20 лет фонду содействия
•4 к содержанию
Фонду содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере — 20 лет
Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере создан в соответствие с Постановлением Правительства Российской Федерации № 65 от 3 февраля 1994 года. В этом году Фонду содействия исполняется 20 лет В предлагаемой вниманию читателей статье представлен развернутый анализ деятельности Фонда за двадцатилетний период. Обосновывается роль Фонда как одного из основных элементов современной Национальной инновационной системы России. В статье раскрыта эволюция деятельности Фонда, детально освещены программы финансирования и поддержки малых инновационных предприятий, широко представлены аспекты взаимодействия с крупнейшими отечественными институтами развития, фондами, научными организациями и их объединениями, приведены подробные сведения о направлениях международного сотрудничества, представлен ряд финансово-экономических показателей. Приведенные в статье сведения наглядно демонстрируют, что Фонд содействия является одним из крупнейших и эффективных институтов развития инновационной экономики Российской Федерации.
ключевые слова
Фонд содействия, инновационная деятельность, малое предпринимательство, программы поддержки
С. Г. Поляков,
д. э. н., генеральный директор Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере
На протяжении всей двадцатилетней деятельности для Фонда неизменным оставалось выполнение основной миссии, связанной с развитием сектора малого инновационного бизнеса, формированем и совершенствованием механизмов частно-государственного партнерства в сфере науки и техники. Развитие малого предпринимательства в научно-технической сфере входит в число приоритетов государственной инновационной политики и является одним из основных условий создания конкурентоспособного рынка новых продуктов, технологий и услуг. Фонд оказывает прямую финансовую и информационную помощь малым предприятиям, реализующим проекты по разработке
и освоению новых видов наукоемкой продукции, технологий и услуг на основе принадлежащей этим компаниям интеллектуальной собственности.
Значимость такого содействия трудно переоценить: Фонд помогает сделать первый шаг на пути к успеху отдельно взятого предприятия, а значит и обеспечить достижение прогресса в развитии государства и страны в целом.
Двадцатилетний юбилей Фонда — хороший повод подвести итоги, оценить перспективы и наметить пути дальнейшего движения. Главное достижение в деятельности Фонда заключается в том, что сегодня Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере является одним из основных элементов современной Национальной инновационной системы (НИС), формирующейся в Российской Федерации.
6 апреля 2010 года между ключевыми российскими институтами развития было заключено «Соглашение о взаимодействии институтов развития в сфере обеспечения непрерывного финансирования инновационных проектов на всех стадиях инновационного цикла».
В соответствии с этим документом, задачей Фонда в системе государственных институтов развития является создание максимально благоприятных условий для активизации потока каче-
ственных проектов с целью их дальнейшей поддержки другими структурами. В рамках соглашения Фонд становится первым этажом «инновационного лифта» (Рис. 1). Партнёрами по соглашению являются «Российская венчур-
МСП Банк (дочерний банк ВЭБ) берёт на себя функцию выдачи кредитов под льготный процент.
В качестве другой важной задачи в рамках Соглашения, на Фонд возложена ответственность за обеспечение
главное достижение в деятельности фонда заключается в том, что сегодня фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере является одним из основных элементов современной национальной инновационной системы (нис), формирующейся в российской федерации
ная компания» (РВК), РОСНАНО, Фонд «Сколково», Внешэкономбанк (ВЭБ), Московская межбанковская валютная биржа (ММВБ), которые обладают своими ресурсами и включаются в финансирование предприятия на соответствующем этапе. Например, Фонд поддерживает проекты на «предпосевной» и «посевной» стадиях, впоследствии к финансированию подключаются венчурные фонды, РОСНАНО. «Сколково» обладает возможностью предоставления налоговых льгот и выделения грантового финансирования,
качественной экспертизы поданных на конкурс заявок и отбор наиболее перспективных проектов, которые получат поддержку на следующих этапах. Ученые и изобретатели должны быть уверены в том, что после всестороннего изучения их работы получат объективную оценку, а лучшие из них — финансирование. Результаты экспертизы по оценке научно-технического уровня проекта и перспектив его коммерциализации представляются в профильную секцию Экспертного совета для принятия решения. К работе в каче-
Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере
I Рисунок 1. Принцип действия инновационного лифта
I Московский международный форум инновационного развития «Открытые инновации», стенд комплексного проекта «Современная школа».
В. Ш. Каганов, заместитель министра образования и науки РФ, Д. А. Медведев, Председатель Правительства РФ, С. Г. Поляков, генеральный директор Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, В. Ф. Вексельберг, Президент Фонда "Сколково"
стве экспертов и членов конкурсных комиссий Фондом привлечено более двух тысяч ученых, из них 31 академик и 35 членов-корреспондентов РАН, РАМН и РАСХН.
Реализация этого соглашения позволила создать эффективно работающую систему «инновационного лифта».
По состоянию на конец 2013 года около 200 малых предприятий страны, успешно прошедших программы Фонда, получили возможность дальнейшего развития за счет финансовой поддержки со стороны других институтов развития. По данным анализа рабочей группы, включающей представителей из числа участников Соглашения, предприятия, профинансированные Фондом содействия на сумму в 900 млн. рублей, сумели в дальнейшем привлечь более 12 млрд. рублей от других институтов развития.
Как видно, Фонд успешно выполняет роль своеобразной первой ступени ракеты-носителя инновационных проектов!
Как показывает мировой опыт, развитие сектора малого инновационного бизнеса — необходимое условие становления современной инноваци-
онной экономики. Инновации не происходят сами по себе. На постоянной основе они внедряются и воспроизводятся лишь там, где для этого есть соответствующие условия. Создание таких условий — одна из приоритетных задач государственной экономической политики, актуальность которой возрастает день ото дня. Фонд всегда был и должен оставаться эффективным инструментом реализации этой политики, должен оставаться на уровне, соответствующем новым вызовам времени, решая совместно с другими институтами развития задачу модернизации экономики, превращения ее в инновационную.
Анализ основных этапов деятельности Фонда, приведенный в настоящей статье, актуален не только как отчет об истории успеха Фонда, в большей степени он важен тем, что позволяет извлечь уроки из прошлого, выбрать наиболее эффективные инструменты и двигаться вперед.
