Научная статья на тему 'К проблеме соотношения общительности и агрессивности личности с выраженностью стилей конфликтного поведения'

К проблеме соотношения общительности и агрессивности личности с выраженностью стилей конфликтного поведения Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
367
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД / ОБЩИТЕЛЬНОСТЬ / АГРЕССИВНОСТЬ / СТИЛЬ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТЕ / СОЦИАЛЬНЫЕ ЛАТИНОАМЕРИКАНСКИЕ ТАНЦЫ / SYSTEM-FUNCTIONAL APPROACH / SOCIABILITY / AGGRESSION / STYLES OF BEHAVIOR IN CONFLICT / SOCIAL LATIN DANCES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Толстова Дарья Александровна

В статье рассматриваются результаты исследования соотношения личностных черт (на примере общительности и агрессивности) со стилями поведения в конфликте, выполненного в русле системно-функционального подхода А.И. Крупнова. Проанализированы результаты совместного факторного анализа переменных общительности, агрессивности и стилей поведения в конфликте в двух группах испытуемых — молодых людей, увлекающихся и не увлекающихся социальными латиноамериканскими танцами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To the Problem of Relation of Sociability and Aggression of Personality with Manifestation of Conflict Behavior Styles

The article considers the results of the study of the relationship of personality traits (for example, sociability and aggression) with the styles of behavior in conflict, carried out in line with the system-functional approach developed by Alexander I. Krupnov. It also analyzes the results of the joint factor analysis of the variables of sociability, aggression and the styles of behavior in conflict in the two groups of respondents: the young people involved and not involved in social Latin dances.

Текст научной работы на тему «К проблеме соотношения общительности и агрессивности личности с выраженностью стилей конфликтного поведения»

К ПРОБЛЕМЕ СООТНОШЕНИЯ ОБЩИТЕЛЬНОСТИ И АГРЕССИВНОСТИ ЛИЧНОСТИ С ВЫРАЖЕННОСТЬЮ СТИЛЕЙ КОНФЛИКТНОГО ПОВЕДЕНИЯ

Д.А. Толстова

Кафедра социальной и дифференциальной психологии Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198

В статье рассматриваются результаты исследования соотношения личностных черт (на примере общительности и агрессивности) со стилями поведения в конфликте, выполненного в русле системно-функционального подхода А.И. Крупнова. Проанализированы результаты совместного факторного анализа переменных общительности, агрессивности и стилей поведения в конфликте в двух группах испытуемых — молодых людей, увлекающихся и не увлекающихся социальными латиноамериканскими танцами.

Ключевые слова: системно-функциональный подход, общительность, агрессивность, стиль поведения в конфликте, социальные латиноамериканские танцы.

Общительность и агрессивность относятся к коммуникативной сфере личности, но в то же время являются противоположными по своей направленности. Соотношения этих личностных черт достаточно активно исследуются в русле системно-функционального подхода А.И. Крупнова [4; 5; 10]. Так, например, был проведен сравнительный анализ общительности и агрессивности студентов [6], сопоставлены индивидуально-типологические особенности общительности и агрессивности курсантов военного вуза [1], рассмотрена динамика соотношения общительности и агрессивности с социометрическим статусом студентов [3]. На наш взгляд, актуальной проблемой является установление особенностей соотношения переменных общительности и агрессивности со стилями поведения в конфликте, которые, свою очередь, также характеризуют коммуникативные особенности личности.

В нашем исследовании данная проблема рассматривается на примере молодых людей, увлекающихся социальными латиноамериканскими танцами [7—9; 11]. Всего в исследовании приняло участие 200 человек, из них 100 человек, увлекающихся социальными латиноамериканскими танцами (38 юношей и 62 девушки), и 100 — не разделяющих такой способ проведения досуга (38 юношей и 62 девушки). Далее для краткости мы будем называть эти группы «танцоры» и «нетанцоры». Для диагностики общительности и агрессивности использовались тесты-опросники, разработанные А.И. Крупновым (в модификации Т.В. Нечепуренко) в русле системно-функционального подхода [4]. Стили поведения в конфликте изучались с помощью методики К. Томаса, которая позволяет определить индивидуальное соотношение таких тактик как соперничество, сотрудничество, компромисс, избегание и приспособление.

В результате проведения совместного факторного анализа методом главных компонент переменных общительности (агрессивности) и выраженности стилей поведения в конфликте была получена пятифакторная структура в обеих группах.

В совместной факторной структуре переменных общительности и стилей поведения в конфликте в группе танцоров два фактора включили только переменные общительности, один фактор — переменные обеих методик и два фактора представлены только переменными стилей поведения в конфликте. В группе нетанцоров четыре фактора включают переменные обеих методик, а один — только стили поведения в конфликте.

