КРАТКИЕ НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ
УДК 339.727.24
О. М. Шишкина
СТАНОВЛЕНИЕ СТРАН БРИК В КАЧЕСТВЕ ЭКСПОРТЕРОВ КАПИТАЛА
Обсуждение вопросов, связанных с БРИК (Бразилия, Россия, Индия, Китай), началось в 2001 г., когда было высказано предположение, что к 2050 г. они по размеру совокупного ВВП превысят соответствующий показатель наиболее развитых стран мира. В ходе последующих дискуссий нередко ставился вопрос о том, является ли БРИК действительно неким единым «блоком», гомогенной группой. В рамках настоящей статьи автор пытается ответить на него применительно к оттоку прямых иностранных инвестиций (ПИИ) из этих стран. В частности, речь идет об объемах и их динамике, отраслевой и географической структуре и наиболее значимых компаниях — экспортерах ПИИ.
В течение двух последних десятилетий роль стран БРИК в мировых инвестиционных потоках заметно возросла. Это связано как с общим увеличением открытости их экономик, так и, более конкретно, с проведением реформ в области либерализации финансовых потоков. Анализ позволяет выделить как общие, так и особенные черты, характерные для процесса оттока инвестиций из стран БРИК.
Среди стран БРИК Россия (наравне с Китаем) имеет наибольшую долю в общемировом оттоке капитала — 4,1% в 2009 г. [1]. Сумма накопленных за рубежом российских ПИИ — самая большая среди других стран БРИК. В 2008 г. Россия стала вторым после Гонконга экспортером ПИИ среди развивающихся стран и стран с переходной экономикой [2, с. 74]. После распада СССР имело место такое явление, как нелегальный вывоз капитала из страны, что отчасти можно объяснить переходом к рыночной экономике. В настоящее время уменьшился объем нелегального вывоза капитала из страны (статья «Чистые ошибки и пропуски» в Платежном балансе в 2000 г. составила 8481 млн долл. США, в 2007 г. — 13 209 млн, а в 2009 — 1225 млн долл.) [3].
Рассматривая Китай в качестве источника ПИИ, необходимо отметить значительный прирост оттока инвестиций с 3820 млн долл. в 1995 г. до 52 150 млн в 2008 г.
Ольга Михайловна ШИШКИНА — аспирантка Экономического факультета СПбГУ. В 2009 г. окончила Экономический факультет СПбГУ. В 2007 г. получила диплом о дополнительной квалификации «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации» (английский язык) на Филологическом факультете СПбГУ. В 2008 г. проходила стажировку в летней школе Университета Хельсинки. Сфера научных интересов — государственное регулирование, прямые иностранные инвестиции, бегство капитала, теории ПИИ. Автор пяти научных публикаций.
© О. М. Шишкина, 2011
[4]. Китай стал активным игроком в осуществлении ПИИ во второй половине 1990-х годов, причем инвестирование осуществляют как частные предприятия, так и акционерные общества, в которых значительная доля принадлежит государству. Многие крупные компании провели IPO, что можно связать с желанием улучшить имидж, став более прозрачной компанией, для более успешного функционирования за рубежом [5, с. 10].
Индия пока что не может сравниться с Китаем по объемам оттока ПИИ: в 2009 г. они составили 14 897 млн долл. (1,35% от общемирового оттока капитала) [6]. В 1990-х годах отток ПИИ из Индии составлял в среднем 37 млн долл. в год, но с 2000 г. наблюдается устойчивый рост и сейчас она занимает шестое место среди развивающихся стран в качестве источника ПИИ [7, с. 36].
По сравнению с Россией и Китаем, инвестиции из Бразилии пока что не очень велики (в 2008 г. отток ПИИ составил 20 457 млн долл. США [8], и, в отличие от других стран БРИК, в 2009 г. влияние мирового экономического кризиса было особенно очевидно в Бразилии, так как отток капитала резко снизился, что не соответствует общей тенденции вывоза капитала из стран БРИК). В течение достаточно длительного времени бразильская внешнеэкономическая политика носила протекционистский характер и активно использовалось импортозамещение, но ситуация изменилась в конце 1980-х годов, когда произошла значительная либерализация экономики [9, с. 2]. Бразилия начиная с 1990-х годов становится не только импортером, но и экспортером капитала.
