Научная статья на тему 'Статистическая модель зависимости количества брака в работе персонала от профессиональной подготовки'

Статистическая модель зависимости количества брака в работе персонала от профессиональной подготовки Текст научной статьи по специальности «Математика»

CC BY
184
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БРАК В РАБОТЕ ПЕРСОНАЛА / ОБОБЩЕННАЯ ЛИНЕЙНАЯ МОДЕЛЬ / МЕТОД МАКСИМАЛЬНОГО ПРАВДОПОДОБИЯ / A SPOILAGE IN THE LOCOMOTIVE DRIVER WORK / A GENERALIZED LINEAR MODEL / A MAXIMUM-LIKELIHOOD METHOD

Аннотация научной статьи по математике, автор научной работы — Кударов Руслан Серикович

В настоящей работе построена статистическая модель зависимости количества брака в работе персонала от показателей профессиональной подготовки. Моделирование искомой зависимости выполнено методом максимального правдоподобия на базе теории обобщенной линейной модели. На основе разработанной модели по экспериментальным данным одного из локомотивных депо Октябрьской железной дороги получена зависимость количества брака в работе машинистов от показателей их профессиональной подготовки. С помощью критерия х2 проверена статистическая значимость предложенной модели. Осуществлено прогнозирование вероятности, с которой отдельные работники допустят в своей работе количество брака не больше заданного значения за указанный период. Библиогр. 7 назв.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The statistical model of a spoilage quantity in the personnel work from the vocational training

The work contains a statistical model of a spoilage quantity dependence in the personnel work on the activities of vocational training. The construction of this model by a maximum-likelihood method is based on generalized linear models (GLIM). On the basis of this statistical model the dependence of a spoilage quantity in the locomotive depot work on the activities of vocational training is constructed. Basic data are obtained in a locomotive depot of the October railway. This statistical model is tested for statistical significance by х2 criterion. This model allows calculating the probability of a preset maximal spoilage quantity in the locomotive driver work.

Текст научной работы на тему «Статистическая модель зависимости количества брака в работе персонала от профессиональной подготовки»

Сер. 10. 2009. Вып. 1

ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

ИНФОРМАТИКА

УДК 519.24:[62-05:629.41]

Руслан С. Кударов

СТАТИСТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ЗАВИСИМОСТИ КОЛИЧЕСТВА БРАКА В РАБОТЕ ПЕРСОНАЛА ОТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

Введение. Успешная деятельность железнодорожного транспорта определяется его конкурентоспособностью на рынке транспортных услуг, которая обеспечивается высоким уровнем качества и безопасностью предоставляемых услуг. Как известно, безопасность движения поездов напрямую зависит от профессиональной подготовки машинистов локомотивного депо. По данным ОАО «Российские железные дороги» именно в работе локомотивных депо зафиксировано более 50% случаев брака всей сети железных дорог за последние годы. Поэтому изучение зависимости количества брака в работе машинистов локомотивного депо от показателей профессиональной подготовки является актуальной задачей.

До настоящего времени изучение зависимости количества брака в работе машинистов локомотивного депо от показателей их профессиональной подготовки осуществлялось [1-3] на базе классических регрессионных моделей, где наблюдения предполагаются независимыми и одинаково распределенными по нормальному (гауссовскому) закону.

В настоящей работе установлено, что эмпирическая гистограмма количества брака в работе машинистов локомотивного депо хорошо аппроксимируется теоретическим распределением вероятностей Пуассона. Опираясь на теорию обобщенных линейных моделей [4-6], была построена статистическая модель зависимости количества брака в работе машинистов локомотивного депо от показателей их профессиональной подготовки, которая не ограничивается предположением о нормальности распределения наблюдений.

Статистическая модель зависимости количества брака в работе персонала от показателей профессиональной подготовки. Примем, что профессиональная подготовка персонала, в соответствии с [7], формируется имеющимся образованием, периодическим совершенствованием полученных теоретических знаний и практических навыков, необходимых для работы по специальности, и производственным опытом. А именно, различаются четыре составляющие профессиональной подготовки персонала:

Кударов Руслан Серикович — аспирант электротехнического факультета Санкт-Петербургского государственного университета путей сообщения. Количество опубликованных работ: 15. Научные направления: математическое моделирование, производственный и обслуживающий персонал, безопасность движения железнодорожного транспорта. E-mail: [email protected].

© Руслан С. Кударов, 2009

стаж в должности (х(1)), класс (разряд) квалификации (х(2)), количество лет после получения образования (х(3)) и после прохождения курсов повышения квалификации (х(4)).

Исходные данные исследуемых показателей фиксируются в виде матрицы

P = (У„Х1, Хпх 4 ) *)

где У„х1 - вектор экспериментальных наблюдений количества брака, допущенного за исследуемый период Ъ лет, случайным образом отобранных п работников;

Хпх4 =

(X,

(1)

^(4)

V'

пх 1, пX 1)

^х(1) . . х(4)

х(.) ' \хП . х(4) . хп

матрица экспериментальных наблюдений рас-

сматриваемых показателей профессиональной подготовки п работников.

