СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА
УДК 331
Басов Николай Федорович
доктор педагогических наук, профессор Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова
РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ И ПОДДЕРЖКИ ИНВАЛИДОВ В РОССИИ: ДОРЕВОЛЮЦИОННЫЙ ПЕРИОД
Рассматривается возникновение и развитие социальной защиты и поддержки инвалидов в России, начиная с простейших форм помощи в древнейших славянских общинах и до складывания системы призрения немощных и увечных в конце XIX — нач. XX вв. Особое внимание уделено характеристике не только частным, общественным, государственным формам призрения, но и церковной практике помощи через приходы и монастыри.
Ключевые слова: призрение инвалидов, монастырско-церковные формы призрения, великокняжеская благотворительность, общественное призрение, государственная система призрения инвалидов.
Уже в древнейших славянских общинах постепенно складывались простейшие формы помощи, защиты и поддержки. Среди них особое место занимала круговая порука - «вервь». Она являлась системой взаимоподдержки общинников, предусматривающей заботу о слабых, менее защищенных, включая немощных стариков, увечных и т.д. К наиболее распространенным проявлениям общинно-родовой помощи можно отнести кроме всего и кормление за счет общины убогих и больных сородичей.
Начиная с Х в. разрушение родоплеменных отношений требовало новых форм поддержки и защиты нуждающихся: складываются княжеские виды благотворительности и монастырско-церковное призрение.
Основу христианской концепции помощи составляет философия деятельной любви к ближнему: «Возлюби ближнего своего как самого себя» -именно в этом смысловом единстве воспринимаются такие понятия, как «призрение» и «милование». И хотя благотворительность уходит своими корнями в языческие времена, значительное свое развитие она получила лишь после Крещения Руси (988 г.).
Существенно и то, что церковная практика помощи с первых лет христианства развивалась в нескольких формах: монастырской системе и помощи через приходы. Традиционно также продолжала существовать и языческая форма помощи -подаяние, трансформировавшееся в христианский период в милостыню как форму благотворения.
Монастыри в рассматриваемый период становились основными рычагами призрения увечных, слепых, престарелых. К началу XII в. в Древнерусском государстве насчитывалось около 20 монастырей. В начале XIII их было почти 70, а к концу XIII в. - более 100. Монастыри содержали богадельные избы, больницы, скудельницы. Экономической основой такой деятельности являлась церковная десятина - десятая часть поступлений с кня-
жеских доходов, или «десятая часть всякого суда, и с торгу десятая доля по всем городам, от всякого скота на каждый год десятая доля и от всякого хлеба на каждый год десятая доля» [2, с. 30].
В церковном уставе, принятом в 996 г. определялось, что забота о немощных, больных, искалеченных и других нуждающихся вменялась в обязанность духовенству Кроме «десятины» на нужды монастырей и церквей передавались пожертвования от частных лиц. Причем передавались не только денежные средства, но и земельные владения, дома и другое имущество.
Наиболее распространенными формами такой помощи были бесплатное кормление убогих и немощных, устройство богаделен для искалеченных, открытие лечебниц для больных и нищих. Одной из первых богаделен считают особый дом, созданный в эпоху Киевской Руси монахом Киево-Печерского монастыря святым Феодосием. «...Створи двор близ монастыря своего и церковь возгради в нем святого первомученика Стефана; ту же пове-ле пребывати нищим и слепым, и хромым, и больным, и от монастыря подаше им же на потребу, и от всего сущего монастырского десятую часть даяте им» [2, с. 34].
В монастырских лечебницах и госпиталях призревались калеки и немощные люди. Первые такие больницы на Руси были учреждены Переяславским епископом, который впоследствии стал Киевским митрополитом Ефремом в 1091 г.
Церковная практика помощи нуждающимся развивалась и через приходы. Здесь получали помощь калеки, увечные, нищие. Уже со времен Древнего государства, «нищие, слепые и хромые» считались «церковными людьми».
Помощью нуждающимся тогда занимались не только церковь, но и великие князья. Практиковались такие формы благотворительности, как кормление убогих и нищих, раздача одежды, учреждение монастырских больниц, выкуп пленных, раздача милостыни и др. Уже в те же времена многие
из князей руководствовались христианской идеей: «В рай входят святой милостыней, нищий богатым питается, а богатый нищего молитвой спасается».
