Научная статья на тему 'Особенности структурных компонентов общительности старшеклассников и студентов'

Особенности структурных компонентов общительности старшеклассников и студентов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
704
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕНИЕ / ОБЩИТЕЛЬНОСТЬ / ЮНОШЕСКИЙ ВОЗРАСТ / РЕГУЛЯТОРНО-ДИНАМИЧЕСКИЕ ПЕРЕМЕННЫЕ / ПРОДУКТИВНО-СМЫСЛОВОЙ АСПЕКТ / COMMUNICATION / SOCIABILITY / YOUTH AGE / REGULATORY AND DYNAMIC VARIABLES / PRODUCTIVE AND NOTIONAL ASPECT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Жемчугова Наталья Анатольевна

Рассматриваются вопросы по проблеме общительности на раннем и позднем этапе юношеского возраста. Излагаются краткий теоретический обзор по теме исследования, различные подходы к пониманию общительности. Исходя из системного многомерно-функционального подхода к определению общительности как свойству личности, мы предлагаем ознакомиться с полученными результатами в ходе эксперемента. В проведенном исследовании было обнаружено, что соотношение между показателями регуляторно-динамического и продуктивно-смыслового аспектов общительности у старших школьников и студентов имеет некоторые различия. В раннем юношеском возрасте ее отличает большая непроизвольность регуляции по сравнению со студентами. В целом общительные испытуемые независимо от возраста отличаются повышенным стремлением к общению, ярко выраженной инициативностью и легкостью в общении, широтой круга общения и его эмоциональной выразительностью, экстраверсией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The peculiarities of sociability structural components high-school students and students

This paper analyses the issues associated with sociability at the early and late stages of the youth age. This article gives a brief theoretical overview on the research issue, examines different approaches to the understanding of sociability phenomenon. Based on the systematic multi-functional approach to the definition of sociability as a quality of an individual we suggest that you should have a look at the results obtained in the course of the experimentation. The carried out researches reveal that the ratio of regulatory and dynamic indicators to productive and notional aspects of sociability in case of senior school children and students shows the certain difference. In case of the senior school children the harmonic and non-harmonic regulatory and dynamic variables of sociability form the reliable levels of correlation with harmonic variables of productive and notional aspect (socio-centrism, meaningfulness, and concepts). In case of the students the non-harmonic regulatory and dynamic variables loose their effect on the productive and notional variables which indicates the socialization of the sociability characteristics at this age.

Текст научной работы на тему «Особенности структурных компонентов общительности старшеклассников и студентов»

УДК 37.091.212:392.73

Н. А. Жемчугова

ОСОБЕННОСТИ СТРУКТУРНЫХ КОМПОНЕНТОВ ОБЩИТЕЛЬНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ И СТУДЕНТОВ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: общение; общительность; юношеский возраст; регуляторно-динамические переменные; продуктивно-смысловой аспект.

АННОТАЦИЯ. Рассматриваются вопросы по проблеме общительности на раннем и позднем этапе юношеского возраста. Излагаются краткий теоретический обзор по теме исследования, различные подходы к пониманию общительности. Исходя из системного многомернофункционального подхода к определению общительности как свойству личности, мы предлагаем ознакомиться с полученными результатами в ходе эксперемента. В проведенном исследовании было обнаружено, что соотношение между показателями регуляторно-динамического и продуктивно-смыслового аспектов общительности у старших школьников и студентов имеет некоторые различия. В раннем юношеском возрасте ее отличает большая непроизвольность регуляции по сравнению со студентами. В целом общительные испытуемые независимо от возраста отличаются повышенным стремлением к общению, ярко выраженной инициативностью и легкостью в общении, широтой круга общения и его эмоциональной выразительностью, экстраверсией.

N. A. Zhemchugova

THE PECULIARITIES OF SOCIABIlITY STRUCTURAL COMPONENTS HIGH-SCHOOL STUDENTS AND STUDENTS

KEY WORDS: communication; sociability; youth age; regulatory and dynamic variables; productive and notional aspect.

ABSTRACT. This paper analyses the issues associated with sociability at the early and late stages of the youth age. This article gives a brief theoretical overview on the research issue, examines different approaches to the understanding of sociability phenomenon. Based on the systematic multifunctional approach to the definition of sociability as a quality of an individual we suggest that you should have a look at the results obtained in the course of the experimentation. The carried out researches reveal that the ratio of regulatory and dynamic indicators to productive and notional as-

pects of sociability in case of senior school children and students shows the certain difference. In case of the senior school children the harmonic and non-harmonic regulatory and dynamic variables of sociability form the reliable levels of correlation with harmonic variables of productive and notional aspect (socio-centrism, meaningfulness, and concepts). In case of the students the non-harmonic regulatory and dynamic variables loose their effect on the productive and notional variables which indicates the socialization of the sociability characteristics at this age.

