Научная статья на тему 'Развитие системы государственного и общественного призрения при Петре i и его преемниках'

Развитие системы государственного и общественного призрения при Петре i и его преемниках Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1876
231
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРИЗРЕНИЕ / БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ / ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ДОМ / ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Гаврилина Н.А., Третьяков А.В.

В статье проанализировано становление государственного призрения в России. Это выразилось прежде всего в запрещении прошения и подачи милостыни, в принуждении работоспособных нищих к труду. Обращается внимание на деятельность Петра I по призрению незаконнорожденных детей. Подчеркивается, что честь открытия первого воспитательного дома в России принадлежала митрополиту Иову. Однако реализация петровских законов на практике проходила медленно из-за недостатка финансовых средств. В статье отмечается, что при преемниках Петра I законодательство определяло приоритетные направления благотворительности и призрения, начала формироваться политика страны в этой сфере. Но отсутствие благотворительных учреждений, инвалидных домов, несоответствие имеющихся учреждений потребностям общества и государства приводило к необходимости содержания больных, инвалидов за счет монастырских доходов. Призрение могло бы быть государственным в том случае, если бы государство приняло на себя и законодательные функции и выполнение всех мероприятий на практике. Усилия преемников Петра I были направлены на поддержание петровской системы государственного призрения, а не на реформирование ее.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие системы государственного и общественного призрения при Петре i и его преемниках»

УДК: 63.3(2)5-5+72.3

РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО И ОБЩЕСТВЕННОГО ПРИЗРЕНИЯ ПРИ ПЕТРЕ I И ЕГО ПРЕЕМНИКАХ

© 2019 Н. А. Гаврилина1, А.В. Третьяков2

докт. ист. наук, декан факультета русской филологии и документоведения

е-mail: nagavrilina @ yandex. ru

Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого

докт. ист. наук, профессор, профессор кафедры истории России е-mail: dr tretiyakov@mail.ru

Курский государственный университет

В статье проанализировано становление государственного призрения в России. Это выразилось прежде всего в запрещении прошения и подачи милостыни, в принуждении работоспособных нищих к труду. Обращается внимание на деятельность Петра I по призрению незаконнорожденных детей. Подчеркивается, что честь открытия первого воспитательного дома в России принадлежала митрополиту Иову. Однако реализация петровских законов на практике проходила медленно из-за недостатка финансовых средств.

В статье отмечается, что при преемниках Петра I законодательство определяло приоритетные направления благотворительности и призрения, начала формироваться политика страны в этой сфере. Но отсутствие благотворительных учреждений, инвалидных домов, несоответствие имеющихся учреждений потребностям общества и государства приводило к необходимости содержания больных, инвалидов за счет монастырских доходов. Призрение могло бы быть государственным в том случае, если бы государство приняло на себя и законодательные функции и выполнение всех мероприятий на практике. Усилия преемников Петра I были направлены на поддержание петровской системы государственного призрения, а не на реформирование ее.

Ключевые слова: государственное призрение, благотворительность, воспитательный дом, законодательные функции.

Анализ историографии показывает, что призрение бедных в России до конца XVII в. было делом частной инициативы и благотворительности. На пороге нового времени государство не имело надлежащей материально-финансовой базы для формирования и реализации социально ориентированной политики. Вместе с тем в 1682 г. брат Петра I Фёдор Алексеевич издал указ, нацеленный на стимулирование деятельности по развитию законодательства по различным вопросам общественного призрения. Опираясь на зарубежный опыт, законодатель определял главные направления государственной борьбы с профессиональным нищенством в стране и положил начало развитию государственного призрения в России.

Опираясь также на отечественный опыт организации помощи бедным, названный указ устанавливал, что для повышения эффективности борьбы с нищенством целесообразно по принципу трудоспособности разделить всех нищих на две категории: способных к трудовой деятельности и не способных к работе в виду болезней. В соответствии с этим законодатель предлагал к нищим, уклонявшимся от работы, применять меры репрессивного воздействия, для неспособных к труду строить специальные богадельни, а при недостатке мест всех нуждающихся размещать в монастырях.

