УДК 372.878+784
Р.Р. Султанова, Л.Т. Файзрахманова
СТАНОВЛЕНИЕ ВОКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ КАЗАНИ
(XIX - НАЧАЛО XX ВВ.)
В статье реконструируется процесс становления вокального образования в Казани (XIX - начало XX вв.). На основе изученных архивных документов, научных исследований и материалов периодической печати авторы выявили основные условия и этапы развития названного процесса в дореволюционный период; обобщили результаты исследования различных источников о деятельности преподавателей вокальных классов в казанских мужских и женских гимназиях, Родионовском институте благородных девиц, частных музыкальных школах Л.К. Новицкого, В.Н. Пасхалова, А.А. Орлова-Соколовского, Р.А. Гум-мерта, в Казанском музыкальном училище при Императорском Русском Музыкальном Обществе (ИРМО); в процессе исследования были выявлены цели, задачи и содержание обучения сольному пению в названных учебных заведениях. Изучена и обобщена деятельность педагогов вокала, среди них К.И. Гриняски, С.В. Гилев, Ф.Ю. Закржевский, М.Л. Генжиан, Л.Н. Люценко. Названы имена педагогов-вокалистов, оставивших заметный след в истории музыкального образования Казани, среди которых С.Э. Онихимовская-Боржимовская, Ф.А. Ошустович, С.А. Гепнер, Е.А. Смагина и др. Выявлены имена воспитанников казанской вокальной школы, часть из которых впоследствии стала профессиональными певцами. Отдельное внимание уделено первым татарским певицам Ф. Гумеровой, М. Рахманкуловой.
Ключевые слова: музыкальное образование, сольное пение, частные учителя музыки, казанские учебные заведения, Казань
Ramilya R. Sultanova, Lyalya T. Fayzrakhmanova FORMATION OF VOCAL EDUCATION IN EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF KAZAN (XIX - EARLY XX CENTURIES)
The article reconstructs the process of formation of vocal education in Kazan (XIX - early XX centuries). On the basis of the studied archival documents, scientific research and materials of the periodical press, the authors identified the main conditions and stages in the development of this process in the pre-revolutionary period; summarized the results of a study of various sources on the activities of teachers of vocal classes in Kazan male and female gymnasiums, the Rodionov Institute for Noble Maidens, private music schools L.K. Novitsky, V.N. Paskhalova, A.A. Orlov-Sokolovsky, R.A. Gummert, at the Kazan School of Music at the Imperial Russian Musical Society (IRMO); in the course of the study, the goals, objectives and content of teaching solo singing in these educational institutions were identified. The activities of vocal teachers have been studied and summarized, among them K.I. Grinyasky, S.V. Gilev, F.Yu. Zakrzhevsky, M.L. Genzhian, L.N. Lyutsenko. The names of vocal teachers who left a noticeable mark in the history of musical education in Kazan are named, among which are S.E. Onikh-imovskaya-Borzhimovskaya, F.A. Oshustovich, S.A. Gepner, E.A. Smagina and others. The names of pupils of the Kazan vocal school, some of whom later became professional singers, were revealed. Special attention is paid to the first Tatar singers F. Gumerova, M. Rakhmankulova.
Key words: musical education, solo singing, private music teachers, Kazan educational institutions, Kazan
Введение
Процесс становления профессионального вокального образования, которое является неотъемлемой частью отечественной музыкальной культуры, имеет на территории Татарстана свои историко-культурные особенности. Это обусловлено тем, что на протяжении многих веков территорию Казанской губернии населяли разные этносы, говорившие на разных языках и исповедовавшие разные религии, что создавало предпосылки для формирования своеобразного полиэтнического и поликонфессионального культурного пространства в регионе. В результате, на территории Татарстана сложилась культурная среда, где возникли и развиваются уникальные культурные традиции, изучение и дальнейшее сохранение которых определяется как одна из важнейших государственных задач. С целью сохранения национальной куль-
туры, традиций и образовательных практик 2023 год в Татарстане объявлен: «Годом национальных культур и традиций». В выступлении руководителя республики Р.Н. Минниханова отмечается, что «народы, населяющие Татарстан, обладают богатейшим историко-культурным наследием» и необходимо понимать «важность сохранения и укрепления духовных ценностей, возрождения исконных национальных традиций» [2]. Таким образом, запрос государства и общества на изучение и сохранении историко-культурного наследия народов Татарстана, в том числе истории становления музыкального образования, как неотъемлемой части национальной культуры, убеждает в своевременности и актуальности данного исследования.
