Научная статья на тему 'Исследование характеристик общительности личности'

Исследование характеристик общительности личности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2002
230
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕНИЕ / ОБЩИТЕЛЬНОСТЬ / ОТНОШЕНИЕ / МОЛОДЕЖЬ / ПЕРЕМЕННЫЕ ЛИЧНОСТИ / СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД / РЕСПОНДЕНТЫ / PERSON'S VARIABLES / COMMUNICATION / SOCIABILITY / ATTITUDE / YOUTH / SYSTEMS APPROACH / RESPONDENTS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Журавлева Любовь Анатольевна, Сумарокова Вера Александровна

В статье представлены результаты исследования гендерных особенностей общительности личности у студентов, в частности особенностей компонентов общительности. В рамках многомерно-функционального подхода, разработанного А. И. Крупновым, общительность понимается как система устойчивых мотивационно-смысловых и регуляторно-динамических характеристик, обеспечивающих готовность и стремление субъекта к межличностному взаимодействию. Авторами статьи был использован «бланковый тест» А. И. Крупнова, который позволяет на основе системно-функциональной модели свойств личности выявить мотивационные, динамические, продуктивные, эмоциональные, регуляторные, когнитивные характеристики общительности. Исследование проводилось в форме опроса. В качестве респондентов выступили студенты экономических факультетов вузов г. Москвы (Россия). Стало очевидно, что для молодежной выборки характерно превалирование положительных эмоциональных состояний (восторженности, радости, удовлетворения) в процессе общения. Молодежь проявляет ярко выраженную осмысленность, взаимодействуя с окружением, осознает жизненную необходимость установления положительных взаимоотношений с людьми. Молодые люди стараются активно проявиться в общении, стремясь к более высокому уровню благосостояния, повышению самооценки, приобретению уверенности в себе и самоуважения в условиях взаимодействия. Дисперсионный анализ данных выявил существенные различия в показателях общительности в мужской и женской выборках. Самые большие различия обнаружены по показателю стеничности эмоционального компонента общительности. Наиболее ярко он проявляется в изучавшейся группе женщин. Студентки в ходе межличностного общения чаще переживают положительные эмоции. В группе женщин более выражена и экстернальность общительности. Девушки чаще приходят к заключению, что создание нового круга знакомств в ходе общения в большинстве случаев зависит от внешних обстоятельств, в частности, от везения и др. У мужчин значительно чаще проявляется аэнергичность низкая выраженность стремления личности к общению. Их вполне может удовлетворять привычный для них довольно узкий круг знакомств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Research on the Specific Features of Person's Sociability

The article presents the results of a research on the gender features of personal sociability among students and, in particular, the distinctions between the components of sociability. Under the multivariate functional approach, developed by A. I. Krupnov, sociability is seen as a system of stable motivational and notional, regulatory and dynamic characteristics that provide readiness and striving of a subject for interpersonal communication. Thus, we used the "blank test" proposed by A. I. Krupnov. This test is based on the systematic and functional model of personality's traits and allows us to identify the motivational, dynamic, productive, emotional, regulatory, and cognitive characteristics of sociability. The test was conducted in the form of a questionnaire. The respondents were students with majors in economics at Moscow tertiary institutions (Russia). The study showed that the prevalence of positive emotional states (such as enthusiasm, joy, satisfaction in the communication process) was typical of young population. The youth demonstrates a pronounced meaningfulness, interacting with the surrounding environment, and realizes the vital necessity of the establishment of positive relationships with people. Young people try to actively express themselves in the process of communication, seeking a higher level of well-being and self-esteem, acquiring self-confidence and self-respect in the course of interaction. The variance analysis of the data revealed significant differences in key figures between male and female respondents in terms of sociability. The greatest distinctions were found in the index of the resistance and performance efficiency (sthenosness) of the emotional component of sociability. This component is mostly found in the studied group of women. The female students experience positive emotions in the course of interpersonal communication more often. The female respondents are more prone to the externality of sociability. Young women come to the conclusion that in most cases making new acquaintances in the course of communication depends more often on external circumstances, in particular, on luck, etc. Men are significantly more prone to non-vitality, i.e. to a weak personal willingness to communicate. They may be quite satisfied with their habitual, rather narrow circle of acquaintances.

