Научная статья на тему 'СТАТИСТИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ'

СТАТИСТИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
50
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
национальные цели развития / уровень жизни населения / реальные денежные доходы / реальный размер назначенных пенсий / прожиточный минимум / бедность / жилье / national development goals / standard of living of the population / real money income / real size of assigned pensions / cost of living / poverty / housing
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СТАТИСТИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ»

Рябовол В.В.

аспирант, Северо-Западный институт управления РАНХиГС, г. Санкт-Петербург

Липатова Л.Н.

д.соц.н., к.э.н., профессор, Северо-Западный институт управления РАНХиГС, г. Санкт-Петербург

СТАТИСТИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ

В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ

Ключевые слова: национальные цели развития, уровень жизни населения, реальные денежные доходы, реальный размер назначенных пенсий, прожиточный минимум, бедность, жилье.

Keywords: national development goals, standard of living of the population, real money income, real size of assigned pensions, cost of living, poverty, housing.

В 2019 г. стартовали национальные проекты, направленные на достижение национальных целей развития, поставленных Президентом России В.В. Путиным. Рассмотреть в рамках одной статьи результаты всех реализуемых в нашей стране национальных проектов невозможно. В конечном счете, все они направлены на улучшение жизни людей. Поэтому остановимся только на показателях жизненного уровня.

Проведенный нами анализ по показателям первого года реализации национальных проектов показал, что в борьбе с бедностью - главным врагом нашей страны, как назвал ее В.В. Путин, - Санкт-Петербург имеет хорошие результаты, поскольку целевое значение по данному индикатору в северной столице достигнуто. Вместе с тем анализ за 2019 г. показал, что г. Санкт-Петербург отстает по следующим показателям: реальный размер назначенных пенсий и удельный вес семей, состоявших на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях1. Рассмотрим, как изменилась ситуация в 2020 г., который был очень сложным для всего мира из-за резкого падения экономической активности вследствие повсеместного введения санитарных ограничений из-за угрозы распространения нового опасного вируса, а значит, снижения объемов производства, и падения денежных доходов населения; и наша страна не исключение.

По важнейшему индикатору жизненного уровня - реальным денежным доходам г. Санкт-Петербург в 2019 г. заметно отставал от среднего в стране уровня этого показателя. Однако годом ранее значение рассматриваемого индикатора в СПб было значительно выше, чем в РФ в целом (табл. 1).

Таблица 1

Динамика основных индикаторов уровня жизни населения в г. Санкт-Петербурге в сравнении со средними значениями в Российской Федерации и Северо-Западном федеральном округе2

Показатель | 2010 г. | 2011 г. | 2012 г. | 2013 г. | 2014 г. | 2015 г. | 2016 г. | 2017 г. | 2018 г. | 2019 г. | 2020 г.

Реальные денежные доходы, процентов к предыдущему году

Российская Федерация 105,4 101,2 105,8 104,8 99,2 96,4 95,5 99,8 101,1 101,7 98,6

Северо-Западный федеральный округ 106,7 98,7 105,9 105,3 101,2 96,7 98,3 100,9 102,8 100,7 100,3

г. Санкт-Петербург 109,0 98,0 103,0 107,6 102,0 97,0 100,4 103,1 104,2 101,1 101,1

Реальная начисленная заработная плата, процентов к предыдущему году

Российская Федерация 105,2 102,8 108,4 104,8 101,2 91,0 100,8 102,9 108,5 104,8 103,8

Северо-Западный федеральный округ 105,4 101,1 107,6 105,0 100,8 91,7 101,2 104,1 109,0 104,1 102,1

г. Санкт-Петербург 106,6 100,2 106,3 104,8 101,9 92,5 103,0 105,7 109,1 104,7 101,0

Реальный размер назначенных пенсий, процентов к предыдущему году

Российская Федерация 112,2 104,6 103,3 103,3 97,5 101,1 137,3 74,8 100,8 103,2 100,4

Северо-Западный федеральный округ 111,4 104,7 103,5 103,0 96,4 101,1 133,0 76,8 100,4 102,9 100,6

г. Санкт-Петербург 110,6 104,6 103,1 102,2 95,6 100,7 132,4 76,2 100,1 102,6 100,4

Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума, процентов от общей численности населения субъекта

Российская Федерация 12,5 12,7 10,7 10,8 11,3 13,4 13,2 12,9 12,6 12,3 12,1

г. Санкт-Петербург 8,6 9,1 9,0 8,2 8,7 8,5 8,3 7,3 6,6 6,5 5,9

1 Липатова Л. Н., Рябовол В. В. Текущая оценка достижения национальных целей развития Российской Федерации по уровню жизни населения в Санкт-Петербурге // Россия: тенденции и перспективы развития. Ежегодник. Вып. 16. Ч. 2. - М., 2021. -С. 124-127.

