Научная статья на тему 'СТАНОВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЁРСТВА В ОТЕЧЕСТВЕННОМ ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ ХIХ ВЕКА'

СТАНОВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЁРСТВА В ОТЕЧЕСТВЕННОМ ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ ХIХ ВЕКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
64
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЁРСТВО / СОЦИАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБЩЕСТВЕННЫЕ ДВИЖЕНИЯ / БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ / ПЕРЕДОВОЕ СООБЩЕСТВО / ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ / SOCIAL PARTNERSHIP / SOCIAL INTERACTION / TEACHER EDUCATION / SOCIAL MOVEMENTS / CHARITY / ADVANCED COMMUNITY / CITIZENSHIP

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Скударёва Галина Николаевна

В статье рассматривается опыт становления социального партнёрства в отечественном образовании и просвещении в первой половине ХIХ века. С началом развития капиталистических отношений в России, почти на полвека позже, чем на Западе, зарождается социальное партнёрство через социальные «взаимодействия», «взаимоотношения», «сотрудничество». Пробуждается общественное сознание, активизируются общественные движения, развивается благотворительность и меценатство, ведутся общественные дискуссии, формулируется передовая общественная мысль. На становление социального партнёрства оказывают влияние социальные факторы: эпохальные исторические события данного периода, политика царского правительства, декабристские организации, прогрессивные представители общественного передового сообщества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FORMATION OF SOCIAL PARTNERSHIP IN DOMESTIC PEDAGOGICAL EDUCATION OF THE FIRST HALF OF THE XIX CENTURY

The article considers the experience of social partnership formation in Russian education and enlightenment in the first half of the XIX century. With the beginning of the development of capitalist relations in Russia, almost half a century later than in the West, social partnership is born through social "interactions", "relationships", "cooperation". Public consciousness is awakened, social movements are activated, charity and patronage are developed, public discussions are held, and advanced public thought is formulated. The formation of social partnership is influenced by social factors: epochal historical events of this period, the policy of the tsarist government, Decembrist organizations, progressive representatives of the public advanced community.

Текст научной работы на тему «СТАНОВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЁРСТВА В ОТЕЧЕСТВЕННОМ ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ ХIХ ВЕКА»

Педагогика

УДК 379.01

кандидат педагогических наук, доцент Скударёва Галина Николаевна

Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Государственный гуманитарно-технологический университет» (г. Орехово-Зуево)

СТАНОВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЁРСТВА В ОТЕЧЕСТВЕННОМ ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ ХК ВЕКА

Аннотация. В статье рассматривается опыт становления социального партнёрства в отечественном образовании и просвещении в первой половине XIX века. С началом развития капиталистических отношений в России, почти на полвека позже, чем на Западе, зарождается социальное партнёрство через социальные «взаимодействия», «взаимоотношения», «сотрудничество». Пробуждается общественное сознание, активизируются общественные движения, развивается благотворительность и меценатство, ведутся общественные дискуссии, формулируется передовая общественная мысль. На становление социального партнёрства оказывают влияние социальные факторы: эпохальные исторические события данного периода, политика царского правительства, декабристские организации, прогрессивные представители общественного передового сообщества.

Ключевые слова: социальное партнёрство, социальное взаимодействие, педагогическое образование, общественные движения, благотворительность, передовое сообщество, гражданственность.

Annotation. The article considers the experience of social partnership formation in Russian education and enlightenment in the first half of the XIX century. With the beginning of the development of capitalist relations in Russia, almost half a century later than in the West, social partnership is born through social "interactions", "relationships", "cooperation". Public consciousness is awakened, social movements are activated, charity and patronage are developed, public discussions are held, and advanced public thought is formulated. The formation of social partnership is influenced by social factors: epochal historical events of this period, the policy of the tsarist government, Decembrist organizations, progressive representatives of the public advanced community.

Keywords: social partnership, social interaction, teacher education, social movements, charity, advanced community, citizenship.

