УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ КАЗАНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
Том 155, кн. 3, ч. 1
Гуманитарные науки
2013
УДК 78/79(470.41-25)"1914"
МУЗЫКАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ
И КУЛЬТУРНО-МАССОВЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ В КАЗАНИ НАКАНУНЕ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ (по материалам местных периодических изданий)
Д.Р. Хайрутдинова Аннотация
В статье на основе анализа материалов периодических изданий, прежде всего популярной у казанцев газеты «Казанский телеграф», освещается музыкальная жизнь города за период с января по август 1914 года. Автор пытается дать полный перечень музыкальных коллективов, работавших в Казани в это время, определить уровень их профессионализма, выявить особенности репертуара, а также охарактеризовать вкусы местной публики.
Ключевые слова: музыкальная жизнь, концертная деятельность, афиши, местная периодика, репертуар, музыкальные коллективы, Императорское Русское музыкальное общество, благотворительные концерты, военные оркестры, концертные залы.
Культурная жизнь любого крупного провинциального города - это всегда явление интересное и многогранное. И неотъемлемой его частью являются музыкальные события. Без изучения концертной деятельности музыкальных коллективов, оркестров, небольших ансамблей и хоров, а также отдельных музыкантов, певцов, выступавших в разных жанрах - от классической оперы до народных и эстрадных песен, картина музыкальной жизни Казани накануне Первой мировой войны была бы неполной. Соответственно, стоит обратить внимание на различные культурно-массовые мероприятия, проходившие в городе в этот период, так как именно они сопровождались активной концертно-развлекательной деятельностью. Это всевозможные светские и религиозные праздники, народные гуляния, ёлки, детские и другие благотворительные вечера, балы и иные досуговые мероприятия.
Научная литература особого внимания культурной жизни города в годы Первой мировой войны не уделяет. Исключение составляет монография Г.К. Вайды-Сайдашевой «Звуки времени», посвящённая отдельным эпизодам музыкальной жизни города в 1917-1918 гг., и статьи Г.М. Кантора. Поэтому основным источником является пресса - газеты, выходившие в 1914-1918 гг. в Казани: «Казанский телеграф», «Камско-Волжская речь», «Кояш» (в остальных периодических изданиях музыкальная жизнь освещалась нерегулярно и весьма фрагментарно). Важнейшие сведения о музыкальных событиях можно почерпнуть из афиш и объявлений, которые обычно печатались на первой странице газет рядом
с афишами театров, а также из небольших заметок и очень редких рецензий, выходивших в постоянных рубриках «Театр и музыка» и «Хроника» (здесь наряду с новостями из других областей жизни города).
Остановимся на наиболее важных событиях из музыкальной истории Казани.
Концертную жизнь Казани невозможно себе представить без выступлений оперных артистов и оперного оркестра на различных сценических площадках. В прямой зависимости от них находилось и музыкальное образование в городе, будь то частные музыкальные школы, курсы музыки и пения, различные музыкальные классы, а также любительское музицирование. Многие оперные артисты и профессиональные музыканты, достигнув пенсионного возраста или же по иным причинам, например по состоянию здоровья, оставляли сцену и переключались на педагогическую деятельность. Развитие домашнего музицирования, в свою очередь, стимулировало к посещению оперных спектаклей. Само музицирование в салонах часто сводилось к пению любимых оперных арий и исполнению фортепьянных импровизаций на оперные темы. Именно на этом поприще в Казани прославился как виртуоз М.А. Балакирев [2].
Ещё одной заслугой оперного театра, оперных артистов и музыкантов в развитии музыкальной культуры Казани является открытие в XIX в. первых музыкальных кружков и обществ. Созданные по желанию казанской общественности и руководимые профессиональными музыкантами, они в немалой степени способствовали пробуждению интереса горожан к музыке, пению, исполнительскому и оперному искусству. В таких обществах постоянное участие принимал силами своих артистов казанский театр.
Одним из первых музыкальных обществ, появившихся в Казани в XIX в., было «Музыкальное общество Императорского Казанского университета», которое состояло из множества самодеятельных кружков, таких как кружок хорового пения, ансамбль мандолинистов и гитаристов и др. В это же общество входили симфонический и духовой оркестры университета. Руководили всеми этими кружками и музыкальными коллективами как профессиональные музыканты, так и любители. В конце XIX в. председателем общества был избран профессор Н.В. Сорокин. Симфоническим оркестром руководили и дирижировали преподаватели музыкальной школы и популярные казанские музыканты Р. А. Гуммерт и А.Ю. Амиго [3, с. 91].
