Научная статья на тему '«Старт» в развитии - итоги второго тура'

«Старт» в развитии - итоги второго тура Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
67
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Инновации
ВАК
RSCI
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шубин Михаил Владимирович, Соловьева Ольга Леонидовна

Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере с 15 ноября 2004 г. по 23 мая 2005 г. провел второй тур Программы «СТАРТ» по финансированию инновационных проектов, находящихся на начальной стадии развития, так называемому «посевному» финансированию. По сравнению с опытом прошлого года в методику проведения конкурса были внесены некоторые изменения. В частности, введена электронная форма приема заявок через Интернет; каждую заявку оценивали три эксперта, причем один обязательно из другого федерального округа; введена система межрегионального жюри; тематическое направление Программы «биотехнология и медицина» разделено на два: «медицина и фармакология» и «биотехнологии, сельское хозяйство». Во втором туре Программы «СТАРТ» Фонд принял к рассмотрению 1650 заявок, жюри отобрано 423 проекта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему ««Старт» в развитии - итоги второго тура»

«СТАРТ» в развитии — итоги второго тура

М. В. Шубин,

к. э. н., зам. генерального директора Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере

О. Л. Соловьева,

аналитик Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научнотехнической сфере

Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере с 15 ноября 2004 г. по 23 мая 2005 г. провел второй тур Программы «СТАРТ» по финансированию инновационных проектов, находящихся на начальной стадии развития, так называемому «посевному» финансированию. По сравнению с опытом прошлого года в методику проведения конкурса были внесены некоторые изменения. В частности, введена электронная форма приема заявок через Интернет; каждую заявку оценивали три эксперта, причем один обязательно из другого федерального округа; введена система межрегионального жюри; тематическое направление Программы «биотехнология и медицина» разделено на два: «медицина и фармакология» и «биотехнологии, сельское хозяйство». Во втором туре Программы «СТАРТ» Фонд принял к рассмотрению 1650 заявок, жюри отобрано 423 проекта.

В соответствии с решением Наблюдательного совета Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере от 22 мая 2003 года в 2004-2005 гг. был проведен очередной тур программы «СТАРТ 05» по отработке новых организационных и экономических механизмов прямого и косвенного стимулирования инновационной деятельности малых предприятий. Как и в предыдущем туре, в качестве основных критериев отбора проектов были определены «высокий научнотехнический уровень проекта, перспектива привлечения к финансированию проекта частного капитала, экспортный потенциал создаваемого продукта».

15 ноября 2004 года на сайте Фонда содействия www.fasie.ru, в газете «Поиск» было объявлено о начале приема заявок на конкурс «Старт 05». Кроме этого, с учетом опыта прошлого тура была проведена работа по подготовке сбора заявок. Во всех федеральных округах и регионах РФ силами региональных представительств Фонда содействия и инновационно-технологических центров были проведены обучающие семинары по правилам и принципам написания заявок на конкурс, была организована работа Центра дистанционного обучения Научного Парка МГУ им. М. В. Ломоносова, осуществлявшего поддержку семинаров по программе «Старт 05» в виде дистанционных курсов. Программа осуществлялась при содействии Американского фонда гражданских исследований и развития (States Civilian Research and Development Foundation — CRDF), Британского Совета в России (British Council Russia), были разосланы приглашения к участию в конкурсе в адрес предприятий и учреждений РАН, НИИ, ЦТТ, областных и местных органов РФ, занимающихся научной и инновационной деятельностью.

Для удобства заявителей была использована система СТАРТ-ОНЛАЙН, при работе с которой заявку можно было подать через Интернет из любого населенного пункта России, что избавило участников конкурса от затрат по доставке заявок в представительства Фонда.

Всего на конкурс было подано 1650 заявок, из которых отобрано жюри 423 проекта.

Распределение поданных и отобранных заявок по федеральным округам представлено на диаграмме 1. Наибольшее число заявок поступило из Центрального и, как в прошлом году, Северо-Западного федерального округов. Наиболее активные по количеству поданных заявок города представлены на диаграмме 2. Санкт-Петербург в этом году по числу поданных и отобранных заявок превзошел Москву — лидера прошлого года, но абсолютные показатели снизились: в Санкт-Петербурге подано 258 заявок (395 заявок в 1-м туре), в Москве — 216 заявок (459 — в 1-м туре).

