РАЗВИТИЕ ТУРИСТСКОЙ ИНДУСТРИИ DEVELOPMENT OF THE TOURIST IHDUSTRY
Обзор Review
УДК 339.3
DOI: 10.18413/2408-9346-2022-8-1-0-1
Джанджугазова Е. А.
Рынок российского туризма в фокусе развития постпандемийной деловой активности
Российский экономический университет ФГБОУ ВО им. Г.В. Плеханова, Стремянный переулок, 36, Москва 117997, Россия e-mail: [email protected]
Статья поступила 20 января 2022 г.; принята 21 февраля 2022 г.; опубликована 31 марта 2022 г.
Аннотация. Российский туристский рынок, сформировавшийся в 1990-е годы на фоне многолетнего дефицита выездного туризма, даже в кризисных условиях продолжает развиваться и в том числе за счет повышения качества бизнес-среды, развитие которой позволило решить ряд важных задач. Вместе с тем темпы развития деловой активности не соответствуют намеченным стратегическим ориентирам, для достижения которых необходимо выработать суверенную экономическую модель развития, так, как только 62% представителей предпринимательского корпуса считает, что РФ в своем развитии следует собственной модели. В данном исследовании проводится сравнительный анализ динамики развития туризма как ключевой сферы экономики многих российских регионов с целью формирования перспективных направлений развития отрасли, во многом формирующей деловой климат в регионах. В ходе исследования были использованы методы: сравнительный анализ, количественные и качественные измерения, экспертная оценка и др. Полученные результаты позволили обосновать, что российский туризм, несмотря на продолжающуюся пандемию, продолжает развиваться на основе сбалансированного сочетания рыночных механизмов и мер государственной поддержки. С точки зрения автора именно такой подход позволяет сформировать гармоничную модель развития российского рынка туристских услуг, приоритетом которого выступит внутренний туризм, способный активизировать развитие туристской инфраструктуры и повысить инвестиционную привлекательность регионов. Ключевые слова: туризм; туристский рынок; кризис; деловая активность; бизнес-среда
ORCID: 0000-0002-2620-5210
Для цитирования: Джанджугазова Е. А. Рынок российского туризма в фокусе развития постпандемийной деловой активности // Научный результат. Технологии бизнеса и сервиса. Т. 8. № 1. 2022. С. 3-11. DOI: 10.18413/2408-9346-2022-81-0-1
UDC 339.3
The Russian tourism market in the focus of post-pandemic business activity development
Elena A. Dzhandzhugazova
Plekhanov Russian University of Economics, 36 Stremyany St., Moscow 117997, Russia, e-mail: [email protected]
ORCID: 0000-0002-2620-5210
Abstract. The Russian tourist market, which was formed in the 1990s against the backdrop of a long-term shortage of outbound tourism, continues to develop even in crisis conditions, including by improving the quality of the business environment, the development of which made it possible to solve a number of important tasks. At the same time, the pace of development of business activity does not meet the planned strategic guidelines, which require the creation of a sovereign economic model of development, as only 62% of representatives of the business community believe that the Russian Federation in its development follows its own model. In this study, a comparative analysis of the dynamics of tourism development as a key sector of the economy of many Russian regions is carried out in order to form promising directions for the development of the industry, which largely forms the business climate in the regions. In the course of the study the following methods were used: comparative analysis, quantitative and qualitative measurements, expert assessment, etc. The results obtained made it possible to substantiate that Russian tourism, despite the ongoing pandemic, continues to develop based on a balanced combination of market mechanisms and state support measures. From the point of view of the author, it is this approach that makes it possible to form a harmonious model for the development of the Russian market of tourist services, the priority of which will be domestic tourism, which can enhance the development of tourism infrastructure and increase the investment attractiveness of the regions.
