СООТНОШЕНИЕ ПЕРЕМЕННЫХ УВЕРЕННОСТИ И ОБЩИТЕЛЬНОСТИ С ПОКАЗАТЕЛЯМИ АДАПТИРОВАННОСТИ У РАЗЛИЧНЫХ ГРУПП СТУДЕНТОВ1
М.И. Волк, А.Р. Акимова
Кафедра социальной и дифференциальной психологии Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198
Статья посвящена изучению уверенности и общительности в системе личностных детерминант развития и устойчивости адаптационного процесса. На основе системно-функционального подхода раскрыта специфика корреляционных структур уверенности и общительности с показателями адаптированности у различных групп студентов.
Ключевые слова: системно-функциональный подход, психологические структуры уверенности и общительности, содержательно-смысловой и инструментально-динамический компоненты, социально-психологическая адаптация, процессуальный и результативный аспекты адаптации.
Уверенность и общительность понимаются нами как целостные системные образования, каждое из которых включает содержательно-смысловые и инструментально-стилевые составляющие. В рамках данной статьи ставится задача выявить специфику соотношений указанных компонентов и их переменных (установочно-целевых, мотивационных, когнитивных, продуктивных, динамических, эмоциональных, регуляторных и рефлексивно-оценочных) с интегративными показателями адаптированности у разных групп студентов.
Исследование проводилось на базе Магнитогорского государственного университета. Всего в исследовании приняли участие 195 иногородних студентов в возрасте 17—20 лет, проживающих в общежитиях: 65 человек — студенты первого курса (на этапе 2-го семестра обучения), 75 человек — студенты второго курса (на этапе 4-го семестра обучения) и 55 человек — студенты третьего курса (на этапе 6-го семестра обучения). Показатели адаптированности у студентов были получены с помощью русифицированного варианта методики диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда, которая обнаружила высокую дифференцирующую способность в выявлении степени общей адаптивности, принятия себя, принятия других, эмоционального комфорта, ин-тернальности, стремления к доминированию и эскапизма (уход от проблем) [6]. Для диагностики уверенности и общительности применялись методики (бланковые тесты — «Уверенность» и «Общительность»), разработанные А.И. Крупновым [4].
В результате проведенного корреляционного анализа было установлено, что существуют общие (инвариантные) для всех групп студентов статистически значимые взаимосвязи, раскрывающие наиболее центральные механизмы функци-
Исследование выполнено в рамках реализации ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009—2013 гг.; Г/К 02.740.11.0377 от 20 июля 2009 г.
онирования отдельных переменных уверенности и общительности вокруг показателей адаптированности (16% и 32% совпадающих корреляций соответственно).
На всей совокупности выборки получены одинаково устойчивые прямые связи когнитивных компонентов уверенности и общительности в полюсе осмысленности с показателями самопринятия и принятия других. Следовательно, можно сказать, что правильное понимание существенных сторон уверенности и общительности, их роли и места в жизнедеятельности человека согласованно сопровождается повышением самооценки студентов, степени их дружественности, одобрения и доверия как к себе, так и к окружающим. В целом, полученные факты, по всей видимости, указывают на то, что «когнитивные» стратегии личности, во-первых, обладают большими адаптационными возможностями в положительном самоотношении и понимании нюансов собственных переживаний, что, в свою очередь, увеличивает свободу выбора конкретных путей преодоления проблемных ситуаций [7. С. 278]; во-вторых, позволяют трансформировать содержание внешних стимулов и требований среды в социально-психологическую «терпимость-толерантность» к другим как устойчивость к воздействиям субъектов межличностного взаимодействия, в частности партнеров по общению [8. С. 227].
