Научная статья на тему 'Становление военного образования в России'

Становление военного образования в России Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1126
188
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / MILITARY EDUCATION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Походяев Сергей Васильевич, Кутепов Виктор Анатольевич, Маврин Сергей Анатольевич

В современных условиях военного реформирования и реформирования военного образования небесполезно обратиться к опыту истории. Проследив процесс становления системы военного образования и развития взглядов на педагогическую подготовку офицеров, мы перейдем к проблемам, которые исследовались и довольно успешно решались видными военными и гражданскими учеными в области обучения и воспитания солдат. 300-летний исторический опыт военных школ России позволит наметить основные пути и направления в развитии педагогической подготовки современных офицеров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Military education formation in Russia

In modern conditions of military reforming and military education reforming is reasonably useful to address to history experience. Having tracked process of formation of system of a military education and development of sights at pedagogical preparation of officers, we will pass to problems which were investigated and successfully enough dared visible military and civil scientists in the field of training and education of soldiers. Leaning against 300-year-old historical experience of military schools of Russia, will allow to plan the basic ways and directions to development of pedagogical preparation of modern officers.

Текст научной работы на тему «Становление военного образования в России»

УДК 355.23(09) С. В. ПОХОДЯЕВ

B. А. КУТЕПОВ

C. А. МАВРИН

Омский государственный технический университет

Омский государственный педагогический университет

СТАНОВЛЕНИЕ

ВОЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ

В современных условиях военного реформирования и реформирования военного образования небесполезно обратиться к опыту истории. Проследив процесс становления системы военного образования и развития взглядов на педагогическую подготовку офицеров, мы перейдем к проблемам, которые исследовались и довольно успешно решались видными военными и гражданскими учеными в области обучения и воспитания солдат. 300-летний исторический опыт военных школ России позволит наметить основные пути и направления в развитии педагогической подготовки современных офицеров.

Ключевые слова: военное образование.

История России — это прежде всего непрекра-щающаяся история войн, в которых формировалась, укреплялась и отстаивалась российская государственность [1, с. 552]. В силу этого в Российской культуре, обществе и науке особой актуальностью пользовалось всё, что связано с армией, её техническим оснащением, вооружением, комплектованием и, главное, обучением и воспитанием.

Главные победы русского оружия — это победы военной воспитательной системы, богатой нестандартными решениями, целостным содержанием, вниманием к личности офицера и солдата. Не случайно выдающиеся российские полководцы и флотоводцы: А. В. Суворов [2], М. И. Кутузов [3], Ф. Ф. Ушаков [4] и другие являются авторами уникальных военно-педагогических идей и их военно-педагогическое наследие сопоставимо с военными достижениями.

Основателем создания военно-учебных заведений в Российской империи считается Пётр I. Допетровская Россия не знала постоянного корпуса офицеров. Стрелецкий голова, воевода, полуголова, сотник, пятидесятник, десятник — все это названия военных начальников, существовавших в дружинах удельной Руси и находившихся на службе только в военное время. Когда наступал мир, они разъезжались по вотчинам, поместьям и никаких военных обязательств не несли. Прообраз офицерского корпуса возник только в стрелецких полках Московского государства и первых двух регулярных единицах русской армии — Бутырском и Лефортовском полках, созданных еще в 1645 г. при царе Алексее Михайловиче. В этих воинских частях и вырабатывалась иерархия офицерских чинов. Но содержание деятельности воинских начальников почти не менялось. Они были лишены личной инициативы, механически передавали приказания и команды. Русский офицер в то время еще не появился на исторической сцене [5, с. 92].

Об отношении Петра I к военному образованию красноречиво говорит уже то неудовольствие к своему сыну царевичу Алексею, за его явное пренебрежение к военным и физическим упражнениям