Key words: tourism; tourist market; crisis; business activity; business environment For citation: Dzhandzhugazova E.A. (2022), "The Russian tourism market in the focus of post-pandemic business activity development", Research Result. Business and Service Technologies, vol. 9, 1, pp. 3-11 DOI: 10.18413/2408-9346-2022-8-1-0-1
Введение (Introduction). Российский рынок туристских услуг сформировался в 1990-е годы на фоне многолетнего дефицита выездного туризма, повлиявшего на существенный рост спроса на выездной
туристский продукт, выросший в том числе за счет упрощенного режима въезда в целый ряд стран, наиболее заинтересованных в росте турпотоков из России. В целом можно констатировать, что за 30 лет, про-
шедших с момента начала в РФ либеральных реформ, сформировалась полноценная рыночная среда, которая позволила решить целый ряд задач, которые не могли быть решены в условиях плановой экономики (Логунцова, 2020; Джанджугазова, 2021).
Вместе с тем нельзя утверждать, что созданная рыночными реформами деловая среда соответствует стратегическим задачам РФ как государства, однако эксперты и аналитики, выступившие на Гайдаровском Форуме - 2022, основываясь на результатах опросов представителей бизнеса отметили, что качество делового климата возросло на 76,5%, более чем на 70% улучшилось качество законодательной базы и на 85% выросла производительность труда. При этом более чем на 80% увеличилась доступность средств развития бизнеса. (30 лет российскому рынку, 2022). Все указанное несомненно улучшило качество деловой среды, но тем не менее российские рыночные институты с 1991 года так и не достигли зрелости, а бизнес по-прежнему остро нуждается в кадрах, несмотря на целую серию реформ в области общего и профессионального образования. Следует отметить, что деловые круги и российское общество довольно неравнозначно оценивают прошедшие три десятилетия становления рынка, отмечая флибустьерский и крайне неровный характер первого десятилетия, несколько выравнивающий характер второго и довольно стабильный и прагматичный характер третьего десятилетия этой сложной и противоречивой дистанции (Джанджугазова, 2021).
Цель исследования (The aim of the work). исследование посвящено поиску сбалансированных подходов к развитию российского рынка туристских услуг и поиску на этой основе способов гармоничного развития бизнес-среды и повышения инвестиционной привлекательности российских регионов.
Материалы и методы исследования (Materials and Methods). Методологическая база исследования опирается на совокупность методов и подходов к получению количественных и качественных результатов, включая сравнительный анализ, количественные и качественные измерения, системный и междисциплинарный подход, социологические и экспертные методы исследования. Аналитической основой исследования являются статистические материалы Правительства РФ, Росту-ризма, Росстата, АТОР и др.
Результаты исследования и их обсуждение (Results and Discussion). В настоящее время российская экономика в значительной степени осознала свои суверенные цели, но еще в полной мере не выработала собственную национальную модель развития, так как только 62% представителей предпринимательского корпуса считает, что страна развивается, следуя собственной модели. Сложившаяся в настоящий период комбинация методов управления экономикой тяготеет к госрегулированию как к традиционно сложившейся форме, позволяющей в сочетании с рыночными инструментами сформировать сбалансированную модель, получившую название «государственный капитализм».
Эта модель все более плотно внедряется в практику хозяйственной жизни страны, охватывая практически все отрасли, в том числе туризм, еще совсем недавно воспринимаемый как чисто рыночный сегмент потребительского рынка. Здесь было бы не лишним подчеркнуть, что смешанная модель хозяйствования наиболее органична российской экономике, 30 лет назад вышедшей из «советской плановой купели». Подобный подход, с одной стороны, несколько сдерживает частную инициативу, но зато придает устойчивость в сложные кризисные периоды, череда которых началась уже в начале текущего столетия. (Dzhandzhugazova, Ivanova and Zhubreva, 2019).
Результаты анализа итогов первого пандемийного года показали, что страны, применившие расширенные меры господдержки, пережили кризис легче. Так, например, падение доходов в сфере туризма в России по итогам 2020 года было значительно менее критическим, чем в Испании, Греции, Италии и других странах с высоким уровнем развития туризма как чисто рыночной сферы.
