ЛИТЕРАТУРА. ФОЛЬКЛОР. ИСКУССТВО
Р.Б. Ахмадиев, Э.И. Кашфеева ПУБЛИЦИСТИКА МУСТАЯ КАРИМА
Жизнь и творчество писателя, поэта и драматурга Мустая Карима1 [I; 2] изучены достаточно полно, очень подробно проанализированы его поэзия [3] и драматургия [4; 5; 6]. Но до сих пор вне поля зрения критиков и исследователей остается еще одно направление его творчества — публицистика, изучение которой была и остается актуальной задачей. Исследование этого вида творчества писателя предоставило бы богатый материал при создании теоретической истории башкирской литературы и журналистики, а также ответило бы на многие вопросы, связанные с природой и мастерством художественно-публицистического творчества.
В публицистике М. Карима выделяются такие жанры, как портретный и проблемный очерки, письма, беседы, путевые заметки и др. Мы остановимся на некоторых из них, в частности на портретном очерке, путевой заметке и письме. Каждый из указанных жанров имеет собствен-
ную проблематику, индивидуальные жанрово-стилевые особенности.
Портретный очерк — один из близких творческому кредо М. Карима художественно-публицистических форм. Гуманизмом и чувством восхищения проникнуты творческие портреты его друзей — А. Твардовского, К. Симонова, С. Михалкова, М. Дудина, Р. Гамзатова и других известных советских писателей. Именно жанр художественного портрета дает М. Кари-му возможность рассказать о человеке больше, чем он сам знает о себе. Емкие, конкретные детали в этом плане приобретают огромную силу художественного обобщения. Например, характеризуя смех Р. Гамзатова, автор как бы предвидит долголетие аварского поэта: «...Расул Гамзатов умеет улыбаться, смеяться, хохотать. Но он никогда не хихикает. Кто умеет по-настоящему смеяться, тот долго живет» [7, с. 139— 148]. Другой пример: «Он (калмыцкий поэт Да-
1 Мустай Карим (наст. Каримов Мустафа Сафич) (20.10.1919-21.09.2005). Народный поэт БАССР (1963), Герой Социалистического Труда (1979), заслуженный деятель искусств РСФСР (1982), почетный академик АН РБ (1992). Окончил Баш. пед. ин-т им. К.А. Тимирязева (1941). Член Союза писателей (1939). Участник ВОв (в 1943—1946 гг. корр. фронтовых газет «За честь Родины», «Советский воин»). В 1951—1961 гг. пред. правления СП БАССР, в 1962—1989 гг. секр. правления СП РСФСР. Лауреат Ленинской премии (1984), Государственной премии СССР (1972), Государственной премии РСФСР им. К.С. Станиславского (1967), премии БАССР им. Салавата Юлаева (1967), премии им. М. Шолохова (1999).
Mustai Karim (Mustafa S. Karimov) (born on October 20 in 1919, died on September 21 in 2005). The national poet of the Bashkir Autonomous Soviet Socialist Republic (1963), Hero of Socialist Labour (1979), Honoured Art Worker of the Russian Soviet Federative Socialist Republic (1982), Honoured Academician of the Academy of Sciences of the Republic of Bashkortostan (1992). A graduate of K.A. Timiryazev Bashkir Pedagogical Institution (1941). A member of the Union of Writers of the Republic of Bashkortostan (1939). A participant of the Great Patriotic War (a correspondent for "For the Honour of the Native Land" and " The Soviet Warrior" war newspapers between 1943 and 1946). Chairman of the Union of Writers of the Bashkir ASSR in 1951 to 1961, and secretary at the Union of Writers of the Russian Soviet Federative Socialist Republic in 1962 to 1989. The winner of the following prizes: the Lenin prize (1984), the Government Prize of the USSR (1972), the K.S. Stanislavsky Government Prize of the Russian Soviet Federative Socialist Republic (1967), the Salavat Yulayev Government Prize of the Bashkir ASSR (1967), the M. Sholokhov Prize (1999).
