Педагогика
УДК 379.01
кандидат педагогических наук, доцент Скударёва Галина Николаевна
Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Государственный гуманитарно-технологический университет» (г. Орехово-Зуево)
СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЁРСТВО КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ:
ОПЫТ СИНГАПУРА
Аннотация. В статье актуализирована проблема социального партнёрства в контексте повышения качества образования как геополитической задачи мирового сообщества; сформулированы приоритеты государственной политики относительно повышения качества образования в России; подчёркнуто, что качество образования имеет системообразующее социальное значение в развитии личности, становлении гражданского общества и социально - экономическом процветании государства. Результаты теоретического исследования понятия «качество образования» выявили его социальные компоненты и тесную взаимосвязь с феноменом социального партнёрства. Обращение к зарубежному опыту Сингапура позволило рассматривать феномен социального партнёрства как фактор, обеспечивающий высокое качество образования в данной стране.
Ключевые слова: социальное партнёрство, качество образования, PISA, зарубежный опыт, Сингапур.
Annotation. The article raises the issue of social partnership in the context of improving the quality of education as a geopolitical task of the world community; set priorities of the state policy on improving the quality of education in Russia; emphasized that quality education is the backbone of social importance in the development of personality, formation of civil society and socio - economic prosperity of the state. The results of a theoretical study of the concept of "quality of education" revealed its social components and close relationship with the phenomenon of social partnership. The reference to the foreign experience of Singapore allowed us to consider the phenomenon of social partnership as a factor that ensures high quality of education in this country.
Keywords: social partnership, quality of education, PISA, foreign experience, Singapore.
Введение. Российская государственная образовательная политика XXI в. базируется на идейной платформе «Доступность - качество - эффективность», в связи с чем качество образования с каждым годом во все большей степени выступает важнейшим системообразующим и доминантным фактором в социальном развитии личности, общества, государства. Осуществление преобразований в отечественном образовании на фоне коренных изменений в экономической, политической, культурной жизни страны направлено на формирование новых экономических и общественных структур и механизмов (рыночных отношений, механизмов управления, политических инфраструктур), которые существенно меняют содержание требований к качеству российского образования [10]. Показательной для понимания политики 21 века является позиция президента РФ, высказанная им 30 января 2018 сущности государственной образовательной года в Гостином дворе на встрече со своими доверенными лицами в ходе предвыборной кампании: «...Вопросы образования чрезвычайно важны, это одно из важнейших направлений, одно из главных направлений нашего развития и вообще развития в мире. Добиться развития технологий будущего невозможно без качественного образования, а Россия должна быть на шаг впереди в этой сфере» [5].
Изложение основного материала статьи. В своём ежегодном Послании Президента к Федеральному собранию 1 марта 2018г. лидер нашей страны подчеркнул: «Мы продолжим активную работу по развитию нашего общего образования, причём на всех уровнях. При этом подчеркну: современное, качественное образование должно быть доступно для каждого ребёнка. Равные образовательные возможности - мощный ресурс для развития страны и обеспечения социальной справедливости» [7].
Пристальное внимание к качеству образования прослеживается и в майском указе "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" от 7 мая 2018 года, где Президент России Владимир Путин поставил задачу вывести Россию в десятку лучших стран по качеству образования к 2024 году: «.При разработке национального проекта в сфере образования исходить из того, что в 2024 году необходимо обеспечить достижение следующих целей и целевых показателей: обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования" [13].
Нормативно качество образования закреплено в Законе об образовании [14] как комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы. Закон определяет федеральный государственный образовательный стандарт как совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки и как основу объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся, освоивших образовательные программы соответствующего уровня и соответствующей направленности. Сравнивая эти два определения, следует охарактеризовать федеральный государственный образовательный стандарт как одну из основ оценки качества образования [9].
Как видно, приоритеты государственной политики относительно качества образования сформулированы вполне чётко, понятно и достаточно жёстко. Поэтому нам представляется актуальным и возможным в настоящей статье порассуждать о проблеме качества образования, как о многоаспектном явлении современной действительности и отметить его социальное значение в развитии личности, становлении
гражданского общества и .....государства. Начнём исследование с теоретического анализа категории
«качество образования».