Следует отметить значительное расширение «географии» участников конкурса. Во втором туре программы «СТАРТ» приняли участие представители 71 региона, 184 городов России, что более чем в три раза больше, чем в первом туре.

Тематический разрез поданных и отобранных заявок представлен на диаграмме 3. В первом туре программы «СТАРТ» присутствовала тема «биотехнология и медицина». В связи с ее обширностью и желанием Фонда более объективно оценивать проекты на заседаниях жюри в этом году тема была разделена на две: «медицина и фармакология» и «биотехнологии, сельское хозяйство». Со стороны экспертов было высказано пожелание выделить отдельной тематикой «фармакологию и биологически активные вещества». Это предложение обсуждается.

ИННОВАЦИИ № 5 (82), 2005

ИННОВАЦИИ № 5 (82), 2005

Распределение поданных и отобранных заявок по типам организаций представлено на диаграмме 4. По сравнению с прошлым годом относительное распределение практически не изменилось, за исключением снижения активности участия в Программе временных творческих коллективов. Наилучшие результаты по эффективности участия (доля поддержанных Фондом содействия проектов от общего числа заявок от данного типа организаций) показали организации РАН, был отобран почти каждый третий проект, что говорит о высоком качестве подаваемых заявок.

Прием заявок в системе «СТАРТ-ОНЛАЙН» производился до 1 марта 2005 года. Заявки были разделены по пяти тематическим направлениям (Н1 — информационные технологии, программный продукт, телекоммуникационные системы; Н2 — медицина и фармакология; Н3 — новые материалы, химия; Н4 — микро-, нано- и оптоэлектроника, приборостроение, машиностроение; Н5 — биотехнологии, сельское хозяйство) и представлены в соответствии с графиками в жюри. В период подготовки и прохождения жюри заявители могли видеть состояние своей заявки («зарегистрирована», «на экспертизе», «прошла экспертизу», «поддержана», «отклонена») в системе. Графики защиты проектов на жюри и результаты рассмотрения размещались на сайте Фонда содействия http://www.fasie.ru.

Так же, как и в первом туре, значительным фактором успешного проведения конкурсов стала предварительная экспертиза проектов, в осуществлении которой приняли участие около тысячи ученых и специалистов, представителей реального сектора экономики: руководители инвестиционных учреждений, банков, директора малых и средних инновационных предприятий.

В отличие от первого года конкурса, когда каждый проект направлялся двум экспертам, имеющим ученую степень и занимающимся научной деятельностью в области, близкой к теме представленного проекта, в этом туре проект подвергался оценке тремя экспертами. Причем два — из федерального округа, в котором была подана заявка, и один из другого ФО (так называемая внешняя рецензия). Такой принцип позволил обеспечить более объективную оценку проекта на этапе предварительной экспертизы. Заключение, как и в предыдущем туре, должно было содержать краткую характеристику предлагаемой к разработке научно-технической идеи, ее новизну, практическую значимость, техническую возможность реализации. Кроме того, большое значение придавалось оценке возможности коммерциализации получаемого в результате продукта или услуги, созданию новых товаров, их конкурентоспособности и импортозамеще-нию, а также возможности экспортирования.

Проведение конкурсов и работа жюри «СТАРТ 05» были организованы в два этапа: региональный и межрегиональный. В каждом федеральном округе для проведения конкурса было сформировано региональное жюри из девяти человек. Председателем всех региональных и центрального жюри являлся генеральный директор Фонда содействия или лицо, его замещающее. Заместители председателей региональных жюри были назначены из состава регионального жюри. В состав жюри так же, как и в предыдущем туре, были включены специалисты и ученые, соответствующие профилю рассматриваемых проектов: ученые, занимающиеся фундаментальными исследованиями, работающие в области прикладных исследований, представители банковских структур, представители инвестиционных или венчурных фондов, директора малых инновационных предприятий, добившихся наиболее значительных успехов в бизнесе. В состав каждого жюри обязательно включался представитель постоянной конкурсной комиссии Фонда.