Ахмадиев Риф Бариевич, доктор филологических наук, профессор Башкирского государственного университета Кашфеева Эльвира Ильдаровна, корреспондент Службы информационна программ «Вести-Башкортостан» (ВГТРК)
ПУБЛИЦИСТИКА МУСТАЯ КАРИМА
21
вид Кугультинов. — P.A.) всегда сосредоточен, и его огромный лоб мне кажется полем боя, где постоянно идет сражение за главную высоту Правды, твоей Правды, Поэзия Кугультинова» [7, с. 153—158].
Мустай Карим в своих творческих портретах часто обращается к природным явлениям и умело использует образы. Например, в стихотворении «Ямгыр» (1942; «Дождь») дождь для поэта как благотворное, очищающее начало, оно известно читателю еще с фронтовой лирики, а белый снег помогает раскрыть душу бывшего фронтовика-героя:
всвнсв квн епшек ~кар яуа,
всвнсв квн тоташ, всвнсв квн
Эрней минец щке бер яра [8, 162—163-се бб.]
Тяжелый снег идет три дня, и рана ноет у меня.
Когда М. Карим пишет о товарище по перу Абдилжамиле Нурпеисове, казахском прозаике, то представляет его в образе белого снега. Портрет А. Нурпеисова — это результат упорного труда автора. Он был одним из тех людей, отмечает М. Карим, который своими умелыми руками построил «мост» в вечность [7, с. 187—189]. Интересно и метафорично выписан портрет «Дяди Степы» (С. Михалков). Трезвость и самообладание сатирика, неистребимая вера в добро и справедливость — вот яркие краски, которые использует публицист в портрете известного михалковского персонажа:
Он окошко открывает, Из окошка вьлетает, Восемнадцать голубей, А за ними воробей!
«Образ воробья создал не только полноту картины, своим крылышком он задел мою душу, мое сердце», — пишет М. Карим [7, с. 203—210]. И этот маленький и озорной воробей в портрете выступает как символ творчества Сергея Михалкова — большого и доброго.
Портрет Габдуллы Тукая получился высокохудожественным. Публицист сравнивает татарского поэта с Великим Пушкиным. Тукай дорог М. Кариму, он называет поэта своим учителем. Искренне преклоняется перед талантом поэта. В
очерке М. Карим преподносит Г. Тукая мудрым просветителем, национальным поэтом не только татар, но и башкир [7, с. 50—55].
Портрет поэта Кайсына Кулиева — это выражение внутренней и внешней гармонии поэта. Автор представляет Кулиева как поэта в самом высоком значении этого слова. Для его портрета он использует яркий цвет и солнечные краски. Читая его творческий портрет, мы ощущаем в словах автора тепло поэзии К. Кулиева, видим свет его души: «Желание добра, призывы к нему переросли в его поэзии в творение добра» [7, с. 148—153].
Портрет Великого артиста Арслана Мубаряко-ва многогранен, как и сам артист. В очерке «Ьаплы калас тотоп» («Держа калач за руку») М. Карим о нем пишет как о любимом артисте. Наверное, нет башкира, замечает автор, который бы не знал, кто такой А. Мубаряков [7, с. 192—199].
Очерк о Максиме Горьком называется «Великий человекопоклонник». Хотя Горький и не «герой нашего времени» и сегодня его нет с нами, по М. Кариму, для нас он как мерило человеческого достоинства, высокого духовного начала [7].
В своей публицистике М. Карим пишет о тех людях, у которых присутствует нравственный стержень. Мир принадлежит человеку — именно эта мысль пронизывает образы героев М. Карима. Рисуя творческие портреты талантливых личностей, автор стремится и в своих читателях раскрыть личность творца. Это рассказы с выводами и для себя, и для нас.