В.А. Сластёнин, осуществляя философско-феноменологический анализ качества образования, определяет данное понятие как совокупность свойств образования, которая позволяет ему решать задачи обучения, воспитания и развития личности. Одной из важнейших характеристик качества образования
выдающийся учёный современности выделяет образованность, субстрактным носителем которой является личность [11].
Качество образования по А.И. Адамскому - это уровень успешности, социализации гражданина, а также уровень условий освоения образовательной программы школы (образовательного учреждения). А результаты, обеспечивающие высокий уровень качества - это академические знания, социальные и иные компетентности плюс социальный опыт, приобретённый учащимися в ходе освоения образовательной программы школы (образовательного учреждения) [8].
Академик РАО А.М. Новиков, учитывая мнение специалистов в области оценки качества образования, замечал, что зачастую оценки качества образования рассматриваются весьма упрощенно. Разговор идет, в основном, лишь об оценке индивидуальных достижений обучающихся и о процедурах лицензирования, аттестации и аккредитации образовательных учреждений. Между тем, проблема оценки качества образования гораздо глубже и серьезнее. Учёный сформулировал понятие «качество образования», как характеристику системы образования, отражающую степень соответствия реальных достигаемых образовательных результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям [6].
По мнению исследователя Л.Б. Железновой «качество образования» - социальная категория, определяющая состояние и результативность процесса образования в обществе, его соответствие потребностям и ожиданиям общества (различных социальных групп) в развитии и формировании гражданских, бытовых и профессиональных компетенций личности. Следовательно, качество образования можно определить как совокупность свойств образования, соответствующую современным требованиям педагогической теории, практики и способную удовлетворить образовательные потребности личности, общества и государства [2].
Как видно, представленные научные точки зрения подтверждают различие описаний и определений термина качество образования, каждое из которых содержит конкретные специфические черты и различия, отмеченные выше, и отражают его ключевые характерологические особенности: «образованность и личность» у Сластёнина В.А., «социальные и иные компетентности плюс социальный опыт» у Адамского А.И., «соответствие образовательных результатов социальным и личностным ожиданиям» у А.М. Новикова. Л.Б. Железнова определяющим критерием «качества образования» считает его состояние и результативность образования в обществе, его соответствие потребностям и ожиданиям различных социальных групп в развитии и формировании гражданских, бытовых и профессиональных компетенций личности.
Вместе с тем, И.А. Вальдман рассуждает, что «... к сожалению (или к счастью), не существует единого и простого ответа на вопрос «Что такое качество образования?». Качество - это динамическая и постоянно меняющаяся концепция». В качестве основы для понимания и дальнейшего изложения автор предлагает следующую трактовку [1]: "Качество образования показывает, насколько хорошо учащийся достигает успеха в каждой из следующих областей: реализация своего полного потенциала, умение жить и работать с достоинством, улучшение качества собственной жизни, принятие информированных решений и непрерывное образование. Конкретный ответ на вопрос «Что такое качество образования?» будет зависеть от того, кто задаёт этот вопрос и каковы его взгляды на цели образования. Выбор определённой цели или её интерпретация также зависит от конкретной общественной группы., у которой есть своё собственное понимание о качестве образования:
• для учащихся качество может быть определено в терминах оценок, привлекательности содержания учебных предметов и обучения или полезности школьного образования для получения работы;
• для родителей качество может быть определено в терминах сохранения определённых ценностей, вклада в семейные традиции, гарантий трудовой занятности;
• для школы качество связано с успехом её выпускников, с тем, может ли учащийся перейти на следующую ступень обучения, или с результатами, показанными учениками при проведении национальных экзаменов и тестов;
• для местного сообщества качество может быть определено в терминах поддержки ценностей местной общины, рейтинга школы в национальных экзаменах или числа выпускников, хорошо образованных и подготовленных;
• для страны качество, как правило, связано с формированием национального согласия вокруг некоторой политической философии или религии, сохранением или переосмыслением национальной истории, достижением конкурентоспособности в глобальной экономике;
• на международном уровне качество рассматривается как возможность обеспечения мирного сосуществования и формирования сопричастности к мировому сообществу» [1].
