СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА
УДК 364.01
Басов Николай Федорович
доктор педагогических наук, профессор Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова
РАЗВИТИЕ ПРИЗРЕНИЯ И ПОМОЩИ СЕМЬЯМ В ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ РОССИИ
В статье раскрываются особенности развития призрения и помощи семьям в дореволюционной России. Проводится ретроспективный анализ положения данного социального института и особенностей оказания социальной поддержки ему как со стороны государства, так и со стороны общественных организаций и филантропов. Рассматривается развитие различных форм оказания помощи семьям со времен Киевской Руси до Первой мировой войны. Раскрывается общинно-родовая помощь в архаичный период существования славянских общин. Характеризуется княжеская и церковная благотворительность в направлении защиты, укрепления, поддержки материнства и детства. Рассматривается становление системы государственного призрения в вопросах семьи, от момента зарождения данной формы вспомоществования до постепенного ослабления контроля со стороны власти и постепенной передачи части функций социальной помощи в ведение добровольных общественных институтов. Представляется ретроспективный анализ нормативно-правовых документов, регулировавших оказание поддержки многодетным, малообеспеченным семьям, защиты материнства и детства. Характеризуются основные направления государственного и общественного призрения со времен Петра I до момента окончания существования Российской империи. Отдельное внимание уделяется опыту деятельности земств дореволюционной России в вопросах оказания помощи уязвимым категориям семей, поскольку подходы, использовавшиеся в данных организациях, представляют исключительный интерес в современный период становления широкой общественной помощи, благотворительности и волонтерства. Материал, излагаемый в статье, является ценным источником в систематизации и изучении истории социальной работы, истории благотворительности, историографии социальной работы, при составлении образовательных программ будущих бакалавров социальной работы.
Ключевые слова: социальная помощь, семья, материнство и детство, семейные ценности, социальное сопровождение, многодетные семьи, нуждающиеся семьи, кризисная ситуация, социальное служение.
Основными формами взаимопомощи в древних славянских общинах являлись: общинно-родовая, хозяйственная, обрядово-культовая. Своеобразными формами поддержки являлись «помочи» и «толоки». Такие обычаи взаимопомощи были вызваны постоянными стихийными бедствиями, связанными с наводнениями, пожарами, падежом скота и осуществлялись в форме восстановления жилья и других дворовых пристроек, передачи части приплода домашних животных, помощь в сельскохозяйственных работах (обработка земли, покос, уборка хлеба, молотьба, вывоз сена, навоза и т.д.), помощь в случае болезни взрослых в семье (растапливание печи, кормление домашнего скота, уход за детьми, приготовление пищи и др.).
Хотя благотворительность уходит своими истоками в языческие времена, значительное свое развитие она получила после крещения Владимиром I Руси (988 г.). С распространением христианства устанавливается единый для всех обязательный церковный брак, повлиявший на структуру средневековой семьи.
На Руси семья в том виде, каком мы ее знаем сегодня появилась в Х-Х11 веке. Именно в это время складывается конфессиональная парадигма помощи, в основе которой лежала церковная помощь.
Такая практика помощи с первых лет христианства развивалась в нескольких формах: монастырской системе и помощи через приходы. Традиционно также продолжала существовать и милостыня, как форма благотворения.
Монастыри в рассматриваемый период становились основными очагами призрения увечных, слепых, престарелых, сирот и вдов. Они содержали богадельные избы, больницы, скудельницы, училища для писцов, детские приюты.
В «Правилах о церковных людях» (XIII в.) в перечень благотворительных дел церкви входили: «нищих кормление и чад мног, странным прилежание, сиротам и убогим мышление, вдовам пособие, девицам потребы, обидным заступление, в напа-стех поможение, в пожаре и потопе, пленным искупление, в гладе прокормление, в худобе умирая и покровы и гробы» [1, с. 34-39].
Более открытой, чем монастырская, была помощь через приходы. При них существовали богадельни, в церковной казне можно было занять денег; с целью детского призрения устраивались приюты для подкидышей и сирот. Велико значение приходов и в распространении грамотности, а также в защите слабых от сильных (особенно женщин от тиранов-мужей).
Православная церковь всегда уделяла большое внимание семье. Создание семьи для церкви было традицией и нормой. Брак в православии является таинством. Церковь усматривает в браке не только основание семьи и ячейку общества, но и образ союза Христа и церкви. В своем учении апостол Павел называет семью «малой церковью». Брачный возраст в России определялся религиозными нормами и был довольно низким.
