Юбилей
129
Конференц-зал на 12 посадочных мест за овальным столом обеспечивает работу заседаний; непосредственная связь с рабочим залом осуществляется не только визуально, но и посредством компьютера. Необходимо отметить, что все компьютеры объединены в локальную сеть и подключены к общей университетской сети. Кроме того, имеется свободный доступ к Интернету, выход возможен с любого рабочего места. Всем процессом работы руководит администратор, его рабочее место оснащено уникальным компьютером с 24-дюймовым монитором с разворотом на 180 град.
Ядро всей системы - сервер, позволяющий объединить работу Мини-Банка в единое целое. Именно посредством службы сервера стала возможна установка модульной системы банковских технологий. В целях обучения студентов новейшим технологиям, которые лидируют не только на российском, но и на зарубежном рынке, руководителем факультета финансов и банковского дела А.В. Гладилиным определена концепция развития учебного процесса. В этой связи заключен ряд договоров - с Финансовой академией при Правительстве РФ, компанией «Диасофт» - и установлены модули, позволяющие автоматизировать банковский бизнес (модуль расчетно-кассового обслуживания, модуль учета кассовых операций, модуль учета конверсионных операций). Плодотворное сотрудничество с компанией «Диасофт» продолжается, и
уже в скором будущем «Мини-Банк 5КТ» Ставропольского государственного аграрного университета будет полным представителем банковских технологий на юге России с установкой модулей автоматизации банковских технологий (отчетности, расчетов в сети Б^Л.Р.Т., дистанционного обслуживания клиента, учета коммерческих кредитов, учета депозитов, межбанковских кредитов, вексельного учета, обслуживания населения, работы с пластиковыми картами, депозитарного учета, доверительного управления, валютного дилинга, учета сделок на биржевом рынке ценных бумаг, учета сделок на внебиржевом рынке ценных бумаг, учета операций с фьючерсами, хозяйственных договоров).
Программа обучения студентов включает несколько этапов: на первомони знакомятся с банковскими технологиями, проходят курс обученияподисциплине «Банковский анали-тик»,на втором - являются пользователями автоматизированными банковскими технологиями программного продукта компании «Диасофт», на третьем, завершающем этапе становятся профессиональными банкирами.
Функционирование учебного МиниБанка не исчерпывает программы модернизации профессионального обучения. Нами поставлены новые задачи: строительство учебной валютно-торговой биржи, страхового магазина и т.д., то есть концепция направлена на создание комплекса универсальной практической базы обучения.
С. ТАРАСОВА, доцент, начальник отдела докторантуры и аспирантуры Е. ТАРАНОВА, канд. пед. наук, заведующая лабораторией педагогики и психологии здоровья
Задачей современного образования является подготовка специалиста, способного самостоятельно решать широкий спектр профессиональных задач, обладаю-
Становление специалиста: психологопедагогический мониторинг
щего креативными и исследовательскими умениями и способностями, стремящегося к постоянному личностному самосовершенствованию. Между тем результаты педаго-
130 Высшее образование в России • М 2, 2006
гических и психологических исследований последних лет свидетельствуют о нарастании негативных тенденций в индивидуально-психологических и профессиональных характеристиках молодого поколения нашей страны. Одна из причин этого явления кроется в том, что процессы профессионального, социального и индивидуальноличностного развития целостной личности часто рассматриваются изолированно, как параллельные или самостоятельно действующие, в то время как существует их сложнейшая диалектическая взаимосвязь.
Оптимальная синхронизация и стимулирование профессионального и личностного становления обучающихся возможны через организацию психологического сопровождения процесса обучения в вузе, под которым понимается система, направленная на создание социально-психологических условий для успешного обучения, индивидуально-личностного, психологического развития и профессионализации каждого участника ситуации вузовского взаимодействия.
Примером организации эффективного сочетания индивидуальных траекторий профессионального и личностного становления обучающихся с помощью «мягкого» психологического сопровождения является деятельность лаборатории педагогики и психологии здоровья и отдела докторантуры и аспирантуры Ставропольского госу-
дарственного аграрного университета. Ведущим методическим принципом психологического сопровождения избран проблемно-ситуационный подход, обеспечивающий максимально возможное соответствие предпринимаемых мер диагностики, коррекции и консультирования основным этапам развития системы «студент - аспирант». На каждом этапе оправданы разные парадигмы образования: на первом - деятельностно-ориентированная, на втором - личностно-ориентированная.
Деятельностно-ориентированная парадигма имеет отчетливо выраженную функционалистскую направленность, предполагает анализ профессиональной деятельности будущего специалиста. Ориентирующую роль здесь выполняет социальный заказ общества. Целевая установка образования при этом формулируется однозначно: оно по своей функции является социокультурной технологией формирования знаний, умений и навыков, а также обобщенных способов умственных и практических действий, обеспечивающих успешность профессиональной деятельности. В наиболее общем виде содержанием образования являются совокупные результаты профессиональной деятельности специалистов, которые должны быть освоены студентами.
Центральным звеном личностно-ориентированного образования является профессиональное развитие личности обучаемых. Основывается оно на следующих принципиальных положениях:
• признается приоритет индивидуальности, самоценности обучающегося, который изначально является субъектом профессионального процесса;
• технологии профессионального обра-
Юбилей
131
зования на всех его ступенях соотносятся с закономерностями становления личности;
• содержание профессионального образования определяется уровнем развития современных социальных, информационных, педагогических технологий и конгруэнтно будущей профессиональной деятельности;
• профессиональное образование имеет опережающий характер, что обеспечивается формированием социально-профессиональной компетентности и развитием экстрафункциональных качеств будущего специалиста в процессе учебно-профессиональной и квазипрофессиональной деятельности;
• действенность образовательного процесса определяется организацией учебно-профессиональной среды;
• личностно-ориентированное профессиональное образование максимально обращено к индивидуальному опыту обучающегося, его потребности в самоорганизации, самоопределении и саморазвитии.
