Научная статья на тему '«Старт» - сохраняя традиции, к новым тенденциям'

«Старт» - сохраняя традиции, к новым тенденциям Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
66
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Инновации
ВАК
RSCI
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Соловьева Ольга Леонидовна

Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере с 1 декабря 2006 г. по 31 января 2007 г. принимает заявки на Программу «СТАРТ 07» по финансированию инновационных проектов, находящихся на начальной стадии развития, так называемому «посевному» финансированию. Программа «СТАРТ» проводится уже 4-й год, и сейчас, в преддверии нового тура, можно подвести некоторые промежуточные итоги.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Fund for Assistance to Small Innovative Enterprises in science and technology on December 1, 2006 to January 31, 2007 is accepting submissions for the Program START 07 by funding innovative projects at an early stage of development, the so-called" seed "funding. Program START is held for 4-th year, and now, in anticipation of a new round, it is possible to draw some interim conclusions.

Текст научной работы на тему ««Старт» - сохраняя традиции, к новым тенденциям»

ИННОВАЦИИ № 11 (98), 2006

«СТАРТ»—

сохраняя традиции, к новым тенденциям

Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере с 1 декабря 2006 г. по 31 января 2007 г. принимает заявки на Программу «СТАРТ 07» по финансированию инновационных проектов, находящихся на начальной стадии развития, так называемому «посевному» финансированию. Программа «СТАРТ» проводится уже 4-й год, и сейчас, в преддверии нового тура, можно подвести некоторые промежуточные итоги.

мая 2003 г. Наблюдательным советом Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере было принято решение об отработке новых механизмов поддержки инновационной деятельности. Для этой цели «... начиная с 2004 г. около половины средств Фонда должны направляться на содействие компаниям, находящимся на «посевных» и «стартовых» позициях своего развития». В качестве основных критериев отбора проектов были определены «высокий научно-технический уровень проекта, перспектива привлечения к финансированию проекта частного капитала, экспортный потенциал создаваемого продукта».

Изначально предполагалось, что в результате работы Программы будут созданы несколько тысяч малых инновационных предприятий, с которыми уже смогут работать венчурные инвесторы. Таким образом, акцент венчурных сделок должен был переместиться к ранней фазе развития фирм, вовлекая все больше и больше молодых инновационных компаний. Но, как показала практика, многие предприятия пошли по пути саморазвития, вкладывая собственные средства, а другие нашли стратегического инвестора. То есть классических венчурных сделок оказалось мало. Другие нерешенные проблемы — несоответствие уровня коммерческой подготовки проектов мировым стандартам, неготовность менеджмента компании впустить инвестора в бизнес на его условиях, отсутствие фондового рынка акций инновационных компаний, пробелы в законодательстве, регулирующем венчурное инвестирование и др. — не позволили за короткое время создать пул компаний, которые хотели бы и могли привлечь венчурный капитал. Но в то же время в рамках Программы на данный момент стартовали более 1300 предприятий, в основном успешно развивающихся, пусть и не такими быстрыми темпами, как прогнозировалось.

О. Л. Соловьева,

к.э.н., начальник информационно-аналитического отдела Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере

За три года работы Программы было подано и поддержано следующее количество заявок:

длительность времени подачи заявок, мес. подано заявок поддержано заявок

«СТАРТ 04» 6 2762 474

«СТАРТ 05» 3,5 1651 428

«СТАРТ 06» 2,5 1563 61 4

В связи с тем, что информация о Программе распространялась, и о ней узнавало все больше потенциальных заявителей, длительность приема заявок сокращалась. Абсолютное число рассматриваемых ежегодно заявок снижалось, но их качество, по оценкам экспертов, повышалось.

Распределение поданных заявок по федеральным округам за 2004-2006 гг. представлено на диаграмме 1.

Центральный ФО 24% 794/416/362

Прігаолжскил ФО

17%

456/288/265

Диаграмма 1. Распределение поданных заявок по федеральным округам за 2004/2005/2006 гг.

Существенно снижение числа поданных заявок из Центрального федерального округа. Это может быть связано с тем, что в этом округе повышается доступность привлечения финансовых средств. Приток новых заявок заметен в Уральском и Южном федеральных округах, что, по мнению Фонда, связано с активной работой региональных представителей.

Наиболее активные по количеству участников города представлены на диаграмме 2.

Диаграмма 2. Города, принявшие наиболее активное участие в Программе «СТАРТ»

Три года идет борьба между Москвой и Санкт-Петербургом за лидерство по числу поданных заявок. В 2006 г. значения практически сравнялись: Москва - подана 191 заявка, 71 поддержана; Северная столица - подано 187 заявок, 52 поддержаны.

Всего в Программе «СТАРТ 06» приняли участие представители 184 городов из 70 субъектов Российской Федерации (лидеры: Москва, Санкт-Петербург, Свердловская и Челябинская область, Ставропольский край, Московская область, Республика Татарстан, Нижегородская и Томская области, Алтайский край, Новосибирская область и др.).

