Библиографический список
1. Бадов А.Д., Тавасиев В.Х. Социально-демографические проблемы Северной Осетии / А.Д. Бадов,
B.Х. Тавасиев. - Владикавказ: СОГУ, 1998. - 137 с.
2. Берозов Б.П. Переселение осетин с гор на плоскость (ХУШ-ХХ вв.). - Орджоникидзе, 1972. -240 с.
3. Макоев Х.Х., Тавасиев В.Х. Экологические проблемы г. Владикавказа и поселков городского типа в Северной Осетии // Экология урбанизированных территорий. - 2009. - № 4. - С. 19-24.
4. Первая Всеобщая перепись населения Российской империи, 1897. Кн. 68. Терская область. -СПб.: Издание Центрального статистического комитета Министерства внутренних дел, 1905. -236 с.
5. Тавасиев В.Х. Заселение территории Северной Осетии и численность ее населения в начале XX века // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2008. — № 9. —
C. 143-146.
6. Тавасиев В.Х. Историко-демографический анализ национального состава и численности населения Северной Осетии в XX веке: дис. ... канд. истор. наук. - Владикавказ, 2006. 186 с.
7. Центральный государственный архив Республики Северная Осетия - Алания, ф. 50, оп. 1, д. 56, л. 43.
Д.А. Толстова
ОСОБЕННОСТИ СВЯЗЕЙ ОБЩИТЕЛЬНОСТИ И АГРЕССИВНОСТИ СО СТИЛЯМИ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТЕ У МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ, УВЛЕКАЮЩИХСЯ СОЦИАЛЬНЫМИ ЛАТИНОАМЕРИКАНСКИМИ
ТАНЦАМИ
Аннотация. В статье приведены результаты корреляционного анализа переменных общительности и агрессивности, рассматриваемых в рамках системно-функционального подхода к анализу черт личности, и выраженностью индивидуальных стилей поведения в конфликте по К. Томасу.
Ключевые слова: общительность, агрессивность, системно-функциональный поход, личностные черты, поведение в конфликте, социальные латиноамериканские танцы, сальса.
С точки зрения системно-функционального подхода к анализу личности [3] комплексные исследования отдельных личностных черт сейчас приобретают особую значимость и актуальность [4, 9]. Общительность и агрессивность в сравнительном аспекте изучаются относительно недавно [1; 5], в том числе в соотношении с социометрическим статусом студентов [2]. Опираясь на опыт ранее проведенных исследований, мы добавили к сравнительному исследованию общительности и агрессивности, как двух противоположных сторон коммуникативной характеристики личности, индивидуальный стиль поведения в конфликте, который рассматривается нами, как личностная характеристика, определяющая взаимодействие в проблемной ситуации, а также рассмотрели специфику соотношения указных лично-
© Толстова Д.А., 2013
стных особенностей на примере молодых людей, увлекающихся социальными латиноамериканскими танцами [6, 7, 8, 10].
Всего в исследовании приняло 100 человек, увлекающихся социальными латиноамериканскими танцами (38 молодых людей и 62 девушки), и 100 - не разделяющих такой способ проведения досуга (38 молодых людей и 62 девушки). Далее мы будем называть эти группы «танцоры» и «нетанцоры». Для диагностики общительности и агрессивности использовались тесты-опросники, разработанные А.И. Крупновым (в модификации Т.В. Нечепу-ренко). Стили поведения в конфликте изучались с помощью методики К. Томаса.
Таблица 1
Значения коэффициентов корреляции переменных общительности и стилей поведения в конфликте
Переменные агрессивности Стили поведения в конфликте
Соперничество Сотрудничество Компромисс Избегание Приспособление
Т. Н. Т. Н. Т. Н. Т. Н. Т. Н.
Обществ, знач. цели .31 .14 -.02 -.09 -.13 .23 -.34 -.35 -.10 .06
Личн. знач. цели .02 .08 .01 -.11 .07 .17 -.26 -.13 .05 .03
Социоцентричность .05 -.19 .02 .06 -.12 .32 -.30 -.32 .19 .22
Эгоцентричность .08 .03 -.18 -.02 .04 .10 -.14 -.19 .12 .05
Осмысленность .03 .05 -.04 .04 .05 .02 -.20 -.19 .06 .06
Осведомленность -.13 -.15 .12 -.03 -.09 .23 -.14 -.00 .28 .05
Предметность .35 .09 -.04 .07 -.06 .11 -.37 -.25 -.13 .05
Субъектность .28 .11 -.08 .09 .07 .04 -.26 -.28 -.19 .08
Эргичность .31 .26 -.20 -.03 -.11 -.04 -.17 -.32 -.07 -.05
Аэргичность -.23 -.26 .22 -.03 .09 .06 -.01 .17 .15 .14
Стеничность .25 .01 -.04 .11 -.17 .05 -.24 -.29 .04 .09
Астеничность -.10 -.37 .09 -.03 -.07 .15 .01 .14 .31 .28
Интернальность .21 .11 -.05 -.00 -.17 .08 -.24 -.18 .07 .01
Экстернальность -.10 -.05 .01 -.03 .05 .03 -.01 .06 .12 .03
Операциональные трудности -.10 -.25 .07 .06 -.08 .03 .11 .15 .11 .14
Личностные трудности -.19 -.39 .12 -.05 -.19 .09 .07 .12 .27 .33
Примечание: 1) нули и запятые опущены, полужирным шрифтом и серым фоном выделены коэффициенты, значимые на уровне р < 0,05; 2) Т. - танцоры, Н. - нетанцоры.
