Научная статья на тему 'Становление творческого своеобразия писателя Я. Занкиева: деятельность в области публицистики'

Становление творческого своеобразия писателя Я. Занкиева: деятельность в области публицистики Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
122
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Становление творческого своеобразия писателя Я. Занкиева: деятельность в области публицистики»

УДК 82.09

СТАНОВЛЕНИЕ ТВОРЧЕСКОГО СВОЕОБРАЗИЯ ПИСАТЕЛЯ Я. ЗАНКИЕВА: ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ОБЛАСТИ ПУБЛИЦИСТИКИ

© Х. Х. Кирамова

Тобольский государственный педагогический институт им. Д. И. Менделеева Россия, 626150 г. Тобольск, ул. Знаменского, 58.

Тел.: +7 (3456) 25 02 82.

E-mail: ktat@tobgpi.ru

В статье выявляются и исследуются элементы художественной литературы в публицистике сибирско-татарского прозаика Я. К. Занкиева, а именно пейзаж, портретные и речевые характеристики, диалог.

Ключевые слова: художественная литература, литературный герой, публицистика, очерк, художественные средства, пейзаж, портрет, диалог.

Целью нашего исследования, представленного в статье, является изучение процесса становления татарского писателя, лауреата престижной премии правительства республики Татарстан имени Г. Тукая в области литературы, Якуба Занкиева. Творчество Я. Занкиева - первого профессионального прозаика послевоенных лет, вышедшего из сибирских татар, обогатил татарскую литературу новой тематикой, неиспользванными в татарской литературе образами и событиями: он воссоздал историческую панораму жизни сибирского народа первой половины ХХ столетия. Его романы - отражение жизни страны на определенном историческом этапе развития, насыщенной многочисленными испытаниями.

В процессе становления писателя, обладающего неповторимым стилем, своеобразным видением мира, особенную роль играет его деятельность в области журналистики и публицистики. Начиная с середины ХХ века Я. Занкиев поддерживает связь с редакциями многочисленных журналов и газет. Его очерки, эссе, фельетоны увидели свет на страницах общественно-литературных, методических и литературно-критических изданий республики Татарстан, в подписных изданиях Тюменской области. Достойное место в литературном наследии Я. Зан-киева занимают триста публицистических произведений, написанных на татарском и русском языках. Его очерки интересны тем, что они являются публицистическим описанием жизни Тюменского края, в которых всегда поднимаются актуальные проблемы современности, на социальном уровне осмысливаются судьбы как отдельных людей, так и представителей целых социальных слоев.

Выход на литературную арену Я. Занкиева стал событием не только для сибирских татар, но и для жителей всего региона. Его творчество рассматривается учеными в контексте региональной литературы - интересного и своеобразного явления, каким характеризуется литература Тюменского края.

Объектом нашего исследования являются многочисленные публицистические произведения -очерки, фельетоны изучаемого автора и средства художественной выразительности в них.

К художественным средствам изображения в литературе относят пейзаж, портрет, речевую ха-

рактеристику, диалог. Их «служебные» функции -выступать в виде связующих мостов, скрепляющих текст в единое целое.

Как известно, принципиальные отличия публицистики от художественной литературы состоят в ориентации публицистики на мысль, факт, документ. Художественная же литература создает вымышленный мир, обобщая, типизируя реальность и передавая ее в конкретных, чувственных образах. Хотя и в литературе, и в публицистике есть много общего, не менее важно учитывать принципиальное различие, прежде всего, различный подход к действительности, разный вид обобщения. При этом очерк представляет собой уникальный пласт литературоведения, который обладает многими признаками, присущими как художественным произведениям, так и публицистике. Как пишет Е. И. Журбина, «очерк при ярких публицистических приметах и публицистической направленности одновременно остается неотъемлемой частью художественной литературы». [1, с. 41]. При этом в очерках сочетаются художественные средства изображения и документализм.

