Научная статья на тему 'СТАНОВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ФУНКЦИИ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА (XVII - ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА XVIII В.)'

СТАНОВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ФУНКЦИИ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА (XVII - ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА XVIII В.) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
159
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ / АПТЕКАРСКИЙ ПРИКАЗ / МОНАСТЫРСКИЙ ПРИКАЗ / НЕЗАКОННОРОЖДЕННЫЕ ДЕТИ / СИРОТЫ / НЕЗАЩИЩЕННЫЕ СЛОИ НАСЕЛЕНИЯ / СЕМЬИ ПОГИБШИХ / СПЕЦИАЛЬНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / МОНАСТЫРИ / БОГАДЕЛЬНИ / ОБЕЗДОЛЕННЫЕ / ФЕДОР АЛЕКСЕЕВИЧ / ПЕТР I / CHARITY / PHARMACEUTICAL ORDER / MONASTIC ORDER / ILLEGITIMATE CHILDREN / ORPHANS / VULNERABLE GROUPS / FAMILIES OF THE DECEASED / SPECIAL SOCIAL INSTITUTIONS / MONASTERIES / ALMSHOUSES / DESTITUTE / FEDOR ALEKSEEVICH / PETER I

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Фарниева Марианна Герсановна, Оборотова Светлана Алексеевна, Игнатова Ольга Валентиновна, Черноусова Наталия Васильевна

В статье исследуются вопросы становления социальной функции Российского государства в период царствований от Федора Алексеевича и до Петра I включительно. Авторы приходят к выводу, что вплоть до XIX в. идея социального государства не была сформулирована как научная концепция или самостоятельная правовая теория. Положения о достойном материальном существовании и пагубности неравенства являлись отдельными аспектами философских и экономических исследований, направленных на поиск наилучшей формы государства. На государственном уровне предпринимаются попытки организовать социальное попечение со стороны государства и церкви в виде создания ведомственных приказов и специализированных учреждений

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Фарниева Марианна Герсановна, Оборотова Светлана Алексеевна, Игнатова Ольга Валентиновна, Черноусова Наталия Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF THE SOCIAL FUNCTION OF THE RUSSIAN STATE (XVII - FIRST HALF OF THE XVIII CENTURY)

The article examines the issues of the formation of the social function of the Russian Empire during the reign of Fedor Alekseevich and Peter I. The authors come to the conclusion that until the 19th century the idea of a social state was not formulated as a scientific concept or an independent legal theory. Provisions on a decent material existence and the perniciousness of inequality were separate aspects of philosophical and economic research aimed at finding the best form of state. At the state level, attempts are being made to organize social care from the state and the church in the form of creating departmental orders and specialized institutions

Текст научной работы на тему «СТАНОВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ФУНКЦИИ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА (XVII - ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА XVIII В.)»

ФАРНИЕВА Марианна Герсановна,

кандидат педагогических наук, декан факультета педагогики и психологии НОУ ВО «Московский социально-педагогический институт», доцент кафедры педагогики и психологии e-mail: marianna7007@mail.ru

ОБОРОТОВА Светлана Алексеевна,

заведующая сектором учебно-методической работы Управления подготовки научно-педагогических кадров высшей квалификации Института стратегии развития образования РАО

e-mail: oborotova73@mail.ru

ИГНАТОВА Ольга Валентиновна,

начальник отдела социальной работы Управления воспитательной работы и молодежной политики Московского педагогического государственного университета

e-mail: ov.ignatova@mpgu.su

ЧЕРНОУСОВА Наталия Васильевна,

старший преподаватель кафедры теории и истории государства и права Московского педагогического государственного университета

e-mail: leva100789@gmail.com

СТАНОВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ФУНКЦИИ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА (XVII - ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА XVIII В.)

Аннотация. В статье исследуются вопросы становления социальной функции Российского государства в период царствований от Федора Алексеевича и до Петра I включительно. Авторы приходят к выводу, что вплоть до XIX в. идея социального государства не была сформулирована как научная концепция или самостоятельная правовая теория. Положения о достойном материальном существовании и пагубности неравенства являлись отдельными аспектами философских и экономических исследований, направленных на поиск наилучшей формы государства. На государственном уровне предпринимаются попытки организовать социальное попечение со стороны государства и церкви в виде создания ведомственных приказов и специализированных учреждений.

