Общетехнические и социальные проблемы
104
На данный момент ожидается внесение ряда поправок в ФЗ «О железнодорожном транспорте в РФ» и Устав железнодорожного транспорта, поскольку данные документы не устанавливают права и обязанности участников отношений транспортной сферы в современных рыночных условиях. В частности, предполагается упорядочение взаимоотношений по использованию земель, принадлежащих ОАО РЖД, а именно деятельности в полосе отвода железных дорог.
Заключение
Существующая в рамках ОАО РЖД организационно-функциональная структура управления путевым хозяйством совершенствовалась на протяжении нескольких десятков лет, что позволило создать устойчиво работающий управляемый механизм. Вместе с тем существующая структура имеет ряд недостатков и препятствует выполнению стоящих перед ОАО РЖД на современном этапе развития задач. Имеющий место административный метод управления зачастую приводит к неоптимальному выбору решений, неэффективному использованию имеющихся ресурсов.
В целях совершенствования системы управления, привлечения инвестиционных ресурсов в подотрасль капитального ремонта пути подразделения путевого хозяйства, обеспечивающие ремонт и производство материалов верхнего строения пути, должны быть обособлены от инфраструктурной части ОАО РЖД и в дальнейшем выделены из ОАО РЖД. Оптимальным вариантом в настоящее время признано выделение указанных подразделений ОАО РЖД путем создания дочерних обществ.
Библиографический список
1. Теория организации отраслевых рынков / С. Б. Авдашева, Н. М. Розанова. -М. : Магистр, 1998. - 320 с. - ISBN 5-89317-082-2.
2. Комплексное развитие инфраструктуры Северо-Западного транспортного узла до 2020 года / Ф.С. Пехтерев // Экономика железных дорог. - 2005. - №12. - С. 17-23.
3. Капитализм, социализм и демократия / Й. А. Шумпетер; пер. с англ.; ред. В. С. Автономов. - М. : Экономика, 1995. - 540 с. - ISВN 5-282-01415-7.
4. Слияния, поглощения и разделение компаний: стратегия и тактика
трансформации бизнеса / Ю. Иванов. - М. : Альпина Паблишер, 2001. - 244 с. - ISBN 589684-022-5.
УДК 625.143
Р. С. Кударов
ISSN 1815-588 X. Известия ПГУПС
2008/2
Общетехнические и социальные проблемы
РЕГРЕССИОННЫЙ АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ СТАЖА МАШИНИСТОВ НА КОЛИЧЕСТВО СЛУЧАЕВ БРАКА В РАБОТЕ ЛОКОМОТИВНОГО ДЕПО
Проведен регрессионный анализ влияния стажа машинистов на количество случаев брака в работе локомотивного депо. Осуществлено построение и оценивание регрессионных зависимостей среднего относительного количества случаев брака в работе машинистов от их стажа. Исходными данными исследуемых показателей явились результаты анкетирования стажа и количества случаев брака в работе машинистов трех локомотивных депо Октябрьской железной дороги.
регрессионный анализ, стаж машинистов, количество случаев брака, локомотивное депо.
Введение
В условиях непрерывного роста объема перевозок и увеличения скорости движения поездов все предприятия железнодорожного транспорта должны обеспечивать высокое качество и безопасность перевозочного процесса. Безопасность перевозок напрямую зависит от состояния подвижного состава и персонала, занятого его эксплуатацией и ремонтом.
Работа обслуживающего персонала локомотивных депо имеет большое значение для осуществления эффективной работы ОАО РЖД [1]. Именно машинисты и их помощники стремятся обеспечить планомерность и безопасность перевозок, они поддерживают техническое состояние подвижного состава в пути следования поезда. Поэтому работа машинистов локомотивного депо должна гарантировать, что грузовые и пассажирские составы без сбоев и аварий проследуют по своему маршруту.