Как известно, князь Владимир I (980-1015) позволял убогим и нищим приходить на княжеский двор, чтобы кормиться. В «Повести временных лет» записано, что «повелел он всякому нищему и бедному приходить на княжеский двор и брать все, что надобно, питье и пищу, и из казны денег. Устроил он и такое, сказав, что «немощные и больные не могут добраться до двора моего», и приказал снарядить телеги и, наложив на них хлебы, мясо, рыбу, различные плоды, мед в бочках, а в других квас, и развозить по городу, спрашивая: «Где больной, нищий или кто не может ходить?» и раздавал им все необходимое» [10, с. 534].
Нищелюбством прославился Владимир Мономах (правил в 1113-1125 гг.). В его Поучении он призывал своих детей «прежде всего, Бога ради и души своей, страх имейте Божий в сердце своем и милостыню подавайте нескудную, это ведь начало всякого добра. Всего же более убогих не забывайте, но настолько можете, по силам кормите и подавайте сироте и вдовицу оправдывайте сами, а не давайте сильным губить человека» [2, с. 33].
В Лаврентьевской летописи XIV века о милосердии князя Владимира Мономаха записано: «...милослив же был паче меры, поминая слова Господне, глаголющее: «блаженны милостливые, яко ти помилованы будут», и блажен (князь) думавший о нищих и убогих, .и не щадяще имения своего, раздавая требующим» [2, с. 34]
Примеру Владимира Мономаха следовали князь Андрей Боголюбский, Всеволод Юрьевич, княжна Василиса, Александр Ярославич Невский, Иван Калита, прозванный так за то, что носил мешок, из которого раздавал милостыню.
Александр Невский обращаясь к боярам говорил: «Будьте недремлющими стражами законов... Принимайте под защиту свою вдов, сирот, всех слабых и гонимых, к правосудию вашему взывающих. Бог видит их слезы, он услышит их вздыхания: с меня и с вас взыщет он душевную скобрь.» [1, с. 13].
По мнению одного из крупнейших дореволюционных исследователей истории призрения в России Е. Максимова «никогда впоследствии, в течение остальной нашей истории на дела благотворения не уделялось такой значительной части общих доходов, как в древнейший период княжеской власти. Этот век, по вниманию общества к делам благотворения и по жертвам для него, должен быть поставлен в тысячелетней жизни государства на первом месте» [2, с. 38].
Особое значение для понимания эволюционного процесса призрения немощных и увечных в России имеет характеристика первых законодательных актов, которые закрепляли сложившуюся уже практику помощи. Еще в 996 г. великий князь Влади-
мир издает устав, в котором определился порядок призрения нуждающихся.
В царствование великого князя Московского Ивана III (правил в 1462-1505 гг.) были собраны все прежние грамоты и установления, изданы новые законы, определившие порядок выделения средств на помощь. Сделаны первые попытки классифицировать нищих «по нуждам».
Решительные шаги в рассматриваемом направлении были сделаны при Иване IV Грозном (правил в 1547-1584 гг.). Еще в начале своего правления он повелел составить новые законы, многие статьи которых были специально посвящены немощным, больным, увечным, нищим. По этим законам жили до времени царя Алексея Михайловича.
Следует отметить, что более целенаправленной становится государственная политика призрения в период правления династии Романовых. Первый царь из рода - Михаил Федорович (правил в 16131645 гг.) - учредил Аптекарский приказ, который должен был специально заниматься общественным призрением. До этого подобными делами ведали Патриарший, затем Монастырский приказы. При царе Алексее Михайловиче (правил в 16451678 гг.) был создан специальный Приказ строения богаделен (1670 г.).
Одной из форм социальной поддержки раненых воинов являлась своего рода пенсия в натуральном виде - предоставление «прожиточного поместья» или прибавки к уже имеющимся поместьям. В июне 1663 г. по указу царя Алексея Михайловича московским дворянам и боярским детям других городов «жаловались» земельные поместья за тяжкие ранения 50 десятин и за легкие 25 десятин. Нижним чинам: городовым стрельцам и драгунам, солдатам и казакам выделялись земли размером 25 десятин.