Крупнейшим событием в музыкальной жизни Казани было открытие в 1864 г. отделения Императорского Русского музыкального общества (ИРМО), третьего по счёту после Москвы и Петербурга [3, с. 91]. Казанское отделение ИРМО сразу же развернуло бурную деятельность по организации концертов, приглашению на гастроли в Казань выдающихся деятелей российского музыкального искусства, устройству благотворительных музыкальных вечеров и т. п. Благодаря деятельности общества музыкальная жизнь Казани не просто сильно оживилась, она стала развиваться на общероссийском уровне.
В 1881 г. возникло новое музыкальное общество - «Казанский кружок любителей музыки», который быстро приобрёл популярность у горожан. Способствовало этому покровительство самого казанского губернатора А.К. Гейнса. Страстный ценитель музыки и изящных искусств, он даже предоставлял для собраний кружка свой дворец в Казанском кремле. Его интересы полностью
разделяла супруга Ольга Сергеевна Александрова-Гейнс, человек невероятно широкой и чистой души, одна из крупнейших благотворительниц Казани конца XIX - начала XX в. При кружке в 1882-1885 гг. действовала открытая ярым поборником демократизации музыкального образования В.Н. Пасхаловым бесплатная музыкальная школа, обучение в которой носило музыкально-просветительский характер [4, т. 4, с. 269]. Кружок устраивал вечера камерной музыки, привлекая приезжих и местных музыкантов, симфонические концерты, которыми руководил капельмейстер М.П. Мусорин, вышедший из крепостного оркестра казанского помещика Толстого. К сожалению, с увольнением губернатора Гейнса кружок прекратил своё существование [3, с. 89].
Существовали в городе и другие кружки и общества, уставы которых разрешали устройство музыкальных вечеров, например «Общество любителей изящных искусств», «Кружок любителей совместного пения» А.И. Бердникова, классы хорового пения С.В. Гилева. В большинстве случаев эти организации давали концерты с благотворительной целью, участвовали в них только любители, исполнительский уровень которых был далёк от профессионального [3, с. 89].
Помимо музыкальных кружков и обществ существенное влияние на популяризацию музыкального искусства в Казани оказывала деятельность частных преподавателей музыки. Их в городе в конце XIX - первой четверти XX в. было множество. Среди них были откровенные шарлатаны, но были и добросовестные учителя. Наиболее известными преподавателями пения были К.И. Грянски, Л.А. Фултон, М.Л. Гентиан, В.А. Болтерман, Ю.Ф. Закржевский, Ф.А. Вальера, А.П. Ухтомская-Баронелли, З.И. Долина, Е.Г. Тигерстедт, из обучавших игре на фортепиано - Л.И. Лошкина, Е.И. Вольфсон, Э.В. Кунцевич, М.Н. Москвина, А.Р. Пенчковская, Л.К. Новицкий, Г.Г. Аристов. Некоторые из них вошли впоследствии в преподавательский состав специальных музыкальных учебных заведений Казани. В целях саморекламы многие частные учителя музыки устраивали публичные (нередко благотворительные) концерты, состоявшие из выступлений их учеников. Ставились даже крупные произведения, такие как опера [2].
В 1870 г. Л.К. Новицким была открыта первая в Казани частная платная музыкальная школа. Сведения о ней и о самом Новицком весьма скудны. Школа не имела разработанной программы, контингент учеников был невелик. Просуществовала она с перерывами около 15 лет и значительного следа в музыкальной жизни Казани не оставила.
К счастью, начинание Л.К. Новицкого спустя полтора десятилетия получило своеобразное продолжение. Известным российским музыкантом, дирижёром и композитором А.А. Орловым-Соколовским1 на собственные средства 2 марта 1886 г. в Казани была открыта общедоступная музыкальная школа. Здание школы находилось на современной улице Касаткина. При школе существовали классы фортепьяно, оркестровый, пения и драматического искусства. Судя по материалам сохранившихся источников, с самого начала работа школы организовывалась
1 А.А. Орлов-Соколовский (1855-1892) был выпускником Московской консерватории по классу кларнета, много гастролировал по театрам России, особенно прославился в качестве дирижёра оперных трупп в поволжских городах в антрепризе знаменитого П.М. Медведева [3, с. 91]. Завершив гастрольную деятельность, он поселяется в Казани с тем, чтобы полностью посвятить себя композиторской и музыкально-педагогической работе.
на демократических основаниях: принцип приёма в школу был бессословным, правда обучение в ней было платным. Однако одарённые учащиеся из бедных семей могли обучаться за полцены или бесплатно. К тому же при приёме в школу отсутствовал возрастной ценз - при желании в ней могли обучаться как взрослые, так и дети. В казанских архивах сохранились сведения о том, что к концу 80-х годов XIX в. число учащихся в школе достигло 300 человек [3, с. 92].