Динамика процесса профессионального развития личности на каждом этапе зависит от характера связи реально складывающейся учебной деятельности обучающегося с будущей профессиональной практикой, выстроенной согласно логике развития. В случае их соответствия происходит эффективное преобразование структурных компонентов личности (прогрессивное развитие). В противном случае кривая развития преобразуется в «плато», асимптотически приближаясь к новому качеству, но не достигая его.
Следовательно, центральной проблемой становления личности профессионала является раскрытие закономерностей перехода от низшего уровня развития к высшему. Качественное различие этих уровней обусловливается особым сочетанием внутренних процессов развития и внешних условий, которые являются типичными для данного этапа.
Поскольку профессиональное и лично-
стное становление человека - сложный, длительный и перманентный процесс, пик которого приходится на период молодости, психологическое сопровождение данного возрастного периода организуется непрерывно, включая этапы профессиональной ориентации (когда выбор профессии уже сделан и начинается процесс ее изучения) и профессиональной адаптации.
В связи с этим психологическое сопровождение образовательного процесса в вузе целесообразно вести по трем направлениям.
1. Психологическая и профессиональная диагностика, ориентированная на предоставление информации об индивидуально-психических особенностях, профессиональной направленности, специальных способностях абитуриентов, студентов и аспирантов. С этой целью в СтГАУ осуществляются следующие комплексные масштабные диагностические исследования с использованием современных компьютерных систем тестирования и аппарата системной диагностики человека - «Активациометра АЦ-6».
■ Оценка профессиональной направленности абитуриентов, которая включает в себя два компонента: готовность к данной профессии (профготовность) и психологическую предрасположенность к ней (проф-оценка).
■ Мониторинг развития личностных и профессиональных качеств будущего специалиста на протяжении всего времени обучения. Так, в ходе применения комплексной диагностики студентов обобщается информация по нескольким показателям: дифференциальному типу темперамента; антиципационной состоятельности (прогностической компетентности); общей эмоциональности; общей адаптивности; психомоторной, интеллектуальной, коммуникативной и общей активности; личностной тревожности и т.д. Целью исследования становится создание динамического, индивидуального и обобщенного психофизиологического портрета каждого обучающего-
132 Высшее образование в России • М 2, 2006
ся в вузе для дальнейшего его использования в процессе психологического сопровождения. Результаты мониторинга внедряются в образовательный процесс, активно применяются на курсах повышения квалификации преподавателей вуза с целью учета основных тенденций психолого-педа-гогического развития студентов. В разработанном комплексе учебно-методических пособий «Психолого-педагогическое сопровождение личностного развития студентов» нашло отражение описание индивидуально-личностных характеристик каждого обучающегося в университете студента.
■ Выделение приоритетных направлений дальнейшего развития профессионального мастерства аспирантов (научно-исследовательского, преподавательского и т. д.). Автоматизированная система психодиагностики «Профессор-2000» позволяет использовать средства описания экспертных знаний, основанные на продукционном методе представления, характерном для большинства систем искусственного интеллекта; самостоятельно выбрать и сформировать из множества тестовых методик необходимую для исследования батарею тестов, направленную на реализацию наиболее актуальных для данного периода личностного и профессионального онтогенеза задач: диагностики социальных качеств личности, глубинных структур интеллекта (способности к умозаключениям, силлогическому мышлению, способности к сложным аналогиям), вариабельных черт характера (общительность, эмоциональная устойчивость и др.), акцентуированных черт характера; оценки «силы личности» и т.д. Все эти характеристики предопределяют успех или неудачу в различных областях деятельности.
2. Профессиональное консультирование предполагает проведение обучающимися рефлексивного анализа соответствия сво-
их способностей и качеств требованиям данной профессии, нахождение путей своей профессиональной и личностной реализации.
3. Психолого-педагогическая коррекция,, представляющая собой организацию специальных занятий с подгруппами студентов в форме психологических и игровых тренингов:
• социально-психологических (эффективного общения и личностного роста, самопознания, профессиональной саморегуляции, психологической безопасности личности);
• арттерапевтических и артпедагоги-ческих, направленных на преодоление особыми категориями студентов (сироты, инвалиды) типичных индивидуально-психологических проблем и барьеров общения.
В целом проводимая психолого-коррек-ционная работа позволила компенсировать и преодолеть критические уровни тревожности, фрустрации, повышенной ригидности и агрессивности студентов, сформировать оптимальный психоэмоциональный статус личности обучающегося. Кроме того, сформированные положительные индивидуально-личностные характеристики студентов повлияли на уровень их успеваемости. Так, например, средний балл успеваемости студентов факультета защиты растений на первом году обучения составил 4,0, а на третьем году обучения - уже 4,4.
Таким образом, мы рассматриваем становление как процесс целенаправленного прогрессивного изменения личности будущего специалиста под влиянием непрерывного психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в вузе и собственной активности, направленной на совершенствование и самоосуществление. Становление обязательно предполагает потребность в развитии, возможность и реальность ее удовлетворения.