Для православного человека семья являлась смыслом существования, основой его нравственно-
сти и хозяйственной деятельности. Обязанностью мужа в православной семье являлось стремление быть главой семьи, ее опорой и защитой, принимать ответственность за судьбу семьи.
Обязанностью жены в православии всегда являлось рождение и воспитание детей, помощь мужу, попечение о доме. Однако замужняя женщина могла заниматься призрением нуждающихся (лечение и уход за больными, учительство и т.д.). Родители стремились к тому, чтобы их дети во всем были послушны отцу и матери, почитали их, кормили и одевали в старости, были терпеливы к их немощи.
Благотворительностью тогда занимались не только церковь, но и великие князья. В «Повести временных лет» (начало XII в.) говорилось, что «В лето...(996 г.) Владимир увидел, что церковь построена, вошел в нее и помолился богу. и устроил в этот день праздник великий боярам и старцам городским, а бедным раздал много богатства. Устроил он такое и сказал: «Немощные и больные не могут добраться до двора моего». И приказал снарядить телеги, наложив на них хлебы, мясо, рыбу, различные плоды, мед в бочках, а в других квас и развозить по городу, спрашивая «Где больной, нищий или кто не может ходить?» И раздавали тем все необходимое» [1, с. 29].
«Для осуществления попечения ... церкви выделялась «десятина» с княжеских доходов». Эти средства предназначались «. для бедных сирот, немощных, престарелых, пришельцев, пленных и для погребения бедных, а также для помощи тем, кто имел многочисленное потомство и у которых имущество было истреблено огнем.» [1, 2-3].
Во второй половине XI века щедрой помощью бедным отличались также великие князья Изяслав Ярославович и Всеволод Ярославович, а также великие князья тмутараканские Ростислав и Глеб. Историки отмечают князя Владимира Мономаха, который «раздавал деньги и предметы первой необходимости обеими руками» [1, с. 24]. Его примеру следовали Андрей Боголюбский, Всеволод Юрьевич, княгиня Василиса, Александр Ярославович Невский, Иван Калита, прозванный так за то, что носил мешок, из которого раздавал милостыню.
Следует отметить, что более целенаправленной становится государственная политика призрения нуждающихся в период правления династии Романовых.
Активное преобразование общественного призрения в систему на законодательной основе происходит в период правления Петра I (1689-1725 гг.). По существующему положению вдовам убитых и умерших воинов назначалось пособие в размере одной восьмой части годового жалования мужа, а детям - в размере двенадцатой части. Царским указом 1799 г. размеры пенсий были увеличены до полного жалования мужа или отца. Этот порядок продолжал действовать и в 19 веке.
По указу Петра I (1706 г.) в Москве был устроен первый в России госпиталь для приходящих больных, в котором по отчету на 1712 г. прошли лечение более тысячи человек [4, с. 345].
Уровень развития призрения характеризует отношение в рассматриваемый период церкви и общества к детям.
В своде житейских правил и наставлений «Домострой» (XVI в.) в разделе 18. Как детям отца и мать любить и беречь, и повиноваться и утешать их во всем отмечалось: «Если же оскудеют разумом в старости отец и мать, не обесчестите их, не укоряйте и тогда почтут вас и ваши дети; не забывайте труды отца и матери, которые о вас заботились и печалились о вас, покойте старость их и о них забодьтесь, как и они о вас [1, с. 24].
Меры по развитию и укреплению системы призрения, заложенные Петром Великим, получили дальнейшее развитие в активной деятельности императрицы Екатерины II (правила в 1762-1769 гг.).
Следует обратить внимание на особую роль в развитии благотворительности разнообразных обществ, которые оказывали значительную помощь и поддержку нуждающимся, в том числе семьям. Это Петербургский и Московский комитеты по разбору и призрению просящих милостыню, Союз борьбы с детской смертностью в России, Всероссийское попечительство по охране материнства и младенчества, Братолюбивое общество, Филантропическое общество (основано в 1802 г., в 1816 г. было переименовано в Императорское человеколюбивое общество), Комитет раненых, Комитет призрения заслуженных гражданских чиновников, Дружеское ученое общество, Общество попечения
0 бедных и больных детях «Синий крест». Всего в России насчитывалось более 10 тыс. благотворительных обществ и заведений. Они использовали в своей деятельности самые разнообразные формы помощи и поддержки нуждающихся.