1 Исходные данные стажа машинистов и среднего относительного количества случаев брака
Оценивая влияние стажа машинистов на количество случаев брака, целесообразно в качестве результирующей переменной рассматривать относительную величину. Поэтому количество брака в работе рассматривается как среднее относительное количество брака в работе машинистов за один год. Этот показатель можно вычислить по формуле:
ISSN 1815-588 X. Известия ПГУПС
2008/2
Общетехнические и социальные проблемы
106
z-lZ —
Q. ^1= • 100% (i = 1,8),
П • p
где W. - относительное количество брака в процентах, приходящееся на одного работника i-й группы за 1 год;
z. - количество случаев брака в i-й группе;
Z - количество случаев брака за последниеp лет на предприятии (Z = 45);
П - количество работников в i-й группе;
p - исследуемый период, количество лет (р = 5).
Для проведения анализа сбор исходных данных осуществлялся путем проведения анкетирования стажа и количества случаев бака в работе машинистов в трех локомотивных депо Октябрьской железной дороги.
Полученные в результате проведения анкетирования данные о количестве случаев брака и стаже машинистов зарегистрированы на ПК в виде таблицы. Исходные данные количества случаев брака и стажа машинистов представлены в таблице 1.
ТАБЛИЦА 1. Исходные данные
Депо 1 Депо 2 Депо 3
Кол-во случаев брака Стаж, лет Кол-во случаев брака Стаж, лет Кол-во случаев брака Стаж, лет
1 2 3 4 5 6
0 25 1 40 2 34
1 17 2 9 2 25
0 27 4 3 2 8
1 10 1 23 2 26
0 38 1 24 1 22
2 25 2 22 1 45
0 10 2 37 3 7
0 21 1 43 1 34
0 22 2 2 1 45
0 10 2 10 2 28
0 22 2 36 2 19
0 20 3 4 2 18
0 26 2 14 2 16
0 6 3 17 0 45
1 28 2 9 2 13
2 18 1 30 0 40
0 28 3 26 2 16
2 25 3 18 2 11
2 0,9 1 45 2 23
0 0,75 2 28 4 5
0 2 0 43 3 6
Продолжение табл. 1
ISSN 1815-588 X. Известия ПГУПС
2008/2
ОЙцетехнические и социальные проблемы
1 2 3 4 5 6
0 15 2 41 1 44
1 28 2 16 2 30
0 32 1 37 0 41
0 27 2 33 2 8
1 18 1 38 1 45
1 20 1 29 1 44
2 0,5 2 36 0 43
1 22 3 4 2 10
0 17 3 17 2 29
2 20 4 3 1 45
0 0,66 0 36 1 23
4 1,5 1 26 1 21
3 3 2 16 2 29
0 5 0 40 1 32
0 12 2 27 1 21
0 10 2 11 1 34
0 20 2 18 0 29
0 6 1 17 3 22
3 1 2 43 3 17
1 4 2 14 3 4
1 5 0 31 2 22
2 5 1 14 2 19
0 1 2 28 2 37
0 22 3 18 1 45
1 18 2 12 1 39
2 5 2 3 3 18
2 15 0 44 3 24
0 14 2 30 3 13
2 17 4 3 1 37
2 18 2 19 0 43
0 16 2 18 2 9
0 1 2 9 2 33
0 5 2 19 1 35
0 10 1 43 2 15
2 21 2 13 1 32
0 24 3 17 0 45
0 20 1 25 2 9
0 25 2 5 1 32
0 21 2 42 2 11
0 26 1 18 1 28
0 1,5 2 32 1 39
1 24 1 18 1 27
По данным таблицы 1 для каждого депо сформированы группы машинистов с определенным стажем (табл. 2).
ISSN 1815-588 X. Известия ПГУПС
2008/2
Общетехнические и социальные проблемы
108
ТАБЛИЦА 2. Группы машинистов, сформированные по стажу
Депо Количество машинистов со стажем
1 2 3 4 5 6 7 8
менее 5 лет от 5 до 10 лет от 10 до 15 лет от 15 до 20 лет от 20 до 25 лет от 25 до 30 лет от 30 до 35 лет от 35 до 40 лет
1 12 7 7 10 14 11 1 1
2 7 4 7 14 3 7 5 16
3 1 7 5 8 8 8 8 18
Значения среднего относительного количества брака для каждой группы машинистов в трех депо представлены в таблицах 3.1—3.3.
