Научная статья на тему 'ОБЗОР СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ СТРАНЫ'

ОБЗОР СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ СТРАНЫ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
599
151
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Эпоха науки
Область наук
Ключевые слова
пенсия / пенсионная система / страховая пенсия / накопительная пенсия / государство / pension / pension system / insurance pension / funded pension / state

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Демидова Елена Алексеевна

в статье представлены результаты изучения вопроса, связанного с современным состоянием пенсионной системы страны, рассматриваются особенности формирования страховой и накопительной частей пенсии. Проводится обзор последних изменений в пенсионном законодательстве, выделены ключевые моменты, определяющие основные подходы к расчёту будущей пенсии граждан страны. Выявлены наиболее остро стоящие вопросы пенсионного обеспечения, которые, скорее всего, приведут к изменениям существующей системы пенсионного обеспечения страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OVERVIEW OF THE CURRENT STATE OF THE COUNTRY'S PENSION SYSTEM

the article presents the results of the study of the issue related to the current state of the pension system of the country, the features of the formation of the insurance and funded parts of the pension are considered. The article reviews the latest changes in the pension legislation, highlights the key points that determine the main approaches to calculating the future pension of citizens of the country. The most pressing issues of pension provision are identified, which are likely to lead to changes in the existing pension system of the country.

Текст научной работы на тему «ОБЗОР СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ СТРАНЫ»

Экономическое направление

УДК 369 ВАК 08.00.05 ГРНТИ 10.67

DOI 10.24412/2409-3203-2021 -26-59-61 ОБЗОР СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ СТРАНЫ

Демидова Елена Алексеевна

к.э.н., доцент кафедры экономики и управления АПК ФГБОУ ВО Красноярский ГАУ Ачинский филиал Россия, г. Ачинск

Аннотация: в статье представлены результаты изучения вопроса, связанного с современным состоянием пенсионной системы страны, рассматриваются особенности формирования страховой и накопительной частей пенсии. Проводится обзор последних изменений в пенсионном законодательстве, выделены ключевые моменты, определяющие основные подходы к расчёту будущей пенсии граждан страны. Выявлены наиболее остро стоящие вопросы пенсионного обеспечения, которые, скорее всего, приведут к изменениям существующей системы пенсионного обеспечения страны.

Ключевые слова: пенсия, пенсионная система, страховая пенсия, накопительная пенсия, государство

OVERVIEW OF THE CURRENT STATE OF THE COUNTRY'S PENSION SYSTEM

Demidova Elena Alekseevna

Ph.D., Аssociate Professor of Economics and management of agriculture Achinsk branch of the Krasnoyarsk State Agrarian University Russia, the city of Achinsk

Abstract: the article presents the results of the study of the issue related to the current state of the pension system of the country, the features of the formation of the insurance and funded parts of the pension are considered. The article reviews the latest changes in the pension legislation, highlights the key points that determine the main approaches to calculating the future pension of citizens of the country. The most pressing issues of pension provision are identified, which are likely to lead to changes in the existing pension system of the country.

Keywords: pension, pension system, insurance pension, funded pension, state

Увеличение доли пожилых людей в общей численности населения отмечается практически во всех развитых странах мира. Считается, что этот тренд - одна из главных трансформационных тенденций XXI века. Старение населения означает рост нагрузки на пенсионные системы, это связанно с тем, что происходит сокращение доли трудоспособного населения, следовательно, и возможности финансирования потребностей пенсионеров за счет отчислений от трудовых доходов. Аналогичный тренд наблюдается и в России - относительная доля пенсионеров в общей численности населения устойчиво растет, а численность занятых, приходящихся на одного пенсионера, - снижается [5].

Кризис национальных пенсионных систем - это характерное явление практически для всех стран, где такие системы существуют. Выход из кризиса может быть найден в разнообразных сочетаниях распределительной (основанной на принципе солидарности поколений и перераспределении средств от работающих к пенсионерам) и накопительной

59

(основанной на долгосрочном инвестировании личных пенсионных взносов) моделей пенсионного обеспечения населения, а также дополнении обязательного пенсионного страхования добровольным.

Конституция Российской Федерации гарантирует каждому гражданину социальное обеспечение по возрасту (статья 39) [1]. В 2020 г. были приняты поправки в Конституцию, в соответствии с которыми система пенсионного обеспечения формируется на основе «принципов всеобщности, справедливости и солидарности поколений» (статья 75, пункт 6). В настоящее время получателями пенсии в России являются около 46 млн человек, большинство из них (около 36 млн. чел.) - получатели пенсий по старости. Сложившаяся система пенсионных выплат формировалась в течение длительного периода, и ее развитие сопровождалось сложными дискуссиями как об источниках средств для пенсионного обеспечения граждан, так и о критериях справедливого распределения имеющихся средств.