В 1802 г. в Петербурге при содействии императора Александра I было основано «Благодетельное общество». Кроме организации бесплатного лечения на дому и открытия диспансеров для неимущих жителей, общество оказывало помощь бедным при рождении младенца, предоставляло бесплатные или удешевленные квартиры нуждающимся семьям, бесплатную лекарственную помощь, содержало бесплатные столовые, заведения по трудоустройству и др. Сумма расходов на все перечисленные мероприятия в 1908 г. составляла
1 млн. 813 тыс. рублей.
Социальная защита распространялась и на гражданских служащих и членов их семей. Особенно это казалось службы чиновников в отдаленных местностях. Кроме денежных пособий на подъем и обзаведение, проездных денег для переезда семьи на новое место службы, жалований по выслуге определенного количества лет, чиновни-
кам выплачивали пособие на содержание и воспитание детей, пособия семьям чиновников, скончавшихся на службе.
Определенная социальная помощь оказывалась отставным чиновникам, их вдовам, детям и родителям. Например, по Положению Кабинета министров (сентябрь 1840 г.) вдовам и детям умерших гражданских чиновников назначались пенсии на основе тех же окладов, из расчета которых были установлены пенсии главам их семей.
Указом Александра II от 1 января 1864 г. было утверждено «Положение о губернских и земских учреждениях». В компетенцию земств входил надзор за земскими лечебными благотворительными заведениями, попечение о призрении бедных, неизлечимых больных и умалишенных, учреждения народного образования, строительство церквей и школ и др. Ведомства по сути являлись преемниками губернских приказов общественного призрения.
Городские и земские органы самоуправления предпринимали большие усилия по созданию сети амбулаторий и приемных пунктов медицинской помощи, учреждений родовспоможения.
Появляются и новые формы медико-социального обслуживания семей. Ввиду недостатка стационарных мест в больницах, например, в московской губернии было организовано «посемейное призрение больных». Суть его заключалась в том, что лечебницы размещали больных в семьи горожан или селян с платой хозяевам за уход из средств местного самоуправления. В 1913 г. таким патронажем было охвачено около 500 соматических больных и более 700 душевно больных.
Хорошие результаты давала реорганизация системы социальной помощи нуждающимся на основе Эльберфельдской системы призрения бедных: создание окружных и участковых попечительств в Москве. Причем по статистическим данным наблюдался рост удельного веса пособий, выдававшийся именно семейным просителям (В 1902 г. из 13300 человек, пользовавшихся помощью, 60% приходилось на семейных) [5, с. 129].
Определенное распространение в тот период получила и такая форма социальной помощи как трудоустройство, особенно обремененных семьей женщин. Кроме того, налаживалась работа пунктов по раздаче надомной работы. В целом, в начале XX в. участковые попечительства функционировали почти в 60 городах России.
Следует отметить, что переход дела призрения под влияние городского самоуправления способствовал не только активизации традиционных, но и появлению новых форм социальной поддержки. В 1893 г. в России учреждено общество защиты детей от жестокого обращения, которое строило убежища и общежития с мастерскими.
Периодически повторявшиеся неурожаи, голод, эпидемии вызвали к жизни и такую форму обще-
ственной самопомощи, как приюты для детей более взрослых и ясли - дневные приюты, для детей, не умеющих ходить. Сюда принимались дети бедного населения бесплатно или за небольшую плату. Содержались эти учреждения за счет частных благотворителей или по решению крестьянских обществ, которые отчисляли деньги на организацию и содержание яслей-приютов, а также выдавали продукты питания: муку, хлеб, яйца, молоко, сало, картофель и т.д.
В ходе кампании по оказанию продовольственной помощи населению пострадавшему от неурожая 1905-1906 гг. в 15 губерниях, органами местного самоуправления было открыто 3624 бесплатных столовых, на территории только 7 губерний было организовано 220 детских яслей с лечебным питанием. В общей сложности на создание врачебно-питательных пунктов и оказание продовольственной помощи голодающим семьям было израсходовано более 3 млн. рублей [5, с. 108].