ТАБЛИЦА 3.1. Среднее относительное количество случаев брака по каждой группе машинистов депо 1
Стаж До 5 лет От 5 до 10 лет От 10 до 15 лет От 15 до 20 лет От 20 до 25 лет От 25 до 30 лет От 30 до 35 лет От 35 до 40 лет
Кол-во работников 12 7 7 10 14 11 1 1
Кол-во случаев брака 15 5 1 11 7 6 0 0
0,0056 0,0032 0,0006 0,0049 0,0022 0,0024 0 0
ТАБЛИЦА 3.2. Среднее относительное количество случаев брака по каждой группе машинистов депо 2
Стаж До 5 лет От 5 до 10 лет От 10 до 15 лет От 15 до 20 лет От 20 до 25 лет От 25 до 30 лет От 30 до 35 лет От 35 до 40 лет
Кол-во работников 7 4 7 14 3 7 5 16
Кол-во случаев брака 22 8 13 30 4 12 7 18
Wi 0,0055 0,0035 0,0033 0,0038 0,0023 0,0030 0,0025 0,0020
ТАБЛИЦА 3.3. Среднее относительное количество случаев брака по каждой группе машинистов депо 3
Стаж До 5 лет От 5 до 10 лет От 10 до 15 лет От 15 до 20 лет От 20 до 25 лет От 25 до 30 лет От 30 до 35 лет От 35 до 40 лет
Кол-во работников 1 7 5 8 8 8 8 18
Кол-во случаев брака 3 18 11 18 14 12 11 13
ISSN 1815-588 X. Известия ПГУПС
2008/2
ОЙЩетехнические и социальные проблемы
Wi 0,0060 0,0051 0,0044 0,0045 0,0035 0,0030 0,0028 0,0014
Рассчитанные значения среднего относительного количества случаев брака для каждой группы машинистов во всех депо представлены графически на рис. 1. Из диаграммы среднего относительного количества случаев брака видно, что основная доля случаев брака приходится на машинистов со стажем менее пяти лет во всех трех депо. Работники со стажем от 35 до 40 лет допускают меньше всего случаев брака.
□ Депо №1 □ Депо №2 □ Депо №3
0,006п
^ 0,005-
0,004
0,003
Р 0,002-
О
0,001
0,000
до 5 лет с 5 до 10 лет с 10 до 15 с 15 до 20 с 20 до 25 с 25 до 30 с 30 до 35 с 35 до 40 лет лет лет лет лет лет
Стаж, лет
Рис. 1. Среднее относительное количество случаев брака для каждой группы машинистов в рассматриваемых депо
2 Регрессионные зависимости среднего относительного количества
случаев брака в работе локомотивного депо от стажа машинистов
По данным таблиц 3.1-3.3 для каждого депо классическим МНК [2] вычислены оценки коэффициентов регрессионных зависимостей среднего
ISSN 1815-588 X. Известия ПГУПС
2008/2
Общетехнические и социальные проблемы
110
относительного количества случаев брака от стажа машинистов. Функции линейной регрессии, значения коэффициентов детерминации, расчетные значения F-статистики, t-статистики коэффициентов регрессии и коэффициентов детерминации для каждого депо представлены в таблице 4.
ТАБЛИЦА 4. Регрессионная статистика
Показатели Депо 1 Депо 2 Депо 3
Линейная функция регрессии у1 = -0,0006 • х + +0,0052 /V у2 =-0,0004 • х + +0,0049 A у3 = -0,0006 • х + +0,0065
F-статистика F = 6,34 F = 14,76 F = 136,56
t-статистика коэффициентов регрессии ta = 4,14 tb = -2,52 ta = 9,91 tb = -3,84 ta = 25,67 tb = -11,69
Коэффициент детерминации r2 = 0,51 У1 r2 = 0,71 У 2 r2 = 0,96 У3
t-статистика коэффициента детерминации ^ = 6,34 VO II tд = 136,56
Для рассматриваемых функций регрессии табличные значения F-статистики и t-статистики на уровне значимости а = 0,05 равны соответственно F^^O^, 1, 6) = 5,99, ^абл(0,05, 6) = 1,94. Поскольку расчетные значения F-статистики для депо 1, 2 и 3 больше Fp^, то можно утверждать о статистической значимости этих линейных функций регрессии. Величины t-статистик всех регрессионных коэффициентов по модулю превосходят ^абл, что свидетельствует о статистической значимости полученных параметров.