В целях практической реализации указа законодатель предписывал строительство двух богаделен - в Знаменском монастыре и на Гранатном дворе. Законодатель устанавливал, что в специально открытых богадельнях должны служить дворяне, имевшие штатных помощников из числа подьячих. В обязанности последних вменялись регистрация нищих в специальных книгах, а также осуществление систематического учёта этих лиц.

Каждое такое заведение должно было иметь соответствующий штат вспомогательного персонала, включающий дворников, ключников и поваров. В этих «особых домах» предписывалось лечить больных, а при необходимости содержать пожизненно. В соответствии с законом лечение насельников богаделен должны были осуществлять врачи и их ученики. Важно отметить, что предписывалось всех насельников по возможности привлекать к общественно полезному труду. При богадельнях должны были учреждаться аптеки. Финансирование богаделен осуществлялось с доходов от вотчин, определённых законом, а также за счёт сбора милостыни. Для этого рекомендовалось строить такие дома в районах многолюдных улиц (см.: [31]).

Законодатель предполагал для профессионального обучения детей нищих направлять в монастыри и вести там обучение в соответствии со специально составленным перечнем ремёсел. Всех, кто не хотел учиться, предписывалось помещать в специальные дома и принудительно заставлять работать. Однако смерть царя приостановила реализацию Указа.

Модернизационные процессы, инициированные Петром I в конце ХУП-ХУШ в. под влиянием стран Западной Европы (см.: [28]), несмотря на догоняющий характер, способствовали существенным преобразованиям во всех сферах жизнедеятельности населения, что обеспечивало неуклонный подъём мощи России. Вместе с тем трансформации экономической и общественной жизни, вызванные реформами, активизировали процессы социально-классовой дифференциации и обеднения наиболее незащищённой части населения, а также людей, не сумевших приспособиться к жизни в новой социально-экономической повседневности.

Вышеназванные обстоятельства требовали создания государственной системы призрения нищих. В России начало её становления относится к первой половине XVIII в. Анализ историографии показывает, что кроме социально-экономических трансформаций факторами, стимулировавшими развитие профессионального нищенства, также можно считать благотворительную деятельность начала XVIII в., которая развивалась в идее «ручной» милостыни. Отсутствие государственных структур, занимающихся трудоустройством, также стимулировало процесс развития всех форм нищенства.

Понимая сущность происходивших процессов и необходимость создания системы работы с нищими, государство исходило из того, что первоначально следует организовать борьбу с профессиональным нищенством. В этих целях 30 ноября 1691 г. Петр I издал Указ о борьбе с «притворным» нищенством. «Известно... на Москве, -говорилось в указе, - гулящие люди, подвязав руки, такожъ и ноги, а иные глаза завеся и зажмуря, будто слепы и хромы, притворным лукавством просят на Христово имя милостыни, а по осмотру они все здоровы, и таких людей имать и расспрашивать. и тех по расспросным речам ссылать.» туда, откуда они прибыли в Москву [1, с. 119].

А если же эти люди в нарушение указа «впредь объявятся на Москве, в том же нищенском образе и в притворном лукавстве, и тем за то притворное лукавство учинять жестокое наказание, бить кнутом и ссылать в ссылку в дальние Сибирские городы» [1, с. 120]. Трудности организации такой работы вынуждали правительство постоянно совершенствовать профильное законодательство.

В законодательстве 1718-1720 гг. линия борьбы с профессиональным нищенством поддерживается и развивается, расширяются направления деятельности властных структур. Царским указом от 25 января 1718 г. запрещалось подавать милостыню в общественных местах и устанавливалось, что её следует пересылать в богадельни для содержания их насельников из числа нищих. Очевидно, что это было вызвано финансово-материальными трудностями содержания домов призрения.