Для передачи своих раздумий, впечатлений, размышлений об увиденном и услышанном во время путешествий по странам мира, М. Карим выбирает жанр путевых заметок. Тема дружбы между людьми на всей планете, независимо от национальности, вероисповедания, явилась отправной точкой к написанию серии путевых заметок «Вьетнам алыд тугел» (1956; «Вьетнам недалеко»), «Иртэнге йылмайыу^ар илендэ» (1959; «В стране утренних улыбок»), «Бер касан да ЬунмэИен!» (1963; «Пусть никогда не потухнет!»), «Торкиэ, Назым... Назым, Торкиэ» (1966; «Турция, Назым... Назым, Турция») [9; 10]. В путевых заметках «Вьетнам алыд тугел» автор рассказывает о том, что в тысячах километров от нашей страны, в далеком Вьетнаме живут люди, которые нам близки по своему духу. В этих путевых заметках среди других героев действует и сам автор. Он приглашает читателя мысленно прой-
22
Р.Б. Ахмадиев, Э.И. Кашфеева
тись по тем дорогам, по которым прошел сам, познакомиться с вьетнамцами, с их культурой, бытом, традициями. Публицистический стиль путевых заметок находит свое выражение и в рассуждениях, и в обобщениях автора. Например, в разделе «Газаптар Иэм ецеузэр кургэзмэИе» («Выставка страданий и побед») говорится о том, что советских людей пригласили на выставку, где наглядно была показана история — все, что происходило и происходит с Вьетнамом в течение веков. И хотя на выставке были представлены лишь картины с изображением исторических событий в стране, публицист сумел объединить все увиденное вчера, сегодня и то, что увидит завтра. В путевых заметках автор немалое место уделяет пейзажу. Природа — ее добрые и злые силы, горы и леса, реки и пустыни играют немаловажную роль в судьбе человека, народа.
В публицистическом арсенале М. Карима есть и эпистолярный жанр — письмо. За какую бы тему автор не брался, какой бы жанр не использовал, любое его выступление в печати свежо и актуально, а потому получает живой отклик в умах и сердцах читателей. В 1957 г. он написал «Кэлэмдэш иптэштэргэ хаттар» («Письма товарищам по перу»). В основе «Писем» — прежде всего опыт жизни. Поэтому он называет эти своеобразные произведения «письмами самому себе». Письма изначально были адресованы молодым служителям пера — Абдулхаку Игебаеву, Марату Каримову, Рами Гарипову, Рафаэлю Сафину. Тогда, в 50-е гг. XX в., это были молодые неопытные поэты, пробующие перо, но уже твердо решившие пойти по нелегкому тернистому пути. Письма М. Карима перекликаются с письмами М. Горького начинающим писателям.
Письма М. Карима были написаны более 40 лет назад. А. Игебаев, М. Каримов, Р. Гарипов и Р. Сафин за эти годы стали известными мастерами слова. Вместе с победами пришли утраты. Ушли из жизни Р. Гарипов и Р. Сафин. В этих письмах, обращенных к молодым поэтам, мы видим самого М. Карима — строгого и доброжелательного, мудрого мастера башкирской литературы.
В письме Марату Каримову есть такие строки: «В стихотворениях «Твое письмо», «Прощание», «Веснушки», «Помню», «Ответ», написанных на разные темы, есть и новизна мысли и теплота непосредственного чувства. А там, где они выступают вместе, всегда появляется поэтическая правда». В этих строках ощущается теп-
лое отношение к молодой поросли в литературном мире. Сегодня, когда в творчестве литературной молодежи многие критики видят только отрицательные моменты, это весьма важно и актуально. Для М. Карима забота о развитии родной литературы связана, прежде всего, с творческой судьбой молодых. Все письма заканчиваются пожеланиями, добрым напутственным словом.
Публицистика Мустая Карима — духовная страница нашего бытия. В его публицистике поднимаются важные вопросы жизни, проблемы вечного. Автор рассуждает со своими читателями о жизни, душе, мечте, долге, месте под солнцем, обращается к нравственному началу. Часто разговор плавно переходит в беседу с самим собой, со своим сердцем.
