Научная статья на тему 'Становление и развитие социальной защиты и поддержки инвалидов в дореволюционной России'

Становление и развитие социальной защиты и поддержки инвалидов в дореволюционной России Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
7892
924
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Басов Николай Федорович

В статье рассматривается возникновение и развитие социальной защиты и поддержки инвалидов в России, начиная с простейших форм помощи в древнейших славянских общинах и до складывания системы призрения немощных и увечных в конце XIX начале XX в. Особое внимание уделено характеристике не только частных, общественных, государственных форм призрения, но и церковной практике помощи через приходы и монастыри.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Становление и развитие социальной защиты и поддержки инвалидов в дореволюционной России»

Вестник ПСТГУ

IV: Педагогика. Психология

2010. Вып. 3 (18). С. 67-78

Становление и развитие социальной защиты И ПОДДЕРЖКИ ИНВАЛИДОВ В дореволюционной России

Н. Ф. Басов

В статье рассматривается возникновение и развитие социальной защиты и поддержки инвалидов в России, начиная с простейших форм помощи в древнейших славянских общинах и до складывания системы призрения немощных и увечных в конце XIX — начале XX в. Особое внимание уделено характеристике не только частных, общественных, государственных форм призрения, но и церковной практике помощи через приходы и монастыри.

Уже в древнейших славянских общинах постепенно складывались простейшие формы помощи, защиты и поддержки. Среди них особое место занимала круговая порука — «вервь». Она являлась системой взаимоподдержки общинников, предусматривающей заботу о слабых, менее защищенных, включая немощных стариков, увечных и т. д. К наиболее распространенным проявлениям общинно-родовой помощи можно отнести и кормление за счет общины убогих и больных сородичей.

Начиная с Х в. разрушение родоплеменных отношений требовало новых форм поддержки и защиты нуждающихся: складываются княжеские виды благотворительности и монастырско-церковное призрение.

Основу христианской концепции помощи составляет философия деятельной любви к ближнему: Возлюби ближнего своего как самого себя (Мф 22. 39) — именно в этом смысловом единстве воспринимаются такие понятия, как «призрение» и «милование». И хотя благотворительность уходит своими корнями в языческие времена, значительное свое развитие она получила лишь после Крещения Руси (988).

Существенно и то, что церковная практика помощи с первых лет христианства развивалась в нескольких формах: монастырской и приходской. Традиционно также продолжала существовать и языческая форма помощи — подаяние, трансформировавшееся в христианский период в милостыню как форму благотворения.

Монастыри в рассматриваемый период становились основными очагами призрения увечных, слепых, престарелых. К началу XII в. в Древнерусском государстве насчитывалось около 20 монастырей. В начале XIII в. их было почти 70, а к концу XIII в. — более 100. Монастыри содержали богадельные избы, больницы,

скудельницы. Экономической основой такой деятельности являлась церковная десятина — десятая часть поступлений с княжеских доходов или «десятая часть всякого суда, и с торгу десятая доля по всем городам, от всякого скота на каждый год десятая доля и от всякого хлеба на каждый год десятая доля»1.

В церковном уставе, принятом в 996 г., определялось, что забота о немощных, больных, искалеченных и других нуждающихся вменялась в обязанность духовенству. Кроме «десятины», на нужды монастырей и церквей передавались пожертвования от частных лиц. Причем передавались не только денежные средства, но и земельные владения, дома и другое имущество.

Наиболее распространенными формами такой помощи были бесплатное кормление убогих и немощных, устройство богаделен для искалеченных, открытие лечебниц для больных и нищих. Одной из первых богаделен считают особый дом, созданный в эпоху Киевской Руси монахом Киево-Печерского монастыря святым Феодосием. «Створи двор близ монастыря своего и церковь возгради в нем святого первомученика Стефана; ту же повеле пребывати нищим и слепым, и хромым, и больным, и от монастыря подаше им же на потребу, и от всего сущего монастрырского десятую часть даяти им»2.

В монастырских лечебницах и госпиталях призревались калеки и немощные люди. Первые такие больницы на Руси были учреждены Переяславским епископом, впоследствии Киевским митрополитом Ефремом в 1091 г.