Роль музыкальной школы А. А. Орлова-Соколовского в пробуждении интереса к музыке и воспитании музыкального вкуса казанцев трудно переоценить [3, с. 92]. Однако после разорения и отъезда А. А. Орлова-Соколовского из Казани в Москву его любимое детище ослабло, перейдя в ведение Российского музыкального общества, а затем и вовсе прекратило своё существование.
Но и на этот раз Казань не осталась надолго без музыкальной школы: 21 августа 1891 г. в двухэтажном особняке на улице Покровской2 была открыта ещё одна музыкальная школа, инициаторами создания которой стали два бывших преподавателя школы Орлова-Соколовского, к тому времени уже очень известные казанские музыканты и дирижёры Р.А. Гуммерт и П.И. Юргенс. Однако вскоре после своего открытия, по не совсем понятным посторонним людям причинам, школа разделилась на две - школу Р.А. Гуммерта и школу П.И. Юргенса. Последняя не смогла просуществовать долго, и уже к 1895 году в Казани осталось только одно крупное музыкальное учебное заведение - школа Р.А. Гум-мерта. Программа обучения в школе была сходна с программой младших классов консерватории, а выпускники получали свидетельство, дававшее им право преподавать в музыкальных школах [4, т. 4, с. 269]. Преподавателями школы были известные музыканты и исполнители К.А. Корбут, Ф.А. Ошустович, М.А. Пятницкая, О.М. Родзевич и др.
Школа Р.А. Гуммерта вела концертную деятельность. Поскольку Гуммерт не имел возможности, как Соколовский, привлекать оперный оркестр, симфонические концерты были очень редки. Зато квартетная музыка звучала постоянно. Квартетом руководил Карл Русс, а затем талантливейший скрипач А. Ю. Амиго [3, с. 95].
До образования в 1904 г. на её основании музыкального училища при Казанском отделении ИРМО школа Р.А. Гуммерта сделала десять выпусков (первый выпуск состоялся в 1895 г.). Количество учащихся школы колебалось, достигая в иные годы 300 человек. В школе были классы фортепиано, скрипки, виолончели, теории композиции и сольного пения [3, с. 95]. Размер платы за обучение зависел от специальности (дороже всего стоило обучение на скрипке и фортепиано) и достигал 200 рублей в год. Соблюдая сложившиеся традиции музыкального образования в Казани, директор Р.А. Гуммерт ежегодно выделял 10-15 бесплатных мест в школе для одарённых неимущих учеников [3, с. 96].
Уникальным событием в культурной жизни Казани конца XIX в. стало открытие в 1898 г. при школе Р.А. Гуммерта музыкального детского сада, который ежегодно посещало в среднем 30-40 детей. Он имел два отделения - младшее
2
Здание сохранилось, сейчас это жилой дом на углу улиц К. Маркса и Н. Лобачевского. В 1919 г. находившаяся в нём школа была преобразована в Восточную консерваторию, а в советское время, в 1922-1932 гг., дом прославится тем, что в нём проживал выдающийся татарский композитор Султан Габяши, один из первых профессиональных татарских композиторов [5, с. 143].
и старшее, а занятия в нём проводились по специальной игровой методике Р.А. Гуммерта [3, с. 96]. В музыкальный детский сад принимались дети не старше 9 лет, а в школу зачисляли с 10-11 лет. Судя по сохранившимся в казанских архивах данным, музыкальная школа Р.А. Гуммерта была для своего времени достаточно демократичным учебным заведением: учениками в ней были представители многих национальностей - русские, немцы, поляки, армяне, евреи, и брали их учиться независимо от их вероисповедания. Позже, с превращением школы в училище, появились первые учащиеся-татары [3, с. 97].
Деятельность одних и тех же лиц в различных сферах музыкального искусства оказалась весьма успешной. Постоянная концертная деятельность казанских музыкантов делала их востребованными и на педагогическом поприще. Большим авторитетом пользовались учителя-концертанты Е.Е. Янишевский, К.А. Корбут, О.О. Родзевич, дирижёр А.А. Орлов-Соколовский, оперные певцы К.И. Грянски, С В. Гилёв и др. [3, с. 97-98].
В начале XX в. музыкальное образование в Казани все более отделялось от оперного театра, от концертного исполнительства и любительского музицирования.
С конца XIX в. и фактически вплоть до начала Первой мировой войны в августе 1914 г. музыкально-концертная жизнь в городе была весьма насыщенной и разнообразной. Концерты и всевозможные эстрадные представления давались творческими коллективами и отдельными артистами, как приезжими, так и местными, на всех сценических подмостках города, а также в залах Дворянского собрания, обладавших шикарной акустикой и выполнявших функцию элитной концертной площадки.