Введение. В России в первой половине XIX века начинают развиваться капиталистические отношения, растёт товарное производство, оживляется торговля, развивается промышленность в крупных городах. Этот период можно охарактеризовать как период предпосылок социального партнёрства, которые, пребывая пока в зачаточном состоянии, вместе с тем, уже способствуют решению возникающих социальных проблем и не вызывают сомнений в их общественном ресурсном потенциале. В данный период в российской интерпретации «социальное партнёрство» рассматривается через осмысление понятий «взаимосвязь», «взаимодействие», «взаимоотношения», «сотрудничество». К тому же, по мнению Сажина А.В., Мирзояна Г.В «социальное партнерство» редуцируется до проблемы взаимодействия гражданского общества и государства»[12]. Характерно, что изначально в России социальное партнёрство, в отличие от Запада, связано с общественными движениями, а не с профессиональными союзами. С учётом вышесказанного, начнём наш теоретический анализ становления социального партнёрства в обозначенный исторический период.

Изложение основного материала статьи. В 1801 году на престол вступил Александр I, царствование которого можно условно разделить на два подпериода. Подпериод с 1801 по 1811 г.г. - прогрессивный, когда происходят позитивные изменения в общественно-политической жизни страны, активизируется «образованное общество», появляются и развиваются первые общедоступные школы. Деятельность первого российского Министерства народного просвещения начинается 8 сентября 1802 года. Первый министр просвещения П.В. Завадовский руководит разработкой нового школьного устава (1804г.) и начинает учебную реформу. В результате бывшие гимназии и главные народные училища преобразованы в учреждения нового типа. Открылись поистине научные центры - Казанский, Петербургский и Харьковский университеты.

К сожалению, ключевой замысел реформирования, - устройство и развитие приходских училищ, не был осуществлён, т.к. гимназии и университеты финансировались государством, а приходские училища, в большей мере, благотворителями, а т.к. благотворительность только зарождалась, её объёмы были недостаточными для развития массового начального образования [5].

Царствование Александра I в период с 1811г. по 1825г. исторически характеризуется реакционным, отошедшим от либеральных настроений. Влияние политических потрясений в Западной Европе, создание тайных обществ в России, крестьянские волнения ужесточили общественно-политический курс правительства, который, соответственно, отразился на состоянии системы просвещения.

Не смотря на реакционный курс правительства, образовательные инициативы со стороны государства поддерживаются просвещенным российским сообществом, создаются различные общественные союзы, развиваются благотворительные и просвещенческие организации, а также открываются первые школы взаимного обучения.

Два эпохальных исторических события, - Отечественная война 1812 года и Восстание декабристов 14 декабря 1825 года, существенно повлияли на пробуждение общественного сознания, и, соответственно, активизировали общественные движения. Особенно возросли патриотические настроения, которые в дальнейшем трансформировались в общественные движения, у молодых, образованных дворян, ветеранов войны Отечественной войны 1812 года. Их уровень образования и просвещения, а также патриотический настрой, укрепляли в них понимание и убеждение в отсталости России от стран Европы. Поименованные факторы инициировали освободительные движения в России, зачинателями которого изначально и становятся дворянские революционеры - декабристы [1].

Идея просвещения народа главенствовала в их взглядах, и образование они рассматривали необходимым условием в преобразовании России. Именно в данный исторический период активизируются различные взаимодействия, взаимоотношения и взаимосвязи заинтересованных гражданских сообществ на основе единения их взаимных взглядов, интересов, позиций, которые вполне можно было бы интерпретировать на

современный лад как устойчивые формы общественного участия в решении государственно - общественных и социальных проблем, базирующихся на идее социального партнёрства [14, 16].

Итак, патриотизм становится основной силой и ключевой идеей декабристского движения. Основная задача просвещения в данный период - гражданское воспитание. Декабристы призывают к организации частных, вольных школ, которые не зависят от государственного произвола и церковной идеологии. Широко известный «Трактат о воспитании» (1798) А.Ф. Бестужева содержит проекты общественного переустройства, где декабристами активно обсуждались вопросы воспитания [10].

Педагогическая деятельность декабристов активизировалась с возникновением «Союза благоденствия»(1818-1821. г.г). Целями его деятельности организаторы видят просвещение и нравственное воспитание и только потом: смягчение крепостного права, создание конституции, свержение самодержавия (неофициально), поддержку властей во благих начинаниях и их гуманизирующее влияние на окружающих.

