СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ
ОБЩИТЕЛЬНОСТИ И АГРЕССИВНОСТИ СТУДЕНТОВ
И.А. НОВИКОВА, Т.В. НЕЧЕПУРЕНКО
Кафедра социальной и дифференциальной психологии Российский университет дружбы народов Ул. Миклухо-Маклая, 6, 117198 Москва, Россия
Статья посвящена анализу результатов эмпирического исследования общительности и агрессивности студентов, проведенного в русле системно-функционального подхода А.И. Крупнова
Сравнительные исследования черт характера актуальны как с точки зрения теоретической, так и практической психологии. Теоретическая значимость сравнительных исследований состоит в разработке проблемы целостной индивидуальности и определении связей и соотношений между различными чертами характера. Выявленные в ходе такого анализа закономерности необходимо учитывать в практической психологической работе в сфере психодиагностики, психокоррекции, профориентации, психологического консультирования, образования и многих других.
Наше исследование выполнено в русле системно-функционального подхода к анализу черт личности и индивидуальности А.И. Крупнова [4; 5 и др.]. Как известно, в рамках данного подхода каждая черта характера понимается как целостное образование, система мотивационно-смысловых и инструментально-стилевых характеристик. Такое понимание строения черт характера как «функциональных систем» [5] дает возможность сравнивать между собой количественную выраженность отдельных переменных изучаемых черт, их корреляционные и факторные структуры, выявлять интеркорреляции и индивидуально-типические сочетания в проявлениях различных черт [9].
К настоящему времени проведены сравнительные исследования общительности, настойчивости, любознательности [3; 4]; любознательности и изобретательности [14], ответственности, общительности, настойчивости и инициативности [И]; настойчивости и инициативности [10] и некоторые другие. Обобщая результаты, полученные в этих исследованиях, мы выявили, что в проведенных исследованиях была обнаружена вполне объяснимая общность мотивов и целей в реализации различных черт характера, а также сходство в проявлении комплекса «агармонических» переменных - астенич-ности, аэргичности, экстернальности и трудностей [9].
В нашем исследовании мы предприняли попытку сравнения системнофункциональной структуры таких черт характера, как общительность и агрессивность, которые относятся к коммуникативной сфере, но в то же время представляются противоположными по своей направленности.
Общительность является одной из наиболее изученных черт в русле системно-функционального подхода [2-4; 12; 13; 15 и др.], а агрессивность в рамках этого подхода начала изучаться относительно недавно [6-8]. Отметим, что в исследовании А.Б. Крючковой изучались только четыре компонента агрессивности, а мы рассматривали агрессивность в рамках расширенной, семикомпонентной модели.
Поясним специфику системно-функциональной модели строения агрессивности. С содержательной стороны стремление субъекта к проявлению агрессивности в межличностном взаимодействии различается по направленности мотивации (социоцентрической или эгоцентрической), сфере приложения результата агрессивного поведения (предметная или субъектная сфера), степени осознанности понимания такой черты как агрессивность (осмысленность или осведомленность). С инструментально-стилевой стороны это же стремление может быть охарактеризовано по направленности переживаний по поводу проявления агрессивности (аффективность или рефлексивность), по типу волевой регуляции (интернальность или экстерналь-ность), по формам проявления агрессии (физическая или вербальная), а также по характеру проблемных ситуаций, в которых проявляется агрессивность (операциональные или личностные трудности).
В нашем эмпирическом сравнительном исследовании приняли участие 352 студента РУДН (64 - мужского и 288 - женского пола). Средний возраст испытуемых - 19 лет.
Сравнительный анализ средних показателей соответствующих переменных общительности и агрессивности показал, что все они значимо отличаются друг от друга (рис. 1).
На рис. 1 наглядно видно, что переменные мотивационного, когнитивного, продуктивного компонентов, а также переменная интернальность регуляторного компонента имеют большую выраженность у общительности. Переменные экстернальность, а также операциональные и личностные трудности больше выражены у агрессивности.
Мы полагаем, что эти различия, вероятнее всего, связаны с социальнопсихологической природой исследуемых черт характера. Общительность как социально одобряемая черта закономерно является более осознаваемой и произвольной. Проявление и развитие общительности в связи с социальным подкреплением более мотивировано. С демонстрацией общительности связаны большие ожидания вознаграждений в различных сферах жизнедеятельности личности, а умелое использование этого качества тесно связано с «успешностью» личности.
Агрессивность в социальном плане оценивается чаще всего неодобрительно. Потому ее проявления более непроизвольны и чаще бывают сопряжены с разного рода трудностями и «неудачами».
| - переменные общительности □ - переменные агрессивности
А -а
Н о Й
О о
X X
X X
о о
е;
о 5
-а о
£ ч
о 1)
О аз о О
Рис. 1. Диаграмма средней выраженности переменных общительности и агрессивности
Полученные данные позволяют нам охарактеризовать каждую из анализируемых черт со стороны преобладания в их структуре тех или иных переменных. Так, проявления общительности характеризуются энергетической наполненностью, переживанием положительных эмоций, произвольностью. Преобладает достаточно глубокое, осмысленное понимание природы этого качества.
