СТАРЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ И ЗНАЧЕНИЕ НАКОПИТЕЛЬНЫХ ПЕНСИЙ КАК
ИСТОЧНИКА ФИНАНСИРОВАНИЯ БУДУЩИХ РАСХОДОВ ПЕНСИОНЕРОВ
А.П. Шунькевич, студент
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации (Россия, г. Москва)
DOI:10.24412/2411-0450-2022-8-275-282
Аннотация. Проблема пенсионного обеспечения граждан является актуальным вопросом для многих развитых стран мира. Старение населения, вызванное вторым демографическим переходом, приводит к росту числа пенсионеров при увеличении нагрузки на работающих граждан. Это может привести к тому, что в будущем государству будет сложнее выполнять свои социальные обязательства и выплачивать страховые пенсии. В связи с этим, целью данного исследования является анализ влияния старения населения на российскую систему пенсионного страхования и изучение роли накопительных пенсий в возможном преодолении кризиса пенсионной системы. По итогам исследования сформулирован вывод о перспективах повышения роли накопительных пенсий в российской пенсионной системе для обеспечения её бескризисного функционирования.
Ключевые слова: пенсионное обеспечение, пенсионное страхование, страховые пенсии, накопительные пенсии, старение населения.
Проблема пенсионного обеспечения граждан является актуальным вопросом для многих развитых стран мира. Старение населения, вызванное вторым демографическим переходом, приводит к росту числа пенсионеров при увеличении нагрузки на работающих граждан. Это может привести к тому, что в будущем государству будет всё сложнее выполнять свои социальные обязательства и выплачивать страховые пенсии. Особенно актуальной эта проблема стала для России, которая последние 30 лет переживает устойчивую депопуляцию населения. Критическая демографическая ситуация даже привела к началу осуществления в 2019 году пенсионной реформы и повышению пенсионного возраста, что возможно позволит избежать коллапса пенсионной системы.
Поэтому целью данного исследования является анализ влияния старения населения на российскую систему пенсионного страхования и изучение роли накопительных пенсий в возможном преодолении кризиса пенсионной системы.
По итогам исследования будет сделан вывод о перспективах расширения роли накопительных пенсий в российской пенсионной системе для обеспечения её бескризисного функционирования.
Современная пенсионная система России во многом основана на принципах советской распределительной пенсионной системы. Оплата пенсионных отчислений нынешних пенсионеров во многом осуществляется за счёт начислений трудящихся. Так, в 2020 году 52,9 % доходов фонда составили именно взносы работающих граждан на страховые пенсии. Ещё 46,5 % доходов принесли трансферты из бюджета России на начисление страховых пенсий и прочие социальные выплаты. Помимо уже упомянутых источников дохода, Пенсионный фонд может привлекать дополнительные денежные средства за счёт добровольных взносов граждан и организаций, а также с помощью инвестирования временно свободных денежных средств [1]. Всего в 2020 году совокупные доходы Пенсионного фонда России составили 10,3 трлн рублей [2], что составило примерно 10% ВВП России (по данным Росстата в 2020 году номинальный ВВП России составил 107,3 трлн рублей [3]).
Основной статьёй расходов бюджета Пенсионного фонда стала выплата страховых пенсий (76,2%). Дополнительными направлениями расходования средств стали «коронавирусные» выплаты (6,7%), социальные выплаты (6,2%), выплата госу-
дарственных пенсий (5%), выплата материнского капитала (3,3%).
Совокупные расходы Пенсионного фонда в 2020 году составили свыше 9,7 трлн рублей. Как можно увидеть, несмотря на возрастающую роль ПФР в выплате государственных пособий, главной сферой деятельности фонда остаются вопросы пенсионного обеспечения граждан, а проблемой соотношения пенсионных начислений и выплат является старение населения.
Старение населения - это тенденция к росту доли пожилых граждан в общем населении страны. Основными причинами старения населения являются снижение
смертности (ввиду стремительного развития медицины сначала в развитых, а позднее и в развивающихся странах в 20 веке), а также снижение рождаемости (вследствие более активного вовлечения женщин в экономическую деятельность и переходу к сознательному планированию семьи).
Упомянутые факторы привели к росту продолжительности жизни при постепенном сокращении доли молодёжи в населении, а доля пожилых граждан наоборот стала постепенно расти, и с каждым годом этот процесс ускоряется. Обратимся к прогнозу, составленному ООН, чтобы выяснить, как изменится доля пожилых граждан в населении планеты в будущем.
