Научная статья на тему 'СТАНОВЛЕНИЕ СИСТЕМЫ ВСЕОБЩЕГО ОБЯЗАТЕЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В ТУВИНСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ (1944-1961 ГГ.)'

СТАНОВЛЕНИЕ СИСТЕМЫ ВСЕОБЩЕГО ОБЯЗАТЕЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В ТУВИНСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ (1944-1961 ГГ.) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
105
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Тувинская автономная область / всеобщее обязательное обучение / школа / учебно-материальная база / педагогические кадры / учащиеся / Tuvan Autonomous Oblast / universal compulsory education / school / educational and material base / teaching staff / students

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тулуш Светлана Сергеевна

В статье рассматривается становление системы народного образования в Тувинской автономной области (1944–1961 гг.) в условиях осуществления всеобщего обязательного обучения. Для данного периода характерна нехватка школьных зданий, учебно-материального обеспечения и педагогических кадров. К концу изучаемого периода в основном было завершено осуществление закона о всеобщем обязательном восьмилетнем обучении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FORMATION OF UNIVERSAL COMPULSORY EDUCATION SYSTEM OF TUVAN AUTONOMOUS OBLAST (1944-1961)

The article considers the formation of the public education system of Tuvan Autonomous Oblast (1944-1961) in the conditions of universal compulsory education. This period is characterized by a shortage of school buildings, educational and material support and teaching staff. By the end of the study period, the implementation of the Eight-Year Compulsory Education Act had been largely completed.

Текст научной работы на тему «СТАНОВЛЕНИЕ СИСТЕМЫ ВСЕОБЩЕГО ОБЯЗАТЕЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В ТУВИНСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ (1944-1961 ГГ.)»

УДК 373 DOI: 10.24412/2686-9624-2021-37-42

СТАНОВЛЕНИЕ СИСТЕМЫ ВСЕОБЩЕГО ОБЯЗАТЕЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В ТУВИНСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ (1944-1961 ГГ.).

Тулуш С. С.

Аннотация. В статье рассматривается становление системы народного образования в Тувинской автономной области (1944-1961 гг.) в условиях осуществления всеобщего обязательного обучения. Для данного периода характерна нехватка школьных зданий, учебно-материального обеспечения и педагогических кадров. К концу изучаемого периода в основном было завершено осуществление закона о всеобщем обязательном восьмилетнем обучении.

Ключевые слова: Тувинская автономная область, всеобщее обязательное обучение, школа, учебно-материальная база, педагогические кадры, учащиеся.

THE FORMATION OF UNIVERSAL COMPULSORY EDUCATION SYSTEM OF TUVAN AUTONOMOUS OBLAST (1944-1961)

Tulush S. S.

Annotation. The article considers the formation of the public education system of Tuvan Autonomous Oblast (1944-1961) in the conditions of universal compulsory education. This period is characterized by a shortage of school buildings, educational and material support and teaching staff. By the end of the study period, the implementation of the Eight-Year Compulsory Education Act had been largely completed.

Keywords: Tuvan Autonomous Oblast, universal compulsory education, school, educational and material base, teaching staff, students.

В настоящее время реформирование российской образовательной системы приводит к широким общественным дискуссиям, возвращая нас к необходимости изучения опыта автономий и республик СССР. Одним из интересных и малоизученных является опыт становления народного образования в Тувинской автономной области (1944-1961 гг.) (далее - ТАО), где в чрезвычайно сжатые сроки, удалось пройти сложный путь осуществления всеобщего обязательного обучения детей. Под понятием «всеобщее обучение» мы понимаем «принцип организации народного образования, т.е. обучение всех детей и молодежи определенного возраста в учебных заведениях, дающих учащимся установленный государством объем знаний и учебных навыков» [Мова, 2009: 177].

История народного образования в советской Туве рассматривалась представителями разных наук. Одними из первых исследований по данной теме являются работы Н. А. Сердобова и Г. С. Сабирзянова [Сердобов, 1953; Сабирзянов, 1967]. Авторами рассмотрены организационные и содержательные аспекты образования, взаимосвязь социально-экономических и политических задач партии и правительства с развитием системы образования, вводятся количественные данные по школам, учителям и контингентам учащихся. З. Е. Цыренова [Цыренова, 2001] отметила особенности национальной политики СССР в школьном образовании Тувы. К 1960 г., по мнению исследователя, проблемы национальной школы остались открытыми, а образование, полученное на родном языке в национальной школе, представлялось непрестижным. В 2003 г. вышла книга «Педагогическое образование в Туве: Научная мысль. История. Люди» [Педагогическое образование в Туве ... , 2003]. В ней собран материал о первых школах и учителях Тувы, о создании первого высшего учебного заведения, о его роли в

подготовке педагогических кадров. Однако представленные в работе материалы носят очерковый характер.