Значения коэффициентов детерминации, представленные в таблице 4, характеризуют то, что в депо 3 среднее относительное количество случаев брака объясняется уровнем стажа машинистов на 96%, в депо 2 - 71%, в депо 1 - 51%.
Сравнение рассчитанных t-статистик коэффициентов детерминации (^) с ^абл показывает, что все коэффициенты детерминации следует признать статистически значимыми.
На рис. 2 представлен график статистически значимых регрессионных зависимостей среднего относительного количества случаев брака от стажа машинистов.
Из графика, приведенного на рис. 2, можно установить уровень значений и характер изменения результирующего показателя в
ISSN 1815-588 X. Известия ПГУПС
2008/2
Общетехнические и социальные проблемы
зависимости от фактора для разных групп машинистов. Так, например, в группе машинистов со стажем до 5 лет наибольшее количество случаев брака в среднем приходится на работников депо 3. С ростом стажа от 5 до 10 лет в трех депо наблюдается уменьшение значения показателя качества. Такой характер изменения для каждого депо сохраняется при увеличении стажа машинистов от 10 до 40 лет. Следовательно, в рассматриваемых депо наибольшее количество случаев брака приходится на менее опытных работников.
О Опытные данные (Депо №1)
□ Опытные данные (Депо №2)
Д Опытные данные (Депо №3)
— — Линейная регрессия (Депо №1) ■ ■ ■ 'Линейная регрессия (Депо №2) — ■ "Линейная регрессия (Депо №3)
0,007
0,006
ю
и 0,005 еЗ
Я
>>
Я
о
0,004
Я
я
0,003
0,002
0,001
0
Депо №1
y = -0,0006*x + 0,0052
2
R 2 = 0,514 0 ^ .
Депо №2
y = -0,0004*x + 0,0049
2
R = 0,711
д
о
д
Депо №3
y = -0,0006*x + 0,0065
2
R = 0,958
0
д
□
д
--------------1---------------1----------------1---------------1----------------1---------------1-------0--------1------©-------
до 5 лет от 5 до 10 от 10 до 15 от 15 до 20 от 20 до 25 от 25 до 30 от 30 до 35 от 35 до 40 лет лет лет лет лет лет лет
Стаж, лет
Рис. 2. Регрессионная зависимость среднего относительного количества
случаев брака от стажа
3 Анализ точности результатов регрессионного анализа
Проведению анализа точности результатов, полученных с использованием регрессионных моделей, предшествует построение функции регрессии по средним данным всех депо и доверительных интервалов этой функции регрессии.
ТАБЛИЦА 5. Регрессионная статистика
ISSN 1815-588 X. Известия ПГУПС
2008/2
Общетехнические и социальные проблемы 112
Показатели Среднее по трем депо
Линейная функция регрессии у ср = -0,0004 • х + 0,0048
F-статистика F = 21,45
t-статистика Г'' 00 II
коэффициентов регрессии tb = -4,63
Коэффициент детерминации 4=0,78
t-статистика ^ = 21,45
коэффициента детерминации
Для рассматриваемой функции регрессии табличные значения F-статистики и t-статистики на уровне значимости а = 0,05 равны соответственно F^^O^, 1, 6) = 5,99, /табл(0,05, 6) = 1,94. Поскольку расчетные значения F-статистики больше Fp^, то можно утверждать о статистической значимости этих линейных функций регрессии. Величины t-статистик регрессионных коэффициентов по модулю превосходят ^абл, что свидетельствует о статистической значимости полученных параметров.