В структуре агрессивности у большинства испытуемых преобладает социоцентрическая направленность побуждений, т. е. чаще всего агрессивные действия совершаются с альтруистическими, просоциальными намерениями. Это качество также характеризуется осмысленностью. По большей части агрессивные действия совершаются произвольно, в вербальной форме. Чаще всего они направлены на достижение социально оправдываемых (с точки зрения агрессора) целей в различных сферах деятельности. Проявления агрессивности сопряжены с выраженными интрапунитивными, аутоагрессивными переживаниями, вызывающими большое количество личностных трудностей.
Проведенный далее сравнительный анализ интеркорреляций показал, что во взаимосвязях переменных внутри психологических структур общительности и агрессивности признаки сходства и различия выражены в равной степени.
Наиболее тесно взаимосвязаны содержательно-смысловые компоненты: мотивационный и результативный. Переменные этих компонентов положительно связаны с интервальной регуляцией.
Наибольшие различия в психологических структурах общительности и агрессивности у студентов обнаруживаются во взаимосвязях рефлексивнооценочного компонента с переменными результативного компонента и ин-тернальностью.
С содержательной стороны это означает, что чем сильнее студент мотивирован на коммуникацию, тем более произвольны его поступки и тем более результативна его коммуникация. Но при этом, чем выше произвольность и результативность общительности, тем с меньшим количеством разного рода трудностей сталкивается студент. В случае агрессивности наоборот - чем более произвольны и результативны агрессивные действия, тем с большим количеством проблем они сопряжены.
На следующем этапе исследования в результате совместного факторного анализа переменных общительности и агрессивности была получена пятифакторная структура.
Первый фактор объединяет переменные установочно-целевого компонента общительности (личностно и общественно значимые цели), а также переменную эгоцентричность общительности. На уровне тенденции в него входят также социоцентричность, осмысленность, предметность, субъект-ность и стеничность общительности. Таким образом, этот фактор включает в себя, прежде всего, мотивационно-смысловые переменные общительности, а также стеничность общительности. Значит, этот фактор можно назвать «мотивационно-целевым фактором общительности».
Во второй фактор со значимыми положительными весами вошли такие переменные агрессивности, как аффективность, личностные и операциональные трудности. На уровне тенденции в этот фактор также входят эгоцентрические мотивы агрессивности, склонность к физической и вербальной формам агрессии. Структура этого фактора очень близка структуре эмоционально-реактивной агрессивности [1], характеризующейся повышенной склонностью к аффективному реагированию вследствие повышенной чувствительности к мнимым обидам, оскорблениям, пренебрежению. К подобного рода агрессии склонны люди, обладающие высокой эмоциональной реактивностью и легко раздражающиеся. Такие люди склонны видеть угрозы и оскорбления, которых в действительности не существует, и легко обижаются, Неудивительно, что они склонны неадекватно реагировать на события, происходящие рядом с ними. В результате такие люди бывают не очень-то популярны в обществе, что приводит к повышенному количеству трудностей, с которыми эмоционально-реактивные агрессоры сталкиваются. Исходя из этого, мы посчитали правомерным назвать второй фактор «фактором эмоционально-реактивной агрессивности» - это название отражает суть данного фактора. С другой стороны, ввиду высокой проблемности, заключенной в склонности к подобного рода агрессивности, его также можно было бы назвать «фактором проблем».
В третий фактор с положительными весами входят аэргичность, асте-ничность, операциональные и личностные трудности общительности. С отрицательным весом - эргичность общительности. Этот фактор однозначно интерпретируется как «фактор трудностей в общении», поскольку характеризуется слабостью, непостоянством стремлений, бедностью приемов и способов реализации общительности, пониженным настроением, разного рода трудностями во взаимодействии с окружающими людьми.
Четвертый фактор объединил переменные продуктивного компонента агрессивности. На уровне тенденции в него также вошли социоцентрические и эгоцентрические мотивы агрессивности, интернальность и склонность к физической форме проявления агрессии. Возвращаясь к типологии агрессии и агрессивных личностей Л. Берковица, остановимся теперь на его описании агрессоров с инструментальной направленностью [1]. Хорошим примером инструментально ориентированных агрессоров являются хулиганы. Агрессия, проявляемая ими, обычно инициируется ими самими. Они не набрасываются ни на кого в ярости, а действуют намеренно и хладнокровно, даже испытывая при этом удовольствие. Самой главной характеристикой этого типа является инструментальность агрессивности. Агрессия здесь намеренно используется как средство для достижения цели, не связанной с простым причинением боли жертве. Исходя из всего вышесказанного, мы назвали четвертый фактор «фактором инструментальной агрессивности».