Гуманизирующие основы воспитания личности как потенциального социального партнёра социальных взаимодействий, а также гуманизация самого процесса, даёт нам право рассматривать его в качестве предпосылок становления социального партнёрства.

«Вольное общество учреждения училищ взаимного обучения» (1818-1822), основателями которого являлись члены «Союза благоденствия», открыло первое в Петербурге бесплатное училище на 250 мест, а к 1821 году таких училищ стало уже шестьдесят в разных губерниях, и обучались в них около 8000 человек. Общество опубликовало обучающие учебные таблицы для изучения грамоты, и начинались они словами «свобода», «воля», «мятеж» и др. Однако, в 1820 году после восстания Семёновского полка все таблицы были ликвидированы, а Вольное общество закрыто. Характерно, что декабристы продолжали свою педагогическую и просветительскую деятельность во время ссылки в Сибири. Эти факты отражены историком Н.М. Дружининым в труде «Декабрист И.Д. Якушкин и его ланкастерская школа» [7]. Открытые И.Д. Якушкиным в Ялуторовске две школы - для мальчиков (1842) и для девочек (1846), в основу своей деятельности заложили метод взаимного обучения. Наряду с образовательной деятельностью декабристы проводили культурно-просветительскую работу среди жителей Сибири (И. И. Пущин и др.). Дела и заветы декабристов стояли у истоков формирования общественно-политической мысли в России, положенной в основу социальной проблемы как цели их общественного взаимодействия и оказали историческое влияние на развитие теории и практики социального партнёрства [2].

В контексте исследования нашей проблемы выявленные исторические факты мы рассматриваем как истоки новых практических общественно-педагогических взаимодействий передового образованного сообщества России первой половины XIX в. и окружающего социума по вопросам организации народного обучения.

Мы уже упоминали выше, в данный период проявляются такие общественные явления в социальной жизни России, как меценатство и благотворительность, и начинает формироваться система благотворительных образовательных учреждений. Благотворительные пожертвования частных лиц направлены на открытия школ, училищ, благотворительных учреждений (сиротских домов, приютов и др.).

Яркий след в истории российского просвещения оставил князь А.А. Ширинский-Шихматов. В Смоленской губернии в селе Архангельском в своей усадьбе он открыл школу для крестьянских детей и на протяжении более 30 лет (1818-1849 г.г.) обучал их грамоте, а по воскресеньям и взрослых крестьян. Малоизученным, но весьма значительным явлением в истории русского просвещения и ярким примером благотворительности можно считать редкий опыт В.В. Измайлова (1773-1831 г.г.), который в своем подмосковном имении основал пансион (1805г.) и воспитывал в нем крестьянских детей на педагогических идеях Ж.-Ж. Руссо [8].

Правительство Николая I после восстания декабристов избрало ориентиром необходимость воспитания законопослушных верноподданных, что спровоцировало усиление общественного внимания к вопросам просвещения. В период 1830-1850-х г.г. в сфере просвещения и педагогической мысли определяются две тенденции: одна - официальная политика, другая связана с демократизацией общественных настроений, постепенным пробуждением общественного сознания, социального интереса к развивающейся журналистике и литературе, которые всё более активно формируют русскую педагогическую мысль и определяют всё более возрастающую её роль в формировании общественного сознания [13].

Периодическая печать взяла на себя важную общественную миссию - восполнить на своих страницах всё то, что не удавалось опубликовать в специальных педагогических изданиях. Таким образом осуществлялась пропаганда широких общественных взглядов на воспитание передовых деятелей просвещения, а в современной интерпретации, - их общественного мнения на динамику происходящих процессов и явлений, как коммуникативного инструментария организации практик социального партнёрства.