Церковная практика помощи нуждающимся развивалась и через приходы. Здесь получали помощь калеки, увечные, нищие. Уже со времен Древнерусского государства «нищие, слепые и хромые» считались «церковными людьми».

Помощью нуждающимся тогда занимались не только церковь, но и великие князья. Выделяют два этапа становления княжеской защиты и попечительства. Первый связан с распространением христианства в Киевской Руси. Он охватывает период времени от Крещения Руси великим князем Владимиром до второй половины XII в. — образования отдельных княжеств и распространения христианства на окраинах восточнославянских земель. Второй период — со второй половины XII в. по XIII в. включительно, когда благотворительные функции князя постепенно сливаются с монастырско-церковными формами призрения.

Княжеская власть и духовенство практиковали такие формы благотворительности, как кормление убогих и нищих, учреждение монастырских больниц, выкуп пленных, раздача одежды, милостыни и др. Уже в те времена многие из князей руководствовались христианской идеей: «В рай входят святой милостыней, нищий богатым питается, а богатый нищего молитвой спасается».

Святому Владимиру (980—1015) приписывают учреждение первых училищ для обучения детей знатных, среднего состояния и убогих людей, а также богаделен и странноприимных домов. Как известно, князь Владимир I позволял убогим и нищим приходить на княжеский двор, чтобы кормиться. В «Повести временных лет» записано, что «повелел он всякому нищему и бедному приходить на княжеский двор и брать все, что надобно, питье и пищу, и из казны денег. Устроил он и такое, сказав, что “немощные и больные не могут добраться

1 Басов Н. Ф. История социальной работы. Практикум. М., 2008. С. 30.

2 Там же. С. 34.

до двора моего”, и приказал снарядить телеги и, наложив на них хлебы, мясо, рыбу, различные плоды, мед в бочках, а в других квас, и развозить по городу, спрашивая: “Где больной, нищий или кто не может ходить?” и раздавал им все необходимое»3.

Нищелюбством прославился Владимир Мономах (1113—1125). В своем «Поучении» он призывал детей: «...прежде всего, Бога ради и души своей, страх имейте Божий в сердце своем и милостыню подавайте нескудную, это ведь начало всякого добра. Всего же более убогих не забывайте, но настолько можете, по силам кормите и подавайте сироте и вдовицу оправдывайте сами, а не давайте сильным губить человека»4.

В Лаврентьевской летописи XIV в. о милосердии князя Владимира Моно-маха написано: «...милослив же был паче меры, поминая слово Господне, глаголющее: “блаженны милостливые, яко ти помилованы будут”, и блажен (князь) думавший о нищих и убогих. и не щадяще имения своего, раздавая требую-щим»5.

Примеру Владимира Мономаха следовали князья Андрей Боголюбский, Всеволод Юрьевич, Александр Ярославич Невский, Иван Калита, прозванный так за то, что всегда носил с собой мешок, из которого раздавал милостыню, княжна Василиса.

Александр Невский, обращаясь к боярам, говорил: «Будьте недремлющими стражами законов. Принимайте под защиту свою вдов, сирот, всех слабых и гонимых, к правосудию вашему взывающих. Бог видит их слезы, он услышит их вздыхания: с меня и с вас взыщет он душевную скобрь...»6

По мнению одного из крупнейших дореволюционных исследователей истории призрения в России Е. Максимова, «никогда впоследствии, в течение остальной нашей истории на дела благотворения не уделялось такой значительной части общих доходов, как в древнейший период княжеской власти. Этот век, по вниманию общества к делам благотворения и по жертвам для него, должен быть поставлен в тысячелетней жизни государства на первом месте»7.

Особое значение для понимания эволюционного процесса призрения немощных и увечных в России имеет характеристика первых законодательных актов, которые закрепляли сложившуюся уже практику помощи. Еще в 996 г. великий князь Владимир издает устав, в котором определился порядок призрения нуждающихся.

В царствование великого князя Московского Ивана III (1462—1505) были собраны все прежние грамоты и установления, изданы новые законы, определившие порядок выделения средств на помощь, были сделаны первые попытки классифицировать нищих «по нуждам».