«Неистовых монахов, - говорилось в указе, - и нищих мужска и женского полу, которые ... ходят по гостям и по рядам и по улицам и сидят на перекрёстках и из богаделенъ жалованных и просят милостины по дворам и под окна: имать их и милостыни отнюдь не подавать; а ежели кто похочет дать милостыню, и им отсылать в богадельню; а буде которые люди таким нищим милостыню подавать, призрев сей. указ, и их присмотря, имать на них штрафу, первый по 5, другой по 10 рублей» [5, с. 546].

Недостаток средств на содержание мест лишения свободы и поддержания надлежащего состояния, заключённых также вызвал изменение законодательства в сторону его либерализации. Если законодательство 1711 г. запрещало сбор милостыни для лиц находящихся в заключении, то Указ от17 октября 1722 г. разрешал администрации тюрем под строгим контролем отпускать за милостыней заключенных. [12, с. 783-784]

Историография проблемы и анализ нормативно-правовой базы свидетельствуют о том, что царские указы Петра I о запрещении сбора милостыни не были восприняты общественностью должным образом, поняты и одобрены. Вместе с тем Петр I понимал, что помощь следует оказывать тем, кто не может самостоятельно работать, а всем остальным следовало оказывать помощь в трудоустройстве. Поэтому он считал целесообразным вывести благотворительность из «церковной оградки», придав ей более широкое и системное социально-экономическое направление. Именно поэтому он в законодательных актах предписывал властным структурам принуждать нищенствующих к трудовой деятельности, а убогих и увечных помещать в специальные «гошпиталя».

В «Регламенте или Уставе Главного Магистрата» от 16 января 1721 г. устанавливалось, что «ленивые, здоровые, нищие и гуляки, которые не хотя трудитися о своём пропитании, ядят хлеб вотще, и прочие сим подобные. таковых всех надлежит сажать в смирительные домы. и посылать их на работу, чем бы они могли пропитание своё заработать, чтобы никогда праздны не были, а прядильные домы для непотребного жь и неистового женского пола, которых должно наказывать таким же образом.

А гошпитали должны быть ради призрения сирых, убогих, больных и увечных, и для самых престарелых людей обоего пола» [8, с. 302].

Для формирования эффективной системы борьбы с профессиональным нищенством и оказания действенной помощи нуждавшимся государство предприняло попытку определения размера реальной нищеты в России. С целью проведения учёта в «формуляр города» вносились больные, убогие, старые, сироты, которым нужна была помощь [8, с. 305]. В Регламенте Духовной коллегии от 25 января 1721 г. вновь был поставлен вопрос о «притворных» нищих, которые зарабатывают на жизнь попрошайничеством. В данном указе осуждался как экономически вредный для государства обычай подавать милостыню попрошайкам. Законодатель предлагал создать систему для передачи пожертвований тем, кто в них нуждался [9, с. 321-323].

Анализ источников свидетельствует, что Петр I, внимательно относившийся к проблемам увечных и престарелых, первым в России поднял проблему незаконнорожденных детей и указывал, что к таким детям государство обязано проявить необходимое внимание и участие.

В указе от 31 января 1712 г. устанавливалось: «По всем губерниям учинить гошпитали для самых увечных таких, которые ни чем работать не смогут, ни стиречь также, и зело престарелым; также прием пезазрительной и прокормление младенцамъ, которые не от законных жен рождены, дабы вящего греха не делали, сиричь убийства» [4, с. 791]. Этот закон стал результатом государственно-общественного интереса к проблеме благотворительности и призрения в целом.

Анализ последующего законодательства свидетельствует о том, что государство проводило достаточно последовательную работу по формированию системы поддержки незаконно рожденных детей и оставшихся без попечения родителей. С 1714 г. в соответствии с законодательством монастыри обязывались строить гошпитали для таких детей, и был определён размер средств, предназначенный на содержание одного ребёнка. Также законодатель разрешал всем желавшим брать таких детей на воспитание и проводил работу по поиску форм постоянного сбора средств на содержание госпиталей. В 1724 г. Московская губернская канцелярия насчитала около 1 тыс. призреваемых детей.