Текст научной работы на тему «Исследование характеристик общительности личности»

Исследование характеристик общительности личности

Л. А. Журавлева (Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова),

В. А. Сумарокова (Российский государственный торгово-экономический университет)

В статье представлены результаты исследования гендерных особенностей общительности личности у студентов, в частности особенностей компонентов общительности. В рамках многомерно-функционального подхода, разработанного А. И. Крупновым, общительность понимается как система устойчивых мотивационно-смысловых и регуляторно-динамических характеристик, обеспечивающих готовность и стремление субъекта к межличностному взаимодействию. Авторами статьи был использован «бланковый тест» А. И. Крупнова, который позволяет на основе системно-функциональной модели свойств личности выявить мотивационные, динамические, продуктивные, эмоциональные, регуляторные, когнитивные характеристики общительности.

Исследование проводилось в форме опроса. В качестве респондентов выступили студенты экономических факультетов вузов г. Москвы (Россия). Стало очевидно, что для молодежной выборки характерно превалирование положительных эмоциональных состояний (восторженности, радости, удовлетворения) в процессе общения. Молодежь проявляет ярко выраженную осмысленность, взаимодействуя с окружением, осознает жизненную необходимость установления положительных взаимоотношений с людьми. Молодые люди стараются активно проявиться в общении, стремясь к более высокому уровню благосостояния, повышению самооценки, приобретению уверенности в себе и самоуважения в условиях взаимодействия.

Дисперсионный анализ данных выявил существенные различия в показателях общительности в мужской и женской выборках. Самые большие различия обнаружены по показателю стеничности эмоционального компонента общительности. Наиболее ярко он проявляется в изучавшейся группе женщин. Студентки в ходе межличностного общения чаще переживают положительные эмоции. В группе женщин более выражена и экстерналь-ность общительности. Девушки чаще приходят к заключению, что создание нового круга знакомств в ходе общения в большинстве случаев зависит от внешних обстоятельств, в частности от везения и др.

У мужчин значительно чаще проявляется аэнергичность — низкая выраженность стремления личности к общению. Их вполне может удовлетворять привычный для них довольно узкий круг знакомств.

Ключевые слова: общение, общительность, отношение, молодежь, переменные личности, системный подход, респонденты.

В своих работах психологи широко рассматривают такие важные проблемы, как общение (Ломов, 1980; Журавлева, 2004; Сафонов, 1978), доверие (Антоненко, 2006; Журавлев, Позняков, 2004; Журавлев, Сумарокова, 2012). Исследователи считают, что доверие и недоверие являются фундаментальными чувствами, которые во многом определяют дальнейшее развитие всех других видов отношений конкретной личности к миру в целом, к себе, к людям. В настоящее время общение, отношение, доверие изучаются на разных группах населения — избирателях, предпринимателях, студентах и др. (Ломов, Журавлев, 1978; Совместная деятельность ... , 1988; Журавлев, Позняков, 1994; Социально-психологические исследования ... , 1999; Психология совместной жизнедеятельности . , 2001; Ильинский, 2006; Психология адаптации . , 2007; Журавлев, Соснин, Красников, 2008; Журавлев, 2011). В целом ряде работ используется системный подход для изучения выделенных проблем. Он позволяет учитывать

каждое свойство личности как целостного образования (Журавлев, 1988; Ломов, 1989). Именно в рамках системного подхода было выполнено и данное исследование.

Необходимо отметить междисциплинарный характер изучения проблем общения и доверия молодежи (Журавлев, 2002; Луков, 2012). Исследования феноменов общения и доверия ведутся в различных отраслях науки. В этой связи уместно говорить о «внешнепсихологической междисциплинарности» (по терминологии А. Л. Журавлева). В последнее время развивается также комплексное направление исследований общения и доверия, включающее разные отрасли психологической науки (психология личности, социальная и дифференциальная, экономическая и организационная психология и т. д.) — это есть «внутрипсихологическая междисциплинарность» (Журавлев, 2002).

В целом представленная работа посвящена изучению феноменов общения, отношения к окружающим и доверия к ним, которые в значительной степени зависят от разнообразных личностных свойств, а также индивидуальных проявлений общительности и в целом ее психологической структуры.

