Научная статья на тему '«Старт-07»'

«Старт-07» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
48
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Инновации
ВАК
RSCI
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему ««Старт-07»»

ИННОВАЦИИ № 11 (109), 2007

«I

М. В. Шубин,

к. э. н., зам. генерального директора Фонда содействия развитию малых форм предприятий

в научно-технической сфере

В декабре 2006 г. Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере объявил о наборе заявок на конкурс программы «СТАРТ-07» по финансированию инновационных проектов, находящихся на начальной стадии развития, так называемому «посевному» финансированию. Программа «СТАРТ» проводилась четвертый год.

Наблюдательным советом Фонда 22 мая 2003 г. было принято решение об отработке новых механизмов поддержки инновационной деятельности. Для этой цели «...начиная с 2004 г. около половины средств Фонда должны направляться на содействие компаниям, находящимся на «посевных» и «стартовых» позициях своего развития». В качестве основных критериев отбора проектов были определены «высокий научно-технический уровень проекта, перспектива привлечения к финансированию проекта частного капитала, экспортный потенциал создаваемого продукта».

Программа, как и прежде, рассчитана на три года и разделена на три этапа, переход с одного этапа на другой возможен только в случае выполнения определенных условий, предъявляемых Фондом к малым инновационным предприятиям. Общее финансирование по программе на 3 года составляет 4,5 млн руб.

Для перехода на второй год программы «СТАРТ» Фонд, наряду с возможностью привлечения в проект инвестора, ввел вариант «Саморазвитие». То есть Фонд софинансирует проект вместе с внебюджетным инвестором (вариант «И») или софинансирует совместно с предприятием его инновационную деятельность (вариант «СР» — саморазвитие).

Изначально предполагалось, что в результате работы Программы будут созданы несколько тысяч малых инновационных предприятий, с которыми уже смогут работать венчурные инвесторы. Таким образом, акцент венчурных сделок должен был переместиться к ранней фазе развития фирм, вовлекая все больше и больше молодых инновационных компаний. Но, как показала практика, многие предприятия пошли по пути саморазвития, вкладывая собственные средства, а другие нашли стратегического инвестора. То есть классических венчурных сделок оказалось мало. Другие нерешенные проблемы — несоответствие уровня коммерческой подготовки проектов мировым стандартам, неготовность менеджмента компании впустить инвестора в бизнес на взаимопри-

емлемых условиях, отсутствие фондового рынка акций инновационных компаний, пробелы в законодательстве, регулирующем венчурное инвестирование и др. не позволили за короткое время создать пул компаний, которые хотели и могли бы привлечь венчурный капитал. В то же время в рамках Программы на данный момент стартовали более 1300 предприятий, в основном успешно развивающихся, пусть и не такими быстрыми темпами, как прогнозировалось.

Второй случай относится к ситуации, когда предприятие или не нашло инвестора, или считает нецелесообразным развиваться за счет привлечения средств инвестора, но сумело в течение года приступить к реализации своей продукции; объемы вложений со стороны Фонда при этом увязываются поквартально с достигнутыми предприятием объемами реализации и фактическими темпами их прироста в предшествующий период.

«СТАРТ под заказ». Промежуточные итоги программ «СТАРТ-04» и «СТАРТ-05» вызвали интерес ряда крупных корпораций, активно осуществляющих поиск новых идей по организации производства товаров, представляющих для них интерес. При этом корпорации имеют в виду товары, производство которых наиболее целесообразно организовывать именно на малых самостоятельных предприятиях — наиболее действенных инструментах для развития малого предпринимательства. Корпорации готовы оказывать разные формы содействия развитию представляющим для них интерес малым компаниям. Считая взаимодействие крупных корпораций с малыми одним из наиболее эффективных механизмов содействия развитию малого предпринимательства в 2006 г., Фонд заключил соглашения с такими корпорациями как ОАО «ЛОМО», АФК «Система», «Интел» (Россия) о начале реализации в рамках программы «СТАРТ-06» совместных подпрограмм.

Подпрограммы соответственно имеют названия «СТАРТ-ЛОМО», «СТАРТ-Система венчур», «СТАРТ-Интел». Все условия участия в программе «СТАРТ» сохранились, но для этих подпрограмм появляются некоторые дополнительные элементы. Поиск заявителей под тематику, представляющую интерес для крупных компаний, составляет суть программы «СТАРТ под заказ».