Очерки Я. Занкиева являются интересными образцами литературно-публицистического жанра. В его публицистических очерках так же, как в художественной литературе, широко используются пейзажные зарисовки, портретные и речевые характеристики, с помощью которых автор показывает жизненные явления, передает тончайшие состояния человеческой души, характеризует героев.

Писатель, описывая действительность, выражает свои симпатии и антипатии косвенно, посредством созданных им картин. Публицист же прямо и открыто убеждает, агитирует, пропагандирует, высказывает свою точку зрения. Различный подход к действительности обуславливает и разные функции языка в художественной литературе и публицистике, формирование разных систем языковой и речевой выразительности, разных приемов воплощения замысла.

В данной статье нас интересует, в частности, использование Я. Занкиевым пейзажа - одного из элементов художественной литературы - в описании событий и явлений. Представления о природе глубоко значимы в художественном произведении.

Как известно, природа является одним из основных объектов внимания искусства в целом, и литературы в особенности.

Рассмотрим очерк Я. Занкиева, посвященный 100-летию со дня рождения известного в Тюменском регионе учителя Вагапа Ахметова, где автор делится своими воспоминаниями о нем, о пребывании в деревне Кукрэнде - малой родине героя очерка (д. Чебурга Тобольского района Тюменской области), о первых шагах в самостоятельную жизнь, работе в школе, при этом уделяет особое внимание описанию красоты и богатства природы сибирской глубинки: «Аннан тып-тын кезгедэй ялтырап яткан зур Кэя кулгэ килеп чыктык. ^л естендэ пыр-пыр килеп очкан урдэклэр кайнап тора иде. ^ылы якларга очып китY алдыннан KYгэл, ЧYрэкэй, кара урдэклэр, чумгалар, кылкойрыклар да балаларыныц канатларын ныгыту ечен KYлне аркылыга-буйга очып Yтэлэр дэ, зур теркем булып тынычрак урынга кунып, балыкмыдыр, беж;экме аулыйлар hэм Yлэн белэн туеналар, ж;ылы якларга кунакка китэр алдыннан кеч туплыйлар...» [2]. В данном примере в изображении картин природы автором широко использованы сравнения, крылатые выражения, что сближает очерк с текстом художественного произведения. Пейзаж в очерковых произведениях Я. Занкиева выступает в качестве своеобразного фона, обрисовки места и обстановки, где происходят события. При этом Занкиев создает особую атмосферу, особую среду, особую систему отношений человека с миром природы. Связь между пейзажем и героем очерка очевидна, так как, благодаря богатой и щедрой природе, народ выжил в трудные для них времена.

Для сравнения можно провести параллели с романом Я. Занкиева «Зори Иртыша», где описывается озеро Шыкшырым: «^лне ылыслы куе урман урап алган. Шыкшырым нэни дицгез булып ж;эйрэп ята. Г омер буе балыкны Иртештэн тотып ейрэнгэн, елганыц гадэтлэрен бик яхшы белгэн яланлылар башта аптырап калдылар. ^л есте тып-тын, кап-кара hэм куркыныч иде... Икенче ягы куксел томан булып KYренэ. Яланлылар кул читенэ басып апты-рашып кузэтеп торганда, уртага бер еер YPДэк очып килеп кунды. Киек кошларны KYргэч, алар кинэт ж;анландылар, бер-берсенэ ^рсэтеп, YPДэклэрне санарга тотындылар. Бер-бер артлы KYлгэ тагын кошлар кайтты, аларныц санын алырлык кына TYгел, арада ЧYрэкэйлэр дэ, батар YPДэклэр дэ KYренгэли иде» [3, с. 30]. Здесь очевидна схожесть в изображении богатой озерами и реками природы Сибири с пейзажной зарисовкой из очерка, который приведен выше.