Эволюция Фонда
История деятельности Фонда имеет четыре основных этапа. Первые пять лет выпали на период демонтажа командно-административной системы
и перехода к рыночным механизмам, когда проходила коренная реструктуризация российской экономики, включая превращение государственных производственных структур в частные бизнес-структуры. В России практически отсутствовал сектор малого и среднего бизнеса. Фонду предстояло определить стратегию и методологию своей деятельности в существовавших условиях.
Изначально Постановлением Правительства РФ было определено, что Фонд является государственной некоммерческой организацией и осуществляет свою деятельность совместно с Министерством науки Российской Федерации и другими органами федеральной власти в рамках федеральной и региональных программ государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации.
Стратегия Фонда формировалась на основе изучения лучших мировых практик поддержки малого предпринимательства. Прежде всего, был использован опыт хорошо известной и имевшей более чем 40-летнюю историю программы SBIR (Small Business Innovation Research Program), которая была запущена в США по-
сле принятия в 1982 г. Акта о развитии малого инновационного бизнеса (Small Business Innovation Research Act). А также был использован опыт программ французского агентства ANVAR (ANVAR — Agence Nationale de Valorisation de la Recherche), одной из наиболее известных инициатив по поддержке малого предпринимательства, реализованной во Франции.
Наблюдательным советом Фонда были приняты следующие базовые принципы его работы:
• осуществлять поддержку только юридических лиц в форме малых инновационных компаний;
• независимая экспертиза проектов — экспертиза заявок осуществляется внешними экспертами;
• решение о финансовой поддержке проектов принимается на основе рейтингового голосования конкурсной комиссии Фонда, в составе которой по согласованию с наблюдательным советом представлены специалисты различного профиля;
• заявки от предприятий из регионов России должны поступать непосредственно в Фонд, но в наиболее наукоемких регионах России Фонд должен иметь свои представительства для информирования общественности о своей деятельности;
• при рассмотрении заявок предпочтение отдавать проектам с паритетным со средствами федерального бюджета финансированием работ из других источников.
На этом первом этапе своей деятельности Фонд фокусировал внимание на малых инновационных фирмах, которые уже вышли на рынок (тех, которые разработали продукт и защитили права интеллектуальной собственности, приступили к коммерческому производству и нашли перспективных потребителей). Одним из принципиальных решений Наблюдательного совета Фонда было решение о первоочередном содействии таким проектам по созданию продуктов и услуг, которые обеспеченны платежеспособным спросом. Это, так называемый, «пассивный» метод управления тех-
нологическими инновациями. Однако на начальной стадии развития инновационного предпринимательства в России его применение позволило показать возможность организации высокотехнологичного предпринимательства в России, апробировать такие методы государственного содействия, как лизинг оборудования, субсидирование процентных ставок по кредитам.
Следующий пятилетний этап работы Фонда пришелся на начало 2000-х годов. Он проходил в условиях, когда основные общественные и экономические механизмы уже сформировались: сложилась кредитная, бюджетная, налоговая системы, сектор малого и среднего бизнеса институционально утвердился в качестве одной из основ экономики России.
До 2000 года финансирование проектов осуществлялось Фондом содействия на возвратной основе. Анализ деятельности Фонда и до-
стигнутых результатов на фоне общего оздоровления экономической ситуации в стране привел к пониманию целесообразности перехода на безвозмездное финансирование инновационных проектов. Это новаторское решение отрыло двери в инновационное предпринимательство молодым талантливым специалистам, привело к значительному росту количества и качества инновационных проектов.
Особое внимание Фонд начинает уделять ориентации компаний на развитие интеграционных процессов между малыми инновационными фирмами и исследовательскими институтами. С этой целью Фонд начал отдавать предпочтение таким проектам компаний, реализация которых приводит к новым разработкам в университетах, академических и отраслевых институтах. Фонд начал финансировать проекты программы «Интеграция академической науки и высшей шко-
измерить успех программы «умник» можно на одном примере: победителями программы «умник» был создан 481 стартап, из них 229 компании БЫЛо создано по программе «умник на старт», а остальные 252 компании — по программе «старт»
I Московский международный форум инновационного развития «Открытые инновации»
лы», в которые третьим равноправным партнером вошли малые инновационные компании. В рамках реализации Национального проекта «Здоровье» Фонд заключил соглашение с Российской Академией Медицинских Наук. В соответствии с данным соглашением, Академия сформулировала тематику актуальных проблем отечественной медицины, связанных с профилактикой, диагностированием и лечением наиболее социально-значимых заболеваний. На основе этих предложений был проведен конкурс на выполнение НИОКР и началось финансирование ряда работ. При этом на РАМН были возложены функции контроля над выполнением работ и внедрения результатов разработок в клиническую практику.
В 2002-2004 гг. выполнялась совместная программа Фонда содействия и Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ) по реализации инновационных проектов на основе фундаментальных исследований. Главная задача этой программы — разработка механизма превращения нового знания, полученного в результате фундаментальных исследований в товар (технологию, продукт или услугу) путем совместной работы научных коллективов, поддержанных РФФИ, и малых предприятий научно-технической сферы. Конечной целью программы было доведение наиболее перспективных в коммерческом отношении разработок научных организаций до уровня товара, пользующегося спросом на рынке. Увеличение финансовых ресурсов Фонда и переход на поддержку проектов НИОКР на безвозвратной основе позволили Фонду поддерживать проекты компаний, находящихся на все более ранних стадиях развития. В этот период Фонд активно работает в регионах, расширяя круг своих партнеров и клиентов.
Этап 2004-2009 гг. стал периодом формирования современных программ и их масштабирования. Одной из поворотных точек в развитии Фонда является разработка и реализация программы «СТАРТ» (с 2004 г.), а затем и других программ, в том числе «ПУСК», «ТЕМП» и «УМНИК». Следует отметить, что программа
«СТАРТ» по срокам внедрения и организационному дизайну совпадает с рядом аналогичных инициатив по поддержке технологического предпринимательства в ряде развитых государств, например, в Германии. Сегодня основным фокусом программ Фонда является предпосевное и посевное финансирование начальных этапов инновационного процесса, если коммерциализация нового знания (научного результата) начинается в форме малого предприятия. Как правило, на этом начальном этапе, называемом еще «долина смерти», только государственные программы посевного финансирования содействуют команде проекта в снижении риска инвестирования в технологический бизнес. Программа «СТАРТ» получила не только известность, но и признание у научно-технической общественности по всей России, как эффективный инструмент государственной поддержки инициатив по организации высокотехнологического бизнеса.