Решительные шаги в рассматриваемом направлении сделал Иван IV Грозный (в 1547—1584). Еще в начале своего правления он повелел составить новые

3 Повесть временных лет. Кн. 2. М., 1986. С. 534.

4 Басов Н. Ф. Указ. соч. С. 34.

5 Там же. С. 33.

6 Антология социальной работы. Т. 3. М., 1995. С. 13.

7 Басов Н. Ф. Указ. соч. С. 38.

законы, многие статьи которых были специально посвящены немощным, больным, увечным, нищим. По этим законам жили до времени царя Алексея Михайловича.

Следует отметить, что более целенаправленной становится государственная политика призрения в период правления династии Романовых. Первый царь из рода — Михаил Федорович (1613—1645) учредил Аптекарский приказ, который должен был специально заниматься общественным призрением. До этого подобными делами ведали Патриарший, затем Монастырский приказы. При царе Алексее Михайловиче (1645—1678) был создан специальный Приказ строения богаделен (1670).

Одной из форм социальной поддержки раненых воинов являлась своего рода пенсия в натуральном виде — предоставление «прожиточного поместья» или прибавки к уже имеющимся поместьям. В июне 1663 г. по указу царя Алексея Михайловича московским дворянам и боярским детям других городов «жаловались» земельные поместья: за тяжкие ранения 50 десятин и за легкие 25 десятин. Нижним чинам — городовым стрельцам и драгунам, солдатам и казакам — выделялись земли размером 25 десятин.

Новый импульс процессу формирования государственного призрения был дан специальным указом царя Федора Алексеевича от 1682 г. В соответствии с указом предполагалось увечных и немощных из числа нищих помещать в особые госпитали-богадельни. В Москве были построены два таких заведения: в Китай-городе и за Никитскими воротами.

Государственный подход к вопросам призрения, включая увечных и убогих, был заметен и во время совместного царствования Иоанна и Петра. Об этом говорит тот факт, что 30 ноября 1691 г. был принят указ, подтвержденный новым указом через три года (14 марта 1694 г.).

Активное преобразование общественного призрения в систему происходит в период правления Петра I (1689—1725). В Указе от 8 июня 1701 г. он повелевал «в домовых Святейшего Патриарха богадельнях нищим быть, больным и престарелым, которые не могут ходить для собирания милостыни, а для десяти человек больных быть в богадельне одному человеку здоровому, который бы за теми больными ходил и всякое им вспоможение чинил. А больных в богадельнях велеть лечить, и для того учинить особых лекарей и давать тем лекарям кормовые деньги и покупать лекарства из Патриаршей домовой казны»8.

Указом Петра I от 31 января 1712 г. повелевалось «по всем губерниям учинить гошпитали для самых увечных, таких, которые ничем работать не смогут, ни стеречь, также и зело престарелым.»9 В 1723 г. это требование было подтверждено очередным указом Сената: «слепых, дряхлых, увечных и престарелых, которые работать не могут, ни стеречь, а кормятся миром, а чьи они были не помнят, тех отдавать в богадельни»10.

8 Полное собрание законов Российской Империи. Собр. 1. Т. 4. СПб., 1830. С. 168.

9 Там же. С. 791.

10 Там же. Т. 7. С. 159.

Особую заботу Петр проявлял о военнослужащих. Еще в 1715 г. было велено отправлять в монастырские богадельни отставших и увечных солдат, не имевших средств на жизнь.

22 марта 1716 г. был принят Указ о призрении воинских чинов, «которые к делам не годятся из-за дряхлости или увечья». Решено было после рассмотрения их дела выдавать жалование на пропитание «по их смерти». Это же требование подтверждалось в Указе Сената от 29 июля 1719 г., где отмечалось, что те солдаты, которые «за ранами и старостью отставлены и определены для прокормления их в монастырь», должны получать оклады «денежного и хлебного жалования». Указом от 31 января 1724 г. Петр I снова требует «солдат отставных, которые трудиться не могут. расписать по монастырям»11.

