Научная статья на тему 'Становление системы защиты населения в воюющих странах в годы Первой мировой войны. К столетию появления термина «Гражданская оборона»'

Становление системы защиты населения в воюющих странах в годы Первой мировой войны. К столетию появления термина «Гражданская оборона» Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
754
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЗДУШНОЕ НАПАДЕНИЕ / AIR ATTACK / ВОЗДУШНАЯ ОБОРОНА / AIR DEFENSE / ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ / ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА / CIVIL DEFENSE / PROTECTION OF POPULATION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Багдасарян Артём Олегович

В статье рассматриваются причины формирования в годы Первой мировой войны в странах Антанты и Центральных держав системы воздушной обороны, а также первые мероприятия по защите гражданского населения от ударов авиации противника.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF THE SYSTEM OF PROTECTION OF THE POPULATION IN THE WARRING COUNTRIES DURING THE FIRST WORLD WAR. THE CENTENARY OF THE APPEARANCE OF THE TERM "CIVIL DEFENSE"

The article discusses the reasons for the formation of air defense system and the first measures for the protection of civilians from the enemy aircraft in the countries of the Entente and the Central Powers in the First World War.

Текст научной работы на тему «Становление системы защиты населения в воюющих странах в годы Первой мировой войны. К столетию появления термина «Гражданская оборона»»

ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ В ОБЛАСТИ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

УДК 911.375

А.О. Багдасарян

СТАНОВЛЕНИЕ СИСТЕМЫ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ В ВОЮЮЩИХ СТРАНАХ В ГОДЫ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ. К СТОЛЕТИЮ ПОЯВЛЕНИЯ ТЕРМИНА «ГРАЖДАНСКАЯ

ОБОРОНА»

В статье рассматриваются причины формирования в годы Первой мировой войны в странах Антанты и Центральных держав системы воздушной обороны, а также первые мероприятия по защите гражданского населения от ударов авиации противника.

Ключевые слова: воздушное нападение, воздушная оборона, защита населения, гражданская оборона.

A. Bagdasaryan

FORMATION OF THE SYSTEM OF PROTECTION OF THE POPULATION IN THE WARRING COUNTRIES DURING THE FIRST WORLD WAR. THE CENTENARY OF THE APPEARANCE

OF THE TERM "CIVIL DEFENSE"

The article discusses the reasons for the formation of air defense system and the first measures for the protection of civilians from the enemy aircraft in the countries of the Entente and the Central Powers in the First World War.

Keywords: air attack, air defense, the protection of population, civil defense.

Резкое обострение противоречий в конце 20-х годов прошлого века усилило подготовку ведущих мировых стран к войне, в рамках которой стала разрабатываться концепция «тотальной войны». Её суть заключалась во всестороннем воздействии на противоборствующую страну, включая и её население, с целью сломить его дух к сопротивлению. В 1921 году итальянский генерал Джулио Дуэ выпустил книгу «Господство в воздухе», где высказал мысль о смывании различий между гражданским обществом и армией. Он считал, что население, страдающее от ведения боевых действий, потребует от своего правительства прекращения войны [1]. В 1935 году генерал Э. Людендорф в своей книге «Тотальная война» обосновывал необходимость ведения войны на истребление, включая жестокий террор по отношению к населению, вплоть до его уничтожения [2]. В Советской военной печати стал употребляться термин «полная война», в котором отмечались такие же тенденции «тотализации», что и за рубежом [3].

В практической реализации всех этих теорий большая роль отводилась авиации. В третьем десятилетии XX века её технические возможности уже позволяли осуществлять массированные воздушные налеты глубоко в тыл противника, что потребовало дальнейшего совершенствования организации защиты населения и построения системы гражданской обороны. В 1931 году была основана Ассоциация «Женевских зон», впоследствии переросшая в Международную организацию гражданской обороны. В феврале этого же года во Франции была создана Генеральная инспекция противовоздушной обороны территории (Inspection generale de la Defense aerienne du territoire), а в

ноябре - разработана Инструкция пассивной обороны против атак с воздуха1 [4]. В Советском Союзе 4 октября 1932 года Постановлением Совета Народных Комиссаров была образована Местная противовоздушная оборона. В 1935 году в Великобритании была создана Служба гражданской обороны (Civil Defence Service). Аналогичные органы стали появляться и в других развитых державах.

