Научная статья на тему 'Создание системы подготовки учительских кадров в тувинской автономной области (1944 1961 гг. )'

Создание системы подготовки учительских кадров в тувинской автономной области (1944 1961 гг. ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
300
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
СибСкрипт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КЫЗЫЛ / УЧИТЕЛЬСКИЕ КАДРЫ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ УЧИЛИЩЕ / ТУВА / УЧИТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ / TEACHERS' INSTITUTE / KYZYL / TEACHING STAFF / PEDAGOGICAL INSTITUTE / TEACHER TRAINING COLLEGE / TUVA

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тулуш Светлана Сергеевна

В статье рассматривается начальный этап создания системы подготовки учительских кадров в Тувинской автономной области (1944 1961 гг.). Эмпирическую базу составили в основном документы областного отдела народного образования и учебных заведений, хранящиеся в Государственном архиве Республики Тыва. Характерные для этого этапа трудности (слабая учебно-материальная база, недостаток кадров, отсутствие учебных планов и программ, низкая грамотность населения и др.) отражались на качестве подготовки учащихся. Всесторонняя помощь Советского Союза, профессионализм и энтузиазм советских преподавателей, активность самих студентов позволили преодолеть их. Особое внимание в статье уделено подготовке учителей для национальных школ Тувы на базе педагогического училища (с 1946 г.) и Кызылского учительского института (с 1952 г.). Материалы статьи полезны в сравнительном плане для анализа становления системы образования в национальных автономиях РСФСР.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CREATION OF THE SYSTEM OF TRAINING TEACHING STAFF IN TUVA AUTONOMOUS REGION (1944 1961)

The paper examines the initial stage of the creation of the teacher training system in Tuva Autonomous Region (1944 1961). The documents of the regional department of public education and educational institutions stored in the State Archives of the Republic of Tuva form the empiric base of the paper. The difficulties that were characteristic for that stage (weak educational facilities, lack of staff, lack of educational plans and programs, low literacy of the indigenous population etc.) had an impact on the quality of students’ training. Comprehensive assistance of the Soviet Union, professionalism and enthusiasm of Soviet teachers, activity of the students themselves allowed overcoming these difficulties. In this paper particular attention is paid to the training of teachers for the national schools of Tuva on the basis of the Teacher Training College (since 1946) and Kyzyl Teachers’ Institute (since 1952). The materials given in the paper are useful in comparative terms for analysing the formation of the system of education in national autonomous regions of the RSFSR.

Текст научной работы на тему «Создание системы подготовки учительских кадров в тувинской автономной области (1944 1961 гг. )»

УДК 94:377.8:378.095

СОЗДАНИЕ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЬСКИХ КАДРОВ В ТУВИНСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ (1944 - 1961 ГГ.)

С. С. Тулуш

THE CREATION OF THE SYSTEM OF TRAINING TEACHING STAFF IN TUVA AUTONOMOUS REGION (1944 - 1961) S. S. Tulush

В статье рассматривается начальный этап создания системы подготовки учительских кадров в Тувинской автономной области (1944 - 1961 гг.). Эмпирическую базу составили в основном документы областного отдела народного образования и учебных заведений, хранящиеся в Государственном архиве Республики Тыва.

Характерные для этого этапа трудности (слабая учебно-материальная база, недостаток кадров, отсутствие учебных планов и программ, низкая грамотность населения и др.) отражались на качестве подготовки учащихся. Всесторонняя помощь Советского Союза, профессионализм и энтузиазм советских преподавателей, активность самих студентов позволили преодолеть их. Особое внимание в статье уделено подготовке учителей для национальных школ Тувы на базе педагогического училища (с 1946 г.) и Кызылского учительского института (с 1952 г.). Материалы статьи полезны в сравнительном плане - для анализа становления системы образования в национальных автономиях РСФСР.

The paper examines the initial stage of the creation of the teacher training system in Tuva Autonomous Region (1944 - 1961). The documents of the regional department of public education and educational institutions stored in the State Archives of the Republic of Tuva form the empiric base of the paper.