В числе неправительственных педагогических и литературных изданий отмечается деятельность литературно-политического журнала «Вестник Европы» (1802-1803 г.г.) (Н.М. Карамзин) с обсуждением вопросов просвещения народа, нравственного семейного воспитания. Журнал «Вольное общество любителей словесности, наук и художеств» возник в Петербурге в 1801 году и отличался пропагандой антикрепостничества. «Периодическое издание» (1 ч.) (1804 г.) публиковало статьи И.П. Пнина и В.В. Попугаева. В книге «Опыт о просвещении относительно к России» (1804) и др. позже И.П. Пнин писал, о том, что не ученые и писатели измеряют успехи образованности, и не в них заключается просвещение, а главное - в непреложном исполнении долга каждым, в равновесии общественных сил и сословий [11].

Следует отметить, что в России до XIX века не издавалось книг о национальном воспитании. Вместе с тем, у передового сообщества в тот период росла неудовлетворённость идеями западного воспитания. Данные факторы активизировали частную и государственную инициативу к созданию собственной отечественной системы воспитания в условиях укрепления демократических настроений общества, что нашло отражение в прогрессивных публикациях.

Первая книга И.Ф. Богдановича(1758-1831 г.г.) «О воспитании юношества», вышла в свет в 1807 году и отражала взгляды автора на гражданское воспитание в ребёнке Человека, и связанные с этим представления о любви к отечеству и долге. Основное воспитывающее значение И.Ф. Богданович придаёт предметам с изучением Отечества. Продолжение гражданской тематики нашло отражение в общественных дискуссиях и размышлениях Н.М. Каразина, В.А Жуковского, И.М. Ястребцова, А.Ф. Афтонасьева, А.С. Хомякова, И.В Кириевского, В.Г. Белинского, А.И. Герцена, Н.Г. Чернышевского, Н.А. Добролюбова и др.

Размышления о гражданском долге, гражданской активности и гражданской социальной зрелости личности будут иметь важное значение в современной интерпретации развития субъектной позиции участников социального партнёрства.

Дальнейший анализ останавливает нас на рецензиях и письмах В.Г. Белинского (1811-1848 г.г.), в которых раскрываются его педагогические идеалы и демонстрируется целостное представление о решении педагогических проблем. Сущностные основы воспитательного идеала раскрываются В.Г. Белинским в статье «О детских книгах», в его рассуждениях о человеке, общечеловеческих ценностях, человечности в воспитании личности, а также о возможности формирования этих добродетелей в отечественной культуре [3].

Воззрения А.И. Герцена (1812-1870 г.г.) базируются на идеалах нравственности, идеях гуманизма и размышлениях о служении на благо народа. Выдающийся русский философ, писатель, публицист не оставил целенаправленных трудов по воспитанию, однако всю жизнь погружался в педагогические проблемы.

A.И. Герцен убеждал нас в том, что основой полноценного воспитания должны быть гуманитарные знания, в постижении которых и формируются нравственность и общественные идеалы.

На патриотических и гуманистических идеях он воспитывал собственных детей, что нашло подтверждение в его письмах к детям [6].

Воззрения А.В. Жуковского также основоположены на идеях воспитания человечности и патриотизма в воспитании человека, гражданина, христианина, что сквозной нитью проходит в его трудах.

Как видно, в общественных дискуссиях и размышлениях передового просвещённого сообщества первой половины XIX века ключевыми являются педагогические взгляды философов, писателей, публицистов на становление гражданственности, духовности, гуманизма, нравственности, патриотизма как основ отечественной воспитательной системы. Приобретают важное значение вопросы нравственной жизни ребёнка в семье, взаимоотношения родителей и педагогов на ниве воспитания в ребёнке Гражданина и Человека. Данные тезисы и сегодня являются основополагающими в современных представлениях о социальном партнёрстве семьи и школы в деле воспитания и социализации школьников, в формировании их социальной готовности к партнёрству, развитии социального мышления и сознания [15].

Наряду со всем вышесказанным, следует подчеркнуть, что первая половина XIX века не характеризуется массовостью общественных инициатив по причине незначительного слоя образованного передового собщества. Но, вместе с тем, и среди ограниченного круга лиц шла дискуссия о судьбах государства и развития образования.