Стоит отметить, что в основе новых систем гражданской обороны лежал опыт защиты населения от воздушных ударов противника в Первую мировую войну. Именно в период с 1914 по 1918 гг. стали активно проводиться бомбардировки тыловых объектов и городов, а также мирного населения. В это же время начинают разрабатываться и осуществляться в системном виде мероприятия гражданской обороны.

Впервые термин «гражданская оборона» в современном его понимании появился в 1915 году в Великобритании, население и города которой подверглись воздушным бомбардировкам со стороны Германии [5]. Однако, несмотря на столетний юбилей использования термина, сами мероприятия защиты населения, а также условия их выполнения до сих пор не получили должного освещения.

В исторических трудах по Первой мировой войне тема защиты населения от авиации противника недостаточно раскрыта. В то же время в отечественных и зарубежных специальных исследованиях, посвященных истории гражданской обороны, данные мероприятия получили отрывочное и поверхностное освещение. Так, в иностранной литературе вопросы защиты населения от воздушного нападения рассматривались в контексте освещения построения воздушной обороны и развития авиации в трудах современников тех событий - командующего воздушной обороной Лондонского района генерала Э.Б. Ашмора и командующего объединенными воздушными силами Германии и Австро-Венгрии Эриха фон Гепнера. Среди отечественных исследователей заслуживают внимания труды А.Н. Беляева, а также комплексное исследование по истории развития российской системы гражданской защиты под редакцией С.К. Шойгу, в которых частично освещены мероприятия защиты населения Петрограда во время германского наступления в феврале - марте 1918 года.

Таким образом, существует необходимость изучения вопросов защиты мирного населения от воздействия авиации противника в период Первой мировой войны.

Целью статьи является освещение первых мероприятий по защите населения от авиации противника в России, Великобритании, Франции и Германии в Первую мировую войну и их влияние на становление системы гражданской обороны этих стран.

Первый год войны показал всё возрастающую зависимость вооруженной борьбы от экономики и тыла противоборствующих стран [6]. Военачальники осознали необходимость активного воздействия на тыл и население противника с целью достижения победы. Основным средством, «изобретённым современной техникой» для решения этого вопроса, стала авиация. Создаваемая в целях ведения разведки, она развивалась с исключительной быстротой, расширяя сферы своего боевого применения.

Одной из первых стран, начавшей целенаправленно вести боевые действия против мирного населения противника, стала Германия. Еще в предвоенные годы германский генералитет отводил авиации особую роль. По их расчётам, началу наземной операции по вторжению на территорию Франции должен был предшествовать массированный налет немецкой авиации (до 300 аэропланов)

1Во Франции гражданская оборона первоначально называлась «пассивной обороной» (defense passive). (прим. авт .)

на приграничные военные крепости и Париж. По оценке составителей плана, на голову парижан предполагалось сбросить до 12 тонн бомб [7].

Первыми же, кто подвергся воздушной бомбардировке, стали жители бельгийского города Льеж в августе 1914г. При штурме крепости германское командование отправило в бельгийский штаб парламентера с целью уговорить или, если это не поможет, угрозами заставить коменданта гарнизона крепости сдать город. Парламентер заявил, что в случае отказа пропустить немцев через город «цеппелины» разрушат Льеж. Переговоры оказались безрезультатными, и 6 августа немецкий цеппелин 2-VI нанес по Льежу удар с воздуха. В ходе налета было сброшено 13 бомб (порядка 190 кг снарядов) и убито 9 мирных граждан [8, с.275; 9]. В целях защиты население начало укрываться в подвалах [8, с.213].

В ночь с 23 на 24 августа 1914 года экипаж цепеллина 2-IX произвел первое воздушное нападение на крепость Антверпен [10]. В результате налета было полностью разрушено 60 жилых домов, ещё 900 повреждено, убиты женщины и дети [11] (рис. 1). В своих рейдах Цеппелины активно применяли шрапнельные бомбы, что приводило к большим жертвам среди мирного населения [12].

Для защиты населения в Антверпене начали проводиться мероприятия по светомаскировке. Жителям города запрещалось зажигать в домах огонь, а в самом городе была отключена иллюминация с целью недопущения бомбардировки немцами [13].