2 Регионы России. Социально-экономические показатели: Стат. сб. / Росстат. - М., 2020. - С. 232, 234, 236, 278, 314; 2021. -С. 192, 194, 196, 240, 276.

Общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на одного жителя, на конец года; квадратных метров

Российская Федерация 22,6 23,0 23,4 23,4 23,7 24,4 24,9 25,2 25,8 26,3 26,9

Северо-Западный федеральный округ 24,7 24,9 25,4 24,6 24,4 25,7 26,3 27,0 27,5 28,1 29,0

г. Санкт-Петербург 23,0 23,3 23,8 23,3 21,4 23,6 24,3 24,9 25,4 26,2 27,0

Как видим, колебания могут быть существенными. Поэтому рассчитаем и сравним динамические показатели. Если в России в целом в 2010-2019 гг. реальные денежные доходы возросли на 10,8%, в СЗФО - на 18%, в Санкт-Петербурге - на 27,7%. То есть небольшое кратковременное отставание в динамике данного показателя допустимо и не требует принятия срочных решений. В 2020 г. Санкт-Петербург стал одним из немногих российских регионов, в которых рассматриваемый показатель увеличился. Конечно, значимым прирост в 1,1% не назовешь, но необходимо учитывать поистине критические условия, сложившиеся в 2020 г. Только в 10 российских регионах реальные денежные доходы продемонстрировали более уверенную положительную динамику, чем в Санкт-Петербурге. Для сравнения, в Москве, располагающей большими возможностями для управленческого воздействия на уровень жизни, реальные денежные доходы составили в первый год пандемии 100,2%.

Реальная заработная плата в Санкт-Петербурге в 2019 г. была примерно такой же, что и в стране в целом. Однако заметим, что предшествующие годы динамика этого показателя в Санкт-Петербурге в сравнении с общероссийским трендом была более выраженной: в целом в 2010-2019 гг. прирост реальной заработной платы в РФ составил 33,4%, в СЗФО - 33%, в Санкт-Петербурге - 39,5%. Можно предположить, что главным фактором роста доходов в Санкт-Петербурге стал именно рост заработной платы на уровне, существенно превышающем инфляцию.

Хотя в 2020 г. органами статистики зафиксировано значительное отставание Санкт-Петербурга по росту реальной заработной платы от средних значений в РФ и СЗФО, в целом в рассматриваемый период прирост этого важнейшего индикатора жизненного уровня был в северной столице заметно выше среднероссийского уровня: РФ - 38,5%, СЗФО - 35,8%, Санкт-Петербург - 40,9%.

По другому показателю, используемому для измерения степени достижения национальной цели развития «Рост доходов и пенсий» - реальному размеру назначенных пенсий, в 2019 г. было зафиксировано существенное отставание, причем годом ранее прироста данного индикатора практически не было. Сравнение интервальных показателей свидетельствует: в 2010-2019 гг. прирост реального размера назначенных пенсий составил 31,9%, в СЗФО - 33,4%, в Санкт-Петербурге - 21,6%. В 2020 г. сократить отставание не удалось.

Уровень бедности в Санкт-Петербурге в 2010-2020 гг. снизился в 1,5 раза, хотя в стране в целом удельный вес нуждающихся в этот период сократился только на 0,4 п.п. Можно считать, что целевое значение по данному индикатору в Санкт-Петербурге достигнуто. Несмотря на то, что уровень бедности в Санкт-Петербурге традиционно один из самых низких, а иногда и самый низкий (как это было, например, в 2018 и 2020 гг.), особое внимание должно быть уделено повышению жизненного уровня граждан пенсионного возраста, поскольку в этой сфере не все благополучно.

Проблема низкого уровня жизни пенсионеров существует и в г. Москве. Это связано со столичным статусом двух этих городов, для которого характерны сравнительно высокие стандарты потребления, подстегивающие рост цен, за которым индексирование пенсий на среднем в стране уровне, как правило, не успевает. Корректировать такое отставание позволяет установление доплат к пенсии за счет средств регионального бюджета.