Для участия в подпрограмме заявителям достаточно было в определенном разделе заявки указать

название соответствующей подпрограммы. Заявки с такими пометками Фонд до рассмотрения на жюри направлял в соответствующие корпорации, и по заявкам, вызвавшим интерес, представители корпорации привлекались к экспертной оценке и к работе в жюри.

Для повышения качества (более точный подбор эксперта под данную узкую тематику) и ускорения процесса экспертизы заявок Фонд стал требовать указывать не только ключевые слова, но и код разрабатываемого в ходе проекта продукта по международному патентному классификатору МПК-8.

Фонд достиг согласия с рядом экспертов по каждому тематическому поднаправлению в том, что они выступят «офицерами» (координаторами) групп экспертов по этим поднаправлениям. В случае большого (25-30 баллов) расхождения оценок конкретной заявки тремя экспертами, Фонд до заседания конкурсной комиссии организовывал закрытое обсуждение экспертами заявки и экспертных заключений на нее под руководством «офицера» по поднаправлению.

Цель обсуждения — не изменить (или сгладить) оценки, а прояснить позиции экспертизы для ориентации членов конкурсной комиссии.

Существенным событием стало подписание соглашения с корпорацией Microsoft. Одним из результатов этого соглашения стало создание подпрограммы в рамках Программы. Подпрограмма получила название «Майкрософт-Бизнес-СТАРТ».

В рамках подпрограммы было подано 35 заявок. По результатам экспертизы, проведенной специалистами Фонда и корпорации Microsoft, было отобрано 10 проектов.

Основные особенности подпрограммы:

> в ходе НИОКР должно быть получено новое программное обеспечение или должна быть обеспечена конкурентоспособность существующего программного обеспечения;

> обязательное наличие в заявке бизнес-плана проекта.

Присутствие в заявке бизнес-плана позволило экспертам Фонда обратить внимание на такой существенный критерий успешности проекта, как наличие сплоченной команды, а также оценить подход этой команды к реализации проекта, не только в научно-технической его части, но и экономической, то есть оценить маркетинговый и финансовый планы реализации проекта. Ранее данные пункты в подаваемой на программу заявке никак не учитывались и соответственно никак не оценивались. Кроме того, это обстоятельство повысило качество экспертизы проектов и приблизило ее по параметрам к экспертизе, проводимой ведущими коммерческими организациями, работающими в сфере «просевного» финансирования.

Опыт с наличием бизнес-плана в заявке был признан успешным, поэтому Фонд рассматривает возможность организации подпрограмм с таким требованием и в 2008 г. Кроме того, сотрудничество между Фондом и корпорацией Microsoft будет продолжено и в дальнейшем.

Основные итоги Программы в 2007 г.

За четыре года работы Программы было подано и поддержано следующее количество заявок (табл. 1).

Из-за сокращения сроков подачи заявок абсолютное число рассматриваемых ежегодно заявок снижалось, но их качество, по оценкам экспертов, повышалось. Распределение поданных заявок по федеральным округам в 2007 г. представлено на рис. 1.

В 2007 г. снизилась доля поданных заявок из Северо-Западного и Приволжского федеральных округов. Как одну из причин этого можно назвать появление новых, а также развитие уже существующих структур, оказывающих финансовую и консалтинговую поддержку МИП. В три раза возросла доля заявок, поданных их Дальневосточного федерального округа. Это свидетельствует об активном включении предприятий округа в инновационные процессы, протекающие на территории России. Города, предприятия и творческие коллективы которых наиболее ак-

Таблица 1

Поданные и поддержанные заявки в 2004-2006 гг.

Программа Длительность времени подачи заявок, мес. Кол-во поданных заявок Кол-во поддержанных заявок

«СТАРТ-04» 6 2762 474

«СТАРТ-05» 3,5 1651 428

«СТАРТ-06» 2,5 1563 461

«СТАРТ-07» 2,5 1377 319

Рис. 1. Распределение заявок по федеральным округам по программе «СТАРТ-07»

Количество, шт.