Запуск в 2007 году предпосевной программы «УМНИК» без преувеличения следует считать одним из «верстовых столбов» развития инновационной экономики России. Эта программа до настоящего времени дает уникальную возможность для молодежи развивать и реализовывать свои идеи на практике. Востребованность этой программы остается очень высокой. Практика показывает, что программа часто становится первым шагом не только для отдельных исследователей, но и целых регионов, начинающих решать задачу развития инновационного сектора своей экономики. Сегодня многие из участников программы «УМНИК» занимают руководящие позиции в бизнесе, науке и государственных органах, ответственных за развитие науки и инноваций в регионах. Измерить успех программы «УМНИК» можно на одном примере: победителями программы «УМНИК» был создан 481 стартап, из них 229 компании было создано по программе «УМНИК на СТАРТ», а остальные 252 компании — по программе «СТАРТ».
Начиная с 2013 года финансирование участников программы «УМ-
НИК» осуществляется на основе грантов. Переход на грантовую систему существенно снижает транзакционные и административные затраты, повышает чувство персональной ответственности грантополучателя за результат. В совокупности эффективность использования государственных средств существенно повышается.
Фонд на этом этапе активно развивает международное сотрудничество, реализует функции Национальной контактной точки по малому и среднему предпринимательству в рамках шестой, а затем и седьмой рамочных программ Европейской Комиссии. Фонд разрабатывает и выполняет проекты по развитию инфраструктуры инновационного предпринимательства, включая обучение технологическому менеджменту, спонсирование образовательных курсов, содействие сертификации продукции, развитие методической и консалтинговой поддержки и др.
Этап 2009-2014 гг. — это этап начала формирования Национальной инновационной системы. Фонд, нарабатывая опыт работы в условиях глобального экономического кризиса, продолжает развитие основных направлений своей программной деятельности, резко активизирует процесс создания и становления своих региональных представительств.
В 2009 году был проведен конкурс, направленный на реализацию антикризисной программы Правительства Российской Федерации. В результате были отобраны 150 предприятий, представивших лучшие социально-значимые разработки в различных сферах. В рамках этого конкурса было создано более 4000 новых рабочих мест в инновационной экономике.
В 2009 году Фонд выступил соучредителем Фонда посевных инвестиций РВК (совместно с «Российской венчурной компанией»), в 2010 году — Фонда «Сколково», а в 2011 году — Сколковского института науки и техники («СколТех»).
С 2010 года Фонд развивает программу «УМНИК на СТАРТ», стимулирующую переход проектов от предпосевной к посевной стадии, активно реализует программы, направ-
I Осмотр экспозиции Фонда на выставке Open Innovations Expo. Генеральный директор Фонда С. Г. Поляков показывает разработку компании «Диаконт» Председателю правления ОАО «РОСНАНО» А. Б. Чубайсу
ленные на поддержку приоритетных направлений развития науки и техники. В 2012 году запущена программа «МОСТ», нацеленная на модернизацию образования с использованием современных технологий, в 2013 — программа вовлечения российского малого предпринимательства в международный проект XFEL и программа развития производственной кооперации малого и крупного бизнеса.
К 2011 году сложился баланс в финансировании программ Фонда содействия: 50% средств идет на финансирование предпосевных и посевных программ («УМНИК», «УМНИК на СТАРТ» и «СТАРТ») и 50% — на финансирование программы «Развитие». Этот баланс является признаком стабильности и устойчивости развития инновационной экономики России.
В конце 2010 года Правительственная комиссия по высоким технологиям и инновациям рассмотрела вопросы деятельности Фонда содействия развитию малых форм предпринимательству в научно-технической сфере, дала положительную оценку его деятельности
и приняла ряд решений, которые были своевременно реализованы.
6 декабря 2011 года на заседании Наблюдательного совета Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере была утверждена «Среднесрочная программа деятельности Фонда на 2011— 2013 годы» (далее — Программа). Программа являлась инструментом повышения эффективности расходов федеральных бюджетных средств, её реализация осуществлялась в рамках государственной программы «Развитие науки и технологий».
Деятельность Фонда в 2013 году была направлена на достижение целей, поставленных в «Среднесрочной программе деятельности Фонда на 2011-2013 годы»:
цель 1: содействие формированию эффективного инновационного предпринимательства на основе малых форм предприятий;
цель 2: содействие формированию производственно-технологического потенциала страны по приоритетным направлениям развития науки, тех-
нологий и техники для реализации конкурентного преимущества инновационной экономики России на основе поддержки малых предприятий;
цель 3: содействие формированию и развитию инфраструктуры поддержки малых форм предприятий.
Эта Программа и заложенные в нее целевые ориентиры и стала основой деятельности Фонда на период до 2013 года. Сегодня, подводя итоги, можно констатировать, что все плановые индикаторы результативности работы Фонда, заложенные в Программе, были выполнены, а многие перевыполнены, несмотря на прекращение планировавшегося роста финансирования Фонда в 2012 году и сокращение объема бюджетных ассигнований на 5% в 2013 году.
Реализуя другое важное протокольное решение Правительственной комиссии, в рамках совершенствования процедуры экспертизы проектов, в конце 2011 года в Фонде был создан Экспертный совет.
В состав совета вошли академики и члены-корреспонденты РАН, ведущие ученые и представители ряда
институтов развития. Члены Экспертного совета разделены на секции по направлениям конкурсов. В каждой секции определён руководитель, который может привлекать к экспертной работе независимых экспертов, специалистов в определенных областях науки, техники и бизнеса.
Отбор проектов по программе «СТАРТ» проходит в формате заседаний экспертных комиссий, которые оценивают проекты как в очном режиме, так и в формате видеоконференций. Такой формат повышает объективность и прозрачность процедуры отбора за счет того, что при оценке уровня представленных проектов экспертное жюри имеет возможность сопоставить их с другими заявками. В масштабе реального времени в оценке проектов принимали участие эксперты из разных городов (как правило, из трех).
В 2012 году заседания экспертных жюри были проведены в 22 городах РФ: Москве, Санкт-Петербурге, Мичуринске, Пущино, Астрахани, Ставрополе, Волгограде, Ростове-на-Дону, Краснодаре, Нижнем Новгороде, Казани, Самаре, Йошкар-Оле, Ульяновске, Чебоксарах, Екатеринбурге, Омске, Новосибирске, Томске, Красноярске, Барнауле, Владивостоке.