Элементы пейзажа используются автором также для передачи читателям определенного настроения и показа внутреннего состояния рассказчика. Это прослеживается в очерке, посвященном Закине Арангуловой, талантливой исполнительнице татарских песен из г. Тобольска: «Безнец авыл

янында Аюаткан дигэн куаклык бар. Матур бер ж;эйге тацда Рэшидэ белэн без энэ шунда, кузгэ KYренмичэ генэ кунып сайраган ж;антетрэткеч ма-тур былбыл тавышын посып кына, деньябызны онытып тыцлап торганыбыз бар... » («У нашей деревни есть место, называемое Аюаткан. Бывало, ранним утром, мы с Рашидой, не привлекая к себе внимания, забывая обо всем на свете, слушали сотрясающее душу пение соловья») [4]. В данном очерке пейзаж используется в качестве экспозиции к основным событиям. В этом случае пейзаж несет двойную функцию: с одной стороны, обозначает место, время действия, а также служит фоном для передачи настроения рассказчика. Использование пейзажа прослеживается также в очерках «Кал-мыклар Себердэ сергендэ», «Атларым-тулпар-

ларым», «Рухи тамырларыбызга кайтуыбызга куа-нам», «Фаж;игале кеннэр», «Тубыллыларда туй йо-ласы» и др.

Одним из основных элементов художественной литературы является портрет литературного героя. Как известно, литературный персонаж, обобщенная и в то же время конкретная личность, который свободно движется в предметнопластическом мире художественного произведения и внутренне соответствует ему. «Создать образ персонажа - значит не только наделить его чертами характера и сообщить о нем определенный строй мыслей и чувств, но и заставить нас его видеть, услышать, заинтересоваться его судьбою и окружающей обстановкой» [5, с. 16].

К портрету персонажа относят описание его лица, фигуры, одежды. С ним тесно связано изображение видимых свойств поведения: жестов, мимики, походки, манеры держаться. Наглядное представление о персонаже читатель получает из описания его мыслей, чувств, поступков, из речевой характеристики, поэтому портретное описание героя произведения может и отсутствовать. Главный интерес к человеку сосредоточен не на его внешнем облике, а на особенностях его внутреннего мира. Но в тех произведениях, где портрет присутствует, он становится одним из важных средств создания образа персонажа.

Внешность человека может сказать о литературном герое многое: о его возрасте, национальности, социальном положении, вкусах, привычках, а также о свойствах темперамента и характера. При этом одни черты - природные; другие характеризуют его как социальное явление (одежда и способ ее носить, манера держаться, говорить); третьи -выражение лица, особенно глаз, мимика, жесты, позы - свидетельствуют о переживаемых чувствах.

Место и роль портрета в произведениии, как и приемы его создания, отличаются в зависимости от рода, жанра литературы. Автор драмы, как правило, ограничивается указанием на возраст персонажей и общими характеристиками свойств поведения, данными в ремарках; все остальные характристики он

вынужден предоставить заботам актеров и режиссера. В лирике важно не столько воспроизведение портретируемого лица в конкретности его черт, сколько поэтически обобщить впечатление автора. Наблюдаемое в жизни соответствие между внешним и внутренним позволяет писателям использовать наружность персонажа при создании его как обобщенного образа. Известный литературовед А. Б. Есин отмечает: «Всякий портрет в той или иной степени характерологичен - это значит, что по внешним чертам мы можем хотя бы бегло, приблизительно судить о характере человека» [6, с. 76].

Таким образом, термин «портрет», первоначально означающий «описание внешности человека», со временем трансформировался в более объемное понятие. В публицистике так же, как и в литературе, он стал обозначать не только внешние, но и внутренние качества персонажа.

