ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ОБЩИТЕЛЬНОСТИ И ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ У СТУДЕНТОВ
М.И. Волк
Кафедра социальной и дифференциальной психологии Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198
Статья посвящена анализу результатов исследования жизнестойкости и общительности студентов. Представлены результаты эмпирического исследования особенностей реализации жизнестойкости и общительности студентов психологов и экономистов.
Ключевые слова: жизнестойкость, общительность, системное свойство личности, социально-психологическая адаптация.
Динамичный темп жизни, расширение круга контактов, новые условия трудовых отношений требуют от современных людей развития многих личностных качеств. Чтобы быть успешным, нужно быть в первую очередь коммуникативным, активным, социально компетентным, более адаптивным к быстро меняющейся действительности, способным эффективно взаимодействовать и управлять процессами общения [1]. Повышенные требования современного общества к человеку нередко вызывают реакции тревожности, подавленности, стресс. Современная психология в основном ориентируется на изучение стрессовых отрицательных проявлений личностных характеристик, таких как тревожность, конфликтность, агрессивность и т.п. Изучению проявлений позитивных качеств уделяется меньше внимания. Поэтому в настоящий момент особенно актуально изучение личности с позиции проявления и развития положительных свойств, таких как жизнестойкость и общительность [2].
Общительность является системным свойством личности, включающим как мотивационно-смысловые, так и регуляторно-динамические переменные. В настоящей работе общительность будет изучаться как общепрофессиональное свойство личности, которое является ведущим в профессиях типа «человек—человек». В этих видах деятельности оно во многом обеспечивает успешность профессиональной деятельности и ее результативность [3].
Понятие жизнестойкости (hardiness), введенное Сьюзен Кобейса и Сальваторе Мадди, находится на пересечении теоретических воззрений экзистенциальной психологии и прикладной области психологии стресса и совладания с ним. Прикладной аспект изучения жизнестойкости обусловлен той ролью, которая эта личностная переменная играет в противостоянии личности стрессовым ситуациям, прежде всего в профессиональной деятельности. По данным зарубежных исследований, а также исследований отечественных психологов (1), жизнестойкость оказывается ключевой личностной переменной, опосредующей влияние стрессогенных факторов (в том числе хронических) на соматическое и душевное здоровье, а также на успешность деятельности.
Таким образом, обе рассматриваемые нами характеристики оказывают прямое влияние на профессиональную составляющую, на особенности становления личности в целом и способствует плодотворному протеканию процессов саморазвития и самосовершенствования.
Эмпирическое исследование было проведено на базе филологического и экономического факультетов РУДН, в нем приняли участие 130 студентов. В первую группу вошли 65 студентов направления «Международная экономика» (дневное отделение) в возрасте от 17 до 21 года, из них 49 девушек и 16 юношей. Во вторую группу вошли 65 студентов направления «Психология» (дневное отделение) в возрасте от 17 до 22 лет, из них 58 девушек и 7 юношей.
С целью диагностики общительности студентов применялась методика, разработанная А.И. Крупновым, — бланковый тест общительности [4], жизнестойкость изучалась с помощью русскоязычной версии теста С. Мадди (2).
В результате проведенного сравнительного анализа была получена специфика различий в выраженности содержательно-смысловых, инструментально-стилевых характеристик общительности и жизнестойкости студентов психологов и экономистов. Полученные результаты исследования представлены в табл. 1.
Таблица 1
Различия показателей общительности и жизнестойкости у студентов экономистов (п = 65) и психологов (п = 65)
Показатель Среднее значение критерий Уровень значимости
экономисты психологи
Содержательно-смысловой аспект Целевой компонент Общественно значимые цели 26,32 24,27 1,35 0,17
Личностно значимые цели 26,32 25,89 0,3 0,75
Мотивацион-ный компонент Социоцентричность 24,52 27,66 -1,92 0,05
Эгоцентричность 22,29 24,06 -1,11 0,26
Когнитивный компонент Осмысленность 29,58 33,36 -2,82 0,005
Осведомленность 17,04 15,09 1,48 0,13
Продуктивный компонент Предметная сфера 29,89 30,06 -0,11 0,91
Субъектная сфера 30,13 29,58 0,33 0,74
Инструментально-динамический аспект Динамический компонент Энергичность 25,95 23,35 1,39 0,16
Аэнергичность 18,09 19,36 -0,63 0,52
Эмоциональный компонент Стеничность 31,35 31,93 -0,38 0,7
Астеничность 18,29 16,95 0,85 0,39
Регуляторный компонент Интернальность 29,73 29 0,49 0,62
Экстернальность 15,47 11,69 2,77 0,006
Рефлексивно- оценочный компонент Операциональные трудности 12,9 10,78 1,16 0,24
Личностные трудности 12,46 13,95 -0,77 0,44
Компоненты жизнестойкости Вовлеченность 36,5 35,69 0,53 0,59
Контроль 34,35 30,03 2,58 0,01
Принятие риска 20,06 18,58 1,25 0,21
Жизнестойкость 90,92 84,3 1,95 0,08
Примечание. Значимые различия выделены полужирным шрифтом.