The difficulties that were characteristic for that stage (weak educational facilities, lack of staff, lack of educational plans and programs, low literacy of the indigenous population etc.) had an impact on the quality of students' training. Comprehensive assistance of the Soviet Union, professionalism and enthusiasm of Soviet teachers, activity of the students themselves allowed overcoming these difficulties. In this paper particular attention is paid to the training of teachers for the national schools of Tuva on the basis of the Teacher Training College (since 1946) and Kyzyl Teachers' Institute (since 1952). The materials given in the paper are useful in comparative terms - for analysing the formation of the system of education in national autonomous regions of the RSFSR.

Ключевые слова: Кызыл, учительские кадры, педагогический институт, педагогическое училище, Тува, учительский институт.

Keywords: Kyzyl, teaching staff, Pedagogical Institute, Teacher Training College, Tuva, Teachers' Institute.

Проблема подготовки учительских кадров является одной из важных в системе образования. Роль учителя в школе трудно переоценить: от его квалификации, опыта и знаний зависит, каким будет будущее поколение. После вхождения Тувы в состав Советского Союза на правах автономной области в 1944 г. главной задачей новых органов образования стало осуществление всеобщего обучения, в связи с чем встал вопрос профессиональной подготовки учителей. Решения Тувинского обкома ВКП(б) по тем или иным вопросам социального развития становились обязательной программой культурного строительства. По мнению Н. А. Сердобова, важным фактором для осуществления всеобуча стал переход аратов-животноводов на оседлость, завершившийся в 1953 г. [25, с. 60]. Особое место в становлении и развитии народного образования Тувы принадлежит специалистам, ежегодно направлявшимся из педагогических учебных заведений центральных областей. Наше внимание обращено, прежде всего, на деятельность первых учебных заведений, осуществлявших профессиональную подготовку учительских кадров в Тувинской автономной области (далее - ТАО), и трудности, с которыми им пришлось столкнуться в период становления.

Кадровый вопрос в Туве остро встал на рубеже 1920 - 1930-х гг. Подготовка специалистов тогда проходила одновременно с ликвидацией неграмотности и

формированием системы народного образования. В школах не хватало учителей, способных вести преподавание на родном тувинском языке. Первые годы учителями были лица, окончившие ликпунты, два года начальной школы или в лучшем случае одногодичные курсы в Горной Алтайской области (Ойротии) [23, с. 389]. В 1934 г. при посольстве СССР в Кызыле был открыт педагогический техникум, выпускники которого позднее работали в первой тувинской средней школе и педагогическом училище.

В 1936 г. в Туве был открыт Учебный комбинат им. В. И. Ленина, где готовили специалистов разного профиля, в том числе учителей. Но слабая общеобразовательная и профессиональная база, ранняя специализация и недостаточная укомплектованность комбината кадрами послужили причинами преобразования его в 1944 г. в общеобразовательную тувинскую среднюю школу № 2. Стоит отметить, что эта школа сыграла важную роль в развитии педагогического образования, а также ориентации школьников на выбор профессии учителя [22, с. 13].

В 1944 - 1945 учебном году в области насчитывалось 21138 детей в возрасте от 8 до 17 лет, из них только 8585 обучалось в 122 школах [15, л. 8]. В них преподавали 463 учителя, более половины - из числа тувинцев (240 человек). Из общего количества учителей высшее образование имели только 9 человек, незаконченное высшее - 16, среднее педагогическое -

136, остальные не имели даже законченного среднего образования. Стаж работы до 5 лет имели 317 учителей, от 5 до 10 лет - 111, свыше 10 лет - 35 человек [19, л. 3]. В Кызыле на одного учителя приходилось 35 учеников, в Шагонаре, Чадане и Туране - 30, в селах - по 20 учеников [16, л. 3]. В помощь области Наркомпрос РСФСР в 1946 г. направил 53 учителя [18, л. 12]. Таким образом, большинство учителей школ области на тот момент имели низкий образовательный уровень, небольшой стаж работы и повышенную нагрузку.

