Научная статья на тему 'Сравнительный анализ общительности и агрессивности у студентов'

Сравнительный анализ общительности и агрессивности у студентов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1019
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Новикова И. А., Нечепуренко Т. В.

Статья посвящена анализу результатов эмпирического исследования общительности и агрессивности студентов, проведенного в русле системно-функционального подхода А.И. Крупнова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The comparative analysis of sociability and aggression of students

The article is devoted to the analysis of results of empirical research of sociability and aggression of the students on the basis of the systemic-functional approach

Текст научной работы на тему «Сравнительный анализ общительности и агрессивности у студентов»

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ

ОБЩИТЕЛЬНОСТИ И АГРЕССИВНОСТИ СТУДЕНТОВ

И.А. НОВИКОВА, Т.В. НЕЧЕПУРЕНКО

Кафедра социальной и дифференциальной психологии Российский университет дружбы народов Ул. Миклухо-Маклая, 6, 117198 Москва, Россия

Статья посвящена анализу результатов эмпирического исследования общительности и агрессивности студентов, проведенного в русле системно-функционального подхода А.И. Крупнова

Сравнительные исследования черт характера актуальны как с точки зрения теоретической, так и практической психологии. Теоретическая значимость сравнительных исследований состоит в разработке проблемы целостной индивидуальности и определении связей и соотношений между различными чертами характера. Выявленные в ходе такого анализа закономерности необходимо учитывать в практической психологической работе в сфере психодиагностики, психокоррекции, профориентации, психологического консультирования, образования и многих других.

Наше исследование выполнено в русле системно-функционального подхода к анализу черт личности и индивидуальности А.И. Крупнова [4; 5 и др.]. Как известно, в рамках данного подхода каждая черта характера понимается как целостное образование, система мотивационно-смысловых и инструментально-стилевых характеристик. Такое понимание строения черт характера как «функциональных систем» [5] дает возможность сравнивать между собой количественную выраженность отдельных переменных изучаемых черт, их корреляционные и факторные структуры, выявлять интеркорреляции и индивидуально-типические сочетания в проявлениях различных черт [9].

К настоящему времени проведены сравнительные исследования общительности, настойчивости, любознательности [3; 4]; любознательности и изобретательности [14], ответственности, общительности, настойчивости и инициативности [И]; настойчивости и инициативности [10] и некоторые другие. Обобщая результаты, полученные в этих исследованиях, мы выявили, что в проведенных исследованиях была обнаружена вполне объяснимая общность мотивов и целей в реализации различных черт характера, а также сходство в проявлении комплекса «агармонических» переменных - астенич-ности, аэргичности, экстернальности и трудностей [9].

В нашем исследовании мы предприняли попытку сравнения системнофункциональной структуры таких черт характера, как общительность и агрессивность, которые относятся к коммуникативной сфере, но в то же время представляются противоположными по своей направленности.

Общительность является одной из наиболее изученных черт в русле системно-функционального подхода [2-4; 12; 13; 15 и др.], а агрессивность в рамках этого подхода начала изучаться относительно недавно [6-8]. Отметим, что в исследовании А.Б. Крючковой изучались только четыре компонента агрессивности, а мы рассматривали агрессивность в рамках расширенной, семикомпонентной модели.

Поясним специфику системно-функциональной модели строения агрессивности. С содержательной стороны стремление субъекта к проявлению агрессивности в межличностном взаимодействии различается по направленности мотивации (социоцентрической или эгоцентрической), сфере приложения результата агрессивного поведения (предметная или субъектная сфера), степени осознанности понимания такой черты как агрессивность (осмысленность или осведомленность). С инструментально-стилевой стороны это же стремление может быть охарактеризовано по направленности переживаний по поводу проявления агрессивности (аффективность или рефлексивность), по типу волевой регуляции (интернальность или экстерналь-ность), по формам проявления агрессии (физическая или вербальная), а также по характеру проблемных ситуаций, в которых проявляется агрессивность (операциональные или личностные трудности).