Кроме всего, сведения о ранениях заносились в послужные документы. Раненым воинам выдавались деньги на лечение, проводились бесплатные лекарские осмотры и т. д. Другими словами, увечных и раненых старались «пристроить» так, чтобы они имели источник существования. С этой же целью офицеров, получивших ранения или отставку по старости, направляли во внутренние гарнизоны или на гражданскую службу. Военных инвалидов использовали в качестве досмотрщиков таможен, смотрителей госпиталей, надзирателей за исправностью дорог и мостов и т. д.

Примечательно, что в 1720 г. Морской устав был дополнен специальным пунктом о призрении военнослужащих: «Ежели кто изувечен будет в бою или иным случаем во время службы своей, что он к корабельной службе негоден будет, того в гарнизон или статскую службу употребить, повысив чином; а ежели так изувечен будет, что никуда не годен будет, то такого в госпитале кормить до его смерти, а ежели в госпитале быть не хочет, то награжден будет годовым жалованием и дать паспорт. То же разумеется о старых»12.

С целью улучшения финансирования лекарств, лечения и питания раненых воинов Сенат своим указом от 5 июля 1714 г. вдвое увеличил венечный сбор в церквях. Следует отметить, что после смерти Петра I повышенное внимание к проблемам общественного призрения сменилось периодом законодательного затишья в этой области.

Однако данный факт еще не означал, что государственная политика в области призрения была свернута. Так, императрица Елизавета Петровна (1741—1761) много внимания уделяла помощи немощным. Она требовала строительства богаделен в губерниях, возложив их содержание на Статс-контору. Императрица пресекала стремление помещиков избавиться от забот о «прокормлении» получивших увечье, больных и престарелых крестьян. Большую заботу она проявила об уволенных из армии раненых, увечных и больных военнослужащих (указ от 13 января 1760 г.).

В целом можно сделать вывод о том, что принятые в рассматриваемый период правительственными структурами меры в социальной сфере свидетельствовали о начале формирования в России государственной системы призрения.

11 Полное собрание законов Российской Империи. Собр. 1. Т. 5. С. 726.

12 Мельников В. П., Холостова Е. И. История социальной работы в России. М., 1998. С. 160.

Меняется и сама философия помощи. Ее основные положения раскрываются не только в Посланиях апостолов и трудах отцов Церкви, но и в государственных документах, в которых появляются соответствующие термины, отражающие развитие призрения немощных, увечных, инвалидов.

В новых исторических условиях прогрессивные меры по развитию и укреплению системы призрения, заложенные Петром Великим, получили дальнейшее развитие в активной деятельности императрицы Екатерины II (1762—1796). Основываясь на идеях французских просветителей, она уже в первые годы своего правления предприняла ряд энергичных шагов по открытию благотворительных учреждений нового типа, в которых призревались увечные, больные, убогие и престарелые люди.

При непосредственном участии императрицы и под ее контролем был разработан целый ряд законодательных актов. Важное значение имело, например, издание Екатериной II 7 ноября 1775 г. «Учреждения для управления губерний». В этом документе впервые в законодательном порядке учреждалось государственная система общественного призрения, предусматривалось создание под председательством губернаторов особых приказов общественного призрения — административных органов, занимавшихся помощью сирым и убогим. Именно на них возлагалась обязанность, кроме всего прочего, организовывать и содержать больницы, аптеки, богадельни, дома для неизлечимых больных, дома для сумашедших и другие заведения. В отношении богаделен в этом законодательном акте указывалось: «В рассуждении установления и надзирания богаделен для мужского и женского пола убогих, увечных и престарелых, кои пропитания не имеют., дабы таковые. получали покров, одежду и прокормление в богадельнях. чтобы внутри богаделен благочинение было сохранено». Специальная статья в документе была посвящена «домам сумасшедших», «чтобы дом избран был довольно просторный и кругом крепкий. для смотрения, услужения и прокормления с ума сошедших. Таковой дом снабдить нужно пристойным, добросердечным. надзирателем и нужным числом людей для смотрения. кои бы обходились с ума сшедшими человеколюбиво»13.

