ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ
СТАНОВЛЕНИЕ УВЕРЕННОСТИ И ОБЩИТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ В ПЕРИОД ПЕРВЫХ ТРЕХ ЛЕТ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ*
А.Р. Акимова
Кафедра возрастной психологии и физиологии Магнитогорский государственный университет Пр. Ленина, 114, Магнитогорск, Россия, 455038
М.И. Волк
Кафедра социальной и дифференциальной психологии Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198
Статья посвящена изучению особенностей реализации уверенности и общительности студентов на разных этапах социально-психологической адаптации в вузе. Проведен сравнительный анализ, раскрыта специфика корреляционных и факторных структур уверенности, общительности и результативных аспектов адаптации студентов в период первых трех лет обучения в вузе.
Ключевые слова: уверенность, общительность, системное свойство личности, социально-психологическая адаптация, студенты первых трех лет обучения в вузе.
Современная социально-политическая и духовно-культурная ситуация в России требует участия в ее жизни активной, целеустремленной и уверенной в своих силах и будущем страны молодежи. В связи с этим возрастает необходимость целенаправленного развития у студентов личностных качеств и свойств, которые не только способствуют их адаптации к условиям обучения в высшей школе, но и формируют их личностную и профессиональную успешность в различных сферах жизнедеятельности [10; 11; 13; 14].
Среди таких важнейших личностных свойств — уверенность и общительность, формирующие способность личности эффективно строить общение и про-
* Исследование выполнено в рамках реализации ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009—2013 гг.; Г/К 02.740.11.0377 от 20 июля 2009 г.
дуктивно реализовать свои коммуникативные способности, уверенно ориентироваться в возрастающем потоке информации и находить пути решения возникающих проблем [6; 9; 13].
Однако, несмотря на существующий запрос со стороны современной науки, практики и жизни общества, многие вопросы изучения и формирования уверенности и общительности в системе личностных факторов адаптации остаются недостаточно исследованными [7]. В частности, не были предметом специального изучения особенности в проявлениях этих личностных свойств как в динамике разных этапов, так и в результативных аспектах адаптации у студентов первых трех лет обучения в вузе.
На базе Магнитогорского государственного университета нами было проведено исследование, в котором приняли участие 195 студентов 1—3-го курсов. Все студенты — иногородние, жители малых городов и сельских поселений Челябинской области (гг. Верхнеуральск, Златоуст, Миасс, Троицк, Бреды и др.) и республики Башкортостан (гг. Белорецк, Сибай, Учалы и др.).
С целью диагностики уверенности и общительности студентов применялись методики, разработанные А.И. Крупновым, — бланковый тест «Уверенность» и бланковый тест «Общительность» [8]. Диагностика социально-психологической адаптации студентов осуществлялась с помощью методики К. Роджерса Р. Даймонда [12].
В результате проведенного сравнительного анализа была выявлена специфика различий в выраженности содержательно-смысловых и инструментально-стилевых характеристик уверенности и общительности студентов 1—3-го курсов, что указывает на качественные изменения отдельных сторон анализируемых свойств на разных этапах адаптации в вузе.
Уверенность студентов 1-го курса отличается преобладанием социально значимых целевых установок и мотивов, высокой оценкой продуктивности в пред-метно-деятельностной сфере, а также доминированием агармонических признаков, определяющих наличие эмоционально-личностных трудностей, неустойчивости, пассивной саморегуляции и дефицита навыков уверенного поведения. У студентов 2-го курса значимо ниже уровень результативности и устойчивости проявления уверенных действий в предметно-деятельностной сфере. У студентов 3-го курса выявлено значительное преобладание положительных эмоций, активной саморегуляции, устойчивости и продуктивности реализации уверенности в субъект-но-личностной сфере [2].
Общительность студентов 1-го курса характеризуется агармонической направленностью субъектно-ориентированных ценностей и форм общения с существенным доминированием эмоционально-личностных трудностей и недостаточным арсеналом способов и средств общения. Студенты 2-го курса отличаются высокой оценкой результативности в предметно-ориентированных видах общения. У студентов 3-го курса в значительной степени преобладают социоцентриче-ские мотивы, активная установка в плане саморазвития коммуникативного по-
Вестник РУДН, серия Психология и педагогика, 2011, № 3
ведения, личная инициация в общении как при высокой, так и при низкой контактности с окружающими [3; 14].
Что же касается специфики различий в результативных аспектах социально-психологической адаптации, то у студентов 1-го курса значимо выше показатели принятия других и ухода от проблем; у студентов 2-го курса — наиболее низкие уровни эмоционального комфорта, интернальности, принятия других и доминирования; у студентов 3-го курса — значимо выше показатели самопринятия, эмоционального комфорта, интернальности, доминирования и адаптированности.
На уровне корреляционного анализа было установлено, что в специфике взаимосвязей уверенности и общительности с показателями адаптации студентов проявляются особенности «включения» одних структурных элементов анализируемых свойств в процесс активного взаимодействия с результативными характеристиками адаптации; «пассивного функционирования» других структурных элементов; совокупной перестройкой и тех и других элементов на ином, более высоком или более низком уровне — в зависимости от этапа адаптации студентов в вузе [5].
Выявлено общее и специфичное в совместной факторной структуре уверенности, общительности и результативных характеристик адаптации у студентов разных курсов [1].
В совместной факторной структуре уверенности и адаптации общее проявляется у студентов 1-го и 2-го курсов в факторе операциональных трудностей уверенности и адаптации, у студентов 2-го и 3-го курсов — в субъектно-продук-тивном факторе самопринятия. Специфичным для первокурсников является продуктивно-неустойчивый фактор приспособления к другим и осведомленно-экс-тернальный фактор ухода от проблем, для третьекурсников — гармонически-мотивированный фактор эмоционального комфорта и активности.