Как видно, в теоретическом наполнении понятия «качество образования» явно прослеживаются следующие социальные компоненты: «национальное согласие», «мирное сосуществование», «достижение конкурентоспособности», «местное и мировое сообщество», «сохранение ценностей», «семейные традиции», «результативность образования в обществе», «гражданские компетенции личности» и др. Всё вышесказанное коррелирует с сущностью социального партнёрства, которое мы будем понимать как демократическо-гуманистическую концепцию социальных взаимодействий институциональных структур, общественных слоёв и социальных групп в открытых социально - образовательных пространствах в целях решения стратегических социально - значимых проблем образования. Социальное партнёрство в образовании, по сравнению с другими пространствами социальной жизни, характеризуется решением собственных, социально - образовательных проблем. Его сравнительно недолгая история становления в России (с конца 90-х г.г. 20 века) вполне оправдывает наше обращение к зарубежному опыту и инициирует его рассмотрение в качестве фактора повышения качества образования.
В последние десятилетия в современных развитых индустриальных странах всё более укрепляющееся гражданское сообщество опирается на динамичное и гибкое социальное партнерство. Особую актуальность в этой связи приобретает жизненная необходимость социального партнерства в сфере образования, как одной из геополитических сфер социально- экономического развития мирового сообщества и зарубежных государств. В западноевропейских странах система социального партнерства формировалась, в основном, в послевоенный период (после 1945 г.), а сегодня наблюдается всё более масштабное вовлечение социальных институтов, идеологических структур, сопричастных ведомств и индивидуальных участников в данное социальное взаимодействие с определением всё более широкого круга социальных образовательных
проблем. Более того, каждый новый виток развития человеческой цивилизации инициирует нас обращаться к процессам, происходящим в сфере образования, на принципиально новых основаниях. С учётом всего изложенного выше, нам представляется целесообразным начать анализ мировых практик социального партнёрства в сфере образования с проблемы его качества.
По результатам международных исследований качества общего образования лидирующее положение в рейтинге занимает Сингапур. Надо заметить, что уже сама система международных исследований качества образования является примером всё более расширяющегося мирового социального партнёрства. В частности, PISA - это Международная программа по оценке функциональной грамотности 15-летних учащихся в области чтения, естествознания, математики и др., которая является одним из крупнейших международных широкомасштабных мониторинговых исследований в области образования. PISA проводится с 2000 года Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и становится всё более масштабным: если в первом цикле в исследовании участвовали 32 страны, то в 2018 году — уже 78, то есть в два раза больше. Целью исследования является оценка способности обучающихся использовать приобретенные в школе знания и опыт для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. PISA один раз в три года позволяет оценить не только грамотность учащихся, но и динамику контекстных показателей национальных систем общего образования. Подчёркивается, что результаты PISA коррелируют с экономическим и социальным развитием страны. Поэтому в образовательной политике многих стран результатам данного исследования придается ключевое значение. Не задаваясь целью более детального анализа, лишь подчеркнём, что образовательные достижения учащихся Российской Федерации в исследованиях PISA за период 2000-2015 г.г. для России являются весьма неутешительными.
Предпримем попытку анализа системы образования Сингапура, которая демонстрирует самые высокие рейтинги в международных исследованиях по качеству общего образования.
В основе проектирования содержания образования Сингапура лежит универсальная модель компетенций, необходимых на современном этапе. Надо заметить, что модель была заложена еще в 60-х годах XX века, претерпела изменения и сейчас обозначается как модель воспитания личности и гражданина (Character and Citizenship Education) [9]. Это особенно важно в многонациональной и многоконфессиональной стране, нуждающейся в единой национальной системе образования.