В нашем эмпирическом сравнительном исследовании приняли участие 352 студента РУДН (64 - мужского и 288 - женского пола). Средний возраст испытуемых - 19 лет.

Сравнительный анализ средних показателей соответствующих переменных общительности и агрессивности показал, что все они значимо отличаются друг от друга (рис. 1).

На рис. 1 наглядно видно, что переменные мотивационного, когнитивного, продуктивного компонентов, а также переменная интернальность регуляторного компонента имеют большую выраженность у общительности. Переменные экстернальность, а также операциональные и личностные трудности больше выражены у агрессивности.

Мы полагаем, что эти различия, вероятнее всего, связаны с социальнопсихологической природой исследуемых черт характера. Общительность как социально одобряемая черта закономерно является более осознаваемой и произвольной. Проявление и развитие общительности в связи с социальным подкреплением более мотивировано. С демонстрацией общительности связаны большие ожидания вознаграждений в различных сферах жизнедеятельности личности, а умелое использование этого качества тесно связано с «успешностью» личности.

Агрессивность в социальном плане оценивается чаще всего неодобрительно. Потому ее проявления более непроизвольны и чаще бывают сопряжены с разного рода трудностями и «неудачами».

| - переменные общительности □ - переменные агрессивности

А -а

Н о Й

О о

X X

X X

о о

е;

о 5

-а о

£ ч

о 1)

О аз о О

Рис. 1. Диаграмма средней выраженности переменных общительности и агрессивности

Полученные данные позволяют нам охарактеризовать каждую из анализируемых черт со стороны преобладания в их структуре тех или иных переменных. Так, проявления общительности характеризуются энергетической наполненностью, переживанием положительных эмоций, произвольностью. Преобладает достаточно глубокое, осмысленное понимание природы этого качества.

В структуре агрессивности у большинства испытуемых преобладает социоцентрическая направленность побуждений, т. е. чаще всего агрессивные действия совершаются с альтруистическими, просоциальными намерениями. Это качество также характеризуется осмысленностью. По большей части агрессивные действия совершаются произвольно, в вербальной форме. Чаще всего они направлены на достижение социально оправдываемых (с точки зрения агрессора) целей в различных сферах деятельности. Проявления агрессивности сопряжены с выраженными интрапунитивными, аутоагрессивными переживаниями, вызывающими большое количество личностных трудностей.

Проведенный далее сравнительный анализ интеркорреляций показал, что во взаимосвязях переменных внутри психологических структур общительности и агрессивности признаки сходства и различия выражены в равной степени.

Наиболее тесно взаимосвязаны содержательно-смысловые компоненты: мотивационный и результативный. Переменные этих компонентов положительно связаны с интервальной регуляцией.

Наибольшие различия в психологических структурах общительности и агрессивности у студентов обнаруживаются во взаимосвязях рефлексивнооценочного компонента с переменными результативного компонента и ин-тернальностью.

С содержательной стороны это означает, что чем сильнее студент мотивирован на коммуникацию, тем более произвольны его поступки и тем более результативна его коммуникация. Но при этом, чем выше произвольность и результативность общительности, тем с меньшим количеством разного рода трудностей сталкивается студент. В случае агрессивности наоборот - чем более произвольны и результативны агрессивные действия, тем с большим количеством проблем они сопряжены.

На следующем этапе исследования в результате совместного факторного анализа переменных общительности и агрессивности была получена пятифакторная структура.

Первый фактор объединяет переменные установочно-целевого компонента общительности (личностно и общественно значимые цели), а также переменную эгоцентричность общительности. На уровне тенденции в него входят также социоцентричность, осмысленность, предметность, субъект-ность и стеничность общительности. Таким образом, этот фактор включает в себя, прежде всего, мотивационно-смысловые переменные общительности, а также стеничность общительности. Значит, этот фактор можно назвать «мотивационно-целевым фактором общительности».