В указе от 12 декабря 1721 г. устанавливалось: «На содержание госпиталей и довольствие больных, у всяких чинов людей, как воинскихъ так и духовныхъ и статскихъ и прочих, кто какое звание имеетъ, кроме рядовых, а денежное жалование и ругу получаютъ, вычитать на каждый год от каждого рубля по копейке, и онныя определенныя на гошпиталь деньги на другие расходы отнюдь не держать и отдавать оныя определённым из Военной Коллегии лазаретным Коммисарамъ» [10, с. 466].

Усложнение задач в сфере благотворительной деятельности способствовало тому, что Петр I стал активнее и последовательнее к этой работе привлекать монастыри, которые согласно его представлениям были более приспособлены к этой деятельности по всем направлениям. Изначально в деятельности монастырей определилась специализация. Одна часть стала оказывать помощь увечным, больным, престарелым. Другая совершенствовала систему воспитания сирот. Сироты Новодевичьего монастыря были разделены на возрасты: до полугода, до года, до четырех лет, до пяти-шести лет. Воспитанием детей занимались кормилицы и монахини. Детей обучали плетению кружев и шитью [30].

В конце XVII в. по благословению новгородского митрополита Иова была открыта больница с церковью в Новгородском Антониевом монастыре. В 1706 г. в Колмове монастыре при содействии Иова были открыты больница для инвалидов и дом для призрения сирот и незаконнорожденных, а также вблизи Софийского собора в Новгороде Иов открыл две больницы. В 1706 г. митрополит Иов рядом с Новгородом открыл первый в России воспитательный дом [30]. В соответствии с указом от 29 мая 1724 г. в Москве для попечения о сиротах был открыт Новодевичий монастырь. «А о младенцах малых и средних и до семи лет, - говорилось в указе, - порядок содержать по своему произволению, применяясь по домашнему, однакож дабы бельё и чистота хорошие были. Також чтобы когда пять лет минет, учили грамоте из монахинь. обучать арифметике и геометрии, а деньги как на сие, так и на переделку в монастырях и на строение вновь брать из Синода» [14, с. 291].

Важным направлением благотворительной деятельности монастырей Петр I считал работу с увечными воинами, потерявшими трудоспособность. В соответствии с царскими указами они направлялись в богадельни и монастыри, а тем, которые могли трудиться, предоставлялась такая возможность. «Престарелых и раненых, - говорилось в указе от 9 февраля 1710 г., - и увечных офицеров и урядников и солдат пересмотреть в Военном приказе, и годных разослать для учения рекрут по Губерниям, а негодных к посылке отсылать в Московские богадельни.» [2, с. 476]. На протяжении всей деятельности центральной проблемой оставалась финансовая составляющая

благотворительной деятельности. Поэтому в соответствии с законодательством Синод упорядочил церковные сборы для нищих. Численность призреваемых лиц по разнообразным причинам ежегодно увеличивалась. Рост составлял около 25% [33].

В борьбе с нищенством важную роль Петр I отводил полиции, которая контролировала общественный порядок на улицах городов, обеспечивая безопасность всему населению. В указе от 11 мая 1719 г. полиции предписывалось: «ссыльных и пойманных в Санктпетербурге беглых и гулящих и слонявшихся по улицам людей.написать в солдаты или матросы или к каким другим указным работам, по рассмотрению достоинства, кто куда надлежит» [6, с. 698].

В Уставе Главного магистрата функции полиции значительно расширялись с точки зрения её общественного предназначения и воспитательного воздействия на различные категории населения. Полиция, определял указ, «особливое состояние имеет; а именно: оная споспешествует в правах и в правосудии, рождает добрые порядки и нравоучения, всем безопасность подает от разбойников, воров, насильников и обманщиков и сим подобных, непорядочное и непотребное житие отгоняет, и принуждает каждого к трудам и к честному промыслу, чинит добрых досмотрителей, тщательных и добрых служителей, города и в них улицы регулярно сочиняет. предостерегает все приключившиеся болезни, производит чистоту по улицам и в домах, запрещает излишества в домовых расходах и все явные погрешения, призирает нищих, бедных, больных, увечных и прочих неимущих, защищает вдовиц, сирых и чужестранных, по заповедям Божиим воспитывает юных в целомудренной чистоте и честных науках.» [8, с. 297].