Целью данного конкретного исследования стало изучение общительности у студентов 1-5-го курсов экономических факультетов московских вузов. Для достижения поставленной цели нами был использован «Бланковый тест», разработанный А. И. Крупновым на основе системно-функциональной модели анализа свойств личности. В исследовании принимали участие студенты, находящиеся на разных этапах профессионализации, всего 353 человека.

В работе представлены результаты только части общего исследования, а именно — результаты изучения общительности личности, ее мотивационно-смысловых характеристик.

Исследование показало, что для молодых людей характерным является значимое преобладание явно положительных эмоций (восторга, радости, удовольствия) в процессе межличностного общения (об этом свидетельствует показатель стеничности, М = 34,6). Среди респондентов определенно выражена осмысленность общения с людьми, они достаточно серьезно осознают необходимость поддерживать хорошие отношения с окружающими (на это указывает переменная осмысленности, М = 33,7). Молодые люди студенческого возраста стараются реализовать себя в общении, во взаимодействии с другими, добиться своего благополучия, повысить самооценку, укрепить чувство уверенности в себе (об этом свидетельствует переменная субъектности, М = 32,6). Приведенные данные указывают на то, что общение способствует продуктивному решению деловых и практических задач, которые ставят перед собой молодые люди (об этом можно судить по переменной предметности общения, М = 32,8).

Для мужской выборки характерным является заметное преобладание осмысленности общения с людьми (на это непосредственно указывает переменная осмысленности, М = 34,0). А в женской выборке явно доминирует такая переменная, как стенич-ность, — девушки в значительно большей степени, чем молодые люди, получают удовольствие от общения с окружающими их людьми (М = 35,5).

На выборке женщин студенческого возраста можно наблюдать также средние значения таких переменных, как осмысленность (М = 33,5), субъектность (М = 33,0), предметность (М = 33,0) и интернальность (М = 31,0) (табл. 1 и 2, см. с. 178-179).

Одной из важных задач исследования является нахождение значимых корреляций между различными компонентами и переменными общительности. Ниже кратко представим некоторые выявленные связи показателей общительности.

Таблица 1

ВЫРАЖЕННОСТЬ МОТИВАЦИОННО-СМЫСЛОВЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ОБЩИТЕЛЬНОСТИ

Table 1

THE DEGREE OF MOTIVATIONAL AND SEMANTIC CHARACTERISTICS OF SOCIABILITY

Переменные общительности личности Общая выборка Мужчины Женщины

M G M G M G

1. Общественно значимые цели 31,0 8,61 29,9 10,70 31,4 7,86

2. Личностно значимые цели 8 0, 3 8,68 ,6 0, 3 10,60 ,8 0, 3 7,99

3. Социоцентричность 27,8 9,11 26,8 5 ,8 9, 28,1 9 О

4. Эгоцентричность 27,0 9 5 9, 27,0 9,52 26,90 9,66

5. Осмысленность 33,7 8 ,3 8, 34,0 9,28 5 3, 3 8,11

6. Осведомленность 16,2 9,87 17,0 11,10 16,0 9,47

7. Предметность ,6 2, 3 8,68 31,5 8,91 ,0 3, 3 8,61

8. Субъектность 32,8 9,18 ,3 2, 3 9,97 33,0 6 ,9 8,

Анализ полученных корреляций динамических, эмоциональных, а также регуляторно-волевых характеристик с другими показателями общительности на молодежной выборке показал следующее. Во-первых, обнаружились достоверные положительные корреляции между показателем энергичности динамического компонента общительности и показателем стеничности эмоциональных переживаний. Во-вторых, были обнаружены отрицательные корреляции между энергичностью и аэнергично-стью (динамического компонента), а также астеническими эмоциями (эмоционального компонента), пассивностью (экстернальностью) саморегуляции общительности (регуляторно-волевого компонента). Кроме того, такие же отрицательные корреляционные установлены между выраженностью операционных и личностных трудностей.