Другим важнейшим показателем активизации жизни общества в России пореформенного периода являлся рост социальной активности духовенства в сфере благотворительности. Церковь получила возможность развивать давнюю традицию призрения нуждающихся в монастырских и цер-ковно-приходских богадельнях, странноприимных домах, лечебницах и других заведениях. В 70-80-х годах в России возникло около 40 новых монастырей с различными учреждениями социально-благотворительного значения. Всего же более 200 обитателей вели постоянную работу по социальному призрению инвалидов, престарелых, неимущих, сирот и обездоленных людей.
Государственные реформы способствовали оживлению благотворительной деятельности церковных приходов. Об этом говорит возникновение церковных братств, получивших большую поддержку общественности.
Возрождение церковно-приходской благотворительности во многом определялось «Положением о приходских попечительствах при православных церквах» (2 августа 1864 г.). Церковные попечительства начали создаваться при многих приходах. К 1901 г. они охватывали пятую часть всех церквей России. Их забота характеризовалась многообразием форм и включала различные группы нуждающихся: инвалидов, престарелых, неизлечимых больных. При приходских попечи-тельствах открывались богадельни, учреждались детские приюты с интернатами, школы. Использовались и такие формы социальной помощи семьям, как выдача денежных пособий, бесплатных обедов в богадельнях, оказание бесплатной медицинской помощи и т.д.
Немалый вклад внесла церковь в развитие сети церковно-приходских школ. Опираясь на государственное финансирование и используя собствен-
ные средства, за 10 лет церковь открыла почти 30 тыс. церковно-приходских школ, увеличив их количество по сравнению с 1884 г. более чем в шесть раз.
В начале XX века ценный опыт помощи и призрения нуждающихся был накоплен в сельских общинах. Крестьяне и их семьи часто оказывались в тяжелом положении в связи с засухами, неурожаем, падежом скота, пожарами, болезнью или смертью кормильца. Да и какой бы крепкой ни была крестьянская семья, она порой не могла обойтись без поддержки соседей. Это помогало ей выжить, выполнять непосильные одной семье работы.
Постепенно складывались формы крестьянской взаимопомощи, ставшие традиционными: заготовка сена, унаживание полей, устройства прудов, постройка изгородей и т.д. Община помогала хозяйствам с малочисленными семьями, маломощным женским семьям в обработке земли и сборе урожая, порой освобождая от повинностей или откладывал их. Семьям-погорельцам общиной бесплатно выделялся лес, затем общими усилиями строили избы, помогали хлебом, одеждой, предметами первой необходимости, выделяли ссуду.
По российскому законодательству заботу о престарелых, увечных больных брала на себя семья или родственники. Однако широко использовались и традиционные формы социального призрения, сложившиеся в крестьянских общинах: поочередное кормление в домах сельских хозяев, когда домохозяин кормил призреваемых в порядке очереди поденно или понедельно; прием домохозяевами нуждающихся на постой на длительный срок с предоставлением им питания (на условиях уменьшения крестьянского налога или освобождение крестьянского двора от уплаты мирских натуральных повинностей); выдача нуждающимся хлебных пособий из общинных запасных магазинов; подача милостыни инвалидам, престарелым, больным, сиротам и др.
В начале XX в. в крестьянской среде использовалась и такая форма социальной помощи, как организация детских яслей-приютов для крестьянских детей на средства Попечительства о домах трудолюбия, Ведомства учреждений императрицы Марии, земских органов самоуправления.
Традиции социальной помощи в крестьянской среде ярко проявились в годы Первой мировой войны. Под опеку были взяты многие семьи, оставшиеся без кормильцев по причине их гибели на фронте. Им выделяли семена на посев, производили вспашку земельных наделов, помогали убирать урожай, организовывали заготовку дров, сена и соломы.
В годы войны проводились денежные сборы в порядке пожертвования для оказания помощи семьям солдаток и вдов, открытия сиротских домов-приютов для детей погибших воинов, яслей-приютов и др.
В начале нового столетия продолжали развиваться институты городского общественного попечения. Эффективность их деятельности во многом проявилась в условиях начавшейся мировой войны. На первый план выдвинулась необходимость помощи семьям военнослужащих - им оказывалась финансовая и продовольственная помощь, проводилось трудоустройство нуждавшихся, открывались курсы подготовки санитаров и т.д.