Проводя анализ рынка туристских услуг в пандемийный период 2020-2021гг., необходимо отметить, что, несмотря на сложные и порой неконтролируемые процессы, в настоящее время в РФ удалось избежать масштабного падения и даже добиться некоторой стабилизации деловой активности. Опираясь на традиционную
логику разведения турпотоков по ключевым направлениям, проведем сравнительный анализ состояния рынка выездного, внутреннего и въездного туризма за период 2019-2021 гг.
В 2021 году выездной туризм продолжал снижать свой потенциал, хотя динамика падения несколько замедлилась, так как расширился выбор направлений путешествий и частично возобновились чартерные программы. Вместе с тем в 2021году из РФ выехали с туристскими целями 7, 7 млн человек, это примерно на 40% меньше, чем в 2019 году. (В АТОР подвели туристические итоги, 2021).
В таблице 1 приводится сравнительный анализ выездных турпотоков 20192021гг.
Таблица 1
Сравнительный анализ выездного туристского потока в 2019-2021 гг. по направлениям (странам), %
Table 1
Comparative analysis of outbound tourist flow in 2019-2021 by direction (countries), %
Направление турпотока (страна)
Турция Египет ОАЭ Кипр
Мальдивы
Греция
Куба
Хорватия
Доминикана
Сербия
Болгария
Венгрия
Мексика
Сейшелы
Таиланд
Шри-Ланка
Итог
Турпоток (тыс. чел.) 2019г.
6991,5 150 997 901
83.4 778 178 154 209 107 397 203 74
12.5 1470 86,5
17791,9
Турпоток (тыс. чел.) 2021г.
4650 680 600 510 225 200 175 145 132 100 85 70 63 31 20 10 7696
Рост/падение
турпотока
-33% +353% -39% -43% +169% -74% -2% -6% -37% -7% -78% -65% -15% +145 -99% -88% -40%
Анализ выездных турпотоков по 16 направлениям показывает, что положи-
тельную динамику дают только три направления: Египет, Мальдивы и Сейше-
лы, все остальные демонстрируют спад -от умеренного (15%) до значительного -до 99%. (В АТОР подвели туристические итоги, 2021).
Снижение турпотоков во многом определили антиковидные меры национальных правительств и, в частности, резкое снижение туристов третьего возраста 55+, которые наиболее активно путешествовали в предыдущие периоды. Вместе с тем нельзя не отметить продолжающуюся стабилизацию рынка премиум сегмента, его доля выросла и составила 23%. Именно этот тренд разогнал спрос россиян на такие дорогие направления, как Мальдивы и Сейшелы.
Подобная тенденция подтверждает гипотезу о том, что доля массового туризма будет постоянно сокращаться, так как новые условия заставят потребителей выбирать качественный туристский продукт. Внутренний туризм продолжит свое разви-
Динамику изменения турпотока можно проследить на рис. 1.
тие не только на фоне закрытых границ, но и на основе довольно эффективных стимулирующих программ, включая кэшбэк и рост чартерных перевозок внутри страны. Вместе с тем суммарный внутренний тур-поток в 2021 году, несмотря на рост, все-таки будет уступать показателям допанде-мийного периода. При этом пляжные направления курортов Крыма и Краснодарского края полностью восстановились и даже продемонстрировали рост. Однако ряд туристских направлений пока еще далек от допандемийного периода. Вместе с тем рост внутреннего турпотока по регионам России в 2021 году (+30%) вполне уравновешивает падение турпотоков в 2020 году (-32%), что отражено на рис. 2.
Рис. 1. Динамика изменения туристского потока в 2019-2021гг., % Fig. 1. Dynamics of changes in the tourist flow in 2019-2021, %
(Составлено автором на основе: В АТОР подвели туристические итоги 2021 года)
2021r.
Toil 10, динамика прироста внутреннего турпотока +30%
1. Краснодарский край
2. Крым
3. Санкт-I1етербург
4. Владимирская обл.