В группе танцоров получено 19, а в группе нетанцоров (см. табл. 1) - 17 статистически значимых корреляций переменных общительности со стилями поведения в конфликте. Значительное количество переменных общительности в обеих группах отрицательно связано со стилями избегание и соперничество. Этот факт свидетельствует о том, что молодые люди, у которых хорошо развиты основные мотивационно-смысловые и инструментально-гармонические переменные общительности, не склонны игнорировать конфликт. При этом
переменная личностные трудности положительно коррелирует со стилем приспособление, что говорит о том, что испытуемые с более выраженными индивидуальными трудностями в процессе общения в конфликте чаще идут на уступки противоположной стороне.
При этом та же переменная общительности у нетанцоров отрицательно связана со стратегией соперничество. Таким образом, нетанцоры, испытывающие личные переживания и неудачи в общении, чаще стараются не идти на взаимные уступки. У нетанцоров значимые связи обнаружены также между социоцентричностъю с приспособлением и компромиссом, то есть стремление бескорыстно действовать в интересах другого человека связано с тенденцией чаще идти на уступки в конфликтной ситуации, а также между астеничностъю и стратегией приспособление - чем более выражены тревожность и нерешительность в общении, тем меньше стремление к конкуренции в конфликте.
У танцоров положительных связей переменных общительности со стратегиями в конфликте значительно больше. Кроме перечисленных с сотрудничеством связаны эргич-ностъ и аэргичность, с приспособлением - осведомленность и астеничностъ. То есть стремление к достижению общественно значимых целей, направленность общительности на предметно-деятельностную сферу, а так же высокая работоспособность и устойчивость к помехам способствуют доминированию в конфликтной ситуации; нехватка энергии и, может быть, усталость побуждают сотрудничать, а осведомленность в сфере общения и отсутствие сил для решения конфликта чаще связаны с уступками в конфликте.
Таблица 2
Значения коэффициентов корреляции переменных агрессивности и стилей поведения в конфликте
Переменные агрессивности Стили поведения в конфликте
Соперничество Сотрудничество Компромисс Избегание Приспособление
Т. Н. Т. Н. Т. Н. Т. Н. Т. Н.
Социоцентричность .26 .01 -.04 .12 .05 .20 -.38 -.36 -.04 .06
Эгоцентричность .12 .29 -.04 -.18 -.19 -.03 .02 -.13 -.03 -.14
Осмысленность -.07 .03 -.10 -.02 -.08 -.05 .15 .00 .05 .05
Осведомленность -.03 -.09 -.04 -.02 -.14 .22 .06 -.02 .13 -.07
Предметность .23 .25 -.10 -.10 .05 .12 -.13 -.14 -.22 -.21
Субъектность .22 .30 -.16 -.13 -.01 .02 -.09 -.05 -.09 -.28
Интернальность .19 .25 -.00 -.12 -.10 .02 -.10 .00 -.14 -.22
Экстернальность .05 .04 -.00 .02 -.08 .11 .04 -.14 .02 -.00
Физическая агрессия .36 .23 -.20 -.13 -.13 -.02 .09 -.08 -.26 -.08
Вербальная агрессия .28 .28 -.25 -.08 -.14 .00 -.00 -.01 -.11 -.28
Аффективность .08 .18 .03 -.05 -.17 -.07 .03 -.01 .07 -.07
Рефлексивность .06 -.29 -.16 .13 -.19 .07 .01 -.03 .26 .29
Личностные трудности .12 .22 -.15 -.12 -.14 -.06 .12 .02 .03 -.13
Операциональные трудности .07 .31 -.16 -.04 -.07 -.05 .12 -.10 .07 -.22
Социоцентричность .26 .00 -.04 .05 .05 -.00 -.38 -.24 -.04 .21
Эгоцентричность .12 .02 -.04 -.08 -.19 -.05 .02 .10 -.03 .04
Примечание: 1) нули и запятые опущены, полужирным шрифтом и серым фоном выделены коэффици-
енты, значимые на уровне р < 0,05; 2) Т. - танцоры, Н. - нетанцоры.