■Низкий вариант Средний вариант Высокий вариант
Рис. 1. Динамика доли пожилых граждан (65+) в населении планеты[4]
Согласно прогнозу ООН, темп роста доля пожилого населения в 21 веке стремительно ускорится. Так, если в 1950 году доля пожилых в населении мира составляла около 5% [5], в 2015 году - около 8%, то по наиболее пессимистичному прогнозу к 2100 году доля пожилых составит около 30% населения Земли - почти треть насе-
ления планеты. Даже оптимистичный прогноз предсказывает существенное двукратное увеличение доли пожилых - до 15%. При этом рассчитывать на увеличение уровня рождаемости на планете и увеличение доли молодёжи не приходится. Обратимся к прогнозу ООН о доли молодых людей в населении Земли к 2100 году.
Северная Африка и Ближний Восток "Восточная и Юго-Восточная Азия "Австралия и Новая Зеландия ■Европа и Северная Америка
Рис. 2. Динамика доли молодёжи в населении планеты [6]
Как можно увидеть по графику, доля молодёжи неуклонно снижалась с 20 века, и этот тренд продолжается и в 21 столетии. Особенно быстрым сокращение доли молодых людей будет в развивающихся странах. В европейских государствах (включая Россию) доля молодёжи в населении в данный момент является самой низкой среди всех регионов планеты и составляет около 35% населения. Одновременно в этом регионе наблюдается и наибольшая доля пожилых людей, что де-
лает нагрузку на пенсионную систему и на обеспечивающее её трудоспособное население особенно сильным.
Россия - страна, в целом повторяющая европейские демографические тенденции, поэтому мы также ещё в 20 столетии столкнулись с проблемой старения населения. Обратимся к графику, иллюстрирующему изменение возрастного состава населения России с 20 века по настоящее время.
Рис. 3. Изменение возрастного состава населения России [3]
Данные графика говорят нам о том, что до Великой Отечественной войны население России было достаточно молодым (доля пожилых граждан составляла менее 10%). В послевоенное время в результате ускоренной урбанизации существенно снижается число людей младше трудоспособного возраста, при этом в результате
стремительного роста продолжительности жизни увеличивается число пенсионеров. В перестроечный период и во время шоковых рыночных реформ на фоне социально-экономического кризиса и развала страны уровень рождаемости населения резко снижается, вследствие чего численность пенсионеров впервые превосходит чис-
ленность молодых граждан на рубеже начала нулевых годов. В дальнейшем этот разрыв лишь продолжал расти. При этом численность трудоспособного населения России на протяжении 20 века оставалась практически неизменной. Устойчивый тренд к снижению числа граждан трудоспособного возраста сформировался лишь ко второму десятилетию 21 века.
Демографические сдвиги в численности населения России привели к изменению коэффициента пенсионной нагрузки по-
жилыми - показателя, показывающего отношение между трудоспособным населением и пенсионерами. Этот показатель показывает нагрузку пенсионеров на общество. Чем ближе значение коэффициента к единице, тем сложнее государству выполнять социальные обязательства перед пенсионерами. Проанализируем динамику изменения коэффициента пенсионной нагрузки в России, представленную на графике.
Рис. 4. Изменение коэффициента пенсионной нагрузки в России с 1989 по 2021 годы [3]
Данные графика показывают практически непрерывный рост коэффициента пенсионной нагрузки, начиная с середины нулевых годов 21 века и вплоть до 2019 года. За этот период коэффициент вырос практически в 1,5 раза: с 32,6% до 46,7%. Стремительный рост нагрузки на пенсионную систему в совокупности с рядом других факторов привёл к изменению в 2018
году российского пенсионного законодательства и увеличению на 5 лет пенсионного возраста для всех граждан страны. Влияние пенсионной реформы на изменение коэффициента пенсионной нагрузки мы можем увидеть на следующем графике, составленном на основе демографического прогноза Росстата.
Рис. 5. Прогноз изменения коэффициента пенсионной нагрузки в России
до 2036 года [3]
Согласно графику, до 2028 года коэффициент пенсионной нагрузки будет скачкообразно снижаться, достигнув минимального значения в 37,7 % (которое, однако, превышает как показатели нулевых годов, так и уровень 1989 года), а затем будет ползуче расти. Таким образом, несмотря на повышение пенсионного возраста, нагрузка на пенсионную систему продолжит оставаться высокой. Поэтому существует риск невыполнения государством своих социальных обязательств перед будущими пенсионерами. Решением этой проблемы может стать расширение внедрения системы накопительных пенсий.
Накопительные пенсии составляют важнейшую часть пенсионных систем большинства развитых стран мира. Поскольку, число пенсионеров непрерывно растёт, то в условиях современной социально-экономической модели у государственных пенсионных фондов, вкладывающих пенсионные взносы граждан в низкодоходные, но при этом надёжные ценные бумаги или не инвестирующих вовсе, не хватает средств, чтобы выплачивать гражданам достойную пенсию. Поэтому в развитых странах часть пенсионных взносов идёт в частные пенсионные фонды, которые вкладывают их в высокорисковые, но при этом и высокодоходные активы. Таким образом, формируется пенсионная система из двух звеньев:
- обеспечивающие гарантированный, но не очень высокий доход государственные пенсионные фонды;
- обеспечивающие негарантированную, но высокую прибавку к пенсии, частные пенсионные фонды.