Государственный подход к вопросам призрения, включая увечных и убогих был заметен и во время совместного царствования Иоанна и Петра. Об этом говорит факт принятия Указа от 30 ноября 1691 г., который был подтвержден новым указом через три года (14 марта 1694 г.).
Новый импульс процессу формирования государственного призрения был дан специальным указом царя Федора Алексеевича от 1682 г. В соответствии с указом предполагалось увечных и немощных из числа нищих помещать в особые госпиталя-богадельни. В Москве были построены два таких заведения: в Китай-городе и за Никитскими воротами.
Активное преобразование общественного призрения в систему происходит в период правления Петра I (1689-1725 гг.). В Указе от 8 июня 1701 г. он повелевал «в домовых Святейшего патриарха богадельнях нищим быть, больным и престарелым, которые не могут ходить для собирания милостыни, а для десяти человек больных быть в богадель-
не одному человеку здоровому, который бы за теми больными ходил и всякое им вспоможение чинил. А больных в богадельнях велеть лечить, и для того учинить особых лекарей и давать тем лекарям кормовые деньги и покупать лекарства из Патриаршей домовой казны» [11, с. 168].
Другим Указом Петра I от 31 января 1712 г. повелевалось «по всем губерниям учинить гошпи-тали для самых увечных, таких, которые ничем работать не смогут, ни стеречь, также и зело престарелым...» [11, с. 791]. В 1723 г. это требование было подтверждено очередным Указом Сената: «слепых, дряхлых, увечных и престарелых, которые работать не могут, ни стеречь, а кормятся миром, а чьи они были не помнят, тех отдавать в богадельни» [13, с. 159].
Особую заботу Петр проявлял о военнослужащих. Еще в 1715 г. было велено отправлять в монастырские богадельни отставших и увечных солдат, не имевших средств на жизнь.
22 марта 1716 г. был принят Указ о призрении воинских чинов «которые к делам не годятся из-за дряхлости или увечья». Решено после рассмотрения их дела выдавать жалование на пропитание «по их смерти». Это же требование подтверждалось в Указе Сената от 29 июля 1719 г., где отмечалось, что те солдаты, которые «за ранами и старостью отставлены и определены для прокормления их в монастырь», должны получать оклады «денежного и хлебного жалования». Указом от 31 января 1724 г. Петр I снова требует «солдат отставных, которые трудиться не могут... расписать по монастырям» [12, с. 726].
Кроме всего, сведения о ранениях заносились в послужные документы. Раненым воинам выдавались деньги на лечение, проводились бесплатные лекарские осмотры и т.д. Другими словами, увечных и раненых старались «пристроить» так, чтобы они имели источник существования. С этой же целью офицеров, получивших ранения или отставку по старости направляли во внутренние гарнизоны или на гражданскую службу. Военных инвалидов использовали в качестве досмотрщиков таможен, смотрителей госпиталей, надзирателями за исправностью дорог и мостов и т.д.
Примечательно, что в 1720 г. Морской устав был дополнен специальным пунктом о призрении военнослужащих: «Ежели кто изувечен будет в бою или иным случаем во время службы своей, что он к корабельной службе негоден будет, того в гарнизон или статскую службу употребить, повысив чином; а ежели так изувечен будет, что никуда не годен будет, то такого в госпитале кормить до его смерти, а ежели в госпитале быть не хочет, то награжден будет годовым жалованием и дать паспорт. То же разумеется о старых» [8, с. 160].
С целью улучшения финансирования лекарств, лечения и питания раненых воинов Сенат своим
указом от 5 июля 1714 г. вдвое увеличил венечный сбор в церквях. Следует отметить, что после смерти Петра I повышенное внимание к проблемам общественного призрения сменилось периодом законодательного затишья в этой области.