С началом перестройки, демократизации в обществе по-новому зазвучало публицистическое слово М. Карима — страстно, пламенно, проникновенно. Появились новые произведения, которые составляют новый пласт мыслей и чувств писателя.
Публицистика Мустая Карима — это произведения единого стиля. О чем бы он ни говорил — о творчестве, судьбе Башкортостана и России, будущем нации, завтрашнем дне, о нас с вами — он волнуется за судьбу человечества.
Таким образом, проведенный в этой статье анализ произведений М. Карима свидетельствует о том, что публицистика, как мощная струя в творчестве писателя, актуальна, она волнует читателя, заставляет его думать, размышлять. Публицистика поэта-философа М. Карима — публицистика поэтическая, высокохудожественная.
ЛИТЕРАТУРА
I. Хренков Д. Мустай Карим: литературный портрет. - М.: Сов. Россия, 1969. - 104 с.
2. Хвсэйенов Г. Халык шагиры Мостай Карим. — Вфо: Башкортостан китап нэшриэте, 1965.
3. Ломунова М.Н. Мустай Карим: очерк творчества. — М.: Худож. лит., 1985. — 208 с.
4. Хвсэйенов Т. Мостай Кэрим. Шэхес. Шагир. Драматург. Прозаик. — Вфо: Китап, 1994.
5. Зубков Ю. Экзамен перед совестью // Драматурги России. — М., 1979. — С. 176—301.
6. Кильмухаметов Т.А. Драматургия Мустая Карима: своеобразие жанровой эволюции. — Уфа: Башк. кн. изд-во, 1979. — 224 с.
ПУБЛИЦИСТИКА МУСТАЯ КАРИМА
7. Мустай Карим. Притча о трех братьях. — М.: Современник, 1988. — 367 с.
8. Карим М. Эдэрзэр. 5 томда. 1-се т. — Эфе: Башкортостан китап нэшриэте, 1973.
23
9. Карим М. Эдэр?эр. 5 томда. 5-се т. — Эфе: Башкортостан китап нэшриэте, 1973. — 420 б.
10. Карим М. Эдэр^эр. 5 томда. 5-се т.: Идтэлектэр, мэкэлэлэр, телмэр^эр, эцгэмэлэр.— Эфе: Китап, 1999.
Ключевые слова: публицистика, очерк, эпистолярные жанры, путевая заметка, образ, художественный портрет, метафора, нравственность.
Key words: publicism, an essay, epistolary genres, a traveller's note, an image, an artistic portrait, metaphor, morals.
Rif B. Akhmadiev, E.I. Kashfeeva
MUSTAI KARIM'S PUBLICISM
The author deals with Mustai Karim's publicistic works, namely essays on famous people, traveller's notes, and letters written by him in different years. The study focuses on the poetics of the above-mentioned genres, portraying a hero mainly in publicistic colours in essays in particular, as well as an observation method in travellers' notes, and the author's reflections in letters.
К сведению читателей
Вышла книга:
Каримова С.Ю. Камерный вокальный цикл в творчестве башкирских композиторов. — Уфа: АН РБ, Тилем, 2010. — 136 с.
В монографии на примере творчества X. Ахметова, 3. Исмагилова, М. Ахметова, С. Низаметдинова выявляются важнейшие свойства камерных вокальных циклов, подчеркивается влияние на их стилистику музыкального фольклора, общевосточных и западноевропейских профессиональных традиций. В центре внимания автора две проблемы: соотношение слова и музыки, претворение элементов национального музыкального мышления.
Для музыкантов-профессионалов, студентов, учащихся музыкальных учебных заведений.
С.Ю. Кнрниом
КАМЕРНЫЙ ВОКАЛЬНЫЙ ЦИКЛ
В ТВОРЧЕСТВЕ БАШКИРСКИХ КОМПОЗИТОРОВ