На региональных жюри отбирались победители из числа заявителей, набравших наиболее высокие рейтинговые оценки в результате голосования членов жюри.

Диаграмма 1. Распределение поданных и отобранных заявок по федеральным округам

Диаграмма 2. Города, принявшие наиболее активное участие в Программе «СТАРТ 05»

Диаграмма 3. Распределение поданных и отобранных заявок по тематическим направлениям

Вторая группа заявителей, рейтинг проектов которых был несколько ниже, но качество проектов при этом было оценено членами жюри как высокое, были направлены на рассмотрение в межрегиональные жюри.

Межрегиональные жюри были сформированы из председателей региональных жюри по тематическим направлениям. Председателем всех межрегиональных жюри являлся непосредственно генеральный директор Фонда. В состав всех межрегиональных жюри входили представители конкурсной комиссии Фонда. Определение победителей межрегиональных жюри проходило путем рейтингового голосования без приглашения заявителей.

В 2005 году разработанная ранее программа инфраструктурной поддержки по проектам «СТАРТ» для оказания помощи победившим коллективам и авторам проектов, а также для обучения авторов при подаче заявки на конкурс Фондом содействия при участии ИТЦ и региональных представительств была значительно расширена. Основной целью программы, как и ранее, являлось проведение комплекса организационных мер, направленных на совершенствование существующего порядка поиска, отбора, повышения качества оформления заявок, содержательного представления и защиты проектов по программе «Старт», а также проведения мониторинга и сопровождения проектов в период их выполнения.

Проводились следующие семинары и совещания с целью обучения всех участников программы «Старт» регламенту и порядку работы на всех этапах:

♦ Порядок проведения мониторинга.

♦ Бизнес-планирование и отчетность.

♦ Регулирование отношений между участниками проекта по вопросам интеллектуальной собственности.

Даиграмма 4. Распределение поданных и отобранных заявок по типам организаций

♦ Общие принципы организации работы по программе «Старт».

♦ Заключительный семинар по итогам первого года программы «Старт».

♦ Участие в семинарах совместно с СКЭБ и Британским Советом.

Кроме того, были разработаны методические рекомендации для участников конкурса 2004 года по поиску инвесторов, заключению инвестиционных соглашений, бизнес-планированию, которые опубликованы на сайте Фонда содействия.

Переход на второй этап Программы

Программа «Старт» предполагает, что процесс становления малой инновационной компании займет до 3-х лет. В конце первого года реализации проекта заявители представляют научный отчет, подтверждение оформления прав на интеллектуальную собственность, баланс малого предприятия, подтверждение перехода ведущих исполнителей НИОКР в фирму как на основное место работы, заключение монитора по проекту, показатели развития малого инновационного предприятия и бизнес-план реализации проекта на последующие два года. Одним из основных условий перехода на следующий этап по Программе «Старт» является привлечение внебюджетных инвестиций.

Под инвестициями Фонд понимает денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской деятельности в целях получения прибыли.

На 6 июня 2005 г. в рамках Программы первый этап был завершен в 35 проектах. Руководители трех предприятий отказались от перехода на второй этап: в одном случае компания нашла заказчика на свою продукцию и более не нуждается в государственной поддержке, в двух остальных — компании не смогли за время первого этапа найти инвесторов для своих инновационных проектов и продолжают поиски. Все остальные предприятия претендуют на переход на следующий этап Программы «Старт».

ИННОВАЦИИ № 5 (82), 2005

ИННОВАЦИИ № 5 (82), 2005

Каждый случай перехода на второй этап Программы Фонд рассматривает индивидуально. Учитываются результаты работы по первому этапу, анализируются инвестиционный договор и бизнес-план. На 6 июня 2005 г. Фонд заключил 12 государственных контрактов (договоров на выполнение НИОКР) в рамках второго этапа Программы «Старт». Среди них: 8 проектов по тематическому направлению «Приборостроение, машиностроение, электронная техника», 2 — «Химия и новые материалы», 2 — «Программные продукты, информационные и телекоммуникационные системы».

Инвесторами выступают коммерческие предприятия, фонды, физические лица. Предметом договора с инвестором является увеличение уставного капитала, совместная деятельность, передача инвестору доли участников фирмы, целевое возвратное финансирование (займ), привлечение инвестиций, беспроцентный займ, займ от учредителей. Все предприятия зарегистрировали интеллектуальную собственность, на основе которой будет реализовываться проект, в основном, оформив заявку на патент.