Однако данный факт еще не означал, что государственная политика в области призрения была свернута. Так, императрица Елизавета Петровна (правила 1741-1761 гг.) много внимания уделяла помощи немощным. Она требовала строительства богаделен в губерниях, возложив их содержание на Статс-контору. Императрица пресекала стремление помещиков избавиться от забот о «прокормлении» получивших увечье, больных и престарелых крестьян. Большую заботу она проявила об уволенных из армии раненых, увечных и больных военнослужащих (Указ от 13 января 1760 г.).
В целом можно сделать вывод о том, что принятые в рассматриваемый период правительственными структурами меры в социальной сфере свидетельствовали о начале формирования в России государственной системы призрения. Меняется и сама философия помощи. Ее основные положения раскрываются не только в поучениях апостолов и трудах отцов церкви, но и в государственных документах, в которых появляются соответствующие термины, отражающие развитие призрения немощных, увечных, инвалидов.
В новых исторических условиях прогрессивные меры по развитию и укреплению системы призрения, заложенные Петром Великим, получили дальнейшее развитие в активной деятельности императрицы Екатерины II (правила в 1762-1796 гг.). Основываясь на идеях французских просветителей, она уже в первые годы своего правления предприняла ряд энергичных шагов по открытию благотворительных учреждений нового типа, в которых призревались увечные, больные, убогие и самые престарелые люди.
При непосредственном участии императрицы и под ее контролем был разработан целый ряд законодательных актов. Важное значение имело, например, издание Екатериной II 7 ноября 1775 г. «Учреждения для управления губерний». В этом документе впервые в законодательном порядке учреждалось государственная система общественного призрения, предусматривалось создание под председательством губернаторов особых Приказов общественного призрения, административных органов, занимавшихся помощью сирым и убогим. Именно на них возлагалась обязанность, кроме всего, организовывать и содержать больницы, аптеки, богадельни, дома для неизлечимых больных, дома для сумашедших и другие заведения. В отношении богаделен в этом законодательном акте указывалось: «В рассуждении установления и надзи-рания богаделен для мужского и женского пола убогих, увечных и престарелых, кои пропитания не
имеют ., дабы таковые... получали покров, одежду и прокормление в богадельнях. чтобы внутри богаделен благочинение было сохранено» [14, с. 259-266].
К середине XIX века в России насчитывалось 55 приказов общественного призрения с общим капиталом 133 млн. руб. В их ведении состояло около 520 больниц, 111 богаделен и инвалидных домов на 8800 человек, 3 3 дома для умалишенных, 2 дома для неизлечимо больных и др. [7, с. 498].
Именно в период правления Екатерины II активизировалась деятельность по призрению раненых и престарелых воинов. Еще при Петре I повинность содержания уволенных с военной службы «за ранами и за старостью» солдат распространялась на все монастыри. По указу от 28 июля 1719 г. такие военнослужащие должны получать «жалование денежное и хлебное из монастырских доходов». От такой повинности монастыри были освобождены лишь при Екатерине II (Указ от 23 февраля 1764 г.). По этому указу увечные воины переводились из монастырей в особые инвалидные команды, созданные в военных гарнизонах более чем 30 городов России. Всего в них призревалось более 4 тысяч 300 человек.
Кроме инвалидных команд при внутренних гарнизонах создавались инвалидные роты, офицеры и солдаты из которых несли нестроевую службу в качестве часовых у складов, школ и других объектов. При Екатерине Великой получило дальнейшее развитие строительство инвалидных домов - военных богаделен для призрения раненых, больных и престарелых воинов. Один из них - Каменност-ровский. Все это говорит о том, что заботу о призрении увечных и раненых брало на себя государство.
Деятельность Екатерины II способствовала развитию общественной инициативы в сфере призрения нуждающихся. При ее поддержке появляются благотворительные общества и союзы.
В целом это направление было поддержано преемниками императрицы Павлом I (правил в 17961801 гг.) и Александром I (правил в 1801-1825 гг.). Заметный вклад в развитие общественного призрения внесла супруга Павла I императрица Мария Федоровна. В 1806 г. она на свои средства открыла училище для глухонемых детей в Павловске под Санкт-Петербургом. Вскоре количество благотворительных обществ под ее покровительством выросло до 60. После смерти императрицы в 1828 г. они именовались учреждениями императрицы Марии; в 1854 г. были объединены под единым названием «Ведомство учреждений императрицы Марии».
