Научная статья на тему 'СТАНОВЛЕНИЕ ТУРИСТСКОГО КЛАСТЕРА В «НОВОЙ РЕАЛЬНОСТИ» И РЕГИОНАЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ РАЗВИТИЯ: НА ПРИМЕРЕ РОССИИ'

СТАНОВЛЕНИЕ ТУРИСТСКОГО КЛАСТЕРА В «НОВОЙ РЕАЛЬНОСТИ» И РЕГИОНАЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ РАЗВИТИЯ: НА ПРИМЕРЕ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
46
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛАСТЕР / ТУРИЗМ / ВОЗМОЖНОСТИ / РАЗВИТИЕ / РОССИЯ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Юсупова М. Д.

В статье исследуются становление туристского кластера и региональные возможности в данной сфере. Отмечается, что пандемия COVID-19 и последовавший за ней экономический кризис в различной степени затронули разные отрасли. Бизнес-среда изменилась настолько радикально, что многие исследователи и практики называют текущую ситуацию «новой реальностью». Туризм оказался среди отраслей, которые осо -бенно сильно пострадали. На протяжении последних 20 лет Россия находится в числе мировых лидеров по количеству выезжающих за границу туристов; обладает высоким туристическим потенциалом, который еще предстоит раскрыть.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FORMATION OF A TOURIST CLUSTER IN THE «NEW REALITY» AND REGIONAL DEVELOPMENT OPPORTUNITIES: ON THE EXAMPLE OF RUSSIA

The article examines the formation of a tourism cluster and regional opportunities in this area. It is noted that the COVID-19 pandemic and the economic crisis that followed it affected different industries to varying degrees. The business environment has changed so radically that many researchers and practitioners call the current situation a «new reality». Tourism was among the industries that were particularly hard hit. Over the past 20 years, Russia has been among the world leaders in the number of tourists traveling abroad; it has a high tourist potential, which has yet to be revealed.

Текст научной работы на тему «СТАНОВЛЕНИЕ ТУРИСТСКОГО КЛАСТЕРА В «НОВОЙ РЕАЛЬНОСТИ» И РЕГИОНАЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ РАЗВИТИЯ: НА ПРИМЕРЕ РОССИИ»

Научная статья УДК 332

doi: 10.47576/2411-9520_2023_3_177

СТАНОВЛЕНИЕ ТУРИСТСКОГО КЛАСТЕРА В «НОВОЙ РЕАЛЬНОСТИ» И РЕГИОНАЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ РАЗВИТИЯ: НА ПРИМЕРЕ РОССИИ

Юсупова Малика Доккаевна

Чеченский государственный университет имени А. А. Кадырова, Грозный, Россия, [email protected]

Аннотация. В статье исследуются становление туристского кластера и региональные возможности в данной сфере. Отмечается, что пандемия COVID-19 и последовавший за ней экономический кризис в различной степени затронули разные отрасли. Бизнес-среда изменилась настолько радикально, что многие исследователи и практики называют текущую ситуацию «новой реальностью». Туризм оказался среди отраслей, которые осо -бенно сильно пострадали. На протяжении последних 20 лет Россия находится в числе мировых лидеров по количеству выезжающих за границу туристов; обладает высоким туристическим потенциалом, который еще предстоит раскрыть.

Ключевые слова: кластер; туризм; возможности; развитие; Россия.

Для цитирования: Юсупова М. Д. Становление туристского кластера в «новой реальности» и региональные возможности развития: на примере России // Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы. - 2023. - № 3. - С. 177-182. https://doi. org/10.47576/2411-9520_2023_3_177.

Original article

THE FORMATION OF A TOURIST CLUSTER IN THE «NEW REALITY» AND REGIONAL DEVELOPMENT OPPORTUNITIES: ON THE EXAMPLE OF RUSSIA

Yusupova Malika D.