В исследовании М. М.-Б. Харуновой рассматриваются исторические предпосылки и последствия социально-политических преобразований в Туве, в том числе в сфере образования. Автор приходит к выводу, что преобразования, начатые еще в годы ТНР, получили более масштабное развитие уже в составе СССР. Государство рассматривалось как ведущая и решающая сила в создании нового социального порядка [Харунова, 2011]. В третьем томе фундаментального труда «История Тувы» [История Тувы, 2011] рассматриваются политические, социально-экономические и культурные проблемы советского периода. В данной статье, на основе анализа архивных материалов областного отдела народного образования и существующих трудов, представлены мероприятия по осуществлению всеобщего обязательного обучения в ТАО.

11 октября 1944 г. Тувинская Народная Республика была принята в состав РСФСР. С этого момента в Туве начались коренные социально-политические, экономические и культурные преобразования, при этом главным условием трансформаций стал перевод тувинцев на оседлость (1944 —1953 гг.). В связи с образованием ТАО органы исполнительной власти, министерства и управления ТНР реорганизовались в отделы и управления Тувоблисполкома, в состав которого вошел, среди прочих, облоно [Харунова, 2011: 41].

В проекте Совнаркома СССР «О мероприятиях по хозяйственному и культурному развитию строительству Тувинской автономной области» рассмотренным тувинским обкомом ВКП (б) 1 декабря 1944 г., указывалось, что важнейшей задачей области является реализация в течение 1945 — 1946 и 1946 — 1947 учебных годов закона о всеобщем обязательном начальном обучении детей [История Тувы, 2016: 93]. Перед областью стояли такие задачи как строительство и расширение сети школ и интернатов, укрепление учебно-материальной базы, издание учебной и методической литературы, обеспечение школ учебниками, изменение учебных планов и программ, подготовка национальных педагогических кадров, ликвидация неграмотности и малограмотности среди взрослого населения. В 1944 —1945 учебном году в области насчитывалось 122 школы; из 21 138 детей с 8 до 17 лет обучалось только 8 585 школьника. При этом в 7-х классах насчитывалось 244 учащихся, в 10-х — 32. Все 83 интерната при тувинских школах перешли на полное государственное обеспечение [Тулуш, 2020: 87].

Первым необходимым условием для осуществления всеобуча в Туве являлось строительство школ и интернатов. Однако возведение учебных заведений шло медленными темпами: к 1947 г. ни один плановый объект строительства так и не был сдан в эксплуатацию1. Причины были разные: недостаток рабочей силы, плохая организация, недостаточный контроль. Летом 1948 г. по инициативе колхозов области возникло движение по строительству школ методом народной стройки. Усиленное строительство позволило увеличить количество школ в области к 1950 — 1951 учебному году до 162, что позволило охватить обучением 25 854 детей2. Но этого было недостаточно: в 1950 г. школы не посещали 4951 детей с 7 до 15 лет, из них 2775 — по причине отсутствия мест3, поэтому школьное строительство сохраняло приоритетное значение и в последующие годы.

Решающую роль в осуществлении всеобщего обучения в ТАО сыграли школьные интернаты, где дети могли жить и учиться в течение всего учебного года. В условиях кочевого образа жизни многих родителей учащихся, интернаты были единственной возможностью получить образование. Однако ускоренные темпы отрицательно сказывались на качестве зданий: многие интернаты не соответствовали санитарно-гигиеническим нормам, катастрофически не хватало мест. Так, в 1950 г. на 8667

1 Национальный архив РТ. Ф.79. Оп.1. Д. 249. Л. 40

2 НА РТ. Ф.79. Оп.1. Д. 285. Л. 9

3 НА РТ. Ф.79. Оп.1. Д. 276. Л. 6

учащихся, проживающих в интернатах области, приходилось 7276 мест4. Дети спали по 2 человека на койке, многих размещали на квартирах5. Воспитанникам не хватало одежды, часто происходили перебои в питании, возникали проблемы с топливом в начале каждого отопительного сезона. Работники интернатов в большинстве не имели соответствующего образования.

