Научная статья на тему 'Становление ценностных ориентаций подростка в учебной деятельности'

Становление ценностных ориентаций подростка в учебной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
995
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТАНОВЛЕНИЕ / ЦЕННОСТИ / ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / BECOMING / VALUES / IS EMOTIONAL-VALUABLE ORIENTATIONS / ACTIVITY / EDUCATIONAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фомина С. В.

В статье выявлена роль становления ценностных ориентаций подростка в повышении его учебной успешности; успешная учебная деятельность соотносится с личностными достижениями подростка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Фомина С. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BECOMING OF VALUABLE ORIENTATIONS OF THE TEENAGER IN EDUCATIONAL ACTIVITY

In clause the role of becoming of valuable orientations of the teenager in increase of its educational success is revealed; successful educational activity corresponds with personal achievements of the teenager.

Текст научной работы на тему «Становление ценностных ориентаций подростка в учебной деятельности»

УДК 371.01

СТАНОВЛЕНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИИ ПОДРОСТКА В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

© 2009 С.В.Фомина

Оренбургский государственный педагогический университет

Статья поступила в редакцию 29.06.2009

В статье вышвлена роль становления ценностный ориентаций подростка в повышении его учебной успешности; успешная учебная деятельность соотносится с личностными достижениями подростка.

Ключевые слова: становление, ценности, эмоционально-ценностные ориентации, деятельность, учебная деятельность.

Образовательный процесс в педагогической науке рассматривается как «педагогически обоснованное, последовательное, непрерывное изменение состояния субъектов обучения (учителя и учащегося) в учебной деятельности с целью достижения ими образовательных результатов»1. Тем не менее, чтобы в учебной деятельности происходило становление ценностных ориентаций подростка, учителю необходимо создавать определенные педагогические условия.

Понятие «становление» в психолого-педагогической литературе определяется как возникновение, образование чего-либо в процессе развития2. Оно связано с понятиями «личность», «формирование», «социализация», «воспитание». Становление происходит в результате взаимодействия личности с окружающим миром и осознанного преобразования внешних и внутренних сторон жизнедеятельности. При этом преобразующая активность человека содержит нравственный потенциал, обусловливающий комплекс его действий, высокий уровень самоорганизации деятельности. Можно утверждать, что «становление» как понятие отражает процессуальный аспект, определяет процесс развития личности в качестве активного социального субъекта. В процессе «становления» происходят «созревание и рост», переход от одного состояния к другому - более высокого уровня; как единство происходящей причины и закономерных следствий в акте развития; как преобразование - кардинальное преодоление сложившегося режима жизнедеятельности в соответствии с иерархией ценностей и смыслов. Э.Ф.Зеер подчеркивает непрерывность процесса становления личности под влиянием со-

°Фомина Светлана Викторовна, аспирант кафедры педагогики высшей школы. E-mail: eliz2005@maH.ru

1 Педагогика: Учеб. пособие/ Под ред. В.Г.Рышдак. - УФА: ООО «Дизайн Полиграф Сервис», 2004.

2 Слободчиков В.И., Исаев ЕЖ Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности. Учебное пособие для ВУЗов. - М.: Школа-Пресс, 1995.

циальныгх воздействий и собственной активности3. В данной статье мы определяем понятие «становление» как постепенное, нелинейное, ненасильственное «продвижение» личности, достижение такого уровня её развития, когда она становится способной самостоятельно выстраивать жизненную стратегию и производить относительно устойчивый ценностный выбор. Становление эмоционально-ценностных ориентаций подростка в учебной деятельности - это есть приобретение им в результате учебного взаимодействия социально, личностно, этнически и культурно целесообразных, эмоционально окрашенных приоритетов: человек, образование, труд, отечество, красота. В процессе становления эмо-ционально-ценностныгх ориентаций в личности подростка происходят изменения: проявляется познавательное, осознанное, положительное отношение к ценностям; адекватное, инициативное, действенное, творческое, ориентирование в них; этико-культурно и социально окрашенные4.

Основой и условием становления эмоционально-ценностных ориентаций подростка в учебной деятельности, по мнению А.В.Кирьяковой, является «социально организованная и стимулирующая его деятельность»5. Необходим, по мнению Л.М.Бурун-баевой, учет и других факторов, воздействующих на процесс ценностного ориентирования: экологических (место рождения и проживания, климат), биологических (особенности организма, пол, возраст) и психологических (индивидуальные психические характеристики, темперамент)6.