Искомые параметры статистической модели вычисляются по усредненным элементам матрицы Р. Усреднение производится путем разделения п обследуемых работников на I групп по их стажу и определения выборочного математического ожидания элементов матрицы Р для каждой группы. При этом, поскольку в матрице Р первый столбец содержит данные о количестве брака в работе персонала за исследуемый период Ъ лет, то расчет среднего количества брака в работе персонала за 1 год для каждой группы выполняется согласно соотношению

Я

Е Уг

г = 1

д*

Я

Ё Уг

г = 1

Я

' Е х

г =1

(1)

г

Яг

при

при

(1)

г

Яг

ё ^ г = 1

Иг

< Ъ,

где г - номер группы персонала (г = 1, ...,1); Яг - количество работников в г-й группе персонала.

Усредненные экспериментальные данные записываются в матрице Р = (У/хЬ1/хЬХ^1х)1,...,Х^4х)1) = (У/хЬХ/х5)") .

Построение статистической модели предполагает, что количество брака в работе персонала распределено по закону Пуассона, математическое ожидание (интенсивность брака) которого зависит от показателя профессиональной подготовки персонала. Проверка согласия эмпирической гистограммы количества брака в работе персонала с теоретическим распределением вероятностей Пуассона осуществляется с помощью критерия х2.

+ ) Запись (УпхъХпХ4) означает матрицу, полученную присоединением матрицы Хпх4 к вектору

X1 • ^ ^

++) В качестве символа усреднения матрице 1? и вектору "V/х1 присвоен символ «~», поскольку не все их элементы вычислены как выборочное математическое ожидание. Матрица X/хб получена присоединением векторов Х;1^,...^^ к вектору 1/хЪ в которой единичный столбец обозначается

X(0)

Х/х1-

Ъ

В принятых обозначениях предлагается моделировать изучаемую зависимость согласно [6] в виде условного распределения вероятностей Пуассона случайной величины количества брака в работе персонала:

/Poisson(п = ы\ln A(X)) = eyiln *(Xi)-*(Xi)-ln(5i!), (1)

где ln A(Xi) - натуральный логарифм теоретической интенсивности брака в работе г-й группы персонала с набором Xi показателей профессиональной подготовки.

Линейная комбинация элементов г-й строки матрицы Xi обозначается как ji и ставится в соответствие натуральному логарифму теоретической интенсивности брака в работе персонала:

ji = ln A(X i).

Таким образом, выбирается логарифмический вид функции связи теоретической интенсивности брака в работе персонала с показателями их профессиональной подготовки, и теоретическая интенсивность брака в работе персонала выражается через ji следующим образом:

A(Xi) =

здесь B - вектор искомых регрессионных параметров размерности 5x1, оценки которых вычисляются методом максимального правдоподобия.

Получение вектора 13 оценок регрессионных параметров также позволяет записать статистическую модель зависимости количества брака в работе персонала от показателей их профессиональной подготовки в виде функции распределения

yforecast

P{п < yforecast\X • B} = F(yforecast\X • B) = ek X'B-X B-ln(k!), (2)

k=0

в которой yforecast - теоретическое (прогнозируемое) количество брака в работе персонала (yforecast = о, 1, 2, ...); 0.5 < x(1) < 40; x(2) = 1, 2,...; 0.5 < x(3) < 40; 0 < x(4) < 37.

Проверка статистической значимости построенной модели осуществляется по критерию x2 [4] с помощью вычисления девиации, которая для случайной величины с распределением вероятностей (1) имеет вид

DE\poisson = 2 • ( • ln ( ) + (Â(Xi) - Vi) ) ,

Vi=1

где А(Х*) = сх*в.

Построенная модель признается статистически значимой на уровне значимости а, если Р(БЕУро^оп <Х2(! - 5)) < а.

Статистическую модель (2) можно применять для краткосрочного прогнозирования вероятности, с которой персонал допустит в своей работе количество брака за выбранный период не больше указанной величины при заданных показателях его профессиональной подготовки.

Статистическое моделирование зависимости количества брака в работе машинистов локомотивного депо от показателей их профессиональной подготовки. Моделирование количества брака в работе машинистов локомотивного депо

производилось по экспериментальным данным показателей профессиональной подготовки и количества брака в работе (за последние 5 лет) машинистов одного из локомотивных депо Октябрьской железной дороги.

Согласно классификации нарушений безопасности движения в поездной и маневровой работе на железных дорогах России, в качестве брака в работе машинистов локомотивного депо рассматриваются не устраненные машинистами неисправности локомотива, вызвавшие задержку в пассажирском движении на 1 ч и больше или в результате которых потребовался вспомогательный локомотив для пассажирского поезда.