В группе танцоров получено 11, а в группе нетанцоров (см. табл. 2) - 18 значимых корреляций переменных агрессивности со стилями поведения в конфликте. Переменная со-циоцентричностъ одинаково отрицательно связана со стратегией избегание в обеих группах, то есть направленность агрессии на защиту окружающих не позволяет молодым людям игнорировать или отрицать конфликт. Сходство мы находим в положительных связях предметности, субъектности, физической и вербальной агрессии с соперничеством, а так же в отрицательной связи предметности с приспособлением. То есть испытуемые обеих групп в соперничестве, в противостоянии, направленном на достижение поставленной цели с использованием агрессивных форм поведения, могут использовать как вербальные формы агрессивного поведения, так и физические (активная жестикуляция, какие-то прикосновения к оппоненту), и как раз это стремление достигать результата в конфликте не позволяет приспосабливаться и отказываться от собственных интересов.
В группе танцоров наибольшее количество положительных связей с переменными агрессивности имеет соперничество. Это дает нам право предположить, что танцоры готовы соперничать и занимать активную позицию в конфликте, особенно, если это касается защиты окружающих, стремятся оградить их от неприятностей, знают, что их агрессивное поведение позволяет не только добиваться поставленных целей, но и добиться признания, выражают свое агрессивное поведение не только вербально (например, повышение тона разговора, готовность высказать все что думают), но и физически, то есть дать сдачи в условиях физического контакта. Отметим, что поведенческий компонент агрессивности в целом отрицательно связан со стратегией сотрудничество, что подтверждает, что отстаивая интересы окружающих в конфликтной ситуации, танцоры не согласятся на взаимодействие с оппонентом ради разрешения спорной ситуации. Есть положительная связь рефлексивности и приспособления, а так же отрицательные связи физической агрессии и предметности с той же стратегией. Это говорит о том, что самообвинения по поводу собственной агрессии, порой вынуждают танцоров отказываться от своих интересов и уступать, а не вступать в конфронтацию, но в то же время направленность агрессивного поведения на скорейшее достижение результата и готовность дать физический отпор не позволяет им приспосабливаться в конфликте.
Существует много связей соперничества с переменными агрессивности в группе нетанцоров. Это позволяет говорить о том, что нетанцоры, знающие о своей возможной предрасположенности к агрессии и обвиняющие в случаях ее проявления только себя, стараются не вступать в конфронтацию, не соперничать, а те, кто склонны считать, что только агрессивными действиями можно добиться результата, признания среди окружающих, использующие агрессивные формы для достижения личных целей и умеющие вставить «острое словцо», склонны использовать именно соперничество. Положительные корреляции в группе нетанцоров со стратегией компромисс имеют социоцентричностъ и осведомленность. Те молодые люди, которые не увлекаются социальными латиноамериканскими танцами, воспринимающие свою агрессию исключительно как врожденное свойство их личности и стремящиеся с помощью агрессивных форм отстоять чужие интересы в конфликте вступают в конструктивный диалог, стараясь достичь консенсуса.
Особенно стоит отметить большое количество отрицательных корреляций и одну положительную между переменными агрессивности и приспособлением в группе нетанцоров. Тут мы видим, что проблемы с формами выражения агрессивного поведения, стремления достичь поставленного результата в конфликте, а так же самоутвердиться и преподнести себя в лучшем свете (даже не смотря на самообвинения и признание своей вины за агрессивное поведение) не позволяет им занимать в конфликте позицию «снизу», жертвовать своими интересами, приспосабливаться. Скорее они будут противостоять, отстаивать свою позицию «до конца». Обратный выбор стратегии нетанцоров нам демонстрирует рефлексивность, давшая разнонаправленные корреляции с соперничеством и приспособлением. Осознание того, что ты не прав в агрессивном проявлении своей позиции, возможные угрызения совести из-за этого побуждают отказываться от противостояния и уступать.
Подводя итог анализу полученных результатов можно сделать следующие выводы.
1. В группе танцоров со стратегиями поведения в конфликте теснее связаны переменные общительности, а у нетанцоров - агрессивности.
2. Общей характеристикой обеих групп испытуемых является большое количество отрицательных связей переменных общительности с избеганием и положительных связей переменных агрессивности с соперничеством. Возможно, именно внутренняя структура общительности не позволяет молодым людям избегать конфликтов, а агрессивности - подталкивает к противостоянию.
3. Несмотря на небольшое количество связей переменных общительности и агрессивности с наиболее конструктивными стратегиями (сотрудничество и компромисс) в группе танцоров преобладают связи с сотрудничеством, а в группе нетанцоров - с компромиссом.