С помощью такой системы удаётся добиться достаточно высокого коэффициента замещения - показателя, характеризующего отношение пенсии к средней заработной плате человека. Так, в странах ОЭСР в 2017 году в среднем для государственных пенсий коэффициент замещения составлял 41%, а при учёте страхования в частных пенсионных фондах - 53%. Совокупный же коэффициент замещения вместе с добровольными пенсионными взносами граждан составил 59%. При этом в 8
странах ОЭСР доля выплат частных пенсионных фондов приближалась к половине коэффициента замещения, а сам коэффициент составлял 63% [7]. При этом в России при слаборазвитой системе накопительного пенсионного страхования средний коэффициент замещения составил всего 34%. Следовательно, система накопительных пенсий успешно функционирует в странах ОЭСР и может стать особенно актуальной для России, в которой наблюдается сравнительно низкий по сравнению с ОЭСР коэффициент замещения государственными пенсиями.
В России система накопительных пенсий впервые появилась в 2002 году, когда в составе трудовых пенсий, которые выплачивались гражданам в то время, были выделены страховая и накопительная части. Как уже отмечалось ранее, гражданин мог направить 6 из 22% пенсионных взносов на формирование накопительной части пенсии в негосударственный пенсионный фонд или управляющую компанию. Однако в 2014 году был введён мораторий на формирование накопительных пенсионных накоплений, поэтому с этого времени у всех граждан пенсионные отчисления идут на формирование лишь страховой части пенсии. С тех пор мораторий несколько раз продлевался, и в настоящий момент он будет действовать до конца 2024 года. Основной причиной введения моратория на накопительные пенсии является нехватка средств у Пенсионного фонда для выплаты страховой части пенсии. Кроме того, на введение моратория повлияла невысокая надёжность ряда негосударственных пенсионных фондов и низкие размеры пенсионных выплат.
Несмотря на мораторий, люди, формировавшие накопительную часть пенсии до 2014 года, по-прежнему могут получить свои выплаты. Существуют следующие способы выплаты накопительной части пенсии:
- пожизненные выплаты (ежемесячные выплаты будут равны сумме накоплений, делённой на 264 месяца [8] - установленный Федеральным законом на 2022 год срок дожития человека после наступления пенсионного возраста);
- единовременная выплата (можно получить сразу всю сумму, если размер накопительной части не превышает 5% пенсии);
- срочные выплаты (в этом случае пенсионер может определить срок, в течение которого будут осуществлены все выплаты, но не более 10 лет);
- выплата средств пенсионных накоплений родственникам умершего гражданина.
Несмотря на установление моратория на формирование накопительной части пенсии и сравнительно небольшой срок, прошедший с момента создания накопительной пенсионной системы, в обществе существует потребность в получении дополнительного пенсионного дохода. Обратимся к графику.
Рис. 6. Отношение граждан России к дополнительным вариантам пенсионных накоплений
2019 г., % [9]
Данные графика говорят нам о том, что возможность внесения накоплений в НПФ оказалась третьим по известности способом получения дополнительных пенсионных накоплений (его назвали 27% опрошенных). При этом вносят начисления в НПФ всего 14% граждан, а хотят воспользоваться услугами НПФ - 19% опрошенных. Важно также отметить, что 34% граждан вообще не смогли назвать ни один способ дополнительных пенсионных накоплений.
Данная информация говорит нам о том, что несмотря на попадание вложения средств в НПФ в тройку самых популярных способов получения дополнительного пенсионного дохода (наряду с банковским вкладов и хранением наличных денег, у которых 29% и 28% соответственно), популярность накопительной пенсионной системы среди населения невысока. За 12 лет действия системы накопительного страхования в обществе так и не сложи-
лось доверия к негосударственным пенсионным институтам, а введённый мораторий на начисление накопительных взносов только усилил недоверие к НПФ. Большой вклад в слабое развитие негосударственного пенсионного страхования внесла и низкая финансовая грамотность населения, предпочитающего консервативные способы получения пенсий, а зачастую и вовсе не знающего о дополнительных источниках пенсионного дохода.