С 1828 г. Ведомству покровительствовал Николай I (правил в 1796-1855 гг.). Число учреждений, входящих в Ведомство, постоянно расширялось, и к своему столетию в 1897 г. оно объединяло уже 1000 учреждений. В его системе действовало
21 училище по призрению более 700 детей, лишенных зрения и 6 заведений для взрослых незрячих. Активно велась работа по призрению глухонемых людей. Под эгидой Ведомства образование получали около 200 детей. Они обучались не только грамоте, по и ремеслам.
К началу XX в. в России насчитывалось около 160 тыс. глухонемых, в том числе не менее 40 тысяч детей школьного возраста. В тоже время в стране насчитывалось 60 школ для глухонемых. В них обучалось 2 тыс. 700 человек. Именно в этот период (1871) был открыт институт для слепых девочек, в 1880 г. в Москве учрежден приют для слепых детей, в 1881 г. учреждено Мариинское попечительство для призрения слепых, впоследствии переименования в «Попечительство императрицы Марии о слепых».
Призрение взрослых осуществлялось в 36 богадельных домах Ведомства, в которых получали помощь около 5 тысяч престарелых и увечных людей [3, с. 32-35].
В мае 1802 г. в Петербурге было основано «Благодательное общество», которое в 1814 г. было переименовано в «Императорское человеколюбивое общество». В нем содержалось в конце XIX века около 210 учреждений, в которых призревались также «искаженные природой» люди - калеки, глухонемые, слепые, заразные больные. В 1908 г. таких людей насчитывалось 2147 человек [8, с. 39].
Еще одной крупной благотворительной организацией второй половины XIX в. являлось «Общество попечения о раненых и больных воинах» (1867 г). Высочайшей покровительницей организации была императрица Мария Александровна (1865-1880). Общество существовало исключительно на взносы и частные пожертвования. В 1876 г. оно было переименовано в Российское общество Красного Креста. К началу 1900 г. в нем насчитывалось около 100 тыс. членов и 450 местных отделений по всей стране.
С целью привлечения внимания к проблемам нуждающихся с 1 февраля 1813 г. начала издаваться газета «Русский инвалид». Доход от распространения издания должен был помочь инвалидам Отечественной войны 1812 г. Газету поддерживала царская семья, устраивались благотворительные спектакли, делались частные пожертвования. К 1815 году доход «Русского инвалида» составлял 400 тысяч рублей. Из этих средств 1200 инвалидов войны получали постоянное пособие. В 1822 г. капитал газеты, которая стала ежедневной, уже составлял 1 млн. 32 тыс. руб. [8, с. 48].
Ярким примером частной благотворительности начала XIX века была деятельность одного из самых богатых и просвещенных людей того времени графа Н.П. Шереметьева. В 1803 г. он учредил Странноприимный дом на 100 человек и больницу при нем на 50 мест, затратив на это 250 ты-
сяч рублей. Здесь нашли приют неимущие, увечные и больные.
Широко было известно в Москве имя купцов братьев Солодовниковых, которые построили богадельню на 150 мест (1865 г.). Позже, в 1896 г. по соседству с этим учреждением был построен еще один дом призрения на 100 человек. Деньги на строительство этой богадельни выделила московская купчиха Т.Г. Гурьева. Помимо этого она выделила 200 тыс. рублей в качестве неприкосновенного фонда для обеспечения содержания богадельни с процентов.
Огромный вклад в благотворительность вносили купцы Морозовы. Внук известного в России Саввы Васильевича Морозова - Давид Абрамович Морозов передал свой участок земли и внес 500 тыс. рублей на устройство богадельни, которая была открыта в 1891 г. В ней содержались 122 человека, которые лишились из-за болезни возможности к труду. Благотворительное заведение постепенно расширялось сначала до 150 человек, а затем до 200. Этому способствовали пожертвования супруги основателя богадельни Е.П. Морозовой, которая пожертвовала почти 180 тыс. рублей [8, с. 53].
Большую благотворительную работу осуществляла Н.Б. Трубецкая, которая в 1868 г. возглавила Дамский комитет Московского отделения Общества попечения о раненых и больных воинах.