5. Ставропольский край
6. Ярославская обл.
7. Тюменская область к. Карелия
9. Татарстан
10. Тверская обл. 2020 г-
Тои 10, динамика падения внутреннего турпотока
-32%
1. Краснодарский край
2. Москонская обл.
3. Москва
4. Крым
5. Санкт-Петербург
6. Татарстан
7. Алтайский край
8. Калининградская обл.
9. Карелия
10. Республика Алтай
Рис. 2. Динамика прироста/падения внутренних туристских потоков
по регионам РФ 2020-2021гг. Fig. 2. Growth/fall dynamics of domestic tourist flows by regions of the Russian Federation 2020-2021
Довольно сложной представляется обстановка, сложившаяся на рынке въездного туризма, которую можно оценить как «падение в пропасть». Выйти из этого состояния компании, принимающие туристов, самостоятельно видимо не смогут, так как снижение въездного турпотока составило 96% и без специальных мер поддержки здесь не обойтись (рис. 3).
Стабилизация въездного туризма безусловно требует времени и формирования стимулирующих программ развития, в которые будут включены не только про-
фильные туроператоры, но и другие рыночные игроки.
Следует отметить, что в 2021 году рынок туристских услуг, несмотря на новые волны пандемии, продолжает стабилизироваться в основном за счет роста деловой активности и создания более благоприятного бизнес-климата. Однако в настоящее время можно говорить о накопительном эффекте, вызванном довольно успешными мерами, принятыми в 2020 году, а также мерами, обеспечившими стабильность в 2021 году. По оценке турбиз-неса, в 2020 году наиболее эффективными
мерами правительственной поддержки выступили следующие (Джанджугазова, 2021):
постановление об отсрочке обязательств по турам, приобретенным до закрытия границ;
туристский кэшбэк (особенно вторая волна, которая прошла осенью-зимой 2020 г.);
субсидии на заработную плату сотрудникам туристских компаний (в размере 1 МРОТ на сотрудника).
96%
Рис. 3. Динамика падения въездного туристского потока в РФ Fig. 3. The dynamics of the decline in the inbound tourist flow in the Russian Federation
В 2021 году стабильность туристского рынка была в значительной степени обеспечена решениями Правительства о продлении отсрочки по возврату туроператорами средств за туры, купленные до 31 марта 2020 года. Довольно благоприятную роль сыграли две программы кэшбэка за туры по РФ, по данным Ростуризма эти стимулирующие меры принесли российским регионам около 70 млрд руб. прямого и косвенного эффекта в период низкого сезона и межсезонья, что в значительной степени стабилизировало ситуацию в отрасли. В свою очередь запущенные в 2021 году чартерные перевозки в регионы России позволили масштабировать туристские потоки и создать прочную основу для развития регионального массового туризма.
Вместе с тем нельзя не отметить, что стабильность на рынке туристских услуг еще довольно долго будет восстанавливаться, так как последствия пандемии будут растянуты на длительный период и будут оказывать влияние не только на экономику, но и, прежде всего, на социальное поведение людей. Проблемы, вызванные вакцинацией, социальными ограничения-
ми, снижением реальных доходов населения, растущей инфляцией и острой нехваткой ресурсов надолго переформатируют всю общественную жизнь и в том числе повлияют на поведение людей как потребителей и граждан (Буторов, 2020; Каткова, 2020; Мисихина, 2020; Морозов, 2020; Dow, 2020; Scansani, 2021). При этом доля внутреннего туризма в России по-прежнему будет расти значительно быстрее выездного и въездного, что создаст дополнительные условия для улучшения бизнес-климата в стране и увеличения доходов, поступающих в бюджеты регионов (Национальный проект «Туризм и индустрия гостеприимства», 2021).