Что касается отраслевого распределения ПИИ из стран БРИК, то зарубежные инвестиции из России осуществляют в основном компании, принадлежащие к нефтегазовой отрасли, металлургической и сталелитейной промышленности и, в меньшей степени, телекоммуникационной, транспортной и пищевой промышленности. На нефтегазовую и металлургическую промышленность приходится до 75% всех сделок по слияниям и поглощениям с участием российских ТНК [10, с. 11]. Несколько иная ситуация в Китае: отрасли, в которые поступило наибольшее количество китайских инвестиций в 2008 г., — это сектор услуг (лизинг и бизнес-услуги — 38,8%), розничная торговля (11,6%), горнодобывающая промышленность (10,4%) [11, с. 89]. При этом необходимо отметить, что государственная политика предусматривает поддержку компаний нефтегазового сектора для обеспечения устойчивого экономического роста и национальной безопасности [12].
Схожие показатели отраслевого распределения инвестиций у Индии. Например, в 2008 г. большинство индийских инвестиций было направлено в транспортную промышленность (21,3%), телекоммуникации (19,8%), нефтегазовую отрасль (16,1%) и химическую промышленность (11%), хотя в 2007 г. лидером по оттоку капитала была металлургия (62,4%) [13, с. 74]. Бразильские инвестиции направляются в основном в добывающую промышленность и в производство продукции с низкой степенью переработки. Однако необходимо принимать во внимание и достаточно большие объемы инвестиций, направляемых в банковский сектор и авиастроение [14, с. 40].
Хотя географическое распределение инвестиций существенно различается по странам БРИК, оно имеет и общие черты. Так, согласно данным ЦБ РФ, в 2009 г. основными направлениями для российских инвестиций были Кипр, Нидерланды, Британские Виргинские острова, Великобритания. При этом отмечается достаточно высокая доля стран СНГ как реципиентов российских инвестиций, среди которых наиболее значимыми в 2009 г. явились: Казахстан (32% от общего объема российских инвестиций в страны СНГ в 2009 г.), Белоруссия (28%), Украина (20%) и Армения (5,6%).
ПИИ из Китая в основном направляются в Азию (причем главным реципиентом является Гонконг), доля других регионов мира существенно меньше. При этом можно отметить диспропорционально малую долю развитых стран среди реципиентов китайских ПИИ (в 2008 г. отток ПИИ в Европу составил всего лишь 1,6% от общего объема ПИИ из Китая, в Северную Америку — 0,65% [15]), особенно по сравнению с объемом экспорта товаров в данные страны. Возможно, это в большей степени связано с неготовностью компаний из стран БРИК конкурировать с ТНК из развитых стран на их собственных рынках, чем с протекционистскими барьерами, которые мешают проведению крупных покупок [16, с. 2].
Индийские компании в течение длительного времени направляли ПИИ в развивающиеся страны, что отчасти было связано с поощрением сотрудничества в рамках интеграции Юг — Юг. В настоящий момент индийские ТНК начинают ориентироваться на развитые страны — США и ЕС, куда направляется большая часть инвестиций в телекоммуникации и фармацевтику [17, с. 37]. География же компаний, работающих в нефтяной и металлургической промышленности, более широкая — от Африки до Центральной Америки. Кроме того, оффшорные зоны продолжают оставаться привлекательным направлением для инвестиций [18] (в первом полугодии 2009 г. 66% ПИИ из Индии было направлено в Сингапур и Кипр). Среди стран, куда направлялся значительный объем ПИИ из Индии, следует также отметить Маврикий [18].
Географическое распределение бразильских инвестиций претерпело существенные изменения за два последних десятилетия: в 1990-е годы большой поток бразильских инвестиций направлялся в Аргентину и Уругвай, что связано как с интеграцией в рамках МЕРКОСУР, так и с территориальной близостью этих стран. В настоящее время очень велик объем оттока капитала из Бразилии в оффшорные зоны, а именно Каймановы, Бермудские, Британские Виргинские и Багамские острова [19, с. 2].