В многочисленных исследованиях показано, что общение является способом взаимодействия людей во всех видах деятельности. В общении протекают познавательные психические процессы, идет становление сознания, самосознания, ценностных ориентаций личности. Общение выступает необходимым условием реализации природных задатков, стремлений, потребностей, интеллекта, свойств личности и способностей (Б. Ф. Ломов, А. И. Ильина, А. И. Крупнов и др.).

Общительность — относительно устойчивая система мотивационносмысловых и регуляторно-динамических характеристик, проявляется в деятельности, общении и обуславливает их. При этом общение и общительность не могут быть противопоставлены или отождествлены. Общительность как системное свойство личности и фактор субъект-субъектного взаимодействия является важным объектом исследования (А. И. Крупнов).

В различных работах изучен достаточно широкий набор психологических характеристик общительности человека (А. И. Аржанова, Л. Д. Василенко, М. И. Волк, Л. В. Жемчугова, А. Л. Журавлев, А. И. Ильина, В. А. Кан-Калик, А. Г. Ковалев, А. И. Крупнов, И. Х. Пика-лов, О. Н. Санникова, И. В. Страхов, А. И. Щебетенко, Т. Г. Якушева и др.).

А. В. Мудрик в индивидуальнопсихологических особенностях общительности старшеклассников отмечает уровень сформированности навыков ре-

чевого общения, норм делового и свободного общения, умения ориентироваться в социальной ситуации общения, его объем и частоту. В структуре общительности старших школьников он выделяет природные признаки: легкость, быстроту, оперативность — и личностные: потребность в общении, его навыки, творческий уровень.

Возрастные различия общительности у старших школьников и студентов изучались Л. В. Жемчуговой, выявлено, что с возрастом изменяются среднеарифметические величины показателей динамических характеристик общительности: возрастает потребность (стремление) общения, устойчивость сохранения контактов, инициативность, выразительность в ходе общения, при этом снижается широта круга общения, легкость вступления в контакт. Признак устойчивости в общении оказался вне общей структуры динамической стороны общительности в той и другой возрастной группе. При этом доминирующим признаком общительности учащихся старших классов оказался признак стремления к общению, у студентов — это инициативность в общении, а центральное звено структуры общительности у школьников составили следующие признаки: легкость, широта круга общения и стремление к общению, у студентов добавляется еще признак инициативности в общении.

Исходя из системного подхода мотивационные, динамические, эмоциональные, регуляторно-волевые и продуктив-

ные характеристики общительности рассматриваются в их связях и отношениях. Кроме того, была разработана целостная многомерно-функциональная модель анализа свойств личности, включающая динамический, эмоциональный, мотивационный, продуктивный, когнитивный, регуляторный, установочно-целевой и рефлексивно-оценочный компоненты. Содержательная сторона общительности выражает мотивацию (социо-центрическую или эгоцентрическую), сферу приложения (предметную или субъективную), степень осознанности (осмысленности — осведомленности). Инструментально-стилевая сторона общительности определяется силой, интенсивностью, устойчивостью, многообразием приемов и способов реализации общительности (энергичность — аэнер-гичность), особенностью эмоциональных переживаний (стеничность — астенич-ность), типом саморегуляции общения (интернальность — экстернальность).

Таким образом, общительность определяется как системное свойство личности, которое имеет свою структуру на основе взаимодействия инструментальностилевой стороны и содержательной стороны. Далее был рассмотрен онтогенез общительности, изучаемый как динамическое свойство в дошкольном, подростковом и юношеским возрасте, который представляет особый исследовательский интерес. Как многомерное, системное свойство личности общительность старшего школьника и студента, вбирая в себя энергодинамические, мотивационно-смысловые и продуктивные характеристики, требует научного обоснования возрастной специфики взаимосвязей и взаимозависимостей между ними.

Общение как процесс межличностного взаимодействия и общительность как интегральное свойство личности занимают важное место в юношеском возрасте. В старшем школьном и студенческом

возрасте ведущей деятельностью является учебная деятельность и общение в контексте профессиональной ориентации. У юношей и девушек формируются творческое отношение к процессу общения, которые тесно связано с проблемой личностного роста в юношеском возрасте. Целеустремленность, самостоятельность и разнообразие общения определяют главное содержание общения на раннем и позднем этапах юности (А. А. Бодалев, Л. И Божович, И. С. Кон, А. В. Мудрик, Д. И. Фельдштейн и др.).