Писатель Я. Занкиев в своих художественных произведениях уделяет особое внимание описанию внешности героев. К детальному описанию внешности персонажей автор обращается в романе «Любовь, объятая пламенем». Здесь прослеживается, как при описании портрета своих героев автор учитывает их душевное состояние, через внешность старается преподнести еще и некоторые черты характера героя. Особенно выделяется в романе характеристика главного героя Зиннура - емкими фразами, крупными, обобщающими мазками автор представляет читателю данный образ: «Чисто солдат Абдулла, сын ишана Ибрагима, - так восхищенно смотрят на своего повзрослевшего сына его родители. - Дед тоже никогда никому не уступал в споре. Все было ему даровано Всевышним - сила и ум, знание и сноровка. И характер был отменный, люди часто вспоминают его добрым словом за человечность, отзывчивость. Даст Всевышний, наш Зиннур, как и дед, будет уважаемым, порядочным человеком» [7, с. 6].

При анализе многочисленных очерков писателя, изданных в разные годы, прослеживается также широкое использование портретной характеристики героев. Портретная характеристика очерковых героев Я. Занкиева помогают явственно представить того человека, о ком далее пойдет речь, например: «Безнец йортка ыктымат гэYДэле, буйлы-сынлы, кыйгач мыегы Yзен бизэп торган мелаем йезле ир-ат килеп керде...» («В наш дом вошел мужчина хорошего стана, крепкого телосложения, с дугообразными усами, которые украшали его приятное лицо») [8].

Действительно, внешность человека, его манера одеваться, привычные позы, жестикуляция, мимика могут при внимательном взгляде многое сказать о человеке. Основное требование, которое предъявляется к любой портретной характеристике,

- это документальная точность отображения. В данном случае очеркист не имеет права что-то выдумать в обрисовке внешности человека.

Но Якуб Занкиев не отказывается и от показа типического. Именно сочетание строгого документа-лизма и художественного обобщения и рождает полноценный художественно-очерковый образ. Следующий пример из очерков исследуемого автора также дает возможность рассуждать об этом: «Перед нами предстал коренастый, небольшого роста человек. Мы поздоровались. По тому, как он пожал мои пальцы, можно было предположить, какой дюжей силой обладали эти руки в молодости. Его широкие плечи, грудь и молодцеватый вид говорили о том же» [9].

Соответствие черт портрета чертам характера в литературных произведениях - вещь довольно условная и относительная; она зависит от принятых в данной культуре взглядов и убеждений, характера художественной условности. На ранних стадиях развития литературы, особенно в просветительский период ее развития, предполагалось, что красивому внешнему облику соответствует и внутренняя красота; положительные герои нередко изображались прекрасными, отрицательные - уродливыми и отвратительными.

При анализе очерков Я. Занкиева обращаем внимание на тот факт, что здесь, как и в художественных произведениях, прослеживается классический подход к описанию внешности образов-персонажей: главные герои, которые автором преподносятся явно как положительные, имеют привлекательную внешность: «Ул ^кчэчэклэр кебек зэцгэр ^злэр, кызарып пешкэн алмадай йезе, ка-мыштай сыгылып-бегелеп торган зифа буйлары дисецме - барысы да искитмэле килешкэн, мавык-тыргыч» («Эти глаза, похожие на незабудки, лицо, как спелое красное яблоко, красивая, гибкая, как камыш, фигура — все удивительно подходило и увлекало») [10].

Портретные характеристики напрямую связаны с душевным состоянием личности. Герои, деяния которых не вызывают восторга и восхищения у читателей, описаны автором пренебрежительно, иронично, с оттенком сатиры, это особенно прослеживается в фельетонах, например: «Кибет ишек тебендэ ботын-чатын ялтыратып, кызыл ямаулы ыштан тебен ^рсэтеп бер хатын йоклап ята» («У дверей магазина в красных штопаных штанах, бесстыдно оголив ноги, (валяясь) спит одна женщина») [11].

Таким образом, художественные средства литературы, в данном случае портретная характеристика, необходимы не только для обрисовки внешности героя, но вместе с тем могут служить для выявления внутреннего состояния как рассказчика, так и собеседника. Портретные характеристики придают художественность публицистическим очеркам.

В публицистике Я. Занкиева, особенно в фельетонах, с целью самораскрытия, самоанализа героя часто используется разговор двух или более лиц.