Областной отдел народного образования (далее -облоно) понимал: «качество преподавания в первые годы пятилетки по тувинским школам будет оставаться еще низким, так как из 300 учителей начальных школ основная масса не имеет педагогического образования, а пополнение тувинских школ учителями первые годы намечается из оканчивающих 7-е классы» [16, л. 3]. Учителей с высшим образованием и опытом работы зачастую переводили на руководящие должности, где они занимались решением хозяйственных вопросов, нежели образовательных. Подобный принцип комплектования школ не мог не отразиться на качестве педагогического процесса и, как следствие, знаниях учащихся. Неудивителен тот факт, что школьные инспекторы в отчетах того времени указывали: «большая часть учителей не имеют элементарных знаний педагогики и методики, не умеют планировать и вести урок, не знают, как проверять тетради, как оценивать ответы и письменные работы учащихся» [14, л. 32]. Осуществление всеобщего начального обучения в области было затруднено, а учителям школ необходима более основательная профессиональная подготовка.

Не случайно в числе первых решений советских органов было срочное открытие учебного заведения в Туве. В 1945 г. постановлением Тувинского обкома ВКП(б) и облисполкома для подготовки учителей начальных классов в Кызыле было открыто педагогическое училище со школьным русским, школьным тувинским и заочным отделениями [21, с. 42]. Органы образования Тувы возлагали на него большие надежды покрыть потребность области в педагогических кадрах для начальных школ.

Первоначально училище было размещено в двух классных комнатах Кызылской средней школы № 2. В 1946 г. ему передали два деревянных здания по улице Щетинкина, позднее училище обрело свое двухэтажное здание по ул. Ленина, 2. Первый преподавательский состав насчитывал 13 специалистов, 6 из которых были с высшим образованием [9, л. 16 -17].

В 1945 г. состоялся первый набор студентов в училище. Однако учащихся с семилетним образованием в области было очень мало, поэтому первое время приемной комиссии приходилось принимать абитуриентов с шестилетним образованием и организовывать им подготовительные курсы. Помимо этого, первое время приходилось принимать лиц, не выдержавших вступительные экзамены, что привело к большому отсеву по неуспеваемости. Данный факт был также отражен в одном из пунктов резолюции Первого Всесоюзного совещания педагогических

училищ, проходившего 20 - 23 ноября 1946 г. в Москве [9, л. 1]. Поэтому в дальнейшем подобная практика была прекращена.

В марте 1946 г. вышло распоряжение Комитета по делам высшей школы при Совете Министров СССР о зачислении лиц, окончивших 10 классов средней школы, без вступительных экзаменов. С этого момента при педагогических училищах создавались особые группы с одногодичным сроком обучения, занимавшиеся по учебному плану для 11-х педагогических классов средней школы. По окончанию училища выдавался аттестат, присваивавший звание учителя начальной школы. Выпускники 8 - 9-х классов, как и прежде, поступали на общих основаниях со сдачей вступительных экзаменов [8, л. 93]. В Туве объявлять набор учащихся с десятилетним образованием, по известным причинам было еще рано.

В 1947 - 1948 учебном году согласно постановлению Совета Министров РСФСР Кызылское педагогическое училище перешло на четырехлетний срок обучения [8, л. 101]. Первый набор студентов было решено учить три года, поэтому в 1948 г. дипломы получили 31 человек очного отделения и 22 - заочного. Выпускники училища были распределены на работу в начальные классы семилетних и средних школ, лучшие из них направлялись в качестве преподавателей родного языка, географии, истории, переводчиков в 5 - 7-х классах [24, л. 73 - 74]. Успешное школьное строительство и подготовка педагогических кадров позволили облисполкому принять решение о всеобщем начальном обучении в 1949 г. в 15 (из 16) районах области [25, с. 68 - 69].

Учебная работа в училище осуществлялась по программам нерусских педагогических училищ Министерства просвещения РСФСР и включала в себя двадцать дисциплин с методикой преподавания, в том числе родной язык и литературу [10, л. 7 - 8]. Педагогическая практика студентов училища проходила в школах № 7 и 2 г. Кызыла [11, л. 5]. В 1958 г. встал вопрос о проведении практики в ближайших от города сельских школах, поскольку количество тувинских групп стало в два раза больше, чем начальных классов Кызылской средней школе № 2 [12, л. 14], но этот вопрос так и не был решен из-за отсутствия транспорта у училища.