Этим же объясняется отставание обеих столиц по такому показателю, как «общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на одного жителя». Высокие цены на столичное жилье не позволяют многим горожанам улучшить свои жилищные условия. Москва по этому важнейшему слагаемому жизненного уровня населения традиционно находится на одном из последних мест в стране (уступая печальное лидерство только Республике Ингушетии и Республике Крым в 2015-2019 гг.).

Более того, рассматривая данные показатели, необходимо учитывать высокую степень социального неравенства, которая в столице государства традиционно одна из самых больших в стране, что проявляется существованием огромных различий в соотношении денежных доходов 10 % населения с самыми высокими доходами и 10% населения с самыми низкими доходами - в 2020 г. соответствующий коэффициент в г. Москве был равен 15,5 раза против 14,8 раза в РФ в целом. Принимая во внимание это обстоятельство, можно предположить, что семьи многих несостоятельных москвичей живут в еще более стесненных условиях. В Санкт-Петербурге общая площадь жилых помещений, приходящаяся на одного жителя, в последние годы находится на уровне, близком к среднероссийским значениям1. Учитывая действовавшие в течение 2021 г. льготные условия по ипотечному кредитованию, можно ожидать повышения этого показателя в 2021 г.

Следует также отметить и то, что проблема аварийного жилья в Санкт-Петербурге практически решена. В отличие от общероссийской тенденции, характеризующейся ростом доли аварийного жилья (2005 г. - 0,4%, 2018 г. -0,7%), в Санкт-Петербурге с 2014 г. этот показатель не превышает 0,1%2.

Хотя за последние годы ситуация в обеспеченности населения северной столицы жильем и улучшилась, но ее темпы нельзя признать достаточными: в РФ прирост показателя в 2010-2020 гг. составил 19%, в Санкт-Петербурге -17,4%. О том, что администрации Санкт-Петербурга следует активизировать усилия, направленные на достижение национальной цели развития РФ «Улучшение жилищных условий» говорит и высокий удельный вес семей, состоявших на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Если в стране в целом в 2019 г. этот показатель был ра-

1 Регионы России. Социально-экономические показатели: Стат. сб. / Росстат. - М., 2021. - С. 276-277.

2 Регионы России. Социально-экономические показатели: Стат. сб. / Росстат. - М., 2018. - С. 276.

вен 4,1%, в СЗФО - 5,6% от общего числа семей, то в Санкт-Петербурге таких семей было гораздо больше - 7%. В 2020 г. ситуация немного изменилась в лучшую сторону, показатель в Санкт-Петербурге снизился более значимо: в стране в целом доля нуждающегося в улучшении жилищных условий населения снизилась до 3,9%, в Санкт-Петербурге - до 6,5% от общего числа семей.

Удельный вес семей, получивших жилые помещения, в 2019 г. составил 6,4% от числа семей, состоявших на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, что значительно больше средних в стране и федеральном округе показателей (РФ - 4,5%, СЗФО - 5,1%). Однако в 2020 г. ситуация коренным образом изменилась: только 2,2% от числа семей, состоявших на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, смогли улучшить свои жилищные условия (в РФ этот показатель был равен - 4,2%, в СЗФО - 4,1%)1.

Заметим, что в решении этой проблемы по всей стране произошел небольшой спад, что, очевидно, связано с пандемией и необходимостью мобилизации всех имеющихся ресурсов на спасение жизни людей. Справедливости ради отметим, что в Санкт-Петербурге в решении жилищной проблемы горожан проведена колоссальная работа - еще в 2005 г. удельный вес нуждающихся в жилых помещениях был равен 16,2%, а получить жилье смогли только 1% из

них2.

Таким образом, подводя итог, подчеркнем, что реализуемая социально-экономическая политика в целом способствует росту уровня жизни населения г. Санкт-Петербурга. Даже в пандемийном 2020 г. удалось не допустить падения реальных доходов. Направлениями, требующими усиления внимания со стороны региональных властей, следует считать: повышение жизненного уровня пенсионеров и предоставление жилья гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.

1 Регионы России. Социально-экономические показатели: Стат. сб. / Росстат. - М., 2021. - С. 281.

2 Регионы России. Социально-экономические показатели: Стат. сб. / Росстат. - М., 2020. - С. 319.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.