Следует подчеркнуть, что борьба с нищенством являлась большой проблемой, поэтому к её решению привлекались все государственные и общественные силы, военные и гражданские структуры, организации духовного ведомства. Вместе с тем в процессе становления новой государственности, рождавшейся в ходе догоняющей модернизации, специальных государственных структур, отвечающих за правильную постановку дела в сфере презрения, создано не было.

Несмотря на то, что реализация государственного законодательства по борьбе с нищенством и развитию призрения шла противоречиво и медленно, эта работа не прекращалась, вёлся поиск оптимальных форм деятельности, расширялись функции действующих структур, учреждались новые. Указом от 17 мая 1722 г. подтверждалась государственная линия, направленная на расширение численности в монастырях лазаретов для больных и престарелых (см.: [11, с. 699-715]).

Из вышеизложенного видно, что деятельность государственных структур в царствование Петра I была нацелена на развитие призрения и благотворительности. Естественно, что законодательство не могло предусмотреть перспективы развития этой деятельности в постоянно модернизирующемся государстве и обществе. Но уже определились главные направления в работе, отчасти учреждения призванные заниматься этим делом, источники финансирования. Среди направлений чётко прослеживается государственно-церковное призрение увечных воинов, нищих, незаконнорожденных детей, регистрация нуждающихся в оказании помощи. С другой стороны, прослеживается тенденция, направленная на развитие воспитательно-профилактической деятельности. Это запрещение «уличной милостыни», наказание за «притворное нищенство», организация трудовой деятельности для способных к труду.

При Петре I в России фактически сложились основы государственной системы презрения и благотворительности. Это было вызвано, прежде всего, созданием относительно стройного и последовательного профильного законодательства, нормы которого были разбросаны по различным царско-императорским указам. Они в большей степени предписывали поведение субъектам, в меньшей степени

регулировали деятельность по развитию призрения и благотворительности. В результате этой работы к концу первой четверти XVIII в. в Москве уже действовало 90 домов призрения.

Вместе с тем источниковый анализ и изучение историографии показывают, что не все указы Петра I были реализованы в практические дела. Это можно объяснить сложностью и особенностями догоняющих модернизационных процессов, проходивших в условиях Северной войны. Однако наработки администрации Петра I открывали простор для деятельности его последователей, живших в условиях постоянно обострявшихся геополитических вызовов. Поэтому последователи в большей степени ограничивались дублированием петровских указов.

Так, в указе Анны Иоанновны «О распределении нищих и высылке из богаделен тунеядцев» от 21 марта 1730 г. констатировалось: «сами усмотрели Мы , что нищие прямые, престарелые, дряхлые и весьма больные без всякого презрения на улицах валяются, а иные бродят, а напротив того, известно Нам есть, что в богадельни, вместо помянутых прямых нищих, записывают таких , кои могут работою питаться, а иные и в богадельнях не живут, но одно жалование получают, и токо не без греха есть, что бедные без призрения страждут, а вместо их тунеядцы хлеб похищают». В силу этого Правительствующий Сенат, разобравшись в ситуации, был обязан: «тунеядцев из богаделен выслать или определить на работу, а прямых нищих в богадельни ввести, чтобы по улицам и дорогам не валялись» [15, с. 301].

В целях практической реализации императорского указа был издан 9 января 1730 г. сенатский указ. Полицию обязывают следить за тем, чтобы на улицах «всемерно таких бродячих нищих не было» и «из богаделен никого для прошения милостыни по улицам не выпускали» [16, с. 341]. Запрещалось также подавать нищим милостыню. Но практически все эти начинания оставались, как правило, на уровне законодательных пожеланий и требований.

