УДК 373 DOI: 10.24412/2686-9624-2020-86-91
ШКОЛЬНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО И УЧЕБНО-МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ В ТУВИНСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ (1944-1961)
Тулуш С.С.
Аннотация. Статья посвящена становлению учебно-материальной базы школ в условиях осуществления всеобщего обучения в Тувинской автономной области (1944-1961 гг.). На основе анализа материалов из Национального архива Республики Тыва (НА РТ) показана динамика строительства школ и их учебно-материальное обеспечение. Несмотря на трудности (нехватка зданий для школ и их неблагоустроенность, недостаток учебников, школьного оборудования и наглядных пособий), при помощи Советского Союза, энтузиазма учителей, учёных и общественности, к концу исследуемого периода удалось охватить обучением практически всех детей школьного возраста.
Ключевые слова: Тувинская автономная область, школа, учебно-материальная база, школьное оборудование, школьное строительство, учебники, учебно-наглядные пособия.
SCHOOL CONSTRUCTION AND EDUCATIONAL AND MATERIAL SUPPORT IN TUVAN AUTONOMOUS OBLAST (1944 - 1961)
Tulush S. S.
Abstract. The article is devoted to the formation of the educational and material base of schools in the conditions of universal education in Tuvan Autonomous Oblast (1944-1961). Based on the analysis of materials from the National Archives of the Republic of Tuva (NA RT), the dynamics of school construction and their educational and material support are shown. Despite to the difficulties (lack of school buildings and lack of comfort, lack of textbooks, school equipment and visual aids) with the help of the Soviet Union, the enthusiasm of teachers, scientists and the public, by the end of the study period, it was possible to reach almost all school-age children.
Key words: Tuvan Autonomous Oblast, school, educational and material support, school equipment, school construction, textbooks, visual aids.
В настоящее время материально-техническая база школы является важным условием успешного обучения детей. Учебно-материальную базу составляют здание, кабинеты, лаборатории, мастерские, библиотеки, спортивные и читальные залы, пришкольные участки, учебное оборудование и др.; в общем, все материальные средства, с помощью которых осуществляется учебный процесс. Строительство первых школ началось еще в период Тувинской Народной Республики (1921-1944 гг.) (ТНР), а с вхождением Тувы в состав РСФСР на правах автономной области главной задачей органов образования стало осуществление всеобщего обучения. Именно в Тувинской автономной области (ТАО) (1944-1961 гг.), несмотря на сложный послевоенный период, удалось заложить необходимую учебно-материальную базу для охвата обучением всех детей школьного возраста.
Вопросы строительства и учебно-материального состояния школ в Тувинской автономной области рассматривались в работах Н.А. Сердобова [Сердобов, 1953], Г.С. Сабирзянова [Сабирзянов, 1967], научно-популярной работе «Педагогическое образование в Туве: Научная мысль. История. Люди» [Педагогическое образование в Туве..., 2003], М.М.-Б. Харуновой [Харунова, 2011], третьем томе фундаментального
труда «История Тувы» [История Тувы, 2016]. Ценные источниковедческие материалы впервые введены в научный оборот в исследовании В.Ч. Монгуш «Новые архивные данные по истории школьного строительства в Туве начала ХХ века» [Монгуш, 2020]. В данной статье, на основе анализа архивных материалов областного отдела народного образования, представлена динамика школьного строительства и учебно-материальное обеспечение в рамках осуществления всеобщего обучения в ТАО.
В условиях кочевого образа жизни жителей ТНР, наибольшее распространение получили школы-интернаты. Первые здания для школ строились силами и средствами населения без каких-либо проектов или типовых чертежей, из-за чего они не соответствовали санитарно-гигиеническим требованиям. В школьных кабинетах отсутствовало оборудование и наглядные пособия. Из всех канцелярских принадлежностей школы получали лишь необходимый минимум: модели геометрических фигур, тетради, линейки и карандаши (НА РТ, ф. 79, оп. 1, д. 181, л. 18). В 1943 г., в связи с переводом национальной письменности с латиницы на кириллическую основу, предстояла большая работа по разработке новых учебников. На первые школы-интернаты возлагались большие учебно-воспитательные задачи, поэтому их количество росло с каждым годом. Большую помощь оборудованием, учебниками и методическим руководством школам ТНР оказывал Советский Союз (НА РТ, ф. 79, оп. 1, д. 181, л. 28).