С 2013 года заседания экспертных жюри проходят в режиме видеоконференций с центрами в Москве и Барнауле.
Начиная с 2012 года Фонд содействия выступает сооргани-затором Московского международного форума инновационного развития «Открытые инновации», первый из которых проходил с 31 октября по 3 ноября 2012 года в ЦВК «Экспоцентр» на Красной Пресне.
Форум посвящён изучению условий, необходимых для технологического рывка, обмену опытом в области развития отраслевых инноваций, а также анализу успешных практик построения инновационных экосистем.
Аудитория «Открытых инноваций» — это топ-менеджеры корпораций и стартап-проектов из высокотехнологичных секторов экономики, венчурные инвесторы, представители научного сообщества, а также россий-
I Рисунок 2. Сеть Представительств Фонда в регионах.
ских и зарубежных органов власти. Среди докладчиков Форума были заявлены ведущие мировые эксперты в области разработки и внедрения инновационных решений. Порядка 50% спикеров и модераторов составляют представители зарубежных стран.
«Открытые инновации» вошли в 10 ключевых событий в сфере инноваций в 2012 и 2013 годах по версии Центра изучения региональных проблем. Форум стал международной коммуникационной площадкой, ориентированной на поиск новых решений в области развития инноваций и коммерциализации новейших технологий.
География работы Фонда
Фонд постоянно ведет работу по расширению географии своей деятельности, организуя региональные представительства, действующие на основании соглашений между администрациями регионов и Фондом.
Очередное представительство Фонда было создано в декабре 2013 года в Оренбургской области. В результате в настоящее время представительства Фонда действуют в 64 субъектах Российской Федерации (Рис. 2).
Основными задачами представительств являются:
• проведение в регионах политики Фонда;
• информирование научно-технической общественности региона о деятельности Фонда;
• осуществление контроля над ходом выполнения предприятиями региона контрактов с Фондом;
• предоставление аппарату Фонда информации о предприятиях-заявителях;
• организация конкурсов по программам «УМНИК» и «СТАРТ»;
• поддержание постоянного контакта с заинтересованными министерствами и ведомствами региона;
• сотрудничество с региональными государственными и внебюджетными Фондами.
Все перечисленные мероприятия потребовали серьезных усилий от сотрудников аппарата Фонда во всех его звеньях. И с этим испытанием мы справились. При этом, расходы на содержание аппарата Фонда остаются рекордно малыми — в 2013 году они составили лишь 3,3% от общего объема расходов.
Основные программы Фонда содействия
Хронология возникновения основных программ Фонда содействия соответствует этапам эволюции инновационной экономики Российской Федерации и развития ее инфраструктуры. Решение о запуске каждой из этих программ было принято в результате проведенного специалистами Фонда анализа состояния научно-технических институтов и школ, внутренней и международной конъюнктуры ин-
новационной экономики, стратегии и приоритетов государственной политики в этой сфере. В совокупности основные программы Фонда представляют собой логически и организационно связанные между собой первые базовые элементы национальной инновационной системы, начав движение по которым, можно подняться до любых высот успеха. Правильность методического подхода к формированию программ подтверждается следующим фактом: за период с 1996 по 2013 год 27 компаний, поддержанных Фондом содействия, стали лауреатами премии Правительства РФ за разработку и производство передовой научно-технической продукции.
Программа «РАЗВИТИЕ», стартовавшая в 1994 году, отвечала острой потребности в коммерциализации научно-технического задела, накопленного в предшествующий период. В период с 1994 по 2000 год эта программа не имела аналогов в Российской Федерации и пользовалась огромным спросом. В настоящий период количество заявок на участие в этой программе несколько сократилось и вышло на стабильные показатели, что, по-видимому, обусловлено качеством и количеством конкурентоспособных проектов, генерируемых в малых инновационных предприятиях современной России.
Программа «СТАРТ», начавшаяся в 2004 году, — программа посевного финансирования, обеспечивает стартовым капиталом малые предприятия, поставившим перед собой задачу создания и вывода на рынок инновационного продукта. Актуальность этой программы обусловлена появлением значительного количества инновационных проектов и идей, авторами которых стали молодые российские ученые и специалисты.
Программа «УМНИК», открывшаяся в 2007 году, была задумана как инструмент государственной поддержки талантливых молодых людей, стремящихся воплотить свою идею в реальность. Непрерывно растущий спрос на участие в этой программе со стороны студентов, аспирантов и молодых специалистов указывает на своевре-
менность этой программы и верность замысла, лежащего в ее основе.
Программа «УМНИК на СТАРТ» была запущена в 2010 году. Как следует из ее названия, эта программа предназначена для тех, кто успешно завершил работу по программе «УМНИК» и принял решение начать собственный инновационный бизнес. Функция программы — обеспечить плавный, облегченный переход к этапу посевного финансирования. Решение о старте этой программы было принято по результатам взаимодействия и общения с участниками программы «УМНИК».
Программа «ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ», стартовавшая в 2013 году, отражает изменение ландшафта российской инновационной экономики, на котором становится все больше малых предприятий, способных успешно работать на международных рынках интеллектуальной собственности, инновационных товаров и услуг. Одной
из основных задач этой программы является системная помощь российским инноваторам в преодолении барьеров входа на зарубежные рынки.
Остановимся подробнее на программах Фонда.
УМНИК
Основной задачей программы является выявление и воспитание кадрового резерва инновационных предпринимателей России. Участвуя в программе, студенты и аспиранты ВУЗов, молодые ученые академических и отраслевых НИИ, сотрудники инновационных предприятий проходят несколько стадий отбора, где пред-
ставляют свои научные разработки экспертным советам, в состав которых входят как представители научных школ, так и состоявшиеся бизнесмены. Победители программы получают возможность не только работать над своей идеей, но и проходят обучение по основным аспектам коммерциализации научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР). В настоящее время программа является единственной в стране полностью оформленной программой выявления и поддержки молодых ученых, стремящихся самореализоваться через инновационную деятельность.
Общее количество победителей за все годы проведения программы составило 10381 человек.
В настоящее время в регионах активно идет процесс создания клубов победителей программы «УМНИК» (клубы «УМНИКов»). Сегодня они работают в 29 регионах страны
(6 из них были созданы в 2012 году). Как показывает практика, клубы «УМНИКов» в большинстве случаев создаются в регионах, где количество победителей программы «УМНИК» превышает 150 человек. Эта форма самоорганизации людей, обладающих подтвержденным инновационным потенциалом, заслуживает самого серьезного внимания и поддержки.