В России также широко была известна своими благотворительными делами династия Демидовых, крупнейших горнозаводчиков на Урале. В 1819 г.
Н.Н. Демидов внес в Комитет оказания помощи инвалидам 100 тыс. рублей. По подсчетам специалистов только в период с 1893 по 1897 годы ежегодные частные пожертвования на благотворительные цели, включая строительство и содержание таких заведений, достигали около 2 млн. рублей в год.
Дальнейшее развитие получило в рассматриваемый период призрение раненых и увечных. В первой четверти XIX века в России насчитывалось около 100 военных госпиталей. В конце этого столетия было уже около 130 таких учреждений на более чем 30 тыс. мест. Здесь раненые и больные военнослужащие получали медицинскую помощь.
После Отечественной войны 1812 года появились специальные учреждения для пострадавших воинов. В частности, 18 августа 1814 г. указом государя был создан «Комитет по призрению раненых». Он координировал назначение пенсий из инвалидного капитала и государственного казначейства, выдачи единовременных денежных пособий, переводы на трудоустройство на гражданские службы, обеспечение жильем, оказание медицинской помощи и др. Именно в ведении «Комитета по призрению раненых» находился инвалидный дом императора Павла I, Лопухинский дом призрения инвалидов памяти императора Николая I, несколько богаделен для инвалидов.
В XIX веке государственные пенсии стали ведущей формой социального обеспечения военнослужащих, включая увечных и раненых. Наряду с государственными пенсиями военнослужащие пользовались услугами пенсионных эмиритальных касс.
В целом к началу XX века социальная защита военнослужащих в России накопила немалый ценный опыт. Она включала гарантированное призрение за счет государства по инвалидности и старости, дифференцированное пенсионное обеспечение.
Во второй половине XIX в социальную помощь немощным и убогим включились земские и городские органы самоуправления. Именно они организовали поддержку нуждающихся категорий населения, включая опеку над богадельнями, домами призрения для душевнобольных, училищами для слепых и т.д.
С начала 60-х и до 90-х гг. в 34 земских губерниях из 55 произошло пятикратное увеличение численности богаделен и инвалидных домов. Всего к началу 90-х годов земства содержали более 300 богаделен. Общее количество различного рода институтов общественного призрения в земских губерниях составляло 1090 заведений, которые охватывали почти 1 млн. 100 тыс. человек. В их число входили и находившиеся на полном содержании в богадельнях, приютах, инвалидных домах нуждающиеся в помощи люди [8, с. 74].
Не менее активную деятельность по оказанию помощи увечным, инвалидам, тяжело больным осуществляли органы государственного общественного управления. Одним из направлений их социальной деятельности была медицинская помощь населению. Не располагая своими достаточными средствами финансирования, городские думы и управы вели огромную работу с благотворительными обществами и частными пожертвователями. На эти средства только в Москве были открыты Алексеевская психиатрическая больница, построены Алексеевская, Бахрушинская, Солдатенковская больницы, Владимирская и Морозовская детские больницы. Впервые открывались специализированные санатории и лечебницы для туберкулезных больных, для страдающих кожными и венерическими заболеваниями и др.
В рассматриваемый период для призрения нуждающихся продолжали активно использоваться монастыри. В 70-90-е годы XIX в. в России действовало около 1000 монастырей. В условиях подчинения церкви государству с петровских времен, монастырская благотворительность регламентировалась властями. По распоряжению правительства в 70-х гг
XIX в. каждый вновь открываемый монастырь обязан был иметь благотворительные и воспитательные заведения. К 90-м годам XIX в. православная церковь содержала 660 богаделен и почти 500 больниц. Более 200 обитателей призревали инвалидов, престарелых и других обездоленных людей.
Не менее активную социальную деятельность вели церковные приходы. Они оказывали помощь увечным и престарелым, создавали богадельни и лечебницы. В Москве, например, действовало более 20 церковноприходских богаделен.
Во второй половине XIX века наблюдается оживление приходской благотворительности. Этому способствовала деятельность церковно-приходских братств. В 90-е годы XIX века в России действовало почти 140 церковных братств, работавших на основе устава «О правилах учреждения православных братств» (8 мая 1864 г.).