Небольшие инструментальные, духовые и другие оркестры играли по вечерам почти во всех крупных ресторанах города (например, в таких как знаменитый ресторан Озерова, находившийся на территории городского парка «Чёрное озеро», или «Китай» В.В. Васильева на ул. Воскресенской). Объявления ресторана «Китай» за 1913-1914 гг., ежедневно размещавшиеся на передовицах казанских газет, сопровождались припиской: «С 3 до 5 часов дня и с 9 до 3 часов ночи играет знаменитый Венский дамский оркестр под управлением К. Ангер»3 (I). Правда, в отличие от подробного описания меню и деликатесов, «только что полученных из-за границы в наисвежайшем виде», программы оркестра или какой-либо информации о его репертуаре в объявлениях не давалось.
Мало сведений в прессе содержится и об оркестрах, игравших в фойе некоторых театров и кинотеатров города (например, кинотеатра «Пассаж», где играл «Первоклассный струнный оркестр А.Б. Айзенштадт» (I), или кинотеатра «Аполло», где ежедневно играл «Оркестр под управлением Х.М. Бонздрова»). Репертуар этих музыкальных коллективов неизвестен, равно как и их количественный и качественный состав.
Иначе обстояло дело с информированием горожан у «Первоклассного ресторана "Черное озеро"», принадлежавшего А.В. Васильеву. При этом ресторане было «концертное зало», поэтому каждый день газеты подробно знакомили читателей не только с гастрономическими изысками от «лучших поваров» ресторана,
3 Здесь и далее материалы источников цитируются с сохранением орфографии и пунктуации оригинала.
но и с его музыкально-развлекательным меню: «Первоклассный ресторан и концертное зало "Черное озеро". Дирекция А.В. Васильева. Вход бесплатный. Торговля до 4 ч. утра. С 1-го января 1914 года дебюты новых артисток на сцене театр Варьэтэ. Большие дивертисменты - кабаре при участии вновь прибывших артист. знамен. трио концерт. Георческо. Букет каскадных звезд этуалей: Чар-ская, Зенович, Грозова, Перваго, Маевская, Вебер, Жозефина, Королева, а также исполнительница романсов и бытовых песен Томилина. Алечка, Заза, Кетти, Су-ховская, Малюкова, Дартанская и мн. друг. Грандиозная программа, состоящая из более 35 №№. Начало дивертисмента в 10 1/2 ч., начало музыки в 10 ч. Режиссер Я. Никифоров» (II). Очевидно, что развлекательная деятельность в этом ресторане была организована с размахом.
Репертуар, судя по объявлениям в газетах за 1913-1917 гг., менялся нечасто, приблизительно раз в один-два месяца, за исключением отдельных номеров-новинок. Количество поставленных за один вечер концертных номеров к концу осенне-зимне-весеннего сезонов постепенно увеличивалось, порой достигая 50-60 и более.
Следует отметить, что казанские концертные залы имели свою специализацию. Так, если «Чёрное озеро» выполняло роль эстрадной сцены города, то залы Дворянского собрания были площадкой исключительно для исполнителей классической музыки, будь то хоровые коллективы, симфонические или камерные оркестры, оперные артисты и др. Объявления о предстоящих концертах в залах Дворянского собрания всегда давались в прессе заранее, но билеты на них были по тем временам достаточно дорогими. Другой отличительной чертой этих концертов было то, что они нередко устраивались с благотворительной целью: весь сбор или часть сбора от продажи билетов поступали в пользу той или иной нуждающейся организации. Особенно часто подобные концерты стали проводиться с началом Первой мировой войны.
В залах Дворянского собрания Казани проходили и выступления приезжих знаменитостей. Часто подобные концерты организовывало местное отделение ИРМО. Характерное объявление появилось в местных газетах в начале 1914 г., оно осведомляло горожан о запланированном единственном концерте в зале Дворянского собрания известной во многих уголках России народно-певческой капеллы Ю.Д. Агренева-Славянского: «В зале Дворянского собрания в субботу 4 января состоится только один большой концерт обновленного хора известной народно-певческой капеллы под управлением Юрия Дмитриевича Агренева-Славянского. Капелла состоит из взрослых и малолетних певцов, одетых в роскошные боярские костюмы 12-14 вв. Подробности в программах. Начало в 8.5 ч. вечера. Цены местам с включением благотворительного сбора от 3 р. 10 коп. до 85 коп. Вход в зал - 75 коп. Входные на хоры - 50 коп. Ученические - 50 коп. Билеты заблаговременно продаются в музыкальном магазине "Восточная Лира", а в день концерта с 6 ч. вечера при входе в зал» (III). В залах Дворянского собрания проходили и традиционные отчётные концерты воспитанников Казанского музыкального училища.