Цель исследования. Воссоздать (реконструировать) процесс становления профессионального вокального образования в Казани
(XIX - начало XX вв.).
Материал и методы исследования
В процессе исследования использовались следующие группы материалов: 1) документы из фондов Национального архива Республики Татарстан: Фонд 642 - Казанское отделение Императорского русского музыкального общества, Фонд 80 - Казанский Родионовский институт благородных девиц, Фонд 1 - Канцелярия Казанского Губернатора; 2) материалы периодической печати: Волжский вестник (1898 г.), Казанские губернские ведомости (1845, 1846 гг.), Казанский телеграф (1908 г.), Интернет-газета РБК (2023 г.); 3) сведения из личного архива Р.А. Гуммерта, хранящегося в научном отделе библиотеки Казанской государственной консерватории (академии) им. Н.Г. Жиганова; 4) научные исследования и публикации, освещающие вопросы истории становления музыкального образования в Казани в XIX веке (Г.М. Кантор, Е.К. Карпова, Е.В. Порфирьева, З.М. Явгильдина); 5) материалы диссертационных исследований, посвященных начальному музыкальному и музыкально-педагогическому образованию Татарстана (Р.Р. Султанова, Л.Т. Файзрахманова).
В основу исследования положены исторический (М.Б. Богуславский, Г.Б. Корнетов) и культурологический подходы (Н.А. Бердяев, С.И. Гессен и др.). Основными методами исследования являются: изучение, систематизация и анализ архивных материалов и исторических документов; описание, обобщение и объяснение фактов исследуемого исторического процесса, его реконструкция; статистическая обработка количественных данных, их интерпретация.
Литературный обзор
Дореволюционный период развития музыкального образования в Казани и Казанской губернии освящен в трудах Е.В. Порфирьевой, Г.М. Кантора, Е.К. Карповой, Г.С. Кожевникова, В.Д. Булгакова. Отдельные аспекты становления казанской вокальной школы в первые годы после революции 1917 г. затронуты в исследованиях Г.К. Вайды-Сайдашевой и Ю.А. Мартыновой. Процесс становления и развития общего музыкального образования в Татарстане представлен в монографии З.М. Явгильдиной. Содержание и формы музыкального воспитания в татарских учебных заведениях в дореволюционный период раскрыты в исследовании А.Н. Валиахметовой. Процесс становления и развития музыкально-педагогического образования в Татарстане в XIX-XX вв. системно исследуется в докторской
диссертации Л.Т. Файзрахмановой. Развитие начального музыкального образования в Татарстане реконструируется в диссертационном исследовании Р.Р. Султановой. Предпосылки зарождения вокальной школы Казанской консерватории в контексте становления татарской национальной культуры обосновываются в научных статьях Г.Ф. Юнусовой, А.Р. Салиховой, Е.В. Зеленковой, Р.Р. Нигма-туллиной и других авторов.
Результаты исследования
В процессе исследования было выявлено, что становление системы вокального образования в Казани (XIX в.) осуществлялось в процессе развития форм и содержания:
- эстетического воспитания в казанских образовательных учреждениях (Первая мужская гимназия, Родионовский институт благородных девиц, Мариинская гимназия, Казанский университет и др.);
- многочисленных «классов» и «курсов» сольного пения, открываемых солистами оперного театра в ответ на потребности общества в любительском музицировании («музыкальные кружки», «общества искусств», домашнее музицирование);
- профессионального музыкального образования (частные музыкальные школы Л.К. Новицкого, В.Н. Пасхалова, А.А. Орлова-Соколовского, Р.А. Гуммерта; Казанское музыкальное училище Императорского Русского музыкального общества).