Вестник РУДН, серия Психология и педагогика, 2012, № 3
Значимые различия в проявлении содержательно-смыслового аспекта общительности проявляются по двум переменным: социоцентричности мотивационного компонента и осмысленности когнитивного компонента. У студентов-психологов в большей степени преобладает социоцентрическая направленность мотивации общительности — желание обрести новых друзей и глубже познать других людей, стремление принять участие в делах группы, коллектива, желание оказать поддержку и помощь другим людям, необходимость совместного выполнения различных видов деятельности, а также стремление заслужить уважение и признание со стороны окружающих.
Далее мы видим значимые различия в параметре осмысленности когнитивного компонента, которые отражают более глубокое осознание студентами-психологами общительности как средства согласованности совместных действий, умение контактировать с другими людьми как необходимое условие межличностных взаимодействий, а также понимание способов достижения гармонии и согласия в процессе общения, способов взаимного влияния.
Анализируя инструментально-динамический аспект, обнаруживаем одно значимое различие в экстернальности регуляторного компонента. У студентов-экономистов в большей степени, чем у студентов-психологов, выражена экстерналь-ная регуляция общительности. Для них в большей степени характерно мнение, что успех в общении зависит скорее от везения и стечения случайных обстоятельств и что проблемы, возникающие в ходе общения между людьми, решаются с большим трудом даже при сильном желании самого человека и т.д. Психологи как специалисты социально направленной профессии склонны более позитивно оценивать возможности взаимодействия с людьми в процессе общения. Они непосредственно ориентированы на устранение проблем общения и установление контакта в общении с людьми и людей между собой.
Значимые различия в проявлении компонентов жизнестойкости обнаруживаются по одному параметру — контролю. Полученные данные свидетельствуют, что студенты-экономисты значимо отличаются от студентов-психологов по убежденности в том, что борьба позволяет повлиять на результат происходящего, по ощущению, что человек сам выбирает собственную деятельность, свой путь. Для показателей вовлеченности, принятия риска, жизнестойкости таких значимых различий нет.
Значимое различие в показателях контроля можно объяснить тем, что молодые люди, выбирающие для себя профессию экономиста, обладают выраженным ощущением того, что они сами хозяева своей судьбы, сами выбирают свой путь и направление собственной деятельности и им менее присуще ощущение собственной беспомощности. Профессия экономиста, в основе которой лежит необходимость четко следовать конкретным нормам и правилам экономических расчетов, предполагает наличие у человека хорошо развитых свойств контроля, в то время как психолог в своей работе с клиентом придерживается в первую очередь этических норм и правил, носящих субъективный характер.
ПРИМЕЧАНИЕ
(1) С разрешения С. Мадди с 2002 г. Д.А. Леонтьев и Е.И. Рассказова ведут исследования в этой области с использованием русскоязычной версии теста жизнестойкости.
(2) Адаптация Д.А. Леонтьева и Е.И. Рассказовой [5].
ЛИТЕРАТУРА
[1] Волк М.И., Акимова А.Р. Соотношение переменных уверенности и общительности с показателями адаптированности у различных групп студентов // Вестник РУДН. Серия «Психология и педагогика». — 2010. — № 1. — С. 52—56.
[2] Волк М.И. Психологические особенности общительности старших школьников и студентов: Автореф. дисс. ... канд. психол. наук. — М., 1996.
[3] Волк М.И., Акимова А.Р. Становление уверенности общительности студентов в период первых трех лет обучения в вузе // Вестник РУДН. Серия «Психология и педагогика». — 2011. — № 3. — С. 46—50.
[4] Крупное А.И. Диагностика свойств личности и индивидуальности. — М., 1993.
[5] Леонтьев Д.А., Рассказова Е.И. Тест жизнестойкости. — М.: Смысл, 2006.
[6] Кадильникова О.А. Жизнестойкость как фактор межкультурной адаптации иностранных студентов из разных регионов // Вестник РУДН. Серия «Психология и педагогика». — 2011. — № 5. — С. 240—244.
SPECIFIC FEATURES OF MANIFESTATION OF SOCIABILITY AND HARDINESS IN STUDENTS
M.I. Volk
Chair of Social and Differential Psychology Peoples' Friendship University of Russia
Miklukho-Maklaya str., 6, Moscow, Russia, 117198
The article is devoted to the analysis of the results of the research of sociability and hardiness. The specific features of the implementation of sociability and hardiness in economy and psychology students are compared. The empirical data on the studied traits is presented.
Key words: sociability, hardiness, systemic trait of individuality, social and psychological adaptation.