Активность музыкально-концертной жизни города существенно зависела от времени года, ближайших праздников, памятных дат в календаре. Самыми насыщенными и разнообразными в этом плане были периоды проведения крупных
праздников, в первую очередь религиозных, таких как Рождество, Масленица и Пасха. В дореволюционной России не существовало чёткого разделения между религиозными и светскими праздниками, так как религиозность являлась неотъемлемой частью менталитета, а православие было государственной религией.
Именно в дни праздников в городе выступали многие профессиональные и самодеятельные коллективы, в том числе гастролирующие. «Домашние» концерты давались на утренниках во всех городских гимназиях, частных учебных заведениях, детских садах и приютах и чаще всего готовились собственными силами учащихся под руководством учителей музыки и танцев. О подобных концертах и выступлениях «доморощенных» талантов много пишут местные газеты.
«Святочные празднества в частном женском училище, на правах правительственной прогимназии, Ольги Мартыновны Эккерт. Здесь зажжены были елки роскошные, устроены спектакли и, затем, танцы 25 и 29 декабря. 25 и 28 декабря были зажжены елки и устроены литературно-музыкально-танцевальные вечера во 2-ом мужском и 12-ом женском Михайловском училище; в первый день для мальчиков и девочек младших отделений и 28 декабря для учащихся в старших отделениях и рукодельном классе. 28 декабря устроена была елка в Ксенинской женской гимназии; после елки начались оживленные танцы, до 11 ч. вечера...». Автор заметки подписался лишь инициалами «М. К-ий» (III).
Другая заметка «Ученический спектакль» осведомляет читателей о том, что «В частной мужской гимназии К.Л. Мануйловой 2 января был устроен спектакль. Поставлена была опера (силами учащихся) в 2-х действиях и 3-х картинах, на музыку Н. Брянского: "Кот, козел и баран". Обстановка оригинальной оперы была представлена весьма интересно. . Среди гостей находились инспектор народных училищ А.С. Рождествин и очень многие родители и родственники учеников.» (статья без подписи) (I).
Приведённые выше заметки лишь малая часть статей подобного рода, печатавшихся в праздничные дни тех лет на страницах местной периодики.
Накануне и во время подобных праздников значительно увеличивалось и количество различных благотворительных концертов, устраиваемых в больницах, школах, приютах и других учреждениях профессиональными артистами и самодеятельными коллективами. Среди них были концерты и спектакли в поддержку молодых дарований: «В Новом клубе состоялся концерт Фаттаха Латыпова и юной певицы Ф. Гумеровой. Сбор от концерта предназначен для обеспечения учебы Ф. Гумеровой» (IV), - или же национальных меньшинств города: «В Купеческом собрании 1 марта состоится Немецкий вечер. Подробности в афишах. Билеты продаются в кондитерской М. Штейнмейер, Воскресенская. На усиление средств Немецкого женского о-ва» (V).
В летние месяцы, когда деятельность театров и кинотеатров замирала, а театральные труппы разъезжались на гастроли по другим городам или брали небольшие каникулы, концертная деятельность, наоборот, оживала и по большей части переносилась из закрытых помещений, таких как Новый клуб, залы Дворянского собрания или Купеческого клуба, на открытые сцены городских садов и парков («Панаевский», «Эрмитаж», «Русская Швейцария»). Именно на летние месяцы (с конца мая по сентябрь) приходится второй пик активности музыкально-концертной жизни Казани.
Хорошей традицией городской культуры в провинциальных и столичных городах России конца XIX - начала XX в. было использование военных духовых оркестров для развлечения местных жителей, как правило, по выходным и в летние месяцы. В частности, в Городском саду (бывший сад Панаева) летом 1914 г. играли одновременно два оркестра: концертный - под управлением Фишкина и военный 161-го Александропольского полка, расквартированного под Казанью, под управлением Ульштейн (VI). А в саду «Русская Швейцария» тем же летом нередко играли одновременно даже три оркестра: один - под управлением Р.Е. Слоина - играл обычно на террасе ресторана до 3 ч. утра, а два других, один из которых был военным оркестром 162-го пехотного Ахалцыхского полка (под упр. А.М. Паршина), играли в саду и на летней эстраде (VII). Кстати, оркестр Р.Е. Слоина играл в то лето и в фойе театра «Аполло» в перерывах между киносеансами (VIII), в то время как в театре «Пассаж» играл салонный квартет (VIII). А военный оркестр Каргопольского полка играл весной 1914 г. на семейных вечерах в Купеческом клубе (IX). В саду Панаева играл духовой оркестр 41-й артиллерийской бригады под управлением Гебеля (X).