В своей работе мы рассматривали общительность как целостное, системное свойство личности (см. рис.). Особенность регуляторно-динамических переменных общительности учащихся старших классов и студентов определилась тем, что показатели инструментального аспекта (энергичности — аэнергичности, стеничности — астеничности, интер-нальности — экстернальности) общительности не обнаружили значимых различий. По средним данным стенич-ности отмечается существенное их преобладание у студентов.

Таким образом, не отмечается особых возрастных изменений в проявления энергичности общительности у школьников старших классов и студентов как стремления легко и непринужденно войти в группу, начать разговор, достигать планов, приобретать опыт, не испытывая стеснения и неловкости при общении в новых ситуациях, находясь в центре внимания людей. Установлены возрастные различия в проявлении положительных эмоций у студентов: радости при новых знакомствах, необычной обстановке, в окружении людей, при взаи-мопонмании другими, открытии новых сторон своего «Я». Не выявлено различий в проявлении отрицательных переживаний: состояние тревоги, раздражительности, неудовлетворенности при отвержении, неудачах в общении у старших школьников и студентов. По типу

саморегуляции общительности не вы- ства, оживить общение в группе, нала-

явилось возрастных изменений при го- дить в ней благоприятный климат, до-

товности сохранять старые привязанно- биться уважения и признания окру-

сти в случае нового, интересного знаком- жающих людей.

Рис. Г рафическое изображение средних значений отдельных компонентов общительности у студентов и старшеклассников:

. — студенты;

— школьники

Итак, важной переменной регуляторно-динамического аспекта общительности на позднем этапе выступает стенич-ность, определяя специфику в связи с возрастными изменениями у студентов.

Специфика продуктивно-смысловых переменных общительности старшеклассников и студентов показала, что средние значения показателей общительности данного аспекта существенно выше у студентов и различия значимы по социоцентричности, осмысленности, осведомленности, предметности, субъ-ектности. Мотивационные, когнитивные и продуктивные переменные общительности у студентов наделены большими возможностями социоцентрических и эгоцентрических побуждений, глубиной

ее понимания на уровне осмысленности и осведомленности. Определяющими в результативности межличностного

взаимодействия студентов становятся продуктивно-смысловые переменные общительности. А регуляторно-динамический аспект общительности обеспечивает ее энергетическую основу, как заданный в связи с природными особенностями индивида.

Оценка возрастных различий установочно-целевых переменных общительности определила, что средние показатели личностно значимых и общественно значимых целей несколько ниже у школьников, но различия не значимы. Анализ возрастных различий рефлексивно-оценочных переменных общи-

тельности учащихся старших классов и студентов показал, что средние значения личностных и операциональных трудностей несколько ниже в группе студентов. При этом операциональные трудности старших школьников выражены ярче и на значимом уровне отличаются от операциональных трудностей студентов.

Таким образом, общительность в юношеском возрасте представляет собой целостное единство и взаимодействие различных по своей природе характеристик. В раннем юношеском возрасте ее отличает большая непроизвольность регуляции по сравнению со студентами.

В целом общительные испытуемые независимо от возраста отличаются повышенным стремлением к общению, ярко выраженной инициативностью и легкостью в общении, широтой круга общения и его эмоциональной выразительностью, экстраверсией. Малообщительным учащимся старших классов и студентам в динамической стороне свойственна низкая инициативность в завязывании новых знакомств, они испытывают затруднения при вступлении в контакт с людьми, мало выразительны в общении, круг их друзей ограничен и постоянен.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. КРУПНОВ, А. И. Системная диагностика и коррекция общительности: монография / А. И. Крупнов. — М. : РУДН, 2007.

2. ЛОМОВ, Б. Ф. Особенности познавательных процессов в условиях общения / Б. Ф. Ломов // Психологический журнал. — 1980. — Т. 1. — №5.

3. МЯСИЩЕВ, В. Д. Психология отношений / В. Д. Мясищев. — М. : Ин-т практической психологии ; Воронеж : НПО «МОДЭК», 1995.

4. МУДРИК, А. В. Общение как объект педагогического исследования / А. В. Мудрик // Проблемы общения и воспитания.— Тарту, 1974. — Т. 1.

Получено 02.0 6.0 9 © Жемчугова Н. А., 200 9

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.