За 2012 год было проведено свыше 60 региональных заседаний клубов, на которых обсуждались как внутренние вопросы функционирования клубов «УМНИКов», так и вопросы по активизации инновационной деятельности среди молодёжи в целом.
ПРАВИЛЬНОСТЬ МЕТОДИЧЕСКОГО ПОДХОДА К ФОРМИРОВАНИЮ ПРОГРАММ ПОДТВЕРЖДАЕТСЯ СЛЕДУЮЩИМ ФАКТОМ: ЗА ПЕРИОД С 1996 ПО 2013 ГОД 27 КОМПАНИЙ, ПОДДЕРЖАННЫХ ФОНДОМ СОДЕЙСТВИЯ, СТАЛИ ЛАУРЕАТАМИ ПРЕМИИ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ ЗА РАЗРАБОТКУ И ПРОИЗВОДСТВО ПЕРЕДОВОЙ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИИ
позитивно характеризует программу «развитие» составленный в конце 2012 года журналом «эксперт» совместно с ассоциацией инновационных регионов в россии (Аирр) и российской венчурной компанией рейтинг 100 успешных инновационных компаний рф. согласно рейтингу, более трети отобранных лучших инновационных компаний рф в свое время финансировались фондом по программе «развитие». ещё более значительно представительство компаний, начинавших свой бизнес с участием фонда в рейтинге российских высокотехнологичных быстроразвивающихся компаний «техуспех 2013», составленном с участием внешэкономбанка под контролем международной консалтинговой компании PRICEWATERHOUSECOOPERS
Региональные клубы проводят большую работу по организации различного рода мероприятий. Например, при активном участии областного клуба «УМНИКов» в 2012 году прошел III финал программы «УМНИК на СТАРТ» в Рязанской области. Членами клуба был разработан фирменный стиль мероприятия, организована логистика участников на территории Рязанской области, а также была оказана помощь в организации отборочной части мероприятия.
УМНИК НА СТАРТ
Тем инноваторам, кто с успехом защищал свой проект на протяжении двух лет и готов к созданию собственного предприятия, Фонд предоставляет возможность принять участие в программе «УМНИК на СТАРТ», цель которой — помочь перейти на следующий уровень развития проекта. В рамках этой программы новые предприятия получают до 6 млн. рублей на развитие бизнеса. Программа «УМНИК на СТАРТ» проводится Фондом с 2010 года, её основная цель — «упаковка» и продвижение проектов из «предпосевной» стадии финансирования в «посевную».
СТАРТ
22 мая 2003 г. наблюдательным советом Фонда было принято решение о повышении эффективности опробованных Фондом механизмов содействия развитию малых инновационных компаний и отработке новых организа-
ционных и экономических механизмов прямого и косвенного стимулирования их инновационной деятельности. Поэтому было принято решение инициировать программу «Старт» — российский вариант работающих во многих государствах механизмов поддержки научных «start-up». Для этого был изучен мировой опыт проведения подобной работы, трансформирован под российскую действительность, сформулированы основные принципы проведения конкурса. Главной задачей конкурса стал поиск новых продуктивных научных идей, способных воплотиться в реальный бизнес.
Программа «СТАРТ» относится к посевному финансированию начальных этапов инновационного процесса. Целью программы является поддержка малых инновационных предприятий, стремящихся разработать и освоить производство нового товара, изделия, технологии или услуги с использованием результатов своих научно-технологических исследований, находящихся на начальной стадии развития и имеющих большой потенциал коммерциализации. Участниками программы могут стать малые предприятия, созданные менее двух лет назад, с годовой выручкой до 300 тысяч рублей.
На программу «СТАРТ» с 2004 года по 2013 год было подано 17950 заявок, отобрано 4407 победителей. В настоящее время на 2 этап программы заключено 1007 контрактов с предпри-
ятиями успешно закончивших 1 этап реализации проекта, на 3 этап — 307.
Принятие 02 августа 2009 года Федерального закона № 217-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности» дало государственным научным и образовательным учреждениям возможность создания собственных коммерческих предприятий, а Фонду оказывать им финансовую поддержку в том числе и через программу «СТАРТ». С 2010 года Фондом поддержано по программе более 680 таких предприятий, из них 107 предприятий перешли на 2 этап и 7 предприятий на 3 этап реализации проекта.
В этом году по программе «СТАРТ-2013» было подано 1939 заявки от малых инновационных предприятий из всех федеральных округов Российской Федерации, отобрано 500 победителей.
Более детальная информация о программах «УМНИК», «УМНИК на СТАРТ» и «СТАРТ» представлена в других статьях настоящего выпуска.
РАЗВИТИЕ
Если программа «СТАРТ» направлена на оказание поддержки желающим начать научный бизнес, то для тех, кто перешагнул стартовый рубеж, выпуска-
ет и продает продукцию, есть программа «Развитие». Она предусматривает финансирование предприятий, уже выпускающих продукцию, но намеревающихся повысить эффективность работы путем диверсификации своего производства или снижения издержек за счет внедрения новых технических решений. Как и другие программы Фонда, данная программа не предусматривает выполнение отдельного научного эксперимента, завершающегося появлением очередного отчета, а предполагает, что в результате реализации проекта будет создан рентабельный бизнес, который позволит предприятию в дальнейшем развиваться без дополнительной поддержки государства.
Исходя из того положения, что доля НИОКР в структуре затрат по созданию и выводу на рынок новой продукции (что, собственно, и составляет суть инновационной деятельности) не превышает 30-50%, конкурсы, проводимые по программе «Развитие» предусматривают вложение предприятием в реализацию проекта собственных средств. Эти средства необходимы для выполнения работ, выходящих за рамки НИОКР — подготовка производства, закупка необходимых материалов и производственного оборудования, проведение маркетинговых мероприятий. Как правило, конкурсы программы «Развитие» имеют тематику, предусматривающую финансирование проектов в объеме нескольких миллионов рублей в год, поэтому и рассчитаны на предприятия, уже имеющие выручку от 15 миллионов рублей в год и выше.