С принятием 2 августа 1864 г. «Положения о приходских попечительствах при православных церквах» активизировалось деятельность приходов. В 1915 г. из 40,5 тыс. приходов России церковноприходские попечительства и их советы были созданы в 90% из них. Они уделили большое внимание и «закрытому» призрению инвалидов, престарелых, неизлечимо больных. В целом же к началу
XX в. в церковно-монастырских богадельнях призревалось около 10 тыс. человек.
В трудные годы Первой мировой войны монастыри и церковные приходы активизировали свою деятельность. Особым направлением работы было содержание госпиталей для раненых воинов. Во многих епархиях были созданы Комитеты помощи больным и раненым военнослужащим. Уже к концу 1914 г. на церковные средства только Московской епархии было учреждено 90 лазаретов на 1200 мест. Деятельное участие в оказании помощи раненым солдатам и офицерам принимали православные епархии во всех губерниях России.
Война сопровождалась быстрым увеличением численности инвалидов, что обостряло проблему жизнеустройства и уходы за ними. В 1915 г. Синод выступил со специальным обращением, призывавшим православные епархии взять на себя часть государственной заботы об увечных солдатах и офицерах, принять участие в оказании помощи выздоравливающим воинам. Для этого Синод просил епархиальное руководство открыть при монастырях инвалидные богадельни и приюты.
В годы Первой мировой войны всю работу здравоохранения координировало Общество Красного Креста. Больше того, в структуру Общества влились Всероссийский земский союз и Всероссийский союз городов помощи больным и раненым воинам.
В XIX веке развивается социальное законодательство. Правительственное «Горное Положение» 1806 г. о предприятиях горнозаводской промышленности требовало, чтобы каждый завод имел богадельню, в которой призревались все увечные, престарелые и нетрудоспособные люди.
Набирало силу страхование рабочих и их призрение в связи с болезнью, увечьем или старостью. Законами 1861 и 1862 гг. на предприятиях горнозаводской промышленности создавались товарище-
ства со вспомогательными кассами, которые выплачивали пенсии за утрату трудоспособности по увечью и за многолетнюю работу до престарелого возраста.
В конце 80-х годов вступил в силу закон, на основании которого создавались пенсионные кассы на железных дорогах. Они выплачивали пенсии при потере трудоспособности.
В начале XX в. (2 июня 1903 г.) правительство приняло закон о вознаграждении рабочих, потерпевших вследствие несчастных случаев в процессе труда. Если рабочий признавался полностью нетрудоспособным, то ему назначалась пенсия, составляющая две третьих годового заработка. Кроме того, закон обязывал предпринимателя обеспечить пострадавшему бесплатную медицинскую помощь или оплатить расходы на лечение.
В июне 1912 г. были приняты новые законы о страховании рабочих от несчастных случаев, об обеспечении рабочих на случай болезни и др. Этими законами вводилось обязательное страхование рабочих. Социальное обеспечение предусматривалось при полной или частичной нетрудоспособности. Специальные меры также предусматривались для тех рабочих, которые в результате несчастного случая становились полностью беспомощными. К ним относили рабочих, лишившихся зрения, рук или ног. Им выплачивалась пенсия в размере полного заработка. Для своих пенсионеров страховые товарищества создавали богадельни.
Однако следует учесть, что новые законы 1912 г. не распространялись на небольшие предприятия, кроме того, они действовали только на территории Европейской России. Но, тем не менее, эти законы являлись важной ступенью в развитии страхового законодательства, защиты увечных и немощных и «полностью беспомощных».
Несмотря на то, что к началу XX в. Россия превращалась в аграрно-промышленную державу, в структуре населения страны подавляющее большинство составляло крестьянство, жившее сельской общиной (сельским обществом). Именно сельский «мир» нес на себе заботы о призрении престарелых, увечных, всех кто не мог содержать себя трудом. Именно крестьянская община призревала нуждающихся. В деревне широко использовалась такая форма помощи, как поочередное кормление в домах сельских хозяев.