Важно отметить, что особой категорией населения, к которой государство относилось особо внимательно, по-прежнему оставались увечные воины, по различным причинам попавшие в нищенство. Сенатский указ от 19 мая 1733 г. свидетельствует о том, что государственная линия на борьбу с нищенством продолжалась. Настоящих нищих и увечных воинов следовало помещать в богадельни, а способных к труду определять в различные сферы деятельности, при отсутствии средств на содержание следовало ссылать [18, с. 130]. Указ предписывал расширять сеть богоугодных заведений, в том числе богаделен при духовных учреждениях, и особенно для воинов-инвалидов.

В правление Елизаветы Петровны государство совершенствовало деятельность по обеспечению призрения увечных воинов от офицеров и солдат. Ещё при Анне Иоанновне в 1731 г. рассматривался вопрос о денежном довольствии «офицерам, находившимся в монастырях, в размере двух третей от оклада московского гарнизона» [17, с. 375]. Императорский указ от 27 декабря 1736 г. предписывал расселять отставных от службы унтер-офицеров и рядовых, не имеющих своих деревень и пропитания, близ границ на пустых землях с предоставлением им права « владеть данной им землей вечно, не отчуждая в посторонние руки». Расселение велось вдоль р. Волги, а на хозяйственное обзаведение выдавалось от 5 до 10 рублей [20, с. 1014]. Указ от 10 января 1758 г. предписывал открыть в Казани в каменном здании инвалидный дом для увечных воинов, обеспечив его всем необходимым. Все помещённые в этот дом снимались с продовольственного довольствия в монастырях и богадельнях (см.: [21, с. 154]).

Исследование показывает, что преемники Петра I в вопросах призрения основной упор делали на репрессивные меры воздействия на все категории нищих. Но во время голода, эпидемий допускалось послабление, выражавшееся в разрешении просить и подавать милостыню на улицах. Это было вызвано невозможностью

государства обеспечить растущее число нищих всем необходимым. Вместе с тем в условиях, когда определённая часть населения начинала паразитировать на государственной добродетели, принудительные меры оставались центральными в борьбе с нищенством [19, с. 307-308].

Мы уже отмечали, что государственная политика, направленная на поддержку нищих и увечных, приносила пользу нуждавшихся, но находились люди, паразитирующие на государственной заботе и не всегда следовавшие государственным указаниям. К примеру, желающих переселиться на определённые указом земли было не много. К осени 1762 г. в Казанской губернии было около полутора тысяч таких семей (1477). Важно подчеркнуть, что это была попытка государства решить насущную проблему с помощью самих нуждавшихся, включив их в производственную деятельность на приграничных землях.

Источники показывают, что в условиях социально-экономических модернизаций и решения постоянно возникавших внешнеполитических проблем и вызовов вопросы внутренней социальной политики оставались актуальными, но отодвигались из перечня первоочередных. Вместе с тем экономические реформы и войны увеличивали контингент людей, нуждавшихся в государственном призрении. Но средств на решение всех проблем было недостаточно, что вело к определению приоритетов, но не в пользу социального призрения. Так, во второй половине XVIII в. численность богаделен в Петербурге не соответствовала реальным потребностям в них. В целях решения проблемы Петр III 21 марта 1762 г. издает указ о том, что состарившихся инвалидов следует содержать при монастырях, так как государство не располагало средствами для строительства инвалидных домов [22, с. 98].

Из вышеизложенного материала следует, что в России при Петре I и его приемниках государство посмотрело на социальную защиту населения как на важную государственную проблему и сделало последовательные практические шаги по созданию и развитию системы призрения самых незащищённых слоёв населения. Это выразилось в формировании нормативно-правовой базы, системы борьбы с нищенством и учёта нуждающихся в призрении, а также в определении мест и источников финансирования деятельности по социальной защите населения.

Вместе с тем не следует абсолютизировать накопленный опыт деятельности, но важно понимать, что он стал неоценимым для продолжения этой государственной и общественной, а также совместной государственно-общественной деятельности.