Все вышеперечисленные факторы приводили к большому отсеву учащихся по болезни, а то и вовсе без уважительных причин: в 1946 — 1947 учебном году из школ выбыло 3343 школьника, в 1951 — 1952 — 1269 человека, в 1957 — 1958 — 3452 (Рукописный фонд Тувинского института гуманитарных и прикладных социально-экономических исследований6. Н.А. Сердобов отмечает и, так называемый, «переменный» отсев учащихся, характеризующийся тем, что в разное время ученики покидали школы на различный срок и уходили к родителям. Такой отсев, по его мнению, наносил наибольший урон в работе тувинских школ [Сердобов, 1953: 64]. Учителям приходилось ходить по юртам, беседовать с родителями, а затем возвращать детей обратно в школы и интернаты. Отсев и низкая успеваемость учеников, как отмечает М.М.-Б. Харунова, «стали результатами не только материальной необеспеченности и неукомплектованности школ педагогическим кадрами, но и фактом, подтверждающим радикальность внедрявшейся системы знаний, влиявшей на традиционные ментальные основы этнической культуры тувинцев» [Харунова, 2011: 100].

Важной задачей являлась подготовка и переподготовка педагогических кадров. С 1945 по 1951 гг. количество учителей в области увеличилось с 4637 до 1233 человек8. Однако, большинство учителей имели низкий образовательный уровень и недостаточный опыт, что отражалось на качестве знаний учащихся. Для подготовки учителей начальных классов в 1945-1946 учебном году было открыто педагогическое училище с школьным русским, школьным тувинским и заочным отделениями [Сердобов, 1953: 79]. В 1945 г. состоялся первый набор студентов с семилетним образованием. Контингент учащихся области, окончивших 7 класс, был крайне мал, поэтому для стимулирования учебы и предотвращения отсева все студенты были освобождены от оплаты за обучение, наиболее успевающие в учебе получали повышенную стипендию9.

В марте 1946 г. вышло распоряжение Комитета по делам высшей школы при Совете Министров СССР о зачислении лиц, окончивших 10-х классов средней школы, без вступительных экзаменов. С этого момента при педагогических училищах создавались особые группы с одногодичным сроком обучения, занимавшиеся по учебному плану для 11-х педагогических классов средней школы. По окончанию училища выдавался аттестат, присваивавший звание учителя начальной школы. Выпускники 8-9-х классов, как и прежде, поступали на общих основаниях со сдачей вступительных экзаменов. В Туве, объявлять набор учащихся с десятилетним образованием, по известным причинам, было еще рано [Тулуш, 2015: 89].

Для обучения учащихся 5-10-х классов семилетних и средних школ требовались учителя с высшим образованием. Ежегодно в Туву из Советского Союза направлялись молодые учителя: в 1946 г. в Туву было направлено 53 учителя, в 1951 г. — 193, из них 168 учителей с высшим образованием10. В тувинских школах они вели занятия с переводчиками. Но без практики и методики преподавания в национальных школах уроки с переводчиками молодым специалистам давались нелегко, а условия проживания

4 НА РТ. Ф.79. Оп.1. Д. 276. Л. 26

5 НА РТ. Ф.79. Оп.1. Д. 249. 30

6 ТИГПИ, Ф. 1. Оп. 1. Д. 427. Л. 54

7 НА РТ. Ф.79. Оп.1. Д. 184. Л. 2

8 НА РТ. Ф.79. Оп.1. Д. 249. Л.71

9 НА РТ. Ф.79. Оп.1. Д. 249. Л.35

10 НА РТ. Ф.79. Оп.1. Д. 285. Л. 72

оставляли желать лучшего. Многие из них, отработав положенные 2-3 года, уезжали по разным обстоятельствам.

Осуществление всеобщего обучения в ТАО было немыслимо без подготовки учителей с высшим образованием из представителей коренной национальности. Поэтому распоряжением Совета Министров от 27 ноября 1951 г. в г. Кызыле было решено с 1 сентября 1952 г. открыть учительский институт с тремя отделениями: языка и литературы, физико-математическим и заочным11. В 1954 г. состоялся первый выпуск учителей: дипломы получили 98 человек, из 50 - коренной национальности, еще через год - 136 выпускников. В 1956 г. на базе КУИ был открыт Кызылский государственный педагогический институт с пятилетним курсом обучения. В 1958-1959 учебном году состоялся последний выпуск студентов учительского института при КГПИ. Всего за годы своего существования учительский институт подготовил 671 учителя русского языка и литературы, тувинского языка и литературы, физики и математики, ряд выпускников получили дополнительную специальность по физическому воспитанию [Тулуш, 2015: 90]. Помощь в методической работе учителей оказывал областной институт усовершенствования учителей, созданный в 1946 г. на базе Республиканского методического кабинета.