Ключевые слова: благотворительность, Аптекарский приказ, Монастырский приказ, незаконнорожденные дети, сироты, незащищенные слои населения, семьи погибших, специальные социальные учреждения, монастыри, богадельни, обездоленные, Федор Алексеевич, Петр I.

FARNIEVA Marianna Gersanovna,

Candidate of Pedagogical Sciences, Dean of the Faculty of Pedagogy and Psychology of the Moscow Social-Pedagogical Institute, Associate Professor of the Department of Pedagogy and Psychology,

OBOROTOVA Svetlana Alekseevna,

Head of the educational-methodical work sector Department for the Training of Scientific and Pedagogical Personnel of Higher Qualification of the Institute for Education Development Strategy of the Russian Academy of Education

IGNATOVA Olga Valentinovna,

Head of the Department of Social Work work and youth policy of Moscow State Pedagogical University

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2019

CHERNOUSOVA Natalia Vasilievna,

Senior Lecturer, Department of Theory and the history of state and law of Moscow State Pedagogical University

FORMATION OF THE SOCIAL FUNCTION OF THE RUSSIAN STATE (XVII - FIRST HALF OF THE XVIII CENTURY)

Annotation. The article examines the issues of the formation of the social function of the Russian Empire during the reign of Fedor Alekseevich and Peter I. The authors come to the conclusion that until the 19th century the idea of a social state was not formulated as a scientific concept or an independent legal theory. Provisions on a decent material existence and the perniciousness of inequality were separate aspects of philosophical and economic research aimed at finding the best form of state. At the state level, attempts are being made to organize social care from the state and the church in the form of creating departmental orders and specialized institutions.

Key words: charity, Pharmaceutical order, Monastic order, illegitimate children, orphans, vulnerable groups, families of the deceased, special social institutions, monasteries, almshouses, destitute, Fedor Alekseevich, Peter I.

Йпя рассматриваемого нами этапа (арактерно появление эпизодических, большей частью случайных распоря-ей власти, направленных на решение отдельных социальных проблем некоторых категорий населения. Такие распоряжения далеко не всегда приобретали законодательную форму. Они, как правило, были лишены преемственности и последовательности. На этом этапе забота о населении еще не воспринималась государством как неотъемлемая часть внутренней политики, но попытки «призрения» самых уязвимых членов общества иногда предпринимались.

Впервые вопросы государственной поддержки населения были зафиксированы в законодательных актах России XVII в. Речь идет о первой социальной помощи семьям погибших или пострадавших на государственной военной службе. В грамоте воеводе Корочанского уезда Доможирову от 31 марта 1649 г. «О не высылке жен казачьих, стрелецких и пушкарских из дворов мужей, побитых на службе, в полон взятых или умерших» сказано следующее: «И как к тебе сия Наша Грамота придет, которых Короченских полковых казаков, и стрельцов, и пушкарей впредь побьют или в полон возьмут, а после тех побитых, и умерших, и в полон взятых, останутся на Короче их казачьи и стрелецкие и пушкарские дворы и ты бы с тех дворов жен их, вдов и детей высылать не велел, дабы не волочились они меж дворов и без приюта, а велел им, после мужей их, во дворах их жить по-прежнему» [6, с. 164]. Необходимо сделать оговорку: очевидно, действие данного акта не было повсеместным, право сохранения места жительства распространялось только на вдов и сирот Корочанского уезда.

Наконец, в декабре 1650 г. составляется общий Указ «О даче поместий после умершим в

службе, женам и дочерям их на прожиток» [5, с. 258]. Таким образом, вплоть до конца 1650 г. меры государственной социальной защиты, закрепленные уже законодательно, распространялись только на членов семей погибших, умерших, раненных на военной службе, да и то только во время конкретных военных компаний.

Правительство, переосмыслив ситуацию, издает Указ от 5 мая 1661 г.: «О определении в воеводы и в приказные люди раненных на службе, и бывших в плену» [5, с. 525]. Данный Указ впервые отразил желание государства предоставить раненным и вышедшим из плена спокойно и в полном довольствии прожить остаток жизни, находясь на государственной службе. Им даже предоставлялось право выбирать себе желаемое воеводство или место в приказной иерархии.

Подчеркивая значимость Указа от 15 июля 1663 г., Д.И. Бережков и H.A. Штофф отмечали, что «тут намечена почти вся программа дальнейшего развития призрения и такая разнообразная. Мы наблюдаем здесь первую попытку установить хотя бы самое примитивное деление раненых по тяжести ранения. Смотреть так глубоко и относиться так внимательно к вопросу призрения делает честь XVII столетию» [9, с. 37].

