот аналогичных статистических сведений по мусульманам Оренбургской губернии (в которой башкиры составляли абсолютное большинство мусульманского населения и среди них сильнее и дольше сохранялись пережитки полукочевого быта).

Первая всеобщая перепись 1897 г. зарегистрировала брачное состояние населения. К моменту переписи в Уфимской губернии 0,1% башкирского (точнее, указавшего родным языком башкирский) мужского населения и 0,3% женского оказались разведенными. Такие же процентные цифры имело тептярское население. У женщин-татарок процент был ниже (0,2%). Наименьший удельный вес разведенных имели мещеря-

Л И Т Е Р А Т У Р А

1. Назаров П. К этнографии башкир // Этнографическое обозрение. 1890. № 1. С. 164-192.

2. Никольский Д.П. Башкиры. Этнографическое и санитарно-антропологическое исследование. СПб, 1899. 317 с.

3. Руденко С.И. Башкиры: Историко-этнографи-ческие очерки. Уфа: Китап, 2006. 376 с.

4. Асфандияров А.З. Башкирская семья в прошлом (XVIII - первая половина XIX в.). Уфа: Китап, 1997. 104 с.

5. Азаматов Д.Д. Оренбургское магометанское духовное собрание в конце XVI11-XIX вв. Уфа: Гилем, 1999. 194 с.

6. Иликеева Ю. Башкирская семья в XVIII - начале XX веков // Ватандаш. 2011. № 3. С. 55-66.

7. Галиева Ф.Г. Семейные обряды и обычаи башкир в поликультурном пространстве. Уфа: Диалог, 2017. 314 с.

8. Никольский Д.П. Из поездки к лесным башкирам. Отд. оттиск. СПб, 1895. 18 с.

ки: у мужчин - 0%, у женщин - 0,1% [подсчитано по: 27, с. 80].

Следует отметить, что относительно высокий уровень разводимости у мусульман, однако, практически не влиял на уровень рождаемости, в отличие от советского и современного периодов. В дореволюционный период уровень рождаемости оставался очень высоким [28; 23, с. 108]. Все это позволяет утверждать, что, скорее всего, основную долю разводившихся составляли пары, имевшие еще небольшой стаж совместной жизни.

Таким образом, в 1860-1880-е гг. в Уфимской губернии разводы у мусульманских народов были широко распространены. Коэффициенты разводимости в тот период были выше, чем в 1930-1960-е гг. в Башкирской АССР. Статистические материалы показывают, что, несмотря на утвердившуюся в научной литературе точку зрения, скорее всего, все же у тех групп башкир, которые сохраняли пережитки полукочевого быта, разводы были распространены меньше, чем у других мусульманских народов края.

9. Шариатные статьи с переводом на русский язык о правовых отношениях мусульманского населения Туркестанского края. Ташкент, 1910. 80 с.

10. Свод законов Российской империи издания 1857 года. Т. X. Ч. I. Законы гражданские. СПб, 1857. 491 с.

11. НА РБ. Ф. И-295. Оп. 4. Д. 18497. Л. 6-6 об.

12. НА РБ. Ф. И-148. Оп. 1. Д. 12. б/п.

13. НА РБ. Ф. И-148. Оп. 1. Д. 40.

14. НА РБ. Ф. И-148. Оп. 1. Д. 41. б/п.

15. НА РБ. Ф. И-148. Оп. 1. Д. 42. б/п.

16. Памятная книжка Уфимской губернии 1889 года. Отдел II. Уфа, 1889. 312 с.

17. Памятная книжка Уфимской губернии на 1891 год. Отдел II. Уфа, 1891. 109 с.

18. Памятная книжка Уфимской губернии на 1878 год. Уфа, б. г. 177 с.

19. Памятная книжка Уфимской губернии. Ч. 1. Отдел статистический. Уфа, 1873. 355 с.

20. НА РБ. Ф. И-148. Оп. 1. Д. 9.

21. НА УФИЦ РАН. Ф. 3. Оп. 5. Д. 25. Л. 20, 24-25.

ВЕСТНИК АКАДЕМИИ НАУК РБ /

' 2020, том 37, № 4(100) IIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIII

22. Воспроизводство населения СССР. М.: Финансы и статистика, 1983. 303 с.

23. Башкортостан в цифрах. Уфа: Китап, 2018. 768 с.

24. Брусина О.И. Брак и развод в народных судах Туркестана: взаимодействие адата и шариата при российском управлении // Этнографическое обозрение. 2012. № 1. С. 151-166.