В 1944 г. большая группа тувинских ученых под руководством профессора А. А. Пальмбаха была командирована в Москву для создания первых учебников. В процессе работы возникали методические и организационные проблемы, а также трудности в переводе школьных учебников на тувинский язык. Некоторые из переведенных книг имели серьезные смысловые искажения и фактические ошибки [Тулуш, 2020: 88]. Издательская работа тоже шла с трудом: в 1949-1950 гг. из 32 названий учебников тиражом 148 тыс. экз. был напечатан один учебник тиражом 8 тыс. экз. [Харунова, 2011: 97]. С 1950 г. работа велась в основном по переизданию переводных и оригинальных учебников [Сердобов, 1953: 105].

Таким образом, по мере создания учебно-материальной базы и подготовки педагогических кадров, на территории Тувы поэтапно началось осуществление всеобщего начального обучения. В 1948 г. Закон о всеобуче был введен на территории 5 районов области (Улуг-Хемский, Тандинский, Каа-Хемский, Кызылский, Пий-Хемский), в 1949 г. - на территории остальных. Однако нельзя не согласиться с мнением М.М. -Б. Харуновой, что «в Туве реализация закона об обязательном начальном обучении не была осуществлена даже к 1950 году. Количественные показатели учащихся, школ и учителей, не всегда совпадали с качественными» [Харунова, 2011: 100].

Тем не менее, в 1950 г. обязательным решением Облисполкома на территории всей области был введен Закон об обязательном семилетнем обучении12. Началась постепенная реорганизация начальных школ в семилетние, а семилетних — в средние. В связи с введением Закона была усилена работа по ликбезу: при каждой школе всеобуча создавались кружки13. Так, за 1949-1952 гг. было обучено 8333 неграмотных и 6039 малограмотных человек.

В 1952 г. одной из главных задач органов образования стал переход ко всеобщему политехническому обучению в средней школе. Концепция политехнического обучения предполагала согласно К. Марксу «знакомство с основными принципами всех процессов производства, вооружении навыками практического применения простейших орудий всех производств, во всестороннем развитии своих способностей для всестороннего применения их в жизни» [Сердобов, 1953: 101]. Обязательными становились такие формы работы с учащимися как наблюдения, экскурсии, опыты, демонстрации и лабораторные работы.

11 НА РТ. Ф.79. Оп.1. Д. 1. Л.1 - 3

12 НА РТ. Ф. 79. Оп.1. Д. 285. Л. 6.

13 НА РТ, Ф. 79, Оп. 1, Д. 363, Л. 11.

С 1954 — 1955 учебного года школы начинают переходить на новые учебные планы и программы. В начальных классах вводилось трудовое обучение, в 5-7-х классах — занятия на учебно-опытных участках, в 8 — 10-х — практикумы по сельскому хозяйству, машиноведению и электротехнике14. К 1957 — 1958 г. уроки труда преподаются уже во всех начальных классах области. В 67 семилетних и средних школах были созданы оборудованные мастерские, во всех школах — пришкольные учебно-опытные участки15.

Окончательное закрепление основ политехнизма закрепил закон «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии народного образования в СССР», принятый в декабре 1958 г. Главной задачей образования теперь было преодоление отрыва школы от жизни. С 1959 — 1960 учебного года в области начался постепенный перевод школ с семилетнего на восьмилетнее обязательное обучение, после чего последовала реорганизация семилетних и десятилетних школ в восьмилетние и одиннадцатилетние трудовые школы с производственным обучением. В этот период в области работали 50 начальных, 70 семилетних, 5 восьмилетних, 30 десятилетних и 7 одиннадцатилетних средних общеобразовательных школ с производственным обучением с общим контингентом учащихся 33 391 человек16. В школах создавались ученические бригады, в старших классах началось изучение основ промышленного и сельскохозяйственного производства, а также было организовано прохождение производственной и профессиональной подготовки.

Таблица 1

Динамика количества школ и численности учащихся в Тувинской автономной области (1944-1961 гг.)17

1944 г. 1950 г. 1954 г. 1961 г.

Всего школ: 122 183 151 167

Начальных 110 134 57 50

Семилетних/восьмилетних 9 41 72 40/ 54

Средних 3 8 22 21

Специальных - - - 2

Количество детей в школах 8 585 25 854 30 613 35 307

Количество детей, не посещающих школы 12 553 4 951 3 638 474

В связи с принятием закона «Об укреплении связи школы с жизнью...» резко возросла потребность области в учительских кадрах. Педагогический институт осуществлял подготовку студентов на физико-математическом и историко-филологическом факультетах. Подготовка учителей для тувинских школ по специальностям «география и биология» проходила в Красноярском педагогическом институте [Тулуш, 2015: 90-91]. В 1960 г. всего в школах области работало 3096 учителей, из них с высшим образованием - 487, незаконченным высшим - 694, со средним педагогическим - 1212, общим средним - 501, незаконченным средним - 20218. Таким образом, к 1961 году в основном удалось перейти ко всеобщему обязательному восьмилетнему обучению. Планомерно увеличивалось количество школ, интернатов и контингенты учащихся.