11 октября 1944 г. ТНР была принята в состав РСФСР на правах автономной области, и с этого момента главной задачей органов народного образования стало осуществление всеобщего обучения. В 1944-1945 учебном году в области насчитывалось 122 школы; из 21 138 детей с 8 до 17 лет обучалось только 8 585 школьника (НА РТ, ф. 79, оп. 1, д. 200, л. 8). При этом в 7-х классах насчитывалось 244 учащихся, в 10-х - 32 (НА РТ, ф. 79, оп. 1, д. 396, л. 15). Все 83 интерната при тувинских школах перешли на полное государственное обеспечение (НА РТ, ф. 79, оп. 1, д. 202. л. 3). Санитарно-гигиеническое состояние существующих школ было взято под особый контроль. На территории Тувы началось поэтапное осуществление всеобщего начального обучения.
С 1945 г. подрядным способом началось строительство зданий для школ, интернатов и квартир для учителей в разных районах Тувы (НА РТ, ф. 79, оп. 1, д. 223. л. 4). К строительству было утверждено 16 объектов со сдачей в 1946 г., однако ни одно здание к сроку не было завершено. Первые 46 школ и 7 интернатов были сданы в эксплуатацию только в 1949 г. (НА РТ, ф. 79, оп. 1, д. 269, л. 1); а в 1950 г. были введены еще 23 здания (НА РТ, ф. 79, оп. 1, д. 295, л. 67). В 1949-1950 учебном году вне школы оставались 4951 детей с 7 до 15 лет, из них 2 775 - по причине отсутствия мест (НА РТ, ф. 79, оп. 1, д. 276, л. 6).
Ускоренные темпы строительства приводили к срывам, огромные средства оставались неосвоенными. В 1946 г., например, из 1 850 тыс. руб., выделенных на строительство школ, за год было выполнено работ только на 1 010 тыс. руб. (НА РТ, ф. 79, оп. 1, д. 240, л. 7). Так, к новошкольному строительству добавлялось большое количество переходящих объектов. Несвоевременная сдача объяснялась недостатком квалифицированных строителей, материалов, необходимости одновременной работы над многими объектами (жилье, больницы, клубы и др.), плохой организацией строительных работ подрядчиком и другими причинами. Во многих новых школах из -за небольших площадей не было возможности выделить помещения для библиотек, спортивных залов и даже учебных кабинетов.
Нехватка школьных помещений затрудняла введение всеобщего начального обучения. Летом 1948 г. по инициативе колхозов области возникло движение по строительству школ, интернатов, столовых, бань методом народной стройки, т.е. методом массового добровольного участия трудящихся. Эта инициатива была одобрена, и из государственного бюджета было выделено свыше 517 тыс. руб.,
бесплатно отпускались строительные материалы и лес (НА РТ, ф. 79, оп. 1, д. 277, л. 17). Во избежание возведения зданий, не соответствующих санитарно-гигиеническим нормам, строительство производили только по типовому проекту Министерства просвещения РСФСР (НА РТ, ф. 79, оп. 1, д. 245, л. 162). С 1949 по 1951 гг. силами населения было построено 96 школ на 7680 школьных мест. [Сердобов, 1953: 68]. Однако 30 % школ, построенных методом народной стройки, к 1952 г. так и остались недостроенными: без крыш и штукатурной отделки (НА РТ, ф. 79, оп. 1, д. 373, л. 3). Для завершения строительства в одних случаях не хватало рабочей силы, в других -выделяемых государством средств. В последующем это приводило к значительному перерасходу средств на капитальный ремонт школ: в 1948 г., например, он составил 103,7 тыс. руб. (НА РТ, ф. 79, оп. 1, д. 253, л. 10).
В 1944 г. большая группа тувинских ученых под руководством профессора А.А. Пальмбаха была командирована в Москву для создания первых учебников [Сабирзянов, 1967: 12]. В процессе работы возникли методические и организационные проблемы, а также трудности в переводе школьных учебников на тувинский язык. Некоторые из переведенных книг имели серьезные смысловые искажения и фактические ошибки (НА РТ, ф. 79, оп. 1, д. 363, л. 5). Издательская работа тоже шла с трудом: в 1949-1950 гг. из 32 названий учебников тиражом 148 тыс. экз. был напечатан один учебник тиражом 8 тыс. экз. [Харунова, 2011: 97]. С 1950 г. работа велась в основном по переизданию переводных и оригинальных учебников. [Сердобов, 1953: 105]. Катастрофическая нехватка учебников в тувинских школах отрицательно сказывалась на успеваемости учащихся.