Библиографический список
1. Исаева И.С. Индивидуально-типологические особенности общительности и агрессивности курсантов военного вуза: автореф. дис. ... канд. психол. наук. - М., 2008. - 20 с.
2. Кнышев Г.Л. Системно-функциональный подход к исследованию соотношения общительности, агрессивности и социометрического статуса студентов // Комплексные исследования свойств личности: научная школа И.А. Крупнова: Сборник научных статей, посвященный 70-летию А.И Крупнова. - М.: РУДН, 2009. - С. 269-277.
3. Крупнов А.И. Системно-диспозиционный подход к изучению личности и ее свойств // Вестник РУДН. - (Серия: Психология и педагогика). - 2006. - № 1. - С. 63-73.
4. Новикова И.А. К проблеме комплексного изучения индивидуальности // Вестник РУДН. - Серия: Психология и педагогика. - 2003. - № 1. - С. 98-107.
5. Новикова И.А., Нечепуренко Т.В. Сравнительный анализ общительности и агрессивности студентов // Вестник РУДН. - (Серия: Психология педагогика). -2007. - № 1. - С. 20-28.
6. Новикова И.А., Толстова Д.А. Психологические особенности молодых людей, увлекающихся социальными латиноамериканскими танцами // Вестник РУДН. - (Серия: Психология и педагогика).-2013,-№ 1.-С. 28-37.
7. Толстова ДА. К проблеме изучения личностных особенностей молодых людей, увлекающихся социальными латиноамериканскими танцами // Личность в Природе и Обществе: Научные труды молодых ученых / Сост. и науч. ред. A.B. Иващенко, Н.Б. Карабущенко, E.H. Полянская - (Серия: Психология и педагогика). - Вып. 15. - М.: РУДН, 2012. - С. 125-128.
8. Berrios-Miranda M. Is Salsa a Musical Genre? // Lise Waxer (ed.). Situating Salsa: Global Markets and Local Meaning in Latin Popular Music. NY: Routledge, 2002. - P. 23-50.
9. Krupnov A.I., Novikova I.A., Kozhukhova Y.V. Sistem-Functional Model of Personality Traits // Academic Journal of Interdisciplinary Studies. - 2013. - Vol. 2. - No 3. - P. 407^-13.
10. Pusnik M., Sicherl K. Relocating and Personalising Salsa in Slovenia: To Dance is to Communicate // Antropological notebooks. - 2010. - 16 (3). - P. 107-123.
H.H. Уварова В.Г. Подпорина
СКАЗКОТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ЖИЗНЕННОГО СЦЕНАРИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
Аннотация. В статье представлен анализ сказкотерапии как психотерапевтического метода, позволяющего изменить жизненный сценарий младшего школьника.
Ключевые слова: жизненный сценарий, сценарный анализ, трансактный анализ, сказкотерапия, младший школьный возраст, метафора, архетип, сказка, сказочный персо-
НС1Ж.
Современная жизнь ребенка насыщенна очень многими событиями. Интернет, телевидение, образовательные учреждения, с одной стороны, развивают ребенка, а с другой стороны, часто возникают ситуации, когда ребенок не в состоянии справиться с негативным внешним воздействием. Сказка в образно-символической форме предлагает ребенку типичные образцы и способы, позволяющие противостоять этому воздействию. В сказках, мифах, притчах собран опыт предыдущих поколений, опираясь на который современные специалисты могут достичь значительных результатов, сделать свою деятельность более эффективной и результативной. Обращаясь к данному опыту, мы получаем кристаллизованную мудрость наших предков.
На наш взгляд, актуальность изучения данной темы заключается в том, что сказка обладает огромным неизученным ресурсом, так необходимым современным специалистам. В профессиональной деятельности к сказкам, мифам, художественным произведениям обращались многие филологи (В.Я. Пропп, К. Леви-Строс, А. Греймас, С. Бремон и др); педагоги (Я. Корчак, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский и др.), психологи и психотерапевты (Э. Берн, Б. Беттельхейм, С. Биркхойзер-Оэри, Э. Гарднер, А. Менегетти, М.Л. Фон Франц, Э. Фромм, К.П. Эстес, К.Г. Юнг, Э. Юнг; И.В. Вачков, A.B. Гнездилов, Т. Грабенко, Т. Зин-кевич-Евстегнеева, А.И. Копытин, Л.Д. Лебедева, М.В. Осорина, Д.Ю. Соколов и др.). В настоящее время сказкотерапия не имеет достаточно разработанной теоретической и методологической базы и часто используется в русле других психотерапевтических направлений (психоанализа, гештальттерапии и др.). Тем не менее многие отечественные специалисты и исследователи обозначают сказкотерапию как самостоятельный метод работы (И.В. Вачков,
© Уварова H.H., Подпорина В.Г., 2013