В совместной факторной структуре общительности и адаптации общее проявляется у студентов 1-го и 3-го курсов в агармонически-инструментальном факторе ухода от проблем; у студентов 2-го и 3-го курсов — в продуктивно-эгоцентрическом факторе. Специфика ярче всего проявляется у студентов 1-го курса в факторе операциональных трудностей общительности и адаптации, у студентов 2-го курса — в агармонически-мотивированном факторе ухода от проблем, а также в содержании у всех групп студентов фактора принятия других: у первокурсников — осмысленно-осведомленного; у второкурсников — астенично-экстернального; у третьекурсников — осмысленно-интернального.
Таким образом, результаты исследования подтвердили наше предположение о том, что особенности уверенности и общительности у студентов с 1-го по 3-й курс обусловлены качественными изменениями и доминированием отдельных сторон этих свойств, которые формируются и проявляются как в процессе, так и в результатах социально-психологической адаптации в вузе.
Кроме того, полученные результаты исследования прошли успешную апробацию в Службе психологической помощи Магнитогорского государственного университета. Разработанные в исследовании практические рекомендации позво-
ляют существенно оптимизировать процесс психологического сопровождения студентов, направленного на сохранение и укрепление их физического и психического благополучия, оказание помощи в решении проблем личностной сферы и межличностного взаимодействия, повышение адаптивных способностей и стрес-соустойчивости в образовательном и социокультурном пространстве вуза [4].
ЛИТЕРАТУРА
[1] Акимова А.Р. Специфика структурной организации уверенности и общительности студентов на разных этапах социально-психологической адаптации в вузе // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. — 2009. — № 10. — С. 5—16.
[2] Акимова А.Р. Особенности проявления уверенности студентов на разных этапах социально-психологической адаптации в вузе // Вестник Башкирского университета. — 2009. — Т. 14. — № 4. — С. 1583—1587.
[3] Акимова А.Р. Особенности психологической структуры общительности студентов на разных этапах социально-психологической адаптации в вузе // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия «Психология». — 2009. — № 42. — С. 74—79.
[4] Акимова А.Р. Роль психологической службы вуза в комплексном построении стратегий адаптации студентов // Личность в межкультурном пространстве: Материалы IV Международной конференции, посвященной 50-летию Российского университета дружбы народов. Москва, РУДН, 19—20 ноября 2009 г. Ч. I. — М.: Изд-во РУДН, 2009. — С. 45—50.
[5] Волк М.И., Акимова А.Р. Соотношение переменных уверенности и общительности с показателями адаптированности у различных групп студентов // Вестник РУДН. — Серия «Психология и педагогика». — 2010. — № 1. — С. 52—56.
[6] Волк М.И. Психологические особенности общительности старших школьников и студентов: Автореф. дисс. ... канд. психол. наук. — М., 1996.
[7] Дикая Л.Г. Адаптация: методологические проблемы и основные направления исследований // Психология адаптации и социальная среда: современные подходы, проблемы, перспективы / Отв. ред. Л.Г. Дикая, А.Л. Журавлев. — М.: ИП РАН, 2007. — С. 17—42.
[8] Крупнов А.И. Диагностика свойств личности и индивидуальности. — М., 1993.
[9] Крупнов А.И. Системно-диспозиционный подход к изучению личности и ее свойств // Вестник РУДН. Серия «Психология и педагогика». — 2006. — №1(3). — С. 63—73.
[10] Лыкова Н.М., Караведо Интриаго Р. Стили совладающего поведения латиноамериканских и китайских студентов в период адаптации к условиям новой социокультурной среды // Вестник РУДН. Серия «Психология и педагогика». — 2010. — № 1. — С. 42—47.
[11] Новикова И.А. Соотношение толерантности и параметров межкультурной адаптации иностранных студентов из разных регионов // Вестник РУДН. Серия «Психология и педагогика». — 2010. — № 4.— С. 24—28.
[12] Осницкий А.К. Определение характеристик социальной адаптации // Журнал практического психолога. — 1998. — № 1. — С. 61—66.
[13] Чеботарёва Е.Ю., Дмитриева Л.А. Развитие профессионально-важных качеств в аспекте адаптации студентов к профессии // Вестник РУДН. Серия «Психология и педагогика». — 2010. — № 1. — С. 31—36.
[14] Шальнева И.К., Дузькрятченко А.В. Общительность и креативность как критерии адаптированности личности // Вестник РУДН. Серия «Психология и педагогика». — 2010. — № 1. — С. 57—62.
Вестннк Py^H, cepua Психоnогин u nедагогика, 2011, № 3
FORMATION OF CONFIDENCE AND SOCIABILITY OF STUDENTS IN THE FIRST THREE YEARS
OF HIGHER SCHOOL TRAINING
A.R. Akimova
The Chair of Age Psychology and Physiology Magnitogorsk State University
Lenin av., 114, Magnitogorsk, Russia, 455038
M.I. Volk
Chair of Social and Differential Psychology Peoples' Friendship University of Russia
Miklukho-Maklaya Str., 6, Moscow, Russia, 117198
The article is devoted to the study of confidence and sociability of students at different stages of social and psychological adaptation to higher school. The comparative analysis is carried out, the specifics of correlation and factor structures of confidence and sociability with indicators of adaptation in the first, second and third year students are disclosed.
Key words: confidence, sociability, system personal trait, social and psychological adaptation, the first, second and third year students.