Тематический разрез поданных заявок представлен в таблице 1 и на диаграмме 3.

Таблица 1

Распределение поданных на Программу «СТАРТ 04» заявок по тематическим направлениям

□ Н1: информационные технологии, программный продукт, телекоммуникационные системы

□ Н2: медицина, фармакология, биотехнологии для медицины

□ Н3: химия, химическая технология, новые материалы, строительство

□ Н4: электроника, приборостроение, машиностроение

□ Н5: биотехнологии, сельское хозяйство, пищевая промышленность

Диаграмма 3. Распределение поданных на Программы «СТАРТ 05» и «СТАРТ06» заявок по тематическим направлениям

Распределение поданных заявок на Программу «СТАРТ 06» по типам организаций представлено на диаграмме 4.

СТАРТ 04 Поданные заявки, шт.

Биотехнологии и медицина 550

Приборостроение, машиностроение, электронная техника 1376

Программные продукты, информационные и телекоммуникационные системы 411

Химия, новые материалы 425

Диаграмма 4. Распределение поданных заявок на Программу «СТАРТ 06» по типам организаций

Также как и в прошлом году, наилучшие результаты по эффективности участия (доля поддержанных Фондом проектов от общего числа заявок от данного типа организации) показали организации РАН и отраслевые НИИ, была поддержана почти каждая третья заявка.

ИННОВАЦИИ № 11 (98), 2006

ИННОВАЦИИ № 11 (98), 2006

НОВЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ПРОГРАММЫ

С учетом анализа опыта проведения Программы «СТАРТ 04» и «СТАРТ 05» Фонд сохранил большинство принципов Программы. Но в то же время добавились некоторые принципиально новые элементы.

Финансирование предоставляется для содействия ученым и специалистам в проведении НИОКР, не только как раньше, если их цель — снять сомнения потенциального инвестора для начала им финансирования проекта по организации разработки и производства товара (продукта, услуги) на основе предложений ученых и специалистов — авторов заявки, но и если они планируют усовершенствовать характеристики продукта (выполнить определённые нормативные требования для его продвижения на рынок) для начала его продаж потребителям.

Для второго года Программы Фонд наряду с возможностью привлечения в проект инвестора ввел вариант «Саморазвитие». То есть Фонд софинансирует проект вместе с внебюджетным инвестором (вариант «И») или софинансирует совместно с предприятием его инновационную деятельность (вариант «СР» — саморазвитие). Второй случай относится к ситуации, когда предприятие или не нашло инвестора или считает нецелесообразным развиваться за счёт привлечения средств инвестора, но сумело в течение года приступить к реализации своей продукции; объёмы вложений со стороны Фонда при этом увязываются поквартально с достигнутыми предприятием объёмами реализации и фактическими темпами их прироста в предшествующий период.

«СТАРТ под Заказ». Промежуточные итоги программы «СТАРТ 04» и «СТАРТ 05» вызвали интерес ряда крупных корпораций, активно осуществляющих поиск новых идей по организации производства товаров, представляющих для них интерес. При этом корпорации имеют в виду товары, производство которых наиболее целесообразно организовывать именно на малых самостоятельных предприятиях наиболее действенных инструментов для развития малого предпринимательства. Корпорации готовы оказывать разные формы содействия развитию представляющим для них интерес малым компаниям. Считая взаимодействие крупных корпораций с малыми одним из наиболее эффективных механизмов содействия развитию малого предпринимательства, Фонд заключил соглашения с такими корпорациями, как ОАО «ЛОМО», АФК «СИСТЕМА», «ИНТЕЛ» (РОССИЯ) о начале реализации в рамках программы «СТАРТ 06» совместных подпрограмм.

Подпрограммы соответственно имеют названия «СТАРТ — ЛОМО», «СТАРТ — СИСТЕМА ВЕН-ЧУР», «СТАРТ — ИНТЕЛ». Все условия участия в Программе «СТАРТ 06» сохраняются, но для этих подпрограмм появляются некоторые дополнительные элементы. Поиск заявителей под тематику, представляющую интерес для крупных компаний, составляет суть Программы «СТАРТ под Заказ».

Для участия в подпрограмме заявителям достаточно было в определенном разделе Заявки указать название соответствующей подпрограммы. Заявки с такими пометками Фонд до рассмотрения на жюри направлял в соответствующие корпорации, и по заявкам, вызвавшим их интерес, представители корпорации привлекались и к экспертной оценке, и к работе в жюри.

Для повышения качества (более точный подбор эксперта под данную узкую тематику) и ускорения процесса экспертизы заявок Фонд стал требовать указывать не только ключевые слова, но и код разрабатываемого в ходе проекта продукта по международному патентному классификатору МПК 7 (в Программе «СТАРТ 07» будет использоваться МПК 8).

