СТРУКТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОБЩИТЕЛЬНОСТИ РОССИЙСКИХ И ЛАТИНОАМЕРИКАНСКИХ СТУДЕНТОВ*
А.И. Крупнов, О.О. Качурина
Кафедра социальной и дифференциальной психологии Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198
В статье представлены результаты анализа психологической структуры общительности у российских и латиноамериканских студентов, в результате которого была выявлена специфика факторной организации общительности у изучаемых групп студентов. Есть основания полагать, что данная специфика определяется этнопсихологическими особенностями.
Ключевые слова: общительность, структура, этнопсихологические особенности, российские и латиноамериканские студенты.
Для выявления этнопсихологических особенностей психологической структуры общительности латиноамериканских и российских студентов был проведен факторный анализ матрицы интеркорреляции показателей общительности у латиноамериканских и российских студентов (таблица).
Таблица
Сравнительный анализ факторной структуры общительности латиноамериканских и российских студентов
Переменные общительности Латиноамериканские студенты Российские студенты
фактор 1 фактор 2 фактор 3 фактор 4 фактор 1 фактор 2 фактор 3 фактор 4
Эргичность 712 216 414 189 770 -194 189 218
Аэргичность 238 -058 045 -347 -587 485 -050 169
Стеничность 323 -081 819 -252 243 358 738 -025
Астеничность 479 139 175 -630 -257 557 454 405
Интернальность 807 263 -018 -096 177 125 422 534
Экстернальность 692 -338 -019 -395 087 -191 856 145
Социоцентричность -031 650 148 597 713 196 159 418
Эгоцентричнотсь 625 -391 217 006 519 -080 607 446
Осмысленность 195 -269 607 539 396 -142 441 471
Осведомленность 165 313 97 770 -153 828 196 -076
Предметность -191 550 702 150 166 -166 -002 840
Субъектность 103 865 -048 062 038 832 -280 -176
Примечание. Нули и запятые опущены, значимые веса выделены.
Рассмотрим результаты факторного анализа показателей общительности у латиноамериканских студентов. В первый фактор вошли такие переменные общительности, как эргичность, интернальность, экстернальность и эгоцентричность, т.е. в основном показатели регуляторно-динамического комплекса общительности.
* Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ «Межэтническая напряженность в полиэтнической образовательной среде: психолого-педагогические аспекты», проект № 110600718а.
Этот фактор раскрывает активную установку на общение латиноамериканских студентов, их эргичность и интернальность. Иными словами, они не упускают возможности побывать на различных встречах и вечеринках; часто испытывают потребность поделиться своими мыслями и впечатлениями с другими людьми; легко находят контакт с любым человеком; легко входят в незнакомую компанию и сразу же включаются в разговор; предпочитают проводить время среди людей и т.д.
Интернальность свидетельствует о том, что латиноамериканские студенты считают, что успех в общении является результатом собственных усилий и мало зависит от обстоятельств; что люди оказываются одинокими из-за того, что сами не проявляют интереса к окружающим. Они считают, что если захотят, то смогут расположить к себе любого человека; что в общении не существует проблем, которые нельзя было бы решить, а также всегда могут добиться от другого человека того, чего хотят. Они считают, что нужно всегда проявлять инициативу в общении, не надеясь на других людей; утверждают, что люди, не сумевшие добиться признания, должны винить в этом только самих себя и что уважение со стороны других людей — это итог направленных усилий самого человека.
Вместе с тем в данный фактор вошла переменная экстернальности, которая раскрывает мнение латиноамериканских студентов о том, что бесполезно прилагать усилия для того, чтобы завоевать симпатии других людей; что внешние обстоятельства сильно влияют на их отношения с другими людьми; что у них недостаточно сил, чтобы влиять на других людей; что в большинстве случаев удача в общении зависит от стечения обстоятельств; что в неудачах в общении чаще повинны другие люди и т.д.
Что касается переменной эгоцентричности, которая также вошла в данный фактор, то можно отметить, что латиноамериканские студенты часто руководствуются желанием развлечься и повеселиться; намерением получить новую для себя информацию; стремлением лучше узнать самого себя; стремлением заслужить признание со стороны других людей; потребностью решать практические и материальные вопросы; намерением избегать чувства одиночества; стремлением быть на людях и среди людей, а также чувством любопытства.
Второй фактор у латиноамериканских студентов вобрал в себя переменные социоцентричности, предметности и субъектности, т.е. в основном переменные мотивационно-продуктивного аспекта общительности.
Переменная социоцентричности показывает, что латиноамериканские студенты при общении руководствуются общностью интересов и дел с другими людьми; стремлением глубже познать других людей; чувством долга и необходимостью участия в общих делах; стремлением наладить дружеские взаимоотношения; намерением принимать участие в жизни коллектива; желанием оказывать внимание и сочувствие другим людям, а также оживить общение в группе (коллективе).