Значения коэффициента детерминации характеризуют то, что в среднем по всем трем депо среднее относительное количество случаев брака объясняется уровнем стажа машинистов на 78%. Сравнение рассчитанной t-статистики коэффициента детерминации (^) с tx^
показывает, что все коэффициенты детерминации статистически значимы.
Рассчитанные с помощью функции регрессии, построенной по средним данным всех депо, теоретические значения Wi и их доверительные интервалы сведены в таблицу 6.
ТАБЛИЦА 6. Среднее относительное количество случаев брака по трем депо и их доверительные интервалы
Стаж, лет До 5 5-10 10-15 15-20 20-25 25-30 30-35 35-40 40-45
Среднее опытное W по трем депо 0,004 0,003 0,003 0,004 0,002 0,003 0,002 0,001 -
Среднее теоретическое Wi по трем депо 0,004 0,004 0,003 0,003 0,003 0,002 0,002 0,002 0,001
Нижняя граница доверит. интервала Wi (а = 0,05) 0,002 0,002 0,002 0,002 0,001 0,001 0,001 0,000 0,000
Верхняя граница 0,005 0,005 0,005 0,004 0,004 0,004 0,003 0,003 0,003
ISSN 1815-588 X. Известия ПГУПС 2008/2
Общетехнические и социальные проблемы
доверит. интервала Qz-(а = 0,05)
На рис. 3 представлен график регрессионных зависимостей для рассматриваемых депо, а также регрессионной зависимости средних значений исследуемых показателей по трем депо и доверительных интервалов, построенных на уровне значимости 0,05.
Графическое изображение регрессионных зависимостей, представленное на рис. 3, позволяет проводить сравнение теоретических значений относительного количества случаев брака в работе каждого депо с их средним значением. Сравнение теоретических значений относительного количества случаев брака для депо 1 со средними теоретическими значениями показывает, что практически для всех групп машинистов количество случаев брака ниже среднего. Это свидетельствует о хорошем качестве работы всех машинистов депо 1. Количество случаев брака, допущенных работниками депо 2, близко к средним значениям для всех групп стажа. Практически все работники депо 3 допускают случаев брака выше среднего значения. Лишь для машинистов со стажем от 30 до 40 лет относительное количество случаев брака ниже среднего значения.
ISSN 1815-588 X. Известия ПГУПС
2008/2
Общетехнические и социальные проблемы
114
♦ Средние значения опытных данных по всем депо
-----Нижняя граница доверительного интервала (а = 0,05)
□ Опытные данные (Депо №2)
Линейная регрессия (Среднее по всем депо)
- - - Линейная регрессия (Депо №2)
----Верхняя граница доверительного интервала (а = 0,05)
О Опытные данные (Депо №1)
Д Опытные данные (Депо №3)
- — Линейная регрессия (Депо №1)
- - - Линейная регрессия (Депо №3)
------------------Среднее по всем депо------------
л
лет лет
Стаж, лет
Рис. 3. Регрессионная зависимость средних значений исследуемых показателей по трем депо и доверительные интервалы
Как показали расчеты, более 95% теоретических значений среднего относительного количества случаев брака, вычисленных на основе статистически значимых функций регрессии, лежат в пределах доверительных интервалов, построенных для линейной регрессии по средним данным всех трех депо на уровне значимости 0,05. Это свидетельствует о достаточной точности результатов, полученных с использованием регрессионных моделей. Кроме того, полученные значения доверительных интервалов позволяют утверждать, что среднее относительное количество случаев брака с 95%-ной вероятностью будет принимать значение, заключенное между нижней и верхней границами доверительных интервалов.
Произведенный прогноз показывает, что в среднем на одного работника со стажем от 40 до 45 лет (в среднем по трем депо) придется от 0,0003% до 0,0030% случаев брака с вероятностью 95%, а в среднем эта величина составит 0,0018%.