Новым шагом в развитии государственной поддержки пострадавшим на военной службе стала организация для них специальных социальных учреждений. Взять хотя бы, к примеру, созданную 1 августа 1665 г. богадельню для содержания престарелых и увечных воинов, забота о которых была возложена на митрополита Архангельского Феодосия.

Помимо помощи раненным на военной службе и их семьям, государство во второй половине XVII в. начинает распространять меры защиты и на другую категорию населения - нищих

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2019

и бродяг, которые по старости или из-за увечья не могли существовать без посторонней помощи. Поддержку этой категории граждан осуществляла церковь. Одной из форм помощи была раздача милостыни, носившая периодический характер.

Некоторые монастыри устраивали в своих стенах приюты, богадельни. Эта форма помощи, как и раздача милостыни, не были законодательно регламентированы. Богадельня же зачастую одновременно выполняла и функции больницы.

В 1680-х гг. государство решило включиться в данную программу по призрению обездоленных. Так, в 1682 г. по приказу Федора Алексеевича были построены в Москве две «шпитальни» (больницы): одна в Знаменском монастыре, вторая на Гранатном дворе.

Цель создания этих заведений заключалась, по выражению П.И. Лыкошина, в том, «чтобы впредь по улицам бродящих и лежащих нищих не бывало» [3, с. 22]. На содержание новых учреждений государство определило доходы вотчин Архангельского владыки и вотчины, числившейся за Знаменским монастырем. Знаменский монастырь, как стоявший на людном месте, предназначался для кормления старых, увечных и бесприютных; Гранатный двор - для лечения больных. Вылечившиеся бесприютные старые и увечные должны были определяться в Знаменский монастырь.

К концу XVII в. в Москве существовало уже восемь домов призрения, содержавшихся за счет казны, в которых проживало около 410 человек [3, с. 22-26].

Первым органом в Российском государстве, занимавшимся вопросами здравоохранения, стал Аптекарский приказ. Вопросы о времени его возникновения и круге деятельности до сих пор остаются спорными. К примеру, С.Г. Стеценко считает, что Аптекарский приказ был создан в 1581 г. и основной целью его создания стала попытка усиления государственного влияния на процессы, происходящие в сфере оказания медицинской помощи [8, с. 13]. Другого мнения придерживается В.П. Власов: «Аптекарский приказ был создан в 1620 г. и стал центральным правительственным органом, ведающим всем врачебным делом в стране» [1].

Но вывод все равно один: «Благодаря деятельности Аптекарского приказа - учреждения, облеченного большой административной властью в организации медицинского дела в XVII столетии, были достигнуты значительные успехи - создана по тем временам стройная система медицинского обслуживания армии, обусловившая в известной мере повышение боеспособности русского войска» [11, с. 8].

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2019

В период реформ Петра I большинство государственных мер социальной помощи, зародившихся в XVII в. были продолжены. Но их законодательная основа стала более унифицированной. В ней усилились элементы преемственности. Государственная помощь уже не рассматривалась как акт признательности за участие в конкретных военных кампаниях. Главным критерием стало бедственное положение гражданина, его нужда в получении поддержки от государства. Петром I была продолжена заложенная в XVII в. традиция государственной поддержки пострадавших на военной службе и их семей. При этом необходимо отметить следующую важную инновацию, привнесенную в законодательство петровского периода. В XVII в. за полученные раны и увечья правительством давалось поместное и денежное жалованье как награда, поэтому в число лиц, пользовавшихся помощью, входили и люди очень зажиточные, и те, кто не имел средств к существованию.

Одним из первых актов, послуживших законодательной основой создания государственных медицинских учреждений послужил Указ Петра I от 15 мая 1706 г., который предписывал организацию «гофшпиталя» в Москве, недалеко от немецкой слободы, для лечения болящих людей. Таким образом, в Москве к 1718 г. было уже 90 домов с численность пациентов в 4000 человек. На их содержание государство ежегодно расходовало 12 тыс. руб. [3, с. 26]. Шесть лет спустя после учреждения московского госпиталя появилось распоряжение об устройстве госпиталей по всей стране.