Также для всей совокупности выборки характерна устойчивая адаптирующая сущность гармонических проявлений динамической сторон уверенности и продуктивной, динамической, эмоциональной сторон общительности, которые положительно соотносятся с показателями адаптированности студентов на уровне социального самочувствия (самопринятие и интернальность) и активного приспособления к внешнему окружению (принятие других). В то же время для всех групп характерна дезадаптирующая роль агармонических проявлений инструментально-стилевых характеристик уверенности и общительности (аэнергичность, астеничность, операциональные и личностные трудности), которые отрицательно соотносятся с показателями адаптированности на уровне социального самочувствия (эмоциональный комфорт), внешней активности (доминирование) и внут-риличностной согласованности с внешним окружением (адаптивность).
Теперь перейдем к анализу специфики различий сравниваемых групп, обусловленных доминирующей зоной распределения основных корреляционных плеяд анализируемых свойств вокруг показателей адаптированности.
В группе первого курса выявлена максимальная по всей выборке концентрация взаимосвязей инструментально-динамических компонентов уверенности и общительности (23,2% и 21,4% специфических взаимосвязей соответственно). Так, полученные тесные прямые связи показателя принятия других с переменными уверенности — аэнергичностью (0,43; p < 0,001), личностными трудностями (0,46; p < 0,001) и переменными общительности — интернальностью (0,27; p < 0,05), экстернальностью (0,34; p < 0,01) свидетельствуют о том, что повышение выраженности непостоянства и трудностей реализации уверенных действий, связанных с тревожностью, растерянностью или волнением, а также недифференцированное повышение динамики активной и пассивной саморегуляции общительности одинаково сопровождается повышением стремления первокурсников
к доброжелательным и дружественным отношениям с окружающими. Наряду с этим только в этой группе выявлено максимальное по всей выборке доминирование зоны агармонических признаков уверенности (аэнергичность, астеничность, операциональные и личностные трудности), а также общительности (астенич-ность, операциональные и личностные трудности), которые сопровождаются комплексным снижением большинства показателей адаптированности. В целом, приведенные факты, по всей видимости, указывают на диалектический процесс «вхождения» первокурсников в новое для них образовательное и социокультурное пространство, когда необходимость выполнения специфических требований не всегда соответствует сфере приложения потенциальных возможностей студентов в силу недостаточной сбалансированности регуляторно-стилевых и несовершенства функционирования содержательно-смысловых аспектов уверенности и общительности, находящихся в процессе развития.
В группе второго курса выявлена максимальная концентрация корреляционных плеяд мотивационно-смыслового блока общительности (39,3%): переменных общественно значимых и личностно значимых целей с показателями самоприня-тия (0,39; p < 0,01 и 0,37; p < 0,01) и принятия других (0,37; p < 0,01 и 0,38; p < 0,01); эгоцентричности с интернальностью (0,37; p < 0,01) и принятием других (0,34; p < 0,01); предметности и субъектности с интернальностью (0,43; p < 0,01 и 0,36; p < 0,01). Полученные факты позволяют сделать вывод о том, что повышение выраженности целей, мотивов и их продуктивности в структуре общительности сопровождаются повышением эмоционального благополучия второкурсников, их способности к внутреннему контролю результатов своей жизнедеятельности и активному приспособлению к другим в межличностном взаимодействии. В то же время только в этой группе получена специфика положительных согласованных изменений обеих переменных установочно-целевого и мотивационного компонентов, а так же осмысленности когнитивного компонента и предметности продуктивного компонента общительности с показателем эскапизма. Следовательно, повышение выраженности большинства характеристик мотивационно-смысловой сферы согласованно сопровождается у студентов повышением выраженности чувства страха перед будущими трудностями и ситуациями, которые грозят стать для них осложнениями, готовности к «защите» и даже «нападению» и, следовательно, повышенным стремлением избегать проблем и в лучшем случае просто не думать о них. Таким образом, полученная агар-монически-мотивированная специфика позволяет, по всей видимости, охарактеризовать данный этап социально-психологической адаптации как «критический, переломный».