В процессе исследования выявлены имена педагогов вокала (К.И. Гриняски, С.В. Гилев, Ю.Ф. Закржевский, Л.Н. Люценко, Л.А. Фуллон, Е.А. Смагина, Ф.А. Ошустович, С.А. Гепнер) и их наиболее талантливых учеников (С.Э. Онихи-мовская-Боржимовская, Е.Г. Ковелькова и др.), оставивших заметный след в истории развития музыкального образования Казани и губернии.
Анализ материалов исследования позволил сделать вывод о профессиональном мастерстве казанских преподавателей сольного пения и высоком уровне подготовки их учеников, совместно осуществлявших постановки оперных спектаклей (В.Ю. Виллуан «Принц Лелио», П.И. Чайковский «Евгений Онегин», К.М. Вебер «Вольный стрелок», М.И. Глинка «Жизнь за царя», «Руслан и Людмила», Ш.Ф. Гуно «Фауст», Дж. Верди «Трубадур»).
Формирующаяся в Казани музыкальная среда оказала влияние на музыкальные интересы и предпочтения молодежи коренной национальности, из числа которой в начале XX века появляются первые певцы, выступа-
ющие в публичных концертах (Ф. Гумерова, М. Рахманкулова).
Обсуждение
Девятнадцатый век в российской истории назван «золотым» веком русской культуры, что связано со многими государственными реформами, в том числе в сфере образования. Открывшиеся университеты, дворянские институты, гимназии, другие учебные заведения создали предпосылки для развития науки, литературы и искусства. В Казанской губернии лидирующее положение в этом процессе принадлежало университету, который и ныне гордится именами своих выпускников - геометра Н.И. Лобачевского, астронома и мореплавателя И.М. Симонова, писателя С.Т. Аксакова, российских музыкантов М.А. Балакирева и С.В. Смоленского.
Как показало исследование, в течение XIX века музыкальное искусство становится все более востребованным широкими кругами дворянской и разночинной молодежи, что явилось одной из причин прибытия в Казань значительного числа музыкантов из зарубежных стран. Среди них встречались настоящие профессионалы, некоторые были приняты в казанские учебные заведения на должности учителей музыки. Они обучали воспитанников не только игре на музыкальных инструментах, но и светскому пению, которое было включено в программы привилегированных учебных заведений как один из обязательных атрибутов светского образования, как наиболее привлекательный и доступный вид музыкального исполнительства. Известно, что в мужских гимназиях Казанской губернии и, в частности, в Первой мужской гимназии, обучение светскому пению осуществлялось на основе изучения оперного репертуара зарубежных композиторов [13, с. 141, 143, 165]. В тоже время ученицы женских гимназий, обладавшие музыкальными способностями и пожелавшие учиться вокалу, осваивали сольное (светское) пение факультативно за дополнительную плату.
Иным было положение в Родионовском институте благородных девиц (1841-1917), где уроки сольного (светского) пения согласно «Правилам пользования уроками музыки и пения в Казанском Родионовском институте» от 17 апреля 1882 г. являлись частью обязательной музыкальной подготовки воспитанниц [13, с. 145-146]. Первыми преподавателями вокального класса были композитор В.В. Черников (1844-1847), К.-Г. Штюкрад (18481854) и Ф.А. Вальер (1854-1893). Все они в
своей работе придерживались принципа индивидуального подхода в обучении воспитанниц. Наиболее способные из них имели возможность получать дополнительные уроки сольного пения и специализироваться в этом направлении. Воспитанницы посещали занятия до трех раз в неделю, как индивидуально, так и группами [5] в течение всего периода обучения в институте(изначально срок обучения был 6-летним, с 1862 г. он увеличился до 7 лет). Обучение пению включало хоровую практику и освоение несложного оперного репертуара, в том числе арий и дуэтов из опер В.С. Беллини («Капулетти и Мон-текки» «Норма», «Пуритане»), Дж. А. Россини («Севильский цирюльник»), Дж. Мейербера («Роберт-Дьявол»), К.М. Вебера («Вольный стрелок») и др., а также русских народных песен и романсов русских композиторов, исполнявшихся в публичных концертах [3; 4]. Значительный вклад в развитие вокального класса Родионовского института внес известный казанский музыкант Р.А. Гуммерт, привлекавший к педагогической работе ведущих вокалистов Казани, в том числе известную оперную певицу К.И. Гриняски. Под руководством Р.А. Гуммерта силами воспитанниц института, приглашенных оперных певцов и симфонического оркестра была поставлена детская опера В.Ю. Виллуана «Принц Лелио» (1902). Все это свидетельствовало о достаточно высоком уровне общей музыкальной и вокальной подготовки воспитанниц института.