К началу XVIII в. в Москве существовало восемь аптек. В 1721 г. Аптекарский приказ получает название Московской медицинской конторы. Некоторые авторы полагают, что определение аптек в ведение Посольского приказа объяснялось тем, что большинство врачей в тот период являлись иностранцами. А головное медицинское учреждение было открыто в Санкт-Петербурге в 1720 г. и было названо Медицинской канцелярией.

В первой четверти XVIII в. продолжалась государственная политика, направленная на сокращение нищенства, если быть более точными, то государство желало отделить среди них тех, кто действительно нуждается в помощи от тех, кто занимается тунеядством. Монастырскому приказу предписывалось ловить всех нищенствующих, приписанных ранее к богадельням и монастырям отсылать туда, а тех, кто нигде не числился, «учиня жестокое наказание, отсылать в прежние места, откуда кто пришел» [12].

В законодательстве Петра I особо регламентировалась социальная реабилитация незаконнорожденных детей и сирот. Такую помощь в ряде случаев осуществляла церковь на принципах лич-

ной благотворительности. К примеру, в Новгороде митрополитом Иовом был построен специальный приют для незаконнорожденных. Петр I в целом ряде нормативно-правовых актов стремился создать унифицированную систему спасения и воспитания незаконнорожденных, которых в то время нередко убивали в младенчестве.

В 1700 г. Петр I отдал приказ открывать греко-латинские школы в разных городах страны. Так же создавались отдельные специализированные учебные заведения - Навигационная школа, Инженерная школа, Артиллерийская школа. В Москве и Петербурге появилось несколько общеобразовательных школ, которые назывались цифирными или арифметическими и артельных (ремесленных) училищ. Большинство из этих образовательных учреждений создавались по личному распоряжению Петра I, не приобретали правового статуса. В то же время, в законодательстве Петра I появились первые тенденции, направленные на развитие массового образования. Регламент или Устав Главного Магистрата (1721 г.) содержал главу, посвященную развитию школ. В ней отмечалось, что «академии и школы дело есть зело нужное для обучения народного... » [7, с. 187, 188]. Магистратам предписывалось «иметь старание» для содержания «малых школ, в которых токмо читать, писать и арифметике обу-чатися будут» [7, с. 187, 188].

В начале XVIII в. была приняты первые законодательные акты, посвященные трудовым отношениям.

Еще одним институтом, который в период петровских реформ государство законодательно обязало осуществлять социальную деятельность, стала православная церковь. В XVII в. государство перенимало у церкви некоторые меры социальной поддержки (к примеру, строительство казенных домов призрения по типу имевшихся при монастырях), но не вмешивалось в благотворительную работу церкви. Петром I принимались решительные меры привлечения церкви к проблемам помощи обездоленным слоям населения. Правительство Петра I стремилось вменить церкви в обязанность осуществлять социальную деятельность и законодательно регламентировать различные стороны этой деятельности. Требования военного времени, громадная перестройка всей России, сопровождавшаяся непомерным напряжением сил народа, определили, по высказыванию Н.И. Кедрова, чисто хозяйственный взгляд правительства на подданных, требовавший их непременного участия в государственном деле. В результате правительству пришлось «навсегда отрешиться от идеализации монастырской жизни, столь нередко свойственной допетровскому законодательству. Эта идеализация

монашества сменяется в законах Петра положительным - практическим взглядом на монастырь и монашество» [2, с. 214, 215].

Государственная политика принудительного привлечения к социальной деятельности распространялась не только на крупные богатые монастыри, но и на церкви. Указ от 28 февраля 1721 г. «О продаже при церквах восковых свеч старостам церковным, а не посторонним лицам» [10, с. 26] обязывал «построить везде при церквах богадельни, пребывания ради нищенствующих больных, которых тамо и кормить по пропорции каждой церкви доходов» [10, с. 26]. Одним из источников этих доходов называлась продажа церковных свечей, поэтому церковным старостам предписывалось следить за ее доходностью.