К сожалению, очень мало сведений сохранилось о репертуаре и исполнительском уровне этих оркестров. Очень редко и весьма поверхностно об этом пишет и местная пресса. В газете «Казанский телеграф» от 29 июня 1914 г. приводится репертуар военного оркестра 162-го пехотного Ахалцыхского полка под управлением А.М. Паршина, игравшего в то лето, как было отмечено выше, в саду «Русская Швейцария»: «Программа оркестра музыки 162 пех. Ахалцых-ского полка под управлением А.М. Паршина. Исполнены будут следующие пьесы: 1) Увертюра "Поэт и крестьянин" - Суппе. 2) Вальс "Дни нашей жизни" - Чернявского. 3) "Ке-са-ко" - Японское интермеццо соч. Шапуа. 4) Попурри из шансонетных мотивов "Кабаре" - Зорина. 5) Антракт к 4-му действию оперы "Кармен" - Бизе. 6) Вальс "Грусть" - Бакалейникова. 7) Попурри из оперетки "Гейша" - музыка Джонса. 8) "Чайка" - романс Журавского. 9) "Сон бригадного" - Мыдлетона и др.» (IX).
Концертная жизнь в летние месяцы бурлила не только на сценах городских парков и концертных залов, но и в пригородных зонах отдыха горожан. Так, судя по афишам и заметкам в местной прессе, весьма насыщенной была культурная жизнь дачных посёлков на станциях Васильево и Красная Горка (сейчас пос. Юдино), немного отставал от них в этом отношении дачный посёлок, находящийся рядом с селом Верхний Услон на правом берегу Волги.
Одним из любимейших мест летнего отдыха казанцев был посёлок Василь-ево (раньше он назывался Торки), расположенный к северо-западу от Казани. Именно туда была протянута первая ветка казанской железной дороги, соединившей в 1894 г. Казань и станцию Зелёный Дол [4, т. 2, с. 370-371]. В посёлке имелись свой клуб, драматический и концертный залы, находившиеся, судя по всему, недалеко от здания вокзала или прямо в нём. Почти каждую неделю, как правило по выходным, туда приезжали с концертами и представлениями артисты из города. Однако и местная самодеятельная драматическая труппа, в основном из числа самих отдыхающих, часто ставила спектакли и организовывала любительские концерты. Афиши в казанских газетах обычно оповещали о таких представлениях горожан заранее, чтобы у желающих посмотреть не возникло
проблем с проездом. Например, одна из таких афиш, опубликованных летом 1914 г., гласит: «Станция "Васильево". В воскресенье, 20 июля 1914 г. в курзале состоится большой концерт с интересной программой. Участвуют г-жи Лазарева, Карпенко, г.г. Степанов (комич. разск.), Деймедович, Казанский, Иванов, Камский и др.» (XI). Или, к примеру, другая афиша зазывает господ отдыхающих на спектакль: «Станция "Васильево". Сегодня в летнем кружке артисткой Рейнгольд, с участием Ровинской, Крынцева, Владиславовича, Мосолова и Русинского ставится спектакль. Представлено будет "Дорогой поцелуй", "Школьная пара" и "Из-за мышенка". После спектакля танцы. Начало в 9 ч. вечера» (XII).
Именно с посёлком Васильево после окончания строительства казанской железной дороги в 1894 г. и здания Казанского вокзала в 1895-1896 гг. связано одно очень интересное начинание казанских деятелей культуры. Как правило в летнее время, по выходным устраивались специальные концерты, состоявшие из 2-х или 3-х отделений. Причём первое отделение проводилось на вокзале Казани в знаменитом большом зале ожидания, где вплоть до революции 1917 г. стоял роскошный немецкий рояль (работники вокзала уверяют, что он до сих пор находится в здании вокзала, правда уже не в зале ожидания!), а кресла были расположены как в концертном зале. Потом все слушатели садились в специальный поезд выходного дня (прообраз нынешних электричек), доезжали до станции Васильево (Торки), где в концертном зале при вокзале проводились 2-е и 3-е отделения концерта. Афиши выездных концертов заранее помещались в местных газетах и на досках объявлений в зданиях Казанского и Васильевского вокзалов, чтобы люди заблаговременно успели купить билеты на концерт и на поезд. После концерта все желающие могли уехать на том же поезде обратно в город. Удовольствие это, судя по информации из афиш местных газетах, было не из дешёвых, но железная дорога была пока в новинку, поэтому сама поездка до места назначения воспринималась как своего рода развлечение.
Концерты и спектакли для отдыхающих в дачных поселках близ Казани не прекращались и во время Первой мировой войны. Они приобрели благотворительный характер: сборы от продажи билетов поступали в пользу городских госпиталей или солдатских семей.