Значимое влияние на развитие интереса к вокальному искусству, а значит, и вокальному образованию в Казани во второй половине XIX в. оказывал городской оперный театр. Опера привлекала большое число любителей и ценителей вокальной музыки, при этом ведущие оперные артисты преподавали сольное пение в учебных заведениях города и одновременно создавали собственные «школы», «курсы», «классы»: К.Ф. Барби-Бродовский, М.Л. Генжиан, К.И. Гриняски, С.В. Гилев, Ф.Ю. Закржевский, Л.Н. Люценко, Н.А. Преображенский, Е.В. Тинькова, А.П. Ухтомская-Баронелли, Л.А. Фуллон и др.
Основоположницей казанской вокальной школы по праву считается выпускница Миланской консерватории - Каролина Ивановна Гриняски (класс профессора Ф. Лямперти), ведущая солистка (сопрано) итальянской оперной труппы, организованной казанским антрепренером Н.Н. Дмитриевым. С середины 60-х гг. XIX в. известная певица обосновалась
в Казани и преподавала сольное пение в созданном ею классе пения, а также в Мариин-ской и Ксенинской гимназиях, Родионовском институте благородных девиц. Известна была К.И. Гриняски также тем, что организовала хоры при «Кружке любителей музыки» и «Обществе любителей изящных искусств» [7, с. 24]. Благодаря своему педагогическому таланту и профессионализму К.И. Гриняски за короткое время приобрела репутацию авторитетного педагога по вокалу, «мастера!», что подтверждается высокой оценкой, высказанной в адрес певицы профессором сольного пения Петербургской консерватории И.П. Прянишниковым [7, с. 24].
К.И. Гриняски регулярно устраивала публичные отчетные концерты школы, на которых ее ученики исполняли арии, ариозо, несложные ансамбли и дуэты из опер В.А. Моцарта («Дон Жуан»), В.С. Беллини, Дж. А. Россини, Дж. Верди, М.И. Глинки («Жизнь за царя»), Г. Доницетти («Лукреция Борджиа» и «Фаворитка»), а также романсы русских и зарубежных композиторов. Подобные музыкальные вечера организовывались в лучших залах Казани (Дворянское собрание, Городской театр) и заметно разнообразили концертную жизнь города, в то время как молодые певцы накапливали необходимый опыт публичных выступлений.
К.И. Гриняски воспитала немало исполнителей, успешно выступавших на казанской театральной сцене. Среди них: Н.Л. Нагибина, В.Е. Ясиновская, Е.И. Алабова. Особенно полюбилась публике С.Э. Онихимовская-Боржимовская, продолжившая свое образование в музыкальной школе Л.К. Новицкого, а затем в Варшавской консерватории. В дальнейшем она активно концертировала, пела в Казанской опере и много лет занималась педагогической работой [7, с. 24].
Отдельного внимания заслуживает деятельность С.В. Гилева (1854-1933) - ученика Дж. Гальвани, выпускника Московской консерватории. В 1884 г. в Казани им были открыты классы пения, где помимо уроков вокала в учебную программу были включены занятия по элементарной теории музыки, сольфеджио, фортепиано и хоровому пению. В 1888 г. по инициативе С.В. Гилева ученическими силами были поставлены сцены из опер М.И. Глинки «Жизнь за царя», «Руслан и Людмила», А.Г. Рубинштейна «Демон», Ш.Ф. Гуно «Фауст», Дж. Верди «Риголетто», «Аида» [7, с. 25].