Подводя итоги исследования становления и развития социальной функции государства, авторы статьи приходят к выводу, что с развитием системы государственных органов вопросам социальной поддержки населения уделяется все больше внимания со стороны органов управления. Отдельным категориям граждан, в частности пострадавшим и получившим увечья во время военной службы на благо отечества, предусмотрена возможность оставаться на государственной службе с трудоустройством по выбору места и должности. Семьям погибших предоставлялось право пользоваться служебным помещением для дальнейшего проживания. В дальнейшем такие семьи уже могли получить поместье в виде пенсии по утере кормильца. Программа развития социальной защиты населения включала в себя и создание специальных учреждений для категорий граждан, впавших в нужду по причинам беспомощного возраста или увечья. Первоначально данный вид опеки возлагается на церковь, как на экономически независимый государственный орган, необлагаемый налогами. Государственных мер на законодательном уровне в период петровских реформ проводилось достаточно много и все они носили прогрессивный характер. Та часть законоположений, которая вводила в действие репрессии, реализовывалась государственной машиной без особого затруднения. Но государственные проекты, требующие значительных финансовых вложений, оставались не воплощенными по причине отсутствия механизма финансового обеспечения проводимых реформ в социальной сфере государства.

Политическая и правовая мысль рассматриваемого периода времени предлагала способы достижения счастья всех граждан без достаточного обоснования, а некоторые из них носили откровенно наивный, утопический характер, т.к. сводились к предложениям о принятии справедливых законов об уничтожении частной собствен-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2019

ности, т.е. к установлению фактического равенства. Следует согласиться с А. Матюхиным, который отмечает, что, только начиная с работ К. Сен-Симона, поиски путей смягчения социального неравенства связываются с научным изучением общества [4, с. 231].

Функционирование современного государства [13, с. 74-77] требует ознакомление с истори-ко-правовыми процессами, в частности, уточним, что в ряде законодательных актов рассматриваемого нами периода содержались идеи государственного регулирования продовольственной проблемы, создания школ для широких слоев населения. Между тем они не получили детальной нормативной регламентации и далеко не полностью были реализованы на практике. Но, тем не менее, появились предпосылки для возникновения таких элементов социальной функции государства, как обеспечение продовольственной безопасности, развитие народного образования. Становление этих элементов приходится на более поздние этапы развития социальной функции Российского государства.

Для формирования адекватного правосознания [14, с. 464 - 467] необходим анализ правовых и организационных основ зарождения и становления социальной функции Российского государства во второй половине XVII - первой половине XVIII в., что позволяет сформулировать ряд выводов. Прежде всего, это вывод о том, что на данном этапе происходило нормативно-правовое обеспечение ряда элементов социальной функции Российского государства.

И еще один вывод: этап второй половины XVII - первой половины XVIII в. может быть назван начальным в становлении социальной функции Российского государства.

Список литературы:

[1] Власов В.П. Из истории московских больниц - аптекарский приказ // Здоровье. - 1986. - № 11.

[2] Кедров Н.И. Духовный регламент в связи с преобразовательной деятельностью Петра Великого. - М.: Университет. тип. М.Н. Каткова, 1886.

[3] Лыкошин П.И. Благотворительная Россия. - Т. 1. Ч. I. Благотворительность государственная. - СПб., 1901.

[4] Матюхин А. Институциональный анализ сферы права и государственности. - Алма-Ата, 2001.

[5] ПСЗ РИ. - Собр. 1. - Т. I. С 1649 по 1675 г. - СПб., 1830.

[6] ПСЗ РИ. - Собр. 1. - Т. I. - № 4. - СПб.,

1830.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2019

[7] Реформы Петра I. Сб. документов / сост.

B.И. Лебедев. - М.: Гос. соц.-эк. изд-во, 1937.

[8] Стеценко С.Г. Совершенствование организационно-правовых форм управления здравоохранением в России XVI-XVIII вв. // История государства и права. - 2001.- № 5.

[9] Столетие Военного министерства. 1802 -1902 / Гл. ред., ген. от кавалерии Д.А. Скалон. - Т. 13. - Кн. 1. Александровский комитет о раненых: Ист. очерк / сост. действ. стат. советник Д.И. Бережков, титуляр. советник Н.А. Штофф. - СПб., 1902.

[10] Таможенный устав 1755 года. - СПб.: Печ. при Сенате, 1755. - 29 с.

[11] Томашевский В.В. Аптекарский приказ в XVII веке: автореф. ... канд. ист. наук. - Л., 1952.

[12] Указ именной, объявленный из Сената «О воспрещении нищенства в Москве, о распределении нищих по монастырям и богадельням и о рассылке не приписанных ни к каким богоугодным заведениям на прежние их жительства с наказанием» // ПСЗ РИ. - Собр. 1. - Т. IV. - СПб., 1830. - № 2470.

[13] Шеяфетдинова Н.А. Идеологическая функция государства в современных условиях // Право и образование. - 2014. - № 11. - С. 74-77.