3 Зеер Э.Ф. Профессионалыно-образователыное пространство личности. - Екатеринбург: Деловая книга, 2002.

4 Соколова Л.Б. Кулытурологическое содержание педагогической деятелыности: Монография. - Саратов: Изд-во Саратовская гос. академия права, 2007.

5 Кирьякова A.B. Ценности как социалыная доминанта ориентации // Ученые записки Оренбургского государственного университета. - Оренбург: ОГУ, 2002. Вып. 1. - С.18 - 33.

6 Бурумбаева Л.М. Становление эмоционалыно-ценностных ориентаций студента в образователыном процессе: Автореф. дис. ...канд. пед. наук - Оренбург: 2005.

В рамках процесса эмоционально-ценностного ориентирования авторы, указывают на следующие фазы в изменениях: а) сначала происходит знакомство подростка с ценностью в специально созданных условиях взаимодействия его с учителем; осознание ценности; б) затем принятие ценностной ориентации, когда предъявляемые ценности соотносятся с личными ценностными ориентациями, становясь основой деятельности подростка; в) далее реализация ценностных ориентаций в деятельности и поведении, реализуются такие качества ценностных ориентаций, как насыщенность гуманистическим потенциалом и социальным смыслом; в) наконец, закрепление ценностной ориентации в направленности личности и перевод ее в статус качества личности, то есть в своего рода потенциальное состояние, что реализуется посредством многократного, вариативного воплощения ценностной ориентации в нестандартных ситуациях7. Важно отметить, что на всех этапах становления эмоционально-ценностных ориентаций подростка как процесса все фазы работают относительно синхронно. Наш эксперимент подтвердил выводы ученых о том, что наполняемость последних зависит от: диапазона познания, способности субъекта к прогнозированию, рефлексии. Так, присвоение ценностей наиболее ярко, четко наблюдается в младшем школьном возрасте: фаза преобразования - в подростковом, а прогноз - в юношеском. Существует достаточное количество современных школьных образовательных технологий, которые возможно использовать в практике организации учебной деятельности с целью успешного становления эмоционально-ценностных ориентаций подростка (диалог, эвристический диалог, технологии взаимодействия).

При отборе педагогических технологий мы опирались на следующие характеристики самой технологии, предполагающие: 1) опору на личностный эмоционально-ценностный опыт подростка (что включает ученическое целеполагание, учет имеющихся у него знаний и представлений, учебных и надпредметных умений, индивидуальное творчество в сочетании с коллективной поисковой деятельностью, рефлексию); 2) вариативность (возможность выбора для подростка, помимо элективных предметов в целом, объектов изучения в рамках изучаемого предмета, темы; темпа учения; способа получения знаний на основе индивидуального способа учения; форм контроля и оценки результатов); 3) получение обучающимися индивидуального образовательного продукта, который отражает личностный рост обучаемого и достижением поставленной цели (например, в форме творческих работ) в рамках становления эмоционально-ценностных

7 Кирьякова A.B. Ценности как социальная доминанта ориентации ...

ориентаций подростка; 4) реализацию всех компонентов содержания образования.

Взаимодействие является одним из основных методов организации учебной деятельности. Взаимодействие понимается как «совместные (учитель - учащийся) действия по осуществлению общих целей деятельности, в процессе которой происходит взаимное влияние сторон друг на друга. В процессе взаимодействия проявляются внимание, интерес, согласие, сопереживание, сотрудничество учителей и учащихся, что возможно, если каждый компонент деятельности сопровождается общением. В процессе возникает взаимопознание, взаимопонимание, формируются взаимоотношения. Сложившиеся отношения, сказываются на личностных образованиях подростка: их самостоятельности, творческой активности, позитивном эмоциональном восприятии действительности и ценностных (прежде всего, нравственных) ориентациях. В процессе взаимодействия важно формировать чувство «мы», то есть формировать согласованность эмоциональную и ценностную учителя и подростка.

Под согласованностью эмоционально-ценностных ориентации подростка в учебной деятельности мы понимаем, с одной стороны, эмоционально-ценностную целостность личности подростка, совпадение в структуре личности желаемых и реализованных ориентации, максимально возможное приближение к эмоционально-ценностным ориентаци-ям самоактуализированной личности (эмоционально-ценностная самоактуализация); с другой - взаимозависимость в учебной деятельности эмоционально-ценностных ориентации всех субъектов общения (единство эмоционально-ценностных ориен-таций учебного коллектива, его эмоционально-ценностная сплоченность).