Позитивно характеризует программу «Развитие» составленный в конце 2012 года журналом «Эксперт» совместно с Ассоциацией инновационных регионов в России (АИРР) и Российской венчурной компанией рейтинг 100 успешных инновационных компаний РФ. Согласно рейтингу, более трети отобранных лучших инновационных компаний РФ в свое время финансировались Фондом по программе «Развитие». Ещё более значительно представительство компаний, начинавших свой бизнес с участием Фонда в рейтинге россий-
ских высокотехнологичных быстро-развивающихся компаний «Техуспех 2013», составленном с участием Внешэкономбанка под контролем международной консалтинговой компании PriceWaterhouseCoopers.
В 2010 году по итогам работы Комиссии при Президенте Российской Федерации по модернизации и технологическому развитию перед Фондом, как одним из институтов развития, была поставлена задача увеличения финансовой поддержки малых инновационных предприятий, реализующих проекты по приоритетным направлениям модернизации и технологического развития. Для решения поставленной задачи и во исполнение распоряжения Правительства РФ от 31.05.2010 г. № 853-р в 2010-2013 годах Фондом был проведен ряд специализированных конкурсов, направленных на реализацию научно-технических и опытно-конструкторских работ, соответствующих приоритетным направлениям по следующим подпрограммам:
• «Информационные технологии
и программное обеспечение»
В рамках этой подпрограммы в начале 2012 года Фонд провел открытый конкурс «Выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по разработке программного обеспечения на технологиях «облачных вычислений». Облачные вычисления как направление развития технологий нашли поддержку в государственной программе Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020 годы)» (утверждена распоряжением Правительства РФ от 20 октября 2010 г. № 1815-р) и в решениях Совета генеральных и главных конструкторов, ведущих ученых и специалистов в области высокотехнологичных секторов экономики под председательством Заместителя Председателя Правительства РФ С. Б. Иванова (Протокол № 4 от 1 июля 2011 г.)
В перспективе использование «облачной» модели для разработки и распространения программного обеспечения позволит:
- увеличить эффективность работы предприятий за счет технологического упрощения автоматизации рабочих мест и бизнес-процессов;
- повысить доступность программного обеспечения для малых предприятий;
- повысить конкурентность рынка разработки ПО и, как следствие, увеличить технический уровень отечественных разработок и уровень сервиса, предоставляемый компаниями-разработчиками;
- упростить механизмы и процедуры обновления ПО;
- увеличить в целом эффективность внедрения информационных технологий на предприятиях и в организациях различных отраслей народного хозяйства;
- упростить выход отечественных компаний на зарубежные рынки.
• «Медицина будущего»
Цель подпрограммы — создание отечественных субстанций для фармацевтической и ветеринарной промышленности, базирующихся на последних достижениях отечественной науки, при использовании современных био- и нанотехнологий. Программа предполагает создание новых лекарственных препаратов для диагностики, профилактики и лечения наиболее социально-значимых заболеваний, таких как СПИД, туберкулез и онкологические заболевания.
В рамках этой подпрограммы также будет разработана медицинская техника и изделия медицинского назначения, используемые при диагностике и лечении социально-значимых заболеваний.
• «Умный Дом и Энергоэффективность»
Подпрограмма предусматривает финансирование пилотных проектов малых компаний по разработке и внедрению интеллектуальных энергосберегающих систем для нужд сектора ЖКХ и объектов бюджетной и социальной сферы.
Также, в рамках подпрограммы финансируются перспективные НИОКР по разработке новых энер-
госберегающих приборов и систем, разработке компонентной базы (микрочипов, сенсоров и датчиков) для новых энергосберегающих приборов и оборудования.
В рамках данной программы Фонда решается сразу несколько задач:
- обеспечивается вовлечение в процесс реализации региональных программ энергосбережения малых инновационных предприятий;
- осуществляется коммерциализация результатов НИОКР за счет их привязки к конкретным объектам внедрения с последующим тиражированием;
- происходит развитие сектора инновационного бизнеса в области современных энергосберегающих технологий в регионах.
• «Модернизация Образования Современными Технологиями (МОСТ)»
Данная подпрограмма направлена на поддержку разработок новых учебно-методических программно-аппаратных комплексов, а также необходимых современной школе инновационных технологий и отдельных образцов оборудования и программного обеспечения. Результаты работ должны создать условия для развития образовательного и воспитательного процесса в школах Российской Федерации. При разработке научно-технической продукции должны учитываться требования Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), программы учебных дисциплин, Правила техники безопасности, нормы СанПин, мировой и отечественный опыт создания подобного оборудования, программного и методического обеспечения, современные тенденции развития технологий и методик. Она должна обладать новыми характеристиками, отличающими ее от уже существующей на рынке.
Разрабатываемая научно-техническая продукция должна обладать низкой стоимостью эксплуатации, способствовать снижению эксплуатационных расходов образовательных учреждений.
Программа
«ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ»
Учитывая недостаточную стабильность рынка высоких технологий в стране и недостаточные объемы отечественного экспорта наукоемкой продукции, Фондом проводятся конкурсы, направленные на разработку экспортно-ориентированной продукции в рамках программы «Интернационализация».
В ходе выполнения НИОКР должна быть разработана высокоэффективная продукция, гарантированно востребованная на зарубежных рынках, при этом должна быть обеспечена конкурентоспособная цена (ниже существующих рыночных аналогов).
Программа «Интернационализация»- это комплекс мер, направленных на повышение конкурентоспособности малого инновационного бизнеса России на международных рынках, который включает в себя образовательные программы, участие российских компаний в европейских бизнес- и инновационных сетях, а также финансирование двусторонних и многосторонних (в рамках ЭРАНЕТ) инновационных проектов российских с зарубежными (преимущественно европейскими) научными и коммерческими организациями. Благодаря Фонду, российские малые компании также получили доступ к рамочным программам ЕС (7 РП, Горизонт 2020). Основное преимущество программы — взаимовыгодное равноправное сотрудничество российских и зарубежных малых инновационных предприятий, а также доступ к международной экспертизе проектов.
Также программа предусматривает поддержку компаний с экспортно-ориентированной продукцией с целью увеличения доли несырьевого экспорта из Российской Федерации.