Пятый фактор объединил осведомленность общительности и агрессивности. Полученный в нашем исследовании фактор практически идентичен шестому фактору, выделившемуся в сравнительном исследовании настойчивости, общительности и любознательности Н.В. Каргиной [3]. Мы также решили назвать данный фактор «фактором осведомленности», т. е. поверхностных, неточных представлений о сущности характерологических черт.
Таким образом, в результате совместного факторного анализа переменных общительности и агрессивности из пяти полученных факторов два вобрали в себя переменные общительности, два фактора - переменные агрессивности, только один фактор вобрал в себя переменные из обоих анализируемых качеств.
Следовательно, связи переменных внутри общительности и агрессивности гораздо сильнее, чем связи между переменными этих качеств, но все же существует взаимосвязь между структурами общительности и агрессивности через общность переменной осведомленность (поверхностность представлений).
Для уточнения полученных результатов мы провели факторный анализ для каждой из изучаемых черт характера в отдельности и сопоставили факторные структуры (см. табл. 1). Для каждой черты была получена двухфакторная структура.
Итак, в первый фактор общительности вошел комплекс мотивационно смысловых и инструментально-гармонических переменных. Выделение этого комплекса переменных является характерным для психологической структуры общительности [3; 4]. Во второй фактор с отрицательными значимыми
Таблица 1
Сравнение факторных структур общительности и агрессивности
Черта характера Общительность Агрессивность
~—Факторы Переменные ' — — Ф1 Ф2 Ф1 Ф2
Общественно-значимые цели 0,79 0,05 - -
Личностно-значимые цели 0,81 0,05 — —
Социоцентричность 0,46 -0,23 -0,01 0,84
Эгоцентричность 0,71 0,02 0,49 0,54
Осмысленность 0,61 -0,07 -0,07 0,11
Осведомленность 0,27 0,04 0,14 0,08
Предметность 0,64 0,24 0,11 0,81
Субъектностъ 0,51 0,23 0,30 0,63
Эргичность 0,29 0,74 - -
Аэргичность 0,06 -0,57 - -
Стеничность 0,42 0,12 - -
Астеничность 0,05 00 о 1 - -
Аффективность - - 0,80 0,08
Рефлексивность - - 0,26 0,04
Интернальность 0,47 0,31 0,20 0,39
Экстернальность -0,07 -0,13 0,33 0,09
Операциональные трудности -0,06 -0,80 0,83 0,07
Личностные трудности -0,04 1 I > 00 0,87 0,11
Физическая агрессия - - 0,48 0,36
Вербальная агрессия - - 0,67 0,14
Примечание: полужирным выделены статистически значимые факторные веса; курсивом - факторные веса, близкие к уровню значимости (тенденция).
весами вошли астеничность, операциональные и личностные трудности; с положительным значимым весом - эргичность. На уровне тенденции в фактор с отрицательным знаком вошла также переменная аэргичность. Очевидно, что первый фактор отражает содержательную суть общительности, а второй - трудности в общении.
Ввиду того, что природа агрессивности прямо противоположна социально одобряемой общительности, первым фактором в структуре агрессивности, на который приходится основная нагрузка, выделился фактор «проблем». В случае агрессивности трудности связаны не с недостатком энергии, а с неспособностью сдержаться от реакции аффекта.
Сложности вызывает не неспособность найти силы для поддержания контактов, а неспособность сдержать аффективные импульсы, неконтролируемая склонность к отреагированию вовне. В первый фактор агрессивности с положительными значимыми весами входят аффективность, операциональ-
ные и личностные трудности. На уровне тенденции в этот фактор входят также эгоцентричность, склонность к физической и вербальной агрессии.
Во второй фактор агрессивности с положительными значимыми весами входят социоцентричность и предметность. На уровне тенденции в структуру этого фактора входят также переменные эгоцентричность и субъ-ектность. Этот фактор отражает продуктивный аспект агрессивности, ее инструментал ьность.
Таким образом, ярко проявилась специфика факторных структур общительности и агрессивности, заключающаяся в противоположной направленности этих черт, что отражается в распределении факторных нагрузок -более нагруженный фактор общительности является фактором «успешности», а более нагруженный фактор агрессивности - фактором «проблем». Кроме того, специфика психологических структур анализируемых черт в большей степени проявляется в структурах факторов трудностей. Наличие трудностей в общении характеризуется пониженным тонусом, а проблемы, связанные с агрессивностью, сопряжены, в первую очередь, со склонностью к аффективному отреагированию ввиду излишней чувствительности к действительным или мнимым угрозам и оскорблениям.