Во второй фактор со значимыми положительными весами вошли такие переменные агрессивности, как аффективность, личностные и операциональные трудности. На уровне тенденции в этот фактор также входят эгоцентрические мотивы агрессивности, склонность к физической и вербальной формам агрессии. Структура этого фактора очень близка структуре эмоционально-реактивной агрессивности [1], характеризующейся повышенной склонностью к аффективному реагированию вследствие повышенной чувствительности к мнимым обидам, оскорблениям, пренебрежению. К подобного рода агрессии склонны люди, обладающие высокой эмоциональной реактивностью и легко раздражающиеся. Такие люди склонны видеть угрозы и оскорбления, которых в действительности не существует, и легко обижаются, Неудивительно, что они склонны неадекватно реагировать на события, происходящие рядом с ними. В результате такие люди бывают не очень-то популярны в обществе, что приводит к повышенному количеству трудностей, с которыми эмоционально-реактивные агрессоры сталкиваются. Исходя из этого, мы посчитали правомерным назвать второй фактор «фактором эмоционально-реактивной агрессивности» - это название отражает суть данного фактора. С другой стороны, ввиду высокой проблемности, заключенной в склонности к подобного рода агрессивности, его также можно было бы назвать «фактором проблем».

В третий фактор с положительными весами входят аэргичность, асте-ничность, операциональные и личностные трудности общительности. С отрицательным весом - эргичность общительности. Этот фактор однозначно интерпретируется как «фактор трудностей в общении», поскольку характеризуется слабостью, непостоянством стремлений, бедностью приемов и способов реализации общительности, пониженным настроением, разного рода трудностями во взаимодействии с окружающими людьми.

Четвертый фактор объединил переменные продуктивного компонента агрессивности. На уровне тенденции в него также вошли социоцентрические и эгоцентрические мотивы агрессивности, интернальность и склонность к физической форме проявления агрессии. Возвращаясь к типологии агрессии и агрессивных личностей Л. Берковица, остановимся теперь на его описании агрессоров с инструментальной направленностью [1]. Хорошим примером инструментально ориентированных агрессоров являются хулиганы. Агрессия, проявляемая ими, обычно инициируется ими самими. Они не набрасываются ни на кого в ярости, а действуют намеренно и хладнокровно, даже испытывая при этом удовольствие. Самой главной характеристикой этого типа является инструментальность агрессивности. Агрессия здесь намеренно используется как средство для достижения цели, не связанной с простым причинением боли жертве. Исходя из всего вышесказанного, мы назвали четвертый фактор «фактором инструментальной агрессивности».

Пятый фактор объединил осведомленность общительности и агрессивности. Полученный в нашем исследовании фактор практически идентичен шестому фактору, выделившемуся в сравнительном исследовании настойчивости, общительности и любознательности Н.В. Каргиной [3]. Мы также решили назвать данный фактор «фактором осведомленности», т. е. поверхностных, неточных представлений о сущности характерологических черт.

Таким образом, в результате совместного факторного анализа переменных общительности и агрессивности из пяти полученных факторов два вобрали в себя переменные общительности, два фактора - переменные агрессивности, только один фактор вобрал в себя переменные из обоих анализируемых качеств.

Следовательно, связи переменных внутри общительности и агрессивности гораздо сильнее, чем связи между переменными этих качеств, но все же существует взаимосвязь между структурами общительности и агрессивности через общность переменной осведомленность (поверхностность представлений).

Для уточнения полученных результатов мы провели факторный анализ для каждой из изучаемых черт характера в отдельности и сопоставили факторные структуры (см. табл. 1). Для каждой черты была получена двухфакторная структура.