По данным договорам Фонд содействия берет на себя обязательства в размере 18,48 млн руб., привлекается внебюджетных инвестиций на сумму 19,74 млн руб.

Анализ проведения программы

При проведении второго тура программы «СТАРТ 05» был учтен опыт 2004 года и введены некоторые новые принципы ее организации.

На подготовительном этапе Фондом содействия и его региональными представительствами была проведена более широкая кампания по оповещению научно-технической общественности о целях, задачах и возможностях программы «СТАРТ» как одной из наиболее действенных форм государственной поддержки инновационного процесса на его ранних этапах. С этой целью руководство Фонда провело ряд вводных семинаров в ведущих вузах страны, заключило более 10 соглашений о сотрудничестве в рамках программы с региональными фондами поддержки предпринимательства, провело более широкую рекламную компанию в СМИ. В рамках инфраструктурной программы было открыто новое направление деятельности — предпроектная подготовка заявок, которая применялась частью вузов, ИТЦ и других научных организаций для предварительного отбора и обучения конкурсантов на стадии подготовки заявок.

Кроме того, для сокращения затрат и удобства заявителей для сбора заявок была применена система СТАРТ-ОНЛАЙН, при помощи которой любой заявитель РФ мог подать заявку установленного профиля через Интернет (http://start.intra.ru/). При этом форма заявки оставалась достаточно свободной для того, чтобы заявитель мог избрать наиболее убедительный способ изложения проекта.

Для повышения объективности предварительной экспертизы проектов в 2005 году число экспертов было увеличено до трех. При этом третье экспертное заключение обязательно было получено из другого федерального округа.

Отбор проектов на конкурсных комиссиях проводился в два этапа: на региональных жюри, сохранивших принципы работы предыдущего конкурса, и на межрегиональных жюри, составленных из председателей региональных комиссий по тематическим направлениям.

Предпринятые меры позволили добиться более эффективных по сравнению с предыдущим конкурсом результатов:

♦ программа «СТАРТ» позиционировалась как общенациональная программа государственной поддержки инновационного процесса на ранних стадиях развития малых предприятий;

♦ к участию в конкурсе привлечены ученые, изобретатели, НИИ РАН, отраслевые НИИ, вузы, молодые ученые и студенты всех ФО РФ, подавляющее большинство регионов страны, а также значительное количество городов и муниципальных образований;

♦ широкое распространение идеологии программы значительно усилило мотивацию инновационной деятельности как для участников конкурса, так и для инфраструктурных подразделений научных учреждений, региональных и городских структур, занимающихся организацией инновационных процессов в России, привело к созданию множества новых инфраструктурных организаций в области инновационной экономики;

♦ в результате реализации программы «СТАРТ» в области реальной экономики создано около 800 новых инновационных предприятий, около 3000 рабочих мест для работников высшей квалификации;

♦ в течение 2005 года предприятиями — участниками программы буду созданы и введены в хозяйственный оборот около 1000 новых объектов интеллектуальной собственности.

Так же, как и в 2004 году, программа «СТАРТ 05»:

♦ показала высокую востребованность программы «СТАРТ» научно-техническим сообществом и незаполненность до недавнего времени этой ниши в области государственной поддержки инновационного процесса;

♦ убедила научно-техническое сообщество в реальности государственной поддержки инновационных проектов начального уровня;

♦ дала возможность авторам на высоком квалификационном уровне получить оценку предлагаемых к реализации в бизнесе научно-технических идей;

♦ предоставила возможность отдельным ученым и творческим коллективам осуществить попытку реализации своих научных разработок во вновь созданном коммерческом предприятии со всеми вытекающими благоприятными социально-экономическими последствиями.

При этом возник новый положительный фактор — стабильность программы. Ежегодная повторяемость программы вселяет уверенность ее участников в необходимости дальнейших инновационных разработок, в реальности их финансовой поддержки государством.

Значительный охват городов РФ с высоким научным потенциалом привел к повышению качества заявок и большей степени их коммерциализуемости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.