Предмет нашего исследования - становление эмоционально-ценностных ориентаций подростка в учебной деятельности. Исследуемый нами процесс становления эмоционально-ценностных ориента-ций подростка основан на этапах эмоционального освоения предлагаемых личности в образовательном пространстве ценностей. Вслед за Л.М.Бурумбаевой, мы выделили пять этапов становления эмоционально-ценностных ориентаций подростка в учебной деятельности (таб.1).

Как видно из таблицы, на первом, подготови-тельно-мотивационном этапе, формируется моти-вационный компонент эмоционально-ценностных ориентаций подростка (вырабатывается адаптированное отношение к этико-культурно целесообразным ценностям образования и осуществляется педагогическое обеспечение положительного, эмоционально-окрашенного отношения к ценностям образования). Мы опирались на учебный и жизненный опыт подростка к знанию, фиксировали представление о ценностях и эмоциях, развивали навыки их дифференциации и осознания «своих» и

«чужих» чувств и ценностей в процессе учения. На этом этапе нами осуществлялась педагогическая поддержка эмоциональной и интеллектуальной рефлексии, использовались методы театрализации, соревнования, обсуждения «эмоциональной парти-

туры» занятий, познавательной игры, учебной дискуссии, стимулирующих возникновение яркого эмоционального отклика подростка на содержание образования.

Таб. 1. Педагогическая модель становления эмоционально-ценностных ориентаций подростка

в учебной деятельности

Этапы образовательного процесса

Педагогические условия

Стадии становления эмоционально-ценностных ориентаций

Формы и методы учебного взаимодействия в образовательном процессе

Результаты становления

эмоционально-ценностных

ориентаций

1. Подготовительно-мотивационный. Цель: формирование мотивационного компонента эмоционально-ценностных ориентаций

2. Мотивационно-адаптивный. Цель: создать условия для развития когнитивно-содержательного компонента

3. Содержательно-деятельностный. Цель: сформируеть когнитивно-содержательный компонент эмоционально-ценностных ориентаций

4. Деятельностно-рефлексивный. Цель: развить когни-тивно-содержа-тельный компонент эмоционально-ценностных ориен-таций

5. Рефлексивно-творческий. Цель: развить деятельностный компонент эмоционально-ценностных ориентаций

Подготовленность педагога к культуре педагогической деятельности

Включение подростка в альтенатив-ные виды деятельности (исследовательскую, художественную, спортивную, проектную, трудовую);

Интеграция ситуаций успеха, диалогических, игровых технологии, поддерживающих эмоциональную атмосферу в процессе обучения.

Выработка отношения к личностно и социально значимым ценностям

Эмоционально-ценностное самовыражение , преодоление противоречий гиперперсона-лизации и десоциа-лизации

Обмен эмоционально-ценностными ориентациями, отказ от жесткого про-тиво-поставления личных и социальных ориентаций

Вхождение к общественно значимым эмоционально-ценностным ориен-тациям и раздвиже-ние границ социального самоопределения, трансформация субъективного опыта

Прогнозирование перспектив эмоционально-ценностного развития, осознание собственного бытия как со-бытия с другим

Педагогическая поддержка эмоциональной и интеллектуальной рефлексии, использовании методов театрализации, соревнования, учебной дискуссии.

Внедрение аудиовизуальных и наглядно-схематических средств, способствующих активизации мышления и поведения,

Проблемно-поисковые и эвристические методы. Формы: практические занятия, организованные по принципам исследования, мастерской, творческой игры; работа в «кооперациях», мозговой штурм, тренинги, выявляющие личностные смыслы образования

Методы коллективной работы, осуществляемой в рамках совместного проектирования деятельности, деятельности творческих лабораторий, соавторских исследовательских работ

Стимулируется избирательное отношение к знанию, фиксируются представления о ценностях и эмоциях, формируется потребность в эмоционально насыщенном и полноценном образовании.

На основе осознания ценностей образования формируется социальный опыт подростка, характер эмоциональной рефлексии приобретает устойчивость

Развивается положительное эмоциональное отношение к социально целесообразным ценностям, формируется представление о ценностных приоритетах подростка

Достигается высокий уровень ценностной самоактуализации и потребности в познании, формируются рефлексивные и коммуникативные умения, конкретные планы действий, опыт творчества

Формируются умения и опыт эмоционально-ценностного самообогащения личности в контексте коммуникаций, построенных на условиях взаимозависимости и согласованности ориента-ций подростка и учителя

На следующем этапе, мотивационно-адаптив-ном, развивается мотивационный компонент эмоционально-ценностных ориентаций подростка и осуществляется переход на уровень развития их

когнитивно-содержательного компонента. Мы применяли аудиовизуальные и наглядно-схематические средства, способствующие активизации

мышления и поведения подростка, его повышенной восприимчивости.