В залах Дворянского собрания регулярно давались концерты классической музыки. Только за один 1914 год, благодаря приглашению и содействию в проведении концертов местного отделения ИРМО, в Казани выступили такие известные музыкальные коллективы и артисты, как А.В. Нежданова, Л.В. Собинов, К.Л. Истомина (исполнительница цыганских романсов), М.И. Рябушинская, великорусский оркестр балалаечников князя А.Д. Оболинского (из мастеровых его хрустального завода), симфонический оркестр С. Кусевицкого, М.Г. Агре-нева-Славянская (исполнительница народных песен), а также прима-балерина Императорского Московского балета Е. Гельцер.
Заслуги ИРМО были справедливо отмечены казанской музыкальной критикой. В «Казанском телеграфе» за 1914 год в рубрике «Театр и музыка» писалось: «Дворянское собрание. <...> Нужно отдать справедливость местному отделению ИРМО - работает оно нынче на славу. Концерты его все без исключения были чрезвычайно удачны. Ряд блестящих имен и ряд весьма интересных в художественном отношении вечеров. В отчетном вечере принимали участие
уже знакомые Казани артисты: пианист г. Гольденвейзер и скрипач г. Моги-левский. Оба эти артиста - большие художники и оба пользуются неизменной симпатией публики. <...> Слушателей было очень много. 8-го апреля состоится концерт известной артистки Императорских театров А.В. Неждановой (колоратурное сопрано)». Подпись: «Ъ» (XIII).
Концерты классической музыки, кроме залов Дворянского собрания и Нового клуба, часто проводились и в самом Городском театре. Чаще всего это были концерты симфонической музыки. Например, весной и летом 1914 г. в Городском театре прошли симфонические концерты двух известнейших российских творческих коллективов: оркестра симфонической музыки С. Кусевицкого и симфонического духового оркестра М.Ф. Степанова . «Концерты С. Куссевицкого. Городской театр. 23, 24 апреля и 13 мая три симфонических концерта под управлением Сергия Куссевицкого, при участии: В. Деге (виолончель), пианиста Э. Рислер (из Парижа) и оркестра С. Куссевицкого в составе 75 артистов. Билеты продаются в музыкальном магазине "Восточная Лира" с четверга, 27 марта» (XIV). Оркестром М.Ф. Степанова дирижировал артист Императорских театров Ф.В. Буткамер. Концерт проходил при участии известной оперной примадонны Степановой-Шевченко (XIV).
К концертам классической музыки также можно отнести традиционные отчётные концерты учеников музыкального училища Р.А. Гуммерта, регулярно, раз в несколько месяцев, дававшиеся в зале Дворянского собрания. Традиция устраивать подобные концерты установилась в училище со времени его основания. Объявления об отчётных концертах всегда помещались в казанских газетах на первой странице: «Музыкальное училище. В воскресенье 20 апреля в зале Дворянского собрания (состоится) Большое музыкальное утро учащихся. Начало в 1 ч. дня» (XV), - или в рубрике «Театр и музыка»: «Утро учащихся музык. училища ИРМО. В воскресенье, 27 апреля, в 1 ч. дня, в зале Дворянского собрания имеет быть 2-ое музыкальное утро учащихся нашего музыкального училища ИРМО. (Далее приводится полная программа концерта. -Д.Х.) <...> Цены местам весьма доступны: от 30 коп. для учащихся и 40 коп. в 13, 14, 15 и 16 рядах, а ближе цена идет до 2 рублей (в 1 ряду)». Подпись «Д» (XVI).
Нередким явлением в музыкальной жизни города были благотворительные концерты, участниками которых становились как профессиональные, так и самодеятельные творческие коллективы. Вот, например, афиша такого благотворительного концерта, прошедшего в помещении Военного собрания в марте 1914 года: «Военное собрание. 25 марта состоится грандиозный благотворительный концерт при участии г.г. оперных артистов и любителей в пользу аст-раханцев, пострадавших от урагана. Инициатор вечера г. командующий войсками Казанского округа - барон А.Е. Зальца» (XVII).
Обычно некоторое время спустя после подобных благотворительных мероприятий в газетах печатался подробный отчёт организаторов концерта или спектакля о выручке, текущих расходах, суммах пожертвований, а также полный список фамилий граждан, принявших участие в организации мероприятия
4 В 1915-1917 гг. был антрепренёром Городского театра.
или сделавших денежное пожертвование, со словами благодарности к ним от лица устроителей вечера.