В соответствии с приведенными в табл. 1-2 результатами можно сделать заключение о том, что активное, энергичное и устойчивое стремление определенной части молодых людей к межличностному общению сводит к минимуму их переживания негативных эмоций в ходе подобного взаимодействия. Важно отметить, что непринужденно и легко происходящее завязывание дружеских отношений, наличие широкого круга приятелей или просто знакомых абсолютно не вызывают у индивида осложнений во взаимодействии с разными людьми из такого окружения, которое обычно насчитывает большое количество человек. Также следует отметить, что личность, проявляющая инициативность, энергичность в общении, редко испытывает неуверенность, застенчивость, тревогу, общаясь с другими людьми, так как нередко при этом имеет достаточно многообразные и закрепленные навыки общения.

Произведенный анализ позволил выявить значимые положительные связи между энергичностью динамического компонента, стеничностью эмоционального компонента, интернальностью регуляторно-волевого компонента и мотивационно-продуктивными показателями общительности. Высокие показатели переменной энергичности, т. е. силы, постоянства стремлений личности к общению и разнообразия приемов его реализации, переменной интернальности (инициативности в общении) и переменной стеничности (положительно окрашенные эмоции) согласуются с большей выраженно-

Таблица 2

ВЫРАЖЕННОСТЬ ИНСТРУМЕНТАЛЬНО-ДИНАМИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК ОБЩИТЕЛЬНОСТИ

Table 2

THE DEGREE OF INSTRUMENTAL AND DYNAMIC CHARACTERISTICS OF SOCIABILITY

Переменные общительности личности Общая выборка Мужчины Женщины

M G M G M G

1. Энергичность 25,8 10,60 25,3 11,50 26,0 10,40

2. Аэнергичность 13,1 10,50 15,7 13,00 12,2 9,40

3. Стеничность 34,6 8,48 31,7 11,20 35,5 7,23

4. Астеничность 17,7 9,46 16,1 10,40 18,2 9,14

5. Интернальность 31,0 8,76 ,9 0, 3 8,87 31,0 8,77

6. Экстернальность 13,4 7,26 11,5 8,28 14,0 3 ,8 6,

7. Операциональные трудности 12,2 10,40 12,9 9,96 12,0 10,70

8. Личностные трудности 12,2 11,70 10,2 10,70 12,8 11,90

стью мотивационных (показатели социоцентричности и эгоцентричности) и продуктивных (показатели предметности и субъектности) характеристик общительности.

Представленные результаты свидетельствуют о том, что молодежная группа активных, инициативных респондентов, у которых преобладают позитивные эмоциональные переживания в межличностных отношениях, старается реализовать себя в общении, добиться своего благополучия, повысить самооценку, укрепить чувство уверенности в себе (показатель субъектности). Они ориентируются как на личные мотивы в процессе межличностного общения (намерение заниматься своими личными проблемами, удовлетворение собственных интересов), так и на альтруистические мотивы (желание оказать внимание и проявить заботу о других людях).

Была обнаружена значимая положительная корреляция показателя энергичности динамического параметра, стеничности эмоционального компонента и переменных осмысленности когнитивного параметра, а также интернальности регуляторно-волевого параметра. Иначе говоря, эти связи указывают на то, что степень и глубина осознания общительности во многом обусловливает активные формы саморегуляции (показатель интернальности), а также выраженность стремлений, потребностей субъекта к общению, так как личность испытывает положительные эмоциональные переживания (радость, удовлетворение) в общении с другими участниками взаимодействия.

Важно отметить, что переменная стеничности эмоционального компонента отрицательно связана с выраженностью операциональных трудностей, а показатель экс-тернальности положительно коррелирует с операциональными и личностными трудностями. Этот факт свидетельствует о том, что индивиду, которому нравится общаться, который в межличностном взаимодействии переживает эмоции радости, наслаждения и т. п., редко чувствует себя неуверенно, растерянно в межличностных контактах. При этом человек, не проявляющий активные формы и инициативность в общении, наоборот, испытывает волнение, стеснение, контактируя с окружающими людьми. Обычно он не обладает достаточно развитыми навыками общения.

Была выявлена также некоторая совокупность значимых корреляций между мотивационными, когнитивными и продуктивными характеристиками общительности. Корреляции между мотивационными компонентами (эгоцентричностью и социо-центричностью) и когнитивными компонентами (осмысленностью и осведомленностью) свидетельствуют о положительной связи уровня выраженности социоцент-рической и эгоцентрической мотивации коммуникативного поведения, с одной стороны, и степени осознанности и осмысленности самого качества общительности — с другой.