В 1889 г. вокальный класс открыл бывший
солист Императорской оперы Ю.Ф. Закржев-ский. Следует отметить широкую просветительскую направленность его деятельности. Ученические концерты устраивались им на доступных широкому зрителю площадках (Гоголевский театр, Новый клуб, летняя сцена Панаевского театра). В 1907-1908 гг. его ученики исполнили отрывки из опер П.И. Чайковского «Пиковая дама», «Евгений Онегин», Дж. Верди «Риголетто», Ш.Ф. Гуно «Фауст», что указывает на достаточно высокий уровень профессиональной подготовки учащихся, среди которых названы В.И. Аристовский, В.М. Березин, Л.М. Красина, Е.Г. Щербакова-Костина и др. [7, с. 26-27].
Еще одним ярким представителем казанской вокальной школы была М.Л. Генжиан. Качество подготовки ее учащихся позволило участвовать молодым исполнителям не только в отдельных оперных сценах, но и в целых сценических постановках (Ш.Ф. Гуно «Фауст», 1903; В.А. Моцарт «Волшебная флейта», 1912). Профессиональной певицей стала ученица М.Л. Генжиан - О.С. Жутеева, в дальнейшем солистка в антрепризе Н.И. Собольщикова-Самарина [7, с. 27].
Яркий след в истории казанского музыкального образования оставила «школа пения» Л.Н. Люценко. Ее ученица Е.Г. Ковелько-ва (контральто, меццо-сопрано), долгое время являлась солисткой Казанской оперной труппы, много гастролировала по провинциальным городам России, а в дальнейшем (после 1917 г.) в течение нескольких десятилетий преподавала в Казанском музыкальном училище и Казанской консерватории. Ее заслуги в искусстве, в деле музыкального просветительства были отмечены правительственной наградой, ей было присвоено звание «Заслуженный артист Татарской АССР» [7, с. 27].
Следующим важным этапом в становлении профессионального вокального образования является открытие в Казани первых специальных музыкальных учебных заведений -музыкальных школ Л.К. Новицкого, В.Н. Пас-халова и А.А. Орлова-Соколовского. В названных учебных заведениях функционировали вокальные классы, а образовательный процесс был направлен на подготовку профессиональных музыкантов по образцу европейских и российских консерваторий.
В частной музыкальной школе (1870-1885 гг.) Л.К. Новицкого [10, л. 3] в классе сольного пения наряду с директором преподавал К.П. Соколов. Важным компонентом учебного процесса являлись концерты учащихся и пре-
подавателей. Особенно интересной была практика совместных благотворительных концертов воспитанников классов пения Л.К. Новицкого и К.И. Гриняски (в пользу Казанского общества Земледельческих колоний и ремесленных приютов; в пользу населения Самарской губернии, пострадавшей от неурожая и т.п.). Такие концерты способствовали профессиональному росту, творческому взаимодействию и развитию обучаемого контингента.
Занятия Бесплатной музыкальной школы (1882-1884гг.) В.Н. Пасхалова посещали представители разных слоев казанского общества, в том числе, малообеспеченные студенты Казанского университета и Ветеринарного института. Сольное пение преподавали В.Н. Пас-халов и выпускница Петербургской консерватории Л.А. Фуллон [12, с. 89]. В программы учебного репертуара включались произведения русских и зарубежных композиторов, а также сочинения самого В.Н. Пасхалова (романсы, песни).
Яркий след в истории вокального образования Казани оставила деятельность общедоступной музыкальной школы (1886-1891 гг.) А.А. Орлова-Соколовского (1855-1892). Являясь музыкальным руководителем и дирижером оперной труппы П.М. Медведева, А.А. Орлов-Соколовский уделял большое внимание профессиональной подготовке молодых певцов. Для преподавания в классе сольного пения были приглашены лучшие солисты Казанской оперы - Н.В. Унковский (ведущий солист оперы в 80-е гг.) и С.Э. Онихимовская-Боржимовская [12, с. 118]. Учащиеся и педагоги музыкальной школы вели активную концертную деятельность и часто были задействованы в оперных постановках Казанского театра. Например, в 1890 г. на сцене городского театра силами школы была поставлена опера П.И. Чайковского «Евгений Онегин». В целом, весь процесс обучения в школе был направлен на подготовку профессиональных музыкантов, которые могли бы «найти себе применение в конкретной театрально-концертной практике» [12, с. 117].