В сложное время Первой мировой войны городские попечительства направили свои усилия на социальную помощь семьям военнослужащих. Так число таких семей в Петербурге в конце 1915 г. составляло почти 85 тыс. В связи с огромным объемом работы по оказанию такой помощи городская дума создала специальный «Совет по призрению семей лиц, призванных на войну». Именно этот совет координировал деятельность попечительств среди нуждающихся семей: они составляли списки семей, имеющих право на государственное пособие или паек; обследовали материальное положение семей лиц, призванных в армию; определяли форму помощи таким семьям. Городские попечительства расширили сеть дешевых и бесплатных столовых. В первый год войны бесплатно было опущено более 4 млн. 100 тыс. обедов. Кроме того, при столовых для семей с детьми работали 16 пунктов выдачи молока [5, с. 135].
В годы войны развернули работу по оказанию помощи семьям, из которых мужчины были мобилизованы на войну церковно-приходские попечительства. Проводились церковные кружечные сборы, практиковались обходы имущих граждан и собирались пожертвования по подписным листам. Только за первый год войны церковно-при-ходские попечительства создали благотворительный фонд в сумме 6 млн. рублей. Из него до осени 1915 г. получили пособия 2 млн. 200 тыс. семей военнослужащих [5, с. 153]. Кроме того, таким семьям бесплатно выдавали семенное зерно для посева, осуществляли вспашку полей, уборку урожая, заготовку дров на зиму и др.
Во время осенних полевых работ 1915 г. цер-ковно-приходские попечительства открывали в помощь семьям с малолетними детьми сотни детских яслей, создавали приюты для сирот.
Большая работа проводилась по оказанию помощи семьям беженцев. Во всех епархиях были созданы комитеты попечения о беженцах, проводились сборы средств в их пользу, монастыри и церкви выделяли места для проживания семей беженцев.
Православные епархии взяли на себя часть государственной заботы об увечных солдатах и офицерах, а также выздоравливающих воинов. В те же годы открывались инвалидные богадельни и приюты, общины сестер милосердия. Это говорит о том, что церковь не прекращала оставаться
важнейшим институтом христианского милосердия и продолжала оказывать социальную помощь нуждавшимся.
В начале XX века развивается общественная и правительственная деятельность по организации рабочего социального страхования.
В новых законах 1912 г. содержались положения о социальной защите членов семьи потерпевшего в случае его смерти. В соответствии с законодательством устанавливалась пенсия вдове и детям умершего. Соответствующие размеры пособий устанавливались по случаю похорон.
Важным направлением социального призрения в XX века оставалась помощь детям. В 1913 году возникает Всероссийское попечительство об охране материнства и детства во главе с Центральным институтом. В том же году в целях призрения сельских сирот был создан Романовский комитет.
Первая мировая война резко обострила проблему призрения детей-сирот, усилила необходимость помощи детям матерей-солдаток. Под руководством городских попечительств действовали детские приюты, сады, ясли, начальные училища и ремесленные классы и т.д., в которых призревались дети из нуждавшихся семей военнослужащих.
Краткий обзор дореволюционного опыта помощи, взаимопомощи и призрения нуждающимся, включая и семьи, не дает полного представления о сложной повседневной семейной жизни. Однако он позволяет сделать вывод что, именно семья в первую очередь обеспечивала своим членам опеку, защиту, социальную безопасность. Именно
семья поддерживала тех своих членов, которые по инвалидности, старости или малым возрастом не могли позаботиться о себе. Таким образом, одной из важнейших социальных функций семьи являлось создание и поддержание материальных условий жизнедеятельности семьи, уход за детьми и престарелыми членами семьи, забота членов семьи друг о друге.
Однако в экстремальных ситуациях для семьи, когда она не могла справиться с возникшими трудностями, на помощь приходила община, церковь, земства, городское самоуправление, государство, благотворители.
Библиографический список
1. Басов Н.Ф. История социальной работы. -М., 2007.
2. Вишневский А.Г. Эволюция семьи в СССР и принципы семейной политики. - М., 1993.
3. Домострой - М., 1990.
4. Кузьмин К.В., Сутырин Б.А. История социальной работы за рубежом и в России. - М., 2006.
5. Мельников В.П., Холостова Е.И. История социальной работы в России. - М., 2001.
6. Фирсов М.В. История социальной работы. -М., 2012.
7. Холостова Е.И. Социальная работа с семьей. - 4-е изд. - М., 2013.
8. Циткилов П.Я. История социальной работы. - Ростов н/Д, 2006.
9. Шарин В.И. История социальной работы. -М., 2011.