Kadyrov Chechen State University, Grozny, Russia, [email protected]

Abstract. The article examines the formation of a tourism cluster and regional opportunities in this area. It is noted that the COVID-19 pandemic and the economic crisis that followed it affected different industries to varying degrees. The business environment has changed so radically that many researchers and practitioners call the current situation a «new reality». Tourism was among the industries that were particularly hard hit. Over the past 20 years, Russia has been among the world leaders in the number of tourists traveling abroad; it has a high tourist potential, which has yet to be revealed.

Keywords: cluster; tourism; opportunities; development; Russia.

For citation: Yusupova M. D. The formation of a tourist cluster in the new reality and regional development opportunities: on the example of Russia. Innovative economy: information, analysis, prognoses, 2022, no. 3, pp. 177-182. https://doi.org/10.47576/2411-9520_2023_3_177.

Отличительной чертой российского туризма является искаженная структура отрасли, то есть историческое преобладание выездного над въездным и внутренним туризмом. Соответственно, основную выгоду от денег, потраченных российскими туристами, получает не Россия, а другие страны. Такая структура является следствием спонтанной приверженности туристического бизнеса потребительскому спросу в условиях значительного роста личных доходов граждан России в 2000-е годы и недостаточного развития местной инфраструктуры, обеспечивающей внутренние путешествия [1].

Немаловажным фактором стало и отсутствие комплексной государственной политики развития туристической индустрии. Кризис, связанный с пандемией, крайне негативно сказался на туризме в России. Однако каждый кризис создает новые возможности. Это приводит к вопросу данного исследования: как пандемия COVID-19 и последовавший за ней экономический кризис повлияли на российскую туристическую отрасль и какие возможности регионального развития она создала благодаря новому акценту на внутреннем туризме?

Для ответа на эти вопросы были проведены глубинные интервью с представителями российского турбизнеса и должностными лицами регионов России. Эти интервью позволили понять реакцию бизнеса на пандемию и оценить отношение бизнеса к эффективности антикризисных мер государства. Кроме того, были изучены статистика путешествий и туризма, отраслевые отчеты и правительственные документы, а также лучшие практики развития туризма на региональном уровне. Анализ основан на периоде кризиса, связанного с COVID-19, поскольку исследование и написание были завершены к январю 2022 г. [2] Однако принимая во внимание текущий военный конфликт в Украине и широкомасштабные международные санкции против России, вклад внутренних турпото-ков в выживание российского туризма стал еще более актуальным. Уроки выживания и опыт развития туризма в сложной геополитической ситуации в России, освещенные в данной статье, могут быть полезны другим развивающимся странам.

Туризм, рассматриваемый как один из двигателей экономического развития, вносит

свой вклад в экономику не только напрямую (через деятельность туристических компаний), но и косвенно через создание рабочих мест во многих смежных секторах, приток инвестиций, местное производство и ремесла, транспорт и недвижимость [3; 4]. С этой точки зрения развитие туризма иллюстрирует проблемы в реализации промышленной политики, особенно проблемы координации (Rodrik, 2004, 2007). Туризм является многокомпонентной отраслью с большим количеством заинтересованных сторон в различных сегментах и нишах. Для системного развития туризма необходима координация действий этих заинтересованных сторон. Координация по Родрику предполагает вовлечение всех ключевых заинтересованных сторон отрасли в процесс разработки и совместной реализации проектов развития отрасли [5]. Со стороны бизнеса к заинтересованным сторонам относятся крупные фирмы и бизнес-ассоциации из сферы туризма и смежных отраслей; со стороны государства они составляют федеральные, региональные и муниципальные органы власти.

Формирование механизмов координации и взаимодействия государственных органов и бизнеса способствует снижению неопределенности и предоставлению адекватной информации о бизнес-возможностях всем участникам рынка. Это способствует привлечению инвестиций и увеличению количества игроков рынка, создает благоприятные условия для развития туризма и регионального развития. Принятие государством своей роли координатора взаимодействия ключевых стейкхолдеров способствует снижению рисков и неопределенности для всех участников рынка [6]. В то же время взаимодействие с частным сектором обеспечивает правительство адекватной информацией, необходимой для разработки и реализации более эффективной политики развития промышленных рынков.