Итак, в первый фактор общительности вошел комплекс мотивационно смысловых и инструментально-гармонических переменных. Выделение этого комплекса переменных является характерным для психологической структуры общительности [3; 4]. Во второй фактор с отрицательными значимыми

Таблица 1

Сравнение факторных структур общительности и агрессивности

Черта характера Общительность Агрессивность

~—Факторы Переменные ' — — Ф1 Ф2 Ф1 Ф2

Общественно-значимые цели 0,79 0,05 - -

Личностно-значимые цели 0,81 0,05 — —

Социоцентричность 0,46 -0,23 -0,01 0,84

Эгоцентричность 0,71 0,02 0,49 0,54

Осмысленность 0,61 -0,07 -0,07 0,11

Осведомленность 0,27 0,04 0,14 0,08

Предметность 0,64 0,24 0,11 0,81

Субъектностъ 0,51 0,23 0,30 0,63

Эргичность 0,29 0,74 - -

Аэргичность 0,06 -0,57 - -

Стеничность 0,42 0,12 - -

Астеничность 0,05 00 о 1 - -

Аффективность - - 0,80 0,08

Рефлексивность - - 0,26 0,04

Интернальность 0,47 0,31 0,20 0,39

Экстернальность -0,07 -0,13 0,33 0,09

Операциональные трудности -0,06 -0,80 0,83 0,07

Личностные трудности -0,04 1 I > 00 0,87 0,11

Физическая агрессия - - 0,48 0,36

Вербальная агрессия - - 0,67 0,14

Примечание: полужирным выделены статистически значимые факторные веса; курсивом - факторные веса, близкие к уровню значимости (тенденция).

весами вошли астеничность, операциональные и личностные трудности; с положительным значимым весом - эргичность. На уровне тенденции в фактор с отрицательным знаком вошла также переменная аэргичность. Очевидно, что первый фактор отражает содержательную суть общительности, а второй - трудности в общении.

Ввиду того, что природа агрессивности прямо противоположна социально одобряемой общительности, первым фактором в структуре агрессивности, на который приходится основная нагрузка, выделился фактор «проблем». В случае агрессивности трудности связаны не с недостатком энергии, а с неспособностью сдержаться от реакции аффекта.

Сложности вызывает не неспособность найти силы для поддержания контактов, а неспособность сдержать аффективные импульсы, неконтролируемая склонность к отреагированию вовне. В первый фактор агрессивности с положительными значимыми весами входят аффективность, операциональ-

ные и личностные трудности. На уровне тенденции в этот фактор входят также эгоцентричность, склонность к физической и вербальной агрессии.

Во второй фактор агрессивности с положительными значимыми весами входят социоцентричность и предметность. На уровне тенденции в структуру этого фактора входят также переменные эгоцентричность и субъ-ектность. Этот фактор отражает продуктивный аспект агрессивности, ее инструментал ьность.

Таким образом, ярко проявилась специфика факторных структур общительности и агрессивности, заключающаяся в противоположной направленности этих черт, что отражается в распределении факторных нагрузок -более нагруженный фактор общительности является фактором «успешности», а более нагруженный фактор агрессивности - фактором «проблем». Кроме того, специфика психологических структур анализируемых черт в большей степени проявляется в структурах факторов трудностей. Наличие трудностей в общении характеризуется пониженным тонусом, а проблемы, связанные с агрессивностью, сопряжены, в первую очередь, со склонностью к аффективному отреагированию ввиду излишней чувствительности к действительным или мнимым угрозам и оскорблениям.

Сопоставляя результаты нашего исследования с результатами других сравнительных исследований черт характера, можно сделать выводы о специфике агрессивности, рассматриваемой в рамках системно-функционального подхода.

1. Как и для большинства изученных черт характера, подтверждается существование достаточно устойчивой положительной связи переменных внутри мотивационного, продуктивного и рефлексивно-оценочного компонентов агрессивности. В то же время выявлены положительные связи переменных внутри когнитивного, регуляторного, динамического и эмоционального компонентов, не характерные для других черт.

2. Обнаружены устойчивые кросскорреляции соответствующих переменных мотивационного, когнитивного, рефлексивно-оценочного компонентов и предметности общительности и агрессивности, что соответствует полученным ранее тенденциям. Достаточно специфичной является положительная связь соответствующих компонентов регуляторного компонента, что, по нашему мнению, отражает принадлежность общительности и агрессивности к одной (коммуникативной) сфере отношений субъекта.