В 40-е годы XIX столетия интеллигенция в русском обществе разделилась на западников и славянофилов, которые по-разному прогнозировали перспективы развития страны. Развернувшаяся между ними полемика касалась и вопросов просвещения. Западники (В.Г. Белинский, Т.Н. Грановский,

B.Ф. Одоевский. Н.В. Станкевич) проповедовали заимствование зарубежных педагогических идей, западноевропейскую образованность, западноевропейские формы и методы обучения и воспитания. Славянофилы (И.В. Кириевский, А.С. Хомяков, К.С. Аксаков, Ю.Ф. Самарин и др.) отстаивали идеи национальной самобытности русского народа, провозглашали его православные традиции воспитания, основанные на принципе народности, устои семьи и общины. Непреходящее значение в размышлениях о судьбах России, о направлении дальнейшего развития её образования и просвещения имели идеи и взгляды старших славянофилов [4].

К 40-ым годам XIX века в основном были завершены все крупные преобразования в системе просвещения. На тот период устоявшаяся система государственных школ являла собой главное орудие просвещения, а государство жёстко контролировало частные пансионаты, училища, и даже - домашних наставников. В период 1848-1855 г.г. отмечается резкое усиление политической реакции в России [9].

Выводы. В заключении исследования зарождающихся новых социальных отношений в России в 1-ой половине XIX века, как предпосылок становления социального партнёрства в отечественном образовании, необходимо отметить следующие его сущностные особенности:

1. Зарождающиеся формы общественного участия в решении государственно - общественных проблем социальной сферы, пробуждение общественного сознания, повлекшее активизацию общественных движений, в частности, в сфере образования и просвещения, когда индивидуальные субъекты, социальные группы и партнёрские организации объединяются и действуют сообща с целью решения общей цели - социальной проблемы.

2. Зарождение благотворительности, как пример добровольного социального взаимодействия участников: меценатов-благотворителей, благополучателей, добровольцев, основанного на принципах социального партнёрства: добровольности, согласия, взаимности и др.

3. Начало и развитие общественно-педагогической дискуссии, пробуждение общественного интереса к педагогической литературе и журналистике по проблемам образования и просвещения, что можно считать социальным индикатором формирования общественной зрелости в данном историческом периоде, как прообраз общественного мнения.

Вместе с тем отмечаем, что на становление социального партнёрства в первой половине XIX столетия оказывают влияние социальные факторы: эпохальные исторические события данного периода, политика царского правительства, декабристские организации, прогрессивные представители общественного передового сообщества.

Литература:

1. Азадовский М.К. Страницы истории декабризма. Иркутск: Вост. -Сиб. кн. изд., 1991. - 491 с.

2. Афанасьев В.Ф. Культурно-просветительная педагогическая и общественная деятельность ссыльных декабристов в Сибири [Текст]: пособие для спецкурса по истории и педагогики / Якут. гос. ун-т. -Якутск: 1989.

3. Белинский В.Г. О детской литературе и детском чтении / В.Г. Белинский. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 199 с. — (Антология мысли).

4. Богданов А.В. Западничество в России: история и современность. ж. Философия и общество. Издательство: "Учитель" Номер: 3 (51) Год: 2008 С. 160-175. (Волгоград).

5. Бокова В.М. Русские общественные объединения 1-й трети XIX в.: дис. доктора исторических наук: Москва. 2001. 542 с.

6. Герцен А.И. Собр. соч.: В 30 т. Т. 24. М., 1961. С. 177-178. Письмо Саше Герцену (12 июня/31 мая 1851 г., Париж).

7. Дружинин Н.М. Декабрист И.Д. Якушкин и его ланкастерская школа Революционное движение в России в XIX в. М., 1985. 41 с.

8. Измайлов В.В. О русском старинном воспитании // Патриот. 1804. Т. II. С. 3-19.

9. Латышина Д.И. История педагогики и образования: учебник для академического бакалавриата / Д.И. Латышина. — М.: Издательство Юрайт, 2016.

10. Медынский Е.Н. Трактат отца декабристов А.Ф. Бестужева "О воспитании" // Советская педагогика. 1955. № 11.

11. Опыт о просвещении относительно к России. (Печатается по изданию: Русские просветители (от Радищева до декабристов): В 2 т. Т. I. M., 1966.

12. Сажин А.В., Мирзоян Г.В. Социальное партнерство как предмет современных социально-гуманитарных исследований // Научная мысль Кавказа. 2006.