Идея координации деятельности заинтересованных сторон лежит в основе подходов, предложенных для преодоления негативных последствий «ловушки среднего дохода» (Doner & Schneider, 2016). Необходимость комплексного подхода и привлечения многих игроков для развития внутреннего туризма в крупных развивающихся странах подчеркивалась в документах в контексте Бразилии и

Китая. Бартоло и др. (2008) отметили низкую эффективность политики развития туризма, проводимой бразильским правительством, сославшись на две истории успеха развития туризма на базе местных сообществ. Развитие туризма способствует сокращению межрегионального неравенства за счет повышения уровня жизни в первую очередь в более развитых странах (например, в Португалии, Греции, Израиле), где индустрия туризма составляет значительную долю экономики. Однако стимулирование туризма в странах как с высоким туристическим потенциалом, так и с непропорциональным региональным туризмом может усугубить неравенство в региональном развитии за счет концентрации инвестиций и государственной поддержки в более успешных регионах, усиливая тем самым зависимость этих регионов от туризма и создавая эффект «голландской болезни» [5].

Тем не менее опрос, основанный на данных по регионам стран Европейского Союза (ЕС), показал, что в среднем положительный эффект от внутреннего туризма на региональную экономику (за исключением регионов с высокой концентрацией международных туристских прибытий) превышает эффект от международного туризма [6]. Сокращение региональных диспропорций за счет внутреннего туризма в Бразилии и Турции было достигнуто за счет создания новых туристических направлений и маршрутов путешествий, а также перераспределения ресурсов и инвестиций [7]. Ли и др. (2016) утверждали, что местные жители склонны посещать отдаленные (и менее развитые) территории чаще, чем иностранные туристы. Ван и др. (2020) утверждали, что туризм сильнее влияет на менее развитые регионы, чем на развитые. Поэтому развитие туризма, особенно внутреннего, может способствовать выравниванию уровня экономического развития регионов в крупных развивающихся странах. Однако для этого необходима эффективная реализация государственной туристической политики в части механизмов взаимодействия власти и бизнеса.

Анализ реакции той или иной отрасли на острый экономический кризис должен основываться на разных источниках информации. Необходимость использования данных государственных и международных агентств, отчетов отраслевых аналитиков и публика-

ций деловых СМИ очевидна. Однако такой тип данных, характеризующий динамику ситуации в отрасли и отдельных ее сегментах, не позволяет в полной мере понять мотивы действий хозяйствующих субъектов или перспективы развития отрасли в новых условиях. Поэтому были задействованы несколько источников данных и информации, позволяющих получить всестороннее представление о проблеме.

Во-первых, в нашем исследовании активно использовалась статистика путешествий и туризма (Всемирная туристская организация ООН (ЮНВТО), ^ТС, ЕигатопКог, Рос-стат), отраслевые отчеты, подготовленные российскими туристическими ассоциациями. Во-вторых, в качестве источников информации использовались публичные комментарии и интервью официальных лиц и представителей туристической индустрии. В частности, авторы опирались на подробное интервью главы Ростуризма, опубликованное в декабре 2021 г. (РБК, 2021). В-третьих, важным источником информации стали полуструктурированные интервью с анонимными представителями туриндустрии России и региональными чиновниками, проведенные в октябре-декабре 2020 г. Первыми респондентами стали руководители двух ведущих бизнес-ассоциаций, их интервью позволили составить общую картину отрасли в период пандемии. Остальные респонденты были выбраны таким образом, чтобы обеспечить представительство компаний разного размера, работающих в разных сегментах отрасли и в разных регионах. Также были проведены интервью с региональными должностными лицами, отвечающими за туризм. Всего было проведено 13 интервью. Как только мнения респондентов повторили мнение предыдущих респондентов, было решено, что дальнейшие интервью не принесут новых сведений об этом явлении [8; 9]. Сценарии интервью для трех категорий респондентов (представителей компаний, бизнес-ассоциаций и региональных чиновников) имели одинаковую общую структуру с некоторой адаптацией в связи с разными точками зрения. Во-первых, всем респондентам был задан вопрос о влиянии кризиса на туристический бизнес и реакции компаний отрасли на вызовы, включая изменения во взаимодействии фирм с потребителями и поставщиками.