Наряду с этим применялся и такой способ призрения, как прием домохозяевами нуждающихся на длительный срок с предоставлением питания. За содержание инвалида крестьянское общество выделяло общиннику определенную плату или освобождало от уплаты некоторых повинностей.
Традиционной и наиболее распространенной формой социальной помощи в крестьянской общине являлась подача милостыни калекам, старикам и другим немощным людям. Этому способствова-
ла христианская народная традиция милосердия, сострадания к инвалидам, престарелым и больным.
Библиографический список
1. Антология социальной работы. - Т. 3. - М., 1995.
2. Басов Н. Ф. История социальной работы: Практикум. - М., 2008.
3. Благотворительная Россия. - СПб., 1902.
4. Библия о милосердии / сост. Б.Н. Нувахов и др. - М., 1992.
5. История русской православной церкви в документах региональных архивов. В 3-х т. - М., 1993-1996.
6. Ковалевский Н. Христа ради юродивые. - М., 1992.
7. Кузьмин К.В., Сутырин Б.А. История социальной работы. - М., 2006.
8. Мельников В.П., Холостова Е.И. История социальной работы в России. - М., 1998.
9. Нищеретный П.И. Xристианство и его роль в развитии благотворительности. - М., 1993.
10. Повесть временных лет. Кн. 2. - М., 1986.
11. Полное собрание законов Российской Империи. Собр. 1. Т. 4. - СПб., 1830.
12. Полное собрание законов Российской Империи. Собр. 1. Т. 5. - СПб., 1830.
13. Полное собрание законов Российской Империи. Собр. 1. Т. 7. - СПб., 1830.
14. Российское законодательство X-XX веков. В 9 т. Законодательство периода рассвета абсолютизма. Т. 5. - М., 1987.
УДК 37
Басова Валентина Марковна
доктор педагогических наук, профессор
Захарова Жанна Анатольевна
доктор педагогических наук, доцент Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова
РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТА «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ШКОЛА РОДИТЕЛЕЙ»
В данной статье характеризуются особенности опыта реализации социально-педагогического проекта «Профессиональная школа родителей» в Костромском регионе, достаточно подробно раскрывается каждый его этап, представляются результаты исследования.
Ключевые слова: семейный социальный педагог, дополнительное профессиональное образование, технологии обучения.
Одним из важнейших институтов передачи опыта от одного поколения к другому является семья, которая по-разному определяется авторами. Социологами она рассматривается как малая социальная группа людей, объединенная кровнородственными или иными приравненными к ним связями, члены которой связаны общностью быта, взаимной материальной и моральной ответственностью [4, с. 259].
В педагогических источниках семья раскрывается как объединение, основанное на брачном союзе или кровном родстве, на общности быта, на правовых и нравственных отношениях, рождении и воспитании детей [5, с. 334].
При этом всеми учеными прошлого и настоящего признается, что семья активно воздействует на формирующуюся личность, обеспечивает накопление и расширение ее индивидуального социального опыта, помогает созданию адекватных представлений об окружающей действительности.
В последние десятилетия теоретики и практики констатируют наличие многочисленных проблем, ведущих к ухудшению социализирующего потенциала семьи: снижение жизненного уровня этого
воспитательного института, его материального благополучия и в этой связи рост числа разводов, нарастание конфликтов, разрушение традиционной структуры, сокращение числа детей на каждую семейную пару, с одной стороны, и с другой, - увеличение внебрачной рождаемости или отказ от выполнения репродуктивной функции, распространение одинокой жизни, однополых браков, ослабление родственных связей, нарастание нравственнопсихологического напряжения в отношениях между родителями (прародителями) и детьми. Именно этим объясняется необходимость оказания ей помощи специалистами, среди которых особое место отводится семейным социальным педагогам, основное назначение которых социально-педагогическое сопровождение воспитательной деятельности родителей, адресная помощь им в продуктивном разрешении внутрисемейных конфликтов [3].
Однако, как показывает анализ сложившегося опыта, в России широко используется только одна специализация - социальный педагог образовательного учреждения. При этом высока неудовлетворенная востребованность обществом социально-педагогической работы с семьей, нацеленной на укреп-