Двусторонние международные программы финансирования
В настоящее время Фонд имеет двусторонние соглашения о сотрудничестве с Международным Бюро BMBF (Германия, 2007), BPI France (Франция, 2005, 2009), Tekes (Финляндия, 2011), в рамках которых с мая 2008 г. регулярно проводятся
двусторонние конкурсы по финансированию совместных инновационных проектов между малыми инновационными предприятиями России и Германии (проведено 5 конкурсов, профинансировано около 80 проектов), Франции (проведено 2 конкурса, профинансировано 17 проектов), Финляндии (проведен 3 конкурса, отобрано 17 проектов для финансирования). По условиям двусторонних программ финансирования, Фонд финансирует МИП из России, а его партнер из Европы — своего участника. Обязательным условием программы является паритетное софинансирова-ние со стороны компаний. Длительность подобных проектов составляет, как правило, 18-24 месяцев, объем финансирования, выделяемый Фондом- от 4 до 7 млн. рублей на проект.
В 2007-2010 гг была реализована совместная российско-французская программа «Инновационные предприятия — Россия», направленная на установление первичных контактов для развития партнерских отношений в области научного и промышленного сотрудничества между Россией и Францией. В ходе реализации программы Правительство Франции отбирало высокотехнологичные российские МИП, которые приглашались за их счет во Францию для поиска нужных нашим компаниям партнеров среди таких же высокотехнологичных предприятий Франции. Аналогичным образом осуществлялись поездки для французских МИП в Россиию. За время реализации программы около 20 российских и французских компаний воспользовались ее поддержкой.
Важной вехой для двустороннего сотрудничества стали регулярные ежегодные конференции между Фондом содействия и Федеральным министерством образования и науки ФРГ (BMBF) (проводимые с 2011 года), а также обязательные стартовые конференции для компаний-победителей конкурсов.
Российско-американское сотрудничество
С 2007 г. Фонд содействия, совместно с Американским Фондом
w
Гражданских исследований и развития (СRDF) оказывают поддержку российским малым инновационным компаниям в форме тренингов, консалтинга, организации встреч с потенциальными партнерами в США. С 2012 года был внедрен новый формат программы под брендом «Путеводитель по коммерциализации технологий». Программа была создана с целью поддержки российских ученых, инженеров и студентов, интересующихся коммерциализацией технологических разработок и созданием стартапов на их основе.
Данный курс представляет собой комплексную образовательную систему передачи практических знаний и навыков коммерциализации технологий, построения жизнеспособных стартапов, нахождения потенциальных партнеров и/или инвесторов, выхода на местные и международные рынки.
За время проведения программы было обучено около 400 студентов и начинающих предпринимателей, около 20 победителей прошли стажировку в США.
7-я Рамочная программа ЕС
С целью обеспечения скоординированных действий по вовлечению малых предприятий в РП7, а также обеспечения информационной и методической поддержки для потенциальных участников программы, с 2007 по 2013 г Фонд являлся Национальной котактной точкой по малому бизнесу и осуществлял активное сотрудничество с другими российскими Национальными контактными точками, а также с инновационными центрами, вошедшими в проект Gate2RUBin.
С 2014 года стартует новая рамочная программа ЕС по исследованиям и инновациям «Горизонт 2020», которая будет направлена, прежде всего, на широкое использование инновационных идей и их реализацию для решения глобальных проблем, перед которыми стоит человечество: изменение климата, энергетическая и пищевая безопасность, здоровье и старение населения. Выполнение программы будет осуществляться тремя циклами, а основное внимание будет уделено
более активному вовлечению МСП и представителей промышленности в научный процесс, а также быстрому продвижению полученных результатов к рынку. Поскольку в «Горизонте 2020» предполагаются новые условия для участия в ней России, уже в этом году начата работа по обсуждению всех условий с Делегацией ЕС в России.
Проект Gate2RuBIN
При поддержке Фонда содействия с 2008 года осуществляется проект Gate2RuBin. «Gate to RuBIN» — это новый широкомасштабный долгосрочный проект участия российских организаций бизнес-инновационной инфраструктуры в новой и самой крупной Европейской сети поддержки предпринимательства (Enterprise Europe Network — EEN). Этот проект является первым примером широкомасштабного участия России в европейских бизнес- и инновационных сетях.
Цель проекта «Gate to RuBIN» — содействие развитию технологической бизнес-кооперации малых и средних компаний и научных организаций России и Европейского Союза, приводящей к повышению их конкурентоспособности.
Многосторонние программы сотрудничества (ЭРАНЕТ)
В 2011 г. ряд национальных европейских и российских научных и инновационных агентств и фондов подписали соглашение о создании новой программы многостороннего научного и инновационного сотрудничества. Именно с него началась история участия Фонда в многосторонних программах ЭРАНЕТ. В 2011 году был проведен пилотный конкурс, на который поступило 75 заявок, из которых 11 получили финансирование. 27 ноября 2013 года стартовала новая инициатива ERA. NET PLUS, направленная на усиление координации научно-исследовательских программ между странами-участниками ЕС, ассоциированными странами и Россией, которая является продолжением программы ERA. Net RUS. Однако, новая программа имеет гораздо больший бюджет
и вовлекает в себя большее количество финансирующих организаций.
С 2011 года Фонд участвует в проекте ERA-IB-2 (Проект 7 Рамочной программы ERA-NET по промышленным биотехнологиям), где участвуют 19 партнеров из 14 стран. С мая 2013 года Фонд содействия начал финансирование двух проектов.
В сентябре 2012 г. Фонд присоединился к новому проекту 7 РП Eurotransbio, который призван финансировать проекты в области биотехнологий (по всем принятым нормами ЕС направлениям — красная, синяя, белая, зеленая) с исключительной направленностью на оказание поддержки малым предприятиям и их стимулирование для трансевропейского сотрудничества. Участниками проекта являются организации из 8 стран. К настоящему моменту Фонд содействия принял участие в двух конкурсах, 4 проекта финансируются.
С 2012 года Фонд также участвует в проекте ERA-SME — долгосрочной инициативе, начатой в рамках 6 Рамочной Программы (РП) ЕС, призванной поддерживать трансевропейское сотрудничество между малыми предприятиями в разных технологических областях, в котором участвуют финансирующие организации из 6 стран. Уже проведено три конкурса, отобрано 5 проектов.
С 2012 года Фонд содействия присоединился к M-ERAnet- долгосрочной инициативе, начатой в рамках 6 Рамочной Программы (РП) ЕС. Проект M-ERA призван финансировать проекты в области новых материалов и содействовать укреплению кооперации между исследовательскими организациями и малыми инновационными предприятиями, ведущими разработки в этой области. M-ERA является одним из самых крупных из всех существующих ЭРАНЕТов. Он включает в себя 33 организации из 25 стран. В ноябре 2013 г. были подведены первые итоги по участию российских организаций в проекте — всего было получено 8 заявок с участием малых инновационных компаний из России.