В группе танцоров в первый фактор вошли со значимыми положительными весами переменные следующих компонентов общительности: установочно-це-левого (общественно и личностно значимые цели), мотивационного (социоцент-ричность, эгоцентричность), результативного (субъектность, предметность); и гармонические переменные когнитивного (осмысленность), эмоционального (стеничность) и динамического (эргичность) компонентов общительности. Подобный фактор был получен и описан в исследовании Н.В. Каргиной [2] и был назван «фактор успешности». Во второй фактор, «фактор трудностей», с положительным весом вошли обе переменные рефлексивно-оценочного компонента (личные и операциональные трудности), астеничность, аэргичность, а также эргичность с отрицательным весом.

Третий фактор составили с положительными весами переменная общительности «осведомленность» и стратегия «приспособление», а также «соперничество» с отрицательным знаком. Молодые люди, имеющие более поверхностные, неглубокие представления об общительности, скорее приспосабливаются, нежели конкурируют в конфликтной ситуации. Данный фактор можно интерпретировать как «фактор поверхностного приспособления».

Четвертый и пятый фактор составили только стили поведения в конфликте, в обоих случаях с противоположными знаками: «фактор выбора соперничества» (соперничество и компромисс) и «фактор конструктивного сотрудничества» (сотрудничество и избегание).

В первый фактор в группе нетанцоров со значимыми положительными весами вошли следующие переменные общительности: общественно и личностно значимые цели, эгоцентричность, социоцентричность, предметность, субъектность, сте-ничность, интернальность, осмысленность, эргичность, а также стиль «избегание» с отрицательным весом. Мы назвали его «фактор конструктивной общительности». Данный фактор свидетельствует о том, что испытуемые с более гармоничной структурой общительности не склонны к избеганию конфликтов. Во второй фактор вошли с положительными весами обе переменные рефлексивно-оценочного компонента общительности, аэргичность и астеничность и стиль «приспособление», а также «сотрудничество» с отрицательным весом. Этот фактор мы обозначили как «неуверенное приспособление». Он отражает связь наличия трудностей в коммуникации, тревожности, неуверенности в себе, отсутствия разнообразия приемов и способов реализации общительности в изучаемой группе, со склонностью в конфликтной ситуации к приспособлению, а не к конкурентной позиции.

В третьем факторе с положительными весами представлены осведомленность, экстернальность и избегание («фактор поверхностного избегания»). Интересно, что в группе танцоров был получен похожий третий фактор («фактор поверхностного

приспособления»). Соответственно, неглубокое, поверхностное понимание общительности как свойства личности, у танцоров связано с уступками в конфликте, а у нетанцоров — с избеганием конфликтных ситуаций.

Четвертый фактор содержит с отрицательным весом стиль «соперничество» и с положительным весом «сотрудничество» («фактор конструктивного сотрудничества»). Этот фактор четкой оппозиции между стратегиями, выбор конструктивного поведения, то есть диалога, договоренностей, и уход от порой неуместного противостояния.

Пятый фактор представлен всего двумя переменными из разных методик с положительными весами «осведомленность» и «компромисс». Мы назвали его «фактор поверхностного компромисса». В этот, как и в третий фактор, вошла осведомленность. Неглубокое понимание общительности как свойства личности связано как с уходом от конфликта, так и с поиском решения, устраивающего обе стороны.

Анализ факторной структуры агрессивности и стилей поведения в конфликте показал, что четыре из пяти факторов в каждой из групп практически совпадают.

Первый фактор у танцоров и второй фактор у нетанцоров — «фактор эмоционально-реактивной агрессивности». В него с положительными весами вошли только переменные агрессивности: личные и операциональные трудности, аффек-тивность, вербальная агрессия, рефлексивность, эгоцентричность, агровация, а у танцоров еще и экстернальность. Похожий «фактор проблем» был описан И.А. Новиковой и Т.В. Нечепуренко [2].

Второй фактор в группе танцоров и первый фактор в группе нетанцоров мы назвали «фактор общей агрессивности». Он представлен следующими переменными агрессивности: предметностью, субъектностью, эгоцентричностью, интерналь-ностью, физической агрессией, а также осведомленностью — в группе танцоров, и вербальной агрессией и экстернальностью — у нетанцоров.

Третий фактор у танцоров мы назвали «фактор заступничества», а у нетанцоров — «фактор показательного заступничества», потому что в первом случае фактор составили социоцентричность, соперничество и избегание, а во втором — социоцентричность, избегание и социальная желательность.