13. Саурбаева О.Г. Тенденции развития государственной системы образования в России 1 половины XIX века. Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Москва, 2001. 206 с.

14. Скударёва Г.Н. Общество и образование в современной России: социокультурный контекст. В книге: Общество и образование в современной России: социокультурные ориентиры. Орехово-Зуево,

2015. с. 1.

15. Скударёва Г.Н. Современные представления об общественном участии в российском образовании. Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика.

2016. Т.22. №4. С. 9-14.

16. Скударёва Г.Н. Общество и образование в современной России: социокультурные ориентиры. Орехово-Зуево, 2015.

Педагогика

УДК 37.002

старший преподаватель Смирнова Наталья Батыржановна

Нижегородский институт пищевых технологий и дизайна - филиал Нижегородского государственного инженерно-экономического университета (г. Нижний Новгород); старший преподаватель Шарова Светлана Николаевна

Нижегородский институт пищевых технологий и дизайна - филиал Нижегородского государственного инженерно-экономического университета (г. Нижний Новгород)

ВИРТУАЛЬНАЯ ЭКСКУРСИЯ КАК ОДИН ИЗ МЕТОДОВ ИНТЕРАКТИВНОГО ИЗУЧЕНИЯ

ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Аннотация. В данной статье рассматривается такой метод современного интерактивного обучения иностранным языкам как виртуальная экскурсия. Подчеркивается особая актуальность данного способа воссоздания языковой среды в условиях дистанционного обучения. Этот мультимедийный способ представления окружающего пространства важен для повышения мотивации к изучению языка у студентов неязыковых специальностей. В статье представлена методика применения виртуальных экскурсий на занятиях со студентами различных направлений подготовки. Выделены задачи преподавателя на этапах планирования и контроля в процессе подготовки занятия с применением виртуальных туров. Предложены разноплановые задания и обозначена схема работы с применением инструктивных карт. Применение метода онлайн экскурсий требует от преподавателя умения своевременно обновлять учебные интерактивные ресурсы, поддерживает мотивацию к изучению языка, помогает формировать творческих и компетентных специалистов.

Ключевые слова: виртуальная экскурсия, мотивация, инструктивная карта, кулинарный тур, дистанционное обучение, междисциплинарная деятельность.

Annotation. This article deals with such a method of modern interactive teaching of foreign languages as a virtual tour. The special relevance of this recreating the language environment method in the context of distance learning is emphasized. This multimedia way of representing the surroundings is important for increasing the motivation of students of non-linguistic specialties to learn a foreign language. The article presents a method of using virtual excursions in classes with students of various training areas. The tasks of the teacher at the planning and control stages in the preparation of classes using virtual tours are highlighted. Various tasks are proposed and the scheme of work with the use of instructional maps is indicated. Using the online excursions method, the teacher requires to update the interactive learning resources in a timely manner. The method supports motivation to learn the language and helps to form creative and competent specialists.

Keywords: virtual tour, motivation, instructional map, culinary tour, distance learning, interdisciplinary activities.

Введение. В современном мире знание иностранных языков имеет большую социальную значимость. Основной целью обучения иностранным языкам на этапе профессионального образования является формирование и развитие профессиональной коммуникативной компетенции студентов, обучение их практическому владению иностранным языком. Овладеть коммуникативной компетенцией, не находясь в стране изучаемого языка и вне языковой среды, весьма непросто. В этой связи одной из главных задач преподавателя иностранного языка является дать студентам представление о возможных способах воссоздания языковой среды с помощью современных технологий. В этой связи одним из нестандартных инновационных методов обучения иностранным языкам являются виртуальная экскурсия и виртуальный тур. В основе данного метода лежат классические дидактические принципы наглядности, доступности и научности.

В настоящее время при обучении иностранному языку большое внимание уделяется мотивации. Виртуальное путешествие по музеям англоговорящих стран имеет безусловный мотивационный аспект. «Формирование конструктивной профессиональной мотивации - одна из задач высшего учебного заведения» [21. Знакомство с экспонатами музея предполагает применение полученных ранее академических знаний в реальной ситуации, открывая возможность успешного практического использования иностранного языка вне

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.