К середине XIX в. в России насчитывалось 55 приказов общественного призрения с общим капиталом 133 млн руб. В их ведении состояло около 520 больниц, 111 богаделен и инвалидных домов на 8800 человек, 33 дома для умалишенных, 2 дома для неизлечимо больных и др.14

Именно в период правления Екатерины II активизировалась деятельность по призрению раненых и престарелых воинов. Еще при Петре I повинность содержания уволенных с военной службы «за ранами и за старостью» солдат распространялась на все монастыри. По указу от 28 июля 1719 г. такие военнослужащие должны получать «жалование денежное и хлебное из монастырских доходов». От такой повинности монастыри были освобождены лишь при Екатерине II (указ от 23 февраля 1764 г.). По этому указу увечные воины переводились из

13 Законодательство периода рассвета абсолютизма // Российское законодательство Х-ХХ вв.: В 9 т. Т. 5. М., 1987. С. 259-266.

14 Кузьмин К. В., Сутырин Б. А. История социальной работы. М., 2006. С. 498.

монастырей в особые инвалидные команды, созданные в военных гарнизонах более чем 30 городов России. Всего в них призревалось более 4300 человек.

Кроме инвалидных команд при внутренних гарнизонах создавались инвалидные роты, офицеры и солдаты которых несли нестроевую службу в качестве часовых у складов, школ и других объектов. При Екатерине Великой получило дальнейшее развитие строительство инвалидных домов — военных богаделен для призрения раненых, больных и престарелых воинов. Один из них — Камен-ностровский. Все это говорит о том, что заботу о призрении увечных и раненых брало на себя государство.

Деятельность Екатерины II способствовала развитию общественной инициативы в сфере призрения нуждающихся. При ее поддержке появляются благотворительные общества и союзы.

В целом это направление было поддержано преемниками императрицы Павлом I (1796-1801) и Александром I (1801-1825). Заметный вклад в развитие общественного призрения внесла супруга Павла I императрица Мария Федоровна. В 1806 г. она на свои средства открыла училище для глухонемых детей в Павловске под Санкт-Петербургом. Вскоре количество благотворительных обществ под ее покровительством выросло до 60. После смерти императрицы в 1828 г. они именовались учреждениями императрицы Марии; в 1854 г. были объединены под единым названием «Ведомство учреждений императрицы Марии».

С 1828 г. Ведомству покровительствовал Николай I (1796-1855). Число учреждений, входящих в Ведомство, постоянно расширялось, и к своему столетию в 1897 г. оно объединяло уже 1000 учреждений. В его системе действовало 21 училище по призрению более 700 детей, лишенных зрения, и 6 заведений для взрослых незрячих. Активно велась работа по призрению глухонемых людей. Под эгидой Ведомства образование получали около 200 детей. Они обучались не только грамоте, по и ремеслам.

К началу ХХ в. в России насчитывалось около 160 тыс. глухонемых, в том числе не менее 40 тыс. детей школьного возраста. В тоже время в стране насчитывалось 60 школ для глухонемых. В них обучалось 2 700 человек. Именно в этот период (1871) был открыт институт для слепых девочек, в 1880 г. в Москве учрежден приют для слепых детей, в 1881 г. Мариинское попечительство для призрения слепых, впоследствии переименованное в «Попечительство императрицы Марии о слепых».

Призрение взрослых осуществлялось в 36 богадельных домах Ведомства, в которых получали помощь около 5 тыс. престарелых и увечных людей15.

В мае 1802 г. в Петербурге было основано «Благодательное общество», которое в 1814 г. было переименовано в «Императорское человеколюбивое общество». В его составе насчитывалось в конце XIX в. около 210 учреждений, в которых призревались также «искаженные природой» люди — калеки, глухонемые, слепые, заразные больные. В 1908 г. таких людей насчитывалось 2147 человек16.

Еще одной крупной благотворительной организацией второй половины ХГХ в. являлось «Общество попечения о раненых и больных воинах» (1867). Вы-

15 Благотворительная Россия. СПб., 1902. С. 32-35.

16 Мельников В. П., Холостова Е. И. Указ. соч. С. 39.