[14] Шеяфетдинова Н.А. Оптимальность применительно к правосознанию и его адекватности // Современное образование: векторы развития: материалы Междунар. научн.-практ. конф. -М., 2016. - С. 464-467.

[15] Ширяева С.В. Основные тенденции развития частной благотворительности в российской империи XIX - начала XX вв. // Вестник МГГУ им. М.А. Шолохова. История и политология. - 2013. -№ 4. - С. 34-43.

[16] Ширяева С.В. Ведомство учреждений императрицы Марии: история и современность // В сб.: Советское общество: идеи, результаты и оценки: материалы Всеросс. науч. конф. - 2017. -

C. 310-321.

Spisok literatury:

[1] Vlasov V.P. Iz istorii moskovskih bol'nic -aptekarskij prikaz // Zdorov'e. - 1986. - № 11.

[2] Kedrov N.I. Duhovnyj reglament v svyazi s preobrazovatel'noj deyatel'nost'yu Petra Velikogo. -M.: Universitet. tip. M.N. Katkova, 1886.

[3] Lykoshin P.I. Blagotvoritel'naya Rossiya. - T. 1. Ch. I. Blagotvoritel'nost' gosudarstvennaya. - SPb., 1901.

[4] Matyuhin A. Institucional'nyj analiz sfery prava i gosudarstvennosti. - Alma-Ata, 2001.

[5] PSZ RI. - Sobr. 1. - T. I. S 1649 po 1675 g. -SPb., 1830.

[6] PSZ RI. - Sobr. 1. - T. I. - № 4. - SPb., 1830.

[7] Reformy Petra I. Sb. dokumentov / sost. V.I. Lebedev. - M.: Gos. soc.-ek. izd-vo, 1937.

[8] Stecenko S.G. Sovershenstvovanie organ-izacionno-pravovyh form upravleniya zdra-voohraneniem v Rossii XVI-XVIII vv. // Istoriya gosu-darstva i prava. - 2001. - № 5.

[9] Stoletie Voennogo ministerstva. 1802 - 1902 / Gl. red., gen. ot kavalerii D.A. Skalon. - T. 13. - Kn. 1. Aleksandrovskij komitet o ranenyh: Ist. ocherk / sost. dejstv. stat. sovetnik D.I. Berezhkov, titulyar. sovetnik N.A. Shtoff. - SPb., 1902.

[10] Tamozhennyj ustav 1755 goda. - SPb.: Pech. pri Senate, 1755. - 29 s.

[11] Tomashevskij V.V. Aptekarskij prikaz v XVII veke: avtoref. ... kand. ist. nauk. - L., 1952.

[12] Ukaz imennoj, ob»yavlennyj iz Senata «O vospreshchenii nishchenstva v Moskve, o raspre-delenii nishchih po monastyryam i bogadel'nyam i o rassylke ne pripisannyh ni k kakim bogougodnym zavedeniyam na prezhnie ih zhitel'stva s nakaza-

niem» // PSZ RI. - Sobr. 1. - T. IV. - SPb., 1830. - № 2470.

[13] Sheyafetdinova N.A. Ideologicheskaya funkciya gosudarstva v sovremennyh usloviyah // Pravo i obrazovanie. - 2014. - № 11. - S. 74-77.

[14] Sheyafetdinova N.A. Optimal'nost' primen-itel'no k pravosoznaniyu i ego adekvatnosti // Sovre-mennoe obrazovanie: vektory razvitiya: materialy Mezhdunar. nauchn.-prakt. konf. - M., 2016. - S. 464-467.

[15] Shiryaeva S.V. Osnovnye tendencii razvitiya chastnoj blagotvoritel'nosti v rossijskoj imperii XIX - nachala XX vv. // Vestnik MGGU im. M.A. Sholohova. Istoriya i politologiya. - 2013. - № 4. - S. 34-43.

[16] Shiryaeva S.V. Vedomstvo uchrezhdenij imperatricy Marii: istoriya i sovremennost' // V sb.: Sovetskoe obshchestvo: idei, rezul'taty i ocenki: materialy Vseross. nauch. konf. - 2017. - S. 310-321.

ЮРКОМПАНИ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

www. law-books, ru

Юридическое издательство

«ЮРКОМПАНИ»

Издание учебников, учебных и методических пособий, монографий, научных статей.

Профессионально.

В максимально короткие сроки.

Размещаем в РИНЦ, Е-1лЬгагу.

Г

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.