Успеваемость студентов педагогического училища с каждым годом повышалась: в 1947 г. она составляла 81 % [9, л. 27], в 1955 - 92,5 % [11, л. 1], 1959 г. -93,2 % [12, л. 1]. Однако на качестве знаний учащихся негативно отражались загруженность студентов учебными планами и программами (36 часов в неделю), отсутствие читального зала и учебников на тувинском языке. При этом обязательными являлись занятия по музыке и хоровому пению, педагогической практике, а также кружки и спортивные секции.

Участие студентов в первые месяцы учебного года в сельскохозяйственных работах также отрицательно сказывалось на качестве знаний: первый семестр сокращался, а занятия затем шли ускоренными темпами. Педагогическая практика студентов четвертого курса «Первые дни ребенка в школе», приходившаяся на этот период, и вовсе отпадала, о чем руководство училища неоднократно сообщало в облоно

и просило «без крайней необходимости выпускников не привлекать» [12, л. 10].

Трудными были материально-бытовые условия студентов. Для стимулирования учебы и предотвращения отсева многие из них были освобождены от оплаты за обучение, а учащиеся тувинского отделения переведены на полное государственное обеспечение [17, л. 35]. Однако общежитие училища было переполнено, в нем не хватало мебели. Например, в 1955 г. на 80 мест в интернате приходилось 203 человека, многие размещались по два человека на место [11, л. 1]. Самостоятельной работой зачастую им приходилось заниматься стоя в коридорах учебного корпуса или в спальных комнатах [12, л. 10].

В 1958 - 1959 учебном году был произведён первый набор учащихся на базе десятилетнего образования. Планировалось принять 90 человек на тувинское отделение, но было зачислено всего 82 человека, из них только 52 составляли тувинцы. Причина недобора была проста: выпуск десятиклассников тувинских школ области был незначительным, и они стремились поступать в вузы. Во время приемных экзаменов при беседе о выборе профессии многие так и заявляли: «... неинтересно после десятилетки учиться еще три года, а получить диплом за среднее учебное заведение, хотя и специальное» [12, л. 7].

Учителя, работающие в школах, но не имеющие педагогического образования, поступали на заочное отделение. Консультационные пункты училища были организованы в городах Кызыл, Чадан, Шагонар, а также селах Самагалтай и Кызыл-Мажалык. В них съезжались учащиеся заочного отделения из близлежащих районов для прохождения сессии. К 1960 г. все пункты, за исключением Кызылского, были закрыты [13, л. 77] в связи с малочисленностью студентов.

За подготовкой учителей к сессии обязывали следить руководителей школ, районные и городские отделы народного образования (далее - рай/гороно), заставляя их освобождать от работы учителей в вечернее время. Но главными проблемами заочного отделения можно было считать неявку студентов на сессию и низкую успеваемость. Так, например, в 1954 - 1955 учебном году из 510 студентов только 230 выполнили учебный план, 90 - получили дипломы [11, л. 1]. В 1958 - 1959 учебном году из 417 вызванных студентов явилось только 270 человек, из них только 117 успешно сдали экзамены, 86 выпускников получили дипломы. Причиной низкой успеваемости, по мнению руководства училища, было то, что «они не работали между сессиями» [11, л. 6]. Сказывалось и то, что в училище не было методиста для систематической работы со студентами-заочниками, не хватало учебной и методической литературы, не всегда вовремя удавалось отправлять необходимую документацию перед экзаменационными сессиями в кон-сультпункты.

В 1950 г. решением облисполкома закон об обязательном семилетнем обучении детей школьного возраста был введен на территории всей Тувы [17, л. 6]. Необходимостью стала профессиональная подготовка учителей-предметников. Поэтому распоряжением Совета Министров СССР было решено открыть с 1 сентября 1952 г. Кызылский учительский институт

(далее - КУИ) с отделениями языка и литературы и физико-математическим. Первоначально институт был размещен на верхнем этаже педагогического училища, под общежитие были временно переданы три классные комнаты Кызылской средней школы № 2.