Библиографический список

Нормативные акты

1. Указ № 1424 Именной «О забирании нищих, притворяющихся увечными, о пересылке оных на прежние жительства и о наказании их, когда пойманы будут в нищенстве во второй раз» от 30 ноября 1691 г. // Полное собрание законов Российской империи с 1629 года. Т. III (1689-1699). СПб., 1830. С. 119-120.

2. № 2249 Именной «Об осмотре в военном приказе престарелых раненых и увечных Офицеров и нижних чинов, о назначении одних для учения рекрутов, а других в богадельни, и о пересмотре нищих в богадельнях ежемесячно» от 09 февраля 1710 г. // Полное собрание законов Российской империи с 1629 года. Т. IV (1700-1712). СПб., 1830. С. 476.

3. № 2467 Именной, в пунктах «О штрафах с Офицеров за побег солдат и о наказании беглецов и их укрывателей, о назначении при полках Комиссаров, о подведомстве фискалов, о воинских расположениях, об Украине, о сборе работников для строительства на Котлином острове, о запрещении последнему в роду отчуждать имение, об учреждении по Губерниям госпиталей, о призрении незаконнорожденных,

об определении подьячих на военную службу, о заведении конских заводов, о винном откупе, и о подтверждении Губернаторами, чтобы они без ведома Сената не налагали на народ податей» от 16 января 1712 г. // Там же. С. 776.

4. № 2477 Именной «Об учреждении во всех губерниях госпиталей» от 31 января 1712 г. // Там же. С. 791.

5. № 3172 Именной, объявленный графом Мусиным-Пушкиным «О задержании в Москве праздношатающихся монахов и нищих и о приводе таковых в Монастырский приказ» от 25 февраля 1718 г. // Полное собрание законов Российской империи с 1629 года. Т. V (1713-1719). СПб.:, 1830. С. 546.

6. № 3369. Именной. 11 мая. Об отдаче пойманных бродяг в солдаты с зачетом их помещикам и обществам за рекрута // Там же. С. 698.

7. № 3676 Именной, объявленный Генерал-полицмейстером Девиером «О непропуске в Санкт-Петербург, когда шлагбаумы опущены, без фонарей, о езде извозчиков на взнузданных лошадях и о непрошении по улицам и при церквях милостыни» от 16 ноября 1720 г. // Полное собрание законов Российской империи с 1629 года. Т. VI (1720-1722). СПб., 1830. С. 264.

8. № 3708 «Регламент или Устав Главного Магистрата» от 16 января 1721 г. // Там же. С. 291-306.

9. № 3718 «Регламент или Устав Духовной коллегии» от 25 января 1721 г. // Там же. С. 314-346

10. № 3867 Именной «О вычете из жалования у всяких чинов людей, кроме солдат, с рубля по копейке на содержание госпиталей» от 12 декабря 1721 г. // Там же. С. 466.

11. № 4022 Прибавление к Духовному регламенту «Прибавление о правилах причта церковного и чина монашеского» от 17 мая 1722 г. // Там же. С. 699-715.

12. № 4111 Сенатский «Об отсылке колодников, содержимых по Государственным делам на казенные работы, с уплатой ими 6 денег на день, о посылке их для прошения милостыни, если на работу не будут взяты; и о содержании истцами арестантов, задержанных по их жалобам» от 17 октября 1722 г. // Там же. С. 783-784.

13. № 4450 Именной, данный Синоду «О звании монашеском, об определении в монастыри отставных солдат и об учреждении Семинарии и госпиталей» от 31 января 1724 г. // Полное собрание законов Российской империи с 1629 года. Т. VII (17231727). СПб., 1830. С. 226.

14. № 4516 Именной «О распределении доходов монастырских на разные расходы» от 29 мая 1724 г. // Там же. С. 291.

15. № 5594 «О распределении нищих и высылке из богаделен тунеядцев» от 21 июля 1730 г. // Полное собрание законов Российской империи с 1629 года. Т. VIII (1728-1732). СПб., 1830. С. 301.

16. № 5644 Сенатский «Об оштрафовании полиции если впредь явятся нищие по улицам и о воспрещении им выхода из богаделен для прошения милостыни» от 09 ноября 1730 г. // Там же. С. 340-341.