В частной музыкальной школе Р.А. Гум-мерта (1891-1904 гг.) в класс сольного пения принимались юноши «не моложе 18 лет» и девушки в возрасте от 16 лет без какой-либо предварительной подготовки [9]. Обучение длилось 4 года. В первый год учащиеся осваивали специальный предмет, элементарную теорию музыки и сольфеджио. Во втором классе помимо пения вокалисты изучали гар-
монию и сольфеджио. На третьем году обучения в учебном плане значились специальность, гармония (по сокращенной программе) и «оперный хор». Четвертый год обучения являлся заключительным, ученики посещали занятия по следующим дисциплинам: сольное пение, «энциклопедия» (сокращенная программа), история музыки и инструментовка. Промежуточная и итоговая аттестация распределялась следующим образом: экзамен по вокалу сдавали дважды в год: в декабре - собственному преподавателю, в апреле - перед комиссией; выпускной экзамен приобрел публичную форму, осуществлялся в присутствии зрителей. Программа публичного экзамена включала «арию оперную, арию духовную и романсы разнородные» [9].
Если говорить о численности учащихся, то известно, что в 1895-1896 уч. г. в классе пения обучалось небольшое число учащихся - всего 5 человек [12, с. 177], в 1897-1898 учебном году из 178 человек «в классе пения и декламации» числилось 13 учащихся [1].
В разные годы преподавателями сольного пения значились Е.В. Тинькова - с дипломом «свободного художника» С.-Петербургской консерватории, Е.А. Смагина (меццо-сопрано) - выпускница музыкально-драматического училища Московского филармонического общества, а также Ю.Ф. Закржевский, окончивший Львовскую консерваторию. Они являлись известными, успешно выступавшими на казанской сцене музыкантами [12, с. 175].
В школе Р.А. Гуммерта достаточно большое внимание уделялось организации публичных концертов, участвуя в которых молодые певцы получали ценный опыт выступлений на сцене. Сам Р.А. Гуммерт обозначил целью их проведения «развитие соревнования между учащимися, постепенное приучение их к публичным выступлениям и наблюдения за их прогрессивным развитием» [1]. Кроме того, 23 раза в год устраивались концерты «при участии преподавателей и местных артистов», нацеленные на «ознакомление учащихся, а равно и публики с музыкальными произведениями при возможно лучшем исполнении» [1].
После преобразования школы Р.А. Гуммер-та (1904) в Казанское музыкальное училище Императорского русского музыкального общества (ИРМО) класс сольного пения продолжил свою деятельность. Количественно контингент учащихся заметно вырос (в 1904-1905 уч. г. в училище обучалось 281 человек, в следующем году уже 328, в 1909-1910 уч. г. - 485, а
в 1912-1913 уч. г. - 430). Известно, что на отделении сольного пения в 1907-1909 гг. бесплатно осваивали основы вокального искусства 18 человек [11, л. 17.].
Педагогический состав постепенно пополнился новыми преподавателями. Помимо Е.А. Смагиной на службу в училище поступил бывший солист Мариинского театра М.И. Михайлов (с 1904 по 1910 гг.), он основал оперный класс. После его ухода с 1911 г. начинается педагогическая деятельность Ф.А. Ошустовича, выпускника Варшавской консерватории, известного в будущем вокального педагога. С 1910 г. в училище преподавала С.А. Гепнер, окончившая Петербургскую консерваторию [12, с. 207]. В 1906 г. в музыкальном училище с целью подготовки певцов к работе на сцене был открыт класс оперного и драматического искусства. Со временем расширился учебный план. Среди дисциплин, изучавшихся учащимися отделения, значились:
драматическое искусство (Н.В. Пальчикова, затем Н.А. Дымов), танец и пластика (Е.Н. Матвеевская) [12, с. 210-211], история театра (профессор Б.В. Варнеке), анатомия, физиология и гигиена органов дыхания (И.С. Кривоносова), декламация, пластика и грим (Н.В. Пальчикова) [11. л. 78].