3. Наиболее ярко специфика агрессивности проявилась в результатах факторного анализа. Выделенные факторы «инструментальной» и «эмоцио-нально-реактивной» агрессивности отражают психологическую сущность данной черты характера, что еще раз подчеркивает продуктивность и перспективность системно-функционального подхода к анализу черт личности и индивидуальности.

Мы полагаем, что перспективы данного исследования состоят в более детальном и всестороннем изучении психологической структуры агрессивности; выявлении индивидуально-типических сочетаний общительности и агрессивности (с использованием кластерного анализа); а также разработке

на основе системно-функциональной модели А.И. Крупнова более совершенных методов диагностики и психокоррекции агрессивности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль. - СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2002.

2. Волк М.И. Психологические особенности общительности старших школьников и студентов: Дисс. ... канд. психол. наук. - М.: РУДН, 1996.

3. Каргина Н.В. Сравнительное исследование любознательности, настойчивости и общительности студентов: Дисс. ... канд. психол. наук. - М.: РУДН, 2005.

4. Крупнов А.И. О соотношении различных черт характера // Психология образования: Материалы Межвузовской научно-практической конференции. - Бийск: НИЦ Би-ГПИ, 1999, с. 11-15.

5. Крупнов А.И. Системно-диспозиционный подход к изучению личности и ее свойств // Вестник РУДН. Сер. «Психология и педагогика». - 2006. - № 1 (3), с. 63-73.

6. Крючкова А.Б. Соотношение свойств темперамента и различных переменных агрессивности // Проблемы современного высшего образования: Материалы Международной научно-практической конференции. - Ч. I, - М.: РУДН, МАНПО, 2002, с. 77-81.

7. Крючкова ^.^Исследование зависимости между свойствами темперамента и характеристиками агрессивности подростков // Личность в межкультурном пространстве: Материалы межвузовской научно-практической конференции. - М.: Изд-во РУДН, 2005,с. 163-165.

8. Нечепуренко Т.В. Эмпирическое исследование агрессивности мужчин, занимающихся ножевым боем // Психолого-педагогические аспекты становления личности в современных условиях: Материалы межвузовских психологических чтений студентов, аспирантов и молодых ученых. - М.: РУДН, 2005, с. 61-64.

9. Новикова И.А.К проблеме сравнительного исследования черт характера // Вестник РУДН. Сер. «Психология и педагогика». - 2006. - № 1 (3), с. 83-92.

10. Пономарева-Полянская Е.Н. Индивидуально-типические сочетания инициативности и настойчивости студентов // Психолого-педагогические аспекты становления личности в современных условиях: Материалы межвузовских психологических чтений студентов, аспирантов и молодых ученых. - М.: РУДН, 2005, с. 137-138.

\\.Прядеин В.П. Ответственность как системное качество личности. - Екатеринбург: У ГПУ, 2001.

12. Солонкина О.В. Связь общительности с различными установками учащихся на межличностное взаимодействие: Автореф. дисс. ... канд. психол. наук. - М., 1996.

13. Тырнова О.А. Психологические различия в проявлениях общительности у юношей и девушек: Автореф. дисс. ... канд. психол. наук. - М., 1996.

14. Цхай И.К. Личностные и когнитивные аспекты креативности: Автореф. дисс. ... канд. психол. наук. - М., 2000.

15. Ян Бинь. Этнопсихологические особенности темперамента и общительности у китайских и российских студентов: Автореф. дисс. ... канд. психол. наук. - М.: РУДН, 2004.

THE COMPARATIVE ANALYSIS OF SOCIABILITY AND AGGRESSION OF STUDENTS

I.A. NOVIKOVA, T.V. NECHEPURENKO

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

The Chair of Social and Differential Psychology Russian Peoples’ Friendship University

6, Miklucho-Maklay St., 117198 Moscow, Russia

The article is devoted to the analysis of results of empirical research of sociability and aggression of the students on the basis of the systemic-functional approach.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.