Однако сравнительно низкий коэффициент замещения государственных пенсий сохраняет актуальной идею к возвращению системы накопительных пенсий. В настоящий момент, несмотря на мораторий, для граждан сохраняется возможность самостоятельно делать взносы в негосударственные пенсионные фонды. В настоящий момент число граждан, желающих делать добровольные пенсионные взносы, относительно невелико, что вызвано как низким доходом большинства
россиян, так и уровнем недоверия к НПФ. Однако постепенный рост средней заработной платы может расширить число граждан, стремящихся формировать отдельные пенсионные накопления, а полная добровольность взносов и возможность вернуть сбережения в государственный пенсионный фонд сможет сформировать первичную базу доверия граждан к накопительной пенсионной системе. Особую роль в возможном возрождении накопительных пенсий могут сыграть и отдельные пенсионные фонды крупных российских компаний (например, ЛУКОЙЛа), которые осуществляют дополнительные пенсионные выплаты для своих сотрудников, поднимая общий уровень общественного доверия к НПФ. Возрождение накопительного страхования должна обеспечить и возросшая доходность инвестиций НПФ - в 2021 году большинство фондов показало уровень доходности от 5 до 8% [10], а отрицательную доходность продемонстрировал лишь один НПФ.
Заключение. Таким образом, решением проблемы кризиса государственной пенсионной системы должна стать опора на мировой опыт по внедрению системы накопительного пенсионного страхования, которая способна обеспечить высокий размер получаемых пенсий без избыточной нагрузки на государственные пенсионные фонды. Введённый мораторий на формирование накопительных пенсионных начислений во многом подорвали доверие общества к негосударственным пенсионным институтам, однако у населения сохраняется спрос на дополнительный пенсионный доход. Поэтому для обеспечения стабильности государственной пенсионной системы и повышения реального размера пенсий России необходимо вернуться к практике формирования накопительных пенсий. Однако возрождение накопительной системы должно происходить постепенно и полностью на добровольных началах, чтобы сформировать общественное доверие к ней.
Библиографический список
1. Постановление ВС РФ от 27.12.1991 N 2122-1 (ред. от 05.08.2000) «Вопросы Пенсионного фонда Российской Федерации (России)» (вместе с «Положением о Пенсионном фонде Российской Федерации (России)», «Порядком уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд Российской Федерации (России)») - Ст. 4. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_203/ (Дата обращения: 16.04.2022).
2. Годовой отчёт ПФР за 2020 год. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://pfr.gov.ru/files/id/press_center/godovoi_otchet/godotch_2020.pdf (Дата обращения: 15.02.2022).
3. Официальный сайт «Росстат». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/about (Дата обращения: 16.04.2022).
4. World Population Prospects, 2017. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://nonews.co/wp-content/uploads/2018/09/WPP2017.pdf (Дата обращения: 14.04.2022).
5. Капелюшников Р.И. Феномен старения населения: экономические эффекты // Экономическая политика. - 2019. - № 2. - Т. 14. - С. 8-63.
6. World Population Prospects 2019: Highlights. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://reliefweb.int/sites/reliefweb.int/files/resources/WPP2019_Highlights.pdf. (Дата обращения: 14.04.2022).
7. Швандар К. В., Анисимова А. А Обеспечение социально приемлемого уровня пенсионной защиты граждан: мировая практика // Финансовый журнал. - 2021. - № 14. -С.1551-1565.
8. Федеральный закон от 21.12.2021 N 410-ФЗ «Об ожидаемом периоде выплаты накопительной пенсии на 2022 год» - Ст. 1. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_404045/3d0cac60971a511280cbba229d9b 6329c07731f7/#dst100009 (Дата обращения: 16.04.2022).
9. Швандар К.В., Анисимова А.А. Подходы к реформированию пенсионных систем в мире и рекомендации для России // Финансовый журнал. - 2021. - № 1. - С. 125-135.
10. Официальный сайт «Банк России». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cbr.ru/finmarket/supervision/sv_coll/ops_npf/2020y/ (Дата обращения: 16.04.2022).
AGING OF THE POPULATION AND THE IMPORTANCE OF FUNDED PENSIONS AS A SOURCE OF FINANCING FUTURE EXPENSES OF PENSIONERS
A.P. Shunkevich, Student
Financial University under the Government of the Russian Federation (Russia, Moscow)
Abstract. The problem of pension provision of citizens is an urgent issue for many developed countries of the world. The aging of the population caused by the second demographic transition leads to an increase in the number of pensioners with an increase in the burden on working citizens. This may lead to the fact that in the future it will be more difficult for the state to fulfill its social obligations and pay insurance pensions. In this regard, the purpose of this study is to analyze the impact of population aging on the Russian pension insurance system and to study the role of funded pensions in the possible overcoming of the crisis of the pension system. Based on the results of the study, a conclusion is formulated about the prospects for increasing the role of funded pensions in the Russian pension system to ensure its crisis-free functioning.
Keywords: pension provision, pension insurance, insurance pensions, funded pensions, population aging.