Предметно-деятельностные характеристики указывают на то, что общительность латиноамериканских студентов, с одной стороны, способствует лучшему выполнению различных дел и усвоению учебных предметов, приобретению жизненного опыта, лучшему устройству быта, большей результативности в осуществлении задуманных планов и дел, получению новой производственной и учебной инфор-
мации, решению многих практических вопросов, лучшему устройству личной жизни. С другой стороны, общительность способствует приобретению широкого круга друзей и знакомых, налаживанию межличностных отношений, лучшему пониманию других людей, развитию коммуникативных способностей, снятию эмоционального напряжения, развитию организаторских умений, налаживанию психологического климата в группе (коллективе), лучшему пониманию индивидуальных особенностей других людей, оживлению общения в группе и т.д.
Третий фактор объединил в себе переменные стеничности, осмысленности и предметности, т.е. он содержит в себе когнитивные характеристики, признаки осмысленности и предметной результативности. С качественной стороны это означает, что латиноамериканские студенты переживают эмоции радости при знакомстве с другими людьми; наслаждение от процесса общения; признательность, когда их понимают или разделяют их мнение другие люди; чувство удовлетворенности от общения с другими людьми; чувство радости, когда удается познакомиться с интересным человеком, когда они находятся в окружении других людей; чувство удовлетворенности, когда оказываются в центре внимания; чувство восхищения, когда в общении открываются новые стороны личности и т.д.
Переменная осмысленности когнитивного компонента общительности означает, что латиноамериканские студенты понимают общительность как форму проявления потребности в общении; контактность одного человека с другими людьми; средство познания себя и других; способ достижения взаимного понимания; способность человека поддерживать отношения с другими людьми; средство выражения различных отношений между людьми; степень готовности человека к межличностному взаимодействию; необходимое условие оптимальной адаптации человека в коллективе и т.д.
Предметность указывает на результативность общения, которая заключается в том, что общительность латиноамериканских студентов способствует лучшему выполнению различных дел и усвоению учебных предметов, приобретению жизненного опыта, лучшему устройству быта, большей результативности в осуществлении задуманных планов и дел, получению новой производственной и учебной информации, решению многих практических вопросов, лучшему устройству личной жизни.
Четвертый фактор у латиноамериканских студентов содержит в себе признаки эмоциональности (с отрицательным знаком), а также переменные когнитивного и мотивационного компонентов. Это означает меньшую выраженность астенич-ности, т.е. состояния неудовлетворенности собой и своим общением; злость и раздраженность при неудачах в общении; состояние беспокойства при общении в новой обстановке; чувство неловкости и смущения; чувство обиды, когда другие подшучивают над ними; состояние настороженности и опасения при знакомстве с новыми людьми; чувство смущения при общении в новой обстановке и т.д. Большая выраженность социоцентричности означает стремление глубже познать других людей; чувство долга при участии в общих делах; стремление наладить дружеские взаимоотношения; желание оказать внимание и сочувствие другим людям; способность оживить общение в коллективе; намерение принять участие в жизнедеятельности группы и т.д. Большая осмысленность общительности как базового
свойства личности говорит о том, что латиноамериканские студенты понимают общительность как форму проявления потребности в общении; контактность одного человека с другими людьми; средство согласования совместных действий в коллективе; средство познания себя и других; способ достижения взаимного понимания; способность человека поддерживать отношения с другими людьми; средство выражения различных отношений к людям; степень готовности человека к личностному взаимодействию. Вместе с тем латиноамериканские студенты считают, что общительность — это способ времяпрепровождения; необходимое условие существования и развития личности; составная часть чувства коллективизма; средство выражения доброжелательности и внимания к людям; умение жить и работать вместе с другими людьми; средство получения радости и удовольствия; способ снятия отрицательных эмоций; средство выражения своего «я» и т.д.
Обратимся теперь к анализу факторной структуры общительности российских студентов. Как видно из таблицы, в первый фактор со значимыми весами вошли, с одной стороны, показатель эргичности и показатель аэргичности с отрицательным знаком, с другой — показатели социоцентричности и эгоцентричности. Полученные данные свидетельствуют о том, что потребность поделиться своими мыслями и впечатлениями с другими людьми, легкость вхождения в контакт с любым человеком и предпочтение проводить время среди других людей отрицательно соотносится с тем, что российские студенты не предпринимают специальных попыток, чтобы обновить круг своих знакомых; имеют достаточно узкий круг знакомых; долго сохраняют привязанность к одному и тому же человеку; сознательно ограничивают круг своих знакомых; часто утомляются от частого общения с другими людьми; не любят бывать в местах, где приходится заводить новые знакомства.
Что касается социоцентричности и эгоцентричности, то обнаруженные данные указывают на достаточно сильную мотивацию к общению российских студентов. С одной стороны, они стремятся наладить дружеские взаимоотношения, принять участие в жизни коллектива; желают глубже познать других людей и оказывать им сочувствие и внимание; с другой стороны, российские студенты руководствуются желанием развлечься и повеселиться; чувством любопытства; стремлением лучше узнать самого себя; стремлением заслужить уважение других людей и решить практические вопросы.