Иными словами, чем глубже и отчетливее характеризует человека понятийносмысловая ориентация, тем шире диапазон его мотивационных побуждений к межличностному общению. Все это говорит о взаимодействии когнитивно-мотивационного комплекса характеристик общительности.

Выявленные результаты свидетельствуют также о наличии связей мотивационных и продуктивных характеристик общительности. Становится ясным, что реализация общительности личности в различных сферах ее жизнедеятельности может способствовать успешности достижений, повышению собственно благополучия и ее самооценки, укреплению чувства уверенности в себе, самопониманию, формированию устойчивой жизненной позиции и др.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Антоненко, И. В. (2006) Социально-психологическая концепция доверия. М. : Флинта ; Наука. 479 с.

Журавлев, А. Л. (1988) Роль системного подхода в исследовании психологии трудового коллектива // Психологический журнал. Т. 9. № 6. С. 53-64.

Журавлев, А. Л. (2002) Специфика междисциплинарных исследований в психологии // Психологический журнал. Т. 23. № 6. С. 83-88.

Журавлев, А. Л. (2011) Актуальные проблемы социально ориентированных отраслей психологии. М. : Институт психологии РАН. 560 с.

Журавлев, А. Л., Позняков, В. П. (1994) Российские предприниматели в современной социальной структуре // Социологические исследования. № 5. С. 61-68.

Журавлев, А. Л., Позняков, В. П. (2004) Экономическая психология: теоретические проблемы и направления эмпирических исследований // Психология. Журнал Высшей школы экономики. Т. 1. № 3. С. 46-64.

Журавлев, А. Л., Соснин, В. А., Красников, М. А. (2008) Социальная психология : учеб. пособие для студ. вузов. М. : Форум ; Инфра-М. 416 с.

Журавлев, А. Л., Сумарокова, В. А. (2012) Региональные и половые различия доверия предпринимателей к разным видам организаций // Знание. Понимание. Умение. № 4. С. 36-45.

Журавлева, Л. А. (2004) Связь общительности личности и доверия к людям : автореф. дис. ... канд. психол. наук. М. 19 с.

Ильинский, И. М. (2006) Образование, Молодежь, Человек : (статьи, интервью, выступления). М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. 560 с.

Ломов, Б. Ф. (1980) Особенности познавательных процессов в условиях общения // Психологический журнал. Т. 1. № 5. С. 26-42.

Ломов, Б. Ф. (1989) Системный подход и проблема детерминизма в психологии // Психологический журнал. Т. 10. № 4. С. 19-33.

Ломов, Б. Ф., Журавлев, А. Л. (1978) Психология и управление. М. : Знание. 64 с.

Луков, В. А. (2012) Теории молодежи: Междисциплинарный анализ. М. : Изд-во «Канон +» РООИ «Реабилитация». 527 с.

Психология адаптации и социальная среда: современные подходы, проблемы, перспективы (2007) / отв. ред. Л. Г. Дикая, А. Л. Журавлев. М. : Институт психологии РАН. 624 с.

Психология совместной жизнедеятельности малых групп и организаций (2001) / отв. ред. А. Л. Журавлев, Е. В. Шорохова. М. : Социум ; Институт психологии РАН. 288 с.

Сафонов, В. С. (1978) Особенности доверительного общения: дис. ... канд. психол. наук. М. 135 с.

Совместная деятельность: Методология, теория, практика (1988) / отв. ред. А. Л. Журавлев, П. Н. Шихирев, Е. В. Шорохова. М. : Наука. 232 с.

Социально-психологические исследования руководства и предпринимательства (1999) / отв. ред. А. Л. Журавлев, Е. В. Шорохова. М. : Институт психологии РАН. 351 с.

Дата поступления: 23.02.2014.

RESEARCH ON THE SPECIFIC FEATURES OF PERSON’S SOCIABILITY

L. A. Zhuravleva (The Plekhanov Russian University of Economics),

V. A. Sumarokova (The Russian State University of Trade and Economics)

The article presents the results of a research on the gender features of personal sociability among students and, in particular, the distinctions between the components of sociability. Under the multivariate functional approach, developed by A. I. Krupnov, sociability is seen as a system of stable motivational and notional, regulatory and dynamic characteristics that provide readiness and striving of a subject for interpersonal communication. Thus, we used the «blank test» proposed by A. I. Krupnov. This test is based on the systematic and functional model of personality’s traits and allows us to identify the motivational, dynamic, productive, emotional, regulatory, and cognitive characteristics of sociability.