Многосторонние программы в рамках ЭРАНЕТ позволяют россий-
I Рисунок 3. Структура РНТД по видам охранных документов на интеллектуальную собственность.
5 000 000,00 4 000 000,00 3 000 000,00 2 000 000,00 1 000 000,00
0,00 +
1994 1996 1998 2000 2002 2004 2006 2008 2010 2012 2014 2016
План
ским участникам осуществлять проекты в рамках определенных тематик с теми странами, с которыми отсутствуют двусторонние соглашения, тем самым расширяя возможности и доступ на международные рынки, а также к международной экспертизе.
Фонд содействия также участвует в инфраструктурном европейском проекте BILAT-RUS Advanced, общей целью которого является содействие научно-технологическому и инновационному сотрудничеству между Россией и ЕС. Проект нацелен на поддержание двустороннего диалога по вопросам политики в области науки, техники и инноваций между Россией и государствами-членами ЕС, странами-кандидатами и ассоциированными странами. Проект также предусматривает оказание поддержки процессу гармонизации Российских и Европейских стратегических программ в области науки, техники и инноваций. BILAT-RUS-Advanced призван содействовать дальнейшему укреплению двустороннего сотрудничества ведущих ученых и научно-исследовательских организаций, повышать осведомленность о возможностях 7 РП и отслеживать результативность сотрудничества.
Интеллектуальная собственность и результаты научно-технической деятельности, созданных малыми предприятиями в процессе выполнения НИОКР, финансируемых Фондом
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 4 мая 2005 года № 284 «О государственном учете результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения», выполняемых за счет средств федерального бюджета, Фондом ведется постоянный учет результатов научно-технической деятельности (РНТД) малых предприятий и осуществляется их регистрация в государственном Едином реестре.
В структуре результатов научно-технической деятельности (в разрезе охранных документов), наибольшая доля приходится на свидетельства
I Рисунок 4. Инвестиции по годам (тысяч рублей)
на программы ЭВМ (около 30%). Это объясняется общемировыми тенденциями развития науки и техники в последние годы, а в особенности — темпами роста рынка 1Т-технологий в развивающихся экономиках (Рис. 3).
Важным показателем эффективности деятельности Фонда является то, что на 2013 год всего в базу данных государственного Единого реестра научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения, выполненных за счет средств федерального бюджета, внесено 17438 сведений об объектах учета, среди которых доля Фонда составляет порядка 10%, что соответствует 1676 записям в абсолютном выражении.
Финансово-экономические показатели деятельности Фонда
С 1994 по 2013 год Фонд содействия инвестировал в развитие иннова-
ционной экономики России без малого 25 млрд. рублей. Динамика инвестиций по годам представлена на графике (Рис. 4).
Наиболее наглядными иллюстрациями экономической эффективности расходования Фондом средств государственного бюджета являются представленные на графиках показатели малых инвестиционных предприятий (МИП) по выручке, налоговым отчислениям и привлеченным средствам на 1 бюджетный рубль, вложенный в них Фондом содействия (Рис. 5-7). Эти графики показывают устойчивый рост эффективности, подверженный, однако, внешним воздействиям, независящим от Фонда. Такими воздействиями являются: изменение мировой конъюнктуры, сокращение бюджетных ассигнований Фонду, изменение институциональной среды для малого бизнеса, связанное с принятием новых правил работы малых предприятий.
В своем анализе поддержки российскими институтами развития инновационных предприятий, проведенном в 2012 году, специалисты Harvard Business School & Bella Research Group пришли к выводу, что объем реальных денежных средств, ежегодно размещаемых Фондом содействия на конкурсной основе среди российских инноваторов, уступает лишь объему средств, размещаемых РОСНАНО, и превосходит РВК и Сколково.
Глядя в будущее...
Все приведенные данные свидетельствуют о том, что за 20 лет работы Фонду удалось создать механизмы, обеспечивающие надежную работу первой ступени национального инновационного процесса при прохождении наиболее сложных и рискованных этапов инновационного предпринимательства: от идеи к опытному образцу, и далее — к началу серийного выпуска. Дальнейшее масштабирование деятельности Фонда, расширение зоны его ответственности в инновационном процессе, его сотрудничество с другими институтами развития закладывает крепкую основу модернизации российской экономики, формирования в ней инновационного сектора, базирующегося на собственном кадровом, научном и технологическом потенциале.
На протяжении 20 лет своего существования Фонд содействия успешно реагировал на изменения во внешней обстановке, гибко и своевременно адаптировал свою деятельность в соответствии с вызовами времени, требованиями и приоритетами государственной политики, неизменно оставаясь эффективным институтом государственной поддержки инноваций в российской экономике. Накопленный опыт работы, репутация Фонда внутри страны и за рубежом и, самое главное, человеческий потенциал Фонда содействия, позволяют уверенно заявить о том, что Фонд сумеет успешно продолжить свою работу в интересах новой конкурентоспособной российской экономики знаний.
в СВОЕМ АНАЛИЗЕ ПОДДЕРЖКИ РОССИЙСКИМИ ИНСТИТУТАМИ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ, ПРОВЕДЕННОМ В 2012 ГОДУ, СПЕЦИАЛИСТЫ HARVARD BUSINESS SCHOOL & BELLA RESEARCH GROUP ПРИШЛИ К ВЫВОДУ, ЧТО ОБЪЕМ РЕАЛЬНЫХ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ, ЕЖЕГОДНО РАЗМЕЩАЕМЫХ ФОНДОМ СОДЕЙСТВИЯ НА КОНКУРСНОЙ ОСНОВЕ СРЕДИ РОССИЙСКИХ ИННОВАТОРОВ, УСТУПАЕТ ЛИШЬ ОБъЕМУ СРЕДСТВ, РАЗМЕщАЕМЫХ РОСНАНО, И ПРЕВОСХОДИТ РВК И СКОЛКОВО
I Рисунок 5. Налоговые отчисления МИП на 1 руб. бюджетных средств, вложенных Фондом содействия
I Рисунок 6. Выручка МИП на 1 руб. бюджетных средств, вложенных Фондом содействия
2010 2011 2012 2013
I Рисунок 7. Количество привлеченных внебюджетных средств на 1 руб. бюджетных средств, вложенных Фондом содействия