Благодаря становлению стран БРИК в качестве значимых экспортеров капитала ряд компаний из данных стран превращается в транснациональные корпорации. Крупнейшими российскими компаниями по размеру зарубежных активов (и, соответственно, наиболее значимыми инвесторами) являются ЛУКОЙЛ, «Евраз», «Северсталь», «Норильский никель», «Вымпелком», «Мечел». В 2008 г. крупнейшими китайскими компаниями по объему зарубежных активов стали «CITIC Group», «China Ocean Shipping Company», «China National Petroleum Corporation», «Sinochem» [20]. Отчасти это можно объяснить государственной политикой («go global» strategy), которая предусматривала становление компаний — национальных чемпионов в качестве международных игроков и с либерализацией инвестиционного режима в целом [16, с. 1].
В отличие от Китая, наибольший объем ПИИ из Индии осуществляют не государственные, а частные (в том числе семейные) компании, многие из которых начинали свою деятельность еще в период британского владычества. Следует также отметить, что значительное число индийских компаний, активно занимающихся зарубежным инвестированием, входит в состав конгломератов, осуществляющих диверсифицированную деятельность. Примером может служить «Tata Steel», основанная в 1913 г. и расширившая спектр своей деятельности от производства стали до строительства [21, с. 138]). Крупнейшие компании, инвестирующие за рубеж, — «Tata Steel», «Oil and Natural Gas Corporation», «Hindalco Industries».
Из 13 крупнейших бразильских ТНК, осуществляющих ПИИ, одна компания является государственной — «Petrobras», а 8 компаний провели IPO на международных биржах [22]. В 2008 г. в список 100 крупнейших нефинансовых ТНК (по объему зарубежных активов) из развивающихся стран и стран с переходной экономикой попали 3
бразильские компании: «Companhia Vale do Rio Doce» (горнодобывающая промышленность), «Petrobras» (нефтяная), «Metalurgica Gerdau S.A.» (металлургическая) [23].
Таким образом, хотя показатели оттока капитала в абсолютном выражении по странам БРИК существенно отличаются, можно сделать вывод о наличии следующих общих черт и тенденций:
• Относительно недавнее становление этих стран в качестве источников ПИИ.
• Страны БРИК лидируют по оттоку ПИИ в своих регионах (на долю России пришлось 92,5% от общего объема оттока ПИИ из стран СНГ, на долю Китая — 41% от оттока в странах Восточной Азии, на долю Индии — 97,5% от оттока из стран Южной Азии в 2009 г., на долю Бразилии —25% от общего оттока ПИИ из стран Латинской Америки и Карибского бассейна в 2008 г. [23]).
• Общей чертой инвестиций из стран БРИК является то, что очень большая их доля направляется в оффшорные зоны (хотя в целом правительства стран — реципиентов инвестиций стремятся ограничить отток капитала в оффшорные зоны и последующий возврат этих инвестиций под видом иностранных).
• Крупнейшие ТНК из стран БРИК, активно проводящие инвестиционную политику, принадлежат в основном к нефтегазовой и металлургической отрасли.
• Инвестиции направляются не только в развивающиеся, но и в развитые страны, что говорит о наличии специфических внутрифирменных преимуществ, позволяющих компаниям из Бразилии, России, Индии и Китая конкурировать с компаниями из развитых стран на их собственных рынках.
Литература
1. World Investment Report 2010: Investing in a Low-Carbon Economy. Country Fact Sheet: Russia. URL: http://www.unctad.org/sections/dite_dir/docs/wir10_fs_ru_en.pdf (дата обращения: 25.11.2010).
2. World Investment Report 2009: Transnational Corporations, Agricultural Production and Development, Chapter 2. URL: http://www.unctad.org/Templates/webflyer.asp?docid=11904& intItemID=5037&lang=1&mode=downloads (дата обращения: 20.11.2010).
3. Платежный баланс России 2009 г.: аналитическое представление. Центральный банк.
URL: http://www.cbr.ru/statistics/print.aspxfile=credit_statistics/bal_of_paym_actual_09.
htm&pid=svs&sid=ITM_42993 (дата обращения: 15.10.2010).