17. № 5688 Высочайше утвержденный доклад Сената «О даче определяемым для пропитания в монастыри отставным Штаб и Обер-офицерам и рядовым жалования по приложенной табели против Московского гарнизонного оклада» от 31 января 1731 г. // Там же. С. 375.

18. № 6406 Сенатский «О мерах к пресечению бродяжничества нищих и об учреждении, для содержания их при церковных богадельнях» от 19 мая 1733г. // Полное собрание законов Российской империи с 1629 года. Т. ГХ (1733-1736). СПб., 1830. С. 128-131.

19. № 7041 Именной. «О прекращении нищенства» от 28 августа 1736 г. // Там же. С. 907.

20. 7136 Именной. «О поселении отставных от службы унтер-офицеров и рядовых, не имеющих своих деревень и пропитания, близ границ на пустых землях; о присвоении права владеть данной им землей вечно, не отчуждая в посторонние руки; об установлении порядка наследования между сими поселенцами; о построении церквей и об учреждении школы в их селениях» от 27 декабря 1736 г. // Там же. С. 1013-1014.

21. 10790 Именной «Об учреждении инвалидного дома в Казани, для помещения отставляемых от военной службы Штаб и Обер-Офицеров и о содержании их в сем заведении вместо отсылки для пропитания в монастыри» от 10 января 1758 г. // Полное собрание законов Российской империи с 1629 года. Т. ХV (1758-28.06.1762). СПб., 1830. С. 154.

22. №»11481 Именной, объявленный во всенародное известие, вследствие Именного Указа, данного Сенату16 февраля 1762 года «О новом устройстве об управлении монастырских и архиерейских недвижимых имений» от 21 марта 1762 г. // Там же. С. 981.

23. 11679 Высочайше утвержденный доклад Сената. «О позволении селить отставных нижних военных чинов на Сибирской линии и в других губерниях, где есть пустынные земли, на том же основании, как велено селить в казанской Губернии» от 09 октября 1762 г. // Полное собрание законов Российской империи с 1629 года. Т. ХVI (28.06.1762-28.06.1764). СПб., 1830. С. 76.

24. № 12060 Именной, данный Сенату «О разделении духовных имений и о сборе со всех Архиерейских, монастырских и других церковных крестьян с каждой души по 1 рублю 50 копеек» от 26 февраля 1764 г. // Там же. С. 549.

24. 12331 Высочайше утвержденный доклад Комиссии о церковных имениях «О назначении суммы из доходов Коллегии Экономии на содержание богадельни в городе Казани» // Полное собрание законов Российской империи с 1629 года. Т. ХVII (1765-1766). СПб., 1830. С. 48.

Научная литература

25.Воскобойников Н.Я. Материалы по истории призрения бедных и неимущих в России. СПб.: 1894. (Отт. Из журн. «Тюремные вести»; 1893). С. 17-23.

26. Завьялов А. А. Вопросы о церковных имениях при императрице Екатерине II: Исследование. СПб.: Тип. А. П. Лопухина, 1900. 405 с.

27.Максимов Е.Д. Общественная помощь нуждающимся в историческом развитии ее в России. СПб., 1906. С. 30.

28. Медушевский А. Н. Утверждение абсолютизма в России. М.: Текст 1994. 312 с.

29. Соколовский М. Н. Петр Великий, как благотворитель // Вестник благотворительности. 1901. № 7. С. 14-32.

30. Стог А.Д. О общественном призрении в России. СПб., Издано при Министерстве полиции. 1818.

31. Ханыков Я.В. Исторический очерк правительственных мер по части общественного призрения в России // Журнал министерства внутреннихдел. 1851. Кн. 10. С. 60-109; Кн. 11. С. 212-266.

32. Благотворительная Россия. История государственной, общественной и частной благотворительности в России / под ред. П.И. Лыкошина. СПб.: О.Ф. Имеретинская и П.И. Лыкошин, 1901. Т. 1, ч. 1: Благотворительность государственная. 330 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.