У группы студентов третьего курса выявлена максимальная концентрация корреляционных плеяд мотивационно-смыслового блока уверенности (39,3%). При этом показатели эмоционального комфорта и доминирования находятся в прямых связях с такими переменными, как: общественно значимые цели (0,44; p < 0,001 и 0,46; p < 0,001), личностно значимые цели (0,47; p < 0,001 и 0,43; p < 0,001), социоцентричность (0,38; p < 0,01 и 0,29; p < 0,05), осмысленность (0,37; p < 0,01
и 0,30; p < 0,05), предметность (0,30; p < 0,05 и 0,38; p < 0,01) и субъектность (0,29; p < 0,05 и 0,27; p < 0,05). Следовательно, полученные факты отражают общепсихологическую закономерность единства связей мотивов, целей и их продуктивности в структуре уверенного поведения, а также определяют их значимость в повышении эмоционального благополучия студентов, в стремлении лидировать и подстраивать внешнее окружение под свои потребности и нужды. В целом в группе третьего курса выявлена тенденция четкой дифференциации положительных связей гармонических и отрицательных связей агармонических признаков уверенности и общительности вокруг показателей адаптированности, т.е. фактически к третьему курсу у студентов произошли качественные изменения в сторону наиболее сбалансированных психологических структур анализируемых свойств.
Итак, на основе проведенного корреляционного анализа можно сделать вывод о том, что уверенность и общительность как целостные свойства личности обеспечивают процесс социально-психологической адаптации сложной многоуровневой системой функционирования содержательно-смысловых и инструментально-стилевых составляющих, которые динамически развиваются и усложняются, образуя разнородные и разноуровневые связи. При этом динамика адаптационных процессов у разных групп студентов характеризуется, во-первых, активизацией и включением одних структурных элементов уверенности и общительности в процесс активного взаимодействия; во-вторых — «пассивным» функционированием других структурных элементов; в-третьих — совокупной перестройкой и тех, и других элементов анализируемых свойств на ином, более высоком или более низком уровне. В целом, указанная специфика соотношений, полученная с помощью системно-функционального подхода к исследованию свойств личности и индивидуальности, может служить основанием для разработки «точечной» коррекции отдельных элементов психологических структур уверенности и общительности, с целью повышения адаптированности студентов в образовательном и социокультурном пространстве вуза.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Абульханова-Славская К.А. Развитие личности в процессе жизнедеятельности // Методологические проблемы формирования и развития личности. — М.: Наука, 1981.
[2] Анцыферова, Л.И. К психологии личности как развивающейся системы — М.: Наука, 1981.
[3] Барабанщиков В.А. Системная организация и развитие психики // Психологический журнал. — 2003. — № 1. — С. 29—45.
[4] Крупнов А.И. Диагностика свойств личности и индивидуальности. — М., 1993.
[5] Крупнов А.И. Системно-диспозиционный подход к изучению личности и ее свойств // Вестник РУДН. Серия «Психология и педагогика». — 2006. — № 1. — С. 63—73.
[6] Осницкий Л.К. Определение характеристик социальной адаптации // Журнал практического психолога. — 1998. — № 1. — С. 34—38.
[7] Психология адаптации и социальная среда: современные подходы, проблемы, перспективы / Отв. ред. Л.Г. Дикая, А.Л. Журавлев. — М.: ИП РАН, 2007.
[8] Реан А.А. Психология адаптации личности. Анализ. Теория. Практика. — СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2006.
CORRELATION THE VARIABLES OF CONFIDENCE AND SOCIABILITY WITH INDICATORS OF ADAPTATION OF STUDENTS FROM DIFFERENT GROUPS
M. Volk, A.R. Akimova
The Chair of Social and Differential Psychology Peoples’ Friendship University of Russia
Miklukho-Maklaya str., 6, Moscow, Russia, 117198
The article is devoted to the study of confidence and sociability in the system of personal determinants of development and sustainability of the adaptation process. Based on the system-functional approach to the study the properties of the identity and individuality the specifics of correlation structures of confidence and sociability with indicators of adaptation of students from different groups.
Key words: the systemic-functional approach, the psychological structure of sociability and confidence, substantial-semantic and instrumental-style components, the socio-psychological adaptation, process and result of adaptation.