Центром модели являются базовые ценности (corevalues): самосознание, саморегулирование, ответственное принятие решений, социальное сознание, управление взаимоотношениями. Компонентами модели являются умения и навыки в виде следующих групп: коммуникационные, информационные, сотрудничество; гражданская грамотность, глобальная осведомленность (глобалистское сознание) и кросс -культурные умения и навыки; критическое и изобретательское мышление. Ключевые участники данной модели по группам: заинтересованные граждане; активные спонсоры; самостоятельные обучающиеся; уверенный в себе человек, т.е. социальные группы и субъекты социального партнёрства в данной образовательной модели из числа обучающегося, профессионального и заинтересованого гражданского сообщества.
По мнению разработчиков модели, знания, умения и навыки напрямую зависят от сформированных ценностей конкретного человека, определяющих его характер. В свою очередь, ценности формируют убеждения, отношения и действия личности, которые и составляют ядро целостного образования [Там же]. Принцип целостности наряду с принципами разнообразия, вариативности, гибкости включён в перечень основных принципов воспитания и организации сингапурского обучения.
Подробнее хотелось бы остановиться на принципе целостности, в наполнении которого явно прослеживаются предпосылки формирования социального партнёрства:
• предоставление детям возможности опыта взаимодействия друг с другом и упрочения дружеских связей;
• развитие навыков, необходимых для полноценного функционирования в мире, и формирование жизненных ценностей;
• активизация совместного обучения и расширение деятельности, инициируемой как учащимися, так и обществом;
• формирование языковых компетенций в процессе билингвального обучения, необходимых для познания азиатской культуры и развития глобального мировоззрения, обеспечивающих сингапурским выпускникам конкурентное преимущество, осознание ценности собственной культуры и наследия;
• удовлетворение интересов в искусстве, музыке и спорте через совместные учебные мероприятия;
• развитие моральных, социально-эмоциональных качеств личности, что ведёт к совершенствованию лидерских качеств, социально-эмоциональных компетенций;
• упрочение партнерства с родителями, ключевыми партнерами в обеспечении целостного образования, инициирующими и поддерживающими школьные программы, создающими вместе со школами благоприятную образовательную среду.
Так, образованию был задан вектор-тенденция - создание условий для воспитания и обучения конкурентоспособных профессионалов, способных адаптироваться к различным жизненным и культурным условиям [1]. В дополнение, обучение осуществляется на родном и английском языке, обеспечивая высокий уровень коммуникативных компетенций, позволяющих выпускникам быть конкурентоспособными и иметь возможность обучаться в других странах. Сформированная система воспитания молодых сингапурцев базируется на формировании ключевых ценностей и жизненных ориентиров, жизненной стойкости, новом социальном мышлении, умении самостоятельно решать проблемы, создавать новые возможности, готовности трудиться для реализации своей мечты.
Всё вышепоименованное можно считать предпосылками формирования социальной готовности к партнёрскому взаимодействию на мировом уровне посредством развития партнёрского сознания и социального мышления молодых граждан Сингапура для осуществления социального диалога в условиях многонациональности и многоконфессиональности государства, сопровождаемого высоким сформированным уровнем коммуникации в целях обеспечения собственной конкурентоспособности, возможности дальнейшего обучения в разных странах по мере нарастания социальной интеграции и укрепления гражданского общества.
Для полноты понимания проблемы хотелось бы, в дополнение к вышепоименованным, обозначить круг социального образовательного партнёрства из числа субъектов системы образования Сингапура. К ним относятся: учреждения среднего образования (государственные и платные независимые учебные заведения); спецшколы под руководством Министерства образования предназначены для детей с ограниченными возможностями (интеллектуальные, физические, сенсорные и т.д.) и сопровождающие социальные службы; предуниверситетское образование (18 младших колледжей, доступных лишь выпускникам среднеобразовательных учреждений); высшее образование представлено государственными и частными университетами; сингапурские Национальные университеты (реализуют основные профессиональные и последипломные образовательные программы, образуя мощный научно-исследовательский сектор); Международные бизнес - школы и бизнес - курсы (предлагают высококачественное образование в сфере бизнеса); множество языковых центров с высококачественной языковой подготовкой.