25. Фиельструп Ф.А. Из обрядовой жизни киргизов начала XX века. М.: Наука, 2002. 300 с.

26. Гурвич Н. Племенной состав населения Уфимской губернии и приблизительная численность его в 1878 году. Уфа, 1880. 18 с.

27. Первая всеобщая перепись населения Российской империи 1897 г. Т. XLV. Уфимская губерния. Тетрадь 2. СПб., 1904. 189 с.

28. Исянгулов Ш.Н. Численность и естественное движение башкир Уфимской губернии в пореформенный период (1865-1890-е гг.) // Этнос. Общество. Цивилизация: Пятые Кузеевс-кие чтения. Материалы Всерос. науч.-практич. конф. Уфа: Диалог, 2018. С. 505-512.

R E F E R E N C E S

1. Nazarov P. K etnografii bashkir [On ethnography of the Bashkirs]. Etnograficheskoe obozre-nie - Ethnographic Review, 1890, no. 1, pp. 164192. (In Russian).

2. Nikolsky D.P. Bashkiry. Etnograficheskoe i sanitar-no-antropologicheskoe issledovanie [The Bashkirs. Ethnographic and sanitary-anthropological research]. St. Petersburg, 1899. 378 p. (In Russian).

3. Rudenko S.I. Bashkiry: Istoriko-ehtnograficheskie ocherki [The Bashkirs: Historical and ethnographic essays]. Ufa, Kitap, 2006. 376 p. (In Russian).

4. Asfandiyarov A.Z. Bashkirskaya semya v proshlom (XVIII - pervaya polovina XIX v.) [Bashkir family in the past (18th - first half of the 20th centuries)]. Ufa, Kitap, 1997. 104 p. (In Russian).

5. Azamatov D.D. Orenburgskoe magometanskoe dukhovnoe sobranie v kontse XVIII-XIX vv. [The Orenburg Mohammedan Spiritual Assembly in the late 18th and 19th centuries]. Ufa, Gilem, 1999. 194 p. (In Russian).

6. Ilikeeva Yu. Bashkirskaya semya v XVIII - nachale XX vekov [The Bashkir family in the 18th and the early 20th centuries]. Vatandash, 2011, no. 3. pp. 55-66. (In Russian).

7. Galieva F.G. Semeynye obryady i obychai bashkir v polikulturnom prostranstve [The family rituals and

customs of the Bashkirs in the multicultural environment]. Ufa, Dialog, 2017. 314 p. (In Russian).

8. Nikolsky D.P. Iz poezdki k lesnym bashkiram [From a trip to the forest Bashkirs]. Reprint. St. Petersburg, 1895. 18 p. (In Russian).

9. Shariatnye statyi s perevodom na russkiy yazyk o pravovykh otnosheniyakh musulmanskogo nase-leniya Turkestanskogo kraya [Sharia articles translated into Russian about the legal relations of the Muslim population of the Turkestan region]. Tashkent, 1910. 80 p. (In Russian).

10. Svod zakonov Rossiyskoy imperii izdaniya 1857 goda [Code of Laws of the Russian Empire published in 1857]. Vol. 10. Part 1. Zakony grazhdanskie [Civil Laws]. St. Petersburg, 1857. 491 p. (In Russian).

11. National Archives of the Republic of Bashkortostan. Fond I-295, opis 4, delo 18437, list 6-6 ob. (In Russian).

12. National Archives of the Republic of Bashkortostan. Fond I-148, opis 1, delo 12, without pagination. (In Russian).

13. National Archives of the Republic of Bashkortostan. Fond I-148, opis 1, delo 40. (In Russian).

14. National Archives of the Republic of Bashkortostan. Fond I-148, opis 1, delo 41, without pagination. (In Russian).

15. National Archives of the Republic of Bashkortostan. Fond I-148, opis 1, delo 42, without pagination. (In Russian).

16. Pamyatnaya knizhka Ufimskoy gubernii 1889 goda [Reference book of the Ufa Province of 1889]. Section 2. Ufa, 1889. 312 p. (In Russian).

17. Pamyatnaya knizhka Ufimskoy gubernii na 1891 god [Reference book of the Ufa Province for 1891]. Section 2. Ufa, 1891. 109 p. (In Russian).

18. Pamyatnaya knizhka Ufimskoy gubernii na 1878 god [Reference book of the Ufa Province for 1878]. Ufa, sine anno. 177 p. (In Russian).