14 НА РТ, Ф. 79. Оп. 1. Д. 412. Л. 12.

15 НА РТ, Ф. 79. Оп. 1. Д. 4. Л. 14.

16 НА РТ, Ф. 79. Оп. 1. Д. 591. Л. 6.

17 Таблица подготовлена на основе информации [Тулуш, 2020: 90]

18 НА РТ, Ф.11. Оп. Д. 54, Л. 40.

Продолжались мероприятия по ликвидации неграмотности и малограмотности. В 1961 г. в ТАО насчитывалось 48 700 людей без образования (начального, восьмилетнего и среднего) в возрасте с 16 до 35 лет, из них не имели даже начального образования 14 546 людей19. В школах было охвачено обучением только 1275 человек, причем 147 из них не успевали20. Согласно перспективному плану, по охвату молодежи обучением, принятому в 1961 г., полностью завершить ликбез намечалось на 1964 — 1965 учебный год21.

Таким образом, с вхождением Тувы в состав СССР в 1944 г. главной задачей органов народного образования стал переход к всеобщему обучению. Несмотря на послевоенный кризисный период в СССР, области выделялись значительные средства на нужды народного образования: шло строительство школ и интернатов, открывались новые учебные заведения, осуществлявших подготовку учителей коренной национальности, издавались новые программы и учебники. К 1961 году в основном завершилось осуществление закона о всеобщем обязательном восьмилетнем обучении, что позволило начать переход ко всеобщему среднему образованию.

Список литературы:

История Тувы: В 3 т. — Т.Ш / Под общей ред. Н.М. Моллерова. — Новосибирск: Наука, 2016. 455 с.

Мова А. Э. Формирование системы всеобщего обязательного обучения в России // ЧиО. 2009. № 1. URL: https://cyberlenmka.m/artide/n/formirovanie-sistemy-vseobschego-obyazatelnogo-obucheniya-v-rossii (дата обращения: 09.09.2021)

Педагогическое образование в Туве: Научная мысль. История. Люди. Посвящается 50-летию педагогического образования в Туве. Кызыл: Тувинское книжное издательство, 2003. 256 с.

Сабирзянов Г. С. Партийное руководство народным образованием в Советской Туве (1944-1967 гг.). Кызыл: Тувкнигоиздат, 1967. 71 с.

Сердобов Н. А. Народное образование в Туве. Кызыл: Тувинское книжное издательство, 1953. 136 с.

Тулуш С. С. Создание системы подготовки учительских кадров в Тувинской автономной области (1944-1961 гг.)//Вестник КемГУ. 2015. № 2-1 (62). С. 88-92.

Тулуш С. С. Школьное строительство и учебно-материальное обеспечение в Тувинской Автономной Области (1944-1961) / С. С. Тулуш // Ермолаевские чтения: материалы IV научно-практической конференции (19 июня 2020 г.). Кызыл, 2020. С. 8691. DOI: https://www.doi.org/10.24412/2686-9624-2020-86-91

ХаруноваМ. М.-Б. Социально-политическое развитие Тувы в середине ХХ века / М.М.-Б. Харунова. — Новосибирск: Наука, 2011. 139 с.

Цыренова З. Е. Национальная политика Советского государства в школьном образовании Тувы (1945-1960 гг.) // Гуманитарные исследования в Туве. /Отв. ред. К. А. Бичелдей, Б. И. Татаринцев, С. М. Биче-оол. - М: Изд-во РУДН, 2001. С. 181-190.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ

Тулуш Светлана Сергеевна, методист отдела методического сопровождения по вопросам истории и этнографии, Национальный музей имени Алдан-Маадыр Республики Тыва, г. Кызыл, Россия. Электронный адрес: mongushss@rambler.ru INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Tulush Svetlana Sergeevna, methodist of the museum department of methodological support on History and ethnography, Aldan-Maadyr National Museum of the Republic of Tuva. Kyzyl, Russia. E-mail: mongushss@rambler.ru

19 НА РТ, Ф. 79. Оп.1. Д. 715. Л. 35.

20 НА РТ, Ф. 79. Оп.1. Д.715. Л.30-31.

21 НА РТ, Ф. 79. Оп. 1. Д. 715. Л.35.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.