Во-вторых, представителям ассоциаций и компаний было предложено оценить меры государственной антикризисной поддержки, а также общую государственную политику поддержки туризма. Интервью с региональными чиновниками включали более подробные вопросы о докризисных программах под -держки, мерах и механизмах, вертикальном (федерально-региональном) и горизонтальном (межрегиональном) взаимодействии для развития туризма. В завершение были заданы вопросы о вызовах и перспективах развития отрасли и ожиданиях участников рынка.

Обратимся к основным характеристикам туристической индустрии России до пандемии.

В 2019 г. на индустрию туризма приходилось 10,4 % (9,2 трлн долл. США) мирового ВВП и одна десятая часть (334 млн) рабочих мест (Всемирный совет по путешествиям и туризму (WTTC), 2021а). Однако российская индустрия туризма была намного меньше: общий вклад туризма в национальный ВВП в 2019 г. составил 4,9 % (75,5 млрд долларов США), а на занятых в отрасли приходилось 5,6 % от общей занятости (WTTC, 2021Ь). Эти цифры отражают совокупный эффект влияния сектора на экономику с учетом прибыли, полученной в гостиничном, ресторанном и общественном питании, транспортном секторе и других смежных отраслях. Прямой вклад туризма в ВВП, то есть общая сумма прямых расходов на туризм и путешествия внутри страны, в 2019 г. составил всего 1,2 %.

Россия - крупная дифференцированная страна, регионы которой сильно различаются по уровню социально-экономического развития Вартапетов, 2003). Несмотря на богатые природные и культурные ресурсы, туристический потенциал России раскрыт лишь в незначительной степени из-за плохих условий для ведения бизнеса и слаборазвитой инфраструктуры. Однако в 2019 г. Россия заняла 39-е место среди 140 стран в ТТС1. Этот довольно высокий рейтинг был в основном обусловлен высокой позицией (20-е место) в субиндексе «Природные и культурные ресурсы». Результаты России по другим субиндексам гораздо менее впечатляющие.

Отличительной чертой российского туризма является искаженная структура отрасли, а именно историческое преобладание выездного над въездным и внутренним туриз-

мом. Такая структура является следствием спонтанной приверженности туристического бизнеса потребительскому спросу в условиях огромного спроса на выездные направления после открытия границ в 1991 г. и значительного роста личных доходов граждан России в 2000-е гг. Уже в 2002-2003 гг. Россия входила в первую десятку стран по расходам на выездной туризм. По данным Федеральной службы статистики (Росстат), количество туристов, выезжающих через турфирмы в туры по зарубежным странам, в 2010 г. почти в четыре раза превышает количество туристов, выезжающих в туры по Рос -сии. Значительное ослабление обменного курса курс российского рубля к доллару США и евро в 2014-2015 гг. сократил этот разрыв, но разница осталась значительной. В 2019 г. в зарубежные гастроли отправились 7,5 млн человек, а внутри России - только 4,4 млн. Следовательно, основная выгода от денег, потраченных российскими туристами, досталась не России, а другим странам.

Основными игроками туристической отрасли России являются туроператоры и туристические агентства. Туроператоры создают туристические продукты, которые продвигаются и продаются как туроператорами (через розничные офисы или онлайн), так и турагентствами. На начало 2020 г. в России насчитывалось около 4600 туроператоров и 20 тыс. турагентств. Интересы туроператоров и турагентств представляют профессиональные ассоциации, наиболее влиятельными из которых являются Ассоциация туроператоров России (АТОР) и Российский союз туриндустрии (РСТ). Однако далеко не все игроки отрасли учитывают реальные силы, способные влиять на туристическую политику и проявлять активную заинтересованность во взаимодействии с ними (особенно в случае малого бизнеса, доминирующего в отрасли).