ISSN 1815-588 X. Известия ПГУПС
2008/2
Общетехнические и социальные проблемы
Заключение
Проведен регрессионный анализ влияния стажа машинистов на среднее относительное количество случаев брака в работе локомотивного депо. Получены следующие выводы.
1. Из диаграммы среднего относительного количества случаев брака видно, что основная доля случаев брака приходится на машинистов со стажем менее 5 лет в депо 1, 2 и 3. Работники со стажем от 35 до 40 лет допускают меньше всего случаев брака.
2. Анализ построенных функциональных зависимостей показал, что в депо 3 среднее относительное количество случаев брака объясняется уровнем стажа машинистов на 96%, в депо 2 - 71%, в депо 1 - 51%. Подтверждена статистическая значимость функций регрессии для депо 1, 2 и 3.
3. Регрессионные зависимости для рассматриваемых депо позволили провести сравнительный анализ влияния стажа машинистов на количество случаев брака в различных депо. С ростом стажа от 5 до 10 лет в депо 1, 2 и 3 наблюдается улучшение значения показателя качества. Такой характер изменения для каждого депо сохраняется при увеличении стажа машинистов от 10 до 40 лет. Следовательно, в рассматриваемых депо наибольшее количество случаев брака приходится на менее опытных работников.
4. На основе построенных регрессионных зависимостей проведен сравнительный анализ исследуемых показателей рассматриваемых депо и средних регрессионных значений по этим депо. Сравнение теоретических значений относительного количества случаев брака для депо 1 со средними теоретическими значениями показывает, что практически для всех групп машинистов количество случаев брака ниже среднего. Это свидетельствует о хорошем качестве работы всех машинистов депо 1. Количество случаев брака, допущенных работниками депо 2, близко к средним значениям для всех групп стажа. Практически все работники депо 3 допускают случаев брака выше среднего значения. Лишь для машинистов со стажем от 30 до 40 лет относительное количество случаев брака ниже среднего значения.
5. Как показали расчеты, более 95% теоретических значений среднего относительного количества случаев брака, вычисленных на основе статистически значимых функций регрессии, лежат в пределах доверительных интервалов, построенных для линейной регрессии по средним данным всех трех депо на уровне значимости 0,05. Это свидетельствует о достаточной статистической точности результатов, полученных с использованием регрессионных моделей.
Таким образом, регрессионный анализ влияния стажа на среднее относительное количество случаев брака может быть обобщен и в
ISSN 1815-588 X. Известия ПГУПС
2008/2
Общетехнические и социальные проблемы
116
дальнейшем применен к любым количественным показателям профессиональной подготовки машинистов локомотивного депо.
Библиографический список
1. Безопасное управление поездом. Вопросы и ответы : учеб. пособие для образовательных учреждений ж.-д. транспорта, осуществляющих профессиональную подготовку / В. Г. Козубенко. - М. : Маршрут, 2005. - 319 с. - ISBN 5-89035-169-9.
2. Прикладная статистика. Исследование зависимостей / С. А. Айвазян, И. С. Енюков, Л. Д. Мешалкин - М. : Финансы и статистика, 1985. - 478 с.
3. Статистическая теория безопасности движения поездов / В. М. Лисенков. - М. : ВИНИТИ, 1999. - 331 с.
4. Проблемы безопасности движения на железнодорожном транспорте / Г. И. Чернов. - М. : ВЗИИТ, 1988. - 100 с.
УДК 658.5
О. А. Симакова
РЕФОРМИРОВАНИЕ ВАГОНОРЕМОНТНОГО КОМПЛЕКСА
Рассмотрен процесс реформирования вагоноремонтного комплекса; вопросы создания конкурентной среды и формирования дочерних и зависимых обществ; формирование стоимости на предоставляемые услуги в соответствии с системой менеджмента качества. Неотъемлемой частью реформирования является комплексное совершенствование деятельности, которое позволяет в будущем выполнять поставленные перед отраслью задачи.
стоимость, реформа, качество, конкуренция, вагонное хозяйство.
ISSN 1815-588 X. Известия ПГУПС
2008/2