4. World Investment Report 2010: Investing in a Low-Carbon Economy. Country Fact Sheet: China. URL: http://www.unctad.org/sections/dite_dir/docs/wir10_fs_cn_en.pdf (дата обращения: 25.11.2010).
5. A special report on business and finance in Brazil // The Economist. 2009. Nov. 14. Р. 3-18.
6. World Investment Report 2010: Investing in a Low-Carbon Economy. Country Fact Sheet: India. URL: http://www.unctad.org/sections/dite_dir/docs/wir10_fs_in_en.pdf (дата обращения: 25.11.2010).
7. OECD Investment Policy Review: India, 2009. URL: http://browse.oecdbookshop.org/oecd/ pdfs/browseit/2009091E.PDF (дата обращения: 11.10.2010).
8. World Investment Report 2010: Investing in a Low-Carbon Economy. Country Fact Sheet: Russia. URL: http://www.unctad.org/sections/dite_dir/docs/wir10_fs_ru_en.pdf (дата обращения: 25.11.2010).
9. Globalization and Emerging Economies. Policy Brief. OECD Observer. URL: http://browse. oecdbookshop.org/oecd/pdfs/browseit/5108061E.PDF (дата обращения: 09.10.2010).
10. Зименков Р. Россия и США в мировых инвестиционных процессах // Инвестиции в России. 2007. № 12. С. 10-16.
11. Statistical Bulletin of China’s Outward Foreign Direct Investment. URL: http://chinainvests. org/2010/12/22/2009-statistical-bulletin-of-chinas-outward-foreign-direct-investment/ (дата обращения: 09.09.2010).
12. Попова Л. В. Присоединение Китая к ВТО: опыт переговоров и первые результаты // Вестн. С.-Петерб. ун-та. Сер. 5: Экономика. 2006. Вып. 2. С. 109-120.
13. Pradhan J. P. The global economic crisis: impact on Indian outward investment // Transnational Corporations. 2010. Vol. 19. N 1 (April). Р. 69-84.
14. Daniels J. D., Krug J. A., Trevino L. Foreign Direct investment from Latin America and the Caribbean // Transnational Corporations. 2007. Vol. 16. N 1 (April). Р. 27-54.
15. China Ministry of Commerce Statistics. Outward FDI by destination. URL: http://hzs2. mofcom.gov.cn/aarticle/statistic/200909/20090906535723.html (дата обращения: 10.10.2010).
16. Davies K. While global FDI falls, China’s outward FDI doubles // Columbia FDI Perspectives. 2009. N 5. May 26. Р. 1-3.
17. Погорлецкий А. И. Налоговое планирование внешнеэкономической деятельности. СПб., 2009. С. 1-320.
18. Indian Investment Abroad in Joint Ventures and Wholly Owned Subsidiaries: 2008-09 (April-March). Reserve Bank of India. URL: http://rbi.org.in/scripts/bs_viewbulletin. aspx/bs_viewbulletin.aspx?id=10364#17 (дата обращения: 20.10.2010).
19. Lima A. L., Barros O. de. The growth of Brazil’s direct investment abroad and the challenges it faces // Columbia FDI Perspectives. 2009. N 13. August 17. Р. 2-5.
20. World Investment Report 2010: Investing in a Low-Carbon Economy. Country Fact Sheet: China. URL: http://www.unctad.org/sections/dite_dir/docs/wir10_fs_cn_en.pdf (дата обращения: 20.10.2010).
21. Athukorala, Prema-Chandra. Outward FDI from India // Asian Development Review. 2009. Vol. 26. N 2. Р. 125-153.
22. The 2009 Boston Consulting Group 100 New Global Challengers Report. URL: http://www.bcg.com/documents/file20519.pdf (дата обращения: 20.11.2010).
23. World Investment Report 2010: Investing in a Low-Carbon Economy. Country Fact Sheet: Brazil. URL: http://www.unctad.org/sections/dite_dir/docs/wir10_fs_br_en.pdf (дата обращения: 25.11.2010).
Статья поступила в редакцию 20 января 2011 г.