Чаще всего благотворительные концерты устраивались в пользу беднейших учащихся местных учебных заведений, приютов, домов призрения и больниц. Инициаторами этих благородных дел были «Общество вспомоществования беднейшим ученикам земских школ Казанского уезда» и другие. Подобные общества существовали при земских учреждениях. О проведении благотворительных мероприятий, к участию в которых приглашались самые известные творческие коллективы города и артисты, организаторы информировали городских обывателей заранее через средства массовой информации. Например, в одном из мартовских номеров газеты «Казанский телеграф» была опубликована заметка с призывом на подобное мероприятие за подписью «товарища председательницы» Общества вспомоществования беднейшим ученикам земских школ Казанского уезда Екатерины Боратынской: «На Пасхе, 11 апреля, в пятницу должен состояться концерт-бал, устраиваемый "Обществом...". Цель общества - доставить наиболее нуждающимся деревенским ребятам одежду, обувь, а иногда и пропитание, чтобы дать им возможность посещать школу. <.> Общество надеется, что программа вечера привлечет посетителей 11 апреля в Дворянское собрание: иных, чтобы послушать красивое, стройное пение хора И.С. Морева, других, чтобы полюбоваться на беззаботное веселье учащейся молодежи. <. > Придите же, добрые гости, на этот концерт-бал, отдохните душой, помогите деревенской детворе!» (XIV).
Что касается благотворительных концертов, то особенно многочисленными они становятся в годы войны и в первые революционные годы: не проходило ни одного дня без благотворительных мероприятий в чью-либо пользу (чаще всего в пользу городских госпиталей, семей военнослужащих, инвалидов войны и Общества Красного Креста).
Таковы были основные события музыкальной жизни Казани с конца XIX в. до начала Первой мировой войны. Музыка играет значительную роль в культурной жизни города накануне войны, являясь существенной составляющей духовной жизни казанцев. Многочисленные симфонические, народные, патриотические, духовные и им подобные концерты для большинства соотечественников были необходимым средством восстановления душевных сил и укрепления патриотического духа. Они стали хорошей традицией и сыграли свою роль в дальнейшем культурном развитии российского общества.
Summary
D.R. Khairutdinova. Musical Life and Cultural Events in Kazan on the Eve of the First World War (Based on the Materials from Local Periodicals).
This article covers musical life and cultural events that took place in Kazan in the period from January till August 1914. The research is based on the analysis of local periodicals, mainly the "Kazan telegraph" newspaper, which was popular among the citizens and paid much attention to the news and problems of the cultural life of Kazan and Russia. The work makes an attempt to give a full list of musical groups that worked in Kazan during that period, to estimate their professional level, to reveal the specificity of their repertoire, and to characterize the tastes of the local community.
Keywords: musical life, concert activity, playbills, local periodicals, repertoire, musical groups, Russian Imperial Musical Society, charity concerts, military orchestras, concert halls.
Источники
I - Казанский телеграф. - 1914. - 4 янв.
II - Казанский телеграф. - 1914. - 1 янв.
III - Казанский телеграф. - 1914. - 3 янв.
IV - Кояш. - 1913. - 5 сент.
V - Казанский телеграф. - 1914. - 22 февр.
VI - Казанский телеграф. - 1914. - 20 июня.
VII - Казанский телеграф. - 1914. - 15 мая.
VIII - Казанский телеграф. - 1914. - 25 мая.
IX - Казанский телеграф. - 1914. - 29 июня.
X - Казанский телеграф. - 1914. - 30 апр.
XI - Казанский телеграф. - 1914. - 16 июля.
XII - Казанский телеграф. - 1914. - 13 июля.
XIII - Казанский телеграф. - 1914. - 18 марта.
XIV - Казанский телеграф. - 1914. - 30 марта.
XV - Казанский телеграф. - 1914. - 20 апр.
XVI - Казанский телеграф. - 1914. - 26 апр.
XVII - Казанский телеграф. - 1914. - 22 марта.
Литература
1. Вайда-Сайдашева Г.К. Звуки времени. - Казань: Тат. кн. изд-во, 1991. - 124 с.
2. Кантор Г.М. Предыстория казанской оперы // Вопросы истории, теории музыки и музыкального воспитания: Сб. ст. - Казань: Казан. гос. пед. ин-т. - 1970. - Вып. 82. -С. 52-87.
3. Кантор Г.М. Начало профессионального музыкального образования в Казани и его связи с оперным театром и любительским музицированием // Вопросы истории, теории музыки и музыкального воспитания: Сб. ст. - Казань: Казан. гос. пед. ин-т. -1970. - Вып. 82. - С. 88-101.
4. Татарская энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Х. Хасанов; отв. ред. Г. С. Сабирзянов. -Казань: Ин-т Тат. энцикл. АН РТ. - 2002-2010. - Т. 2: Г-Й. - 656 с.; Т. 4: М-П. -768 с.
5. Республика Татарстан: памятники истории и культуры / Науч. ред. М. З. Закиев, Ю.И. Смыков, М.М. Таишев, Р.М. Валеев. - Казань: Эйдос, 1993. - 456 с.
Поступила в редакцию 03.04.13
Хайрутдинова Диляра Рифовна - кандидат исторических наук, доцент кафедры отечественной истории, Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань, Россия.
E-mail: [email protected]