сочайшей покровительницей организации была императрица Мария Александровна (1865-1880). Общество существовало исключительно на взносы и частные пожертвования. В 1876 г. оно было переименовано в Российское общество Красного Креста. К началу 1900 г. в нем насчитывалось около 100 тыс. членов и 450 местных отделений по всей стране.

С целью привлечения внимания к проблемам нуждающихся с 1 февраля 1813 г. начала издаваться газета «Русский инвалид». Доход от распространения издания должен был помочь инвалидам Отечественной войны 1812 г. Газету поддерживала царская семья, устраивались благотворительные спектакли, делались частные пожертвования. К 1815 г. доход «Русского инвалида» составлял 400 тыс. рублей. Из этих средств 1200 инвалидов войны получали постоянное пособие. В 1822 г. капитал газеты, которая стала ежедневной, уже составлял 1 млн 32 тыс. рублей17.

Ярким примером частной благотворительности начала ХГХ в. была деятельность одного из самых богатых и просвещенных людей того времени графа Н. П. Шереметьева. В 1803 г. он учредил Странноприимный дом на 100 человек и больницу при нем на 50 мест, затратив на это 250 тыс. рублей. Здесь нашли приют неимущие, увечные и больные.

Широко было известно в Москве имя купцов братьев Солодовниковых, которые построили богадельню на 150 мест (1865). Позже, в 1896 г., по соседству с этим учреждением был построен еще один дом призрения на 100 человек. Деньги на строительство этой богадельни выделила московская купчиха Т. Г. Гурьева. Помимо этого она выделила 200 тыс. рублей в качестве неприкосновенного фонда для обеспечения содержания богадельни с процентов.

Огромный вклад в благотворительность вносили купцы Морозовы. Внук известного в России Саввы Васильевича Морозова — Давид Абрамович Морозов передал свой участок земли и внес 500 тыс. рублей на устройство богадельни, которая была открыта в 1891 г. В ней содержались 122 человека, которые лишились из-за болезни возможности к труду. Благотворительное заведение постепенно расширялось сначала до 150 человек, а затем до 200. Этому способствовали пожертвования супруги основателя богадельни Е. П. Морозовой, которая пожертвовала почти 180 тыс. рублей18.

Большую благотворительную работу осуществляла Н. Б. Трубецкая, которая в 1868 г. возглавила Дамский комитет Московского отделения Общества попечения о раненых и больных воинах.

В России также широко была известна своими благотворительными делами династия Демидовых, крупнейших горнозаводчиков на Урале. В 1819 г. Н. Н. Демидов внес в Комитет оказания помощи инвалидам 100 тыс. рублей. По подсчетам специалистов, только в период с 1893 по 1897 г. ежегодные частные пожертвования на благотворительные цели, включая строительство и содержание таких заведений, достигали около 2 млн рублей.

Дальнейшее развитие получило в рассматриваемый период призрение раненых и увечных. В первой четверти ХГХ в. в России насчитывалось около 100 во-

17 Мельников В. П., Холостова Е. И. Указ. соч. С. 48.

18 Там же. С. 53.

енных госпиталей. В конце этого столетия было уже около 130 таких учреждений на более чем 30 тыс. мест. Здесь раненые и больные военнослужащие получали медицинскую помощь.

После Отечественной войны 1812 г. появились специальные учреждения пострадавших воинов. В частности, 18 августа 1814 г. указом государя был создан «Комитет по призрению раненых». Он координировал назначение пенсий из инвалидного капитала и государственного казначейства, выдачи единовременных денежных пособий, переводы на трудоустройство на гражданские службы, обеспечение жильем, оказание медицинской помощи и др. Именно в ведении «Комитета по призрению раненых» находился инвалидный дом императора Павла I, Лопухинский дом призрения инвалидов памяти императора Николая I, несколько богаделен для инвалидов.

В ХК в. государственные пенсии стали ведущей формой социального обеспечения военнослужащих, включая увечных и раненых. Наряду с государственными пенсиями военнослужащие пользовались услугами пенсионных эмеритальных касс.