Четвертый фактор мы назвали «фактор отказа от соперничества». В обеих группах его оставили соперничество с отрицательным весом, приспособление и рефлексивность с положительными весами, у танцоров еще осведомленность, а у нетанцоров — компромисс.

Социальная желательность у танцоров вошла в пятый фактор вместе с компромиссом и агравацией, мы назвали его «фактор социальной желательности».

Пятый фактор в группе нетанцоров представлен только двумя переменными агрессивности с положительными весами (осмысленность и осведомленность), поэтому он называется «фактор понимания агрессивности».

В дополнение к факторному мы провели кластерный анализ методом Варда, который позволяет оценить расстояния между кластерами. В результате были получены дендрограммы, приведенные ниже (рис. 1—4).

Рис. 1. Дендрограмма кластерной структуры переменных общительности и стилей поведения в конфликте в группе танцоров

Рис. 2. Дендрограмма кластерной структуры переменных общительности и стилей поведения в конфликте в группе нетанцоров

На рис. 1 мы видим итоговую структуру из двух больших кластеров. Первый из них, в свою очередь, состоит из кластера, включающего все стили поведения в конфликте, и кластера, аналогичного описанному выше «фактору трудностей» общительности, к которому присоединились осведомленность и эргичность. Второй большой кластер образован лишь переменными общительности, и практически повторяет «фактор успешности». Исходя из целей нашей работы, необходимо отметить, что стили поведения в конфликте, в целом, теснее связаны с агармониче-скими переменными инструментально-динамической подсистемы общительности, а также эргичностью и осведомленностью, чем с переменными ее мотивационно-смысловой подсистемы.

Рис. 2 демонстрирует итоговую структуру анализа тех же параметров в группе нетанцоров. С небольшими вариациями двухкластерная структура очень близка к структуре, полученной в предыдущей группе. Мы видим прежде всего тесную близость стилей поведения в конфликте, которые далее объединяются с переменными из «фактора трудностей» общительности.

Рис. 3. Дендрограмма кластерной структуры переменных агрессивности и стилей поведения в конфликте в группе танцоров

На рис. 3 представлена итоговая кластерная структура переменных агрессивности и стилей поведения в конфликте в группе танцоров. Первый большой кластер образован только стилями. Во втором кластере объединяются переменные агрессивности, которые, в свою очередь группируются вокруг вербальной агрессии

(экстернальность, социальная желательность, интернальность, социоцентричность, осмысленность, рефлексивность) и физической агрессии (личностные трудности, операциональные трудности, аффективность, предметность, субъектность, эго-центричность, аггравация, осведомленность). В целом, по результатам данного вида анализа мы видим менее выраженную связь стилей поведения в конфликте с переменными агрессивности, чем с переменными общительности.

На рис. 4, демонстрирующем итоговую кластерную структуру агрессивности и стилей поведения в конфликте у нетанцоров, мы видим, что эта структура подобна описанной выше. Интересно, что в данном случае к кластеру со стилями поведения в конфликте ближе кластер переменных агрессивности, объединившихся вокруг физической агрессии, а не вербальной, как в группе танцоров.

Рис. 4. Дендрограмма кластерной структуры переменных агрессивности и стилей поведения в конфликте в группе нетанцоров

Подводя итог, мы должны сказать, что в целом переменные общительности более тесно связаны со стилями поведения в конфликте, чем переменные агрессивности, причем более тесные связи выраженности стилей наблюдаются в обеих изученных группах с переменными инструментально-динамического блока общительности, что открывает перспективы для комплексной психологической работы по гармонизации общительности и стилей поведения в конфликте.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Исаева И. С. Индивидуально-типологические особенности общительности и агрессивности курсантов военного вуза: Дисс. ... канд. психол. наук. — М., 2008. \Isaeva I.S.

vidualno-tipologicheskie osobennosti obschitelnosti i agressivnosti kursantov voennogo vuza: Diss. ... kand. psikhol. nauk. — M., 2008.]

[2] Каргина Н.В. Сравнительное исследование любознательности, настойчивости и общительности студентов: Дисс. ... канд. психол. наук. — М., 2005. [Kargina N.V. Sravnitelnoe issledovanie luboznatelnosti, nastoichivosti i obschitelnosti studentov: Diss. ... kand. psikhol. nauk. — M., 2005.]

[3] Кнышев Г.Л. Системно-функциональный подход к исследованию соотношения общительности, агрессивности и социометрического статуса студентов // Комплексные исследования свойств личности: научная школа И.А. Крупнова: Сборник научных статей, посвященный 70-летию А.И. Крупнова. — М.: РУДН, 2009. — С. 269—277. [Knishev G.L. Sistemno-funkcionslnii podhod k issedovaniu sootnosheniya obschitelnosti, agressivnosti i socio-metricheskogo statusa studentov // Kompleksnie issledovaniya svoistv lichnosti: nauchnaya shkola A.I. Krupnova: Sbornik nauchnih statey, posvyaschennii 70-letiu A.I. Krupnova. — M.: RUDN, 2009. — S. 269—277.]