В современный условиях учебный предмет является главным средством реализации содержания эмоционально-ценностного образования. Однако, анализ стандартов, программ и учебников показывает, что зачастую их составители и авторы оставляют в стороне систему отношений, выраженных в ценностных ориентациях и эмоционально-волевых проявлениях. В своей деятельности мы стремились к тому, чтобы подростки в учебной деятельности выражали свою собственную систему ценностей, иногда полагаясь на интуицию. Механизм конструирования содержания эмоционально-ценностного компонента учебной деятельности в предметной подготовке подростка был следующим: мы направленно обращали внимание не только к материальным, но и духовным ценностям, социальным, не противоречащим общечеловеческим ценностным ориентирам. Конструирование содержания учебной деятельности строилось на отборе учебного материала, содержащего всю совокупность выделенных ценностей, «эмоциональный» материал, способствующий пробуждению всей гаммы эмоциональных переживаний. Это были биографии ученыгх естествоиспытателей (Ж.Кювье, КЛинней, И.В.Мичурин, И.П.Павлов), обзор телепрограмм канала «Культура», посвященных проблемам биологии, развития цивилизации и др.

На содержательно-деятельностном этапе учебной деятельности происходила актуализация социально личностно значимого содержания образования, определяющая избирательность педагогического взаимодействия в становлении эмоционально-ценностной сферы личности учащегося. Использовались проблемно-поисковые и эвристические методы. Формы работы разнообразны: это занятия, организованные по принципам исследования, мастерской; творческие игры, работа в «малых группах» и «мозговой штурм», выявляющие личностные смыслы образования. Приведем пример эвристического диалога, который прошел в рамках классного часа.

Учащиеся в эвристическом диалоге решали проблему под общим названием «Школа, которую построил «Я». Заранее тема сообщена не быгла. В процессе ее решения учитывались следующие факторы: максимально приблизиться к реалиям сегодняшнего дня, необходимость работы в рамках федеральных, региональных образовательных программ, а также способность предложить родителям и учащимся те возможности, которые еще не представлены в педагогических услугах города. Цель диалога: развить творческую активность учащихся, как способ достижения учебной успешности. В ходе эвристического диалога учащиеся пришли к необходимости предварительно создать модель и программу обучения. Для этого они провели анкетный

опрос в частныгх школах, лицеях, гимназиях для выявления причин, почему дети учатся именно здесь, чего они ждут от школы и чего им, на их взгляд, не хватает. Действия быгли направлены на выявление достоинств и недостатков уже существующих частныгх школ, лицеев, гимназий, создание лучших условий для учения и, следовательно, для личностного развития. Для этого потребовалось произвести моделирование школы, ее специализации, имиджа, ученика, программного обеспечения (постепенное формирование современной материально-технической базы). Когда пакет документов быгл создан, пройдены этапы лицензирования школы (в ходе эвристического диалога они также были детально обоснованы), произведены расчеты себестоимости обучения одного ученика, встал вопрос, где найти спонсора. Так появилась необходимость в рекламе. Какой может быть рекламная деятельность, как сделать ее убеждающей? В результате эвристического диалога при открыгтии школы учащимися была самостоятельно выработана логика и алгоритм последовательных действий: репродуктивных, творческих. В данном примере эвристический диалог, составив ее методологическую основу, выступил формой игры в виде эвристического диалога.

На деятельностно-рефлексивном - подростки убеждались в привлекательности умений эстетизации окружающей среды, классных комнат, природного дизайна. В соответствии с представлениями о должном как ценности, они осуществляли учебную работу в рамках совместного проектирования, творческих лабораторий, в форме устных и письменных рецензий, самоописательных характеристик, обсуждении фрагментов жизнеописания ученых, писателей, спортсменов, политиков. Можно считать, что это уже была стадия восхождения личности к социально значимым эмоционально-ценностным ориен-тациям и раздвижение границ самоопределения.