Понятие «школьное оборудование и инвентарь» по состоянию на 1946 г. включало в себя мебель, вешалки, часы, бюсты вождей, арифмометры, счеты, чернильные приборы, умывальники и мн. др. (НА РТ, ф. 79, оп. 1, д. 244, л. 20). Нехватка оборудования и наглядных пособий постоянно сопровождала учебный процесс: то Главснабпрос отправлял «не те» учебные пособия, то органы образования не осваивали бюджетные средства. Предприятия местной промышленности, несмотря на приоритетность изготовления школьной мебели, не успевали вовремя выполнять заказы. Например, в 1954 г. из 1900 парт для школ области было изготовлено только 488 (НА РТ, ф. 79, оп. 1, д. 376, л. 144). Г.С. Сабирзянов описывает случай, когда «...в пос. Кызыл-Тайга Барун-Хемчикского района в классах недоставало 20 парт и дети занимались, сидя на полу. Они не были обеспечены тетрадями, учебниками и ручками. Учащиеся писали перьями, прикрепленные палочками от караганника» [Сабирзянов, 1967: 36].
Пожалуй, нигде так остро не ощущался недостаток мебели, как в школьных интернатах. Мебельная фабрика ограничивалась лишь починкой имеющейся мебели, не наращивая объемов производства. В 1946 г. на оборудование школьных интернатов было выделено свыше 3 млн. руб., но в некоторых районах большая часть средств осталась неосвоенной. Так, в Пий-Хемском районе из 38 600 руб. к концу года было израсходовано только 4 100 руб., в Улуг-Хемском районе из 132 900 руб. - 44 800, в Тес-Хемском - из 87 700 руб. выделенных средств потратили всего 17 600 руб. (НА РТ, ф. 79, оп. 1, д. 236, л. 32). Ремонт в зданиях проходил медленно: не хватало рабочей силы и строительных материалов. В начале каждого нового отопительного сезона происходили перебои с топливом (НА РТ, ф. 79, оп. 1, д. 249, л. 30). Площади некоторых интернатов были настолько малы, что не позволяли установить кровати по количеству детей, а также выделить отдельные комнаты для учебных занятий ( НА РТ, ф. 79, оп. 1, д. 283, л. 4).
Происходящий в области процесс коллективизации и перехода на оседлость создал новую социально-экономическую базу для развития образования. В 1950 г. на территории всей области был введен Закон об обязательном семилетнем обучении (НА РТ, ф. 79, оп. 1, д. 285, л. 6), после чего началась постепенная реорганизация
начальных школ в семилетние, а семилетних - в средние. Общее количество школ начинает уменьшаться. В этот период насчитывалось 520 семиклассников и 89 десятиклассников (НА РТ, ф. 79, оп. 1, д. 397, л. 15).
В 1952 г. вопрос с учебно-материальным обеспечением школ вышел на новый уровень в рамках концепции о политехническом обучении. Концепция предполагала «знакомство с основными принципами всех процессов производства, вооружении навыками практического применения простейших орудий всех производств, во всестороннем развитии своих способностей для всестороннего применения их в жизни» [Сердобов, 1953: 101]. В школах начали вводить новые учебные планы и программы. В начальных классах вводился труд, в 5 -7 классах - занятия на учебно-опытных участках, 8-10 классах - практикумы по сельскому хозяйству, машиноведению и электротехнике. Соотношение предметов гуманитарного (сокращали на 561 час) и естественного циклов теперь было в пользу последних, при этом особый акцент ставился на преподавании физики и химии. Несмотря на новые приоритеты, как ни странно, в школах по-прежнему не хватало учебных материалов и приборов по естественным предметам.
К 1954 г. в ТАО было построено уже более 100 типовых зданий, но работа по материальному обеспечению шла слабо. Из всех статей бюджета по народному образованию, хуже всего были освоены статьи на приобретение хозяйственного инвентаря и учебного оборудования: из 701,5 тыс. руб. израсходовано только 532 тыс. руб. (НА РТ, ф. 79, оп. 1, д. 397, л. 15, 16). Заявка области по учебному оборудованию была удовлетворена лишь на 30 % (НА РТ, ф. 79, оп. 1, д. 396, л. 10). Помощь в обеспечении оборудованием и инструментами оказывали шефские предприятия: лесозавод, типография, Стройтрест и др.