Второй фактор у российских студентов составили показатели астеничности, осведомленности и успешности в личностном развитии. Астеничность свидетельствует о том, что российские студенты часто бывают не удовлетворены собой и своим общением; часто испытывают чувство смущения и обиды, настороженность при знакомстве с новыми людьми; чувство досады, когда в общении не удается скрыть негативное отношение к другому человеку. Показатели осведомленности говорят о том, что российские студенты иногда поверхностно понимают, что такое общительность, подменяют существенные ее признаки несущественными. Так, они считают, что общение — это просто способ времяпрепровождения, снятие отрицательных эмоций, составная часть коллективизма, средство выражения внимания к людям, необходимое условие межличностных отношений и т.д.
И наконец, последний показатель, который вошел во второй фактор, — субъект-ность. Он раскрывает влияние общения на развитие личности, в частности на развитие коммуникативных способностей. Субъектность способствует лучшему пониманию других людей, развитию навыков влияния на других людей, оживлению общения в коллективе и т.д.
Третий фактор у российских студентов вобрал в себя переменные стенично-сти, экстернальности и эгоцентричности. В психологическом плане это означает, что российские студенты переживают эмоции радости при знакомстве с другими людьми; наслаждение от процесса общения; признательность, когда другие люди их понимают или разделяют их мнение; чувство удовлетворенности общением; чувство радости, когда удается познакомиться с интересным человеком; чувство восхищения, когда в общении открываются новые стороны своего Я и т.д. Экстер-нальность свидетельствует о том, что российские студенты считают, что внешние обстоятельства сильно влияют на общение с другими людьми; что у них недостаточно сил, чтобы влиять на других людей; что в большинстве случаев удача в общении зависит от стечения обстоятельств; что в неудачах общения чаще повинны другие люди и т.д. Эгоцентричность свидетельствует о том, что российские студенты часто руководствуются желанием развлечься и повеселиться; намерением получить новую для себя информацию; стремлением лучше узнать самого себя; стремлением заслужить признание со стороны других людей; потребностью в решении практических и материальных вопросов; намерением избежать чувства одиночества; стремлением быть на людях и среди людей.
Последний, четвертый фактор содержит только два показателя: интерналь-ность и предметность. Это указывает на то, что интернальность, т.е. активность в саморегуляции общительности, у российских студентов выражена достаточно сильно. Они считают, что успех в общении является результатом собственных усилий и мало зависит от обстоятельств. Также они считают, что люди оказываются одинокими из-за того, что сами не проявляют интереса к окружающим. Они утверждают, что если захотят, то смогут расположить к себе любого человека; что в общении не существует проблем, которые нельзя было бы решить. Кроме того, они считают, что нужно всегда проявлять инициативу в общении, не надеясь на других людей. Также российские студенты утверждают, что люди, не сумевшие добиться признания, должны винить в этом только самих себя. Предметность — это влияние общительности на успешность в деятельности. Данное свойство способствует лучшему выполнению различных дел, лучшему усвоению учебных предметов; приобретению жизненного опыта; большей результативности в осуществлении задуманных планов и дел; получению необходимой информации; лучшему устройству личной жизни и т.д.
Таким образом, факторный анализ позволил выявить психологическую специфику общительности латиноамериканских и российских студентов:
— у латиноамериканских студентов первый фактор вобрал в себя показатели эргичности, интернальности, экстернальности и эгоцентричности. Во второй фактор вошли переменные социоцентричности, предметности и субъектности. В третий фактор вошли переменные стеничности, осмысленности и предметности. В четвертый фактор со статистически значимыми весами, но различными знаками во-
шли переменные инструментального компонента (астеничность с отрицательным знаком), а также переменные мотивационного компонента: социоцентричность, осмысленность, осведомленность с положительным знаком;
— у российских студентов первый фактор составили отрицательные значения аэргичности и положительные — мотивационных переменных и эргичности. Второй фактор составили астеничность, осведомленность и субъектность. Третий фактор содержит такие переменные, как стеничность, экстернальность и эгоцент-ричность. В четвертый фактор вошли переменные интернальности и субъектности.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Крупное А.И. Системная диагностика и коррекция общительности. — М.: Изд-во РУДН, 2007.
[2] Крупное А.И. Системно-функциональный подход к изучению личности и ее свойств // Комплексные исследования свойств личности: Научная школа А.И. Крупнова. — М.: Изд-во РУДН, 2009. — С. 9—21.
[3] Крупное А.И., Станис В.В. Сравнительная характеристика факторной структуры общительности у латиноамериканских и российских студентов // Становление личности на современном этапе. — Бийск: НИЦ БиГПИ, 2000. — С. 230.
STRUCTURAL FEATURES OF SOCIABILITY IN RUSSIAN AND LATIN AMERICAN STUDENTS
A.I. Krupnov, O.O. Kachurina
The Chair of Social and Differential Psychology Peoples' Friendship University of Russia
Miklukho-Maklaya str., 6, Moscow, Russia, 117198
The article submits the results of the analysis of the psychological structure of sociability in the Russian and Latin American students which revealed the specificity of the factorial organization of sociability in the investigated groups of students. There are grounds to believe that the given specificity is determined by the ethnopsychological features.
Key words: sociability, structure, ethnopsychological features, Russian and Latin American students.