Оценка согласия эмпирической гистограммы количества брака в работе обследованных 63 машинистов с теоретическим распределением вероятностей Пуассона /poisson(?? = у) = °'33°Уу<!- (где г/ — случайная величина количества брака в рабо-

те машинистов за 5 лет) осуществлена с помощью критерия х2. Поскольку расчетное

значение х2 = Е Пу 6363 Ру ^ = 0.004 (где пу - количество машинистов, допустивших у

y=0 Py

брака за 5 лет, py - соответствующая у бракам частота) меньше х0л(3) = 0.584, то согласие эмпирической гистограммы количества брака в работе обследованных машинистов с теоретическим распределением вероятностей Пуассона является статистически значимым на уровне а = 0.1.

Оценки регрессионных параметров B для имеющейся выборки вычислены в Excel методом Ньютона с точностью до е = 0.001 на 6-й итерации и представляют собой вектор B = (-9.266,1.071, 3.511, -1.297,0.332).

Выборочное значение девиации равно 0.009. Использование критерия х2 позволило установить, что построенная модель является статистически значимой на уровне а = 0.1, поскольку P(0.009 < х2(1)) = 0.074.

Как показал проведенный анализ разностей девиаций, ни один из показателей профессиональной подготовки машинистов не может быть исключен из 4-факторной статистической модели без существенной потери адекватности модели на уровне а = 0.1, поскольку DEVpjsson - DEVPoisson > Xo.i(1) для всех j = 1, 2, 3, 4, где DEVpo\sson есть девиация вновь построенной 3-факторной статистической модели по имеющимся выборочным данным без учета j-го показателя профессиональной подготовки машинистов.

Приведем показатели профессиональной подготовки трех (выбранных из 63 обследованных) машинистов и соответствующие величины вероятностей, с которыми они допустят не больше одного брака в своей работе за 2009 г.:

Машинист 1 2 3

г(1) 25 25 0.66

г(2) 3 3 4

x(3) 23 27 4

г(4) 11 22 2

p(п < 1), % 97 55 21

Заключение. В статье на базе теории обобщенной линейной модели произведено статистическое моделирование зависимости распределенного по закону Пуассона количества брака в работе персонала от показателей его стажа, класса квалификации, количества лет после получения образования и прохождения курсов повышения квалификации.

Построение статистической модели осуществлено методом максимального правдоподобия в предположении логарифмической функции связи интенсивности брака в работе персонала с показателями их профессиональной подготовки.

По экспериментальным данным одного из локомотивных депо Октябрьской железной дороги вычислены оценки регрессионных параметров статистической модели методом Ньютона с точностью до е = 0.001. Достаточно близкое к нулю значение девиации и подтвержденная статистическая значимость построенной модели на уровне а = 0.1 свидетельствуют о возможности ее практического применения.

Установлено, что построенная модель позволяет осуществлять краткосрочное прогнозирование вероятностей, с которыми отдельные машинисты допустят в своей работе количество брака не больше заданного значения за указанный период. Такое прогнозирование может быть использовано руководителями локомотивных депо для более обоснованного планирования мероприятий, связанных с повышением профессиональной подготовки машинистов.

Summary

Kudarov Ruslan S. The statistical model of a spoilage quantity in the personnel work from the vocational training.

The work contains a statistical model of a spoilage quantity dependence in the personnel work on the activities of vocational training. The construction of this model by a maximum-likelihood method is based on generalized linear models (GLIM). On the basis of this statistical model the dependence of a spoilage quantity in the locomotive depot work on the activities of vocational training is constructed. Basic data are obtained in a locomotive depot of the October railway. This statistical model is tested for statistical significance by x2 criterion. This model allows calculating the probability of a preset maximal spoilage quantity in the locomotive driver work.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Key words: a spoilage in the locomotive driver work, a generalized linear model, a maximum-likelihood method.

Литература

1. Козубенко В. Г. Корреляционный анализ снижения эффективности управляющей деятельности машиниста локомотива. Ростов н/Д.: Изд-во РИИЖТ, 1991. 100 c.

2. Козубенко В. Г. Повышение квалификации локомотивной бригады и безопасность движения. Ростов н/Д.: Изд-во РИИЖТ, 1991. 23 c.

3. Айзинбунд С. Я., Козубенко В. Г., Курков В. Н. Машинист и безопасность. М.: Транспорт, 1992. 48 c.

4. Ллойд Э., Ледерман У. Справочник по прикладной статистике: В 2 т. / Пер. с англ.; Под ред. Ю. Н. Тюрина. М.: Финансы и статистика, 1989. Т. 2. 510 с.

5. Lindsey J. K. Applying Generalized Linear Models. New York: Springer-Verlag, 1997. 257 p.

6. Dobson A. J. An Introduction to Generalized Linear Models. Herston: Ckapman&Hall/CRC, 2008. 320 p.

7. Большая энциклопедия: В 62 т. / Гл. ред. С. А. Кондратов. М.: Терра, 2006. Т. 39. 590 с.

Статья рекомендована к печати проф. Л. А. Петросяном.

Статья принята к печати 7 октября 2008 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.