19. Pamyatnaya knizhka Ufimskoy gubernii [Reference book of the Ufa Province]. Part 1. Statistical section. Ufa, 1873. 355 p. (In Russian).

20. National Archives of the Republic of Bashkortostan. Fond I-148, opis 1, delo 9. (In Russian).

21. Scientific Archive of the Ufa Federal Research Centre of the Russian Academy of Sciences. Fond 3, opis 5, delo 25, list 20, 24-25. (In Russian).

22. Vosproizvodstvo naseleniya SSSR [Reproduction of the population of the USSR]. Moscow, Finansy i statistika, 1983. 303 p. (In Russian).

23. Bashkortostan v tsifrakh [Bashkortostan in numbers]. Ufa, Kitap, 2018. 768 p. (In Russian).

24. Brusina O.I. Brak i razvod v narodnykh sudakh

ВЕСТНИК АКАДЕМИИ НАУК РБ / __

' 2020, том 37, № 4(100) lllllllllllllllllllllllll||||||||ЩЭ

Turkestana: vzaimodeystvie adata i shariata pri rossiyskom upravlenii [Marriage and divorce in people's courts of Turkestan: The interaction of Adat and Sharia under the Russian Governance]. Etnograficheskoe obozrenie - Ethnographic Review, 2012, no. 1, pp. 151-166. (In Russian).

25. Vielstrup F.A. Iz obryadovoy zhizni kirgizov nacha-la XX veka [From the ceremonial life of the Kyrgyz people in the early 20th century]. Moscow, Nauka, 2002. 300 p. (In Russian).

26. Gurvich N. Plemennoy sostav naseleniya Ufimskoy gubernii i priblizitelnaya chislennost ego v 1878 godu [Tribal composition of the population of the Ufa Province and its approximate size in 1878]. Ufa, 1880. 18 p. (In Russian).

27. Pervaya vseobshchaya perepis naseleniya Rossi-yskoy imperii 1897 g. [Russian Imperial Census of 1897]. Vol. 65. Book 2. Ufimskaya guberniya [Ufa Province]. St. Petersburg, 1904. 189 p. (In Russian).

28. Isyangulov Sh.N. Chislennost i estestvennoe dvi-zhenie bashkir Ufimskoy gubernii v poreformen-nyy period (1865-1890-e gg.) [The number and natural movement of the Bashkirs in the Ufa Province during the post-reform period (1865-1890s.)]. Etnos. Obshchestvo. Civilizatsiya [Ethnos. Society. Civilization]. Pyatye Kuzeevskie chteniya [Fifth Kuzeyev Readings]. Proceedings of the All-Russian Science & Research Conference. Ufa, Dialog, 2018, pp. 505-512. (In Russian).

УДК 930.24

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

DOI: 10.24411/1728-5283-2020-10410

ЦЕНТРЫ КОЖЕВЕННОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ СОВЕТСКОЙ БАШКИРИИ (1933-1937 гг.)

© О.П. Сайфутдинова,

аспирант,

Башкирский государственный

университет,

ул. Заки Валиди, 32,

450076, г. Уфа,

Российская Федерация

эл. почта: [email protected]

Исторически кожевенное производство являлось одним из самых значимых производств в промышленности. Изделия из кожи использовались почти во всех сферах жизнеобеспечения человека, из кожи делали обувь и одежду, сосуды и футляры, книжные переплеты и сами книги, ее использовали в отделке мебели и предметах военной одежды.

Во многих регионах Советской России были расположены кожевенные предприятия, которые играли важную роль в становлении экономики. Кожевенные заводы, перешедшие под управление государства после революции, стали занимать решающие позиции в развивающейся промышленности страны. Они были стратегически важными предприятиями, поскольку эта отрасль была связана с немаловажным на тот момент фактором - импортозамещением.

Годы первой пятилетки были стартом для экономического возрождения Башкирской Автономной Советской Социалистической Республики, равно как и для самой Российской Советской Федеративной Социалистической Республики. Правительством была поставлена задача обратить внимание на развитие легкой промышленности, в том числе коже-венно-обувной, притом в разрезе выпуска товаров первой необходимости - импортозамещающих. Задача кожевенной промышленности состояла в том, чтобы обеспечить население региона и страны в целом самым элементарным - одеждой и обувью.

Вторая же пятилетка усилила задачи первой и была направлена на удержание имеющихся результатов по выпуску

ВЕСТНИК АКАДЕМИИ НАУК РБ

/

2020, том 37, № 4(100)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.