Заключение (Conclusions). Для преодоления кризисной ситуации, связанной с пандемией, необходим стратегический государственный подход к развитию туризма в РФ, который будет сочетать в себе рыночные меры и государственную поддержку туризма. Подобный подход планируется реализовать посредством внедрения Государственной Программы Российской Федерации «Развитие туризма», принятой 24 декабря 2021 года, № 2439. Главные те-
зисы этого документа в значительной степени сосредоточены на региональном развитии, в котором туризм и гостиничный бизнес выполняют роль стимулятора деловой и инвестиционной активности регионов с учетом ускоренного роста внутреннего туризма в ближайшие 3-5 лет. В качестве ключевых элементов развития можно выделить:
1. Разработку новых подходов к повышению туристской привлекательности регионов на основе полного охвата разнообразных точек притяжения туристов, среди которых особая роль будет отведена объектам всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО;
2. Повышение внимания к безопасности туристского обслуживания и в том числе широкое внедрение программ экологической безопасности;
3. Увеличение инвестиционной привлекательности туризма, включая снижение сроков окупаемости инвестиций, что в свою очередь снимет существующие ограничения темпов развития и модернизации туристской инфраструктуры, которая играет ключевую роль в развитии туризма.
В результате Программа позволит достичь поставленную цель - сохранение здоровья и увеличение продолжительности жизни россиян путем предоставления гражданам качественных туристских услуг, что в свою очередь будет способствовать развитию национального российского рынка туризма и гостеприимства (Национальный проект «Туризм и индустрия гостеприимства», 2021).
Информация о конфликте интересов: автор не имеет конфликта интересов для декларации.
Conflicts of Interest: the author has no conflict of interests to declare.
Список литературы
В АТОР подвели туристические итоги 2020 года и рассказали о трех сценариях в
2021 г. URL: https://
https://www.atorus.ru/news/press-centre/new/53770.html (дата обращения: 20.12.2021).
В АТОР подвели туристические итоги 2021 года. URL:
https://www.atorus.ru/news/press-centre/new/58171.html (дата обращения: 20.12.2021).
Буторов С.А. Пандемия COVID-19 и ее влияние на мировую туристическую индустрию // Вестник МГУКИ. 2020. № 2 (94). С. 120.
Джанджугазова Е.А. Современный туристский рынок в период перемен // Российские регионы: взгляд в будущее. 2021.Т.8. №1. С.1-15.
Джанджугазова Е.А. Развитие туризма и гостеприимства: временная остановка или новый путь? // Научный результат. Технология бизнеса и сервиса. 2021.Т.7. №1. С.15-22.
Каткова Е. Как коронавирус меняет мировую туриндустрию. URL: https://www.vedomosti.ru/partner/articles/2020/12 /20/851707-antivirus-puteshestvii (дата обращения: 20.12.2021).
Логунцова И.В. Индустрия туризма в условиях пандемии коронавируса: вызовы и перспективы // Государственное управление. Электронный вестник. Выпуск № 80. Июнь 2020 г. С. 49-63.
Мисихина С. Российский туризм: достижения, проблемы, меры поддержки при пандемии коронавируса. НИУ Высшая школа экономики. Центр развития. Август, 2020. URL: https://dcenter.hse.ru/otrasli (дата обращения: 20.12.2021).
Морозов М. А. Антикризисный менеджмент в индустрии туризма // Научный результат. Технологии бизнеса и сервиса. Т.6, № 4, 2020. С. 19-27.
Национальный проект «Туризм и индустрия гостеприимства». URL: http://www.sfrp.ru/images/news/2020/12/23-12-2020/Prezentatsia natsproekta Turizm i industri a gostepriimstva.pdf (дата обращения: 20.12.2021).
30 лет российскому рынку. Гайдаровский Форум - 2022. URL: https://gaidarforum.ru/ru/programme-2022/2500/ (дата обращения: 20.12.2021).
Dow, R. (2020), State of the travel industry.
URL:
https://www.ustravel.org/sites/default/files/media_ root/document/State%20of%20the%20Travel%20 Indus-
try%202020%20Remarks_Roger%20Dow l.docx. pdf (дата обращения: 20.12.2021).