Выводы. Таким образом, посредством социального партнёрства обучающегося, профессионального, заинтересованного гражданского сообществ, учреждений и структур образовательного сектора и заинтересованных сопричастных организаций, базирующегося на глубоко осмысленной национальной воспитательно - обучающей идеологии, основанной на развитии глобального мировоззрения, национальных ценностях, формировании социально-эмоциональных компетенций обучающихся, обеспечивается международных успех Сингапура в достижении высших уровней качества общего образования.
Литература:
1. https://fr.slideshare.net/OPENCU/ss-5677095
2. https://studme.org/46771/pedagogika/pedagogicheskiy_kontrol_otsenka_kachestva_obrazovaniya
3. Скударёва Г.Н. Общество и образование в современной России: социокультурный контекст. В книге: Общество и образование в современной России: социокультурные ориентиры. Орехово-Зуево, 2015.
4. Скударёва Г.Н. Современные представления об общественном участии в российском образовании. Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2016. Т.22. №4. С. 9-14.
5. https://tass.ru/obschestvo/4914575
6. http://anovikov.ru/artikle/kacth_obr.htm
7. https://www.kritika24.ru/page.php?id=58301
8. Адамский А.И. Что такое качество образования? [Текст]: под редакцией А.И. Адамского. - М.: Эврика, 2009. - 272 с.
9.http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/2524c96d4d095febe100517e0800ee7f66b8b347/
10. Национальная доктрина образования в Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: http://sinncom.ru/ content/reforma/index5.html
11. Сластёнин В.А. Психология и педагогика в 2 ч. Часть 2. Педагогика: учебник для вузов - Психология и педагогика в 2 ч. Часть 2. Педагогика: учебник для вузов / В.А. Сластенин [и др.]; под общей редакцией В.А. Сластенина, В.П. Каширина. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 374 с.
12. Скударёва Г.Н. Общество и образование в современной России: социокультурные ориентиры. Орехово-Зуево, 2015.
13. https://tass.ru/obschestvo/5182103
14.http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/b819c620a8c698de35861ad4c9d9696ee0c3ee7
Педагогика
УДК 378
аспирант Тарасенко Елизавета Игоревна
Гжельский государственный университет (п. Электроизолятор)
ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ АЭРОБИКОЙ НА ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ СТУДЕНТОК
Аннотация. В статье говорится о влиянии физической активности на здоровье студенток. Рассмотрена проблема психического здоровья подростков. Говорится о важности сохранения социального, душевного и психологического благополучия студенческой молодежи. Сделан акцент на положительное влияние физической активности на психоэмоциональное состояние спортсменок. Описан педагогический эксперимент по выявлению влияния занятий аэробикой студенток на уровень самооценки. Представлены результаты работы по формированию навыков у студенток в области преодоления стресса посредством дыхательной гимнастики по системе А.Н. Стрельниковой на фоне физических упражнений.
Ключевые слова: психическое здоровье, здоровье, спорт, физическая активность, аэробика, подростки, студентки, самооценка, стресс.
Annotation. The article talks about the impact of physical activity on the health of female students. The problem of adolescent mental health is considered. It is said about the importance of preserving the social, mental and psychological well-being of students. Emphasis is placed on the positive impact of physical activity on the psychoemotional state of athletes. A pedagogical experiment is described to identify the influence of students ' aerobics classes on the level of self-esteem. The paper presents the results of work on the formation of skills in the field of overcoming stress through respiratory gymnastics according to the A. N. system. Strelnikova on the background of physical exercises.
Keywords: mental health, health, sport, physical activity, aerobics, teenagers, students, self-esteem, stress.
Введение. Говоря о влиянии физической активности на организм занимающегося, мы чаще слышим о повышении иммунитета, показателей физических качеств, снижении заболеваемости. О воздействии спорта на психическое состояние человека говорят реже, хотя регулярная физическая активность оказывает позитивное действие на психическое здоровье. Проведенное нами исследование продемонстрировало связь между физической активностью и улучшением психического состояния человека.
Изложение основного материала статьи. Студенческий возраст является сенситивным периодом для формирования важных социогенных потенций и тенденций личности: способности, жизнеспособность, работоспособность, направленность личности, ценностные ориентации, убеждения. Получение образования