Окончательное закрепление основ политехнизма закрепил закон «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии народного образования в СССР», принятый в декабре 1958 г. Главной задачей среднего образования теперь было преодоление отрыва школы от жизни. С 1959-1960 учебного года в области начался постепенный перевод школ с семилетнего на восьмилетнее обязательное обучение, после чего последовала реорганизация семилетних и десятилетних школ в восьмилетние и одиннадцатилетние трудовые школы с производственным обучением. В школах создавались ученические бригады, в старших классах началось изучение основ промышленного и сельскохозяйственного производства, а также прохождение производственной и профессиональной подготовки.
Перестройка школы потребовала значительного укрепления учебно-материальной базы. В 1959 г. на учебное и школьное оборудование государством было выделено 1 млн. 900 тыс. руб., в 1960 - 3 млн. 150 тыс. руб. (НА РТ, ф. 79, оп. 1, д. 545, л. 10). В 1961 г. в 87 школах были оборудованы 118 учебных производств и учебных мастерских (НА РТ, ф. 79, оп. 1, д. 734, л. 162). Общая площадь учебно -опытных участков школ области составила 14,7 га, в 8 школах были созданы теплицы (НА РТ, ф. 79, оп. 1, д. 664, л. 14). В укреплении учебно-материальной базы принимали участие родительская общественность, шефствующие предприятия, колхозы.
В 1960-1961 учебном году насчитывалось 167 школ, в которых обучалось 35 307 детей с 7 до 16 лет (НА РТ, ф. 79, оп. 1, д. 734, л. 162). В 5 - 7 классах насчитывалось 12 667 детей, в 8-11 - 3781 (НА РТ, ф. 79, оп. 1, д. 720, л. 13). Школы были расположены в 323 учебных зданиях, большинство из которых были деревянные (309). Электрическое освещение было подключено в 292 зданиях, централизованное отопление - в 28-ми, водопроводные системы - в 2-х школах (НА РТ, ф. 79, оп. 1, д. 734, л. 162). Возведение зданий методом народной стройки продолжалось: в 1960 г. 23 колхоза своими силами осуществляли строительство школ на 1 240 мест, 5 мастерских, 4 интернатов и 4 квартир для учителей, получая помощь от государства лишь
в изготовлении проектно-сметной документации и обеспечении стройматериалами (НА РТ, ф. 79, оп. 1, д. 679, л. 101). Большинство школьных зданий в этот период все еще были не благоустроены и требовали капитального ремонта. С 1945 по 1959 было введено в действие 129 учебных зданий (НА РТ, ф. 79, оп. 1, д. 726, л. 4). Ситуация с учебниками также оставалась тяжелой: в 1961 году из 14 учебников для тувинских школ были сданы в набор только 2 учебника. В результате было принято решение об организации в составе тувинского книжного издательства отдела учебно -педагогической литературы и увеличении дотации из бюджета на издание учебников. (НА РТ, ф. 79, оп. 1, д. 715, л. 1 - 2). Большинство школ по-прежнему не имели в достаточном количестве учебно-наглядных пособий и необходимого оборудования, особенно по естественным предметам.
Динамика количества школ и численности учащихся в Тувинской автономной области (1944-1961 гг.)_
1944 г. 1950 г. 1954 г. 1961 г.
Всего школ: 122 183 151 167
Начальных 110 134 57 50
Семилетних/восьмилетних 9 41 72 40/ 54
Средних 3 8 22 21
Специальных - - - 2
Количество детей в школах 8 585 25 854 30 613 35 307
Количество детей, не посещающих школы 12 553 4 951 3 638 474
(Таблица подготовлена на основе информации: 1944 г., 1950 г., 1954 г. - НА РТ, ф. 79, оп. 1, д. 200, л. 8; НА РТ, ф. 79, оп. 1, д. 276, л. 6; НА РТ, ф. 79, оп. 1, д. 285, л. 8; НА РТ, ф. 79, оп. 1, д. 396, л. 15; НА РТ, ф. 79, оп. 1, д. 397, л. 1; 1961 г. - НА РТ, ф. 79, оп. 1, д. 734, л. 162; НА РТ, ф. 79, оп. 1, д. 686. л. 6).
Таким образом, создание учебно-материальной базы школ являлось основным условием для осуществления всеобщего обязательного обучения в Тувинской автономной области. Строительство школьных зданий осуществлялось подрядным способом и силами населения. С 1949 г. началось планомерное ежегодное введение в эксплуатацию школьных зданий и других объектов. С учебно-материальным обеспечением школ также возникали перебои, часто по причине дефицита на складах, неполного освоения бюджетных средств и других объективных факторов. Тем не менее, становление и укрепление учебно-материальной базы школ позволило с 19591960 учебного года начать переход к восьмилетнему обязательному обучению в Тувинской автономной области (1944-1961 гг.).