[6, с. 122]. Написанный императором собственноручно в 1716 году воинский устав так определяет необходимый уровень знаний военнослужащих того времени: «Фельдцейхмейстеру, — говорится в нем, — надлежит о фортификации, так и о артиллерии и инфантерии совершенное известие (Ш188еп8сЬай;) иметь», генералам, крикс- и обер-коммисарам — «доброму арифметику быть». Чин генерал-квартирмейстера требует человека, искусного в географии и фортификации, полковому же квартир-мейстеру нужно, по крайней мере, «знать рисунок» и отчасти географию, а также быть добрым арифметиком и геометром. От инженеров требовалось основательное знание фортификации, от генерал-аудитора и от фискалов знание военных и прочих прав. Генералы, штаб- и обер-офицеры, солдаты, должны были каждый достаточно свое звание ведать. Даже от волонтеров требовалось не только знание военных экзер-циций, но и прочих военных наук, особенно фортификации и артиллерии. Таким образом, от военных начальников и от простых солдат требовалось, хотя от каждого не в полном объеме, знание арифметики, геометрии, фортификации, артиллерии, географии, военных и прочих прав, — от всех вообще знание военной экзерциции» [7]. Исходя из этого, все учебные заведения, созданные в царствование Петра Великого, имели явную военную направленность. Сразу после возвращения из путешествия по Западной Европе Пётр I при бомбардирской роте Преображенского полка создаёт первую военную школу [8, с. 6]. Преподавателями в этой школе были офицеры и нижние чины (бомбардиры) полка, сопровождавшие царя в заграничном путешествии. Руководил школой «капитан от бомбардир» Скорняков-Писа-рев. В первой военной школе изучали:

— начальную математику;

— фортификацию;

— артиллерию.

По окончании курса обучающиеся держали экзамен, на котором присутствовал лично император. После успешной сдачи экзаменов выпускникам присваивалось звание бомбардира и они направлялись

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (116) 2013 ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (116) 2013

в войска с правом последующего повышения по службе. В связи с тем что гвардейские полки формировались преимущественно дворянами, получение военного образование и офицерского звания носило исключительно сословный характер.

14 января 1701 года по высочайшему указу в Москве учреждена Школа математических и навигацких наук. До 1706 года школа находилась в ведении Оружейной палаты, а в последствии передана Приказу морского флота и Адмиралтейской канцелярии. В школу набирались дети «дворян, дьячих, подьячих, из домов боярских и других чинов» [9. с. 591]. Дети, родители которых владели более 5 крестьянских домов, должны были обучаться за свой счёт, остальные получали так называемые «кормовые деньги» от казны. В школе изучали:

— арифметику;

— геометрию;

— тригонометрию;

— навигацию;

— морскую астрономию;

— географию.

Из перечня предметов, изучаемых в школе, видно, что, несмотря на явно морской уклон, помимо навигации там получали и более широкий круг знаний по другим предметам, имеющим отношение к инженерному образованию. Таким образом, первая школа «Математических и навигацких наук» стала прообразом высшего учебного заведения.

Поскольку в школу набирались как по желанию, так и по принуждению, при школе были открыты два начальных класса для подготовки учеников к обучению. В этих классах обучали чтению и письму, так как поступающие в основной своей массе были полностью безграмотные. В «цифирных школах» обучали счёту. Преподавателями в школе были в основном иностранцы, как и её первый директор Фарварсон. После окончания школы выпускники-дворяне направлялись на флот, в артиллерию и инженерами в армию, а выпускники других сословий — гражданскими чиновниками, писарями, архитекторами и даже учителями.

После открытия в 1715 году в Санкт-Петербурге Морской академии Школа математических и навигацких наук постепенно превратилась в подготовительное учебное заведение для этой академии, тем самым утратив свою самостоятельность.

Морская академия бала единственным закрытым военным учебным заведением того времени. В этом учебном заведении был установлен военный штат и строгий распорядок дня.

С 1712 года в Москве действует Инженерная школа со штатом в 23 ученика, но уже в 1713 году на основании указа сената численность учеников возрастает до 100 человек.

В этом же 1712 году при артиллерийском полку образована Артиллерийская школа. Начальником этой школы назначен генерал-майор Гинтер. В школе изучали:

— арифметику;

— геометрию;

— тригонометрию;

— черчение;

— фортификацию;

— артиллерию.

В 1719 году в Санкт-Петербурге открывается ещё одна Инженерная школа. В 1723 году обе школы объединяются в одну [10, с. 5]. Все созданные школы на первом этапе не являлись конкретными учебными заведениями, готовившими офицеров для Российской

армии. Система образования, существовавшая в этих школах, была в духе того времени. Обучение сводилось к заучиванию наизусть различных научных истин. Понятия воспитания не было и в помине. Поскольку основная масса учеников обучалась в школах по принуждению, то отчислений за дурное поведение и по неуспеваемости не было. Широко применялась система телесных наказаний. За малейшие провинности или плохую успеваемость учеников секли кнутом, плетьми, батогами, кошками или шпицрутенами. За невозвращение после отпуска в учебное заведение виновный подвергался более суровым наказаниям, вплоть до смертной казни.

