42
Высшее образование в России • № 8, 2008
Б. СИНЕЛЬНИКОВ, профессор, ректор
Ю. ВЕТРОВ, профессор И. ИГРОПУлО, профессор Северо-Кавказский государственный технический университет
Совершенствование педагогической системы подготовки инженеров с целью обеспечения ее соответствия условиям постиндустриального общества актуализирует проблему разработки инновационныхме-тодологических и методических подходов в педагогике инженерного профессионального образования, отвечающих современным требованиям цивилизации и культуры, адекватных высокому уровню духовности и научного мышления.
К основным направлениям деятельности профессорско-преподавательского коллектива Северо-Кавказского государственного технического университета, ориентированной на формирование профессио-нально-личностныхкомпетенций студентов
- будущих инженеров, относятся:
■ целевая переориентация инженерного образования с дисциплинарно-ориентированной на коммуникативно-деятельностную парадигму;
■ проектирование содержания развивающего и развивающегося профессионального инженерного образования с учетом динамики объективных изменений в системе внешних по отношению к образованию условий;
■ разработка образовательных технологий и дидактических средств, обеспечивающих рефлексивную позицию студентов и формирующих уних ценностно-смысловое отношение к будущей профессиональной деятельности;
■ разработка и апробация научно-методического обеспечения процесса формирования профессионально-личностных компетенций выпускников;
■ проектирование системы психологопедагогического сопровождения процесса
Из опыта работы Северо-Кавказского центра инженерной педагогики
личностного роста и профессионального становления будущих инженеров.
Задача формирования профессионально-личностных компетенций студентов предполагает разработку вариативных моделей подготовки преподавателей инженерных вузов к проектированию образовательных программ нового поколения на основе компетентностного подхода. Особая роль в конструировании и апробации таких моделей принадлежит центрам инженерной педагогики, функционирующим се-годняв 14 отечественныхтехнических университетах. 11 из них к настоящему времени получили международную аккредитацию Ю1Р.
Первый в России Центр инженерной педагогики, аккредитованный Международным обществом по инженерной педагогике (Ю1Р), был открыт в Московском автомобильно-дорожном институте. Созданный на базе МАДИ (ГТУ) Российский мониторинговый комитет по инженерной педагогике (РМК Ю1Р) координирует научно-педагогическую теоретическую и практическую деятельность коллективов преподавателей технических вузов, находящихся в разных регионах России, направляет ее в единое русло и обеспечивает взаимодействие отечественной и зарубежной научных школ инженерной педагогики [1].
Северо-Кавказский центр инженерной педагогики - один из самых молодых в России. Он начал свою работу в 2007 г. на базе Северо-Кавказского государственного технического университета, что стало результатом плодотворного сотрудничества Сев-КавГТУ, кафедры инженерной педагогики и Центра инженерной педагогики МАДИ (ГТУ) в области подготовки и повышения
Навстречу международному симпозиуму 43
квалификации преподавателей инженерных вузов.
Опытные лекторы Центра инженерной педагогики МАДИ (ГТУ) прочитали ведущим преподавателям СевКавГТУ блок пси-холого-педагогических дисциплин в соответствии с учебным планом Ю1Р. Цикл занятий, проведенных на основе компетент-ностно-деятельностного подхода к инженерному образованию, интегрировал теоретическую подготовку с практическим профессионально-педагогическим тренингом, осуществленным при учете современных международных требований к качеству системной подготовки преподавателей технических дисциплин. Успешное освоение программы обучения, высокий уровень психо-лого-педагогической подготовки и богатый опыт практической профессиональной деятельности позволили группе преподавателей СевКавГТУ получить квалификацию «Международный преподаватель инженерного вуза », что и явилось необходимым условием для международной аккредитации Центра инженерной педагогики.