Научно-педагогический состав института был сформирован из преподавателей-специалистов, прибывших по направлению, а также местных кадров. Были организованы четыре кафедры: педагогики и психологии, основ марксизма-ленинизма, физики и математики, литературы и языка [1, л. 1 - 5]. Первым ректором КУИ, а затем Кызылского государственного педагогического института (далее - КГПИ), был назначен кандидат исторических наук, доцент А. А. Се-леменев. Под его руководством на этапе становления института коллективом проводилась большая организаторская и научная работа, решались проблемы создания и улучшения материальной и учебно-методической базы, пополнения коллектива кадрами [22, с. 43].

Для комплектования первого курса института была проведена большая разъяснительная работа для выпускников школ. Еще в мае 1952 г. во все районо, райкомы ВЛКСМ и школы, областные газеты и на радио были разосланы объявления о наборе студентов в КУИ. Беседы с выпускниками проводили директора школ. В итоге в институт было подано 140 заявлений абитуриентов, из них только 14 человек являлись выпускниками 1952 г.

Вступительные испытания прошли 100 человек, из них 28 - коренной национальности. На физико-математическое отделение поступило 48 абитуриентов, 25 - на отделение тувинского языка и литературы, 27 - на отделение русского языка и литературы. Успеваемость студентов за первый учебный год составила 94,8 % [1, л. 10 - 13]. Первая педагогическая практика студентов учительского института началась в 1953 - 1954 учебном году в школах г. Кызыла: русских средних школах № 1, 3, 7, тувинской средней школе № 2, русской семилетней школе № 9 [2, л. 30]. В 1954 г. состоялся первый выпуск учителей: дипломы получили 98 человек, 50 - коренной национальности, еще через год - 136 выпускников [2, л. 2].

Однако руководство области понимало, что осуществление всеобщего среднего обучения будет ежегодно требовать пополнения учителей старших классов с высшим педагогическим образованием. Поэтому по ходатайству партийных и советских органов Тувы в 1956 г. на базе КУИ был открыт Кызылский государственный педагогический институт с пятилетним курсом обучения. В 1958 - 1959 учебном году состоялся последний выпуск студентов учительского института при КГПИ. Всего за годы своего существования учительский институт подготовил 671 учителя русского языка и литературы, тувинского языка и литературы, физики и математики, ряд выпускников получили дополнительную специальность по физическому воспитанию [3, л. 2].

Педагогический институт осуществлял подготовку студентов на физико-математическом и историко-филологическом факультетах. Подготовка учителей для тувинских школ по специальностям «география и

биология» проходила в Красноярском педагогическом институте. Также при КГПИ функционировали десятимесячные курсы, где тувинские учителя проходили подготовку для преподавания русского языка [3, л. 2].

Первое время институт размещался в здании педагогического училища, лаборатории были оборудованы минимумом оборудования, не было читального и спортивного залов. Группа студентов 1 - 2-х курсов в составе 20 человек участвовала в ускоренном строительстве общежитий института. В течение месяца были построены три помещения, в которых поселили 100 студентов и начали строительство еще двух домов. К 1957 г. в общежития было заселено 180 человек. Строительство учебного корпуса намечалось на 1959 г. [3, л. 3].

Первый набор студентов КГПИ включал в себя 109 человек, из них 66 тувинцев. На специальности «физика и математика» обучалось 64 человека, «родной язык, литература и история» - 25, «родной язык, русский язык и литература» - 20. На 2-м курсе КУИ обучалось 96 человек, из них 38 коренной национальности. По итогам 1956 - 1957 учебного года из 205 студентов 189 выдержали все экзамены. Педагогическая практика проходила в школах города. На заочном отделении в 1957 г. обучалось 469 человек [3, л. 14 - 15].

Однако, несмотря на то, что учебные планы в основном выполнялись, профессиональная подготовка студентов физико-математического факультета и отделения русского языка и литературы оставалась слабой. Учащиеся отделения филологии плохо владели русским языком, при проверках отмечалась низкая грамотность. Так, в 1957 г. при проведении несложного диктанта 3 из 23 студентов получили неудовлетворительные оценки, 12 - удовлетворительные и только 8 написали диктант с оценкой «хорошо». Ни один из 24 первокурсников физико-математического факультета не ответил на все вопросы контрольной работы из пройденной программы [4, л. 2 - 3].