500 і

12004 □ 2005 □ 2006 П2007

Рис. 2. Города, принявшие наиболее активное участие в программе «СТАРТ»

ИННОВАЦИИ № 11 (109), 2007

ИННОВАЦИИ № 11 (109), 2007

ОАО, ЗАО 76; 6%

Рис. 3. Заявки, поданные по программе «СТАРТ-07» по типам организаций

| | Электроника, приборостроение, машиностроение

і—і Информационные технологии, программный продукт,

I—* телекоммуникационные системы Н Химия, химическая технология, новые материалы,

™ строительство

і—і Биотехнологии, сельское хозяйство, пищевая 1—1 промышленность

| | Медицина, фармакология, биотехнология для медицины

Рис. 4. Распределение поданных заявок по программе «СТАРТ-07» по тематическим направлениям

тивно принимали участие в программе «СТАРТ» представлены на рис. 2.

В 2007 г. существенно снизилось количество заявок, поданных из Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Барнаула, Саратова, при этом можно отметить существенный рост заявок, поданных из Владивостока (59 заявок), что составило чуть меньше 50% от общего количества заявок из Дальневосточного федерального округа.

Всего в 2007 г. в программе «СТАРТ» приняли участие предприятия и творческие коллективы из более чем 250 населенных пунктов и более чем 70 регионов России.

Регионы-лидеры остались теми же, что и 2006 г. Это Москва, Санкт-Петербург, Свердловская и Челябинская области, Ставропольский край, Москов-

ская область, Республика Татарстан, Нижегородская и Томская области, Алтайский край, Новосибирская область, а также к ним добавился Приморский край, благодаря уже отмеченной активности заявителей из Владивостока. Распределение поданных на Программу «СТАРТ-07» заявок по типам организаций показано на рис. 3.

Следует отметить, что в 2007 г. на конкурс подавались заявки только от уже зарегистрированных коммерческих организаций, среди поддержанных заявок присутствуют только ООО и АО, причем форма общества с ограниченной ответственностью существенно преобладает (310 поддержанных заявок против 8). По мнению автора, это связано с изменением российского законодательства, в частности, законодательства, касающегося выполнения работ по государственному заказу, где оговорены сроки для заключения государственного контракта не более 20 дней после подписания протокола об итогах конкурса. За такие сроки легально зарегистрировать фирму в России крайне сложно. Распределение поданных заявок по программе «СТАРТ-07» по тематическим направлениям представлено на рис. 4.

Результаты последующих этапов программы «СТАРТ» в 2007 г.

На начало ноября 2007 г. перешли на второй год финансирования 70 предприятий, из них по:

> Центральному федеральному округу — 29,

> Северо-Западному — 13,

> Южному — 2,

> Приволжскому — 13,

> Уральскому — 7,

> Сибирскому— 7,

> Дальневосточному — 2.

Таблица 2

Предприятия, перешедшие на второй год по программе «СТАРТ-04»

Федерльный округ Перешли на второй год

Уральский 10

Центральный 53

Приволжский 20

Северо-Западный 27

Сибирский 20

Южный 8

Дальневосточный 4

Итого 142

Таблица 3

Предприятия, перешедшие на второй год по программе «СТАРТ-05» на начало ноября 2007 г.

Федерльный округ Перешли на второй год

Уральский 6

Центральный 17

Приволжский И

Северо-Западный 8

Сибирский 2

Южный 3

Дальневосточный 2

Итого 49

По программе «СТАРТ-04» на конец 2006 г. перешли на второй год 139 малых инновационных предприятий (данные по федеральным округам представлены в табл. 2).

По программе «СТАРТ-05» перешло на второй год 5 малых инновационных предприятий (данные по федеральным округам представлены в табл. 3).

По программе «СТАРТ-06» перешло на второй год 1 малое инновационное предприятие из Центрального федерального округа.

Таким образом, можно отметить, что программа «СТАРТ», сохраняя свои основные принципы, тем не менее, постоянно модифицируется, в ней появляются новые элементы, новые возможности, новые критерии. Это позволяет год от года отбирать на финансирование по программе все более качественные проекты, тем самым помогая развиваться действительно интересным с точки зрения коммерциализации и нужным с научно-технической точки зрения проектам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.