Концепция образовательной программы Северо-Кавказского центра инженерной педагогики разработана на основе рекомендованных Ю1Р и реализуемых в действующих отечественных центрах образовательных программ профессионально-педагогической и психолого-педагогической подготовки преподавателей технических дисциплин с учетом современных достижений инженерной педагогики [2], дидактики повышения квалификации, теории обучения взрослых (андрагогики), обобщенных и систематизированных рекомендаций методологов, психологов и дидактов. Основной целью концепции является определение стратегии формирования и поэтапного повышения уровня интеграции профессиональной и психолого-профессио-нальной компетентности преподавателей технических дисциплин, необходимой для творческого и ответственного решения проблем подготовки выпускников университета к решению задач формирования иннова-
ционной системы Северо-Кавказского региона России.
В соответствии с разработанной концепцией образовательная программа СевероКавказского центра инженерной педагогики призвана реализовать следующие основные функции:
• развивающую (удовлетворение духовных запросов личности преподавателя, потребностей творческого роста через осмысление культурологических функций инженерного образования в современном мире);
• компенсирующую (восполнение пробелов в базовом профессиональном образовании по проблемам методологии, теории и практики инженерного образования);
• адаптивную (оперативную профессионально-педагогическую подготовку и переподготовку в условиях меняющейся социокультурной ситуации);
• интегрирующую (обеспечение взаимодействия науки, образования, производства, бизнеса и культуры в современных условиях).
Образовательная программа имеет проблемно-ориентированный и личностно-деятельностный характер. Ее содержание и технология освоения призваны способствовать включению слушателей в активную познавательную деятельность проблемно-поискового типа, предполагающую субъектную позицию и рост личных и профессио-нальныхдостижений преподавателей инженерных дисциплин. При этом она учитывает социально-психологические особенности слушателей и реализует на основные андра-гогические принципы, в числе которых: приоритет самостоятельного обучения; совместная деятельность; опора на опыт (бытовой, социальный, профессиональный) обучающегося; индивидуализация; системность; необходимость актуализации результатов обучения; развитие образовательных потребностей; осознанность обучения.
Образовательная программа СевероКавказского центра инженерной педагогики, проектируемая на основе личностно-де-
44
Высшее образование в России • № 8, 2008
ятельностного и компетентностного подходов, предусматривает в процессе ее освоения решение следующих основных задач:
• формирование у преподавателей мотивации к усвоению идей и принципов ком-петентностного подхода;
• овладение системой современных знаний в области методологии инженерного образования какосновы профессиональной деятельности компетентного преподавателя технического вуза;
• обеспечение начального уровня конструктивных умений, необходимых для формирования профессионально-личност-ныхкомпетенций студентов;
• приобретение опыта проектирования и организации инновационной педагогической деятельности в контексте компе-тентностного подхода;
• развитие рефлексивных умений как основы профессионального совершенствования;
• повышение уровня компетентности в области познавательной, профессиональной, коммуникативной и аксиологической деятельности.
Реализация заложенных в концепции основных принципов профессионально-педагогической и психолого-педагогической подготовки преподавателей технических дисциплин предполагает развитие их активно-творческих возможностей, создание реальных условий для обогащения интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы, стимулирование стремления к реализации своего личностного потенциала в инновационной деятельности с учетом социокультурного контекста.
В соответствии с целями и задачами образовательной программы в ее структуре выделены три базовых междисциплинарных модуля: философско-культурологический, психолого-педагогический и реф-лексивно-обобщающий. Их освоение ориентировано на формирование различных составляющих системной компетентности преподавателя инженерного вуза.
Задачей философско-культурологичес-
кого модуля является формирование представлений о философско-методологических основах инженерного образования в контексте социокультурной динамики. Ожидаемый результат - повышение уровня мотивации преподавателей, ценностно-смысловое отношение к философско-культурологическим основаниям инженерного образования, расширение культурного кругозора.
Психолого-педагогический модуль. Среди его задач выделим следующие:
• формирование у преподавателей инженерного вуза потребности в получении психолого-педагогических знаний как лич-ностно значимых;
• овладение системой современных научных знаний в области педагогики и психологии высшего образования, освоение частных методик преподавания инженерных дисциплин;
• выработка комплексных умений по проектированию современных образовательных технологий.