[4] Крупнов А.И. Системно-диспозиционный подход к изучению личности и ее свойств // Вестник РУДН. Серия «Психология и педагогика». — 2006. — № 1. — С. 63—73. [Krupnov A.I. Sistemno-dispozicionnii podhod k izucheniu lichnosti i ueuo svoistv // Vestnik RUDN. Seriya «Psikhologiya i pedagogika». — 2006. — No 1. — S. 63—73.]

[5] Новикова И.А. К проблеме комплексного изучения индивидуальности // Вестник РУДН. Серия «Психология и педагогика». — 2003. — № 1. — С. 98—107. [Novikova I.A. K probleme kompleksnogo izucheniya individualnosti // Vestnik RUDN. Seriya «Psikhologiya i peda-gogika». — 2003. — No 1. — S. 98—107.]

[6] Новикова И.А., Нечепуренко Т.В. Сравнительный анализ общительности и агрессивности студентов // Вестник РУДН. Серия «Психология и педагогика». — 2007. — № 1 (5). — С. 20—28. [Novikova I.A., Nechepurenko T.V. Sravnitelnii analiz obschitelnosti i agressivnosti studentov // Vestnik RUDN. Seriya «Psikhologiya i pedagogika». — 2007. — No 1 (5). — S. 20—28.]

[7] Новикова И.А., Толстова Д.А. Психологические особенности молодых людей, увлекающихся социальными латиноамериканскими танцами // Вестник РУДН. Серия «Психология и педагогика». — 2013. — № 1. — С. 28—37. [Novikova I.A., Tolstova D.A. Psikhologi-cheskie osobennosti molodikh ludei, uvlekauschihsya socialnimi latinoamerikanskimi tancami // Vestnik RUDN. Seria "Psikhologiya i pedagogika". — 2013. — No 1. — S. 28—37.]

[8] Толстова Д.А. К проблеме изучения личностных особенностей молодых людей, увлекающихся социальными латиноамериканскими танцами // Личность в Природе и Обществе: Научные труды молодых ученых. Серия «Психология и педагогика». Вып. 15 / Сост. и науч. ред. А.В. Иващенко, Н.Б. Карабущенко, Е.Н. Полянская. — М.: РУДН, 2012. — С. 125—128. [Tolstova D.A. K probleme izucheniya lichnostnikh osobennostey molodikh ludey, uvlekauschihsya socialnimi latinoamerikanskimi tantcami // Lichnost v Prirode i Obschestve: Nauchnie trudi molodikh uchenikh. Seriya "Psikhologiya i pedagogika". Vip. 15 / Sost. i nauch. red. A.V. Ivaschenko, N.B. Karabuschenko, E.N. Polyanskaya. — M.: RUDN: 2012. — S. 125—128.]

[9] Berrios-Miranda M. Is Salsa a Musical Genre? / Lise Waxer (ed.) // Situating Salsa: Global Markets and Local Meaning in Latin Popular Music. — NY: Routledge, 2002. — P. 23—50.

[10] Krupnov A.I., Novikova I.A., Kozhukhova Y. V. Sistem-Functional Model of Personality Traits // Academic Journal of Interdisciplinary Studies. — 2013. — Vol. 2. — No 3. — P. 407—413.

[11] Pusnik M., Sicherl K. Relocating and Personalising Salsa in Slovenia: To Dance is to Communicate // Antropological notebooks. — 2010. — 16 (3). — P. 107—123.

Вестннк Py^H, cepua Псuхоnогuн u nедагогика, 2013, № 4

TO THE PROBLEM OF RELATION OF SOCIABILITY AND AGGRESSION OF PERSONALITY WITH MANIFESTATION OF CONFLICT BEHAVIOR STYLES

D.A. Tolstova

Chair of Social and Differential Psychology Peoples' Friendship University of Russia

Miklukho-Maklaya str., 6, Moscow, Russia, 117198

The article considers the results of the study of the relationship of personality traits (for example, sociability and aggression) with the styles of behavior in conflict, carried out in line with the system-functional approach developed by Alexander I. Krupnov. It also analyzes the results of the joint factor analysis of the variables of sociability, aggression and the styles of behavior in conflict in the two groups of respondents: the young people involved and not involved in social Latin dances.

Key words: system-functional approach, sociability, aggression, styles of behavior in conflict, social Latin dances.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.