Однако развить опыт защиты населения в Бельгии не представлялось возможным, так как уже к началу 1915 года практически вся страна, за исключением небольшого участка, была оккупирована немцами.

Первой из держав Антанты, чье население подверглось воздушным бомбардировкам, стала Франция. В конце августа впервые германский разведывательный самолет сбросил несколько небольших бомб на Париж, в результате чего одна женщина погибла [14]. После этого события налёты стали регулярными. Основной их задачей было деморализовать население.

В середине сентября 1914 года германские аэропланы сбросили на Париж уже двадцать бомб, причем одна из них произвела пожар в Соборе Парижской Богоматери [15]. Всего за время войны дирижабли и самолеты Германии совершили 46 налетов на Париж, при этом потери среди населения составили: 278 убитых и 636 раненых [16,с.143] (рис. 2).

С первых же дней во Франции в рамках противовоздушной обороны стали выполняться мероприятия по защите населения. Так в первую же ночь после воздушного налета в Париже ввели затемнение.

Рис. 1. Антверпен после налета Рис. 2. Дом в Париже, разрушенный в

результате воздушной атаки [17]

За руководство противовоздушной обороной как армейской зоны, так и тыловых районов отвечало военное командование Франции. Была организована служба воздушного наблюдения. Работа её была плохо налажена. Как отмечал современник тех событий генерал Э.Б. Ашмор, обнаружить приближение немецких аэропланов было проблематично из-за наличия значительного числа учебных и бомбардировочных частей между французской столицей и фронтом, а также из-за отсутствия зон «молчания» [16,с.142].

Однако Франция значительно преуспела в маскировке объектов. Не имея на угрожаемой стороне Парижа авиационной обороны, французы широко применяли дымовые завесы. Германские, французские и американские специалисты отмечали в своих трудах положительные качества применения дымомаскировки [16,с.142]. Также активно использовались аэростаты.

В это время в Германии принимают решение расширить масштаб применения тактики бомбардировки тыловых городов противника. В сентябре 1914 года по приказу Верховного Главнокомандования началось формирование отряда под названием «Остендское отделение голубиной почты», назначение которого заключалось исключительно в бомбометании [18].

Отделение было сформировано в ноябре 1914 года в составе 6 авиаотрядов и предназначалось для действий против Англии [19,с.29]. Первая масштабная бомбардировка Великобритании была осуществлена 19 января 1915 года в Норфолке, в результате которой было убито 4 и ранено 17 человек [16,с.170]. 31 мая этого года бомбардировке подвергся уже Лондон.

Эти события заставили английское правительство и командование приступить к созданию противовоздушной обороны. Так были созданы Лондонский и Северный районы воздушной обороны, в задачу которых входила защита британской столицы, промышленных районов страны, северного и восточного побережья Британии.

Одновременно с воздушной обороной начали выполняться мероприятия гражданской обороны. Правительство Великобритании осознало, что осуществить защиту населения силами вооруженных сил без привлечения местных властей, полиции и самого населения было невозможно. Стали разрабатываться планы гражданской обороны и сооружаться противовоздушные укрытия и защитные сооружения [20].

Была создана система звукового и светового оповещения, которая осуществлялось по решению полицмейстера, а также расписан порядок поведения населения в случае воздушного нападения противника (рис.3).

Англичане установили 4 стадии предупреждения населения:

воздушная опасность (когда ожидался налет);

тревога (атака неизбежна);

прекратить тревогу;

отбой (опасность миновала) [16,с.138-139].

Так в Лондоне для предупреждения горожан высылались констебли с плакатами, на которых было написано «Занимайте убежища». Однако этот способ был действенным лишь на главных

улицах. Поэтому в 1918 году для этих целей начали использовать мэруны1 [16,с.229].

Одновременно с этим решалась проблема создания убежищ для населения. Для защиты стали применяться станции метрополитена, шахты, известковые шахты и другие подземные проходы. В этих целях также использовались полицейские участки, а власти и начальники соответствующих правительственных управлений получили разрешение на использование их учреждений в качестве убежищ. Результатом этих мероприятий только в Лондоне стало устройство защитных сооружений, примерно, на 900 000 человек. Но при этом количество убежищ продолжало оставаться недостаточным. Для этого в 1917 году правительство Великобритании назначило комиссию под председательством министра внутренних дел для рассмотрения проблемы нехватки защитных сооружений.