В целом, к началу ХХ в. социальная защита военнослужащих в России накопила немалый ценный опыт. Она включала гарантированное призрение за счет государства по инвалидности и старости, дифференцированное пенсионное обеспечение.

Во второй половине ХК в. в социальную помощь немощным и убогим включились земские и городские органы самоуправления. Именно они организовали поддержку нуждающихся категорий населения, включая опеку над богадельнями, домами призрения для душевнобольных, училищами для слепых и т. д.

С начала 1860-х и до 1890-х гг. в 34 земских губерниях из 55 произошло пятикратное увеличение численности богаделен и инвалидных домов. Всего к началу 1890-х гг. земства содержали более 300 богаделен. Общее количество различного рода институтов общественного призрения в земских губерниях составляло 1090 заведений, которые охватывали почти 1 млн 100 тыс. человек. В их число входили и находившиеся на полном содержании в богадельнях, приютах, инвалидных домах нуждающиеся в помощи люди19.

Не менее активную деятельность по оказанию помощи увечным, инвалидам, тяжелобольным осуществляли органы государственного общественного управления. Одним из направлений их социальной деятельности была медицинская помощь населению. Не располагая своими достаточными средствами, финансирования городские думы и управы вели огромную работу с благотворительными обществами и частными пожертвователями. На эти средства только в Москве были открыты Алексеевская психиатрическая больница, построены Алексеевская, Бахрушинская, Солдатенковская больницы, Владимирская и Морозовская детские больницы. Впервые открывались специализированные санатории и лечебницы для туберкулезных больных, для страдающих кожными и венерическими заболеваниями и др.

В рассматриваемый период для призрения нуждающихся продолжали активно использоваться монастыри. В 70-90-е гг. XIX в. в России действовало

19 Мельников В. П., Холостова Е. И. Указ. соч. С. 74.

около 1000 монастырей. В условиях подчинения церкви государству с петровских времен монастырская благотворительность регламентировалась властями. По распоряжению правительства в 70-е гг. XIX в. каждый вновь открываемый монастырь обязан был иметь благотворительные и воспитательные заведения. К 90-м гг. ХК в. Православная Церковь содержала 660 богаделен и почти 500 больниц. Более 200 обителей призревали инвалидов, престарелых и других обездоленных людей.

Не менее активную социальную деятельность вели церковные приходы. Они оказывали помощь увечным и престарелым, создавали богадельни и лечебницы. В Москве, например, действовало более 20 церковно-приходских богаделен.

Во второй половине ХК в. наблюдается оживление приходской благотворительности. Этому способствовала деятельность церковно-приходских братств. В 90-е гг. ХК в. в России действовало почти 140 церковных братств, работавших на основе устава «О правилах учреждения православных братств» (8 мая 1864 г.).

С принятием 2 августа 1864 г. «Положения о приходских попечительствах при православных церквах» активизировалось деятельность приходов. В 1915 г. церковно-приходские попечительства и их советы были созданы в 90 % из 40,5 тыс. приходов России. Они уделяли большое внимание и «закрытому» призрению инвалидов, престарелых, неизлечимо больных. В целом же к началу ХХ в. в церковно-монастырских богадельнях призревалось около 10 тыс. человек.

В трудные годы Первой мировой войны монастыри и церковные приходы активизировали свою деятельность. Особым направлением работы было содержание госпиталей для раненых воинов. Во многих епархиях были созданы комитеты помощи больным и раненым военнослужащим. Уже к концу 1914 г. на церковные средства только Московской епархии было учреждено 90 лазаретов на 1200 мест. Деятельное участие в оказании помощи раненым солдатам и офицерам принимали православные епархии во всех губерниях России.

Война сопровождалась быстрым увеличением численности инвалидов, что обостряло проблему устройства их жизни и ухода за ними. В 1915 г. Синод выступил со специальным обращением, призывавшим православные епархии взять на себя часть государственной заботы об увечных солдатах и офицерах, принять участие в оказании помощи выздоравливающим воинам. Для этого Синод просил епархиальное руководство открыть при монастырях инвалидные богадельни и приюты.