Сопоставляя результаты нашего исследования с результатами других сравнительных исследований черт характера, можно сделать выводы о специфике агрессивности, рассматриваемой в рамках системно-функционального подхода.
1. Как и для большинства изученных черт характера, подтверждается существование достаточно устойчивой положительной связи переменных внутри мотивационного, продуктивного и рефлексивно-оценочного компонентов агрессивности. В то же время выявлены положительные связи переменных внутри когнитивного, регуляторного, динамического и эмоционального компонентов, не характерные для других черт.
2. Обнаружены устойчивые кросскорреляции соответствующих переменных мотивационного, когнитивного, рефлексивно-оценочного компонентов и предметности общительности и агрессивности, что соответствует полученным ранее тенденциям. Достаточно специфичной является положительная связь соответствующих компонентов регуляторного компонента, что, по нашему мнению, отражает принадлежность общительности и агрессивности к одной (коммуникативной) сфере отношений субъекта.
3. Наиболее ярко специфика агрессивности проявилась в результатах факторного анализа. Выделенные факторы «инструментальной» и «эмоцио-нально-реактивной» агрессивности отражают психологическую сущность данной черты характера, что еще раз подчеркивает продуктивность и перспективность системно-функционального подхода к анализу черт личности и индивидуальности.
Мы полагаем, что перспективы данного исследования состоят в более детальном и всестороннем изучении психологической структуры агрессивности; выявлении индивидуально-типических сочетаний общительности и агрессивности (с использованием кластерного анализа); а также разработке
на основе системно-функциональной модели А.И. Крупнова более совершенных методов диагностики и психокоррекции агрессивности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль. - СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2002.
2. Волк М.И. Психологические особенности общительности старших школьников и студентов: Дисс. ... канд. психол. наук. - М.: РУДН, 1996.
3. Каргина Н.В. Сравнительное исследование любознательности, настойчивости и общительности студентов: Дисс. ... канд. психол. наук. - М.: РУДН, 2005.
4. Крупнов А.И. О соотношении различных черт характера // Психология образования: Материалы Межвузовской научно-практической конференции. - Бийск: НИЦ Би-ГПИ, 1999, с. 11-15.
5. Крупнов А.И. Системно-диспозиционный подход к изучению личности и ее свойств // Вестник РУДН. Сер. «Психология и педагогика». - 2006. - № 1 (3), с. 63-73.
6. Крючкова А.Б. Соотношение свойств темперамента и различных переменных агрессивности // Проблемы современного высшего образования: Материалы Международной научно-практической конференции. - Ч. I, - М.: РУДН, МАНПО, 2002, с. 77-81.
7. Крючкова ^.^Исследование зависимости между свойствами темперамента и характеристиками агрессивности подростков // Личность в межкультурном пространстве: Материалы межвузовской научно-практической конференции. - М.: Изд-во РУДН, 2005,с. 163-165.
8. Нечепуренко Т.В. Эмпирическое исследование агрессивности мужчин, занимающихся ножевым боем // Психолого-педагогические аспекты становления личности в современных условиях: Материалы межвузовских психологических чтений студентов, аспирантов и молодых ученых. - М.: РУДН, 2005, с. 61-64.
9. Новикова И.А.К проблеме сравнительного исследования черт характера // Вестник РУДН. Сер. «Психология и педагогика». - 2006. - № 1 (3), с. 83-92.
10. Пономарева-Полянская Е.Н. Индивидуально-типические сочетания инициативности и настойчивости студентов // Психолого-педагогические аспекты становления личности в современных условиях: Материалы межвузовских психологических чтений студентов, аспирантов и молодых ученых. - М.: РУДН, 2005, с. 137-138.
\\.Прядеин В.П. Ответственность как системное качество личности. - Екатеринбург: У ГПУ, 2001.
12. Солонкина О.В. Связь общительности с различными установками учащихся на межличностное взаимодействие: Автореф. дисс. ... канд. психол. наук. - М., 1996.
13. Тырнова О.А. Психологические различия в проявлениях общительности у юношей и девушек: Автореф. дисс. ... канд. психол. наук. - М., 1996.
14. Цхай И.К. Личностные и когнитивные аспекты креативности: Автореф. дисс. ... канд. психол. наук. - М., 2000.
15. Ян Бинь. Этнопсихологические особенности темперамента и общительности у китайских и российских студентов: Автореф. дисс. ... канд. психол. наук. - М.: РУДН, 2004.
THE COMPARATIVE ANALYSIS OF SOCIABILITY AND AGGRESSION OF STUDENTS
I.A. NOVIKOVA, T.V. NECHEPURENKO
The Chair of Social and Differential Psychology Russian Peoples’ Friendship University
6, Miklucho-Maklay St., 117198 Moscow, Russia
The article is devoted to the analysis of results of empirical research of sociability and aggression of the students on the basis of the systemic-functional approach.