Комиссия рекомендовала расширить практику приспособления подходящих зданий под

убежища, для чего предлагалось издать особые постановления, уполномочивающие

соответствующие власти требовать переоборудования некоторых зданий под убежища. Было предложено, чтобы в таких зданиях окна и другие отверстия в стенах закрывались мешками с песком. 20 ноября 1917 г. начальник полиции Лондона издал циркуляр с подробными указаниями об устройстве убежищ. В то же время Правительство решило выпустить бесплатно для населения 2 млн. мешков для наполнения их песком [16,с.234-236].

Следует, таким образом, отметить большую роль местных властей и полиции в деле организации защиты населения Англии от воздушного нападения.

В России впервые мирные граждане подверглись нападению немецкой авиации осенью 1914г., когда была осуществлена бомбардировка Варшавы [22]. В дальнейшем в ходе войны германский воздушный флот осуществлял налеты на такие крупные административные центры как: Млава, Брест-Литовск, Либава, Лодзь, Двинск, Минск, Рига и др. [23]. Эти события заставили военное руководство России приступить к формированию воздушной обороны. 30 ноября 1914 года специальной инструкцией была сформирована воздушная оборона Петрограда [24]. В последующие годы была создана система противоздушной обороны в Петроградском и Одесском военных округах, а также на всех фронтах.

Несмотря на то, что все усилия русского командования были направлены на оборону городов с военной точки зрения, в стране стали осуществляться и первые мероприятия по защите мирных

1 Сигнальные средства в виде фейерверка, взрывающиеся с громким звуком. (Прим. авт).

Borough of Worthing.

WARNING

ll IS thought desirable ihol the public should be informed llwl in the event r>f the arrival of enemy Aircraft, the procedure as to the regulation of Lights will In- ns follows :—

All SlPMl Ll(lili will b* III oniM Hitliifulihad.

Tbo pmaaura of tha ElKlrle Litfhl fnr print* purport will. •> • tlijnal, b* iwIm rfcdueM] nl • hart IntartnU and will than bo knpt low until lha dnttgftr la pait

Thoaa uilnf Gat mini axtlnJuUh lha Ll|htj

W hilst I hove no information lending me In think that there is any great probability of attack by Aircraft, I urge upon the public the need for these directions being observed rigidly.

In the event of any signal being given as above, the use of the telephone, except for most urgent reasons, should be

avoided.

JAMES WHITE.

Рис. 3 Памятка населению о порядке светового оповещения в случае воздушного нападения. [22]

граждан. Сформированные тогда органы противовоздушной обороны были призваны решать задачи обучения населения принимать меры по защите от фугасных и химических боеприпасов, по организации добровольных отрядов для ликвидации последствий налетов [25].

Тем не менее, впервые комплексно к вопросам защиты гражданского населения от ударов с воздуха российские власти подошли во время отражения германского наступления только в феврале-марте 1918 года. Для организации обороны столицы был создан Комитет революционной обороны Петрограда - чрезвычайный орган, в чью компетенцию входило проведение широкомасштабных мероприятий военного и гражданского характера, включая и вопросы защиты населения.

Постоянные попытки немецкой авиации прорваться к Петрограду заставили военное командование в рамках построения воздушной обороны приступить к разработке мероприятий по защите населения. 1 марта 1918 года они были представлены командованием Первого корпуса РККА на утверждение в Комитет [26; 27]. 2 марта Комитетом революционной обороны было предписано немедленно привести в готовность воздушною оборону и организовать беспрерывное дежурство [28]. А на следующий день Комитет обратился с Воззванием к жителям столицы, в котором впервые были изложены правила поведения граждан при налётах авиации противника [29;30].

Данным документом были определены задачи оповещения населения, правила поведения населения, способы противохимической и противовоздушной защиты (укрытие, светомаскировка, противопожарные мероприятия, обеспечение средствами защиты), а также организация медицинской помощи. Кроме того, определялись обязанности различных органов управления, организаций и населения по действиям при воздушном налете.