Список литературы:
1. История Тувы: В 3 т. Т. 3 / Под общей ред. Н.М. Моллерова. - Новосибирск: Наука, 2016. 455 с.
2. Монгуш В. Ч. Новые архивные данные по истории школьного строительства в Туве начала ХХ века // Новые исследования Тувы. 2020, № 2. С. 187-200.
3. Педагогическое образование в Туве: Научная мысль. История. Люди. Посвящается 50-летию педагогического образования в Туве. Кызыл: Тувинское книжное издательство, 2003. 256 с.
4. Сабирзянов Г.С. Партийное руководство народным образованием в Советской Туве (1944-1967 гг.). Кызыл: Тувкнигоиздат, 1967. 71 с.
5. Сердобов Н.А. Народное образование в Туве. Кызыл: Тувинское книжное издательство, 1953. 136 с.
6. Харунова М. М. -Б. Социально-политическое развитие Тувы в середине ХХ века / М.М.-Б. Харунова. - Новосибирск: Наука, 2011. 139 с.
ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ
Тулуш Светлана Сергеевна, старший научный сотрудник отдела истории, Национальный музей имени Алдан-Маадыр Республики Тыва, Кызыл, Россия. Электронный адрес: [email protected]
INFORMATION ABOUT THE AUTHOR
Tulush Svetlana Sergeevna, Senior Researcher, Department of History, Aldan-Maadyr National Museum of the Republic of Tuva, Kyzyl, Russia. E-mail: [email protected]
УДК 069.4 DOI: 10.24412/2686-9624-2020-91-94
ОБ УЧАСТИИ ТУВИНСКИХ ДОБРОВОЛЬЦЕВ-ЛЕТЧИКОВ И СОВЕТСКИХ ГРАЖДАН ИЗ ТУВЫ В СОВЕТСКО-ЯПОНСКОЙ ВОЙНЕ 1945 г.
(ПО МАТЕРИАЛАМ НАЦИОНАЛЬНОГО МУЗЕЯ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА)
Чыргалан С.Ю.
Аннотация. Статья основана на фондовых материалах Национального музея имени Алдан-Маадыр Республики Тыва и содержит интересные данные по заявленной теме. Автором была предпринята попытка восполнить документальными сведениями участие тувинцев и советских граждан из Тувы в советско -японской войне 1945 г.
Ключевые слова: Национальный музей Республики Тыва, Великая Отечественная война, тувинские летчики, советские граждане из Тувы, японские милитаристы.
ON THE PARTICIPATION OF TUVAN VOLUNTEER PILOTS AND SOVIET CITIZENS FROM TUVA IN THE SOVIET-JAPANESE WAR OF 1945 (BASED ON THE MATERIALS OF THE NATIONAL MUSEUM OF THE REPUBLIC OF TUVA)
Chyrgalan S.Yu.
Abstract. The article is based on the stock materials of the Aldan-Maadyr National Museum the Republic of Tuva and contains interesting data on the stated topic. The author made an attempt to fill in with documentary information the participation of Tuvans and Soviet citizens from Tuva in the Soviet-Japanese war of 1945.
Keywords: National Museum of the Republic of Tuva, the Great Patriotic war, Tuvan pilots, Soviet citizens from Tuva, Japanese militarists.
В 2020 г. мы отмечаем 75-летний юбилей Победы Советского Союза в борьбе против гитлеровской Германии. К юбилейной дате Национальный музей имени Алдан -Маадыр Республики Тыва подготовил обновленную выставку «Тува. Все для Общей Победы». В ходе сбора материалов для новой экспозиции были собраны немало информации, добыты ранее неизвестные сведения. В данной статье мы ознакомим читателей с некоторыми из них.
О том, что в советско-японской войне 1945 г., ставшей заключительным этапом Второй мировой войны (1939-1945), принимали участие тувинские добровольцы-летчики известно из более ранних источников. Ими были - Ховалыг Хопуя Тогдугашович (1917-1993) [1] и Ензак Алексей Буянович (1914 - ?) [3, 4].
В честь 15-летия со дня образования ТНР в 1936 г. правительство СССР подарило ТНР пятнадцать легковых автомашин [Тува в годы Великой., 2017: с. 130] и два самолета ПО-2 [9]. Новым толчком для развития авиации в Туве стало