В годы Первой мировой войны всю работу здравоохранения координировало Общество Красного Креста. Больше того, в структуру Общества влились Всероссийский земский союз и Всероссийский союз городов помощи больным и раненым воинам.

В ХК в. развивается социальное законодательство. Правительственное Горное Положение 1806 г. о предприятиях горнозаводской промышленности требовало, чтобы каждый завод имел богадельню, в которой бы призревались все увечные, престарелые и нетрудоспособные люди.

Набирало силу страхование рабочих и их призрение в связи с болезнью, увечьем или старостью. Законами 1861 и 1862 гг. на предприятиях горнозаводской промышленности создавались товарищества со вспомогательными кассами, ко-

торые выплачивали пенсии по утрате трудоспособности из-за увечья и за многолетнюю работу до престарелого возраста.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В конце 1880-х гг. вступил в силу закон, на основании которого создавались пенсионные кассы на железных дорогах. Они выплачивали рабочим пенсии при потере трудоспособности.

В начале ХХ в. (2 июня 1903 г.) правительство приняло закон о вознаграждении рабочих, потерпевших вследствие несчастных случаев в процессе труда. Если рабочий признавался полностью нетрудоспособным, то ему назначалась пенсия, составляющая две трети годового заработка. Кроме того, закон обязывал предпринимателя обеспечить пострадавшему бесплатную медицинскую помощь или оплатить расходы на лечение.

В июне 1912 г. были приняты новые законы о страховании рабочих от несчастных случаев, об обеспечении рабочих на случай болезни и др. Этими законами вводилось обязательное страхование рабочих. Социальное обеспечение предусматривалось при полной или частичной нетрудоспособности. Специальные меры также предусматривались для тех рабочих, которые в результате несчастного случая становились полностью беспомощными. К ним относили рабочих, лишившихся зрения, рук или ног. Им выплачивалась пенсия в размере полного заработка. Для своих пенсионеров страховые товарищества создавали богадельни.

Однако следует учесть, что новые законы 1912 г. не распространялись на небольшие предприятия, кроме того, они действовали только на территории Европейской России. Но, тем не менее, эти законы являлись важной ступенью в развитии страхового законодательства, защиты увечных, немощных и «полностью беспомощных».

Несмотря на то, что к началу ХХ в. Россия превращалась в аграрно-промышленную державу, в структуре населения страны подавляющее большинство составляло крестьянство, жившее сельской общиной (сельским обществом). Именно сельский «мир» нес на себе заботы о призрении престарелых, увечных, всех кто не мог содержать себя трудом. Именно крестьянская община призревала нуждающихся. В деревне широко использовалась такая форма помощи, как поочередное кормление в домах сельских хозяев.

Наряду с этим применялся и такой способ призрения, как прием домохозяевами нуждающихся на длительный срок с предоставление питания. За содержание инвалида крестьянское общество выделяло общиннику определенную плату или освобождало от уплаты некоторых повинностей.

Традиционной и наиболее распространенной формой социальной помощи в крестьянской общине являлась подача милостыни калекам, старикам и другим немощным людям. Этому способствовала христианская народная традиция милосердия, сострадания к инвалидам, престарелым и больным.

Литература

Библия о милосердии. М., 1992.

История русской православной церкви в документах региональных архивов: В 3 т.

М., 1993-1996.

Ковалевский Н. Христа ради юродивые. М., 1992.

Нищеретный П. И. Христианство и его роль в развитии благотворительности. М., 1993.

Ключевые слова: призрение инвалидов, монастырско-церковные формы призрения, великокняжеская благотворительность, общественное призрение, государственная система призрения инвалидов.

Formation and Development of Social Security and Support for the Disabled in Pre-Revolutionary Russia

N. F. Basov

The article examines formation and development of social security and support for the disabled in Russia, from elementary forms of help in primitive Slavonic communities to the formation of charity system for the sick and the disabled in late nineteenth and early twentieth centuries. Besides forms of private, communal, and state charity, special attention is paid to the practices of church support through parishes and monastic communities.

Keywords: charity for the disabled, monastic and church forms of charity, charitable work of the nobility, social charity, state social security system for the disabled.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.