Со временем сложившаяся сценическая подготовка солистов-вокалистов позволила приступить к ежегодным постановкам опер. Так впервые силами учеников класса М.И. Михайлова, учащихся училища и регентского класса (хор и оркестр под управлением Р.А. Гуммерта) была подготовлена и поставлена опера К.М. Вебера «Вольный стрелок» (1909). Отмечалось, что «спектакль прошел с весьма хорошим успехом и опера была повторена в городском театре 19 марта, с заменой исполнителей сольных партий дублерами учеников того же оперного класса» [11, л. 69]. Затем последовали постановки опер «Жизнь за царя» М.И. Глинки (класс М.И. Михайлова, 1910), «Фауст» Ш.Ф. Гуно (класс С.А. Гепнер, 1913), «Трубадур» Дж. Верди, «Руслан и Людмила» М.И. Глинки (класс Ф.А. Ошустовича, 1915), «Евгений Онегин» П.И. Чайковского (класс С.А. Гепнер, 1915). В 1910 г. силами учащихся с большим успехом был исполнен «Реквием» В.А. Моцарта [12, с. 210211]. Кроме того, в зале Дворянского собрания устраивались отдельные концерты «учащихся классов пения музыкального училища» [6].
В некоторых архивных документах, относящихся к истории Казанского музыкального училища, встречаются фамилии воспитанниц из татарских семей, однако они числятся в списках учеников фортепианного отделения (Личный архив Э.Б. Литвиновой). Архивные материалы, где указаны сведения об учащихся из татарской среды, обучавшихся в частных классах пения, не были обнаружены.
Вместе с тем сохранились сведения об интенсивной концертной деятельности юной певицы Фатымы Гумеровой (11-14 лет), выступавшей в 1913-1916 гг. на лучших концертных площадках города (Новый клуб, Купеческое собрание, Восточный клуб, Русская Швейцария) и за его пределами (Стерлитамак, Нижний Новгород, Оренбург и др.). Например, 25 января 1914 г. в Восточном клубе состоялся «специальный вечер для детей», где в сопровождении хора выступала Фатыма Гумерова с Марьям Рахманкуловой [8, с. 226], будущей солисткой Татарского оперного театра, нар. арт. РСФСР и РТ. Несмотря на существующие религиозные каноны и ограничения, светская музыка все более привлекала внимание татарской молодежи, в ее среде встречались талантливые музыканты-самоучки -инструменталисты, певцы, самодеятельные композиторы. Этот процесс приобрел все большее развитие в первые десятилетия XX века, а в последующем вышел на путь профессионализма.
Заключение
Как показало проведенное исследование, вокальное образование в Казани развивалось поэтапно: поначалу были востребованы занятия с частными учителями, как правило, иностранцами, затем были разработаны программы обучения светскому пению в казанских учебных заведениях различного типа, где ставились задачи общего музыкального воспитания учащихся; в последующем, благодаря педагогической деятельности музыкантов-профессионалов - выпускников европейских и российских консерваторий, а также деятельности казанских специальных музыкальных учебных заведений - частных музыкальных школ и музыкального училища -осуществляется перевод обучения вокальному искусству на профессиональные основы. В становлении вокального образования приняли участие многие зарубежные музыканты (начало XIX в.), позже, наряду с иностранными певцами, в этом процессе принимают актив-
ное участие выпускники россииских консер- ныи театр, а также выступления вокалистов-ваторий. Для возникновения и укоренения педагогов в концертных программах с при-вокально-педагогических традиций большое влечением учащихся вокальных классов. На значение имели учебные заведения, где му- рубеже XIX-XX вв. появляются первые музы-зыкальное образование было поставлено на канты-самоучки из татарской молодежной профессиональный уровень. Значимое влия- среды, в публичных концертах впервые при-ние на развитие интереса к искусству вокала нимают участие девушки-мусульманки с ис-и вокальному образованию оказывал опер- полнением народных татарских песен.
Литература:
1. Волжский вестник. - 1898. - № 214.