Во исполнение данного указания в Петрограде были открыты специальные пункты, где жители города могли получить защитные маски, противогазовую жидкость и памятки с указаниями, как можно избежать отравления ядовитыми газами. Создавались медицинские пункты и команды для оказания первой помощи гражданам. Конкретные обязанности по противовоздушной и противохимической защите Революционный комитет обороны Петрограда возложил на Домовые комитеты, которые отвечали за оповещение, светомаскировку, противопожарные мероприятия и оказание первой медицинской помощи [31].

Опыт защиты населения, полученный при обороне Петрограда, лег в основу дальнейшего становления российской системы защиты населения и применялся в дальнейшем при проведении аналогичных мероприятий в Москве, Баку, Туле, Астрахани во время Гражданской войны и интервенции.

Однако союзники активно осуществляли воздушные налеты на тыловые города противника, особенно Германии. К концу 1914 года в авиа департаменте Франции предложили идею стратегических бомбардировок, где приоритетными направлениями будущих налетов были определены индустриальные центры Саара, Лотарингии и Люксембурга, дающие примерно половину германской стали [8,с.263]. В ноябре 1914 года во Франции было сформировано первое отделение бомбардировщиков, которое в декабре осуществило налет на немецкий город Фрайбург, приведший к многочисленным жертвам среди мирного населения [32].

Для устранения угрозы воздушного нападения союзников в Германии спешно начали создавать местную противовоздушную оборону, которая находилась в ведении местных властей [16,с.133]. Однако просчеты в организации связи и оповещения, отсутствие для этих целей подготовленных людей и сил не позволяли эффективно осуществить защиту населения. Усиливающееся беспокойство граждан, а также опасения, что работающая на оборону

промышленность может оказаться парализованной воздушными нападениями противника, выдвинули в мае 1915 года вопрос о необходимости создания единого управления противовоздушной обороной тыла [19,с.45].

В этих целях был организован штаб воздушной обороны и введена должность инспектора воздушной обороны тыла. Сначала его функции носили чисто совещательный характер, однако подчинение командующему воздушным флотом Германии с 1 декабря 1916 года наделило его исполнительными и командными функциями [16,с.134]. Также в ведение командующего включили и пожарную охрану тыла [19,с.128]. Эти мероприятия положительно сказались на централизации противовоздушной обороны страны. Так же, как и в Англии были определены аналогичные меры оповещения населения.

Для разработки мероприятий защиты населения активно проводились совместные совещания руководителей предприятий и населенных пунктов с военными властями. Они участвовали в обсуждении мер по организации работ на заводах и в городах [19,с.87]. Почти на всех крупных заводах были построены бомбоубежища для рабочих [19,с.90]. Одновременно велась разъяснительная работа с мирными гражданами. Выпускались плакаты и инструкции по действиям населения при воздушных налетах [19,с.177]. Кроме того, немцы имели значительный успех в создании ложных объектов [16,с.138].

Опыт Германии в организации защиты населения был по достоинству оценен военными специалистами союзников и в дальнейшем использовался в построении собственных систем гражданской обороны.

К концу Первой мировой войны во Франции, Англии, России и Германии была сформирована система, послужившая в будущем прообразом гражданской обороны. Были разработаны основные мероприятия защиты населения: оповещение, свето- и дымомаскировка, создание ложных объектов, обучение, укрытие в защитных сооружениях, борьба с пожарами, оказание медицинской помощи и т.п. Несмотря на то, что их организацией занималось военное командование, значительную роль по защите населения сыграло привлечение полиции, гражданских и местных властей и непосредственно самих граждан.

На основе полученного опыта по защите мирного населения в Первой мировой войне осуществлялось развитие гражданской обороны СССР и европейских государств в 30-е годы XX в.

Литература

1. Anne Fisher Civil Defence in Canada, 1939-1965: Garnering Public Support for War and Nuclear Weapons through the Myth of Protection. MAthesis. LakeheadUniversity. 1999. Р. 2.

2. Начальный период войны (По опыту первых кампаний и операций второй мировой войны) I Под общей редакцией генерала армии С. П. Иванова. М.: Воениздат, 1974. С.52.

3. Магадеев, И.Э. Первая мировая как тотальная война II Новая и новейшая история. 2014. № 4. С. 5.