Фонд достиг согласия с рядом экспертов по каждому тематическому поднаправлению, что они выступят «офицерами» (координаторами) групп экспертов по их поднаправлениям. В случае сильного (25-30 баллов) расхождения оценок конкретной заявки тремя экспертами, Фонд до заседания конкурсной комиссии организовывал закрытое обсуждение экспертами заявки и данных ими на нее экспертных заключений под руководством «офицера» по подна-правлению. Цель обсуждения — не изменить (или сгладить) оценки, а прояснить позиции экспертизы для ориентации членов конкурсной комиссии.

ОСНОВНЫЕ ОШИБКИ ЗАЯВИТЕЛЕЙ

Сейчас уже можно выделить основные ошибки, допускаемые заявителями, и тем самым предостеречь будущих участников Программы (данные рекомендации также представлены на сайте Фонда www.fasie.ru).

1. Заявители не видят или не показывают и не анализируют в заявке никаких рисков в реализации их проекта. Тем самым они сразу выводят себя из круга претендентов на участие в Программе. Основная цель Программы — оказать содействие в снятии завышенных рисков инвестора или потребителей продукции на начальном этапе реализации проекта.

2. Заявители анализируют какие угодно завышенные риски, но не те, которые можно снять с помощью проведения НИОКР, именно за сумму не более 750 тыс. рублей и за срок не более одного года.

3. Заявители увлекаются описанием научной ценности и перспективности своей работы, забывая о том, что Программа нацелена не на поддержку даже важных и перспективных НИОКР, а первых шагов в бизнес и, соответственно, только тех НИОКР, без которых эти первые шаги невозможны.

4. Заявители не знают или не показывают своих конкурентов (с конкретными именами, продуктами и ценами). Фразы типа «конкурентов нет» только ухудшают впечатление. Конкуренты, даже просто с альтернативными способами решения той же проблемы потребителя, есть всегда.

5. Заявители нереально или необоснованно показывают масштаб рынка, тенденции его роста и доли своей продукции на нем, не анализируют всех остальных проблем организации производства и продажи продукции, необходимости прохождения во многих случаях процедур сертификации и лицензирования, не показывают свою технологию работы в течение первого года проекта или по убеждению инвестора в целесообразности для него вложений в проект, или покупателя в выгодности для него начала закупки продукции фирмы.

6. Заявителями не показывается подход к подбору команды именно по необходимости и способности преодолеть указанные выше и многие другие возникающие при организации бизнеса проблемы.

7. Подавляющее большинство заявок получает и у экспертов, и на жюри высокую оценку своего научного содержания. Проблемы возникают при оценке всех остальных разделов заявки и самой команды на жюри. Ссылки на письма о намерениях со стороны различных российских и, тем более, иностранных организаций, претензии на рынки в сотни и даже миллиарды долларов (без ясного понимания объемов соответствующих инвестиций и трудности их привлечения) производят впечатление на экспертов и членов жюри, но в неблагоприятном для заявителя смысле. Необходим анализ типовых аспектов организации бизнеса.

8. На заседании жюри заявители пытаются сделать доклад о научных основах проекта, которые не так часто вызывают сомнения, не раскрывая вопросы по организации бизнеса.

9. Несмотря на то, что цель Программы — содействие развитию бизнеса на основе прав заявителей на интеллектуальную собственность, во многих заявках описанию уже существующих прав или планируемых действий по их получению и защите уделяется или явно недостаточное внимание,

или демонстрируется даже непонимание этого основного аспекта наукоемкого бизнеса. Многие из заявок отклоняются жюри или из-за отсутствия прав у заявителя на интеллектуальную собственность, или из-за слабого понимания вообще проблемы защиты прав и ее способов. Особенно это касается защиты прав в режиме ноу-хау. Часто заявитель в отсутствие у него закрепленных за ним государством прав на интеллектуальную собственность объясняет наличием у него ноу-хау, но не обеспечил защиту в режиме ноу-хау и слабо представляет, как она осуществляется. Многие заявители в своих заявках ссылаются на авторские свидетельства (права на которые им не принадлежат, не говоря уж о сроках давности научных идей, открытых, кстати, все эти годы для общего обозрения), ссылаются на патенты, уже не действующие из-за того, что заявители не поддерживали их в силе, не видят разницы между промышленным правом, коммерческой тайной, авторским правом (порядок получения и охраны которых в России регулируется различными законами) и не знают специфики их режимов, пренебрегают необходимостью своевременной защиты прав (даже одновременно с подачей заявки на Программу) и урегулирования возможных претензий на них со стороны (например, со стороны организаций, в которых заявители работают).

10. Если заявитель собирается коммерциализовать принадлежащие другой организации права (это тоже возможно), то необходимо приложить к заявке подтверждение урегулирования отношений заявителя и организации. Заодно нужно убедиться, что в этой-то организации ее права на интеллектуальную собственность надлежащим образом оформлены (особенно это относится к ноу-хау). Заявитель должен показать, как он защитил или защитит свои права, и выходить на «СТАРТ».

ИННОВАЦИИ № 11 (98), 2006

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.