Использование диалога можно встретить в очерках, написанных на тему нравственности. В таких случаях и автор, и герой очерка выступают в качестве самостоятельных субъектов общения. С помощью диалога автор воссоздает в очерке ту социально-психологическую атмосферу, которая возникла в ходе разговора, тем самым добавляя новые штрихи к характеристике героя:

- 0 син, эби, пенсия аласьщ TYгелме, азрак булышасьщ бар иде. Пенсия акчасын бирэсецдер киленецэ? (- А ты, бабушка, вроде пенсию получаешь, нужно было немного помогать. Пенсию-то отдаешь снохе?).

- Менэ аца! - дип эби усалланып бармак ара-сыннан кэ^э тоягын чыгарып курсэтте. (- Вот ей! — бабушка со злостью сквозь пальцы показала «козье копыто»)

- Yзецнец дэ тамагыц бар бит. Хэзер ашау-эчY эйберлэре бик кыйммэт. Шуца ^рэ малаец ж;иткерэ алмый. (- Ведь и сама питаешься с ними. Сейчас продукты очень дорогие. Поэтому сын и не может обеспечить).

- Булсын. Бер тиен дэ бирэсем юк ул албасты-ларга...» (- Пусть. Ни копейки не дам этим чудовищам.) [12].

В процессе диалога субъекты общения не только делятся полезной информацией, но и могут спорить, рассуждать по поводу определенного предмета, тем самым выявляя не только особенности своего мышления, но и взгляды, представления, идеи. Приведем следующий пример:

«Мы спросили хозяйку:

- Как уцелели во время боя?

- Чудом. Смерть обошла наш дом.

- Есть ли чем кормить детей?

- Ничего нет. Женщина со слезами добавила:

- Слава богу свои! Теперь не умрем» [13].

Благодаря диалогу, читатель может увидеть индивидуальные особенности и социальную природу человеческого характера, прослеживать процесс формирования или деградации личности.

Таким образом, в публицистических очерках Якуба Занкиева используются себя художественные средства литературы: пейзажные зарисовки, диалог, речевая и портретная характеристика. Выявление и анализ широкого использования художественных средств литературы в публицистических произведениях автора, написанных задолго до признания его известным писателем, помогают прослеживать процесс его творческого становления: именно активная публицистическая деятельность талантливого педагога, посвятившего более сорока лет образованию и воспитанию подрастающего

поколения, и общественного деятеля Якуба Кама-леевича Занкиева в дальнейшем благотворно отразилась на его художественном творчестве.

ЛИТЕРАТУРА

1. Журбина Е. Теория и практика художественнопублицистических жанров. М., 1969. 167 с.

2. Занкиев Я. // Яцарыш. 1993. 27 январь.

3. Занкиев Я. Иртеш тацнары. Казан: Тат. кит. нэшр., 1994. 672 б.

4. Занкиев Я. // Яцарыш. 1991. 13 апрель.

5. Юркин Л. А. Введение в литературоведение. Литературное произведение: Основные понятия и термины. М.: Высш. шк.; Академия, 1999. 296 с.

6. Есин А. Принципы и приемы анализа литературного произведения: учебное пособие. М.: Флинта. Наука, 1998. 112 с.

7. Занкиев Я. Любовь, объятая пламенем. Тюмень: ТюмГУ, 2001. 213 с.

8. Занкиев Я. // Яцарыш. 1996. 14 июнь.

9. Занкиев Я. // Советская Сибирь. 1978. 7 октября.

10. Занкиев Я. // Яцарыш. 1993. 26 июнь.

11. Занкиев Я. // Яцарыш. 1991. 12 август.

12. Занкиев Я. // Яцарыш. 1993. 23 апрель.

13. Занкиев Я. // Советская Сибирь. 1977. 31 мая.

Поступила в редакцию 20.01.2009 г. После доработки — 28.07.2009 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.