На качестве знаний сказывались неукомплектованность библиотеки, методических кабинетов, мастерских и лабораторий. Совершенно отсутствовали программы по тувинскому языку и литературе, русскому языку и литературе для отделения тувинского языка и литературы, сравнительной грамматике тувинского и русского языков. С 1959 г. в составе кафедры русского языка и литературы стала действовать секция тувинской филологии. Здесь велась серьезная работа по разработке программ и учебных пособий по тувинской филологии и специальной методике [22, с. 41]. Большую роль сыграли первые ученые-языковеды, преподаватели института А. Ч. Ку-наа, К. Х. Оргу, Е. Б. Салзынмаа, Ш. Ч. Сат.

В декабре 1958 г. сессией Верховного Совета был принят закон «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии народного образования в СССР», закрепивший основы политехнизма. Главной задачей среднего образования теперь было преодоление отрыва школы от жизни. В области началась реорганизация семилетних и десятилетних школ в восьмилетние и одиннадцатилетние трудовые школы с производственным обучением. В связи с принятием закона резко возросла потребность области в учитель-

ских кадрах, в частности учителей физики, математики и русского языка [7, л. 2].

С 1960 - 1961 учебного года в соответствии с требованием закона о реформе системы народного образования подготовка студентов к внеклассной и предметной работе осуществлялась в школе. В частности, из института в школу было перенесено преподавание методики и истории Конституции. Студенты на месте знакомились с работой учителей историков школ № 2 и 7, учились составлять планы и конспекты уроков, сами давали пробные уроки и внеклассные мероприятия [6, л. 19].

В 1961 г. состоялся первый выпуск из педагогического института: дипломы получили 84 человека, 70 % из них составляли студенты коренной национальности. Все они были распределены по школам области, 15 выпускников направлены на руководящую работу. Всего в институте обучалось 495 студентов, из них 367 - из районов области, 107 - из Кызыла, 21 - из городов и областей советских республик. Педагогическая практика проводилась не только в городских школах, но и в районах [6, л. 3 - 5].

Штат преподавателей института насчитывал 45 преподавателей и 4 совместителя, среди которых было 6 кандидатов наук. Благодаря практике предоставления творческих отпусков преподавателям, улучшилась научно-исследовательская работа кафедр. С каждым годом увеличивалось количество учебной и методической литературы для тувинских школ, авторами которых являлись преподаватели института. В 1960 - 1961 учебном году вышел в свет первый выпуск научных трудов КГПИ «Ученые записки» и книга К. Х. Оргу «Тувинский язык», подготовлены к изданию «Русский язык для 3-го класса тувинских школ» Е. И. Коптевой и «Элементы автоматики в курсе физики и электротехники» С. А. Хорошавина [3, л. 11]. В следующем учебном году преподавателями института были подготовлены к изданию 8 наименований учебников для национальных школ Тувы [7, л. 14].

В 1960 г. Исполнительным комитетом Областного Совета депутатов трудящихся ТАО было принято решение об обеспечении преподавания всех предметов, в том числе русского языка в 1-х классах школ учителями коренной национальности [20, л. 41]. Органами образования планировалось, что факультет педагогики и методики начального обучения КГПИ будет полностью удовлетворять потребность в учителях начальных классов. Поэтому в 1961 г. приказом Министерства просвещения РСФСР Кызылское педагогическое училище было закрыто. В 1962 - 1963 учебном году последние 32 выпускника училища получили дипломы при Кызылском педагогическом институте. Всего за годы существования училища было выпущено 757 человек, из них 404 - тувинцев, 715 - по программе очного обучения. Но уже через год нехватка учителей в области стала ощутимой, и в 1963 г. деятельность учебного заведения была восстановлена [5, л. 4].