Слабость регулятора - Федерального агентства по туризму (Ростуризма), созданного в конце 2004 г., - долгое время была серьезной институциональной проблемой для российской туристической отрасли. Ро-стуризм долгие годы выполнял чисто бюрократические функции по выдаче лицензий и контролю за деятельностью туристических компаний, не принимая реальных мер по развитию российского туризма. В большин-

стве регионов также отсутствовала политика управления и развития туристической индустрии во взаимодействии с бизнесом. Ситуация начала меняться в 2019 г. с приходом новой энергичной команды во главе с З. Догузовой. Можно предположить, что ее опыт работы в пресс-центре аппарата правительства, а затем в Управлении по связям с общественностью и массовым коммуникациям Президента, ее личные контакты, а также личные качества, например увлеченность работой и энтузиазм, позволили ей впоследствии привлекать ресурсы для развития отрасли даже во время пандемии. Таким образом, к 2020 г. туристическая отрасль играла ограниченную роль в экономике России. Ее искаженная структура (с преобладанием выездного туризма) привела к тому, что основные бенефициары российских туристических расходов находились в других странах. Кроме того, практически отсутствовала государственная политика развития туризма.

В 2020 г. пандемия COVID-19 на несколько месяцев практически парализовала деятельность мировой туриндустрии. По данным Всемирной туристской организации ООН (ЮНВТО) (2020 г.), количество международных прибытий в 2020 г. сократилось на 74 %, а экспортные доходы от туризма на 1,3 трлн долларов США (в 11 раз больше потерь, зафиксированных в 2008 г. в экономический кризис). По оценкам Всемирного совета по путешествиям и туризму (WTTC, 2021а), вклад сектора туризма в мировой ВВП сократился на 4,5 трлн долларов США в 2020 г. (49 % в годовом исчислении), расходы международных туристов сократились на 69 %, а расходы на внутренние поездки уменьшились на 45 %.

В 2020 г. российская туристическая инду-

стрия испытала аналогичный резкий спад, но с различиями по сегментам. По данным АТОР, в 2020 г. въездной турпоток сократился на 93,6 %, а выездной - на 77,5 % по сравнению с 2019 г. При этом внутренний турпоток сократился лишь на 35-40 %. В 2021 г. ситуация в целом улучшилась, но в основном это местный туризм. По оценкам главы Росту-ризма, общий турпоток по России (включая всех, кто останавливается в отеле хотя бы на одну ночь) к концу 2021 г. составит 56 млн человек (РБК, 2021). Таким образом, объемы внутреннего туризма будут восстановлены почти до 90 % от уровня 2019 г.

В некоторых регионах (черноморские курорты, Алтай, Камчатка, Калининградская область, Карелия и др.) цифры ожидались значительно выше. Однако регионы, традиционно сильно зависящие от иностранного туризма и деловых поездок (Москва, Санкт-Петербург, Владивосток), скорее всего, продолжат сокращаться как по количеству туристов, так и по доходам. Глава Ростуризма подсчитал, что общая численность занятых в сфере туризма (включая гостиничный сектор и другие смежные отрасли) к концу 2021 г. достигнет 2,3 млн человек (92 % от уровня 2019 г.). Однако в 2020 г. занятость в отрасли сократилась до 1,7 млн человек. Общий объем отрасли в 2021 г. оценивается в 2,5 трлн рублей (35 млрд долларов США), или 70 % от уровня 2019 г. Убытки в размере 1,2 трлн рублей (17 млрд долларов США) вызваны отсутствием иностранных туристов. Выездной турпоток в 2021 г., по оценке АТОР, несколько увеличился, но все же был на 40 % ниже уровня 2019 г. Примечательно, что премиальный сегмент демонстрировал стабильный рост в 2021 г., на его долю пришлось 23 % от общего спроса.