The test was conducted in the form of a questionnaire. The respondents were students with majors in economics at Moscow tertiary institutions (Russia). The study showed that the prevalence of positive emotional states (such as enthusiasm, joy, satisfaction in the communication process) was typical of young population. The youth demonstrates a pronounced meaningfulness, interacting with the surrounding environment, and realizes the vital necessity of the establishment of positive relationships with people. Young people try to actively express themselves in the process of communication, seeking a higher level of well-being and self-esteem, acquiring self-confidence and self-respect in the course of interaction.

The variance analysis of the data revealed significant differences in key figures between male and female respondents in terms of sociability. The greatest distinctions were found in the index of the resistance and performance efficiency (sthenosness) of the emotional component of sociability. This component is mostly found in the studied group of women. The female students experience positive emotions in the course of interpersonal communication more often. The female respondents are more prone to the externality of sociability. Young women come to the conclusion that in most cases making new acquaintances in the course ofcommunication depends more often on external circumstances, in particular, on luck, etc.

Men are significantly more prone to non-vitality, i.e. to a weak personal willingness to communicate. They may be quite satisfied with their habitual, rather narrow circle of acquaintances.

Keywords: communication, sociability, attitude, youth, person’s variables, the systems approach, respondents.

REFERENCES

Antonenko, I. V. (2006) Sotsial’no-psikhologicheskaia kontseptsiia doveriia [The Socio-psycho-logical Concept of Trust]. Moscow, Flinta Publ. ; Nauka Publ. 479 p. (In Russ.).

Zhuravlev, A. L. (1988) Rol’ sistemnogo podkhoda v issledovanii psikhologii trudovogo kollektiva [Advantages of the Systems Analysis in Research of the Psychology of Work Collective]. Psikhologicheskii zhurnal, vol. 9, no. 6, pp. 53-64. (In Russ.).

Zhuravlev, A. L. (2002) Spetsifika mezhdistsiplinarnykh issledovanii v psikhologii [The Specificity of Interdisciplinary Research in Psychology] Psikhologicheskii zhurnal, vol. 23, no. 6, pp. 83-88. (In Russ.).

Zhuravlev, A. L. (2011) Aktual’nye problemy sotsial’no orientirovannykh otraslei psikhologii [The Actual Problems of Socially Oriented Branches of Psychology]. Moscow, The Publishing House of the Institute of Psychology of the RAS. 560 p. (In Russ.).

Zhuravlev, A. L. and Pozniakov, V. P. (1994) Rossiiskie predprinimateli v sovremennoi sotsial’noi structure [Russian Entrepreneurs in Modern Social Structure]. Sotsiologicheskie issledovaniia, no. 5, pp. 61-68. (In Russ.).

Zhuravlev, A. L. and Pozniakov, V. P. (2004) Ekonomicheskaia psikhologiia: teoreticheskie problemy i napravleniia empiricheskikh issledovanii [Economic Psychology: The Theoretical Problems and Directions of Empirical Research]. Psikhologiia. Zhurnal Vysshei shkoly ekonomiki, vol. 1, no. 3, pp. 46-64. (In Russ.).

Zhuravlev, A. L., Sosnin, V. A. and Krasnikov, M. A. (2008) Sotsial’naia psikhologiia [Social Psychology] : A Textbook for University Students. Moscow, Forum Publ. ; Infra-M Publ. 416 p. (In Russ.).

Zhuravlev, A. L. and Sumarokova, V. A. (2012) Regional’nye i polovye razlichiia doveriia pred-prinimatelei k raznym vidam organizatsii [Regional and Gender Differences in Entrepreneurs’ Trust to Various Kinds of Organizations]. Znanie. Ponimanie. Umenie, no. 4, pp. 36-45. (In Russ.).