4. Lindsey Dodd, Marc Wiggam. Civil Defence as a Harbinger of War in France and Britain during the Interwar Period. // Synergies RoyaumeUnietIrlande. 2011. №4. pp. 14C-141.

5. Жердев E. Какая разница? Большая разница (размышления над историческими аспектами термина) II Основы безопасности жизнедеятельности. 2010. №10. С.3.

6. Иминов В.Т. Эволюция военного искусства в годы Первой мировой войны II Военно-исторический журнал. 2004. №8. С.2.

7. Лашков А.Ю.Организация защиты европейских держав от угрозы воздушного нападения накануне войны II Материалы III Международной научно-практической конференции. Первая мировая война: взгляд спустя столетие. Предвоенные годы. (28-29 ноября 2013 г., Москва). М.: Издательство МНЭПУ, 2014. С.395.

S. Беляш Е. Ю. Мифы Первой мировой. М.: Вече, 2012.

9. Такман Б. Первый блицкриг. Август 1914. М.: АСТ, СПб.: Terra Fantastica,1999. С.210-211.

10. Дирижабли на войне. Под общ. ред. А. Е. Тараса. Мн.: Харвест; М.: ООО «Издательство ACT», 2000. С.95.

11. Варшавский дневник. 1914. 23 авг. (5 сент.) №232.

12. The war illustrated album de luxe. London: The Amalgamated Press. P. 185.

13. Варшавскийдневник. 1914. 26 авг. (8сент.) №235.

14. Гриценко И.В. Название: История создания и службы аэропланов типа Taube. Издательство: Запорожье. С.15.

15. Памятная книжка Минской губернии на 1915 год. Минск.: Губернская типография, 1914. С.106.

16. Ашмор. Воздушная оборона Англии в мировую войну и в настоящее время. / Пер. с английского, предисловие, примечания, комментарии и схемы комбрига Е. И. Татарченко. М.: Воениздат НКО СССР, 1936. 256 с.

17. War of the Nations. New York: New York Times Co. 1919.

18. Вейгелин К. Е. Авиация в мировой войне: очерки и эпизоды воздушной войны. Л.: Академическое издательство, 1924. С.18.

19. фон Гёпнер Э. Война Германии в воздухе / Э. фон Гёпнер. Минск,. 2005. 240 с.

20. Tammy M. Proctor. Civilians in a World at War, 1914-1918. New York and London: New York University Press. 2010. Р. 20.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

21. Martin Dale. Coastal Defence and Zeppelin Raids 1914 - 1918. WestSussex. Р. 44.

22. Нелипович С.Г. Бои в пригородах Варшавы в октябре 1914 года // Военно-исторические исследования в Поволжье. Вып. 6. Саратов: Научная книга, 2005. С. 62.

23. Лашков А.Ю. Зарождение, становление и боевая деятельность объектовой противовоздушной обороны России накануне и в годы Первой мировой войны / дис. ... канд. ист. наук. М.: Институт военной истории МО РФ. С.40,47.

24. Голотюк В. Организатор воздушной обороны Петрограда. / Военно-промышленный курьер. Общероссийская еженедельная газета. Москва. 16 ноября 2005г. №43 (110).

25. Шульгин В. Н. Теоретические основы инженерной защиты населения: Монография. М.: Академия ГПС МЧС России, 2007. С.10.

26. РГВА Ф.6. Оп.5. Д.377. Л.20 об.

27. Еремеев К.С. Начало Красной Армии // Пролетарская революция. 1928 №4(75). С. 167.

28. ЦГА СПб., Ф. Р-2421, Оп. 1, Д. 2.Л. 83, 195.

29. Беляев А.Н. Развитие МПВО страны в 1918-1941 гг. //Военно-исторический журнал. 1973. №9. С. 89.

30. От МПВО к гражданской защите. Исторический очерк. Под ред. С.К. Шойгу. М.: УРСС, 1998. С. 11.

31. Корнеев В.В. Россия в период общемирового кризиса (1914-1918 гг.). Установление Советской власти. Химки: АГЗ МЧС России, 2012. С. 89.

32. Рохмистров В. Г. Авиация великой войны. М: ACT: ВЗОИ, 2004. С.155,157.

Рецензент: кандидат исторических наук, доцент Корнеев В. В.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.