Пенсионное обеспечение состоит в основном из страховых пенсий (обязательная система, основанная на распределительных принципах), государственных пенсий (прямые выплаты из государственного бюджета) и негосударственных пенсий (добровольная накопительная система за счет взносов граждан и предприятий). Система находится в режиме постоянного реформирования, и практически в любой момент возможны решения о серьезных изменениях ее принципов и характеристик. Основным элементом существующей государственной системы являются «страховые пенсии по старости», которые выплачиваются всем лицам пенсионного возраста, имеющим достаточный для пенсии трудовой стаж, в случае если за них в течение их трудовой деятельности была уплачена определенная сумма пенсионных взносов. Порядок их назначения и выплат определен федеральными законами от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» [3] и от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» [4].

Размер назначаемой страховой пенсии по старости зависит от суммы накопленных в течение жизни пенсионных баллов (коэффициентов), стоимости пенсионного балла в год назначения пенсии, а также фиксированной выплаты, единой для пенсионеров определенной категории (последние два показателя ежегодно увеличиваются примерно на уровень инфляции). Формула расчета пенсионных баллов сейчас устроена таким образом, что за один трудовой год не может быть накоплено более 10 баллов (для получения страховой пенсии по старости необходимо накопить за жизнь как минимум 30 баллов). Число получаемых за год баллов зависит от соотношения совокупного годового дохода работника и предельной величины годовой зарплаты, облагаемой пенсионными взносами в 22%, - эта предельная величина также ежегодно индексируется (Налоговый Кодекс РФ, пункт 6 статьи 421) [2]. Стоимость пенсионного коэффициента при назначении пенсий с 1 января 2021 г. составляет 98,86 руб., а фиксированная выплата для большинства получателей пенсий - 6044,48 руб.

В дополнение к распределительной системе с 2002 г. был введен накопительный компонент обязательного пенсионного страхования. Его модель предполагала, что право на накопительную часть пенсии имеют лица, родившиеся после 31 декабря 1966 г.; в их интересах для формирования накопительной пенсии работодателем отчисляется до 6% от начисленной зарплаты (сверх 16% общего тарифа обязательного пенсионного страхования с учетом ограничений на предельный размер заработной платы, облагаемой этим тарифом). Эти средства должны инвестироваться через управляющие компании или негосударственные пенсионные фонды (НПФ) и приносить будущему пенсионеру дополнительный доход. В случае дожития до пенсионного возраста, размер назначаемой пенсии рассчитывается, исходя из ожидаемого периода выплаты, который сейчас нормативно определен в 22. В соответствии с этой моделью ежемесячный размер выплаты должен быть равен делению суммы пенсионных накоплений на 264. (Согласно данным

Росстата, ожидаемая продолжительность предстоящей жизни в 2019 г. составляла 16,6 лет для мужчин, достигших 60 лет, и 26,3 лет для женщин, достигших 55 лет.)

В 2014 г. было принято решение о введении моратория на передачу в накопительную часть системы обязательного пенсионного страхования части взносов лиц, имеющих право на формирование накопительной пенсии. Соответствующие суммы (6%) направляются в распределительную систему. С тех пор этот мораторий регулярно продлевается, в 2020 г. было принято решение о его продлении до конца 2023 г.

Согласно данным Банка России, объем средств в накопительной части системы обязательного пенсионного страхования на середину 2020 г. составлял около 4,7 трлн руб., участниками этой системы являлись около 76 млн человек. Кроме того, граждане и предприятия-работодатели могут копить деньги в НПФ для будущих пенсий на добровольной основе. Негосударственное пенсионное обеспечение (НПО) существует с 1992 г., общий размер добровольных накоплений в НПФ на середину 2020 г. составлял 1,4 трлн руб. Участниками системы НПО являлись 6,2 млн человек, получателями выплат из нее - 1,6 млн.

Таким образом, можно ожидать, что российская пенсионная система в ближайшие годы будет подвержена различным изменениям, связанным с демографическими, социальными и экономическими вызовами, угрожающими ее устойчивости. Остро встают вопросы, связанные с оценкой эффективности национальной пенсионной системы. Необходимо иметь четкие ориентиры: при каких условиях наличие обязательного накопительного компонента повышает устойчивость и эффективность национальной пенсионной системы.

Список используемых источников:

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) / Консультант Плюс [Электронный ресурс] / URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения 24.05.2021)

2. Налоговый кодекс Российской Федерации часть 2 (НК РФ ч.2) (5 августа 2000 года N 117-ФЗ) / Консультант Плюс [Электронный ресурс] / http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28165/ (дата обращения 24.05.2021)

3. Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» от 15.12.2001 N 167-ФЗ (последняя редакция) / Консультант Плюс [Электронный ресурс] / URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34447/ (дата обращения 24.05.2021)

4. Федеральный закон «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 N 400-ФЗ (последняя редакция) / Консультант Плюс [Электронный ресурс] / URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_156525/ (дата обращения 24.05.2021)

5. Университетская информационная система РОССИЯ [Электронный ресурс/URL: https://uisrussia.msu.ru/ (дата обращения 24.05.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.