На рефлексивно-творческом этапе учебной деятельности происходила реализация педагогических ситуаций взаимодействия учителя и подростка, стимулирующих согласованность разнонаправленных эмоционально-ценностных ориентаций. Нами была апробирована система педагогических ситуаций взаимодействия, стимулирующих эту согласованность в целях. Понятие педагогической ситуации мы связываем с категорией «педагогическая задача», которая есть «результат осознания учителем цели обучения или воспитания, а также условий и способов ее реализации на практике». Это быгли: 1) ситуации эмоциональной напряженности и «разогрева», которые подготавливали подростка к «живому» восприятию учебного материала: например, чтение и анализ на занятиях наиболее важных и интересных докладов, эмоционально насыщенных, или соавторских докладов подростков о наиболее значимых моментах биографий ученых есте-

ствоиспытателей; 2) ситуации осознания социально значимых представлений, актуализирующие значимость ответственности, свободы выбора, трудолюбия; 3) ситуации компорации - соединение эмоционально-ценностных ориентаций, ролевая обратная связь: инсценирование, разыгрывание на занятиях сцен из жизни успешных и выдающихся ученых, «примеривание» ценностей героя, с последующим обсуждением в «малых группах» его приоритетов и выявлением в их кругу личностно значимого, принимаемого самим подростком; 4) ситуации самореализации в творческой учебной деятельности: «мозговой штурм», выявляющие актуальные для класса и подростка ситуации успеха и их место в личных ценностных системах; 5) ситуации создания жизненных установок, планов, перспектив: подросткам было интересно работать над уяснениями вопроса «Как стать успешным?». Благоприятный микроклимат снижал чувство неуверенности и боязни подростка. Состояние тревожности при этом сменялось состоянием уверенности, что обеспечивало подростку не только защищенность и психологический комфорт, но и возможность продуктивной учебной деятельности и творчества.

Мы фиксировали как положительный результат, обеспечивающий учебную успешность, возникновение: 1) гармоничности взаимоотношений; 2) стремление учителя и подростка к позитивному сотрудничеству; 3) вовлеченность подростка и учителя в совместную учебно-исследовательскую деятельность как в школе, так и за ее пределами (подготовка докладов, участие в научно-практических конференциях, проводились в школе, гимназиях и лицеях г. Оренбурга, ОГПУ, ОГУ, ОГАУ); 4) позитивное отношение к целям совместной деятельности; 5) адекватное принятие подростком форм, методов и приемов решения, возникающих социально-педагогических задач; 6) положительное отношение к оценке со стороны учителя результатов его научно-исследовательской деятельности; 7) состояние эмоциональной удовлетворенности и у учителя, и у подростка как результата их совместной дея-

тельности. На этой качественной стадии прогнозировались перспективы эмоционально-ценностного становление. Подростки осознавали собственное, неповторимое бытие как «событие с другим», как непрестанный диалог. Основными методами педагогической поддержки являлись методы игрового проектирования, анализ конфликтных ситуаций, разыгрывания ролей. В игре создавались особенно безопасные, доверительные отношения между учителем и подростком. На этом этапе формировались умения и личностный опыт эмоционально-ценностного самообогащения подростка. В организации такого рода учебной деятельности активизировалось становление личностного эмоционально-ценностного отношения к деятельности и миру в целом, формировались умения: 1) конструктивные (по отбору и моделированию содержания, выбору эффективных методов и средств эмоционально-ценностного самообразования); 2) организаторские (организация различных форм и видов учебной деятельности, пронизанных социально целесообразными эмоционально-ценностными отношениями); 3) коммуникативные (по созданию положительного эмоционального настроения и положительного отношения к окружающему миру, к активной деятельности); 4) прогностические (по прогнозированию возможных результатов процесса эмоционально-ценностного саморазвития); 5) аналитические (по анализу полученных результатов и выявлению причин недостатков эмоционально-ценностного характера с целью коррекции).

Эксперимент подтвердил, что становление эмоционально-ценностных ориентаций в учебной деятельности позволяют обеспечить следующее педагогические условия: подготовленность педагога к культуре педагогической деятельности; включение подростка в альтернативные виды деятельности (исследовательскую, художественную, спортивную, проектную, трудовую); интеграция ситуаций успеха, диалогических, игровых технологии, поддерживающих эмоциональную атмосферу в процессе обучения.

BECOMING OF VALUABLE ORIENTATIONS OF THE TEENAGER IN EDUCATIONAL ACTIVITY

© 2009 S.V.Fomina°

Orenburg state pedagogical university

In clause the role of becoming of valuable orientations of the teenager in increase of its educational success is revealed; successful educational activity corresponds with personal achievements of the teenager.

Keywords: becoming, values, is emotional-valuable orientations, activity, educational activity.

Fomina Svetlana Viktorovna, Post-graduate faculty of pedagogics of the higher school. E-mail: eliz2005@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.