Тем не менее полученное образование в первых учебных заведениях России давало возможность широко применять выпускников на различных поприщах государственной деятельности. Офицерский корпус постоянно пополнялся выпускниками этих учебных заведений. Первые русские моряки, гидрографы, топографы и инженеры окончили Школу математических и навигацких наук. Выпускниками этого учебного заведения (Морской кадетский корпус — военно-морское учебное заведение в Санкт-Петербурге, правопреемник Московской навигацкой школы (1701 — 1715) — старейшее в России.) были адмирал Ф. Ф. Ушаков, а также мореплаватель и ученый А. И. Чириков и другие прекрасные морские офицеры. Несмотря на полное отсутствие педагогической подготовки в первых военных школах России, её выпускники направлялись учителями в различные губернии.

Император Петр Великий в 1716 году в следующих чертах определил круг обязанностей офицеров в ротах. «...Они суть помощники ротного и эскадронного командира во всех подробностях службы и должны знать твердо всех людей в частях, им вверенных, и все то, что предписано в строевом уставе, чтобы уметь хорошо объяснять и самому показать солдату все предписанные правила фронтовой службы по местному и походному служению, начиная от стойки, маршировки, ружейных приемов и так далее. Каждый из офицеров ответствует за свою часть; они не только должны носить звание взводных и частных начальников по наружности, но и в самой точности оправдывать его, занимаясь частями, им вверенными, сколько того воинский порядок и правила службы требуют» [9]. Поскольку идею создания школ в России Пётр I вынес с Запада, а первые учителя были иностранцами, то и система образования на первых порах полностью повторяла западную. Процветала так называемая Саганская система, получившая наиболее широкое распространение в Пруссии, где уже в 1653 году были созданы три кадетские академии. Сущность Саганской системы сводилась к централизации просвещения, воспитанию на расстоянии. Система превращала учителя в исполнителя различных предписаний, полностью лишая его самостоятельности. Роль педагога сводилась к миссии надзирателя по отношению к ученикам и трепещущего перед начальством. Засилье иностранцев в системе образования Пётр I считал необходимым, но временным злом. Если появлялась возможность заменить учителя-иностранца русским, эта замена производилась немедленно. Развивая систему образования, в том числе и военного Пётр I не стремился всё перенять в неизменном виде по западному образцу, а переделывал, учитывая особенности русского человека. Основным требованием в военном обучении Пётр установил «обучать только тому, что пригодно в бою», при этом новобранцев обучали

отдельно, назначая для этой цели наиболее опытных старослужащих солдат. Воинский устав того времени запрещал наказывать обучаемых за ошибки допущенные ими в ходе обучения. Создавая свою армию по западному образцу, Пётр Великий таким образом создал армию, во многом превосходящую армии иностранных государств, что неоднократно было доказано на полях сражений.

К концу царствования Петра I работало более 50 навигацких, артиллерийских, медицинских и инженерных школ. Была установлена новая обязанность дворян — учебная. С десяти лет дворянин должен был учиться, а в пятнадцать — идти служить. К середине 50-х годов XVIII в. в сухопутной армии насчитывалось около 9 тыс. офицеров. Численность офицерского корпуса в последующем колебалась в зависимости от военно-политической обстановки и экономических возможностей государства. Так, во второй четверти XIX — начале XX вв. число офицеров колебалось от 24 до 40 тыс. человек. С началом Первой мировой войны численность офицерского корпуса увеличилась до 80 тыс. человек, а на 1 марта 1917 г. в действующей армии числилось более 190 тыс. офицеров [5, с. 93]. Однако после смерти Петра Великого в 1725 году дело, начатое им, стало постепенно разваливаться и приходить в упадок. Ряд школ перестал существовать совсем, а другие то закрывались, то вновь открывались.

Анализируя начальный этап формирования можно сделать следующие выводы:

— в первую очередь, он характеризуется наличием разрозненных военно-учебных заведений;

— во вторую очередь, отметим отсутствие единых учебных программ и квалифицированных требований к специалисту.

Далее отметим сословный характер военного образования. При всей своей демократичности и передовых идей военная школа Петра Великого не уравнивала выпускников — выходцев из разных социальных слоёв в правах.