Zhuravleva, L. A. (2004) Sviaz’ obshchitel’nosti lichnosti i doveriia k liudiam [The Connection between Person’s Sociability and Trust in People] : abstract of diss. ... Candidate of Science (psychology). Moscow. 19 p. (In Russ.).

Ilinskiy, I. M. (2006) Obrazovanie, Molodezh’, Chelovek. [Education, Youth, Person] : (Articles, Interviews, Speeches). Moscow, Moscow University for the Humanities Press. 560 p. (In Russ.).

Lomov, B. F. (1980) Osobennosti poznavatel’nykh protsessov v usloviiakh obshcheniia [The Features of Cognitive Processes under Conditions of Communication]. Psikhologicheskii zhurnal, vol. 1, no. 5, pp. 26-42. (In Russ.).

Lomov, B. F. (1989) Sistemnyi podkhod i problema determinizma v psikhologii [The Systems Approach and the Problem of Determinism in Psychology]. Psikhologicheskii zhurnal, vol. 10, no. 4, pp. 19-33. (In Russ.).

Lomov, B. F. and Zhuravlev, A. L. (1978) Psikhologiia i upravlenie [Psychology and Management]. Moscow, Znanie Publ. 64 p. (In Russ.).

Lukov, V. A. (2012) Teorii molodezhi: Mezhdistsiplinarnyi analiz [Youth Theories: An Interdisciplinary Analysis]. Moscow, Kanon+ Publ. of RPO “Reabilitatsiia”. 527 p. (In Russ.).

Psikhologiia adaptatsii i sotsial’naia sreda: sovremennye podkhody, problemy, perspektivy [The Psychology of Adaptation and Social Environment: Modern Approaches, Problems, Prospects] (2007) / ed. by L. G. Dikaia and A. L. Zhuravlev. Moscow, The Publishing House of the Institute of Psychology of the RAS. 624 p. (In Russ.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Psikhologiia sovmestnoi zhiznedeiatel’ nosti malykh grupp i organizatsii [The Psychology of Joint Life Activity of Small Groups and Organizations] (2001) / ed. by A. L. Zhuravlev and E. V. Shorokhova. Moscow, Sotsium Publ. ; The Institute of Psychology of the RAS. 288 p. (In Russ.).

Safonov, V. S. (1978) Osobennosti doveritel’nogo obshcheniia [The Features of Confidential Communication] : diss. ... Doctor of Science (psychology). Moscow. 135 p. (In Russ.).

Sovmestnaia deiatel’nost’: Metodologiia, teoriia, praktika [Joint Activity: Methodology, Theory and Practice] (1988) / ed. by A. L. Zhuravlev, P. N. Shikhirev and E. V. Shorokhova. Moscow, Nauka Publ. 232 p. (In Russ.).

Sotsial’no-psikhologicheskie issledovaniia rukovodstva i predprinimatel’stva [The Socio-psy-chological Studies of Management and Entrepreneurship] (1999) / ed. by A. L. Zhuravlev and E. V. Shorokhova. Moscow, The Publishing House of the Institute of Psychology of the RAS. 351 p. (In Russ.).

Submission date: 23.02.2014.

Журавлева Любовь Анатольевна — кандидат психологических наук, доцент кафедры английского языка Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова. Адрес: 125445, Россия, г. Москва, Стремянный пер., д. 36. Тел.: +7 (499) 958-20-65. Эл. адрес: kaf_English@ mail.ru Сумарокова Вера Александровна — кандидат психологических наук, доцент кафедры английского языка Российского государственного торгово-экономического университета Адрес: 125445, Россия, г. Москва, Стремянный пер., д. 36. Тел.: +7 (499) 958-20-65. Эл. адрес: [email protected]

Zhuravleva Luibov Anatolievna, Candidate of Science (psychology), associate professor of the English Department, the Plekhanov Russian University of Economics. Postal address: 36, Stremiannyi Lane, Moscow, Russian Federation, 125445. Tel.: +7 (499) 958-20-65. Эл. адрес: [email protected] Sumarokova Vera Aleksandrovna, Candidate of Science (psychology), associate professor of the English Department, the Russian State University of Trade and Economics. Postal address: 36, Stre-miannyi Lane, Moscow, Russian Federation, 125445. Tel.: +7 (499) 958-20-65. Эл. адрес: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.