К задачам рефлексивно-обобщающего модуля относятся: выработка рефлексивных механизмов саморазвития, ясное осознание процесса и результатов обучения, формирование ответственности за его результаты. Ожидаемый результат - рост личных и профессиональных достижений преподавателей инженерного вуза, критическая рефлексия перспектив процесса самосовершенствования в профессиональнопедагогической деятельности.
Имеющийся в университете опыт работы показал, что успешность обучения в системе подготовки и повышения квалификации преподавателей инженерного вуза во многом зависит от их личностных особенностей, индивидуально-профессиональных потребностей, запросов и ожиданий. В этой связи в Северо-Кавказском центре инженерной педагогики особое внимание уделяется психолого-андрагогической диагностике, позволяющей решить две основные задачи:
- выявить индивидуально-психологические особенности преподавателей инженерного вуза и учесть их при организации и
Навстречу международному симпозиуму 45
осуществлении личностно-ориентированного процесса обучения;
- обеспечить устойчивую внутреннюю мотивацию каждого преподавателя к обучению, нацеленному на формирование и повышение уровня системной профессионально-педагогической компетентности.
Психолого-андрагогическая диагностика включает в себя следующие действия и операции:
1) установление образовательных потребностей и запросов различных категорий слушателей;
2) определение уровня подготовленности каждого обучающегося;
3) выявление возникающих в процессе практической деятельности индивидуальных трудностей и препятствий (социальных, социально-психологических, пси-холого-педагогических и др.);
4) анализ объема и характера жизненного опыта обучающихся и моделирование возможностей его эффективного использования в процессе обучения.
Особую значимость в работе Центра приобретают такие формы реализации личностно-деятельностного и личностно-развивающего подходов к подготовке и повышению квалификации преподавателей инженерного вуза, как:
• когнитивно-ориентированные технологии: диалогические методы обучения, семинары-дискуссии, проблемное обучение, тренинг рефлексии и др.;
• деятельностно-ориентированные технологии: методы проектов, контекстное обучение, организационно-деятельностные игры, имитационно-игровое моделирование технологических процессов и др.;
• личностно-ориентированные технологии: интерактивные и имитационные игры, тренинги развития, развивающая психодиагностика и др.
Важным направлением деятельности Северо-Кавказского центра инженерной педагогики является научное обеспечение реализации компетентностного подхода в профессиональном образовании [3]. В рам-
ках сотрудничества с Южным отделением РАО предполагается выполнение комплексной научной программы по проблеме «Проектирование интегративного научнообразовательного комплекса как системного интеллектуального ресурса инновационного развития региона». К основным направлениям исследований по этой программе относятся:
- разработка и осуществление мониторинга соответствия уровня сформиро-ванности компетенций выпускников вузов требованиям регионального рынка труда;
- институциональный и структурнофункциональный анализ высшего профессионального образования в региональном сообществе;
- создание и модернизация системы менеджмента качества подготовки инженерно-технических специалистов в соответствии с изменяющимися потребностями и требованиями инновационного развития наукоемких отраслей экономики на основе партнерства образовательных учреждений и региональных бизнес-сообществ.
Результаты развивающегося сотрудничества Северо-Кавказского центра инженерной педагогики с РМК ЮГР с другими центрами инженерной педагогики отечественных вузов, а также с научными, образовательными и производственными учреждениями региона позволяют прогнозировать непрерывное повышение его значимости в процессе развития СевКавГТУ какнаучно-образо-вательно-инновационного комплекса.
Литература
1. См.: Приходько В., Сазонова З. Инженер-
ная педагогика: становление, развитие, перспективы // Высшее образование в России. - 2007. - № 1.
2. См.: Кирсанов А.А., Приходько В.М., Жу-
раковский В.М., Федоров И.В. Основы инженерной педагогики. - М., 2006.
3. См.: Синельников Б. Инновационные подхо-
ды к организации научно-образовательной деятельности в техническом вузе // Высшее образование в России. - 2007. - №12.