Таким образом, военное образование на данном этапе не обладало многими системными признаками: единой целью, управлением, стабильностью.

Однако позитивными шагами в то же время следует считать:

— центральное управление военным образованием — уровень подготовленности выпускников проверял сам император;

— наличие государственного заказа — количественный состав воспитанников постоянно повышался в связи с потребностями государства в наличии специалистов.

— созданная Петром система стимулирования военного образования (получение первого офицерского чина и последующих чинов только после ат-

тестации) дало свои положительные аспекты в развитие образованности в офицерской среде.

Библиографический список

1. Козин, Н. Г. Постижение России; Опыт историософского анализа / Н. Г. Козин. — М. : Алгоритм, 2002. — 656 с.

2. Суворов, А. В. Наука побеждать / А. В. Суворов. — М. : Воениздат, 1987. — 40 с.

3. Кутузов, М. И. Сборник документов и материалов /

под ред. Л. Г. Бескровного. — М. : Военное изд-во, 1950 —

1956.

Т. 1. XLVII. — 1950. - 793 с.

Т. 2. XXIII. — 1951. - 607 с.

Т. 3. 1808-1812. XXXI. — 1952. - 1026 с.

Т. 4. Ч. 1 (Июль-октябрь 1812 г.) XXXV. — 1954. — 550 с.

Т. 4. Ч. 2 (Октябрь-декабрь 1812 г.) XI. — 1955. — 848 с.

Т. 5. XXXVI. — 1956. — 827 с.

4. Ушаков, Ф. Ф. Святое русское воинство: Ключ к Адриатике / Ф. Ф. Ушаков. - М. : Эксмо, 2012. — 480 с.

5. На службе Отечеству. - М. : Воениздат, 1998. - 294 с.

6. Пекарский, П. П. Наука и литература в России при Петре Великом. В 2 т. Т. 1 / П. П. Пекарский. - СПб. : Типография товарищества «Общественная польза», 1862. - 590 с.

7. Полное собрание законов Российской империи. Собрание 1-е. В 45 т. Т. 5. (1713-1719). - СПб., 1830. - № 3006. - 782 с.

8. Лалаев, М. С. Исторический очерк военных учебных заведений, подведомственных Главному их Управлению. Ч. 1-3. СПб., 1880-1892. - 144+ 283+164 с. / М. С. Лалаев. -СПб., 1880. Ч. 1. Исторический очерк образования и развития артиллерийского училища. - СПб., 1870. - 144 с.

9. Веселаго, Ф. Ф. Очерки русской морской истории. В 3 ч. Ч. I / Ф. Ф. Веселаго. - СПб., 1875. - 701 с.

10. Максимовский, М. С. Исторический очерк развития Главного инженерного училища / М. С. Максимовский. -СПб., 1869. - 183 с.

ПОХОДЯЕВ Сергей Васильевич, подполковник, старший преподаватель Учебного военного центра при Омском государственном техническом университете; соискатель по кафедре социальной педагогики Омского государственного технического университета.

КУТЕПОВ Виктор Анатольевич, кандидат исторических наук, заместитель начальника Учебного военного центра при Омском государственном техническом университете.

МАВРИН Сергей Анатольевич, доктор педагогических наук, профессор (Россия), заведующий кафедрой социальной педагогики Омского государственного педагогического университета.

Адрес для переписки: ки1еру1к1ог@та11.ш

Статья поступила в редакцию 29.10.2012 г.

© С. В. Походяев, В. А. Кутепов, С. А. Маврин

Книжная полка

Сёмин, В. П. История: Россия и мир : учеб. пособие по дисциплине «История» для студентов вузов неист. фак. / В. П. Сёмин. - М. : КНОРУС, 2013. - 544 с. - ISBN 978-5-406-02146-0.

Рассмотрены становление исторической науки, ее сущность и особенности, закономерности и методы, выявлено соотношение объективного и субъективного в истории. Показаны этапы вступления западной цивилизации в индустриальную эпоху и особенности образования Российского централизованного государства; формирование европейской и русской цивилизаций; место XVII — XVIII вв. в истории России и мира; влияние XIX в. на всемирный исторический процесс. Раскрыты особенности и тенденции развития мировой цивилизации на рубеже XX и XXI веков. Соответствует Федеральному гос. образовательному стандарту высшего профессионального образования третьего поколения. Для студентов бакалавриата вузов.

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (116) 2013 ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.