Список источников

1. Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. № 132-Ф3 «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (ред. от от 02.07.2021). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_12462/ (дата обращения: 12.04.2023).

2. Постановление Правительства Российской Федерации от 20.09.2019 № 2029 «Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года». URL: https://tourism.gov.ru/contents/documenty/strategii/ strategiya-razvitiya-turizma-v-rossiyskoyfederatsii-v-period-do-2035-goda (дата обращения: 12.04.2023).

3. Камашева К. П. Правовая охрана редких и исчезающих видов растений и животных // Молодой исследова -тель Дона. 2022. № 6. С. 105-108.

4. Цагаева Е. Ф., Гатаев А. С. Туризм как средство экологического воспитания // Балтийский гуманитарный журнал. 2022. Т. 8. № 4 (29). С. 181-183.

5. Лишик В. В. Содержание и методика обучения студентов туристского вуза разработке региональных туристских маршрутов : дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. М., 2021. 159 с.

6. Морозов В. А. Социально-экономические основы взаимодействия туризма со смежными отраслями национальной экономики : дис. ... д-ра эконом. наук: 08.00.05. М., 2022. 226 с.

7. Музей-заповедник «Куликово поле»: концепция развития / под ред. П. М. Шульгина Тула : «Гриф Ко», 2022. 151 с.

8. Муртузова З. Д. Туризм и экскурсионное дело на Кубани и Черноморье: становление и развитие: 1860-е гг. - 1917 г.: дис. ... канд. ист. наук: 07.00.02. Краснодар, 2022. 248 с.

9. Погодина В. Л. Образовательный туризм и его роль в формировании профессиональной компетентности учителей географии : автореф. дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.02. СПб, 2019. 43 с.

References

1. Federal Law No. 132-FZ of November 24, 1996 «On the Basics of tourist activity in the Russian Federation» (ed. dated 02.07.2021). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_12462 / (accessed 12.04.2023).

2. Decree of the Government of the Russian Federation dated 20.09.2019 No. 2029 «Strategy for the development of tourism in the Russian Federation for the period up to 2035». URL: https://tourism.gov.ru/contents/documenty/strategii/ strategiya-razvitiya-turizma-v-rossiyskoyfederatsii-v-period-do-2035-goda (accessed: 12.04.2023).

3. Kamasheva K. P. Legal protection of rare and endangered species of plants and animals. Young researcher of the Don. 2022. No. 6. Pp. 105-108.

4. Tsagaeva E. F., Gataev A. S. Tourism as a means of environmental education. Baltic Humanitarian Journal. 2022. Vol. 8. No. 4 (29). Pp. 181-183.

5. Lishik V. V. Content and methodology of teaching students of a tourist university to develop regional tourist routes: dis. ... Candidate of Pedagogical Sciences: 13.00.08. M., 2021. 159 p.

6. Morozov V. A. Socio-economic foundations of the interaction of tourism with related sectors of the national economy: dis. ... Doctor of Economics. Sciences: 08.00.05. M., 2022. 226 p.

7. Museum-reserve «Kulikovo field»: the concept of development /edited by P. M. Shulgin Tula : «Vulture Co.», 2022. 151 p.

8. Murtuzova Z. D. Tourism and sightseeing in the Kuban and the Black Sea region: formation and development: 1860s -1917: dis.... сandidate of Historical Sciences: 07.00.02. Krasnodar, 2022. 248 p.

9. Pogodina V. L. Educational tourism and its role in the formation of professional competence of geography teachers : abstract of the dis. ... doctor of Pedagogical Sciences: 13.00.02. SPb, 2019. 43 p.

Сведения об авторе

ЮСУПОВА МАЛИКА Д. - кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической теории и предпринимательства, Чеченский государственный университет имени А. А. Кадырова, Грозный, Россия, yusupova- 65@ mail.ru

Information about the author

YUSUPOVA MALIKA D. - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor Department of Economic Theory and Entrepreneurship, Kadyrov Chechen State University, Grozny, Russia, [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.