Итак, в 1960 г. всего в школах области работало 3096 учителей, из них с высшим образованием - 487, незаконченным высшим - 694, со средним педагогическим - 1212, общим средним - 501, незаконченным

средним - 202 [5, л. 4]. В целом количество учительских кадров к концу исследуемого периода значительно выросло, в том числе благодаря открытию первых учебных заведений. Несмотря на форсированные темпы культурного строительства в области, не способствовавшие улучшению качественных показателей, училище и институт по мере возможностей старались решать поставленные перед ними задачи. Учебным заведениям приходилось преодолевать такие трудности, как недостаток учебно-материальной базы, неукомплектованность научно-педагогическими кадрами, отсутствие учебных планов и программ по некоторым предметам, борьба с отсевом и неуспеваемостью учащихся. Несомненно, большую роль сыграл

Советский Союз, оказывая финансовую и кадровую помощь для Тувы.

В дальнейшем деятельность института и училища только расширялась: строились новые здания корпусов и общежитий, открывались новые отделения и факультеты, увеличивались планы приема студентов и улучшался научно-педагогический состав. Однако перед областью стояла задача осуществления восьмилетнего, а затем всеобщего среднего обучения, что требовало наличия еще большего количества учителей с высшим образованием, поэтому подготовка учительских кадров оставалась приоритетной задачей органов образования и в последующие годы.

Литература

1. Государственный архив Республики Тыва (ГАРТ). Ф. 11. Оп. 1. Д. 4.

2. ГАРТ. Ф. 11. Оп. 1. Д. 18.

3. ГАРТ. Ф. 11. Оп. 1. Д. 30.

4. ГАРТ. Ф. 11. Оп. 1. Д. 37.

5. ГАРТ. Ф. 11. Оп. 1. Д. 54.

6. ГАРТ. Ф. 11. Оп. 1. Д. 58.

7. ГАРТ. Ф. 11. Оп. 1. Д. 67.

8. ГАРТ. Ф. 53. Оп. 1. Д. 1.

9. ГАРТ. Ф. 53. Оп. 1. Д. 4.

10. ГАРТ. Ф. 53. Оп. 1. Д. 5.

11. ГАРТ. Ф. 53. Оп. 1. Д. 22.

12. ГАРТ. Ф. 53. Оп. 1. Д. 28.

13. ГАРТ. Ф. 53. Оп. 1. Д. 36.

14. ГАРТ. Ф. 79. Оп.1. Д. 181.

15. ГАРТ. Ф. 79. Оп. 1. Д. 200.

16. ГАРТ. Ф. 79. Оп. 1. Д. 245.

17. ГАРТ. Ф. 79. Оп. 1. Д. 249.

18. ГАРТ. Ф. 79. Оп. 1. Д. 285.

19. ГАРТ. Ф. 79. Оп. 1. Д. 363.

20. ГАРТ. Ф. 79. Оп. 1. Д. 679.

21. История города в центре Азии. Научно-документальный сборник (на русском языке). Т. 2. 1944 -1961 гг. Новосибирск: Сибирское книжное издательство, 2012. 240 с.

22. Педагогическое образование в Туве: Научная мысль. История. Люди. Посвящается 50-летию педагогического образования в Туве. Кызыл: Тувинское книжное издательство, 2003. 256 с.

23. Прокофьева Е. Д. Процесс национальной консолидации тувинцев. СПб.: Наука, 2011. 538 с.

24. Рукописный фонд Тувинского института гуманитарных исследований. Ф. 1. Оп. 1. Д. 427.

25. Сердобов Н. А. Народное образование в Туве. Кызыл: Тувинское книжное издательство, 1953. 136 с.

Информация об авторе:

Тулуш Светлана Сергеевна - аспирант кафедры истории России Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова, старший научный сотрудник отдела истории Национального музея им. Алдан-Маадыр Республики Тыва, 8-923-382-22-23, mongushss@rambler.ru.

Svetlana S. Tulush - post-graduate student at the Department of Russian History, Katanov Khakass State University; Senior Research Associate at the Division of History, Aldan-Maadyr National museum of the Tuva Republic.

(Научный руководитель: Тугужекова Валентина Николаевна - доктор исторических наук, профессор кафедры истории России Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова, khaknauka@yandex. ru.

Valentina N. Tuguzhekova - Doctor of History, Professor at the Department history of Russia, N. F. Katanov Khakass State University).

Статья поступила в редколлегию 28.11.2014 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.