Dzhandzhugazova E.A., Ivanova A.N., Zhubreva T.V., Savinkina L.A., Kresova N.S. (2019), Innovative activity as a tool for the development of environmental industries in Russian Federation, EurAsian Journal of BioSciences, Т. 13. № 2. Pp. 1509-1513.
Scansani, Е. (2021), The impact of climate change will top travel risks in 2022. URL: https://www.businesstravelnewseurope.com/Colu mnists/The-impact-of-climate-change-will-top-travel-risks-in-2022 (дата обращения 20.12. 2021).
References
ATOR summed up the tourism results of 2020 and spoke about three scenarios in 2021, [Online], available at:
https://www.atorus.ru/news/press-centre/new/53770.html (Accessed 20 December 2021).
ATOR summed up the tourist results of 2021, [Online], available at:
https://www.atorus.ru/news/press-centre/new/58171.html (Accessed 20 December 2021).
Butorov, S.A. (2020), "Pandemic COVID-19 and its impact on the global tourism industry", VestnikMGUKI, 2 (94), р. 120.
Dow, R. (2020), "State of the travel industry", [Online], available at: https: //www .ustravel .org/sites/default/files/media_ root/document/State%20of%20the%20Travel%20 Indus-
try%202020%20Remarks_Roger%20Dow 1.docx. pdf (Accessed 20 December 2021).
Dzhandzhugazova, E.A. (2021), "The modern tourist market in a period of change", Russian regions: a look into the future, vol. 8, 1, Pp.1-15.
Dzhandzhugazova, E.A. (2021), "Development of tourism and hospitality: a temporary stop or a new path?", Research Result. Business and service technology, vol. 7, 1, pp.15-22.
Dzhandzhugazova, E.A., Ivanova, A.N., Zhubreva, T.V., Savinkina, L.A. and Kresova, N.S. (2019), "Innovative activity as a tool for the development of environmental industries in Russian Federation", EurAsian Journal of BioSciences, vol. 13, 2, pp. 1509-1513.
Katkova, E. (2020), How the Coronavirus is changing the global travel industry, [Online], available at:
https://www.vedomosti.ru/partner/articles/2020/12 /20/851707-antivirus-puteshestvii (Accessed 20 December 2021).
Loguntsova, I.V. (2020), "Tourism industry in the context of the coronavirus pandemic: challenges and prospects", Public administration, Electronic Bulletin, 80, pp. 49-63.
Misikhina, S. (2020), "Russian tourism: achievements, problems, support measures during the coronavirus pandemic", NRU Higher School of Economics, Development Center, August 2020, [Online], available at: https://dcenter.hse.ru/otrasli (Accessed 20 December 2021).
Morozov, M.A. (2020), "Anti-crisis management in the tourism industry", Scientific result. Business and service technologies, vol. 6, 4, pp. 19-27.
National project "Tourism and hospitality industry". [Online], available at: http://www.sfrp.ru/images/news/2020/12/23 -12-2020/Prezentatsia natsproekta Turizm i industri a_gostepriimstva.pdf (Accessed: Accessed 20 December 2021).
Scansani, Е. (2021), "The impact of climate change will top travel risks in 2022", [Online], available at:
https://www.businesstravelnewseurope.com/Colu mnists/The-impact-of-climate-change-will-top-travel-risks- in-2022] (Accessed: 20.12.2021).
30 years of the Russian market. Gaidar Forum - 2022. [Online], available at: https://gaidarforum.ru/ru/programme-2022/2500/ (Accessed 20 December 2021).
Данные об авторе
Джанджугазова Елена Александровна,
доктор экономических наук, профессор кафедры, профессор кафедры индустрии гостеприимства, туризма и спорта
Information about the author
Elena A. Dzhandzhugazova, Doctor of Economics, Professor, Professor of the Department of Hospitality, Tourism and Sports