2. Интернет-газета РБК. - Режим доступа : https://rt.rbc.ru/tatarstan/freenews/ 63510b849a7947654e723972 (дата обращения : 25.03.2023).- Текст : электронный.
3. Казанские губернские ведомости. - 1846. - 8 марта.
4. Казанские губернские ведомости. Часть неофициальная. - 1845. - 2 апреля.
5. Казанский Родионовский институт благородных девиц / / НА РТ. Ф. 80. Оп. 3. Д. 15. Л. 13.
6. Казанский телеграф. - 1908. - 2 февр.
7. Кантор, Г.М. Музыкальное образование в Казани в XIX в. / Г.М. Кантор, Е.К. Карпова // Из истории музыкальной культуры и образования в Казани. - Казань : Казан. гос. консерватория, 1993. - С. 9-28.
8. Карпова, Е.К. Хроника концертной жизни Казани / Е.К. Карпова //Из истории музыкальной культуры и образования в Казани. - Казань : Казан. гос. консерватория, 1993. - С. 82-241.
9. Научная библиотека КГК им. Н.Г. Жиганова. Архив Р.А. Гуммерта / [Не описан].
10. О разрешении Новицкому открыть муз школу // НА РТ. Ф. 1. Оп. 3. Д. 2245. Л.5.
11. Отчет Казанского отделения императорского русского музыкального общества за 1907-09 г. // НА РТ. Ф. 642. Оп. 1. Д. 1. Л. 130.
12. Порфирьева, Е.В. Музыкальное образование в Казани (XIX - начало XX в.) : становление и развитие / Е.В. Порфирьева. - Казань : Казан. гос. консерватория, 2014. - 248 с.
13. Явгильдина, З.М. Развитие общего музыкального образования в Татарстане (XX век) : дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.01 / З.М. Явгильдина. - Казань, 2007. - 507 с.
References:
1. Volzhskij vestnik. - 1898. - №214.
2. Internet-gazeta RBK [E'lektronny'j resurs]. - Rezhim dostupa: https://rt.rbc.ru/tatarstan/freenews/ 63510b849a7947654e723972 (data obrashheniya: 25.03.2023).
3. Kazanskie gubernskie vedomosti. - 1846. - 8 marta.
4. Kazanskie gubernskie vedomosti. Chast' neoficzial'naya. - 1845. - 2 aprelya.
5. Kazanskij Rodionovskij institut blagorodny'kh deviez / / NA RT. F. 80. Op. 3. D. 15. - L. 13.
6. Kazanskij telegraf. 1908. - 2 fevralya.
7. Kantor G.M. Muzy'kal'noe obrazovanie v Kazani v XIX v. / G.M. Kantor, E.K. Karpova // Iz istorii muzy'kal'noj kul'tury' i obrazovaniya v Kazani. - Kazan': Kazansk. gos. konservatoriya, 1993. - S. 9-28.
8. Karpova E.K. Khronika konczertnoj zhizni Kazani / E.K. Karpova // Iz istorii muzy'kal'noj kul'tury' i obrazovaniya v Kazani. - Kazan': Kazansk. gos. konservatoriya, 1993. - S. 82-241.
9. Nauchnaya biblioteka KGK im. N.G. Zhiganova. Arkhiv R.A. Gummerta / [Ne opisan].
10. O razreshenii Noviczkomu otkry't' muz shkolu // NA RT. F. 1. Op. 3. D. 2245. - 5 l.
11. Otchet Kazanskogo otdeleniya imperatorskogo russkogo muzy'kal'nogo obshhestva za 1907-09 g. // NA RT. F. 642. Op. 1. D. 1. - 130 l.
12. Porfir'eva E.V. Muzy'kal'noe obrazovanie v Kazani (XIX - nachalo XX v.): stanovlenie i razvitie / E.V. Porfir'eva. - Kazan': Kaz. gos. kons., 2014. - 248 s.
13. Yavgil'dina Z.M. Razvitie obshhego muzy'kal'nogo obrazovaniya v Tatarstane (XX vek): diss. ... d-ra ped. nauk: 13.00.01 / Yavgil'dina Ziliya Mukhtarovna. - Kazan', 2007. - 507 s.